<<
>>

2. ДИАЛЕКТИКА

Оригинальная авторская рукопись данного раздела относится к началу 1918 г., что подтверждает один из черновых листов, датированный: «1918.ІІІ.5. Серг<иев> Пос<ад>». Сохранился также листок с пометкой: ««Диалектика» (1919.Х.15.
Москва, «Іуботднаробраз») и текстом об апостоле Фоме как символической фигуре философии. Это свидетельствует, что уже после написания раздела Флоренский продолжал работу над ним. В основу публикации положен машинописный текст 1922 г., правленный Флоренским. Черновые примечания Флоренского включены в примечания комментаторов. Подготовительный этап работы над этим текстом, относящийся к 1915 г., отражен в Приложении. Впервые тексты опубликованы в кн.: Studia Slavica Hung. Akademiai Kiado. Budapest, 33/1—4, 1987. C. 92—118.

Игумен Андроник

Тексты раздела и Приложения подготовлены игуменом Андроником и С. М. Половинкиным. Примечания игумена Андроника (№ 2, 4, 8, 19, 39, 43, 52, 65, 67), А. Г. Дунаева (№ 9, 15, 16, 18, 20—22, 25, 38, 40—43, 54, 64, 65), С. М. Половинкина (№ 1,3, 5—7, 10—14, 23, 24, 26—37, 44—51, 53—63, 66).

что язык есть мысль, а мысль есть язык, прошло некоторое время, прежде чем выведено было заключение, что настоящее историческое развитие человеческого ума должно быть изучаемо в истории языка <...) Истинные архивы, в которых только и может быть изучаемо развитие человеческого ума, суть архивы языка, и эти архивы в непрерывной линии протягиваются от нашей последней мысли до первого слова, произнесенного нашими предками. Здесь-то человеческий ум оставил нам то, что может быть названо его истинной автобиографией, если только мы способны разобрать ее».) —118.

<2 Французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707— 1788) видел в гении лишь сильнейшую степень внимания.) —118.

3 J. Я. Meier,—Mechanik der W^rme, Stuttgart, 1897, S. 239.

<См. Розенбергер Ф. История физики. Ч.

3. Вып. 2. М.; Л., 1936. С. 30, 32—33: «Долгое время идеи его не получали признания и отсутствовали стимулы к дальнейшей работе <...) В 1842 г., в котором он опубликовал основы своих новых воззрений на силу, он приступил к устройству собственного домашнего очага. Но вскоре на его голову посыпались беды, достигшие апогея в форме продолжительного и, как говорят, не вполне добровольного пребывания в лечебнице для умалишенных. Этот период бедствий продолжался до конца 50-х годов, когда в ученом мире заслуги Майера <(1814—1878)) получили признание и все близкие к нему убедились в его умственном здоровье и большом значении его работ <...) Его глубокую убежденную религиозность и идеальный взгляд на жизнь, устоявший вопреки жизненным невзгодам, лучше всего характеризуют заключительные слова одной из популярных лекций, прочитанных им в 1871 г.: «В новейшее время, как вы знаете, потребность в пище хотели возвести в принцип под названием «борьба за существование» и благодаря этому пришли к совершенно односторонним выводам. Подобная «борьба за существование», конечно, существует; но не голод, не война и не ненависть поддерживают мир, его поддерживает любовь» (Mechanik und Warme. Stuttgart, 1874. S. 396».)—118.

<4 Карандашом вписана незаконченная фраза: «Не случайность этого».) —119. 5

См. у Метнера, Гете, стр. 159. (JAemnep Эмилий. Размышления о Гёте. Кн. I: Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма. М.: Изд-во «Мусагет», 1914. С. 159.) — 120. 6

Сенека. <См. примеч. 8 * к «Обратной перспективе».)

Подробнее о сем см.: «Столп и утверждение Истины», экскурс

«Время и Рок», <с. 530—534.)

Еще: Ветухов <А. В.) «Година». <Этимологическая заметка (Из «Известий II отд. Имп. Академии Наук»). Петроград, 1915.) —121. 7

Платон,— Евтифрон, 11 Ь, с, d, пер. М. С. Соловьева. (Творения Платона. Пер. с греч. Вл. Соловьева и кн. С. Н. Трубецкого. Т. 2, М., 1903, с. 266—267.) <См.: Платон. Диалоги. М., 1986. С.

