<<
>>

II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУ R\

В основу публикации данной части положен первый экземпляр машинописи с авторской правкой. Лекция II «Культ, религия и культура» находится на 29—65-й машинописных страницах (нумерация карандашом поздняя) и содержит § 14—42 (нумерация § 43 пропущена).
Пропуски в машинописном экземпляре, которые образовались из-за того, что машинистка не смогла прочитать некоторые слова в авторском рукописном экземпляре, были восполнены по оригиналу. В рукописном оригинале лекция II «Культ, религия и культура» находится на 20—45-й страницах (первые шесть страниц не нумерованы), в которые вложены черновые и дополнительные материалы. Материалы, не вошедшие в машинописный экземпляр, использованы в приложении и примечаниях.

Игумен Андроник

Текст основной части подготовлен к печати игуменом Андроником; тексты приложений—игуменом Андроником и А. //. Харьковским. Примечания игумена Андроника (1, 4—9, 12, 13, 23—26; приложение 3 (3, 10)); С. М. Половинкина (2, 3, 10, 11, 14—22; приложение 1 (1—4); приложение 2 (1—4); приложение З (1, 2, 4—9, 11 —14)). 1

Zwov (греч.), animal (лат.) — одушевленное, живое, животное (церк.-слав.) = живое существо; $пр (греч.), bestia (лат.)—животное (РУС-) = зверь.— 52. 2

Платон. Определения 411а = Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 615/Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн: «Бог — бессмертное существо».—52. 3

предшествующее, исходное (лат.).—55. 4

Ин. 1, 14.—55. 5

Миниа. Месяц декемврий. Киев, 1910. Л. 284 об. (25-й день).—55. 6

Миниа. Месяц март. Киев, 1911. Л. 145 (25-й день). Стихира на Слава и ныне: на стиховне.—55. 7

Канон молебный ангелу хранителю. Творение Иоанна монаха, Черноножнаго, глас 8. Нач.: «Неусыпаемаго хранителя души моея...» (Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 174).—56.

План храма Ирода: А—внешний двор, ONSWbbbb—ворота внешнего двора, gg—притвор Соломонов, ееее—галереи, ff—царский портик; ВВ — вал; С—двор женщин; К — Красные ворота; і—Никаноровы ворота; Р—двор священников: о—место для представителей народа, ч—жертвенник всесожжения, s—умывальница, jjj — ворота во дворе священников; Е—здание храма—святилище: z—св.

святых, t—притвор, и—иботтегахалифот, у—светильник, и—стол для хлебов предложения, а — Кивот завета, bbb — боковые камеры, прилегавшие к стене храма, lnnqq—отдельные камеры

8 К данному разделу Флоренский вложил в тетрадь несколько скрепленных вместе выписок, которые не вошли в машинописный экземпляр. Приводим их:

Антиномия. Символ. Культ

Акаф<ист> Пресв<ятой> Богор<одице>, ик<ос> 8:

«радуйся, противная в тожде собравшая:

радуйся, девство и рождество сочетавшая»

Загадки на заг<атках>

Богоматерь «горняя с дольними совокупи»2 и «Небо и земля воедино совокупльшая»3 («Служба Неопалимой Купине»).

Богоматерь—земля святая («Служба Неопалимой Купине»—икос и др. места)4.

Культ. Восхищение лнтурга

«Время бескровного жертвоприношения настало. Честные дары поставлены на св<ятом> престоле и раскрыты: священнодействующий уготовал себя к совершению жертвы; «он,— по выражению св(ятого) Германа,— стоит как бы не на земле, но в пренебесном Жертвеннике, пред страшным Жертвенником престола Божия» (прот<оиерей> Вл<адимир> Владиславлев. О нашем богослужении. Тверь, 1876, стр. 344»5.

(благоразумный разборник) «Бога исповеда таяіцагося» (Триодь Цветн<ая), нед<еля> 5-я по Пасце, на литург<ии>, блаженна гласа, гл<ас> 4у.

