<<
>>

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ

См.: Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914; М., 1990.—386.

2* О сновидениях см. раздел «Символика видений» (наст. изд. Т. ЗП). М., 1999).—387.

О ночном и дневном см.

раздел «На Маковце» (наст. изд. Т. 3(1). М., 1999).—387.

4] Иак. 2, 20.—388.

5# Боги Эпикура, как и все существующее, состоят из атомов, но эти атомы тончайшей огненной природы. Боги обитают в пространствах между мирами и погружены в состояние самонаслаждения, чуждого гнева и забот. Против Эпикура выступал Цицерон в трактате «О природе богов» (см.: Цицерон. Философские трактаты. М., 1985).—388.

60 См. примеч. 49 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—390.

7* См. примеч. 47 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».— 390.

См. примеч. 34 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—391. 9* См. примеч. 19 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».

В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранился листок, помеченный

1922.VI.7 н. ст.

«К лекциям по христианскому) миропониманию.

Коген, математ<ическое> естествознание.

Не так уж неправ был Поприщин, когда утверждал, что «Луна делается в Гамбурге». Да, Луна, по крайней мере астрономическая Луна, делается именно в Гамбурге, там именно конструируются астрономические схемы. Когены хотят оттеснить с небосклона настоящую (например) Луну. Впрочем, философы Гамбургской природы имеются во всех больших городах Германии—именно Германии, ибо на почве протестантизма и кантианства стала возможна идеология—общественные понятия и схемы».—391.

,0* Герман Людвиг Фердинанд ІЬльмгольц (1821—1894)—немецкий естествоиспытатель.—391.

п* См. примеч. 20 и 21 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—391.

12* См. примеч. 2 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—392.

|3* См.

примеч. 3 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».— 393.

14* См. примеч. 5 к разделу «Предварительные штаны и заметки к лекциям».— 393.

ls* См. примеч. 6 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—393.

16* См. примеч. 7 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—394.

17* Откр. 15, 3: «праведны и истинны пути Твои, Царь Святых!».—

395.

,8Ф См. раздел «Макрокосм и микрокосм»//Наст. изд. Т. 3(1). М., 1999. С. 451.--5.

Мф. 26, 26; Мк. 14, 22; Лк. 22, 19.—398.

204 Cohen Н. System der reinen Erkentnis. ТІ. 1. Logik der reinen Erkentnis. Berlin, 1902.—399.

2,Ф нечто от никакое (греч.).—399.

22Ф Происхождение (нем.).—399.

23* «Природа не делает скачков» (лат.)—эта мысль сформулирована в 1751 г. Линнеем. Закон непрерывности (лат.).—400.

24" См. работу Канта «Метафизические начала естествознания» (1786): «Учение о природе будет содержать науку в собственном смысле лишь в той мере, в какой может быть применена в нем математика» (ІКант. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966. С. 59).—400.

25* См. примеч. 64 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—401.

545

18 2295

*** Ср.: Собрание писем епископа Феофана. Вып. 2. М., 1898. С. 108—109; «Когда надлежало сотворить человека, то на земле дается повеление: да изведет, а в тайне Пресвятой Троицы произносится: «Сотворим»... Тело особо творится из персти. Это было не мертвое тело, а живое с душою животною. В сию душу вдунут дух—Божий дух, предназначенный Бога знать, Бога чтить, Бога искать и вкушать, и в Нем все свое довольство иметь, и ни в чем кроме Его, Сей дух, соединяясь с душою животного, поднял ее над душою животных на целую стадию, и видим в человеке, что до известной степени у него все идет, как у животных... до смышлености, а далее, начинается ряд сил, хоть душевного свойства, но выше души... рассудок, воля, вкус. Еще далее: страх Божий, совесть, недовольство тварным, стремление к Богу».—401.

27 См.

примеч. 13 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—401.

2%* Прочнее меди (лат.). См.: Гораций. Оды 3, 30:

Создан памятник мной. Он вековечнее Меди, и пирамид выше он царственных.