262.} —122.

<8 Фраза в скобках вписана карандашом.) —122.

<9 См.: Мф. 5, 3; Лука 6, 20. Согласно святоотеческой традиции, «нищету духа» следует понимать как отсутствие гордости и зависти. Так, св. Григорий Палама различает четыре типа «духовной нищеты»: 1) в теле, 2) в мышлении, 3) в богатстве жизни, 4) во внешних искушени- ях (см.: Migne, P. G. Т. 150, col. 1050.—Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 273.). Ср.: Слова преп. Симеона Нового Богослова... Вып. 2. М., 1890. С. 187 (слово 68).) —122. 10

Новалис,—Фрагменты <в переводе Григория Плетникова). I. <М.: Кн-во «Лирень», 1914,) с. 16.— 124. 11

Теэтет, 189е < —190а>. Перев. ср.. у Д<нрзбр.>, с. 77. <См.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 289.) —124. 12

Платон,— Софист, 263е (Opera ex гес. Hirschigii. Т. I, р. 199 4—7). См.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М„ 1970. С. 392.) —124. 13

Вольфганг Гёте,— Фауст. Перевод в прозе Петра Вейнберга. СПб., 1904, с. 21.

<Ср.: Гёте. Собр. соч. Т. 2. Фауст/Пер. с нем. Б. Пастернака. М., 1976. С. 25:

Дух

Я в буре деяний, в житейских волнах,

В огне, в воде,

Всегда, везде,

В извечной смене

Смертей и рождений.

Я — океан,

И зыбь развитья,

И ткацкий стан

С волшебной нитью,

Іде, времени кинув сквозную канву,

Живую одежду я тку божеству.) —125. 14

Horatius,— Epistularum Liber, 1, 6, 1.

<Плутарх приписывает эти слова Пифагору. Ср.: Квинт ТЬраций Флакк. Полн. собр. соч. М.; Л.: Academia, 1936. С. 295:

Сделать, Нумиций, счастливым себя и таким оставаться Средство, пожалуй, одно только есть—«ничему не дивиться».

Пер. И. С. ПищбургаУ — 125.

<15 Акт I, сцена 5. В подлиннике: philosophy.) —125. <16 Действие 4, явление 8.) —125. 17

Личное устное сообщение М. А. Новоселова.—125. 18

<Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. 2. М., 1963. С. 159:

Демон

В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия...) —126.

<19 Ирмос первый песни праздника Сретения Господня.) —126. 20

Платон,—Теэтет, 155, с.

d. Opera ex гес. Schneiderii, т. 2, p. 119 20—27. Творения Платона в перев. <В. Н.) Карпова, т. 5, <М., 1879,) с. 345—346. <См.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. С. 243.) —127. 21

Климент Александрийский. И, p. 380А.

<Сноска на раннее издание в Патрологии Миня. Соответствующее место см.: Migne. P. G. Vol. 8. Paris, 1891. Col. 980—981.— Новейшее издание: Clemens Alexandrinus. — 727.

<22 Первая строка «Оды Блаженные памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина, 1739 года» М. В. Ломоносова.) — 127.

Аристотель,— Метафизика, 1, 2, 982Ь.

(Аристотеля Метафизика.) Перевод <с греческого подлинника и объяснения) П. Первова и В. Розанова. <Вып. I. Кн. I—V. СПб., 1895. Извлечено из ЖМНП за 1891 — 1895 гг.,) с. 16—17. <См.: Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1, М., 1976, С. 69.) —127.

Goethe,— Faust, II, Erster Akt. Finstere Calerie.

(Гёте Вольфганг. Фауст/Пер. в прозе Петра Всйнбсрга. СПб., 1904. С. 230. См.: Гёте. Собр. соч. Т. 2. С. 236:

Фауст

Я не ищу покоя столбняка,

Способность потрясаться — высока,

И непривычность чувства драгоценна

Тем, что роднит с безмерностью вселенной.) —127.

