<<
>>

2.2 Патриотическая направленность церковных СМИ

Патриотизм есть духовная потребность человека любить свое Отечество, почитать своих предков, сохранять и преумножать историческое, культурное, природное богатство. Отчизнолюбие кристаллизуется, в первую очередь, в семье, в стремлении родителей передавать детям память поколений, учить мужеству на примере подвигов близких, соблюдать многовековые традиции и обычаи своего народа.

Такая историческая сопричастность помогает молодому поколению сформировать характер, высокие нравственные ценности, обрести духовное богатство.

По мнению профессора И.В. Ерофеевой, «патриотизм в целом воспринимается как глубоко положительное чувство. Но будучи неоднозначным проявлением человеческих ощущений, он представляет собой сложное переплетение разных, порой полярных социальных чувств и настроений, установок и ценностных ориентаций. Патриотизм как явление и процесс включает дихотомичные компоненты: любовь к Отечеству и ненависть к его врагам, преданность интересам Родины и непримиримость ко всему, что мешает нации жить достойно».[293]

Укоренению в сознании чувства патриотизма способствует не только внутренний уклад семьи, воспитание в патриотическом духе, но и деятельность таких социальных институтов как Церковь и средства массовой информации. Соединяясь на единой функциональной платформе, церковные масс-медиа служат цели воспитать в своей юной аудитории чувство патриотизма, приобщить к общим для русского народа духовным богатствам, укрепить во взрослых чувство национального единства и религиозной общности.

«Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства». - Читаем мы в Основах социальной концепции РПЦ. - «Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей

297

семье, соплеменникам и согражданам».

Созвучно богословское толкование патриотизма и его светской дефиниции. Политическая энциклопедия предлагает следующее определение: «патриотизм (от греч. patris - Отечество, Родина) - любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность и способность служить ее интересам и способствовать ее успехам в сфере внутренней жизни и на международной арене». Советский энциклопедический словарь определяет патриотизм как «любовь к Родине, «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств» (В.И. Ленин)».[294] [295] [296] В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Обратимся к философскому толкованию: «Пат­риотизм (от греч. patris - Отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».[297] [298] Обобщая, патриотизм следует понимать как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу». Отсюда и синонимичный ряд: верноподданничество, верноподданность, верноподданство, любовь к

301

Отечеству, любовь к Родине, отчизнолюбие.

Свое, достаточно узкое, понимание патриотизма сформировалось в народном сознании. Так, по результатам социологического исследования ВЦИОМ, проведенного в 2010-2011 гг., быть патриотом, по мнению опрошенных, означает заботиться об уважении традиций и укреплении семейных ценностей. Называют себя патриотами 80%, что несколько ниже показателей предыдущих лет наблюдений: в 2010 году - 84%, в 2008 - 88%).При этом существенно увеличился процент респондентов, которые не могут сказать, что настроены патриотично - 17% опрошенных (в 2008 году таких было 10%). Спад патриотических настроений отмечают и социологи аналитической исследовательской группы «Левада-центр».

По их данным, количество граждан, которые считают себя патриотами России, с начала двухтысячных снизилось с 77% до 69% в 2013 году. При этом, граждане только декларируют собственный патриотизм, но не готовы жертвовать собой ради Родины, констатируют эксперты. В подкрепление социологических данных, издание «Коммерсантъ» приводит мнение старшего научного сотрудника института социологии РАН Леонтия Бызова. По его наблюдениям, большая часть граждан «не готова жертвовать чем-либо ради интересов страны». То есть патриотизм остается формой «довольно

303

бессмысленной парадной идентичности».

Данная установка противоположна представлениям Русской Православной Церкви, которая настаивает, что «патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».[299] [300] [301] Этому, в частности, подчинена деятельность РПЦ как религиозного института и идеологического рупора, в идеале это утверждение должно быть правилом и для журналистов церковных СМИ, чье мнение доносится до определенного сегмента воцерковленной и светской аудитории, чьи нравственные установки могут повлиять на ценностные ориентиры определенной части общества.

Патриотическая тематика в разнообразных ее содержательных проявлениях - довольно частое явление в контенте региональных православных медиа. Несмотря на то, что специально созданных, узко тематических и сугубо патриотических по своему функционалу электронных или печатных СМИ в ходе исследования нами обнаружено крайне мало - пожалуй, единственный пример - это епархиальный журнал Курганской и Шадринской епархии «Русское поле Зауралья», подзаголовок которого «Журнал для тех, кто любит и верит в Россию» - на территории Урала патриотические материалы присутствуют в контенте практически всех традиционных официальных церковных СМИ, являются их содержательной ценностной константой.

