<<
>>

VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ

Первоначальной авторской рукописью данного раздела следует считать раздел «7. Макрокосм и микрокосм» (1917.ІХ.21) из спецкурса 1917 г. «Из истории философской терминологии». Отдельных примечаний и указаний автора на них не известно, но список источников и литературы в большей части восстанавливается по первой редакции.
Вторая известная редакция—машинописный текст, правленный Флоренским. Между первой и второй редакциями имеются значительные расхождения. Подготавливая работу к публикации в цикле «У водоразделов мысли», Флоренский значительно расширил первую часть лекции: появилась критика западной цивилизации, более подробно были раскрыты взаимоотношения мира и человека, увеличено количество примеров. Вторую и третью части лекции он не включил во вторую редакцию машинописного текста. Эти части лекции от 21 сентября 1917 г. публикуются в Приложении 1. Все ссылки на источники и литературу во второй редакции отсутствуют. Из первой редакции приведены в примечаниях также некоторые разночтения со второй редакцией, которые имеют значение в раскрытии темы. В примечания включены некоторые черновые выписки Флоренского, не вошедшие ни в первую, ни во вторую редакции. Текст раздела публикуется по второй машинописной редакции, текст Приложения 1—по первой редакции.

С работой «Макрокосм и микрокосм» связана попытка Флоренского осмыслить макрокосм как «пневматосферу» — термин, впервые введенный Флоренским в 1929 г. в письме к В. И. Вернадскому, по аналогии с терминами «биосфера» и «ноосфера». «Мы живем,—писал В. И. Вернадский,— на переломе в исключительно важную, по существу новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете. Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты — в общем всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты» (Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. 1. М., 1975. С. 8). «Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние — в ноосферу» (Вернадский В.

И. Размышления натуралиста. Кн. 2. М., 1977. С. 22).

Термин «ноосфера» (буквально область разума, духа) был введен в науку французскими учеными Леруа и Тейяром де Шарденом под влиянием парижских лекций В. И. Вернадского о биосфере. Однако в дальнейшем каждый из ученых вкладывал свое понимание в этот термин. Для Тейяра де Шардена ноосфера—идеальное духовное образование, «оболочка мысли» нашей планеты, «действительно новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных — вне биосферы и над ней» (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965. С. 181). В. И. Вернадский понимал ноосферу как царство разума, выделившееся в биосфере и меняющее коренным образом и ее облик, и ее строение: «Под влиянием научной мысли человеческого труда биосфера переходит в новое состояние—в ноосферу» (Вернадский В. И. Указ. соч. С. 19). Хотя понятие «пнсвматосфера» в дальнейшем не было развито самим Флоренским, оно вошло в научный и философский лексикон после первой публикации письма в 1984 г. и стало развиваться современными исследователями. Текст письма к В. И. Вернадскому публикуется в Приложении 2 по машинописи, правленной Флоренским (Архив священника Павла Флоренского). Ранее все тексты (за исключением Приложения 1, которое публикуется впервые) публиковались: Богословские труды. Сб. 24. М, 1984. С. 230—241 (с небольшими купюрами и опечатками); Символ. Сб. 28. Париж, 1992. С. 188—196 (купюры восстановлены, но с прежними опечатками).

Игумен Андроник

Текст подготовлен игуменом Андроником (Трубачевым). Примечания игумена Андроника (1—5, 7, 9, 10, 12, 14—19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 31, 33, 35, 37—45), В. А. Никитина (6, 8, 11, 13, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 36), С. М. Половинкина (56—60), Л. 10. Люкшиной (46—55). 1

В лекции далее: «Все есть Я в смысле Фихте. Чрез акт познания оно становится нашим подобием».—440. 2

Рим. 8, 20.— 440. 3

Мк. 16, 15.— 440. 4

Из черновых материалов Флоренского: «Вот примеры из новой литературы.

