<<
>>

Даты и события

Лета от 1854 г., 29 марта, во 2-м часу пополуд-

рожд. ни, у помещика Курской губернии Дмитриевского уезда села Беляева поручика Михаила Яковлевича Машкина и жены его Екатерины Михайловны, рожденной Кошелевой, родился сын (впоследствии Архимандрит Серапион).

1 г. 1854, 4 апр.-он крещен и назван Влади

миром.

Имя наречено в честь св. князя Владимира, память коего празднуется 15 июля. Восприемниками были: села Вандорца помещик князь Василий Юрьевич Мещерский и живущая в селе Кремяном Льговского уезда помещица вдова Елена Михайловна Машкина, бабка кре- щаемаго. Крещение совершал священник Николаевской церкви села Беляева Василий Лебедев с причтом.

1855 г., 19 марта - родился в той же семье Машкиных второй сын, Александр?

Прибл.

3 /2 1857 г.-первое мистическое восприя

тие, - солнца.

8 г. 7 м. 1862 г., 24 октября - поздравительное стихотворение матери.

10 л. 1864 г.-«Трактат о послушании родите

лям».

1865 (6?) г.-классный журнал француза Антолия Liones.

12 л. 1866 г.-отъезд из деревни в С.-Петер-

бург в приготовительный класс Пансиона Юіассического. 1867

г.-Пансион Школы Правоведения. 1868

г.-Морское Училище.

15 л. 1869 г. - фельетоны.

17 л. 1871 г. - первые идеи о системе филосо

фии.

1874 г. - производство в гардемарины. 1876 г., 25 июня - отставка от морской службы в чине мичмана. 23 г. 1877 г., август - поступление вольнослу

шателем на естественное отделение физико- математического факультета С.-Петербургского Университета. Знакомство с Вл. С. Соловьевым и посещение его лекций. 27

г. 1881 г., начало года,-на 2-м полугодии

4-го курса, в связи с цареубийством 1-го марта 1881 года-арест и одиночное заключение. 1881

г. - поступление в Киевский Университет. 28

л. 1882 г., 13 апреля,-в 11 часов по

полудни, смерть отца - Михаила Яковлевича Машкина, в Беляеве, на 65-м году от рождения. 1882

г.

- распущенная жизнь и начало болезни.

1882-1883 гг.-лечение у д-ра Буцке в Москве. 29

л. 1883 г.-д-р Буцке везет Влад. Машкина

в Париж, к Шарко. 29

л. 1883-1884 гг.-лечение у д-ра Маньяна в

Париже.

1884 г., февраль - выход из лечебницы, кутеж в Париже. 30

л. 1884 г., лето - возвращение домой, в

Беляево.

1884 г., июль - рождение в семье Александра Михайловича Машкина любимой племянницы Владимира Михайловича - Ольги Александровны.

1884 г., июль - прекращение кутежей. 1884 г., осень - поездка в Сергиев Посад и духовный совет старца Варнавы поехать на старый Афон. 1884

г., ноябрь - прибытие на Афон и вступление в число послушников Афонского Пантелеимонова монастыря, под духовное руководство о. архимандрита Иеронима. 1885

г., конец года (начало ноября?) - Вл. М. Машкин надевает послушническую рясу.

1885 г., 14 ноября в 9 часов утра-кончина о. Иеронима. Переход под окормление о. архимандрита Макария.

Ок. 35 л. 1889 г.-поездка на Афон матери Владимира Мих. Машкина - Екатерины Михайловны. Пожар в Пантелеимоновском монастыре. Через 2-3 месяца - падение Вл. Михайл. Еще через Iі/г месяца - бешенство, позыв к самоубийству. Через 3 месяца - отъезд в Россию.

35 л. 1889 г., начало лета - возвращение Вл.

Мих. Машкина с Афона в Беляево.

Ок. 38 л. 1892 г., 14 марта-Вл. Мих. Машкин дает матери своей Екатерине Михайловне вексель на 15 тысяч р. сроком на 36 месяцев.

1892 (4-е лето по возвращении в Россию) - назначается на осень окончательный отъезд на Афон.

1892 г. - знакомство Екатерины Михайловны Машкиной с о. Валентином Александровичем Амфитеатровым, протоиереем Московской Кремлевской церкви свв. равноап. Константина и Елены. 38

л. 1892 г., начало лета, - знакомство с ним

же Владимира Михайловича. Вл. Мих. пишет о. Валентину свою исповедь. О. Валентин накладывает на него послушание поступить в Московскую Духовную Академию и окончить там курс.

1892 г., 27 августа - поступление вольнослушателем в Московскую Духовную Академию по указу Св.

Синода за № 3509.

