(Часть вторая) АНТРОПОДИЦЕЯ. НАБРОСКИ И МАТЕРИАЛЫ
Игумен Андроник
Текст подготовлен к печати игуменом Андроником, С. М. Половинкиным, А. Н. Харьковским. Примечания игумена Андроника (2, 5—12, 15, 19, 22, 25, 26, 28, 29, 31—36, 38—54, 56—58, 60, 63, 64, 67—71, 77—83, 86—89, 93, 95, 96, 98, 99—120, 122, 124— 127, 131 — 134, 141, 143—146, 149, 151, 152, 154—162, 164, 166—172, 175, 176—188); С. М. Половинкина (1, 3, 4, 13, 16—18, 20—24, 27, 30, 36, 37, 44, 54, 59, 61, 62, 65, 66, 72—76, 84—86, 90, 91, 92, 94, 97, 115, 121, 123—125, 128—130, 135—140, 142, 147—150, 152, 153, 163, 165, 173, 174); иеромонаха Дионисия (14, 55, 158); М. С. Желтова (47).
1 См.: Allen Grant. Die Entwickelung des Gottesgedankes. Iena, 1906.— 2
Пункт 5 Флоренским не заполнен.—419. 3
Михаил Михайлович Тареев (1867—1934)—философ и богослов, профессор Московской Духовной Академии. См.: Бродский А. И. Михаил Тареев. СПб., 1994.— 419. 4
достояние самой природы (лат.).—420. 5
См.: Тареев М. М. Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. М., 1901.—420. 6
«Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14).—420. 7
Ср.: Исх. 3, 5.— 420. 8
В рукописи «О суеверии и чуде» (январь 1902). Опубликована с искажениями под заглавием «О суеверии» (Новый путь. 1903. № 8. С. 91—121). См.: Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 44—69.—420. 9
Ср.: Ин. 17, 11—18.—420. 10
Учение о праздниках. См. также примеч. 19 к приложению 2 раздела VII «Освящение реальности».—420. 11
Надписи на схёме: Мирская радость, Средний уровень, Масленица, Вел<икий> пост, 49 дней, Четыредесятница, Святая седмица, Св. Ночь Пасхи, 10 дней, Вознесение Господне <1 нрзб.), Троицын день, Средний уровень, Св.
Пятидесятница, 49 дней, Четыредесятница, Духовная радость, Вход Господень в Иерусалим, 7 дней, Мирская скорбь и духовная тишина, Чистая седмица, Мирская радость, Средний уровень.—422. 12Надписи на схеме: Мирская радость, Шум, Тишина поста, Шум, Духовная радость.—423. 13
Источник текста не выявлен.—423. 14
уничижение, умаление (греч.).— 423. 15
Ср.: Флп. 2, 5—11.—423. 16
Коронида—дочь фессалийца лапи фа Флегия, возлюбленная Аполлона. Коронида изменила ему со смертным человеком Исхием, будучи беременной от Аполлона. Зевс убил Исхия, а Аполлон—Коро- ниду, предварительно вынув ребенка Асклепия из чрева матери. Затем он передал его на воспитание кентавру Хирону.—424.
См. примеч. 15 к разделу II «Культ, религия и культура».—425. 18
предел (лат.).—428. 19
Предложение не закончено.—429. 20
Ср.: Гомер. Илиада. Песнь 8, 13-—16:
...сумрачный Тартар,
В пропасть далекую, где под землей глубочайшая бездна: Іде и медяный помост, и ворота железные, Тартар, Столько далекий от ада, как светлое небо от дола!
{Гомер. Илиада/Пер. Н. Гнедича Ц Гомер. Илиада. Одиссея. М., 1967. С. 135).— 429. 21
Алексей Иванович Введенский (1861 —1913) — профессор Московской Духовной Академии, учитель Флоренского. См.: Ванчугов В. В. Введенский//Русская философия. Словарь. М.: Республика, 1995.— 429. 22
1 Кор. 13, 12.—430. 23
первое среди равных (лат.).— 430. 24
фактически, на деле (лат.).—430. 25
Ср.: Ин. 17, 11 —18.— 431. 26
Ср.: «Преаышшая ангел, мирскаго мя превышша слития сотвори...»—молитва утренняя 7-я, песнь полунощная ко Пресвятей Богородице // Иерейский молитвослов. М., 1907. JT. 8 об.—431.