«Чего ты ждешь, на что можешь надеяться, умирая в таких понятиях... без покаяния?..—спрашивает Квентин Дорвард цыгана Гай- раддинга [действие происходит при Людовике XI во второй половине XV в. ].— Слиться с природой,— отвечал <он>.— Я верю, надеюсь и жду, что моя таинственная человеческая оболочка растворится в общей массе естества, из которого природа ежечасно почерпает то, что ей нужно, и возрождает все в новых разнообразных формах, чтобы и они в свою очередь исчезли и возродились. Водяные частицы моей плоти возродятся в ручьях и источниках, частицы земли оплодотворят мать свою землю, воздушные рассеются ветром, а огненные будут поддерживать блеск светлого Альдебарана и его собратий... В этой вере я живу, в ней и умру!..»» Скотт Вальтер. Собр. соч. Т. 8: Квентин Дорвард. 1л. 34 / Пер. М. А. Шишмаревой. СПб.: Изд. Г. Ф. Пантелеева, 1897. С. 394—395.

«Если видишь великана, то нужно раньше исследовать положение солнца и обратить внимание, не есть ли это тень пигмея». Новалис. Фрагменты / Пер. Г. Петникова. М.: Лирень, 1914. С. 24.—442. 5

В лекции это место изложено так: «Я не имею возможности подобрать вам достаточное количество примеров просто по недостатку времени. Поэтому приведу наудачу, что попало под руку».—442. 6

Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871)—исследователь русской народной поэзии, народных верований и обрядов.— 442. 7

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями и верованиями других родственных народов (далее: Афанасьев). Т. 1. М, 1865. С. 138—139. Цитата приводится Флоренским в пересказе.—443. 8

«Луцидариус» (лат. «Elucidarius»)—средневековый натурфилософский трактат, авторство изначального латинского варианта которого приписывается Ансельму, архиепископу Кентерберийскому (1033— 1109). На русский язык «Луцидариус», широко распространенный в Европе, был переведен с немецкого языка в начале XVI в.; в России этот трактат известен под различными названиями: «Просветитель», «Зла- тый бисер», «Драгой бисер», «Луцидар» и др.

В русской редакции «Луцидариус» имеет меньший объем и некоторые добавления. См.: Архангельский А. С. К истории древнерусского «Луцидариуса»: Сличение славяно-русских и древненемецких текстов. Казань: Тип. имп. ун-та, 1899. Отт. из «Ученых записок имп. Казанского ун-та» за 1897— 1899 гг.; Lefevre. L'Elucidarium et les lucidaires. Paris, 1954.— 443. 9

Афанасьев. С. 139.— 443. 10

Ср.: Афанасьев. С. 139.—443. 11

В одном из списков «Сказания, како сотвори Бог Адама» сотворение первого человека описывается следующим образом: «Создати в земли Мадиамстей человека, взем земли горсть ото осми частей: 1) от земли—тело; 2) от камени — кости; 3) от моря — кровь; 4) от солнца— очи; 5) от облака—мысли; 6) отсвета—свет; 7) от ветра—дыхание; 8) от огня—теплота» (Отдел рукописей ГРБ, Румянцевское собр., д. 370, л. 147—148). См. также: Мочульский В. Апокрифическое сказание о создании мира. Одесса: Экономическая тип., 1896. Отт. из «Летописи историко-филологического об-ва при имп. Новороссийском ун-те». 1896. Т. 6. С. 345—364.— 443. 12

Памятники старинной русской литературы, изд. Г. Кушелевым- Безбородко (далее: Памятники...). Вып. 3: Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. СПб., 1862. С. 12.— 443. 13

«Голубиная книга»—древнерусский сборник духовных народных стихов.— 443. 14

Бессонов П. А. Калеки перехожие: Сб. стихов и исследование... Вып. 2. М., 18&1. С. 30.— 443. 15

Ветухов А. В. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова (из истории мысли). Вып. 2. Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. Отт. из «Русского филологического вестника». С. 247.— 443. 16

Викторов А. Собрание рукописей И. Д. Беляева. М., 1881. С. 48. Ркп. № 55 (1549): Сб. богословского и полемического содержания под названием «Крин». 2-я пол. XVII в., в 4°. Л. 439. Собрание рукописей И. Д. Беляева (1810—1873) ныне хранится в Отделе рукописей Государственной Российской библиотеки.—443. 17

Примеч.