Так, в телерадиоэфире регулярно транслируются многочисленные авторские программы патриотической направленности (телепроекты «Отечественная история», «Хранители памяти», «Погоны России», радиопрограммы «Великие люди великой России», «История власти», «Сподвижники 20-го века», «Чтобы помнили»), также выходят рубрики в печатных изданиях с достаточно прозрачным по содержанию названием («Наши

ллг л/Д/Г

святыни», «Страницы истории» , «Из нашей истории» , «Царские дни», «По

^07 оло о0д

святым местам» , «Герой Отечества» , «Связь времен», «Родная история» ,

-5 1 А "511

«История Отечества» , «Спасти Россию» , «С любовью к Родине, родной истории» , «Наши люди» , «Родной край», «Герой нашего времени», «Духовное наследие», «Исторический опыт», «Подвижники благочестия и трезвости», «Паломничество»[302] [303] [304] [305] [306] [307] [308] [309] [310] [311], «Солдаты Победы - святые люди»[312]). Для своих материалов авторы выбирают названия с положительными маркерами, такие как «Россия возрождаемая»[313] [314] [315] [316] [317], «С любовью к России», «Я благодарен, что живу в России» , «Мы - кадеты» , «Достойны памяти предков» , «Воспитывать сына

320 321

главой семьи и защитником Родины» , «Исполнить священный долг» , «Едины

322 323

духом за веру и Отечество!» , «Богатырская наша сила» , «Казачья повесть

"50/1

Сургута» , «Историческая память» , «Россия - мама моя» . Нередко можно

327

встретить и прецедентные феномены, например, «Они сражались за Родину» , «Мы за ценой не постоим!» , «Миссия выполнима» , которые заставляют всплывать в памяти знакомые образы, ассоциации - содержание материала оказывается прозрачным, а ассоциативный ряд доступным и четким. Следует отметить, что уже в формулировках названий мы находим признаки обобщенности (использование местоимений «мы», «наши») с созвучными ключевыми смыслообразующими элементами (история, традиции, память).

Это указывает на стремление православных редакций хотя бы номинально объединить аудиторию на единых ценностных понятиях, на важнейших базисных категориях любого общества, не зависящих от этнической и религиозной принадлежности.

Активизации в сознании уральской аудитории патриотизма как нравственной (а по мнению ряда ученых, политической) ценности способствуют и выбранные авторами жанры - путевые заметки, краеведческие зарисовки, очерки, репортажи (фото и вербальный), а также жанры художественной литературы (рассказ, сказки, поэзия), эпистолярный жанр. Такая полифония выбранных форм помогает в яркой, образной форме донести содержание материала, его глубокий нравственный замысел и патриотический призыв, позволяет пробудить эстетические чувства к Родине, ярко охарактеризовать православное понимание патриотизма. Обращение священнослужителей, проповедь, житие святых - церковные жанры, также нацеленные на возрождение патриотизма в свете православных традиций. Это и прямой разговор с аудитории о важности понятий «Отечество», «Родина», «Малая Родина», «Россия», «Русь», а также жизненные примеры проявления верующими патриотических чувств. [318] [319] [320] [321] [322] [323] [324] [325] [326]

Исходя из содержания рассматриваемых СМИ, можно выделить основные тематические блоки, в рамках которых находим патриотические материалы (см. схему).

Памятные даты и светские праздники

Исторический пласт, пожалуй, самый масштабный, политематический и консолидирующий по своей природе. Изучая исторические события, военные подвиги своего народа, людские тяготы и лишения читатели учатся соотносить собственные ценностные ориентиры с приоритетами описываемых исторических личностей. Таким образом, возможно соблюсти некую преемственность поколений на аксиологической платформе.

Следует отметить, что в своих материалах православные авторы предпочитают описывать и комментировать (что является вполне закономерным) период православной России - от крещения Руси до крушения Российской империи. Данные пространственно-временные координаты, в отличие от советского прошлого, оцениваются положительно. Современный период (с 1985 года до наших дней) преподносится неоднозначно: и как время возрождения РПЦ, и как период нравственной нестабильности. Авторы констатируют (и это мы также находим на страницах уральской периодической печати), что нравственные коды современного общества сместились, что «наше время очень опасно. Сейчас нередко стараются низвергнуть остатки ценностей

православия и рускости. Уничтожить и дискредитировать нашу веру» , «Жизнь сейчас трудная, - пишет «Югра православная», - шквал устрашающей информации расшатывает и без того хрупкое равновесие» , «Тема Родины размывается с каждым годом, и что-то, а может, кто-то, стремится превратить человека в аморфного жителя Земли без гимна и флага, и, конечно, без чести и совести. Лишь бы с хорошим уровнем дохода» .

Видимо, данные реалии заставляют церковные СМИ все чаще обращаться к традициям досоветской России, призывая возрождать ее социокультурные истоки. Это, в свою очередь, позволяет говорить о проявлении некой ностальгии по империи. Видимо поэтому камертоном патриотизма православными авторами была выбрана семья последнего российского императора Николая II. Из высказывания архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия: «Православная вера для них (царской семьи - прим. авт.) лежала в основе патриотизма, предательство и отчуждение еще недавно преданных людей не вызвали в их сердцах ненависти, а только горькое сожаление и молитву к Богу о спасении нашей страны». Продолжает мысль, но уже на страницах уральской православной печати, руководитель Отдела культурного наследия Екатеринбургской епархии А.Н. Черепанов: «Я прочитал материалы по

канонизации (царской семьи - прим. авт.). И осознал невероятную ложь и клевету, которыми были окружены Царственные Страстотерпцы. Но когда шелуха отпадает, открывается образ великих и святых людей».