1892 г., 10 октября - пострижение Вл. Мих. Машкина в монашество с именем Серапиона - ректором Московской Духовной Академии Архимандритом Антонием (Храповицким).

1892 г., 18 октября - посвящение монаха Серапиона в сан иеродиакона.

1892 г., 22 ноября-слово на притчу о неразумном богаче (Лк. 12), читанное в воскресение, в Сергиево-Посадской церкви апп. Петра и Павла.

1892 г., 12 декабря - окончание семестрового сочинения на тему: «Связь поэзии с религией». 39

л. 1893 г., 10 февраля - окончание семест- рового сочинения на тему: «Мирятся ли сказания книги Исход о казнях Египетских с сказаниями о них в книге Премудрости Соломона».

1893 г., 12 апреля - окончание семестрового сочинения на тему: «Какие причины производит то, что научный прогресс, обыкновенно, влечет за собою уменьшение религиозности в обществе?»

1893 г., 17 мая - посвящение иеродиакона Серапиона в сан иеромонаха.

1893 г., август-в «Душеполезном Чтении» о. Серапион напечатал статью: «Духовный взгляд на Малеванщину». 1893

г., 12 октября - окончание семестрового сочинения «Гоголь, как христианин». 1894

г., 14 февраля - «Слово на среду первой седмицы Великого Поста». 1894

г., 8 апреля - окончание семестрового сочинения на тему: «Можно ли свести логическое мышление к процессам ассоциации идей?» 40

л. 1894 г., 12 июня-в Пятигорске проф.

В. И. Ковалевский засвидетельствовал полное выздоровление о. Серапиона. 41

г. 1895 г., 23 марта - окончание семестро

вого сочинения: «Мнение православных богословов об общецерковном единстве, как высшем начале церковной централизации». 1895

г., август - предполагается (- не состоявшийся -)перевод о. Серапиона в Казанскую Духовную Академию, вследствие перевода туда ректора Архимандрита Антония. 1896

г., январь - Киевский протоиерей Василий Иваницкий знакомится в поезде с о. Серапионом и Ек. Мих. Машкиными. 42

г. 1896 г., 5 апреля - окончание канди

датского сочинения «О нравственной достоверности» .

1896 г., 19 июня - утверждение о.

Серапиона в степени кандидата богословия Митрополитом Московским Сергием.

1896 г., лето - лечебная поездка в Пятигорск.

1896 г., 17 августа - назначение о. Серапиона на должность помощника смотрителя

Перервинского Духовного Училища указом Св. Синода за № 3952.

1896 г., 20 сентября - Киевский прот. Вас. Иваницкий поздравляет о. Серапиона с назначением в Перервинское Духовное Училище. 1896

г.-по представлению смотрителя Училища о. Серапион награжден набедренником. 1897

г., 3 марта-о. Серапион, по внушению прот. Валентина Амфитеатрова, изъявляет согласие принять «серебряную медаль на Александровской ленте в память Александра III», от которой до тех пор отказывался. 43

г. 1897 г., 8 апреля-о. Серапион переме

щен на должность смотрителя Заиконоспасско- го Духовного Училища указом Св. Синода за № 1815.

1897 г., 8 и 17 мая-у Ек. Мих. Машки- ной денежные затруднения. 1897

г., 20 декабря - назначение о. Серапиона на должность настоятеля Знаменского монастыря с увольнением от духовно-учебной службы указом Св. Синода за № 7071. 1898

г., 9 января - возведение о. Серапиона в сан архимандрита.

1898 г., 2 марта - диагноз Ек. Мих. Маш- киной: Ishias, arthromeningitis et arthro- indesmitis.

1898 г., 19 марта-о. Валентин Амфитеатров настойчиво вызывает в Москву Ек. Мих. Машкину, надо думать, по причине начавшихся у о. Серапиона приступов запоя. 44

г. 1898 г., 26 марта-Ек. Мих. уже нахо

дится в Знаменском монастыре.

1898 г., 12 апреля - поверенный г-жи Кроненберг требует проценты на занятую у нее Ек. Мих. Машкиной сумму.

1898 г., 12 августа - преосвященный Лаврентий благодарит о. Серапиона за поздравление и отзывается об о. Серапионе очень ласково. 45

л. 1899 г., апрель - «Проект преобразова

ния штатных монастырей», составленный о. Серапионом (помечен Знаменским монастырем).

1899 г., лето-первый сильный запой о. Серапиона в Знаменском монастыре. Около того времени начинает называть себя монахом Завулоном.

1899 г.-отъезд о.