2 до опыта, после опыта (лат.).—432.
28 В тексте Флоренского несогласование, которое исправлено. В рукописи текст следующий: «Нет ничего соблазнительного и в той АШСЛИ, что между христианином, не развившим данных ему даров Духа, не взрастившим семян, в него заложенных, не упражнявшим органов, в нем созданных, решительно ничем не может быть отличен от язычника».—432. 29
См.
примеч. 288 к разделу VII «Освящение реальности».—432. 30См. примеч. 21 к разделу V «Семь таинств».—433. 31
Ср.: Ин. 17, 11—18.—434. 32
См. примеч. 26 к данному разделу.—434. 33
Ср.: Евр. 11, 29.—436. 34
Ср.: Ин. 6, 55.—437. 35
«Ближайшая цель чина <о панагии)—настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона)» (Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 3. Киев, 1915. С. 51 ).—437. 36
У Флоренского в тексте: «трансцендентальное». Исходя из других текстов, публикаторы считают, что это описка.—438. 37
См. примеч. 11 к разделу IV «Таинства и обряды».—439. 38
Иерейский молитвослов. М., 1907. JI. 261.—439. 39
См. примеч. 26 к данному разделу.—439. 40
См.: 1 Кор. И, Ж—441. 41
Данная запись дописана Флоренским после предыдущей, и на тех же листах, и поэтому нарушает хронологию.—442. 42
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 28 об.—443. 43
Там же. Л. 81.—443. 44
См. примеч. 44 к разделу VII «Освящение реальности».—443. 45
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 22.—443. 46
Карабинов И. Святая чаща на литургии Преждеосвященных Даров //Христианское> Чтение, 1915, июнь. С. 744, примеч. 18.
Здесь говорится о том, что лицо, производимое в придворный чин, после патриарших молитв и облачения, производимого церемониймейстером, поклоняется и целует Патриарха, а затем причащается запасных Святых Духов.—445. 47
Вероятно, это ошибка Флоренского. См.: Алмазов А. И. Проклятие преступника псалмами 0FAAMOKATAPA). К истории суда Божьего в Греческой Церкви. Одесса, 1912.—445. 48
См.: Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 7 об.—11.— 446. 49
Ин. 6, 55.-446. 50
Текст из Богородична. Источник цитаты не выявлен.—447. 51
Ин.
17, 11—18.—448. 52Ср.: Флп. 2, 6.-448. 53
Записи от 21. IX. 1914 г. и 12.V.1918 г. дописаны Флоренским непосредственно после предыдущей и потому нарушают хронологию.— 448. 54
См. примеч. 298 к разделу VII «Освящение реальности».—450. 55
священные образы, т. е. идеи (греч.).—450. 56
От греческого слова аяотротгп—отвращение от чего-либо, отклонение, отражение.—450. 57
Данная запись дописана Флоренским непосредственно после предыдущей и потому нарушает хронологию.—451.
