<<
>>

III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

В архиве Флоренского сохранились значительная часть первоначального авторского рукописного текста (октябрь 1919 г.), несколько вариантов верстки и сверки с авторскими исправлениями.
Текст публикуется по последнему варианту сверки, исправленному Флоренским.

Примечания Флоренского к «Обратной перспективе» завершены и потому помещаются вслед за его текстом. Примечания составителя помечены звездочкой.

Впервые текст был опубликован с меньшим использованием архивного материала и с некоторыми сокращениями в кн.: Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. Сб. 3. С. 381—416; с восстановлением сокращений «по самиздатской рукописи» в кн.: Свящ. Павел Флоренский. Собр. соч. Париж, 1985. Т. I: Статьи по искусству. С. 117—192. Изданы переводы на итальянском и польском языках.

В Приложении 1 впервые публикуется часть «прений по докладу», которые происходили в заседании византийской секции МИХ ИМ 29 октября 1920 г. Оригинал записи прений был сделан самим Флоренским скорописью (карандаш). Первую часть скорописи Флоренский расшифровал и перевел в машинопись. При этом он сделал некоторую стилистическую правку. Не расшифрованное Флоренским окончание скорописи прочитывается со слишком большими пропусками. Публикуется лишь та часть текста, которую Флоренский перевел в машинопись.

Игумен Андроник

Текст «Обратной перспективы» подготовлен игуменом Андроником, О. П. 1Ьнисаретским\ Приложение— игуменом Андроником. Примечания А. Г. Дунаева (№ 1—5, 7), С. М. Половинкина (№ 6, 8, 12, 17—22), игумена Андроника (№ 9—16).

Новый перевод см.: Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих... Т. I. М., 1956. С. 254.— 63.

2' Там же. С. 237.— 64.

Правильно: «De prospectiva pingcndi»(Ofam.J—«О живописной перспективе». См.: Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М., 1966. С. 73—80.— 67.

4* «И всенародно проповедовать воду» (нем.).

Из Гейне: «Зимняя сказка» («Тайно попивают вино и всенародно проповедуют воду»).—68.

5* обычай тиран (лат.). Horatius. Ars poet. 71 (см.: Квинт Гораций Флакк. Полн. собр. соч. М.; JI.: Academia, 1936. С. 343:

Многие падшие вновь возродятся; другие же ныне, Пользуясь честью, падут, лишь потребует властный обычай, В воле которого все—и законы и правила речи!

(Пер. М. Дмитриева)

Ср.: А. С. Пушкин. Евгений Онегин, 1, 25:

«Обычай деспот меж людей»).— 78. 6* Риман предложил различать свойства безграничности и бесконечности. Из безграничности пространства не следует его бесконечность. Например, пространства постоянной положительной кривизны (пространства Римана) безграничны, но конечны. Сфера—пример такого пространства (Риман Бернгард. О гипотезах, лежащих в основании геометрии (1866)//Об основаниях геометрии. М., 1956. С. 322).— 87.

7* квадратное с круглым (лат.). Horatius. Ер. I, 1, 100.—95.

8* «покорных рок ведет, влечет строптивого»—латинский перевод знаменитого изречения греческого философа, стоика Клеанфа, данный Сенекой в «Нравственных письмах к Луцилию», письмо CVII. См.: Сенека Луций Апней. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. С. 270.— 98.

9* П. П. Муратов (1881 —1950)—искусствовед, писатель. В 1918 г. был избран в президиум Комитета по охране художественных и научных сокровищ России. В 1922 г. эмигрировал.— 98.

|0* Б. А. Куфтин (1892—1953)—археолог, этнограф (рязанская земля, Кавказ).—98.

Н. И. Романов (1867—1948) —в 1910—1923 гг.—хранитель Ру- мянцевского музея, с 1917 г.— член Московского Совета по делам искусств, член Союза деятелей московских художественных хранилищ; в 1923—1928 гг.—директор Музея изящных искусств.— 98.

п* А. А. Сидоров (1891 —1978) — книговед и искусствовед. В 1918 г. нарисовал экслибрис свящ. Павла Флоренского и написал сонет с кодой «Герб» (Богословские труды. Сб. 23. 1982. С. 277). Масон, имевший высокие степени Ордена розенкрейцеров; с 1920 г.—руководитель отряда Ордена тамплиеров: избежал репрессий.

Обладал большим собранием книг по оккультизму, часть которого принадлежала Вл. С. Соловьеву. См.: Алексей Алексеевич Сидоров. 2-е изд. М., 1974.— 98.

,3* Н. А. Африканов—сведений нет.— 98.

14* //. М. Щекотов (1884—1945) —в 1913—1914 гг.—помощник хранителя Третьяковской галереи. С 1918 г.— член Отдела по делам музеев и охране памятников искусств Наркомпроса. В 1920 г.— представитель Отдела в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии директор Третьяковской галереи. См.: Щекотов II. М. Избранное. М., 1963.—98.

,5* М. И. Фабрикант—сведений нет.— 98.

|6* Н. Д. Ланге—сведений нет.— 98.

,7* См.: Aeschyli. Tragoediae ed. Н. Weil, Lipsiae Teubneri, 1884. P. 310.— 99.

,8* «...Софокл ввел трех актеров и декорации». (Аристотель. Поэтика, 4. 1449а См.: Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 4. М., 1984. С. 650.) — 99.

ї9* «Руководство к измерению с помощью циркуля и линейки в линиях, плоскостях и целых телах, составленное Альбрехтом Дюрером и напечатанное на пользу всем любящим знания с надлежащими рисунками в 1525 году» (нем.). Трактат частично напечатан в кн.: Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Т. II. Л.; М., 1957. С. 43—93.— 100.

Шрейбер ІЬидо. Учебник перспективы с началами использования геометрических чертежей (нем.).—100.

513

17 1821

21* Шиллинг Фридрих. О применении представлений геометрии, в особенности, о светографии (нем.).—100.

229 Лате К. и Фукс Ф. Рукописное наследие Дюрера, <изданное> на основе подлинных манускриптов и, частично, новонайденных старинных копий (нем.).—101.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(1) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА:

  1. § 3.1.1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОГО УЧЕНИЯ В КУРСЕ ХИМИИ VIII КЛАССА
  2. III
  3. III.
  4. III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА1
  5. VIII
  6. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСЫЛКИ XIII
  7. 2. ДИАЛЕКТИКА VIII.
  8. III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
  9. III
  10. XLVIII
  11. МАРГИНАЛИЙ III (ЭПИСТОЛЯРНЫЙ)
  12. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века)
  13. МИССИОНЕРСТВО ПОЗДНЕРИМСКОЙ ЭПОХИ (III—V вв.)