2.2 Любовь и семья как нравственные доминанты СМИ РПЦ
Аксиосфера медиапродукта - ключевой пункт при изучении эффективности современных религиозных СМИ, определения их места в общей журналистской системе России. По определению профессора И.В.
Ерофеевой, аксиосфера медиатекста «есть относительно самостоятельная виртуальная сфера общего медиатекста, аккумулирующая систему духовно-нравственных ценностей (которое репрезентует, формулирует и пропагандирует в обществе институт СМИ) и обладающая определенной совокупностью жанровых, семантических и структурных компонентов. Текст СМИ при этом выступает как способ хранения,177
передачи и трансформации ценностей».
В настоящее время на территории Уральского Федерального округа насчитывается 82 официальных церковных СМИ (не считая интернет-сайтов, а также тематических приложений, рубрик и программ в местном светском медиаконтенте), и с каждым годом их количество продолжает увеличиваться. Происходит это по большей части за счет освоения Церковью сети Интернет, а также вследствие возрождения традиций церковной периодики. Православный теле-, радиоконтент из-за своей трудоемкости, затратности и профессиональной специфики развивается менее стремительно (исключение составляет ТК «Союз» и радио «Воскресение»). В современных условиях епархиям, храмам и приходам [174] необходимы собственные информационные миссионерско-катехизаторские ресурсы, которые в подробностях сообщали бы верующим о жизни прихода и РПЦ в целом, а также позволили бы редакциям оказать аксиологическое влияние на сознание аудитории посредством не только проповеди в храме, но и с помощью преимущественно печатного слова.
Нацеленные на формирование определенных ценностных установок воцерковленной аудитории, а в настоящее время активно стремящиеся привлечь к диалогу и светского читателя, зрителя, слушателя, церковные СМИ Уральского Федерального округа внедряют в концептуальную основу своих медиа три смыслообразующих аксиологических компонента - это любовь, семейные ценности и патриотизм.
При этом «любовь» по праву считается центральной аксиологической константой христианской веры и православной прессы в частности. Будучи духовной доминантой, данная категория может проявляться в мире человеческих отношений через такие нравственные качества, как: духовная привязанность, заботливость, доверительность, жалостливость, искренность и т.д. Любовь является наивысшей ценностью, определяющей всю жизненную стратегию человека. Приоритет любви подтверждает и то, что данный концептдовольно рано стал предметом философской рефлексии. Различные проявления
180
этого чувства породили его многообразные типологии. Например, И. Кант
181
пишет о патологической и истинной любви; Э. Фромм - о братской, материнской, эротической, о любви к себе и любви к Богу; К.С. Льюис - о любви-нужде, любви-даре, любви-оценке. Причем последний видел в любви единственный путь, который может привести к преодолению зла. Но [175] [176] [177] [178] [179] непосредственно решение проблемы зла впервые предложил Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., 5, 44) - и вы победите зло». Насущной проблема «добра-зла» стала и в настоящее время. Общественность все чаще выражает беспокойство в отношении современной ценностной системы координат, весьма критически отзываясь о нынешней морально-этической обстановке в России: приоритетным для россиян стало стремление к богатству и роскоши, беззаботной жизни и гедонизму, наблюдается отсутствие уважения и сочувствия к людям, равнодушие к проблемам ближнего, потеря чувства национальной гордости и единства. Демонстрируют, а нередко и усугубляют данные тенденции и средства массовой информации, в особенности телевидение. Многообразие рейтинговых низкокачественных программ, основанных на биологических инстинктах людей, преобладание мультипликационной и кинопродукции с примерами аморального поведения героев, их стремления к обеспеченной жизни и развлечениям, новостные сводки об усугублении криминальной обстановки в обществе и «праймовые» ток-шоу, детально и красочно описывающие пороки современного общества, - все это лишь частные примеры контента, потребителями которого становятся как взрослая категория граждан, так и младшая возрастная группа зрителей. Авторы не просто констатируют, что сегодня существуют серьезные проблемы в аксиосфере, но и пытаются выявить причины происходящих в обществе нравственных перемен. В качестве первопричины обозначается девальвация фундаментального понятия «любовь». Православные редакции настаивают на том, что в современном обществе забыта сама его суть, нивелировано значение («А что есть «любовь»? Сложно понять, когда ты