Патриотизм, по признанию Церкви, присутствовал у членов царской семьи на уровне имманентной информации, что, в свою очередь, является непременным условием истинного отчизнолюбия. Вся семья последнего российского императора являла собой пример самоотверженной, жертвенной любви к Родине. Данные тезисы находим в церковной периодике: «Царская Семья - образец покорности воле Божией. Страстотерпцы... Церковь их прославляет не за весь период их жизни, потому что были и ошибки, и грехи, и немощи, но их последний [327] [328] [329]

год, каждый день которого приближал их к последнему шагу, к последней черте - это год святых, великих своей любовью, верой и упованием на Бога. Любовью к своему Отечеству, готовностью к жертве, покорностью Богу, молитвенным настроением, отношением друг ко другу. Ведь мог на жертву остаться один Император Николай, дети могли бы уехать от отца куда-нибудь в Англию. Но никто из них не захотел приобретать себе жизнь ценой предательства или отречения от своей фамилии, от своих родителей. И все как один, даже самый младший Цесаревич Алексий, приняли лютую смерть», «Царская Семья внутренне готовилась к страданиям, не помышляя о том, чтобы избежать их - все эти годы Императорская Чета смиренно шла на заклание во имя России, не

334

пытаясь что-то предпринять».

На нравственном примере семьи последнего российского императора авторы пытаются учить истинной любви к Богу и пробуждать патриотические мотивы у молодого поколения - об этом рассказывают материалы, выходящие в епархиальном журнале детского творчества «Православный сибирячок». «Николай II был не просто добрым человеком и верным православным христианином - он был Божиим помазанником. Его убийство - это страшное

335

святотатство, навлекшее гнев Божий на Россию».

Оценке подвергаются не только нравственные черты последнего российского императора и членов его семьи, но и историческое значение его преобразований. «В его правление (Николая II - прим. авт.) была создана мощнейшая социальная экономика, духовно-нравственная экономика. За 20 лет расходы на образование возросли в 8 раз; медики всего мира говорили, что только в России имеются земские больницы, в которых есть бесплатные палаты для неимущих. Очень активно развивался молодежный спорт, кадетское движение, которое финансировалось из личных средств Императора. В экономическую программу царской России входило бережное отношение к природным ресурсам, внедрение [330] [331] [332] сухого закона. (...) Царь объяснял, что природные запасы России - всеобщее достояние и разбазаривать их за бесценок недопустимо».[333] [334] [335] [336]

Отдельной строкой в историческом направлении следует выделить тему «Великая Отечественная война». Упоминание героических подвигов прихожан и священнослужителей, а также акцент на вкладе веры и Церкви в победу - рефрен всего повествования. «Когда мы говорим о 9 мая, мы говорим о жертве, которую понес народ за Отечество, как о жертве во славу Божию. (...) Господь помог нам одержать победу», «Будем всегда помнить и молиться о тех, кто сложил свои жизни за наше Отечество в годы Великой Отечественной войны», «22 июня - день памяти и скорби, день начала Великой Отечественной войны. Миллионы людей, не раздумывая, встали на защиту Родины, отдали свои жизни в борьбе с

339

фашизмом, каждым шагом приближая уничтожение «коричневой чумы» , «Сквозь бегущее время и меняющуюся культуру военная песня продолжает сохранять память о погибших воинах, прославляя подвиги, отвагу и смелость наших соотечественников, тем самым воспитывая уже в новом поколении чувство гордости и любовь к Родине».[337] Авторы стремятся донести до читателей не столько исторический, сколько религиозный смысл одного из самого кровопролитного периода в истории России: «Великая Отечественная война явила нам Божию правду о нас самих. Она наказала нас за грех, но явила нам великую славу и силу нашего народа. Мы победили самого страшного врага, которого никто не мог победить, и этой победой Бог словно говорит нам: «Вы можете. Не грешите. Не склоняйте свою голову перед грехом. Живите по Моей правде, и вы все сможете»,[338] «Когда на нашу землю пришла беда, то обескровленная гонениями Церковь явила нравственную силу, вдохновляющую народ на борьбу с

поработителями, а ее верные чада встали на путь жертвенного служения

-5ДЛ

Отечеству».

В продолжение историко-героической тематики следует рассмотреть тематический блок «военно-патриотическое воспитание молодежи». В этом ключе авторы рассказывают про деятельность кадетских организаций, которые, в частности, способствуют «сплочению детей», влияют на их «боевой дух», «отвлекают детей от улицы, пропагандируют здоровый образ жизни» и учат «работать в команде» . А еще (В православном казачьем центре - прим. авт.) «прививают любовь к Руси, а где любовь - там и жертва. России, ее возрождению,

344

нужны мужчины, сильные, настоящие мужчины» .

Содержательный дискурс «Армия и Церковь» был бы неполным, если бы не освещал традиции казачества. Ему отводится особое место в истории российского государства, немыслимо оно и во внецерковной жизни, поскольку, «ни одно воинское подразделение не связывало в своем уставе принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество. Отсюда произрастали особое мужество, духовная сила, смелость казаков, которые защищали Отечество на самых опасных рубежах»[339] [340] [341] [342]. Нравственным примером казаки стали не только благодаря самоотверженности и воинской доблести. Вера была краеугольным камнем жизни данного военного сословия. Отсюда и девизы: «Жизнь - Отечеству, душу - Богу, честь - никому!»[343] и «За веру, Царя и Отечество!»[344] [345]. Восторженно описывая героику казаков (акцент в уральской прессе, как правило, делается на теме освоения Сибири Ермаком: «не порох решил исход сражения, а ближний бой на мечах, мужество и чудесная молитва Божия, по молитвам самих казаков и тех,

348

кто молился за воинов на родине» ,«казачеству принадлежит выдающаяся роль в

истории присоединения к России сибирских земель. (...) Казаки с честью выполняли те задачи, которые перед ними в те времена ставила Российская империя» ), и, отмечая приметы постепенного возрождения их традиций («сургутское казачество свято хранит родную землю» ,«Богоборческая власть сделала все, чтобы стереть казачество с лица земли, но в начале 1990-х казачьи общины стали возрождаться. Сегодня казаки всерьез понимают, что значит служить Отечеству и вере Православной» ), церковные СМИ точечно акцентируют внимание читателей на данной теме, популяризируют образ самоотверженного защитника Отечества, при это создавая благоприятный, отчасти рафинированный портрет героя-казака без негативной примеси, актуализируют роль определенного воинского сословия в деле служения Родине.