<25 всесдиное (греч.).) —128. 26

Goethe, 1787, VI, 6 (Метнер, с. 300).

<См.: Метнер Эмилий. Размышления о Гёте... С. 300.) —128. 27

Vosst— Goethe und Schiller ed.

Graef. Reclam. An Boie, 1804. II. 25 (Метнер, id., c. 301). <См.: Метнер Эмилий. Размышления о Іете... С. 301 и 516.) —128. 28

1829. II. 18 (Метнер, id., с. 301).

<См.: Метнер Эмилий. Размышления о Гёте... С. 301.) —128.

<29 Об удивлении как «первоимпульсе творческой мысли» у Бэкона, Гоббса, Декарта, Кондильяка, Канта будет сказано ниже. См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. II, заключающий в себе дополнения к четырем книгам первого тома/Пер. Ю. И. Айхен- вальда. М.: Типолитография Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1901. Гл. XVII. О метафизической потребности человека. С. 155—156: «Философские дарования в том именно и состоят, что человек способен удивляться обыденному и обыкновенному, и это побуждает его задумываться над общим характером явлений,— между тем как исследователи в области реальных наук удивляются только перед исключительными и редкими явлениями, и вся цель их заключается в том, чтобы свести последние к явлениям более известным. Чем ниже стоит человек в интеллектуальном отношении, тем менее загадочного представляет для него бытие: напротив, все в мире, как оно существует, и то, что оно существует, кажется ему понятным само собою».

В черновиках П. А. Флоренского сохранилась ссылка на книгу: Schulze G. Е. Psychiche Anthropologic, Gottingen, Vandenhoeck und Rup- recht, 1., 2., 3. Ausg. 1816, 1819, 1826.

Зигварт Христоф. Логика/Пер. с 3-го нем. изд. И. А. Давыдова. Т. I и II. Вып. 1—2. СПб.: Издание т-ва «Общественная Польза», 1908—1909.

Какого Циглера имел в виду П. А. Флоренский, неясно. Возможно, это Циглер (Ziegler) Теобальд (1846—1918)—немецкий философ и педагог.

В черновиках П. А. Флоренского сохранилась ссылка на книгу: Бенеке Фридрих Эдуард. Lehrbuch der Psychologie als Naturwissenschaft. Berlin, 1833; 4. Aufl. Berlin, E. S. Mittler und Sohn, 1877.) —І2Я.

<30 См.: Бэкон Фрэнсис. Соч.: В 2 т. Т. 1: Великое восстановление наук. М., 1971. С. 92.) —128. 31

Hobbes,— Hum(an) nat IX.

18.

(Трактат «Человеческая природа» написан Томасом Іоббсом в 1640 г. и издан в 1650 г. Іл. IX. 18. Изумление и любопытство. См.: Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1964. С. 488: «Эта надежда и это ожидание будущего знания, возбужденные каким- нибудь новым и странным событием, и составляют ту страсть, которую мы обычно называем изумлением. Та же страсть, рассматриваемая как желание, есть любопытство, представляющее собой желание знать».) —128. 32

Condillac,— Traite des sensations, I partie, II, § 17, 18 (Oeuvres philosophiques de Condillac. Т. III. Paris, <1798.) An. VII, pp. 29—31).

(Вероятно, П. А. Флоренский дал свой перевод. Ср.: Кондильяк Этьенн Боно де. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1982. С. 200—201.) —129. 33

Декарт,—Passiones sive aflectus animae, I, 53. (Rcnati Des Cartes Opera philosophica <Там же. С. 511.) —130. 35

(Там же.) —130. 36

<Цит. по кн.: Кант Иммануил. Критика способности суждения/ Пер. Н. М. Соколова. СПб.: Издание М. В. Попова, 1898. С. 246—247.

Ср.: Кант Иммануил. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1966. С. 388—389.) —

130. 37

<Цит. по кн.: Кант Иммануил. Критика способности суждения. Указ. изд. С. 247—248.