еще не постиг ее, не прочувствовал, да успеешь ли когда-либо сделать это?», «Что же все-таки такое любовь? Эмоция, ощущение, чувство или нечто большее?», «Любовь... Вечная и неисчерпаемая тема. О любви слагали песни и сонеты столетия назад, о ней слышно со всех сторон и в современном мире. Наперебой черпают гонорары из любовного колодца журналисты, писатели, сценаристы, режиссеры самого разного таланта и искренности. Но какое значение вкладывается в понятие «любовь» сегодня?» ). Более того, нередко происходит так называемая «подмена понятий», когда под любовью понимается исключительно физическая составляющая в ущерб духовной («Под любовью в современной культуре понимаются похоть и плоть. А под любовью в браке мы должны понимать ту любовь, о которой пишет апостол Павел»[184] [185] [186] [187], «У очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но в грехе и распутстве нет любви - любовь может явить себя только в семейной жизни»[188]). В этой связи определяющим для всей редакционной политики издания представляется единое понимание авторами данной нравственной константы, суть которой впоследствии и будет предложена читательской аудитории. Из православных СМИ Урала: «Любовь - это не чувство, когда в душе пылает там каким-то огнем, о котором поэты пишут, это не любовь, нет, это - «я хочу иметь». А любовь - это когда «я хочу дать». Свою кровь, свое время, свои силы, свои средства, свой ум, свою жилплощадь» , «Любовь многие называют чувством, но любовь более, чем просто чувство. В этом она сравнима с верой. Истинная любовь, как говорит апостол Павел, должна быть вечной: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 8). И вот, чтобы вечно чувствовать любовь, нужно принять очень твердое решение: любить несмотря ни на что. (...) Любовь очень прихотлива, нежна, нуждается в постоянном уходе», «Любовь - это не похоть, не влюбленность романтического юноши, пишущего стихи. «Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не радуется неправде, сорадуется истине, все терпит, всему верит.»,[189] [190] [191] «Любовь - непостижимая тайна, сила, которая всё преодолевает»,[192] «Настоящая любовь тиха, скромна, при ней нет бурного излияния чувств. Она просто есть. Есть связь между людьми, и любящие постоянно ее чувствуют»,[193] [194] «Любовь - это преодоление эгоизма, это умение жертвовать чем-то для любимого, прощать его недостатки, жить для него, даже 197 когда он не радует нас». Взяв за основу христианскую трактовку данного чувства, авторы вслед за философами и психологами, невольно формулируют собственные классификации рассматриваемой аксиологической категории. Исходя из содержания церковных печатных изданий, «любовь» приобретает следующие типологические характеристики (см. табл.). толкование составляющие должна быть раздроблена на привязанность 201 к различным вещам». (темного цвета), пасхальные подарки, в том 202 числе и кондитерские изделия», «Любить. Господь дал нам эту заповедь: всех любить, не искать любви, а всех любить»,[200] «Долг человека - помочь нуждающимся, и это норма, смысл и радость служения Богу»,[201] «Примем в дар и пожертвуем для многодетных и малоимущих семей, людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: детские вещи, школьные принадлежности, вещи длявзрослых, обувь, мебель, бытовую технику и т.д.»,[202] «Коляска детская типа «трость» б/у, один год, подарим молодой семье. Тел.: 89123101901»,[203] «(Приемной маме двойни - прим. авт.) нужны: сдвоенная кроватка, сдвоенная коляска (если у вас их нет, их же можно купить!), прочее (в том числе деньги)»,[204] [205] «Просим прихожан помочь людям, находящимся в геронтологическом центре (п. Христовых Тайн. Желающие потрудиться 208 могут записаться в иконной лавке», «Помощь заключенным является долгом каждого христианина, одним из необходимейших служений Церкви»,[206] «7 января Каменск-Уральское отделение Красного Креста и социальный отдел Каменской епархии провели акцию «Рождественский подарок». (...) Со слезами на глазах немощные люди принимают подарки и благословение священника. (...) Подарки для бездомных были собраны на средства Красного Креста и физическое влечение 217 семейного очага». между молодыми людьми, исключающее интимные отношения душевное знакомство, верность, привязанность 219 посягнувшим на честь твоей невесты», «Соблюдение целомудрия - обязательное условие. Существует даже церковный канон, гласящий, что если юноша с 211 212 213 214 215 216 217 213 219 предназначение любящими друг друга мужем и женой есть 222 эта незаметная, но очень крепкая связь», «Любящий не замечает недостатков любимого, переносит любые тяготы и лишения ради него, бывает так самоотвержен, что спокойно и осознанно отдает 223 свою жизнь ради дорогого человека», «Настоящая любовь - это не эмоция, не 224 ощущение, не страсть и не порыв», «Настоящая любовь выражается фразой: «Я хочу быть только с тобой».