Флоренского: «Ср<авни> Вопросы и ответы в Памятниках старин<ной> Русск<ой> лит<ературы, изд. Г. Кушелевым-Безбо- родко. Вып.) III: <Ложные и отреченные книги русской старины, собранные А. Н. Пыпиным. СПб., 1862. С.) 129 и в «Памятниках > отреченной) Рус<ской> лит<ературы>» Н. С. Тихонравова <(прил. к соч.: Отреченные книги древней России). Т.) 2. <М., 1863. С.) 433».— 443. 18

Из черновых материалов Флоренского: «Блаженный Августин (Fr. 9. super Iohann) и до него Киприан (Comment, de Sina et Sion), а после них обоих Beda Venerabilis (Commentaria super Iohannes) полагали, что Адам [AAAM] был назван так потому, что земля, из которой он был образован, была взята Богом с четырех главных стран мира, что соответствует четырем буквам его имени, означающим: А—avaxoXf|v, orientem [восток]; А — 5i>aiv, occidentem [запад]; А — apxiov, septen- trionem [север]; М—jiearmPpiav, meridiem [юг].

Другие думают, что этими четырьмя инициалами [...] в имени Адама обозначено то, что потомство его будет распределено на четыре стороны света. Таково толкование в Сивиллинских оракулах (Sybilla in lib. et oracul.):

Nimirum Deus is finxit tetragrammaton Adam Qui primus factus fuit, et qui nomine complet Ortumque, Occasumque, Austrum, Boream frigentem.

Johannis Nicolai. Tractatus de sig. vet. Lugdunum Batavorum. Cap. V. 1703. S. 21».— 443. 19

Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие... И. А. Вахрамесву (1844—1908). Вып. 5. М., 1906. С. 49. Ркп. № 952, полууставом XVIII в., 4°, на 15 л. Собрание рукописей И. А. Вахраме- ева ныне хранится в Отделе рукописей ГИМа.— 443. 20

В древнеиндийском учении браманизм Брама (Brahma) — всеобщая, существующая сама по себе мировая душа, порождение личного творца мира—Праяпати (Prajapati); Ра—древнеегипетское божество солнца; Дионис—бог растительности, покровитель виноградарства и виноделия в Древней феции; Ахамот — одна из эманаций божественного начала в мире, по учению гностика Валентина.—444. 21

Трубецкой С.

Н. Учение о Логосе в его истории//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1906. С. 216—217; Боголюбов Н. М. Философия религии. Т. 1. Ч. 1: Историческая. Киев: Тип. ун-та св. Владимира, 1915. Отт. из «Университетских известий» за 1915 г. С. 152.— 444. 22

Из черновых материалов Флоренского: «Вечный взглянул на это существо [Браму], и оно раскрыло свои уста, как яйцо; из уст вышло слово, из слова произошел огонь. Расширились ноздри, по ним прошло дыхание, из дыхания произошел воздух. Открылись глаза, из них вышел светлый луч, из этого луча произошло солнце. Растворились уши, от них произошел слух, от слуха—область пространства. Распростерлась кожа, из нее вышли волосы, из волос произошли трава и деревья. Раскрылась грудь, из груди вышел дух, из духа произошла луна. Развился пуп, из пупа произошло глотание, от глотания—смерть. Явился орган рождения, от него — производительное семя, а из семени произошли воды». Новицкий О. М. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Ч. 1: Религия и философия Древнего Востока. Киев: Унив. тип., 1860. С. 162—163; Livres sacres de TOrient, comprenant le Chou-king, ou le Livre par excellence; les Ssc-chou, ou les Quatre livres moraux de Confucius et de scs disciples; lcs lois de Manou, premier legislateur de lTnde; le Koran de Mahomet. Trad, ou rev. et corr. par G. Rauthier. Paris, 1857. P. 318. Прибавление к Ригведе: The Aitareya Brahmanam of the Rigvede... Ed. transl. and explained by Martin Hang. Vol. 2. Translation with notes. Bombay, 1863. P. 4.— 444. 23

Афанасий Kupxep (1602—1680)—немецкий ученый-энциклопе- дист, принадлежал к иезуитскому ордену, автор «China monumentis illustrata» (1667).— 444. 24

Picart Bernard. Ceremonies et coutumes religieuses de tous les peuples du monde representees par des figures dessinees de la main... Avec une explication historique... quelques dissertations curieuses. Т. 1. Amsterdam, 1723—1733. P. 109—110.