Ср.: Кант Иммануил. Соч.: В 6 т. Т. 5. С. 389—390.) —131. 38

<См.: Magnus Gregorius. XL Homiliarum in Evangelia liber II, Нош. 26, 7. Migne, P. L. T. 76. Paris, 1878. Col. 1201.) —132.

<39 См.: Житие и страдание святого апостола Фомы.—Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. Книга вторая. Месяц октябрь (День шестой). Изд. 2. М., 1904. С. 139—154.—132.

<40 Eusebius. Historia ecclcsiastica. 1, 13, 11. См. примеч. 43.) —133.

<41 малый (лат.).У —133.

<42 См.: S. Gregorii Theologi Oratio 33. Contra arianos et de seipso, 11. Migne, P. G., t. 36. Paris. 1858, col. 228 C.> —133.

43 (Блаженный Иероним (330—419) в 36-м разделе «Книги о знаменитых мужах» писал: «Пантен, философ стоической школы, в Александрии, где, по некоторому древнему обычаю, со времен евангелиста Марка всегда были церковные учители, столько славился умом и образованностью как в божественных писаниях, так и в светской литературе, что по просьбе послов индийского народа был послан Димитрием, епископом Александрийским, в Индию182. По прибытии в Индию он нашел, что Варфоломей, один из двенадцати апостолов, проповедал там пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию Матфея, которое, написанное на еврейском 183 языке, по возвращении в Александрию он принес с собою. Хотя существует много его толкований на Священное Писание, но он более принес пользы Церквам живым голосом. Он учил при императоре Севере Антонине, по прозванию Каракалла» (Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 5. Изд. 2-е. Киев, 1910. С. 283—284). Сведения эти почерпнуты, вероятно, из «Церковной истории» Евсевия Памфила (ок. 260—340) (книга V, 10—см.: Богословские труды. Сб. 25. М., 1984. С. 16). Блаженный Иероним упоминает еще раз о Пантене, излагая Хронику Евсевия Памфила, под 194 г.: «Климент, пресвитер Александрийской Церкви, и стоический философ Пантен славятся как красноречивейшие защитники нашей веры» (Творения... Ч. 5. Изд. 2-е. Киев, 1910. С. 347; Eusebius. Chronik des Hieronymus. Wferke (GCS). Bd 7. Berlin, 1984. Herausgegeben von P. Helm, 3 Auf., S. 21 la и примеч. (S. 425).) — 134.

<44 Книгу, из которой о. Павел почерпнул эти сведения, установить не удалось. Об ап. Фоме см.: Pauly А. Е. Realencyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft. Bd 6. H. 11. Sp. 316—317, 320—323, а также Vath A. Der heilige Thomas der Apostel Indiens (1925, 2-е изд.).> —134. 45

Вячеслав Иванов,— Плоть и кровь, Г .(Иванов Вячеслав. Rosarium: Сонеты) —135. 46

Аристотель, Платон.—135. 47

Платон,— Государство, VII, 534Ь.

<Цит. по кн.: Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные профессором <В. Н.) Карповым. Изд. 2-е, испр. и доп. Ч. III. Политика, или Государство. СПб., 1863. С. 384.

Ср.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 346.) —135. 48

Платон,— Кратил, 390d.

<Цит. по кн.: Сочинения Платона, переведенные <В. Н.) Карповым. Ч. V. М., 1879. С. 211.

Ср.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 425.) —136. 49

Платон,— Кратил, 390 с.

<Цит. по кн.: Сочинения Платона, переведенные <В. Н.) Карповым. Ч. V. С. 210.

Ср.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 425.)— 136. 50

Диоген Лаэртский,— Платон (цит. по Истории физики Любимова, I, с. 65) <См.: Любимов Н. А. История физики. Опыт изучения логики открытий в их истории. Ч. I. Период греческой науки. СПб.: Тип. В. С. Багашева, 1892. С. 65.

Ср.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 164.) —136.

<51 Далее зачеркнуто: «Диалектика есть искусство обсуждать вопрос с различных точек зрения, но так, однако, чтобы в конце концов получалось впечатление, «в котором душа обхватывает зараз, как бы единым актом воображения,— по определению Патера,— через все переходы долгого разговора, все на первый взгляд противоположные препирательства всех участников разговора»» (Pater W. Plato and Platonism, 1893, London and New York, p. 165 (из реферата A. H. Іилярова в «Вопросах Ф<илософии> и П<сихологии>, 1894, кн. 23(3), с. 439).) —136. 52

Великий Канон Андрея Критского, среда, 6-я песнь.) —136. 53

Платон,— Государство, VH, 537 с.