Укреплению в обществе патриотических настроений способствует и обращение редакций к местному материалу. Данный инфоблок обозначен как «Краеведение». Это тематическое направление невозможно вместить в рамки какого-то определенного содержательного аспекта, поскольку подразумевается комплексный подход в изучении родного края - своеобразный межпредметный синтез (история, география, биология и т.п.). В аксиологическом контексте это - исследование истории определенной местности, особенностей церковной жизни региона, паломничество к православным святыням, рассказ о коренном населении, прихожанах и т.д. Краеведение с точки зрения церковной печати - это, по большей части, трэвел-журналистика. Поэтому и жанры выбраны соответствующие: это либо путевой очерк, либо репортажные зарисовки с обилием фотоматериала, описательных речевых оборотов, записки паломников: «Роскошные древние улицы Тобольска. Деревянные особняки. В них еще витает дух старинного города. По этой земле ходили декабристы, здесь провела последние месяцы своей жизни царская семья, находился около недели своей ссылки Достоевский, жили Менделеев и Ершов. Здесь несколько столетий была духовная столица Сибири. Сюда по сей день приезжают сотни и тысячи [346] [347] [348]

паломников со всей страны» , «Пусть Г осподь приклонит милость ко всем нам, к нашей России, к чудной части нашей страны, именуемой Карелия - с прекрасной природой, чистыми водоемами, нетронутыми лесами» , «Дальний восток - это не окраина, это начало России, потому что отсюда восходит солнце»[349] [350] [351] [352], «история Верхотурья может послужить назиданию подрастающего поколения, воспитанию любви к Родине и к созидательному труду на благо Отечества» - эти и другие примеры из местных церковных изданий демонстрируют глубокую эмоциональную привязанность и любовь авторов к родному краю, которая способна пробудить в читателях если не истинное чувство патриотизма, то, по меньшей мере, гордость за Отечество. И это благодаря контекстной целеустановке, занимательной фабуле с элементами репортажности и эстетической наполненности художественной публицистики.

На лексическом уровне, вне зависимости от тематического блока, патриотизм выражается глагольно, причем акцент делается на созидательной деятельности. Это, в первую очередь, демонстрация активной позиции автора и героев материалов как деятельных патриотов («Всю эту красоту и богатство (родного края - прим. авт.) бережно сохранили и передали нам по наследству наши далекие прадеды, почитавшие выше всего Бога и родное Отечество»[353] [354] [355] [356] [357], «Наши предки смогли создать и сохранить великую державу, под сенью которой находили покой и другие народы», «современная молодежь стремится возрождать и развивать наследие народа», «народ за Божие дело объединился, поднялся, победил» , «Россия, Украина и Белоруссия объединились в своих усилиях, чтобы

отметить это поистине главное духовное и историческое событие нынешнего года (1025-летним юбилеем Крещения Руси - прим. авт.)» , «Ямальская

359 360

молодежь объединяется!», «Молодежь объединилась!» , «Мои предки

служили России как могли»361, «Строили (храм - прим. авт.), как говорится, всем миром: собирали средства, трудились не покладая рук, желающих участвовать в строительстве среди солдат было очень много!»362, «Слава Богу, не оскудела земля русская сынами, готовыми и сегодня отдать Отечеству все, что имеют»363, «В 1812 году, когда в пределы нашей Родины вторглись полчища захватчиков, народ в едином порыве встал на защиту Отечества»364), а также явный мотивационный призыв для аудитории, приглашение ее к действию по отношению к своей стране и народу («будем трудиться на благо Родины»365, «Всем нам надо смотреть на труды наших предков и не ослабевать, а, может быть, делать даже больше, чем они когда-то. Такова наша участь: то, что когда-то

сломали, разбили, уничтожили, нам нужно восстановить............. »366, «Будем

развивать в себе ревность в служении Отечеству»367, «Будем помнить о героических страницах прошлого, чувствовать свою сопричастность великому наследию наших предков и ощущать себя продолжателями их трудов» , «Будем укреплять нашу веру, будем жить ради Царства Божия и правды Его и любить Г оспода Бога Нашего всем сердцем своим, всей душею своею и всем разумением, а ближнего, как самого себя»369, «Мы обязаны уберечь от шельмования и искажения те фундаментальные духовные ценности, которые определяли путь русского общества и ради которых шли на смерть наши деды и прадеды» , «В карусели повседневных дел и забот мы должны помнить о том, что, борясь за ценность именно брака или жизни рожденного и еще не рожденного ребенка, поддерживая сирот и стариков, создавая братства и общества, - мы укрепляем связь людей между собой и объявляем войну эпохе всемирного обособления»). При этом семантическим ядром христианского патриотизма являются [358] [359] [360] [361] [362] [363] [364] [365] [366] [367] производные лексем «единение» и «защита». Поэтому и в текстах находим следующие смысловые указатели «объединиться», «защитить», то есть глаголы, выражающие защитную функцию по отношению к государству, а не агрессивные чувства или захватнические намерения касательно других стран и народностей. «Ради высшей цели процветания Отечества мы должны сегодня быть вместе, мы должны быть способны к солидарному действию, мы должны находить в себе мужество, преодолевая разногласия и разномыслия, устремляться к достижению общих целей». - Призывает читателей «Православной газеты» Святейший Патриарх Кирилл.