Из черновых материалов Флоренского: «Распространенное изображение Брамы представлено у Пикара на таблице между р. 110 и р. 111; было бы интересно для моей книги воспроизвести эту гравюру в уменьшенном виде.—П. Ф.».—445. 25

Орфические гимны исполнялись участниками античных мистерий на собраниях орфиков. Основателем орфизма—религиозно-мистического учения в Древней Іреции—считается мифический поэт Орфей, сын речного божества Эагра и старшей музы Каллиопы, богини песнопений. Орфизм распространяется в Древней Іреции с VIII в. до Рождества Христова.—445. 26

Корсунский И. Н. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно- философского миросозерцания Древней Іреции. Харьков, 1890. Отд. отт. из журнала «Вера и разум». С. 98. Тут перевод всего стихотворения. Текст в указ. источниках (из черновых материалов Флоренского).

Orphica. Vol. 1—2. Recensuit G. Hermannus. Lipske, 1805. P. 457 —

458.

Lobeck Chr. Aug. Aglaophamus, sive de thcolog. mysticua graccorum causis. T. 1—2. Regimontii, 1829. P. 521—525.

Mullach Fr. Quil. Aug. Fragmenta philosophorum graecorum. Vol. 1 — 2. Parisiis, 1867 — 1875. Vol. 3, 1881, P. 169.—445. 27

Сарапис (Серапис)—египетско-греческое божество неба и преисподней. Культ Сараписа возник в IV в. до P. X.— 445. 28

Macrobius Aur. Theodos. Saturn. Opera... Vol. 1—2. Biponti, 1788.1. P. 20. См.: Macrobius Ambrosius Theodosius. The saturnalia. London, 1969.— 445. 29

В лекции раздел 10 оканчивается так: «А Платон (по следам же его Гёте) свидетельствует, что глаз — солнечной природы, имеет в себе нечто солнечное». В черновых материалах Флоренского имеется выписка из сочинений Гёте:

«War' nicht das Auge sonnenhaft, Die Sonne konnt'es nie erblicken; Lag' nicht in uns des Gottes eigne Kraft, Wie konnt die Gottliches entzucken—

Gothe. Zahme Xenien. III. S. 219».—445. 30

Каббала (др.-евр.—предание)—мистическое течение в иудаизме, являющееся своеобразным сочетанием веры в Библию как мир символов, восточного гностицизма, эллинистической философии пифагореизма и неоплатонизма. В позднейший период (эпоха Возрождения) Каббала интегрирует элементы магии и оккультизма.— 445. 31

Nork F. Rabbinische Quellen und Parallelen zu neutestamentlichen Schriftstellen. Leipzig, 1839. S. 231.

Synopsis Sohar. P. 13. № 64.— 445. 32

Маймонид (Моисей бен Маймон, 1135—1204) — еврейский средневековый философ, теолог и врач. Цитируемый трактат Маймонида «Наставник колеблющихся» («Doctor perplexorum») написан на арабском языке в 1190 г., в 1204 г. переведен на еврейский, а затем на латинский.—445. 33

Базилевский М. Влияние монизма на развитие знания. Киев, 1883. С. 20.

В книге «Столп и утверждение Истины» (М., 1914. С. 280) Флоренский продолжает цитату: «Такое представление весьма важно; ибо, во-первых, оно ведет, как увидим ниже, к доказательству единства Бога; во-вторых, оно показывает нам, что Единый действительно создает единое».—446. 34

Агриппа Неттесгеймский (Іенрих Корнелий Агриппа из Неттес- гейма, 1486—1535) — немецкий мыслитель, медик и оккультист, сочувствовавший Реформации. Трактат «О сокровенной философии» («De occulta philosophia libri») написан в 1531—1533 гг.—446. 35

Леман Альфред Rope. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней/Пер. с нем.: Изд. Петерсена; просмотрено автором книги под ред. В. Н. Линд. М., 1900. С. 207. Подробный текст этого места см.: Agrippa von Nettesheim Heintich Cornelius. La philosophie occulte ou la magie de Henry Corneille-Agrippa, divisee en trois livres et augmentee d'un quatrieme, apocryphe attribue a Pauteur... 1-re trad, francaise complete. Т. 1, livre 2, chapitre XXVII. Paris, 1910 (Les classiques de Tocculte). P. 322.—446. 36