(Квинт ІЬраций Флакк. Поли. собр. соч. / Пер. Ф. А. Петровского. М.; Л., 1936. С. 138).—403.

29; Ин. 1, 5.—404.

304 вещи (лат.).—404.

3I* вещь мыслящая (лат.).—404.

32* См. примеч. 64 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—405.

ЗЗФ Имеющий девственное происхождение.— 407.

Вещь протяженная, вещь мыслящая (лат.).—409.

35* См. примеч. 57 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—409.

** См. примеч. 59 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—409.

3*Ф См. примеч. 69 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—410.

38Ф См. примеч. 70 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—411.

39Ф Вскрытие мощей преп. Сергия произошло 29 марта (11 апреля) 1919 г. Но возможно, что Флоренский здесь рассказывает не о вскрытии мощей Советской властью, а об отделении главы преп. Сергия и ее сокрытии по благословению Патриарха Тихона из-за угрозы уничтожения мощей. Точная дата этого события пока не выяснена, но предположительно это могло быть после 28 января 1920 г., когда закончила свою работу «Межведомственная комиссия по разрешению вопросов, связанных с ликвидацией Троицкой Лавры как монастыря». См.: Труба-- нее А. С. Обзор документов по истории и деятельности Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры при Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. 1918—1925. Дипломная работа по кафедре теории и практики архивного дела МГИАИ. М., 1975; Шутова Т. Обет молчания: святая тайна Лавры//Российская газета. 1997. 5 дек.—411.

404 См. примеч. 63 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—412.

41Ф См. примеч. 42 и 60 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—413.

42Ф См.

примеч. 31 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—413.

43Ф Эрнст Геккель (1834—1919)—биолог-дарвинист, сформулировал «основной биогенетический закон» (1866), согласно которому развитие индивида (онтогенез) в некоторой мере повторяет развитие той группы, к которой принадлежит индивид (филогенез).—414.

См. примеч. 67 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям.—414.

45* Во время Литургии на Малом Входе перед чтением Апостола диакон возглашает: «Премудрость, прости».—415.

464 См. примеч. 73 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—417.

47Ф направляющая идея (фр.).—418.

480 О ком здесь идет речь, выяснить не удалось.—421.

*** О чем здесь вдет речь, выяснить не удалось.—421.

*** См. примеч. 45 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям». Уильям Крукс (1832—1919)—английский физик и химик, сторонник спиритизма.—422.

См. примеч. 100 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—422.

52* Ср.: Ельчанинов А. В. Мистицизм М. М. Сперанского (Истори- ко-психологический очерк)//Новый путь. 1903. № 2. С. 122: «Мир вещей был ему [Адаму.— С. П. ] соприсущим, все было внутреннее, ничего внешнего, он вмещал в себе все и действительно был микрокосм». Флоренский написал предисловие к этой статье. См.: Священник Павел Флоренский. Наст. изд. Т. 1. М., 1994. С. 687—689.— 423.

3* См.: Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины.^., 1914. С. 568—569, 672—674.—423.

слава (лат.).— 423.

55* См.: Де Воша А. Световые излучения человека и перемещение чувствительности наружу. Пг., 1915.—425.

См. примеч. 45 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—425.

51* «Ребус»—еженедельный журнал, издававшийся в Санкт-Петер- бурге в 1881—1916 гг. и посвященный вопросам спиритуализма, психизма и медиумизма.— 425.

58# Иммануил Кант много курил.—425.

** См. примеч. 109 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—427.

Из диалога Платона «Теэтет» явствует, что присутствие Сократа повышало знания и успокаивало учеников. См.: Платон.

Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 202. См. также: Платон. Феаг 129 е—130 а=Платон. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 123. «И опять-таки из этих занимающихся с успехом одни получают прочную и постоянную пользу, а многие другие, пока они со мной, удивительно преуспевают, когда же отходят от меня, снова становятся похожими на всех прочих».—427.