Патриотизм по свидетельству религиозных СМИ Урала, неразрывно связан с Церковью, причем авторы декларируют ее значение патетически (епископ Петропавловский и Камчатский Артемий: «Служение Отечеству у нас всегда воспринималось как служение земной церкви. У нас Отечество всегда было православным. Для меня, например, это защита нашей истории культуры, православия. Отказаться от всего - это потерять свою самобытность. Патриотизм

- это не держать оружие в руках, а хранить веру свою, хранить культуру, свою историю, самобытность нашего народа. Они основаны на ощущении

372

справедливости. Высшей справедливости, Божественной справедливости», «Церковь является не только хранительницей исторической памяти, - она есть реальность, объединяющая поколения»,[368] [369] [370] [371] [372] [373] «Путь спасения и возрождения России

- это возврат к родным корням. Корни эти - святое Православие» , «самое

главное богатство, которое они (наши предки - прим. авт.) нам оставили, - это устремляющиеся золотыми куполами ввысь величественные храмы Божии» ,

«Настанет день и Русь Святая, восставшая из долгого сна, вновь засияет тысячами златоглавых куполов и нальются ее безграничные просторы мелодичным и радостным звучанием колокольного перезвона»316, «Православие - это наши прародители, которые сообщили перспективу исторического развития не только Киеву, но и всему восточному славянству на тысячелетия вперед. Ничто так не объединяет людей, как единство веры. Религия несет с собой

377

надежду, уверенность, единство, закон и цель - основы цивилизации....» ,

«Будем верить, что ... в скором времени огромная армия церквей-офицеров будет стоять на защите нашего Отечества!» , «Самоотверженно защищая родную

землю, наши предки уповали не только на силу оружия и численность армии, но на помощь Господа и предстательство Царицы Небесной. Посему в победе над врагом, которая была превыше сил человеческих, усматривали Божественный промысл», «Тобольский кремль провожает гостей солнечным настроением. Колокольный звон разольется по окраинам сибирской земли своим чистым пением. Золотые купола Софийского собора будут своим переливом манить к себе новых паломников. Древние улицы Тобольска не опустеют, пока буду звучать волнующие сердце звуки кремлевского и абалакского колоколов» ). Даже

фрагментарные примеры демонстрируют избыток сусальности церковной журналистики, что стала ее отличительной чертой по сравнению со светской печатью.

Возвышенная риторика слышится и при описании России. Художественные образы становятся стержнем авторского произведения, основой синтаксиса всего текста, причем используемые тропы приближают тексты церковных СМИ не к профессиональной журналистской практике, а к стилю художественной литературы («Как велика и прекрасна наша Родина! С её могущественными и извилистыми полноводными реками, глубокими, простирающимися до горизонта, зеркально чистыми озерами, густыми, непроходимыми и изобилующими богатствами лесами, высокими до небес и неприступными обрывистыми горами, широкими, щедро украшенными разнотравьем полями и бескрайними, покрывающимися зимой белым пушистым снежным одеялом степными [374] [375] [376] [377]

просторами» , «Он (священник о. Павел - прим. авт.) похож на эдельвейс с толстыми ворсистыми листьями, обдуваемый ветрами, растущий на скудной горной почве. Иные цветы здесь погибают, а он - живой» , «В 988 году крестилась Русь, приняв Христа в объятия своего сердца. И крепко держала Русь Христа в своих объятиях, и дивные святые просияли во всей русской земле. Крепла и величалась Россия, и потому что жива была в ней ее душа - Святая Русь. И радовались русские люди в простоте сердца, что жива в них христианская душа, и верили лучшие из них, что Христос есть - самая сущность жизни русского народа, - и нельзя было не верить, когда на нас постоянно смотрели ласковые лики преподобных Антония и Феодосия, Сергия и Серафима и многих других святых наших, когда постоянно чувствовалась в народе живая связь с их подвигами, с их святыми мощами и жилищами» , «Отечество - это великая, преемственная из рода в род среда, нас породившая, нас воспитавшая, подготовившая многовековым трудом предков те условия, в которых мы теперь можем жить. Хранит нас политая потом и кровью предков земля, это намоленные и освященные прахом святых предков кладбища, это вся наша русская - суровая, но родная природа» , «Ныне именно Россия является главным гарантом многополярного мира, сдерживая амбиции тех, кто претендует на глобальное доминирование» и т.д.). Как можно видеть, еще одной характерной особенностью прессы РПЦ УрФО является нагромождение длиннот - в лексической основе текста длинные предложения, усложненные для восприятия читателя множеством литературных метафор, эпитетов, сравнений. Так, значительно повышается семантическая и художественная плотность текста, что не всегда является его качественной характеристикой.