Двойственность символа

Скрижаль, стр. 79—80, гл<ава) 19.

«Храм убо дом Божий есть; аще и создан есть каменми и древесы, обаче освящается благодатию Божиею и молитвами священническими; И несть общий дом, якоже и прочии доми, но есть дом на земли, посвященный Богу, или вкупе с Ним и некоему от святых Его. Сего ради имать и именование святаго, имже именовася, и не просто той храм зовем дом, но святый, яко освященный от Святаго Отца Всесвятым Сыном, в Святом Духе и жилище Святыя Троицы. Сего ради понеже есть во имя Святыя Троицы, яко к Самому токмо Богу ходили быхом, глаголем по сему образу, да пойдем к Святей Троицы, или ко Христу, Единому от Троицы воплощшемуся Богу Слову или к Пресвятей Его Матери, или святым ангелом, или апостолом, или святому святителю, или мученику, или некоему от святых.

Что являет слово? Являет, яко посвятися Богу [Симеон, с. 122], и есть дом Самаго Бога, и Той обитает в нем: и раб Его, имже именовася, ту обитает в нем, яко во своем жилищи, и душею приходит тамо невещественне. Многажды есть ту положен с мощми своими и Божисю силою и благодатию действует. Зане, понеже мы есмы, сугубы от души, глаголю, и тела, и дарования Божия сугубо приемлем. Отнюду же и в вещех сся Церкве, сиречь в каменех, и вапне и древесех благодать Божия приходит и пребывает. И внегда молимся мы, действует с благоволением Отца и милостию Иисуса Христа, Иже воплотися нас ради и паки отроди нас, и пришествием и милостию содействителя Его и Неразделнаго Духа сие самое зрим яве. Зане божественныя силы и чюдеса бывают во храмех, и ангелов явления, и святых, и чюдеса и знамения совершаются, и прошения даются, и исцеления даруются: и бездушная, яже обретаются во храмех, воды и камение, столпи и покрови святых, и железа, действуют не от себе, како есть возможно сущей твари Божией, аще и бездушная суть, имети что от себе, обаче сия действуют благодатию Божиею. Зане внегда именуем имя Божие и призываем е в сия, освящаемся и мы и исцеляемся. Убо во храме, в нем же есть именование и призывание воистину истиннаго Бога, свята суть вся и Бог действует, и исцеляет, и спасает благодатию Своею божественною» \

Двойственность

Скрижаль, стр. 43—44, гл<ава) 11 (со ссылкою на книгу Маргарит, на третью омилию [«Златоуста»]):

«Священство совершается убо на земли, чин же небесных имать вещей, и зело лепно. Не бо человек, ниже ангел, ниже иная кая созданная сила, но Сам Утешитель сие устави воследование. И еще убо в плоти сый, ангельским совещева мечтатися служением. Тем подобает священнику, яко на небесех, стояти с оными ангелы, тако чистому быти: страшная убо и трепетнейшая, и ветхая и прежде благодати бяху...» (и далее см.: о величии страшной жертвы, приносимой священником)62.

Таинство

Катехизис великий, глава 83. «Тайна есть невидимыя благодати Божия видимое знамение, во освящение наше от Бога нам преданная» (Щит веры, л.

49) \

«Небо и земля <днесь> совокупишася» (стихира на литии Рожд<ества> Христ(ова)63.—56. 9

Лк. 1, 51.— 59. 10

Из стихотворения Г. Р. Державина «Бог»: «Я связь миров, повсюду сущих...»—59.

lf человек литургисающий, «служащий» (лат.).—59.

Далее в рукописи Флоренский отметил карандашом: «О словесности службы — цитаты»,— но данная тема не была развита.— 60.

В рукописном экземпляре окончание фразы иное: «...ради мнемонических целей и по соображениям удобства, мы его удержим».— 61.