Серапиона в Беляево, на основании свидетельства врача Штейнберга о «тяжелой форме неврастении». 1899

г., через I/2 месяца - возвращение из с. Беляева в Знаменский монастырь. 1900

г.-окончание сочинения «Опыт системы Христианской Философии» = «Опыт системы Учения и Дела Иисуса Христа (Христианская Философия)» . 46

л. 1900 г.-второй сильный запой о. Сера

пиона в Знаменском монастыре во время приезда Государя.

1900 г., 20 апреля - прошение Московскому Митрополиту Владимиру об отпуске на 29 дней.

1900 г., 17 июня - увольнение от должности настоятеля Знаменского монастыря, по указу Св. Синода за № 4049.

1900 г., 27 июня - причисление к братству Волоколамского Иосифова монастыря.

1900 г.-помещение на покой в Оптину Пустынь, по указу Калужской Духовной Консистории за № 7549. 1900

г.-отъезд из Оптиной Пустыни домой, в Беляево.

Возвращение в Оптину, по уговору Архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). 1901

г., в 2 часа ночи с 19-го на 20-е февраля - смерть Александра Михайловича Машкина, брата о. Серапиона, - в с. Беляеве. 47

л. 1901 г., 6 апреля - «Пасхальное Слово»

(о необходимости помочь голодающим Херсонской губернии), сказанное в Иосифо-Воло- коламском монастыре (Пасха в 1901 г. была 1-го апреля).

1901 г., лето-о. Серапиону предстояло явиться на Кавказ для окончательного освидетельствования его выздоровления. 48

л. 1901 г., 4 декабря - смерть монахини

Марии (Анны Яковлевны Машкиной), тетки о. Серапиона, имевшей на него большое влияние.

1902 г., 25 марта-«Слово на Благовещение» (о воскресении И. Христа в нас) о. Серапиона.

1902 г., 8 июля-«Слово на день Казанской Божией Матери», сказанное в Оптиной Пустыни.

1902 г., лето - письмо к неизвестному о монастырях, вероятно, предназначавшееся для печати (письмо не имеет даты; сужу о ней по бумаге и чернилам, а также по тону письма). 1902

г., 23 декабря - «Слово на погребение Михаила Александровича Машкина», племянника о.

Серапиона. 1903

г., 4 апреля - «Слово пред Плащаницею». 49

л. 1903 г.-«Слово на Пасху» (о внутренней

чистоте), сказанное в Беляеве (Пасха была 6-го апреля).

1903 г., 8 июля - повторение «Слова на день Казанской Божией Матери» (1902 г.) в Беляеве.

1903 г., 15 июля-«Слово о просвещении России», сказанное в Беляеве.

1903 г., 20 июля-«Слово на день св. Пророка Илии», сказанное в Беляеве.

1903 г., в ночь с 22-го на 23-е декабря - кончина Екатерины Михайловны Машкиной, матери о. Серапиона, на 78-м году от рождения, в Беляеве. 1903

г., 27 декабря - погребение Ек. Мих. Машкиной в Беляеве; предзнаменование смерти о. Серапиону, - понятое им. 50

л. 1903-1904 гг.-«Система Философии: Опыт

научного синтеза», 2-я редакция, часть 1-я. 1904

г., 1 июля-резкие возражения о. Серапиона на переписанное им рассуждение оптинского о. Ераста Выторпского «Европа, Россия и Европа и о наших, русских, сиротах».

1904 г., 5 декабря - открытое письмо о. Иоанну Кронштадтскому, помеченное Оптиной Пустынью. 1904

г., 11 декабря - письмо П. А. Флоренскому с приглашением в Оптину Пустынь. 1905 г., 25-26 января - «Мимолетные рас- суждения о иезуитизме, шпионстве, шаблонной морали и масонстве».

1905 г., 3 февраля - письмо к П. А. Флоренскому, с протестом против уклонения Московской Духовной Академии от забастовки и с рассуждениями о бесконечности.

1905 г., 7 февраля - письмо редактору «Новостей», помеченное г. Козельском.

1905 г., в ночь с 9-го на 10-е февраля - предсмертный сердечный припадок у о. Серапиона, понятый им как Божие предостережение.

1905 г., 14 февраля - вторая попытка вызвать на ответ о. Иоанна Кронштадтского: письмо к нему, пересылаемое через проф. Моск. Дух. Ак. Н. А. Заозерского.

1905 г., 15 февраля - письмо к проф. Н. А. Заозерскому, с просьбою устроить в Академии третейский суд между о. Серапионом и о. Иоанном Кронштадтским: «Прямой мой долг сделать гласным весь ряд умозаключений, возбужденный во мне, между прочим, увещаньем о. Иоанна. Я не умру спокойно, не исполнив этого моего долга».