8 Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 154.—451. 59
Rank О., Sachs Н. Значение психоанализа в науках о духе/Пер. с нем. М. Кобылинской. СПб., 1914.—451. 60
См.: Иез. 1, 1—26.—453. 61
«Прощайте, друзья, комедия окончена» (лат.).—453. 62
Из стихотворения Н. А. Некрасова «Сеятелям».—453. 63
Схема приводится по тексту из раздела IV «Таинства и обряды» (см. с. 138—139), так как в данной записи ряд слов написан карандашом и плохо воспроизводится.—454. 64
В тексте оставлено чистое место для одного слова.—455. 65
Источник цитаты не найден.—,455. 66
«Воля к власти» (нем.)—таково заглавие книги Фридриха Ницше, посмертно изданной его сестрой Э. Ферстор-Ницше. См.: Ницше Ф. Воля к власти/Пер. Г. А. Рачинского//Полн. собр. соч. Т. 9. М., 1910.—455. 67
В тексте, вероятно, описка: «т. е.».—458. 68
В тексте, вероятно, описка: «трансцендентного».—458. 69
В тексте, вероятно, описка: «время».—458. 70
В тексте описка Флоренского: «кровь».—459. 71
Ср.: Священник Павел Флоренский. Не восхищение непщева (Филип. 2, 6—8) (К суждению о мистике)//Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 143—188.—459. 72
Бердяев Н. А. Смысл творчества (1916)Ц Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 508: «Католический религиозный опыт есть вытягивание человека ввысь, к Богу».— 459. 73
У Спинозы Богу присуща не длительность, но вечность, которая не имеет ко времени никакого отношения. Вечность есть атрибут, под которым мы постигаем бесконечность существования Бога.
Длительность есть состояние существования вещей, но не их сущности. Время же есть «мера длительности или же, скорее, только модус мышления» (Спиноза. Избр. соч. Т. 1. М., 1957. С. 303). Лишь у Бога сущность равна существованию. Все же, «сущность чего не включает существования, для своего существования необходимо должно быть создано Богом и <...) постоянно поддерживаться самим Творцом» (там же. С. 304). До творения нет ни длительности, ни времени. Длительность присуща лишь существованию вещей, но не их сущности (там же. С. 285). Только сотворенные вещи способны наслаждаться длительностью и существованием, но не Бог. Длительность прекращается, когда прекращается существование сотворенных вещей. В итоге: «Мы представляем вещи как действительные (актуальные) двумя способами: или представляя их существование с отношением к известному времени и месту, или представляя их содержащимися в Боге и вытекающими из необходимости божественной природы. Вещи, которые мы представляем истинными или реальными по этому второму способу, мы представляем под формой вечности, их идеи обнимают вечную и бесконечную сущность Бога» (там же. С. 608).—459. 74Жан Мари Гюйо (1854—1888). Стихи философа/Пер. Ив. Ив. Тхоржевского. СПб., 1901.—460.
5 из всеобщего согласия (или многих) (лат.).—461. 76
См. соч. Канта «Религия в пределах только разума».—464. 77
Мф. 23, 33.—465. 78
Мф. 4, 10.—465. 79
См. примеч. 71 к данному разделу.—467. 80
Вероятно, имеется в виду издание: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2. Euxologia. Киев, 1901.—467. 81
Пункт 7 не заполнен.— 467. 82
См. примеч. 45 к разделу IV «Таинства и обряды».—468. 83
Первоначально в круглых скобках было написано: «(С. П. Мансуров. По поводу разговоров о пресуществлении)», но затем после правки текста упоминание С. П. Мансурова Флоренский убрал.
Священник Сергей Павлович Мансуров (1890—1929)—историк Церкви, сын П. Б. Мансурова, зять Ф.
Д. Самарина, автор «Очерков из истории Церкви» (М., 1995); с 1926 г.—священник. См.: Самарины. Мансуровы. Воспоминания родных. М., 2001.—468.84 «Философия—служанка Церкви» (лат.)—вариация выражения «Философия—служанка богословия», приписываемого итальянскому историку Католической Церкви Цезарю Баронию (1538— 1607).—468.