Стоит заметить, что Родина в представлении авторов имеет четкие территориальные очертания и национальные границы, что подтверждается тождественными речевыми конструкциями - это «Россия возрождаемая» , [378] [379] [380] [381] [382] [383] «многострадальная родная матушка земля» , «Россия, наша многострадальная

-500 OOQ OQfl

Родина» , «наша Родина» , «родное Отечество» , «Отчизна», «Россия- матушка» , «Русь Святая» , «Русь православная» , «Россия православная», «Русь великая», «Великая Россия, страна от океана до океана», «русская земля», «родная земля», «великая держава», «любимое государство», «любимое Отечество»[384] [385] [386] [387] [388] [389] [390] [391] [392], «наше государство», «большая Родина», «Российская империя», «Святая Русь и великая Россия» , «наша великая русская земля», «необъятная Россия»[393] [394] [395] [396], «многонациональная Россия». Россияне в текстах представляются как «народ Божий», «наши предки», «ближние», «русские люди» , «наши

398 399

сограждане» , «соотечественники», «современные немощные христиане», «немощные и слабые люди», «наше общество», «земляки», «благочестивые предки», «русский народ», «нация победителей», «братья и сестры», «народ- богоносец»[397], «верующие», «православные», «дети Божьи», «православный Боголюбивый народ»[398], «государствообразующий русский народ»[399]. Так, в текстах авторы нередко используют энтоним «русский», четко обозначая «этническое ядро» России. Вместе с тем этот термин сопрягается с религиозной характеристикой «православные», что, в свою очередь, демонстрирует установку РПЦ о своей значимой роли в деле религиозной миссии.

Патриотический тезаурус уральских церковных СМИ включает и другие частотные категории: добро-зло (злоба, злодеяния, озлобленное общество), время (в контексте нехватки времени на молитву), миссия, дом, зрение (взгляд, не видел,

увидел, посмотрел, слепцы, слепорожденные, слепой-зрячий, невиданный, очи, видят, узрели, прозрение, смотрение), благо (благая, благоденствие, благосостояние, благословение, благополучие, благотворно, благочинный), вера (веруем, недоверие). Примечательно, что термин «патриотизм» практически не встречается в матрице текстов православных СМИ. Исключение составляет упоминание патриотического воспитания молодежи («Рождество Христово для воспитанников военно-патриотического клуба «Сургутский казачий кадетский корпус» - праздник особый», «Воспитание ребенка, особенно мальчиков, в нравственно-патриотическом духе невозможно без примеров русского богатырства»[400], «сборы военно-патриотического объединения допризывной молодежи «Пересвет»[401] [402] и т.д.). В остальных случаях, авторы невольно или сознательно избегают употреблять данный термин, заменяя его более прозрачным и однозначным «любовь к Родине», которую, в свою очередь, кратко описывают как «любовь к святыням алтарей, к «отеческим гробам», к священной истории

405

своей страны и готовность за все это умереть».

Несмотря на то, что в текстах доминируют понятия любви, верности, милосердия по отношению к своей стране и согражданам, в официальных церковных СМИ можно найти источник и так называемых ура-патриотических настроений, когда русский народ позиционируется как самая значимая, титульная нация («мы - великий народ, великая страна, у нас огромные территории», «огромный русский мир»), а роль Русской Православной Церкви порой излишне возвеличивается («Русская церковь в беде не бросает»[403], «Искренность и честность Церкви»[404], «Церковь живет, радуется. Г олодного накормит, болящего вылечит, бедному поможет», «Церковь разделяет беду людей»[405]). На контрасте конструируется и отрицательные образы, которые могут губительно сказаться как на идеях патриотизма, так и на формирование иных нравственных ценностных ориентиров.

Но при этом следует отметить, что это вовсе не новаторство РПЦ и ее печати. Исследователи средств массовой информации, в частности,

А.А. Данилова, утверждают, что конструирование образов «мы» и «они» (оппоненты), то есть разделение мира на две полярные категории - довольно частое явление. Введение подобного противопоставления характерно, как правило, для тоталитарного дискурса, и нередко встречается, например, в текстах советских СМИ[406]. На практике данное разделение присутствует и в материалах современной церковной периодической печати как особой категории изданий, отличающейся собственной идеологической установкой, стабильной концептуальной основой, решительной назидательной позицией.

Обобщенность в текстах выражается лексически и эмоционально («Все мы, общенациональная скорбь, наши близкие, родственники, русские люди, наш дом, мы являемся одним целым»[407], «наш народ, духовно единый и в большинстве своем православный»[408] [409]). Для описания действий категории «мы» православные авторы, как правило, выбирают слова с нейтральными или положительными коннотациями (например, «мы все должны вкладывать усилия в нравственное возрождение на земле Уральской» ). Для номинации действий «они» - более эмоционально-окрашенное слово или слово, имеющее отрицательные коннотации («методы врага рода человеческого»[410] [411] [412] [413] [414], «Корпорация монстров. Сайентология -

414 415 416

самая ненасытная из сект» , «идет война духовная» , «дьявольское дело» , «мерзкие и злобные создания», «в советское время в 1936 году храм был закрыт безбожниками.... кой резкой и лавинообразной метаморфозе нравственности человеческой души, которая в одночасье смогла развернуться диаметрально противоположно от спасительных тропинок вечности» , «Вот почему

ненавидели его (Николая II - прим. авт.) особенно лютой ненавистью все эти сатанисты - слуги антихриста, скрежетали зубами на него, клеветали...» ,

«Переписавшие Библию (в Челябинской области активизировались Свидетели Иеговы)»[415] [416]). Так, очевидным становится тенденциозный подход православных авторов.