Валентин—гностический философ, еретик. Родился в Египте в первой половине II в., прибыл в Рим в 140 г., умер на Кипре около 161 г. Сочинения Валентина до нас не дошли, за исключением фрагментов в знаменитом труде его современника святого Иринея, епископа Лионского (ум. 202), «Обличение и опровержение злбименного гнозиса» («Против ересей»). В основе системы Валентина—общегностическая идея абсолютной Полноты (лХ-прюра) божественного бытия, которое является источником эманации (истечения) тридцати сил—эонов (aubv—вечносущее). Из них происходит и к ним возвращается все способное к восприятию истины. В человеке соединены три начала: материальное; душевное, полученное от Демиурга; духовное, вложенное Софиею-Ахамот. По определению А. Лосева, гностицизм Валентина представляет «мифологизацию христианства, составляющую как бы переходное звено между язычеством и христианством».—446. 37

Святой Ириней Лионский (135 — t 202): «Кто не потратит всего своего имущества, чтобы узнать, что от слез Помышления страстного Зона получили происхождение моря, источники, реки и вся влажная сущность, а от смеха свет, от изумления же и замешательства телесные стихии мира?» (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Книга первая. Глава IV. Ахамот и происхождение видимого мира//Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С. 31).— 446. 38

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 155 — t после 220) — христианский богослов и писатель, родом из Карфагена.—446. 39

Терту ллиан К. С. Ф. Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана/ Пер. с библиогр. и коммент. Н. Щеглова. Т. 1. Киев: П. Барский, 1910 (Б-ка творений святых отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Кн. 31). С. 189.—446. 40

Святой Григорий Нисский (332 — t после 394): «Макрина: мудрецы утверждают, что человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная. Если положение это верно (что и вероятно), то не будем, может быть, иметь нужды в другом пособии к подтверждению признанного нами о душе. Признали же мы, что существует она сама по себе, особым естеством, отличным от телесной дебелости. Ибо, как целый мир познавая при помощи чувств, так же самою деятельностью нашего чувства путеводимся к уразумению того, что на деле и по понятию выше чувства и глаз делается для нас истолкованием всемогущей премудрости и созерцаемой во вселенной, и указующей собою Того, Кто премудро в руке Своей содержит вселенную, так, смотря на мир, который в нас, немало имеем поводов от видимого гадать и о сокровенном. Сокровенно же то, что само в себе, будучи мысленным и не имеющим вида, избегает чувственного понимания». О душе и воскресении. Разговор с сестрою Макриною — Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М, 1862//Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 40. С. 212—213.— 447. 41

Святой Григорий Богослов (330 — t 389): «Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных—сего опыта высшей Премудрости, сея щедрости в образовании естеств; и не все богатство благости было еще обнаружено. Восхотев и сие показать, Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа; созидает, говорю, человека и, из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив в жизнь (что в слове Божьем известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир — в великом малый; поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного, поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над ним, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, ангела, который занимает средину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть—дух ради благодати, плоть ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать, и, страдая, припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием; творит живое существо, здесь предуготовляемое и прсссляемое в иный мир и (что составляет конец тайны) чрез стремление к Богу достигающее обожения». Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя — Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3. М, 1844//Творе- ния святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 3. С. 242—243.— 447. 42

Святой Василий Великий (330—t 379): «Вообще же точное наблюдение себя самого дает тебе достаточное руководство и к познанию Бога. Ибо, если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следов Зиждителя в устройстве Вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость Своего Создателя. Беседа 3-я на слова: «Внемли себе» (Втор. 15, 9)—Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. 4.4. М, 1846//Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 8. С. 44.— 447. 43

Преподобный Иоанн Дамаскин (675 — t ок. 749): «О том, что человек имеет общее и с неодушевленными вещами, и с бессловесными существами, и с одаренными разумом.