Священник Александр Викторович Ельчанинов (1881—1934) учился в одном клаосе с Флоренским во 2-й тифлисской гимназии, член Кружка ищущих христианского просвещения; эмигрировал; с 1926 г.— священник. См.: Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М., 1992; Памяти отца Александра Ельчанинова. Париж, 1935; 1991.—469. 86
Борис Павлович Добротворцев—волонтер Тамбовской семинарии, учился в МДА в 1904—1909 гг. По окончании Академии магистрант, с января 1910 г. был помощником инспектора Киевской Духовной семинарии. В Архиве свящ. Павла Флоренского письма Добротворцева сохранились за 1906—1921 гг.—469. 87
Над строкой карандашом написано: «тбяоі жизни, схема жизни. Наиболее глубокие извращения жизни м<огут> быть почти в тех же принципах».—470. 88
Над словом надписано: «частного».—470. 89
Над столбцами карандашом надписано: «Двоякое понимание страсти <3 нрзб.> безличная воля рода».— 470. 90
См. примеч. 19 к разделу II «Культ, религия и культура».—471. 91
видимое слово (лат.).—471. 92
Священник Сергей Михайлович Соловьев (1885—1942) — поэт-символист, племянник В. С. Соловьева, окончив в 1912 г. историко-фило- логическое отделение Московского университета, поступил в МДА, которую не окончил; в 1916 г. стал священником; в 1923 г. перешел в католичество и стал вице-экзархом католиков греко-российского обряда. В 1933 г. арестован. См.: Гайденко П. П. Об авторе и его герое// Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.—471. 93
Ср.: 1 Кор. 15, 10.—471. 94
«Ничто» есть второй член 1-й гегелевской триады «бытие— ничто—становление». См.: Гегель. Ничто // Гегель. Т. 1—3. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 140.—472. 95
Одно предложение, надписанное карандашом сверху данного текста, неразборчиво.—472. 96
См. примеч. 30 к разделу III «Культ и философия».—472. 97
См. примеч. 31 к разделу III «Культ и философия».—472. 98
В рукописи: «земных счетов» вместо «земной мути»; нет текста: «и это так»; изменено последнее предложение.—472. 99
Над словом «месячного» написано: «V* года».—473. 100
Над словами «15 минут» написано: «х/4 часа».—473. 101
Над словом «умыванием» написано: «уклонением».—473. 102
Ср.: Ин. 6, 55.—473. 103
Ср.: Быт. 1, 2.-476. 104
Ср.: 1 Кор. 11, 7.-476. 105
Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 124.—476. 106
Иерейский молитвослов. М., 1907. JI. 7.—477. 107
Там же. Л. 246 об.— 477. 108
Там же. Л. 241 об.—477. 109
Там же. Л. 246 об.—477. 110
См.: Типикон, сиесть Устав. М., 1906. Л. 416.—477. 111
Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 46.—477. 112
Иерейский молитвослов. М., 1907. JI. 262 об.—477. 113
1 Петр. 3, 3.—478. 114
Иван Васильевич Попов (1867—1938)—проф. МДА по 1-й кафедре патрологии (1893—1924). См.: Голубцов Сергий. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 71—74.—479. 115
Имеется в виду архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии архиепископ, священномученик (13.09.1886—f28.12.1929, память 15 декабря, 10мая). См.: Архим. Иларион (Троицкий). Единство Церкви и Всемирная конференция христианства//Архим. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. М., 1991.—480. 116
Имеется в виду «Скрижаль», составленная иеромонахом Нафа- наилом в 1656 г. по повелению царя Алексея Михайловича и по благословению Святейшего Патриарха Никона.—480. 117
Запись, вероятно, была сделана на заседании Совета Московской Духовной Академии.—480.
