<<
>>

Часть первая

I. НА МАКОВЦЕ (из частного письма)

В основе лирического вступления «На Маковцс (из частного письма)» к труду «У водоразделов мысли» лежит письмо Флоренского В. В. Розанову (1856—1919), написанное 20 мая—4 июня 1913 г.

в Сер- гиевом Посаде. При первоначальной подготовке письма к включению в книгу, вероятно, в начале июля 1917 г.180 Флоренский отредактировал и расширил это письмо. Особо существенное дополнение—образ пещеры, в которой ткется вселенная. Текст был назван: «Из частного письма». Окончательная машинописная редакция должна датироваться, вероятно, 1922 г., когда письмо получило название «На Маковце». В машинописный текст Флоренский также внес мелкие исправления. Текст публикуется по окончательной редакции, с исправлением опечаток по предварительным рукописным оригиналам.

Впервые опубликован по невыверенной «самиздатской рукописи» в кн.: Свящ. Павел Флоренский. Собр. соч. Париж, 1985. Т. I: Статьи по искусству. С. 33—39.

Почему Флоренский использовал данное письмо как предисловие к труду «У водоразделов мысли»? Думается, он намеренно вводил читателя в атмосферу своей жизни в Сергиевом Посаде, видя исток философствования в конкретных фактах внутренней жизни личности. Флоренский воспроизводит суточный круг своих состояний — переживание ночи, утра, дня, вечера, говорит о важнейших занятиях, намекает на свое ближайшее окружение. Он приобщает читателя к тем первичным интуициям бытия, из которых постепенно вырастали — как их осмысление, перевод на понятийный язык—отдельные части труда «У водоразделов мысли». Что означают библейские «вечер» и «утро»? Части ли это наших суток, или в них скрывается иной, онтологический смысл? И в свою очередь символически истолкованное переживание «вечера» и «утра» перерастает в размышления о слове и языке, узреваемом образе, чему и посвящен первый выпуск «У водоразделов мысли».

Игумен Андроник

Текст подготовлен игуменом Андроником, С.

3. Тру- бачевым. Примечания игумена Андроника (№ 1—3, 9—11, 13, 14); И. К. Бонецкой (№ 1, 4—8, 12, 15, 16); С. 3. Трубачева (№ 8). 1

Маковец—холм, на котором в середине XIV в. преподобный Сергий Радонежский основал монастырь в честь Пресвятой Троицы. Впоследствии вокруг Троице-Сергиевой Лавры образовался город Сергиев Посад, в котором Флоренский прожил большую часть своей жизни (1904— 1933).—28. 2

Андреев Федор Константинович (1887—1929). В 1913 г. окончил Московскую Духовную Академию. Кандидатское сочинение «Ю. Ф. Самарин как богослов и философ» написано под руководством Флоренского, одним из наиболее близких учеников которого был Андреев. В 1914—1919 гг. преподавал в МДА философию, в 1919—1921 гг.— на Пастырских курсах в Петрограде Ветхий Завет; в 1921 —1924 гг.— в Богословском институте в Петрограде апологетику и патрологию. В 1922 г. принял сан священника, пользовался громадной любовью и уважением среди паствы. В 1927 г. отказался принять известную декларацию митрополита Сергия, за что подвергся репрессиям. Скончался дома от воспаления легких, осложненного заболеванием сердца.—28. 3

Цветков Сергей Алексеевич (1888—1964) — литературный сотрудник издательства «Путь», где под его редакцией в 1914 г. вышла книга В. Ф. Одоевского «Русские ночи», друг В. В. Розанова.—28. 4

Ср. с частью четвертой «У водоразделов мысли» (I. Имена) «Имена» — имя «Павел»: «Характер Павла следует понимать как весьма легко сообщающийся с первоосновой бытия»; «Павел всегда ощущает себя на краю всепоглощающей бездны». Священник Павел Флоренский. Имена. М., 1993. С. 225, 226.— 29. 5

Бес полуденный упоминается в Пс. 90, 6.—29. 6

Ср. статью Флоренского «Небесные знамения (Размышление о символике цветов)»//Маковец. 1922. № 2. С. 14—16 (наст. изд. Т. 2. М., 1996. С. 414—418). Картина вечернего неба, обосновывает здесь Флоренский, переход света во тьму, сопровождающийся игрой цветов, есть символ мира духовного—Бога, тьмы небытия и Софии, которая является гранью мира тварного, предельно близкая Нетварному Началу.— 29. 7

«Иного бытия начало» — возможно, неточное воспроизведение слов Пасхального канона (песнь 7, тропарь 2): «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго н а ч а - л о...» Описываемые здесь Флоренским переживания ориентированы на «жизнь будущего века», «восьмой», «невечерний», Пасхальный день космической истории мира,—отсюда и образ «утренней звезды» Апокалипсиса.—29. 8

В рукописи и машинописном оригинале раздела «На Маковце» оставлено свободное пространство.

Нотные примеры приводятся по соответствующему месту из письма В. В. Розанову от 20 мая—4 июня 1913 г. Для первого нотного примера сохранился специально написанный для издания оригинал.

Септет Бетховена ор. 20 Esdur для скрипки, альта, кларнета, валторны, фагота, виолончели и контрабаса в шести частях создан в 1799— 1800 гг. Одно из наиболее любимых современниками произведений Бетховена для камерного ансамбля (партитура и клавир; см. в издании Peters, Leihzig).

Первый нотный пример — вступление первой части, второй—начало второй.