<См.: Сочинения Платона, переведенные <В. Н.> Карповым, Ч. III. СПб., 1863. С. 389.

Ср.: Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. I. С. 350.} —136.

<54 См.: Л к. 4, 5. Греч, «ev ctiyiif) /povoo» переводится на все европейские языки как «мгновение»: слав.— «в часе (черте) времянне»; рус.— «во мгновение времени»; нем.— «Augenblick»; фр.— «instant»; англ.— «moment of time»; ит.— «momento di tempo». «?тг/ртр>— буквально «точка»—встречается в Новом Завете единственный раз у Луки.)— 136. 55

<См.: Метнер Эмилий. Размышления о Гёте... С. 101 и 488.> —137. 56

<См. там же. С. 153.) —137. 57

<См. там же. С. 204.) —137. 58

<См. там же. С. 209.) —137. 59

<См.: Гёте. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 356: «Первичный феномен идеален, реален, символичен, тождествен.

Идеален, как последнее познаваемое; реален, как познанный; символичен, ибо охватывает все случаи, тождествен со всеми случаями».) —137Л 60

<См.: Метнер Эмилий. Размышления о Гёте... С. 154—156.) —

137. 61

<См. там же. С. 150.) —138. 62

<См. там же. С. 151.) —138. 63

<См. там же. С. 68—69, 508.

См.: Гёте. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 418, 417: стихотворения Гёте «Наоборот (физику)» и «Эпиррема»,— Allerd- ings (Dem Physiker). Epirrhema.) —140.

<64 Ср.: Флоренский П. А. Иконостас//Наст. изд. Т. 2. М., 1996. С. 435 и примеч. 35* на с. 778—779.

Так, «демоны, по мнению Каббалы, суть формы самые грубые, несовершенные, обертки бытия, все, что представляет отсутствие жизни, разумности и порядка. Они, подобно ангелам, составляют десять ступеней, где мрак и нечистота распространяются более и более» (Franck А. La Kabbale... Paris, 1843. P. 211, 225). Рус. пер.: Соколов Н. П. Каббала, или Религиозная философия евреев//Православный собеседник, 1870. Т. 3. Окт. С. 122.

Ср.: «Келифоты» — «шелуха или скорлупа, потому что они окружают чистые Серафиты, как шелуха или скорлупа окружают плод» (Тру- бич Э. Очерки каббалы. СПб., 1886. С. 36). Ср. примеч. 16 к «Магич- ности слова».) —140.

<65 Из второго члена «Символа Веры». Ср.: Иоанн 1, 3.) —140.

66 Herder,— Sammtliche Wferke, Taschcnausgabe, 1827. Zur Philosophie und Geschichte, Bd. II, SS. 54—55. (Цит. по фон Іумбольдт. (Описание его жизни и характеристика/Пер. с нем. М.: издание К. Т. Солдатенкова, 1898,) с. 413—414).—141.

<67 См. о нем: Иеродиакон Андроник (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов)—духовник священника Павла Флоренского //Журнал Московской Патриархии. 1981. № 9. С. 71—77; № 10. С. 65—73.)—141.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(1) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме 2. ДИАЛЕКТИКА:

  1. 2. ДИАЛЕКТИКА VIII.
  2. І.-Диалектика
  3. ДИАЛЕКТИКА
  4. ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
  5. Очерк 3 ЛОГИКА И ДИАЛЕКТИКА
  6. Очерк 5 ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА
  7. Очерк 9 О СОВПАДЕНИИ ЛОГИКИ С ДИАЛЕКТИКОЙ И ТЕОРИЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА
  8. Очерк 16 ДИАЛЕКТИКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  9. СИМВОЛ КАК ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
  10. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
  11. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
  12. Лекция 12. Континуальность и самоубийство: диалектика смерти