[222] [223] родительская семье появляются новые члены семьи, и 226 супруги становятся отцом и матерью», «очень важно, чтобы оба родителя говорили ребенку: «Ты рожден от нашей любви. Мы очень ждали и хотели тебя!». Ребенок, особенно девочка, должен всегда знать, что он желанный на этой земле»,[224] «Родители в идеале должны быть авторитетом для ребенка, а не друзьями, не партнерами, не равными ему. Ставить рамки, вводить ограничения, объяснять, что такое хорошо и что такое плохо - прямая обязанность родителей, которую невозможно выполнять, находясь с ребенком «на равных»,[225] «Родители через любовь к ребенку научаются любить друг друга».[226] Как можно видеть, аутентичный смысл любви (в данном случае подразумевается только сфера межличностных отношений) генерируется исключительно в семье, причем важна в данном случае и формальная сторона. Семьей с православной точки зрения может считаться только официально зарегистрированный брак («Именно в законном браке мужчина и женщина становятся друг для друга по-настоящему родными людьми» , «Брак - даже невенчаный, но законный - это тоже установление Божие! Дар, сохранение которого требует и ответственности, и усилий, и веры». ) и рекомендательно венчанный («люди объединяются в одно целое, две половинки становятся одной плотью»,[227] [228] [229] [230] «в Таинстве Брака Господь благословляет совместное жительство людей для того, чтобы они научились любви» , «идеальный брак, это, конечно, брак, заключенный на небесах через таинство венчания. Это означает, что пара берет на себя ответственность не только перед государством, но и перед Господом»[231] [232]). Таким образом, православная семья не мыслима без ее обрядовой части - таинства венчания. Эту мысль не просто пытаются донести до читательской аудитории православные авторы, но и переводят ее в ранг долженствования («Чтобы сохранить единство семьи, нужно совершить таинство бракосочетания - Венчание. (...) Во время коммунизма были проблемы с этим, поэтому мы и делали снисхождение, а сейчас никаких препятствий нет. И вы должны совершить это таинство, чтобы вас связал Святой Дух. Один из главных факторов единения брака - это Святой Дух, который сходит на супругов во время таинства Брака». ). Для того, чтобы донести, в частности, данный посыл до аудитории, необходимо облечь глубокий нравственный смысл написанного и собственную систему аргументации в определенную форму, подчинить текст законам того или иного жанра. Так, в разговоре о любви и семейных ценностях работники редакций предпочитают выбирать следующие журналистские жанры: комментарий, житейская история и интервью; художественные: стихотворение, рассказ, мемуарные и дневниковые записи, эпистолярий; и церковные: проповедь, исповедь, житие святых. Отдельно следует выделить ставшую популярной в церковных СМИ сентенцию или апофегму}36 Как правило, в качестве авторов своеобразных афоризмов выступают авторитетные церковнослужители, люди с большим жизненным опытом, имеющие богатый опыт нравственного наставления прихожан (например, Святейший Патриарх Кирилл: «Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья - уходит любовь», протоиерей Димитрий Смирнов: «Без любви жизнь скучная, подлая и без перспективы», «Мир в семье, когда, играя в шашки, один говорит: «Ходи», а другой: «Нет, ты ходи», «Тот, кто живет для себя, ограничивает свою жизнь, охлаждает свое сердце, опустошает душу» ). Могут быть и выдержки из нравственных речей мыслителей прошлого (Святитель Нектарий Эгинский: «Никого не люби чрезмерно. Если и все тебя оставят - не скорби. Главное, чтобы Христос тебя не оставил. Об этом и молись», «Люби всех, но и не люби никого особо»[233] [234] [235] [236] [237]). Встречается апофегма как во внутренней структуре текстов, так и представлена обособленно, выделяясь из общей повествовательной канвы специальными заголовочными комплексами (Например, «Иоанн Богослов о любви»[238], «Святые отцы о вере»[239] и т.п.). Житейская история (жанр, выделяемый А.А. Тертычным) - также весьма популярный жанр церковной журналистики Урала, позволяющий через мнение и судьбу прихожан и священнослужителей передать свой взгляд на любовь, брак, семью. Причем, как правило, данный журналистский жанр тесно переплетается с сугубо церковным - исповедью и становится уже не просто жизнеописанием, а неким покаянием. Повествование ведется от первого лица, что делает текст правдоподобным, убедительным, камерным, эмоционально окрашенным (чувства героя открыты для аудитории), заставляет читателя стать соучастником описанного (сочувствовать, сопереживать и т.