В ходе исследования были выявлены основные категории, которые позиционируются официальными церковными СМИ Урала как деструктивные субъекты.

1. Терроризм (терроризм воспринимается как «война против России, против русского народа, против нравственных представлений о добре и зле»[417] [418] [419] [420] [421] [422] [423],

421 422

террористические акты как «акты зла» , «грязное греховное дело» ,

423 424

а террористы как «злодеи» и «бандиты» ).

2. Секты и другие религиозные объединения («Шквал сект - это распад и государства, и общества в целом» , «Раздробить народ - вот цель» , «Существует Русская Православная Церковь, а всяческие автономии - это результат нераскаянности во грехах»[424], «лидерам сект нужны безграничная власть над своими адептами и деньги, много денег»[425], «в сектах из людей делают духовных инвалидов»429, «Далеко не везде в глубинке возрождение (РПЦ - прим. авт.) ощущается, у нас очень много маленьких городов, поселков, деревень, где церковное присутствие пока ощущается слабо. Этим пользуются и враги Церкви, и сектанты, которые разворачивают свою миссию именно там, где Церковь

430 ~

недостаточно представлена» , «одиозный и чрезвычайно опасный американский тоталитарно-деструктивный культ» ).

3. Телевидение и другие СМИ («винегрет добра и зла», «из телевизора в дом проникает насилие, порнография и невежество» , «Агрессия либеральных СМИ против Церкви и Патриарха все растет», «бойтесь отдать детей телевизору и улице бесконтрольно» , «Давайте постараемся, чтобы наших детей как можно меньше воспитывало телевидение» , «Важнее всего продать и развлечься» , «зло и насилие заполонили телеэкраны - там культивируются кровь, убийство, беззаконие»[426] [427] [428] [429] [430] [431] [432] [433] [434], «На телевидении, как обычно, кривлялись, гримасничали, пошлили десятки фигляров, которых принято у нас называть «пародистами» , «Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским - и в отношении духовных ценностей, и с точки зрения национальных интересов. Мы с легкостью пускаем врага в свой дом и очень часто проигрываем невидимую битву» ). Неудивительно, что церковные СМИ оцениваются с положительной стороны, поскольку представляют собой, по мнению Церкви, созидательный пример («Альтернатива - показ по телевидению научных, исторических, художественных и религиозных каналов»).

4. Советская власть («лютые времена»[435] [436], «темные силы ополчились на нашу несчастную Родину и устами злых и чуждых нам людей опоганили, осквернили

440

душу народную, сатанинской ложью омрачили народный разум» , «безбожники»[437], «безбожная советская власть», «безбожное богоборческое государство»[438], «жестокие годы богоборья и лихолетья»[439], «наша Церковь устояла перед натиском врага»[440], «бурелом»[441], «богоборческие власти»[442], «один из самых трудных и трагических периодов истории нашей страны», «тяжелое время атеизма»).

В контексте такого стереотипно-ассоциативного конструирования в отношении категорий «мы-они» внимание стоит уделить и знаковой системе, в особенности, вопросительным конструкциям. Вопрос становится стержнем всего текста («Какую идеологию мы можем противопоставить этому злу (терроризму - прим. авт.)? Какую идеологию выражает наше государство? С каких идейных и духовных позиций мы будем бороться с этим злом? Почему у нас до сих пор не сформулировано никакой нравственной программы, оправдывающей существование нашего государства, и, иными словами, - почему нет государственной программы добра?»,[443] «как защитить детей от насилия с экранов и окружающего пространства? Как направить их энергию в позитивное русло, чтобы дальнейший жизненный сценарий не обернулся трагедией?»[444], «Отнимите у человека веру, Родину, семью. Что от него останется?»[445], «Что современная молодежь знает о трагедии раскулачивания, о репрессиях, о непосильных налогах и трудовой повинности, когда женщин и подростков «гнали» на сплав и лесозаготовки? Что знают молодые люди о разрушении малых деревень, о чудовищно нелепых «реорганизациях» в сельском хозяйстве, а в конечном счете - о трагедии народа и человека, которому не давали достойно жить, работать, думать?»[446]). Данными вопросами задается и сам автор, и адресует их своему читателю. Причем, как правило, это не единичная речевая конструкция, а целая череда вопросительных интонаций. Таким образом, авторы показывают

актуальность и злободневность затрагиваемых ими тем, а также акцентируют внимание аудитории над определенными аспектами, принудительно заставляя задуматься над выдвигаемыми авторами формулировками («На что рассчитывают эти бандиты? Какие цели они ставят?» (о терроризме), «провокация (врагов св. Церкви - прим. авт.) против Церкви или Божие попущение маловерам?»[447] [448] [449]). Используется авторами в тексте и другая знаковая система, например, многоточие. Это может быть как обозначение логического или содержательного разрыва в тексте, либо передает затрудненность речи, вызванную большим эмоциональным напряжением, многозначительность сказанного («Смотрите, не ужасайтесь...» ), подтекст, а также прерывистый характер речи. Нередко

многоточия усиливают вопросительные конструкции («Превратят ли наших детей в «продукты зачатия»? Во многом это зависит от депутатов Государственной

453ч

думы.» ).