Словарь понятий; толковый словарь.— 481. 119
Данная запись Флоренского сделана его почерком, соответствующим 1906—1909 гг., и, вероятно, он присоединил ее к поздним материалам как еще один «пример нотарикона».—481. 120
В оригинале несогласование, после слова «важным» стоит точка. Возможны два варианта правки: тот, что осуществлен, и исправление слова «важным» на «важной».—482. 121
Александр Павлович Шостьин (1862—1916)—профессор МДА. Умер 1 ноября 1916 г. Панихиду служили на 40-й день со дня кончины. См.: Голубцов Сергий. Московская Духовная Академия в начале XX века: Профессура и сотрудники. М., 1999. С. 110—111.—484. 122
Окончание икоса из последования мертвенного мирских тел (чин отпевания усопших)//Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 235.—484. 123
См. примеч. 12 к разделу IV «Таинства и обряды».—484. 124
Из письма свящ. Павла Флоренского к В. В. Розанову от 9 сентября 1912 г. «Смерть заставляет думать о себе: у меня нет церкви, и, значит, единственная служба из серьезных, которую возможно совершать часто,—это панихида. И случается, но так, что все время кто-нибудь умирает из знакомых. Мне думается, что служба церковная—мудро придуманные рессоры, смягчающие удары жизни, и, не будь этого, придуманного, правильно распределяющего горе и радость, канала, оросительного канала жизни,—не будь канонических форм для сильных душевных движений, они разбили бы наше бедное существо и мы умопо- мрачились бы в немом и бессильном порыве к выражению внутреннего мира. Мы все слишком неискусны, чтобы можно было предоставить нам плакать по-своему и радоваться как вздумается: мы нуждаемся в такого рода системе пружин, которые бы, ослабляя первичный толчок, благодетельно распределяли бы его энергию на нивы нашей будничной жизни. К. Д. Бальмонт где-то,—как мне показалось, не без наглости,—сказал:
Мало плакать, надо стройно, гармонически рыдать, надо действовать спокойно, чтоб красивый лик создать. Мало искренних мучений, Вы ведь в мире не один и т. д.
Сперва я думал, что это только «декадентство», но потом убедился, что глубокая правда, заставляя нас не «плакать», а «гармонически рыдать», служба церковная задерживает стремительность горя, ибо для гармоничности (траур, панихиды, хлопоты и т. д.) нужны особые силы, и в гармоничности аккумулируется часть энергии горя, которая после распределяется на всю жизнь.
Мы не кричим от боли, но зато не забываем, как утекшую воду, отошедших. Нам ритм службы (3, 7, 9, 20, 40, годовщины и т. д.) напоминает о горе и вновь его возбуждает, и мертвые для нас не мертвые, но лишь усопшие. И во всем так» (Архив свящ. Павла Флоренского).—484.
І2Ь Имеется в виду стихотворение «In расе». Посвящается похороненной 23 февраля 1905 г. на деревенском кладбище//Народ (Киев). 1906. 9 апреля, № 6, с. 3; перепечатано в книге: Флоренский П. А. В вечной лазури: Сборник стихов. Сергиев Посад, 1907. В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранилась вырезка из газеты, где рукой Флоренского сверху написано: «Милому единственному Сереже (sit benedictum nomen ejus!)99 П. Твоя от Твоих Тебе приносяще...»100 Стихотворение подписано: «С. Троицкий и П. Флоренский». Деревенское кладбище находилось в селе Толпыгино Нерехтского уезда Костромской губернии, где служил священник Симеон Троицкий—отец С. С. Троицкого—и куда часто к своему другу ездил Флоренский.—484. 126
Ведель Артемий Лукьянович (1767/1770?—11806/1810?). Церковный композитор гармонического (партесного) направления русского церковного пения, для которого характерны концертность, ари- озность, отдельные мелодические обороты. Был учеником знаменитого оперного композитора Сарти и преемником итальянской школы.—484. 127
Архимандрит Феофан (Александров, 1785?—+1852) — регент хора Санкт-Петербургской Духовной семинарии, ректор Казанской Духовной Академии и профессор Казанского университета (1817—1832), настоятель Московского Донского монастыря (1832—1850), церковный композитор. В своем творчестве опирался на традиционные монастырские распевы XIX в. См.: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма/Сост. С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова. М., 1998. С. 675.—484. 128