Обо всем, что можно знать (лат.)—так говорят о бессвязном рассказе о разных разностях.— 62.

Английская сравнительно-антропологическая школа: Герберт Спенсер (1820—1903) — один из родоначальников позитивизма; Эдуард

Барнетт Тейлор (1832—1917) — этнограф и религиовед. У Флоренского в тексте ошибка: «...Стенли Джевонса...», но он имел в виду не Уильяма Стенли Джевонса (1835—1882) — логика и экономиста,—а F. В. Jevons'a — религиоведа. Грант Аллен (Grant Allen)—религиовед; Робертсон Смит (Smith, 1846—1894) — религиовед и антрополог; Энд- рью Ланг (A. Lang) — религиовед; Джеймс Джордж Фрейзер (Frazer, 1854— 1941) — этнограф, религиовед.— 65.

Французская социологическая школа: Эмиль Дюркгейм (Durkheim, 1858—1917) — глава французской социологической школы; Тутэн (J. Toutain)—религиовед; Губерт и Маусс (Н. Hubert et М. Mauss); Соломон Рейнак (S. Reinach) ; Фюстелъ де Куланж (Fustel de Coulanges, 1830—1889) — историк.—65.

Сведения об авторе неизвестны.—68.

Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779—1857). См.: Слова и речи, говоренные в разные времена. Т. 1—3. Киев, 1857.— 70.

Флоренский имеет в виду статью В. Я. Брюсова «Фиалки в тигле» (Весы. 1905. № 7), где Брюсов сравнивает трудности перевода с превращением фиалок в тигле в пепел и попыткой воссоздать из этого пепла новые фиалки.— 70.

Это слова самого протоиерея Николая Михайловича Боголюбова (1872—?).— 72.

Сведения об авторе неизвестны.— 73.

приведение к абсурду (лат.).— 73.

Диаконское возглашение на Божественной литургии // Служебник.

Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 122.— 74.

Ср. новейшее исследование на эту тему: Иларион (Алфеев) игумен. Христос—победитель ада: Тема сошествия во ад в восточно- христианской традиции. СПб., 2001.— 76.

Нумерация параграфа в рукописи и машинописном экземпляре пропущена.— 78.

2 Текст в квадратных скобках дописан Флоренским в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.— 78.

(Приложение 1) 1

Видманштеттовы фигуры—своеобразный узор, образующийся на отшлифованной поверхности метеоритного железа, обработанной слабой азотной или соляной кислотой. Впервые эти фигуры наблюдал в Вене Видманштеттен в 1808 г.— 79. 2

Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский (1853—1920)—литературовед, лингвист, историк культуры. См.: Овсянико-Куликовский Д. Н. Очерки из истории мысли // Вопросы философии и психологии. 1890. № 2.— 79. 3

Птпократ (ок. 460—ок. 370 до н. э.)—древнегреческий «отец медицины».— 79. 4

Томас Хант Морган (1866—1945)—американский биолог, один из основоположников генетики.—80.

(Приложение 2. Соотношение человеческих деятельностей)

1 Возможно, имелись в виду слова В. С. Соловьева из работы «Философские начала цельного знания» (1877): «Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности,—только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, мышления я *оли и быть, таким образом, действительно общечеловеческой, или вселенской, культурой, причем ясно, что вместе с тем и именно вследствие своей всецельности эта культура будет более чем человеческою, вводя людей в актуальное общение с миром божественным» (Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 176).—50. 2

Спиноза пользовался двумя категориями: natura naturans (порождающая природа) и natura naturata (порожденная природа).— 80. 3

Анри Бергсон (1859—1941) — французский философ.—81. 4

Эрнст Мах (1838—1916) — австрийский физик и философ.— 81.

(Приложение 3.