6І* По всей видимости, имелись в виду X. Хуберт и М. Маусс (см. примеч. 32 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям»),—427.

620 См. примеч. 113 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—427.

630 вдохновение, внушение (лат.).—428.

640 См. примеч. 116 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—429.

6І* См. примеч. 43 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—429.

*** познай себя (греч.).—432.

Еси (греч.).—432.

*** мыслю, следовательно, существую (лат.).—432.

699 преодолеть самого себя, свою ограниченность (лат.).—433.

го# См. примеч. 36 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—434.

7,Ф См. примеч. 52 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—434.

72* См. примеч. 34 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—434.

73[ вещь живая мыслящая (лат.).—436.

1А* первое (лат.).— 437.

1Ь* См. примеч. 32 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—437.

7б* См. примеч. 126 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—438.

7?Ф Из Символа веры: «Им же вся быша».—438.

п* См. примеч. 94 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—440.

^ Альфред Фу лье (1838—1912)—французский философ.—441. суть (лат.).—442.

81# Аристотель. Топика. Кн. 1. 1л. 8: «Определение состоит из рода и видового отличия» (Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978. С. 357).—442. исходное (лат.).—442.

8Э* См. примеч. 23 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—443.

См. примеч. 134 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—443.

гъ\ Мф.

21, 42; Мк. 12, 12; Лк. 20, П.—444.

Бертран Рассел (1872—1970) в целях избежать им же самим открытых парадоксов разработал теорию типов (см.: Bertrcmd Russell. Mathematical logic as based on the theory of types/Amer. journ. math. 1908. N 30). Детально эта теория была разработана совместно с Алф- редом Нортом Уайтхедом (1861—1947) в труде: Whitehead Alfred and Russell Bertrand. Principia mathematica. Vol. 1—3. Cambridge, 1910, 1912, 1913. Здесь первичные объекты или индивидуумы приписываются типу 9» свойства этих индивидуумов—типу 1, свойства свойств индивидуумов—типу 2 и т. д.—444.

8?Ф См. примеч. 81 к данному разделу.—445.

88* Конт Огюст. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 19: «Именно в законах явлений действительно заключается наука, для которой факты в собственном смысле слова, как бы точны и многочисленны они ни были, являются всегда только необходимым сырым материалом». Конт Огюст. Курс положительной философии. Т. 1. Философия математики. СПб., 1900. С. 22: «Завершая обширное умственное здание, начатое Бэконом, Декартом и Шшлеем, прямо создадим систему общих идей, которую положительной философии суждено поставить навсегда во главе рода человеческого...».—445.

89* Ульрих Цвингли (1484—1531) — швейцарский реформатор.—

445.

*** См. примеч. 133 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—446.

9|* Мф. 1, 2.—446.

92Ф По всей видимости, Флоренский имеет в виду свою статью «Троице-Сергиева Лавра и Россия» (1918). См.: наст. изд. Т. 2. М., 1996. С 352—369.—457.

93Ф См.: Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. Письмо десятое: София. М., 1914. С. 319—392.—457.

МФ Ср.: Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 2. Сергиев Посад, 1909. С. 40; «Еще скажу: Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше согрешивши покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим».—461.

Докетизм—ересь, связанная с гностицизмом, видящая в Христе лишь призрак, телесность которого была лишь видимостью; божественная природа Христа поглощала человеческую.—462.

** Мф. 16, 18.—462.

97\ 1 Ин. 4, П.—470.

9&Ф Мессалиане, или евхиты (молящиеся),—сектантское движение, возникшее на Востоке в IV в. Они довели до крайних форм аскетическое делание: полное отречение от мира, жизнь подаянием, усиленные молитвы. Епифаний отмечает влияние на мессалиан манихейства.—470.

"" Варлаам—противник Св. Григория Паламы в полемике о Свете Фаворском. Был предан анафеме.—470.