Из стихотворения К. Д. Бальмонта «Слова любви» из сборника «Горящие здания» (1900).—484. 129
Вероятно, имеется в виду Прокл (410—485)—представитель афинской школы неоплатонизма, который руководил Платоновской академией. Возможно, Флоренский пользовался изданием: Procli philosophi platonici opera. Ed. V. Cousin. Parisiis, 1864.—485. 130
Платон трактовал познание как воспоминание о потусторонней родине душ, где души воспринимали истину непосредственно. Души познают истины этого мира благодаря в разной степени затемненной памяти. См.: Платон. Менон 81 ^ — Платон. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 589: «...то, что мы называем познанием, есть припоминание?»— 485. 131
Ср.: Гал. 5, 26.—485. 132
Вероятно, запись разговора со своим сыном Василием (21.05.1911—5.04.1956).—485. 133
Часослов. М., 1886. Л. 92 о6.-485. 134
В смысле: атрофия мудрости.—485. 135
первый среди равных (лат.).— 486. 136
равный всем (лат.).—486. 137
действительность (лат.).—487. 138
ни первый, ни второй, ни третий (лат.).—487. 139
не есть равный или есть не равный (лат.).—487. 140
неравный <себе> (лат.).—487. 141
На полях против текста, помещенного Флоренским в квадратных скобках, запись: «Это все в дальнейшем надо говорить».—488. 142
Эдуард Карпентер (1844—1929). Любовь и смерть. С 3-мя порт. Э. К. и вст. ст. П. Д. Успенского / Пер. с англ. Пг., 1915; 2-е изд., испр. Пг., 1917.—488. 143
Ср. в переводе прот. Петра Преображенского: «Заповедь шестая. О двух духах при всяком человеке и внушениях каждого из них <...) Два ангела с человеком: один добрый, а другой злой»// Писания мужей апостольских / Пер. прот. Петра Преображенского. М., 1895. С. 188.—488. 144
«Два пути учения и власти, один—света, другой—тьмы. Но велико различие между этими двумя путями. На одном поставлены светоносные ангелы Божии, на другом—ангелы сатаны»//Там же. С. 50.—488. 145
Ср.: Исх. 20, 9.-489. 146
Служебник. Изд. 6-е. М., 1905. С. 91.—489. 147
Переферкович Н. Филологические заметки. V. К истории слова «неделя»//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1917. Октябрь. С. 139—146.—489. 148
Человек разумный (лат.)—человек—создатель орудий труда (лат.). См. раздел «I. Homo faber» (ч. 2, называемую «Воплощение формы (действие и орудие)») книги Флоренского «У водоразделов мысли» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999. С. 374—382).
«Если бы мы могли отбросить все самомнение, если бы при определении нашего вида мы точно придерживались того, что дают нам исторические и доисторические времена для справедливой характеристики человека и интеллекта, мы не говорили бы, быть может, Homo sapiens, но Homo faber. Итак, интеллект, рассматриваемый в его исходной точке, является способностью фабриковать искусственные предметы, в частности из орудий создавать орудия, и бесконечно разнообразить их выделку» (цит. по: Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. ЗП). М., 1999. С. 378).—489.
Бергсон Анри. Творческая эволюция / Авторизованный пер. с фр. B.
А. Флеровой. М.; СПб., 1914. С. 123.—489.
См.: Wiener Otto. Die Erweiterung der Sinne. Antrittsvorlesung. Leipzig, 1901. Обычно Флоренский ссылался на следующее издание перевода: Проф. Винер О. Расширение наших чувств/Пер. Д. Шора// Успехи физики: Сборник статей о важнейших открытиях последних лет. Одесса, 1907. Изд. 2-е. Вып. 1. С. 1—2S—489.
См.: Несмелое В. И. Наука о человеке. Т. 1. 3-е изд. Казань, 1906. С. 269: «И мы достоверно знаем в познании себя самих, что хотя наша собственная личность существует только в необходимых условиях фи зического мира, однако природою своею она все-таки выражает не мир, а истинную природу самого Бесконечного и Безусловного, потому что бесконечное и безусловное есть не иное что, как свободное бытие для себя, а свободное бытие для себя и есть и может быть только бытием самосущей Личности».—489.
См. раздел «III. Органопроекция», ч. 2, называемую «Воплощение формы (действие и орудие)», книги Флоренского «У водоразделов мысли» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. З (1). М., 1999. C.
402—421.