д.). Например, «Когда мой муж приходит вечером с работы, я радостно улыбаюсь. Порой он смертельно устает. Я тоже выматываюсь, но мы все равно находим время для того, чтобы пообщаться, просто посидеть рядом в обнимку, почитать вслух, обсудить то, что нас волнует. Близость у нас происходит, понятное дело, не так часто и ярко, как в юности - все-таки давно вместе, но все же она меня устраивает. Я смотрю в его глаза и вижу, что они улыбаются мне. Я счастлива. Когда спрашиваю его, счастлив ли он со мной, он отвечает: «Конечно, да». И я стараюсь не вспоминать о том, каким адом была моя жизнь с ним когда-то...», «(...) только плакала от отчаяния и ко Господу в одиночестве молилась об исцелении моего мужа. (...) Мое сердце радовалось и ликовало от пережитого. Сомнений уже не было: мой муж будет жить! В один миг Господь открыл мне, что действительно у него все живы, что нельзя надеяться только на свои силы, что у нас есть большая небесная семья, которая днем и ночью молится о нас».[240] [241] [242] Отдельно следует выделить нашедшие свое отражение в печатной периодике истории любви служителей Церкви, которые, с одной стороны, демонстрируют образец долговременных семейных отношений, а с другой, размывают грань в сфере любви между светским человеком и церковнослужителем («У священников все то же самое, как и у остальных людей: появилась симпатия, начал ухаживать. Какая разница: священник или слесарь?», «Мы с женой вместе четверть века. За эти 25 лет я понял одно: любовь - это работа. Прежде всего, работа над собой. (...) Первые годы нашего супружества мы с женой категорическим способом пытались решить проблемы, три раза расходились. (...) А потом Господь нас вместе сводил»,[243] [244] «Некоторые, я знаю, годами дружат, все присматриваются, примериваются к будущей жене. А я сразу понял, что это моя вторая половина» , «Бог всегда был с нами и мы с Ним, а это все более и более скрепляло нашу общую любовь. Через год у нас будет 50 лет совместной жизни»[245]). Такое неформальное знакомство с духовниками епархий стирает существующие психологические границы между читателем и клириками, поскольку демонстрирует их эмоциональную приближенность к обычному человеку и некнижное понимание его житейских проблем. Поэтому душевные беседы, подкрепленные примерами личного, порой неидеального семейного опыта, а не просто сухое изложение церковных канонов - гарант увеличивающего кредита доверия аудитории в отношении Церкви. Следует еще раз обозначить, что любовь в православных изданиях органично переплетается с равнозначной аксиологической категорией «семья». Авторы церковных изданий УрФО дефинируют понятия «семья» и «брак» как единое духовное пространство, в котором все живут в атмосфере любви, доверия и уважения, совместно преодолевая жизненные трудности («Семейная жизнь, проводимая супругами в гармонии со своей совестью, в послушании Г осподу, во взаимной любви и верности, - есть отображение райской жизни»[246], «Семья - это добровольное единение в любви, это то духовно-нравственное пространство, которое должны создать супруги, ощущая свою сопричастность друг другу»[247] [248], «Брак - это самая тесная и самая святая связь на земле. Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье» (Г осударыня Александра Федоровна Романова). ). Это разговор с читателем о любви, венчании, детях, усыновлении, проблемах многодетных семей, абортах. Авторы задаются как вечными вопросами (любовь и верность), так и не обходят стороной проблемы, с которыми столкнулось современная цивилизация (демографический и экономический кризис, девальвация семейных ценностей, возрастающее количество разводов, ювенальная юстиция). Столь популярное среди молодежи «сожительство» или «пробный брак» (неверно понимаемое светским обществом как «гражданский брак») осуждается авторами, поскольку демонстрирует безответственность людей по отношению друг к другу («В православной церкви он считается блудом. Люди, живущие вместе и не имеющие никаких обязательств друг перед другом, я говорю о незарегистрированных отношениях, живут в грехе. Таких людей даже не причащают» ). Не менее категорично и отношение авторов к добрачным связям. В частности, они констатируют, что это «единственный действительно обоснованный упрек, который можно предъявить современной молодежи. Произошедшая в середине XX века так называемая «сексуальная революция» имела одним из своих последствий то, что в сфере общепринятой морали добрачные связи перестали порицаться и стали нравственно