1905 г., 18 февраля - составление духовного завещания.

1905 г., 19 февраля - присутствовал при всенощном бдении, длившемся до HV2 часов ночи.

50 л. 1905 г., в ночь с 19-го на 20-е февраля,

во 2-м часу, можно сказать, в день памяти освобождения крестьян - кончина о. Серапиона от «разрыва сердца».

1905 г. - погребение в Оптиной Пустыни, возле Введенского собора103.

В. М. Машкина («Церковные Ведомости», 1892 г., № 43-«Полное собрание сочинений Еп. Антония», Т. I, Казань, 1900, стр. 229- 232).

Указ из Святейшего Правительствующего Синода от 27-го августа 1892 г. за № 3509 о разрешении Влад. Машкину поступить в Моск. Дух. Акад. сторонним слушателем («Журнал Совета Московской Духовной Академии за 1892 г.», Сергиев Посад, 1893 г. Заседание 31-го августа 1892 г., IX, стр. 277)

Собственноручные показания студентов 1-го курса о желании их изучать тот или другой из предметов, по которым возможен выбор. 0.

Серапион избрал греческий и французский. Id., стр. 329.-Тут же дается список однокурсников о. Серапиона (стр. 328-331).

И[еромонах] Серапион Мамкин,- Духовный взгляд на Малспанщину и кликушество («Душеполезное Чтение», 1893, № 8, стр. и отд. отт.).

Отзыв экстраординарного профессора Алексея Ии. Введенского о сочинении вольнослушателя иеромонаха Серапиона: «О нравственной достоверности» («Журнал Совета Московской Духовной Академии за 1896 год», Сергиев Посад, 1898, стр. 173-176. Заседание 4-го мая, 1,

54).

Прошение о. Серапиона в Совет Академии относительно соискания степени магистра за представленное сочинение на тему «Опыт системы Христианской Философии» и назначение ему рецензентами Алексея Ивановича Введенского и о. Архимандрита Евдокима (Мещерского) («Журнал заседаний Совета Московской Духовной Академии за 1900 год». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, стр. 9. Заседания 10 и 14 января 1900 года)

Павел Флоренский, - «К почести вышняго звания» (Черты характера архим. Серапиона Машкина). (Сборник «Вопросы религии», Вып. 1-й, М., 1906, стр. 143-173). [Тут же напечатан и послужной список о. Серапиона].

Письма и наброски Архим. Серапиона Машкина. Напечатаны П. Флоренским («Вопросы религии», Вып. 1-й, М., 1906, стр. 174- 220).

Заметка проф. Бронзова в «Колоколе» за 1906 г. по поводу писем о. Серапиона (№ 10).

Михаил Морозов, - Пред лицем смерти (в сборнике «Литературный Распад», СПБ., 1908). «Шуйца и десница мистицизма» (стр. 241- 244: об о. Серапионе); сравнение о. Серапиона с Н. А. Бердяевым (стр. 251-252). [Фактические сведения в этой статье все почерпнуты из писем о. Серапиона и моей статьи, напечатанных в сборнике «Вопросы религии» (№ № 9 и 10 сего списка)].

Письма о. Протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова к Екатерине Михайловне и к о. Архимандриту Серапиону Машкиным («Богословский Вестник», 1914 г., Т. 2, июнь, стр. 327-350 и июль- август, стр. 508-534-отд. от. Сергиев Посад, 1914, 52 стр.). Напечатаны свящ. П. Флоренским.

Архим. Никанор [Николай Павлович Кудрявцев],-Столп и утверждение истины («Миссионерское Обозрение», 1916, февраль, стр. 253-257, где содержится обвинение меня в плагиате из о. Серапиона).

Я.0.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 1. 1994

Еще по теме Даты и события:

  1. Даты и события
  2. (5-я ЛЕКЦИЯ) (Дата в рукописи не указана)
  3. (10-я ЛЕКЦИЯ) (Дата в рукописи не указана)
  4. События в Новочеркасске
  5. 1.1. УЧАСТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ В РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЯХ 1917 г.
  6. 6.6. Октябрьские (1917 г.) события в Петрограде: проблемы, оценки, расстановка политических сил.
  7. События после мерти Насра б. ’Али
  8. РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК СОБЫТИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИНЫ Л. В. Жуковская (Сосновый Бор)
  9. ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СВОЕЙ ЖИЗНИ Н. В. Лакосина (Ростов-на-Дону)
  10. ОЧЕРК СОБЫТИЙ
  11. ОЧЕРК СОБЫТИЙ
  12. ОЧЕРК СОБЫТИЙ
  13. ОЧЕРК СОБЫТИЙ
  14. ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