О септете Бетховена ср. Уолт Уитмен:

«11 февраля 1880 г. Хороший концерт был сегодня в фойе Филадельфийской оперы,— оркестр небольшой, но первоклассный. Никогда еще музыка не пронизала так все мое существо, не умиротворяла и не переполняла меня,—никогда не давала мне так остро почувствовать своей выпрямляющей душу силы, своей невыразимости словами. Особенно захватило меня исполнение одного из лучших бетховенских септетов, отлично подобранного и безупречно сыгранного ансамблем (скрипка, альт, кларнет, валторна, виолончель, контрабас), раскрыв мне упоительные чудеса.

Очаровательная непринужденность, порой будто природа смеется в солнечном свете на склоне холма; серьезные и строгие монотонности, подобные пению ветра; звук рога в лесной чаще и его замирающие отголоски; мирное колыхание волн, через мгновение уже вздымающихся, гневно хлещущих, ропщущих, бурных; оглушительные взрывы смеха в промежутках; вдруг—что-то роковое, как сама природа подчас; но больше—непосредственное, легкое, беззаботное, как то чувство, с которым смотришь на голых детей, играющих или спящих. Мне радостно было даже следить, как искусно скрипачи ведут свои смычки,—каждое движение полно смысла. Я дал себе волю, как делаю порой, выйти за пределы себя. Передо мной возникла густая роща, полная певчих птиц, и среди них—простой гармонический дуэт, два человеческих существа, спонтанно отстаивающих свое право на задумчивость, на ликование» (см.

в кн.: Генри Уодсуорт Лонгфелло. Стихотворения. Эванджелина. Песнь о Гайавате. Поэмы; Уитмен Уолт. Стихотворения и поэмы. Публицистика: Библиотека литературы США. М., 1986. С. 485).—29. 9

Геспер—одно из названий планеты Венера как вечерней звезды. Как утренняя звезда эта планета в Греции называлась Эосфор или Фосфор, в Риме—Люцифер, Геспер и Фосфор считались разными звездами.—30. 10

П. А. Флоренский следует здесь за вторым толкованием Андрея Кесарийского, которое, как правило, сам толкователь приводил как более соответствующее истине. Толкование на этот текст также чрезвычайно важно для уяснения основ христианской символогии, которой в своих трудах следовал Флоренский. «Звездою утреннею,—пишет Андрей Кесарийский,— называет Иоанн Богослов или того, о ком возвещает пророк Исайя: како спаде с неба денница, восходящая заутра (14, 12), и обещает, сокрушив ее, положить под ноги верных (Лк. 10, 18—19; Пс. 90), или же Денницу, упоминаемую блаженным Петром, сияющую ясно в сердцах верующих (2 Петр, 1, 19), т. е. просвещение Христово. Денницами также называются обыкновенно Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин, предтеча первого восхода Солнца правды и предтеча второго пришествия Его» (Св. Андрей Кесарийский. Апокалипсис. Со вступит, очерком Ив. Ювачева. СПб., б. г., изд. П. П. Сойкина. С. 42—43).—30. 11

Супруга Флоренского Анна Михайловна, в девичестве Гиацинтова (1889—1973), с которой он вступил в брак 25 августа 1910 г.—32. 12

Сын-первенец Флоренского Василий (1911—1956) был для Флоренского «не просто долгожданным сыном, но живым напоминанием о переломе в жизни» (Иеродиакон Андроник (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского // Журнал московской патриархии. 1982. № 4. С. 15).—32. 13

Из священнической молитвы на утрени: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека, грядущаго в мир...»—32. 14

24 апреля 1911 г. Флоренский принял сан священника и с 1912 г. служил в церкви в честь равноапостольной Марии Магдалины Сергиева Посада, относившейся к Обществу сестер милосердия Красного Креста и расположенной недалеко от Лавры.— 32. 15

Из отдельных записей Флоренского: «1916.ІХ.10. Церковь, в <1 нрзбр.) которой я так знаменательно определился, оказалась направленной) не на восток, а на запад (против Обит<ели».

Не есть ли и это знамение мое<го> интереса к язычеству, к античности.

Тут мне дано, кроме символического) значения, еще и созерцание красоты: ЗАКАТА и Лавры. Наша церковь направлена на Преподобного) Сергия—ориентирована на Сергия».— 32. 16

Откр. 22, 13.— 32. 17

Флоренский намекает на известное место в Ветхом Завете, вошедшее в паремии — на Третью книгу Царств (19, 11 —12), где говорится о том, что Бог явился пророку Илии не в бурном ветре, не в землетрясении и не в огне, но как «веяние тихого ветра», как «глас хлада тонка», согласно славянскому тексту^—33.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(1) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме Часть первая:

  1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОЧНИКИ ПО ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОМУ ПЕРИОДУ
  2. Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  3. часть первая ФАКТЫ, ПРЕДШЕ СТВ ОВАВШИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  4. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О МАТЕРИАЛАХ НАШИХ ЗНАНИЙ И В ОСОБЕННОСТИ О ДЕЙСТВИЯХ ДУШИ
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ КАК САМА ПРИРОДА УЧИТ НАС АНАЛИЗУ И КАК СОГЛАСНО ЭТОМУ МЕТОДУ ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ДУШИ
  6. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ РАННЕГО ХАЙДЕГГЕРА
  7. Часть первая Древний Восток
  8. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  9. Часть первая ИСТИННАЯ, ТО ЕСТЬ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ, СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  10. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  11. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС Р.С.Ф.С.Р1 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  12. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРОБЛЕМЫ С КРЕСТЬЯНСТВОМ. РАДИКАЛЬНАЯ РЕФОРМА КРЕСТЬЯНСТВА, ПЕРЕШЕДШАЯ В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В СССР
  13. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
  14. Часть первая ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