приемлемыми. Достаточно сравнить отношение к супружеским изменам и к досупружеской интимной жизни: первое так или иначе все же не одобряется и осуждается, второе стало в постхристианском мире принятым как норма», «Нужно, чтобы жизнь оставалась жизнью, а разврат струился гнойным ручейком, как тот ручей из помойной ямы, что всегда струится на задних дворах деревенской хаты. Он всегда был, но никогда не тек по главной улице». В продолжение темы - выдержка из исповеди прихожанки, некая попытка оправдания современной безнравственности: «Вообще найти мужика сложно, а чтобы он еще ждал до брака, терпел - это что-то из области фантастики! И как же жить... чтобы по- Божиему? В монастырь идти? Но я никогда не хотела монахиней быть, у меня к этому призвания нет. А страшнее одиночества нет ничего! Как жить, батюшка?!». Подобный опубликованный «крик души» - редкий пример из православной прессы Урала, поскольку предоставить аргументированный и современный ответ на такие нравственные вызовы нашего времени Церковь с ее непоколебимой архаичной и категоричной позицией не всегда в состоянии. Но при этом уже сам факт обращения душеполезных изданий УрФО к социальным проблемам современной семьи можно считать их положительной характеристикой. Другое дело, что подается информация монологично, без четкой системы аргументации. Авторы затрагивают серьезные проблемы современной семьи (аборты и мера ответственности каждого в паре, сиротство, безотцовщина, малодетность), но подает их однобоко - не от «первого лица», а с однозначной [249] [250] [251] [252] позиции служителей Церкви, подкрепляемой достаточно ограниченной доказательной базой. Аборт («душегубство, чадоубийство»[253] [254] [255]) - остросоциальная проблема, весьма популярная тема для разговора с аудиторией церковной прессы. Авторы призывают читателей присоединиться к социальным акциям и встать на защиту «еще не рожденных малышей» с лозунгом «в защиту жизни!» . А тем, кто уже совершил аборт и тем, кого волнует данная проблема, авторы предлагают зажечь свечу памяти с надеждой, что «все зачатые дети будут рождены», поскольку «свеча - это видимый символ нашей молитвы о спасении еще не рожденных младенцев от гибели в результате аборта, о даровании утешения отцам и матерям, которые осознанно или не осознанно уже попустили не родиться своим детям». СМИ стремятся донести до аудитории тезис, что дети это «фундамент, цемент, который скрепляет отношения между супругами. Потому что долго смотреть только друг на друга быстро устанешь - необходим объект, на который любящие сердца изливают свою любовь»[256], «Нет больше невзгод, страданий. Есть только мой ребенок и невероятное ощущение чуда рождения, настоящее счастье и радость».[257] В разговоре про аборт клирики делают акцент не столько на решение женщины, сколько на ответственности мужчины («Молодая женщина вряд ли выберет аборт, когда отец ребенка рядом и поддерживает ее. Поэтому его реакция является ключевой в этой ситуации»[258], «Мужчины, которые одобряли аборт, часто впоследствии осознают, что это был их ребенок, человеческое существо, и осознание этого опустошает их»[259]). Это еще раз подтверждает, что в браке ответственность за любое решение должны разделять оба супруга. Малодетностъ - следующая проблема, которая акцентируется в церковной периодике. Авторы констатируют, что для современного человека дети стали «роскошью. Чтобы завести ребенка, требуется и одно, и другое, и третье, и четвертое, но самое главное, требуется отказаться от чего-то своего, в первую очередь, от своего времени».[260] Но не так волнует уральских жителей нехватка свободного времени, как материальная сторона, а именно - возможность дать детям качественное образование и востребованную профессию.[261] В этом, например, социологи видят причину малодетности жителей Урала. Среди проблем современной семьи церковная пресса выделяет также сиротство. Как следствие, в текстах появляются образные сравнения, заставляющие читателей сопереживать герою: «Диме Кравцову 8 лет, живет он в верхнеуральском детском доме. Он - сирота. Вообще в детском доме жить бывает порой даже и весело, вот только в этом доме, каким бы теплым он ни был, всегда тебя преследует чувство сквозняка. Это шестое и проклятое чувство человека, оставшегося без семьи»[262] и довольно жесткие высказывания «Безотцовщина - эпидемия, поразившая Россию. Безотцовщина - страшный недуг, поражающий всю личность человека: и дух, и душу, и тело». Причины сиротства, но уже социального, авторы склонны связывать со специализированной судебно-правовой системой защиты прав несовершеннолетних как ювенальная юстиция. Нужно сказать, что до сих пор в российском обществе нет единого мнения относительно данного проекта. В свете это Церковь и ее СМИ имеют весьма однозначную позицию по этому вопросу: «Ювенальная юстиция ведет к разрушению здоровых семей, (...) направлена на подрыв традиционных семейных ценностей, провоцирует коррупцию и детскоподростковую преступность, отрицательно воспринимается обществом в целом, противоречит духовно-нравственным установкам традиционных религиозных конфессий России».