Таким образом, субъективная позиция автора, выражаемая его категоричными высказываниями в положительном или негативном ключе относительно выбранной темы подчас лишает аудиторию взвешенного, всестороннего анализа ситуации, объективного, непредвзятого подхода, возможности самостоятельно сделать выводы, а не быть ведомым автором. Эмоциональное моделирование происходит посредством словесного пласта и иконических средств. В большей степени, это характерно для приходских изданий, отличающихся малыми тиражами, отсутствием постоянных авторов, профессиональных кадров, а также имеющих некую степень творческой свободой (выбор тематики, содержания, жанров). Но нельзя сказать, что это повсеместное явление. В выгодном свете предстают крупные официальные епархиальные издания, в которых можно найти качественно подготовленные интервью, портретные зарисовки и другие материалы, в основу которых положен принцип объективности и непредвзятости. В них мы находим уже не только комментарии священнослужителей и частное мнение прихожан, но и высказывания представителей светской профессиональной среды (например, комментарий профессора Уральского государственного педагогического университета Станислава Погорелова о патриотизме: «Каждому гражданину нужно знать героев своей страны: героев войны, труда, науки, искусства, праведников и святых. Уважать их, хранить память и брать пример. Это ориентиры нации. (...) Чтобы быть патриотом, надо знать свою страну от Калининграда до Владивостока, ее историю, природу, ее хозяйство, ее армию. Кроме того, надо быть глубоко погруженным в культуру России. Не в массовую псевдокультуру, не в субкультурные миры (эмо, готы, панки и др.), а в культуру подлинную - народную, классическую. Тогда человеку будет что любить и защищать»[450], «В нашей Конституции записано, что защита Родины - священный долг, - говорит военный комиссар Евгений Кудинов. - Действительно, служба в армии - это важное событие в судьбе каждого мужчины. Человек в корне меняет свои жизненные ориентиры, уклад. И чтобы достойно выдержать это непростое испытание, воину нужна духовная поддержка. Перед отправкой в армию многие приходят под защиту Бога - крестятся. Благотворно влияют на призывников и напутственные слова священников о честном служении, о солдатском братстве и взаимном уважении. Кто-то принимает решение о крещении даже по пути в армию - в храме на областном сборном пункте в Егоршино. Обращение к душе и разуму человека дает свои плоды - армия и церковь воспитывают молодых воинов, патриотов своего Отечества»[451]). Или частное мнение бывшего губернатора Челябинской области Михаила Юревича: «Наша область имеет богатое историческое наследие. Его надо сохранить для будущих поколений. Я уверен, что Челябинск в будущем может стать одним из крупных духовных центров Урала»[452] и т.д.), а также интервью с известными деятелями культуры на духовно-нравственные темы (артисты цирка братья Запашные, актриса и певица Оксана Сташенко, артистка Вера Г лаголева и другие).

Подводя итог, следует отметить, что патриотизм является базовой нравственной установкой для церковной прессы Урала, причем представлен он

двумя вариантами - имперский (лояльность к империи) и национальный (любовь к нации). Будучи одним из ключевых содержательных элементов, патриотизм присутствует как в специально созданных рубриках, так и в общей текстовой матрице всех изданий. Авторы стремятся отстаивать идеи деятельного патриотизма, призывая читателей любить свое Отечество и совершать ради нее и своих сограждан положительные действия, применяя по отношению к себе и людям заповеди Божьи. Поэтому патриот с точки зрения церковных СМИ - это православный созидатель, бережно относящийся к истории своей страны и глубоко сопереживающий своим национальным собратьям.

В качестве замечания следует сказать, что церковные СМИ Урала, претендующие на интерес со стороны не только верующей, но и светской аудитории, не используют весь потенциал русской культуры для формирования патриотических чувств (выгодно в этом ключе отличается издание «Ямал православный»). В то время как привлечение внимания к выдающимся именам в отечественной литературе, искусстве, музыке, спорте, науке, умножение любви к национальной культуре, родному языку, написанные доступным светскому читателю языком и в просветительском, а возможно назидательном ключе поможет церковным СМИ не только расширить тематические рамки издания, но и привлечь, а со временем и увлечь чтением церковной периодики светскую аудиторию, вызвать у читателей чувство гордости за народный вклад в мировую культуру, объединить поколения на основе единых ценностных маркерах и нравственных постулатах.

<< | >>
Источник: САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа). 2015

Еще по теме 2.2 Патриотическая направленность церковных СМИ:

  1. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  2. АНГЛИЙСКИЙ БИЛЛЬ О РЕФОРМЕ 1831 Г.
  3. Культура СССР и России постсоветского периода
  4. Глава 13. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ И ГОСУДАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
  5. И. В. Котляров ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  6. Война и Русская православная Церковь
  7. Гуманистическая этика
  8. Флорентийская уния
  9. Вопрос 26. Культура Руси (России) в IX - XVII вв.
  10. Г л а в а 4 ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС «РУССКОЙ ПАРТИИ» (1812-1814 гг.)
  11. Г л а в а 6 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПРАВОСЛАВНОЙ ПАРТИИ» в 1816-1825 годах
  12. ИССЛЕДОВАНИЯ
  13. Содержание и направления воспитательного процесса
  14. Современные проблемы содержания образования
  15. ГЛАВА 11Большая Орда
  16. Крестоносец XX века М.К. Дитерихс
  17. Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Заключение от 12.04.2009 по содержанию и направленности проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного рабочей группой Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А.И. Адамского
  18. 1.3.1 Аксиология церковных медиа
  19. 2.1.2 Епархиальный телеканал «Союз»: редакционная политика, содержательные особенности, тенденции развития
  20. 2.2 Патриотическая направленность церковных СМИ