<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценности и медиа - актуальная и весьма спорная тема для профессиональной дискуссии и научных исследований. В контексте современной неблагоприятной этической обстановки, средства массовой информации как один из социальных институтов - регуляторов морально-нравственного индивидуального и общественного сознания - требует детального проблемно-содержательного, идейного, функционального, эстетического изучения.
Печатное и звучащее слово, подкрепленное яркими зрительными образами, становятся сегодня мощным оружием в деле формирования базовых ценностных установок медиасообщества. Поэтому деструктивное содержание масс-медиа, вместе с аксиологической вестернизацией, политической и экономической нестабильностью, обесцениванием национальной культуры и другими факторами послужили причиной духовно-нравственной дезориентации современного российского общества. Как следствие, социум все чаще отказывается от высших с точки зрения ученых нравственных идеалов в пользу материального и гедонистического компонентов. Но при этом нельзя утверждать, что положительные ценности навсегда «выбиты» из духовной сферы российского общества - изменения коснулись их места в общей аксиологической иерархии. Духовно-нравственные установки, которые формировались на протяжении всей истории российского государства, причем не без влияния религиозных институтов, закреплены в народной памяти, но занимают сегодня неприоритетные позиции в ценностном рейтинге.

Положительной тенденцией в этом ключе можно считать постепенное укрепление авторитета Русской Православной Церкви как духовного созидателя и нравственного источника. Сегодня Церковь стремится выйти из комфортной для себя камерной среды, активно включаясь в процесс всесторонней коммуникации с обществом. Этому, в частности, способствует возрождение традиций дореволюционной религиозной печати, подкрепленной рядом новой медиапродукции.

В этом ракурсе медиа начинают выполнять свое истинное предназначение, закрепленное этимологически - они становятся «посредником» в передаче нравственного посыла от Церкви до аудитории. В этой связи обозначим несколько актуальных тенденций. Во-первых, со времени празднования 1000- летия Крещения Руси в 1988 году (дата, считающаяся точкой отсчета нового этапа государственно-церковных отношений) и до настоящего времени значительно расширилась система религиозных СМИ России. Если в дореволюционный период по всей стране насчитывалось несколько десятков церковных периодических печатных изданий, то сегодня их количество только в рамках одного региона (УрФО) составляет порядка ста. Во-вторых, архаичная по своей сути Церковь адаптировалась под новую социально-коммуникационную среду и постепенно осваивает сложные технологии выпуска медиапродукта: сегодня уже никого не удивляет присутствие теле- и радиопрограмм православной тематики в светском эфире, организация собственных электронных СМИ Церковью также весьма целесообразно, присутствие в сети Интернет стало привычным, а включенность в процесс конвергенции СМИ воспринимается как профессиональный вызов, на который РПЦ также готова ответить. Важно акцентировать внимание и на трансформации печатных СМИ. Из официозного, по большей части документального, справочного издания, написанного сложным для восприятия церковным языком, церковная журналистика максимально приближается к адресату как территориально, так и содержательно - расширяется ареал распространения, содержательная сетка адаптирована в соответствии с интересами читателей (причем они приглашаются к творческому участию в выпуске СМИ), а сама аудитория уже не ограничена эпитетом «воцерковленная». Стремление привлечь к прочтению и просмотру своих СМИ светского читателя - принципиальная для понимания современных тенденций установка. И в этой связи роль православных и церковных СМИ трудно переоценить. Если первые говорят с обществом на доступном языке нравственности, но не всегда выражают позицию Церкви по тому или иному вопросу, то вторые доносят до аудитории в неизменном виде нравственные постулаты христианства, являются выразителем идей канонического православия.