[263] «Похоже, ещё немного, и дети смогут воспитываться в родной семье только в случае, если им обеспечат достаточно высокий доход и право творить всё, что только вздумается». [264] «Она (ювенальная юстиция - прим. авт.) носит в себе, по существу, антихристианский характер, она делает врагами родителей и детей, она разрушает возможность христианского, и не только христианского, а просто нравственного воспитания детей. Потому что без наказания ребенка невозможно воспитать» , «Они не знают преград. Они знают закон. Они любят ваших детей так, как вы их не любите. Они уверены, что семья - это опасная среда для ребенка. Сегодня они уже ближе к вашим детям, чем вы думаете. Пока еще их можно остановить. Завтра может быть поздно.. ,»[265] [266] [267] [268] [269] [270] [271]. Таким образом, осуждая явные социальные пороки, РПЦ через свою печать пропагандирует и популяризирует ценности христианской семьи: любовь, целомудрие в добрачных отношениях, евангельское благочестие, радость многочадства, ответственность, доверие, верность, значимость родительского воспитания и наставления. Церковные издания направлены на возрождение в условиях современной духовной дезориентации общества традиций и устоев, которые на протяжении столетий формировались в лоне Русской Православной Церкви. Отсюда - лозунги, наставления, призывы: «Юноши, бойтесь девушек и трепещите перед их для вас неисповедимой тайной! Девушки, дорожите собой и не меняйте целый рубль на сто монет по копейке!», «Да любите друг друга!» , «Нужно биться за каждую пядь семьи!», «Не сдавайтесь. не сдавайтесь ни легко, ни трудно. Никак! Боритесь за свои семьи с помощью Божией! Оставайтесь женами и матерями, мужьями и отцами - в сердце своем, в мыслях и поступках, несмотря на разгул страстей в обезумевшем мире», «Заботьтесь о своих детях, своих женах. Жены, берегите своих мужей. (...) Любите своих детей, воспитывайте их в Православной вере, чтобы никогда ваши дети неспособны были стрелять в себе подобного человека, убивать брата своего, ломать жизнь другому. (...) не ленитесь, приходите в церковь и детей приводите», «Призываю всех матерей, которые воспитывают ребенка в одиночку, НИКОГДА не ставить крест на своей личной жизни! Вы не знаете, что с вами произойдет или не произойдет в будущем, но НЕ ОТРЕКАЙТЕСЬ от ЛИЧНОГО счастья!»).[272] Подобные высказывания могли бы стать основой для своеобразного свода нравственных правил православного семьянина, в котором в качестве главного постулата авторы предлагают следующий: «В мире нет женщин, кроме моей жены». «В мире нет мужчин, кроме моего мужа».[273] [274] Отсюда и три частотных ключевых слова, которые образуют смысловую концепцию (микромотив) темы любви и семьи в церковной печати: «союз создать и сохранить (сберечь)». Акцентуация происходит на категории «союз», а не брак, тем самым подразумевается, в первую очередь, единение супругов. А глаголы «создать» и «сохранить» указывают на последовательные совместные действия, выражающиеся в стремлении к созиданию и защите семьи. Помочь читателям осуществить данный аксиологический посыл должны советы проповедников, неотъемлемый композиционный элемент текстов данной тематики: «1. Важно правильно понимать, что такое настоящая любовь, не путать ее со страстью, эмоциями и эгоизмом. Всегда помнить об ответственности перед любимыми; 2. Не ждать любви, а самим дарить любовь, вкладывать ее в человека, тогда получим любовь в своем сердце; 3. Сохранить любовь, обновить ее помогают 277 воспоминания о том, что было вначале». По свидетельству СМИ РПЦ, семейное счастье должно состоять из трех слагаемых: 1. Любовь, 2. Правильное понимание целей и задач семейной жизни, 3. Правильная иерархия. При этом табель внутрисемейных рангов подразумевает четкое видение ролевых функций родителей и детей. Мужчина в семье - муж и отец, женщина - жена и мать, но в церковной периодике Урала привычные всем ипостаси приобретают следующие вспомогательные характеристики (см. табл.): «Муж (для жены - прим. авт.) ближе, чем отец» 278 «глава в доме» исследовать, постигать законы и тайны, передает опыт и заветы предков»[275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283], «Материнство немыслимо без отцовства, питаемого чувством глубокой сердечной радости от того, что супружеская любовь Божией 281 милостью была воплощена в маленьком человеке». женщины зависит погода в доме, настроение семьи, 286 мужа». 