Следует заметить, что человек имеет нечто общее с неодушевленными существами, причастен жизни неразумных и обладает мышлени- ем разумных. С неодушевленными человек имеет сходство в том, что обладает телом и состоит из четырех стихий; с растениями в том же самом и, кроме того, в том, что имеет способность питаться, расти, производить семя и рождать; а с неразумными—во всем только что упомянутом и вдобавок в том, что имеет влечения, то есть доступен гневу и хотению, что наделен чувством и способностью движения по внутренним побуждениям [...] С существами бестелесными и духовными человек соприкасается посредством разума, рассуждая, составляя понятия и суждения о каждой вещи, стремясь к добродетелям и любя то, что составляет вершину всех добродетелей,—благочестие; потому что человек и есть малый мир». Точное изложение православной веры. Книга 2. Глава 12 «О человеке» — Полное собрание творений святого Иоанна Дамаскина / Пер. с греч. Т. 1. СПб., 1913. С. 214—215. Другой перевод: Точное изложение православной веры святого Иоанна Дамаскина / Пер. с греч. А. Бронзова. СПб., 1894. С. 82.—447. 44

Святой Исидор Пелусиот (сер. IV в.— t 436): «И сам избегай всякой хулы; и у нас решения на то, что останавливает тебя в Божественном Писании, требуй в строгом порядке. Ни самому мню всему миру вместити пишемых книг о чудесах Господних, сказал Евангелист (Ин. 21, 25); потому что человек, содержа в себе все составляющие мир стихии, сам есть сокращенный мир. Посему и о тех чудесах, которых, как сверхъестественных, Божественных, превышающих все, когда-либо бывшее, и наиболее величественных, не вмещал человек, всего чаще оказывающийся неверующим, Евангелист заключил, что не вместит их мир». Послание Гйгантию (N9 259)—Творения святого Исидора Пелусиота. Ч. 1. М., 1859//Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 34. С. 155—156.— 447. 45

Немезий, епископ Емесский (в Финикии), ок. 400: «В самом деле, с неодушевленными (предметами) человек сходствует по телу и по сложению (соединению) из четырех стихий, с растениями же кроме указанного еще по производительной и питательной силе; с бессловесными же тварями (животными) он сходствует не только во всем этом, но — сверх сего — по произвольным движениям, по стремлениям (желаниям), гневу, наконец—по чувствительной (ощущающей) и дыхательной силе (способности): ведь это все общо людям и неразумным (животным), хотя и не всем все. Чрез посредство же разума человек соприкасается с бестелесными и разумными существами, когда рассуждает, мыслит и различает все, когда стремится к добродетели и особенно проникается благочестием, в котором венец (всех) добродетелей. Вследствие этого он находится как бы в средине (на рубеже), между разумным и чувственным бытием: по телу и телесным силам он соприкасается с неразумными животными и неодушевленными предметами, по уму же—с бестелесными существами, как сказано выше. Творец, по-видимому, мало-помалу приспособил (присоединил) друг ко другу различные природы (существа) так, чтобы все творение было единым и сродственным. Из этого всего яснее открывается, что Творец всего существующего Един». О природе человека. Плава 1 — Немезий, епископ Емесский. О природе человека / Пер. с греч. Ф. Владимирского. Почаев, 1904. С. 21—22.— 447. 46

Вероятно, Флоренский имеет в виду: Богаевский Б. Л. Земледельческая религия Афин. Т. 1. Пг., 1916. См. также: Богаевский Б. Л. Земля и почва в земледельческих представлениях Древней Іреции. СПб., 1912.— 447. 47

Рюйздалъ (Якоб ван Рёйсдал—1628 или 1629—1682)—живописец и график, крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа.— 447. 48

Сальваторе Роза (1615— 1673)—итальянский живописец и офортист.— 447. 49

Эвердияген (Аларт ван Эвердинген—1621 —1675)—голландский живописец-пейзажист.— 447. 50

Гоббема (Мейндерт Хоббема —1638—1709)—голландский художник-пейзажист, ученик Якоба ван Рёйсдала.— 447. 51

Бергем (Николас Питере Берхем—1620—1683)—голландский художник.— 447. 52

Ван-дер-Неер (Арт ван дер Hep—1603(04?)—1677)—голландский художник-пейзажист.—447. 53