Евр. 11, 1: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».— 472.

10!* максимум сложности (лат.).— 472.

|02Ф Из Символа веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быта».—473.

т\ Ин. 8, 32.— 476.

,04Ф внутрь—вовне (лат.).—477.

105* По всей видимости, Иван Васильевич Попов (1876—1938?) — проф. Московской Духовной Академии по Кафедре патристики; в 1925—1927 гт.— на Соловках, далее—в ссылке и лагере в Сибири.— 478.

,06* Данное выражение относится не к образу бытия Ипостасей, а к их единосущию, выражающемуся через единое действие. Ср. у Св. Григория Нисского: «Но что всякое действование, от Божества простирающееся на тварь и именуемое по многоразличным о Нем понятиям, от Отца исходит, чрез Сына простирается и совершается Духом Святым. Посему имя действования не делится на множество действующих, так как нет усвоенного каждому и особенного попечения о чем-либо. Но что ни происходит, касающееся или промышле- ния о нас, или домостроительства и состава вселенной,— все производится Тремя, впрочем, произведений не три». (К Аврелию, о том, что не «три бога»//Творения святого Григория Нисского. 4.4. М., 1862. С. 122.)

«Ибо Сын царь, а живое и существенное и ипостасное царство есть Дух Святой, которым Единородный будучи помазан, есть Христос и Царь сущего. Итак если царь Отец, царь и Единородный, а царство Дух Святой, то конечно одно принятие царства в Троице. Мысль же о помазании таинственно указывает на то, что нет никакого различия между Сыном и Святым Духом» (Слово о Святом Духе против македо- ниан/Пам же. Ч. 7. М., 1868. С. 43—44).—478.

10 предмет и действие (греч.).—479.

108* См. примеч. 116 к разделу «Предварительные планы и заметки к лекциям».—481.

!09" Мориц Бенедикт Кантор (1829—1920)—историк математики. См.: Cantor М. Vorlesungen йЬег Geschichte der Mathematik. 4 Bd. Leipzig, 1880—1908.—482.

li0# Bump у вий. Об архитектуре. VH, вступление 11: «Впервые в Афинах, в то время когда Эсхил ставил трагедию, Агафарх устроил сцену и оставил ее описание. Побуждаемые этим, Демокрит и Анаксагор написали по тому же вопросу, каким образом по установлении в определенном месте центра сведенные к нему линии должны естественно соответствовать взору глаз и распространению лучей, чтобы определенные образы от определенной вещи создавали на театральной декорации вид зданий и чтобы то, что изображено на прямых и плоских фасадах, казалось бы одно уходящим, другое выдающимся (Перевод Ф. А. Петровского)». (Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1972. С. 258).— 483.

111 Клавдий Птолемей (И в. н. э.)—греческий астроном и географ— 483.

112Ф Сведений об Эгильоне публикаторам найти не удалось.—483

113Ф от латинского graeculus—грек в презрительном смысле.—

483.

П4Ф Бену а А. Н. История живописи всех времен и народов. Соч.: В 4 т. СПб., 1912—1917.—483.

О чем здесь идет речь, публикаторам не известно.—484. ,16Ф Манихейство, основателем которого был перс Мани, сложилось под влиянием культа Митры.—485.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(2) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ:

  1. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  2. ГЛАВА IX БУРЖУАЗНО-ПРОГРЕССИВНОЕ ТЕЧЕНИЕ (ЖУРНАЛ «АЙКАП», К. ТОГУСОВ И «УШ-ЖУЗ»)
  3. (ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕЧУВСТВИЕ) Примерное содержание чтений 1921—1922 уч. года в Московской Духовной Академии э.-о. проф. священника П. А. Флоренского «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ»
  4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ
  5. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ
  6. (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К ЛЕКЦИЯМ) 1
  7. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ
  8. VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ 1918. V.3L Вознесение ІЬсподне. Ночь
  9. Органическая связь таинств
  10. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  11. ВВЕДЕНИЕ