В ходе контент-анализа региональной церковной журналистики (Уральского Федерального округа) впервые на лексическом уровне выявлены ее частотные ценностные доминанты - любовь, семья и патриотизм, которые представляют

собой базовые ориентиры христианской веры, аксиоустановки советского и российского обществ. Причем каждый последующий компонент является логическим продолжением предыдущего. Любовь, исходя из содержания СМИ, приобретает вполне конкретные видовые черты: любовь к Богу, милосердие, влюбленность, дружба, предназначение и родительская любовь. Что касаемо истинной любви между мужчиной и женщиной, по мнению церковных СМИ, она формируется исключительно в лоне семьи. Только совершив важный жизненный шаг, человек через трудности и радость многочадства, учится настоящей любви. Затрагивается авторами и проблемное поле современной семьи. Среди основных трудностей называются: аборт, социальное сиротство, безотцовщина,

малодетность. По выражению церковных СМИ, проблемы современной семьи напрямую связаны с детским вопросом, поскольку авторы сами заявляют, что дети - это фундамент семьи. Однако очерчивая достаточно ограниченный узкий круг проблем современного общества, авторы рискуют быть не услышанными аудиторией, поскольку информация подается монологично, без четкой системы аргументации. Серьезные проблемы лишь затрагиваются, и при этом подаются «однобоко» - не от «первого лица», а с однозначной позиции служителей Церкви, подкрепляемой достаточно ограниченной доказательной базой, не учитывающей современные реалии в качестве возможного оправдания (например, затруднительное финансовое положение российской семьи, внутрисемейные конфликты и т.д.). Так, категоричная позиция Церкви способна отдалить значительную часть читательской аудитории, поскольку не хочет услышать истинные причины не всегда нравственного поведения читателей, приблизиться к их реальным проблемам.

Следующий нравственный концепт, неразрывно связанный с обозначенными ценностями - патриотизм или любовь к Родине, как обознается он непосредственно в СМИ.

Пробудить глубокие чувства по отношению к Отечеству авторы пытаются посредством политематического содержания. Ключевым оказывается блок «История», что и неудивительно. Обращение к истокам, пробуждение исторической памяти, консолидация поколений - весьма действенный метод патриотического воспитания аудитории, особенно младшей ее части. При этом положительную авторскую оценку получает хронологический период с Крещения Руси и до советского периода. Современный этап оценивается весьма неоднозначно - как период укрепления авторитета Церкви в обществе, так и как время общей духовной дезориентации. При этом СМИ РПЦ в качестве позитивных рассматривают идеи имперского патриотизма. Согласно докладу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, озвученного им 28 декабря 2012 года на ежегодном Епархиальном собрании духовенства города Москвы: «Православная Церковь, заботясь о своей пастве, всегда являла готовность соработничать с государственной властью в деле духовно­нравственного и патриотического воспитания народа, стремилась вносить свой

457

вклад в сохранение национального культурно-исторического наследия».

Как следствие, современный образ патриота с точки зрения конфессиональных СМИ - это активный деятель, бережно относящийся к истории своей страны и глубоко сопереживающий своим национальным собратьям.

На примере Уральского Федерального округа, имеющего давние традиции выпуска печатной периодики нравственного содержания и сегодня включенного в процесс духовного оздоровления современного медиасообщества, выявлены ценностные конструкты, некая этическая формула «Любовь, семья, Отечество». Диссертационное исследование продемонстрировала актуальность такого направления исследования СМИ РПЦ как этический анализ содержания церковной журналистики. Перспективным представляется дальнейший процесс определения нравственной и ценностной формулы общероссийских церковных медиа, в том числе и электронных, а также выявление методов и способов аксиологической корректировки сознания аудитории посредством религиозных СМИ. Также настоящее исследование продемонстрировало острую необходимость в аксиологической оценке деятельности современных светских средств массовой информации. [453]

<< | >>
Источник: САЛЬНИКОВА Наталия Валерьевна. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви (на материалах Уральского Федерального округа). 2015

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  18. ФОРМЫ, УСЛОВИЯ И НОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА
  19. 7.4. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения
  20. Особенности оценки заключения эксперта-почерковеда при решении диагностической задачи