Флоренскому была известна книга: Карр Ernst. Grundlinien einer Philosophic der Technik. Braunschweig, 1877.—489. 153
Основное сочинение Джеймса Джорджа Фрейзера (1854—1941) «Золотая ветвь» (2 т. London, 1890; русский перевод: Т. 1—4. М., 1928).—490. 154
См. примеч. 42 к разделу IV «Таинства и обряды».—491. 155
См. примеч. 12 к приложению 3 раздела III «Культ и философия».—492. 156
Ср.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. ЕХ. Май. М., 1908. С. 326—327: «Будучи семи лет, Константин видел сон, который и рассказал своим родителям. Снилось мне,—говорил Константин,—что воевода собрал всех девиц города и сказал мне: выбери себе одну из них в невесты. Я осмотрел и избрал красивейшую из них с светлым лицом и украшенную многими золотыми вещами и дорогими каменьями, по имени Софию». Поняли родители, что Господь дает отроку девицу Софию, т. е. премудрость Божию, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и богоугодному добронравию—премудрости духовной».
См. также: Священник Павел Флоренский. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 358—359.—492. 157
См.: 1 Тим. 3.—492. 158
обрабатывать, возделывать; обработанный, возделанный (лат.).—493. 159
Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 184 об. Имеется в виду стихира на «Господи, воззвах», где говорится: «Кии- ми, земнороднии, устнами восхвалим иерарха, <...) согражданина иму- щаго, мироточнаго на Небесех божественнаго и пречуднаго Димитриа?» У Флоренского дважды описка, вместо имени Димитрия он написал имя Григория. Исправлено ред.—493.
1бЪ Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 258 об.—259.— 493. 161
«Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями в гробе нове покрыв, положи» — тропарь 2-го гласа, который поется на вечерни во святый и великий пяток при выносе из алтаря и положении в храмовой гробнице плащаницы Господа Иисуса Христа, что изображает погребение Спасителя (Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 464). Тот же смысл имеет перенесение приуготовленных даров с жертвенника на престол во время литургии при пении Херувимской песни («Иже херувимы...»—см. Служебник. Изд. 6-е. М., 1905. С. 128).—493. 162
Начальные слова церковного песнопения из литургии Преждеосвященных Даров, исполняемого «вместо» Херувимской песни.—494. 163
См. примеч. 2 к приложению 4 раздела VII «Освящение реальности».—495. 164
См.: Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3 (2). М., 1999. С. 430—431 .—496. 165
Александр Львович Тихомиров (в монашестве Тихон) (1882— 1955)—сын Л. А. Тихомирова; в 1905 г. жил в общежитии студентов МДА в одной комнате с Флоренским; с 1913 г.— ректор Новгородской Духовной семинарии; с 1920 г.—епископ; в 1927 г. арестован, но с помощью духовных чад бежал из тюрьмы; нелегально жил в Сергиевом Посаде и в Ярославле; во время войны к нему совершали паломничество.— 166
Флоренский приводит житие мученика Маманта по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского (t 1709, память 21 сентября), основным источником для которого был так называемый «Ме- тафраст», т. е. жития святых, составленные на греческом языке преподобным Симеоном Метафрастом во 2-й половине X в.—496. 167
[Святитель Димитрий, митрополит Ростовский.] Книга житий святых на месяц септемврий. М., 1837. Л. 20.—496. 168
Там же. Л. 20.—496. 169
Там же. Л. 21.— 496. 170
Там же. Л. 21 об.—496. 171
Там же. Л. 25.-497. 172
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (в миру Василий Михайлович Дроздов, 26 декабря 1782—1*19 ноября 1867, память 19 ноября), родился на две недели раньше, чем следовало. См.: Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. С. 8.—497. 173
Лев Михайлович Лопатин (1855—1920)—философ, проф. Московского университета, председатель Московского психологического общества, редактор журнала «Вопросы философии и психологии». У него в семинаре занимался Флоренский, будучи студентом Московского университета. См.: Огнев А. И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922.—497. 174
Пафнутий Львович Чебышев (1821 —1894) — русский математик и механик. См.: Крылов А. И. Пафнутий Львович Чебышев: Биографический очерк. М.; Л., 1944.— 497.