282 мужа» женщину, то ей нужно грамотно выстраивать отношения 288 с отцом девочки». Особое внимание авторы уделяют роли женщины в семье, поскольку, по их признанию, жена является центром семейной жизни, на нее возлагается большая ответственность, особенно в деле воспитания детей. При этом помогать супругам в этом должна Церковь. Из обращения Патриарха Алексия II: «Дети должны воспитываться как родителями, так и Церковью. Духовное воспитание детей и молодежи должно стать безусловным приоритетом нашей церковной политики. Церковь должна суметь оградить юные души от губительных соблазнов мира, заблудшимся помочь вернуться на стезю правды». Посодействовать этому должна «здоровая и разумная атмосфера в семье, любовь ближних и родных, семейные традиции, общение с миром природы, народные сказки, русская и мировая литературная классика, искусство: театр, архитектура, живопись, музыка, творческие искания, преодоление трудностей и, конечно же, Православие - оазис русской души - вот те благодатные семена Божьей правды, которые с раннего детства родители должны посеять в душе ребенка и которые не дадут ему сбиться с пути истинного и спасут его. Ведь все мы родом из детства, из своей семьи и из России».[287] [288] [289] Как можно видеть, в церковных изданиях для подкрепления собственных рассуждений авторы активно используют нравственные изречения святых и выдержки из Священного Писания («Нас многое смущает в нравах современной молодежи. Их привычки, манера поведения, увлечения и язык иногда отталкивают. Но будем снисходительны и терпеливы. К этому призывает святой апостол Павел: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» , «У Василия Великого есть правило, суть которого сводится к тому, что, если человек без веской причины разрушил собственный брак - он не имеет права создавать новую семью, потому что однажды уже не выдержал, не сохранил то, что ему доверил Господь (Второе каноническое послание. § 48)» . Данный прием позволяет выйти за рамки собственных рассуждений, подтверждая ключевые тезисы авторитетными источниками. Следует отметить, что в современных условиях семейная тематика в печати РПЦ рассматривается с позиции целеполагания. В этом случае находим примеры эмоциональной парцелляции («Какие «дивиденды» получает современная женщина от семьи? Статус «семейной»? Хм, актуально для прошлого века. «Семейное счастье»? Если с мужем повезет. Отец для ребенка? А вдруг не повезет, уж лучше сама. Деньги, положение в обществе? Не факт (пока из лейтенанта в полковники вырастет, сколько лет пройдет)!!! И при таких-то рисках столько минусов - бессонные ночи, подгузники-кашки-малашки-домашний арестпотеря формы и никакой свободы?», «Семья или карьера: чья возьмет? Почему карьера привлекательнее семьи?... Семья - это труд? Это устаревшее представление о союзе (пардон, партнерстве) мужчины и женщины (или не обязательно М и Ж, простите)! Сегодня семья создается для получения удовольствия - бери от жизни все! Для себя, любимого. А если вдруг вы почувствовали себя не в зоне комфорта, пора сменить «обстановку»!»[290] [291] [292]). Такой стилистический прием использован для смыслового выделения значимых частей высказывания в отдельные предложения в соответствии с интенцией пишущего. При этом вопросительные и восклицательные предложения имеют субъективномодальную окраску. Вопрос привлекает внимание, создает иллюзию диалога, при этом выражая предположение, неуверенность, предлагая альтернативное решение вопроса. Восклицание, в свою очередь, это яркое интонационно-эмоциональное проявление, выражение изумления, негодования, твердого убеждения, решительности. Таким образом, перед Церковью и ее печатью поставлена важная стратегическая задача - пропаганда и укрепление в сознании россиян традиционных семейных ценностей и нравственных ориентиров православия. Сегодня «особо следует заботиться об укреплении семьи, дабы сделать ее крепкой и гармоничной, способной к воспитанию новых поколений в правде и чести, Духе и Истине. Если наши семьи воистину станут «малыми церквами», сильными единой верой, полными взаимной любви мужей и жен, родителей и детей, наши народы забудут о моральном кризисе и о многих бедах, этим кризисом порождаемых». В основе семейной политики должно базироваться понятие «любовь», ключевой концепт христианства. Актуализация данной категории позволит в пропаганде и других ценностных ориентиров, в частности, патриотизма, о котором пойдет речь далее.