Гаспар Дуге (1613—1675) — французский живописец.—447. 54

Никола Пуссен (1594—1665)—французский живописец и рисовальщик.—447. 55

Клод Лоррен (1600—1682) — французский живописец, рисовальщик, гравер.— 447. 56

В. И. Вернадский (1863—1945) переписывался с Флоренским в 1920-е годы, писал ему на Соловки. См.: В. И. Вернадский и семья Флоренских (Материалы из архивов) // Вопросы истории естествознания и техники. 1968. № 1; Переписка В. И. Вернадского и П. А. Флоренского//Новый мир. 1989. № 2.—449. 57

Вера в системы есть суеверие (нем.); или: системоверие есть суеверие.—450. 58

Ксенократ из Халкидона Вифанского (396—314гг. до н.э.) — ученик Платона; после Спевсиппа руководил Платоновской академией. Ср.: «Душа сообщает каждому из этих первоначально хаотических движений или, возможно, и не хаотических, но бессмысленных, бесцельных и безразличных движений, «накладывает» на эти движения «формы» и «типы»»І/Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. С. 418; R. Heinze. Xenokrates. Darstellung der Lehre und Sammluny der Fragmente 1892.—451. 59

Вероятно, Флоренский цитирует по памяти. Ср. у епископа Не- мезия сходное место: «Итак, необходимо, чтобы стихия была телом, и телом простым, в действительности имеющим элементарные качества,—разумею: теплоту, холод, влажность и сухость. <...) Для того, чтобы никогда не погибли как стихии, так и составленные из них тела, Творец премудро устроил так, что стихии переходят и друг в друга и в составляемые из них тела, а эти последние опять разрешаются в стихии. И таким образом, посредством взаимного происхождения составляемые постоянны, они сохраняются беспрерывно» (Немезий, епископ Емесский. О природе человека/Пер. с греч. Ф. Владимирского. Почаев, 1904. С. 82—83).— 451. 60

Это учение святой Григорий Нисский развивает в сочинении «О душе и о воскресении» // Творения святого Григория Нисского. Ч. 4. М., 1862. С. 201—326; см. С. 226—227, 229, 248, 255—257, 262, 281. Ср.: «Посему душа пребывает в тех самых стихиях, в которых начала быть однажды, так как никакая необходимость не отторгает ее от сопряжения с ними» (Указ. соч. С. 230). «...Душа естественное свойство стихий, стекающихся в состав того тела, с которым она была соединена, знает и по разложении их. И хотя бы естество стихий сих, по причине вложенных в них противоположных качеств, далеко отвлекло одну от другой, удерживая каждую из них от смешения с противоположною, тем не менее душа будет при каждой стихии, познавательною силою касаясь и держась свойственного ей, пока не произойдет опять стечения разъединенных стихий в одну совокупность для восстановления разложившегося, что в собственном смысле есть воскресение и им именуется» (Указ. соч. С. 254).—451.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(1) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ:

  1. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ»
  3. VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ
  4. (Приложение 1. Священник Павел Флоренский. Окончание лекции «Макрокосм и микрокосм». 1917.1Х.21)
  5. VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ
  6. МЕТЕРЛИНК ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ТИШИНОЙ
  7. Вторая ступень понимания мира - антропоцентрический (антропостремительный) подход
  8. 2. У истоков двух мировоззренческих концепций. а) «Линия» Й.Баласагуни
  9. От эпистемологического тупика к онтологическим фантазиям
  10. Лекция 4. Божественность и самоубийство: "тайна вулкана, тайна мятежа"
  11. Лекция 13. Пессимизм и самоубийство: блаженная смерть
  12. Г. С. Сковорода: жизнь и учение
  13. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НАТУРФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  14. КИТАЙСКАЯ АЛХИМИЯ1*
  15. 15. АЛХИМИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И АСПЕКТ ВРЕМЕНИ
  16. Николай Александрович Бердяев
  17. Глава 11 ЛИЧНОСТЬ И СВОБОДА
  18. C.B. Зимин. СОВРЕМЕННЫЕ ЗАПАДНЫЕ КИТАИСТЫ О РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ КИТАЯ
  19. Всеобщее мироустроение закона