115 Ср.: Ин. 17, 11 —18.— 498. 176
Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 173—173 об.—499. 177
Полный церковно-славянский словарь/Сост. Григорий Дьяченко. М., 1900. С. 200.—499. 178
Память праведной Елисаветы — 5 сентября по ст. ст., т.е. запись сделана 18 сентября 1921 г. по н. ст.—500. 179
Требник [большой]. М., 1906. Л. 167 об.—500. 180
См.: Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 147—148.—500. 181
Данную ошибочную точку зрения Флоренский выписал из какого-то издания не научно-богословского характера. В житии святого Василия Великого рассказывается, что когда он совершал литургию, то «золотой голубь с божественными дарами, висевший над святым престолом, движимый силой Божией, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил святые дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было» (Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. М., 1904. С. 30). Причиной несхождения Святого Духа было неблагоговейное взирание одного из диаконов на женщину, находившуюся в храме. С тех пор святой Василий повелел устроить в церкви особые завесы, отделяющие алтарь от храма.
Молитва «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» (собственно тропарь 3-го часа) была внесена в эпиклезу анафоры в XIV в. в связи с антилатинской полемикой. В русской литургической науке это было достаточно известно еще в начале XIX в. Так, И. Дмитриевский указывал, что поскольку «таково разделение смысла, чрез вставку молитв другого рода, как нельзя приписать самому Василию, то и в древних греческих списках литургии Василия и Златоуста этой молитвы нет» (Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1894. С. 303. 1-е изд. М., 1804). См. также: Успенский И. Д. Анафора//Богословские труды. М., 1975. Сб. 13. С. 40—147.
Можно не сомневаться, что Флоренский был знаком с историей эпиклезы еще тогда, когда он был студентом Академии. Данная выписка может быть сопоставлена с примерами из так называемой народной этимологии, народного нотарикона (см. с. 481 наст. изд.). В ошибочном историко-литургическом мнении отразилось верное церковное самосознание: святые—свидетели таинств, свидетели соединения Неба и земли.— 500. 182 Ср. запись беседы священника Василия Надеждина, А. Н. Соколова и неизвестного автора со священником Павлом Флоренским в ноябре 1921 г.:
«Однажды, приблизительно в ноябре 1921 года, мы, т. е. о. Василий Ф. Надеждин, Александр Ник. Соколов и я, сидели с отцом Павлом в притворе церкви Петровского монастыря, ожидая окончания предыдущей лекции. Отец Павел в разговоре, между прочим, спросил нас, не замечал ли кто из нас, какая рука у нас теплее. На это никто из нас ничего не мог ответить. Тогда он сказал, что спрашивает нас об этом для того, чтобы проверить свои наблюдения. «Потому что я заметил,—продолжал он,— что в обычное время, т. е. когда я спокойно сижу или лежу в ровной температуре, у меня правая рука бывает теплее левой. А при молитве, особенно при совершении литургии, у меня бывает наоборот: левая рука делается теплее правой». «А вы не замечали этого?»—обратился он к о. Василию Надеждину. «Нет,— ответил тот,—у меня-то всегда правая холоднее, так как церковь не отапливается, а левая чаще бывает в перчатке». И разговор уклонился в сторону» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3(2). М., 1999. С. 487).—500.
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 39.—501. 184
Там же. Л. 40.—501. 185
Там же. Л. 40 об.—501. 186
Там же.—501. 187
Там же. Л. 41—43.—501. 188
Начало тропаря Святой Пасхи//Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 2 об.—501. 189
Миниа. Месяц септемврий. Киев, 1908. Л. 251.—502.
Использованы иллюстрации из книг:
С. 35. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII века. М., 1992.
С. 205. Снегирев И. Новоспасский монастырь. М., 1843.
С. 206. Снегирев И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842—1845.
С. 223. Лазарев В. Н. Страницы истории Новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1983.
С. 290. Снегирев И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. М., 1842—1845.
Еще по теме (Часть вторая) АНТРОПОДИЦЕЯ. НАБРОСКИ И МАТЕРИАЛЫ:
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
- (Часть вторая) АНТРОПОДИЦЕЯ. НАБРОСКИ И МАТЕРИАЛЫ