<<
>>

Ш. Культ, мировоззрение, экояомиса

Все точки зрения объединяются в следующей простой схеме. Даны три точки, I, N, S, и все соединения между ними прямыми линиями, так что образуется (равносторонний) треугольник INS.

Выбор той или другой вершины за основную характеризует собою тип теории (один из трех), а выбор путей соединения этой вершины с двумя другими—ее видоизменение, ее модус.

Так, полагая в основу S, мы имеем теории 3-го типа. S можно соединить с другими вершинами тремя способами: либо путем SI+SN; либо путем SIN; либо путем SNI. В первом случае мы отрицаем прямую связь между I и N, в двух других—утверждаем, и притом, в смыслах прямо противоположных. Итак, с каждой вершиной получится:

1910.III. 18

IV. Культ, мировоззрение, [понятия], экономика: N

N

N

N

U ^S N

N 1910JV.4. СерігиевУ Пос(адУ

Культура и культ

I+N=культура, cultura=C.

Культурой мы называем совокупность орудий производства и понятий мировоззрения, наличных у данного народа в данную эпоху.—Но С этимологически происходит от cultus, культ, т. е. от совокупности святости, S. С=cultus = S. Итак, по значению своего этимона культура есть святыни, культура—религиозного, культового происхождения,—т. е. оправдывается теория —теория религиозного (священного) реализма.

1 = оружия и орудия.

1910.IV.4

Культура etc.

I, инструменты, т. е. орудия и оружия нашей жизни, из коих первые служат созиданию материального благосостояния [материальных) ценностей], а вторые—защите оных, охранению их от других.

1910.IV.25

Остатки культа хлеба и пищи. Хлеб нельзя бросать; его, уронивши, должно обтереть и поцеловать,—научают детей на Кавказе (русские—в Боржоми). За обед надо садиться с ополоснутыми (ритуально) руками, помолившись. Нельзя при этом ругаться, сквернословить, охальничать, даже болтать зря.— Есть надо благоговейно. 1910.V1.25

Цщ типа теорий

s

Согласно каждому из этих ( ^N ) (типов) теорий

один из моментов I, S, N лежит в основе двух других, прямо или косвенно.

Два другие выводятся из первого, образуют над- стройку над ним и, следовательно), лишены самостоятельной сущности,—суть замаскированный первый. Тогда природа человека оказывается монистическою. Это точка зрения наивного догматизма. Однако возможна точка зрения и критическая, которая принимает моменты, как данные, и не пытается сводить их к одному в слепой и безотчетной уверенности, что это во всяком случае—дело возможное. Тогда, при формальном признании несводимости друг к другу трех моментов человеческого) существования, их должно объявить, в то же время, характеризующими именно единое человеческое существование, а не три разные существования. Следовательно), мы рассматриваем челов<еческое> существование как многообразие трех измерений, в коем S, I, N служат координатами. Каждое челов(еческое) существование в кажд(ый) дан(ный) момент и в кажд<ом) данном месте характеризуется тремя независимыми друг от друга координатами S, I, N. Или, иными словами, «точка культуры» определяется 9-тью коорд<ината- ми)—3-мя координатами> места, времени и 3-мя собственно культурными (JC, y+t, S, I, N).

1910У 111.28. Ст(анцил> Фаустово «Анатомия», «физиология»—это не более как метафизические грани, поверхности, отграничивающие мистическое от эмпирического. Самое наше тело есть пленка, отделяющая область феноменов от области ноуменов. Если угодно, наше тело можно сравнить с поверхностью почвы, разделяющей область корней растения от области листьев и плодов; но бывают люди корнеплодные; тело разделяет мрак почвы от света сознания. Это—осуществленный limen18 сознания.

1910.Х.10. СерігиевУ Пос<ад>.

Проповедь за литург^иеи)

SIN

Мистическая физиология. Тело—вот что дает материал для общечеловеческой религии (язычества). Но тело, как залив или бухта, отражает каждую волну великого океана, космоса. Со всех сторон происходят «влияния» из частей мира,—и в теле своем мы ощущаем весь космос. Космос мистически переживается в нашем теле. И есть какая-то «странная», тайная связь соответствия между отдельными сторонами тела и частями мира (напр<имер>, пальцам соответствуют планеты и т.

д.). Отсюда натурализм ь язычестве, космизм. Но отдельные эпохи или люди тайно соответствуют той или другой стороне космоса. Отсюда—эвгемеризм язычества.

Все теории происхождения религии, в сущности, правильные. Но все они — односторонние.

<Сл/. также запись 1910.XIЛ4 на с. 312 наст. изд.)

<1911)

1911.11.21. Сергиев} Пос(аду.

Вечерня Чистого понедельники

Пример новообразования в области иконографического мифа:—сельские батюшки иногда объясняют детям, ученикам церковных школ, иконы и, желая истолковать крестообразный нимб Спасителя с надписью OQN (о wv), говорят, что это значит О(н) О(тец) Н(аш). Изображение вызывает объяснение.

1911.111.24. Ночь, в постег і

После необозримых опытов истории, все изведав, все пгре- живя, греки19...

1911.111.28

Пожелания хромой старухи на костылях, что ходит по нашей улице: «Помяни, Господи, Владимира и его душу; помяни, Господи, Сергия и его душу» и т. д.

NB Антропология рус<ского) народа.

Ср. у Іомера: Илиада, «геенна» . NB 5іхото|ііа.

1911. V.4. Экзамен

SIN

А. И. Введенский21 указывал студентам, что утопии имели важное значение для жизни. Напр<имер>, у евреев утопическое представление об Эдеме породило институт субботы, у римлян—сатурналии и т. д.

Не думаю. Скорее утопии — проекиии культа. Сатурналии породили собою, б<ыть> м<ожет), представление о грандиозных сатурналиях в древности,—т. е. о золотом царстве Сатурна и т. д.

<|См. также записи 1911.VII.31 на с. 312, 314; 19ILVIII.15 на с. 315 и 1911.IX.6 на с. 320.} 1912. V.28

SIN. Зеркало

В элевсинск<их> мистериях одним из священ<ных> символов было зеркало. Как же оно попало туда?—Что бы оно ни «означало», прежде всего оно для чего-то служило. Для чего— для зеркального ясновидения. Это—«магическое» зеркало, сперва (логически, онтологически), а затем, на нем, на его употреблении, его значение: символ тайного видения, ясности умственного) взора и т. д. Культ зеркала, равно как и вообще культ орудия, основан на культовом употреблении этих орудий. Орудия изобретены для известного культового употребления, они существенно принадлежат сфере культа. Так и зеркало; первоначально орудие мантики, в своей секуляризации оно стало предметом дамского туалета... Китайский культ зеркал — таков же; «магические зеркала» прямо проникли в обиход.

Ср<авни>: «Яко зерцалом в гадании» у ап. Павла22.

<1913)

1913.XI1.22. Ночью, в постели

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме Ш. Культ, мировоззрение, экояомиса:

  1. Ш. Культ, мировоззрение, экояомиса