Библиографические выписки из папки «SIN» с комментариями Флоренского) 1

Леонтьев П. М. Мифическая Іреция и Италия // Пропилеи: Сборник статей по классической древности, изданный П. Леонтьевым. Кн. I. М., 1851.—81. 2

Бартольд В. В. Соч. Т. VI. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 1966. С. 489 —491 —55. 3

Ср.: Первые шаги философии // Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. Ш—122.—84. 4

Стэнли Холл Гренвилл (1846—1924) — американский психолог, один из основоположников педологии; учил, что стадии развития психики детей повторяют этапы развития человеческого рода.—84. 5

«Да будет культ святых» или «Да будет святая простота».— 85. 6

Флоренский ошибся. Цитата взята из статьи: Вяземский И. В. Очерк истории развития современного гипнотизма // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 10. С. 743.—85. 7

Ср.: Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 584: «а люди, жившие здесь еще раньше, совершали захоронение прямо в доме, мы же не делаем ничего подобного».—86. 8

Краснов А. Н. Основы землеведения: Руководство для студентов университета, преподавателей средних учебных заведений и самообразования. Вып. 4. Ч. 1. География растений: Законы распределения растений и описание растительности земного шара. Харьков, 1899.—87. 9

Александр Иванович Огнев (1884—1925) — зоолог, философ, друг Флоренского; окончил историко-филологический и физико-математический (по естественному отделению) факультеты Московского университета.—87. 10

Здесь Флоренский развивает мысль на учреждение жертвоприношений у иудеев, высказанную ранее в Постановлениях Апостольских (I, 6; VI, 20), в «Свиданиях» Климента (I, 35), у святых Иустина Философа (Разговор с Трифоном иудеем, 19; 67), Иринея (Против ересей, IV, 14 и 15), Иоанна Златоуста (Против иудеев, II). В частности, святой Иустин Философ писал: «Все прежде названные праведники угодили Богу, не соблюдая субботы, и после них Авраам и все потомки его до времени Моисея, при котором народ ваш явился неправедным и неблагодарным пред Богом, сделавши в пустыне тельца. Почему Бог, снисходя к слабости народа, повелел приносить и жертвы только во имя Его, чтобы вы не идолопоклонствовали, а вы этого не соблюли, но даже закала л и детей своих в жертву демонам».

«Еще также спрошу тебя: Бог повелел отцам вашим совершать приношения и жертвы потому ли, что Он нуждается в них, или по жестокосердию их и склонности к идолослужению?

— Писания заставляют меня отвечать на это утвердительно,— сказал Трифон».

(Сочинения святого Иустина Философа и мученика/Пер. прот. П. Преображенского. М., 1892. С. 163, 244).—88.

11 Есть русский перевод: Наторп Пауль. Социальная педагогика. СПб.. 1911. Имеется в виду Eislers Handworterbuch der Philosophie.—91.

Лекомб Поль. Социологические основы истории/Пер. с фр. под ред. Р. И. Сементковского. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1895.—91. 13

См.: Леманн д-р. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней/Пер. с нем. В. Н. Линда. М., 1899.—92. 14

Речь идет о книге Н. П. Вагнера (1829—1907, псевдоним Кот Мурлыка) «Повести, сказки и рассказы Кота Мурлыки», которая многократно переиздавалась.—94.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУ R:

  1. 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
  2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  3. П. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
  4. II. Культ, мировоззрение, экономика
  5. Ш. Культ, мировоззрение, экояомиса
  6. II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУ R\
  7. Ш. КУЛЬТ И ФИЛОСОФИЯ
  8. VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА
  9. Государство и культура в эпоху «культа личности» И.В. Сталина (1924—1953) и в период «оттепели» (1953 — середина 60-х гг,)
  10. Б. В. Светлов РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ КАК ИСХОДНЫЙ смысл КУЛЬТУРЫ
  11. Культ разума и знания
  12. Вопрос 64. Установление в СССР тоталитарного политического режима. "Культ личности" И.В. Сталина
  13. Глава X ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ И ВЕРОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