Вид любви Православное Семантические Ассоциативно-смысловое поле (примеры из церковных изданий УрФО) Перманентные категории Любовь к Богу Основа христианской веры, ее главная добродетель Бог=любовь «Бог есть любовь»,[195] «Уходит любовь - Христос уходит, потому что Его закон - закон любви для жизни всего рода человеческого»,[196] «Хочешь любить людей? Полюби чрезмерно Христа - и увидишь, как полюбить и людей. Такая любовь,
исходящая из любви ко Христу, есть истинная и сильная»[197] [198] [199], «Наша любовь к Богу должна быть беспредельной, она не Милосердие Данный вид любви тесно взаимосвязан с миссионерской и социальной работой Церкви. В ее основе - готовность помочь другому, исходя из чувства человеколюбия. Забота, помощь, поддержка (причем не только духовная, эмоциональная, но и материальная), труд «Будьте милосердны! (...) Дела милосердия всегда были одним из средств спасения души человеческой. (...) Просим всех желающих оказать помощь нуждающимся - принести в иконные лавки: средства личной гигиены, канцелярские товары, носки
неравнодушных каменцев. Это говорит о том, что милосердие не иссякло»,[207] «10 января под эгидой администрации Каменска-Уральского при участии волонтеров, благотворителей и победителей конкурса «Универсальный ведущий» был проведен праздник для 60 детей- инвалидов»,[208] «Горячая линия церковной помощи украинским беженцам начала работать в России. Проект призван связать тех, кто ищет помощи, с теми, кто может ее оказать»[209], «Челябинцы разбирают по домам беженцев с Украины».[210] Сфе ра межличностных отношений Влюбленность Состояние «долюбовь», при котором на первый план выходит эмоциональная привязанность. Страсть, «игры крови, игры нервов»[211], «фундамент весьма непрочный»,[212] «чувство рождающейся любви», «влюбленность - это прекрасное время, и, как правило, эта пора оставляет в нашей душе весьма приятные воспоминания (...) Влюбленность не может быть названа любовью еще и потому, что в основе влюбленности лежит эгоизм: мне хорошо, приятно находиться рядом с этой девушкой, у нее красивый голос, большие глаза, гладкая кожа, ее волосы приятно пахнут и т.д.», «Влюбленность - время легкого умопомешательства, когда влюбленный решительно не видит никаких недостатков в объекте любви, его глаза закрыты, он неадекватен и склонен только идеализировать и романтизировать любимого»,[213] [214] «пламя влюбленности должно перейти в тихий, ровный огонь Дружба Общение Целомудрие, «Дружба и любовь - очень похожие понятия, родственные»,[215] [216] «Нужно дружить, и общаться, и с трепетом, вспотевшею рукою держаться за руку подруги. Нужно идти на первый поцелуй как на воздушный таран с неприятелем - с ужасом - и в ожидании смерти. Нужно быть готовым драться до смерти со всяким человеком,
210
девушкой соблудили, их нельзя женить, потому что ничего доброго не получится»,[217] «Одним из условий дружбы является, условно говоря, верность - все остальные друзья становятся неактуальны. (...) В процессе такого общения начинается более серьезное прирастание душ. Или, наоборот, отторжение. Условием дружбы является необязательность брака. То есть, через назначенные для дружбы полгода он или она имеет полное право сказать, что не хочет дальнейшего развития событий».[218] [219] [220] [221] Любовь- Истинное значение любви в контексте отношений мужчины и женщины. Аккумулируется только в брачном союзе. Самопожертвова ние, поддержка, уважение, ответственность, терпение, смирение, вера, чувство неразделен- ности судеб «Любовь - это труд. Если любовь - это глубокая связь («два в плоть едину»!), которая соединяет двух людей на всех уровнях бытия (тело, душа, дух), между Любовь Продолжение истинной любви, ее дальнейшее самовыражение Свобода (в смысле самостоятельности), родительский авторитет, воспитание, ограничение, соблюдение четкой семейной иерархии «Настоящая любовь может проявиться только тогда, когда двое научатся вместе любить третьего, то есть только когда в
Муж 279 Мужчина Отец «Отец - это тот, кто вводит ребенка в мир, учит его Женщина Жена «Помощница и подруга мужа на всю жизнь, это его вторая половина, его продолжение, его «второе-Я» , «Жена должна быть настоящим другом. А еще доброй и нежной. И еще любить детей, а иначе какая же она женщина?» , «Жена (для мужа - прим. авт.) ближе, чем мать» , «Жена - хранительница домашнего очага. От «помощница Мать «Мама... Что может быть ближе этого слова для ребенка? Ведь она дала ему жизнь и любит его так, как может любить только одна женщина. Имя ей - мать»,[284] [285] [286] «Мама должна понимать, что, если у нее с мужем хорошие отношения, - социальная жизнь дочери будет успешной всегда. Если мама хочет вырастить из дочери не просто хорошую хозяйку, но еще и счастливую
Еще по теме 2.2 Любовь и семья как нравственные доминанты СМИ РПЦ:
- Христианский гуманизм как методологическая основа образования и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии в народосберегающих технологиях
- 2.1.2 Епархиальный телеканал «Союз»: редакционная политика, содержательные особенности, тенденции развития
- 2.2 Любовь и семья как нравственные доминанты СМИ РПЦ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