<<
>>

МЕСЯЦЕСЛОВ —

т. е. размышления на каждый день, но не о чем попало, а о праздниках и святых, их символическое значение—что значит, собственно, каждый праздник. Тут надо было бы собрать в сжатом и отчеканенном виде всю сумму того, что я вообще способен сказать значительного о круге богослужения, т.
е. о религии в ее конкретности. Такую книгу надо писать исподволь, отдельными листочками, но все же положив себе за правило писать возможно часто. При этом не следует (?) стремиться к внешнему однообразию—к равенству размеров того, что говорится о том или о другом празднике. Но это пишу, м<ожет> б<ыть>, и зря,—облегчая себя, ибо было бы гораздо выразительнее о каждом дне давать определенный объем — одну страницу, например, или, м<ожет> б<ыть>, еще так: согласно уставу церковному, отвести, по разряду праздников, то или другое место.

М<ожет> б<ыть>, темы длинные следует просто расчленить на однодневные праздники, связывая годовой, пасхальный и недельный круг не простою хронологическою последовательностью, но и многими нитями.

(См. также записи 1919.XII.29 на с. 179 и (1919у) на с. 348— 349 наст. изд.У

<1920)

1920.1.9

Близнецы, хотя бы и в срок родившиеся, на самом деле суть недоношенные дети, ибо на каждого шло меньше сил матери, нежели на нормального ребенка. Не потому ли, отчасти, они пользовались особым почитанием в древности, как существа мистические (культ близнецов). Надо бы выяснить биологически, не являются ли близнецы недоношенными? Спросить у Ив<ана> Фл<оровича> Огнева1бЭ.

1920.1.9

Ікпотетическ<ий> ход мысля

Святые—дети. Дети, ибо недоношены.—Посему сохраняют мирную жизнь утробную.— Посему понимают животных (ср. американский) мальчик)164.—Посему звери их слушаются.

1920.1.9

Недоношенные дети словно непроснувшиеся всегда—по крайней мере в младенчестве, но, кажется, и когда вырастают (сын Л. А. Тихомирова Александр—архимандрит)165.

Словно они видят сны наяву. М<ожет> б<ыть>, всегда так бывает? Проверить.

1915. V.4. Сергиев} Лос(ад>

О смерти н рождении великих

+

Великие рождались обыкновенно недоношенными, оставались всю жизнь недоразвитыми и умирали в ужасе. Так ли? Во всяком случае, нередко бывало так. Отчего это?

Сокращено св. Дмитрием}.

«Воровал» из Метафраста166

Св<ятой> мученик Мамант. Память его 2-го сентября. По Житиям святых св<ятого> Дмитрия Ростовского, происходил из Пафлагонии. Родители его оба были из «великаго рода Патрикийска, славны и богаты и благочестием сияющии» 167. Отца звали Феодот, а мать Руффина. Когда мать была беременна св<ятым> Мамантом, родители были схвачены и заключены в темницу. Отец его там и скончался; а мать его «блаженная Руффина, нужду и скорбь терпя темничную, и великою по муже своем печалию объята, роди прежде времени отроча мужеска полу»168. Тогда она умолила Бога послать ей смерть, «а отроча посреде мертвых родителей своих остася живо» 169. Одна женщина, жившая в Кесарии, по имени Аммиа, получила в видении повеление от Бога погребсти тела Феодота и Руффины и воспитать младенца Маманта. Она так и поступила. Младенец не говорил пять лет, а потом сказал Аммии впервые латинское слово mamma, почему был назван Мамантом. Но затем, отданный в учение, он вскоре превзошел своих сверстников, так что все дивились быстроте его ума. Это было в царствование Аврелиана «270—275». Мамант «в младых летех имущи седину, премудрость и возраст старости, житие нескверно»170 и отговаривал товарищей от потребованного правительством от юношей идолопоклонства. Когда ему был 15-ый год, его оклеветали пред властями, и он был привлечен к допросу.

Тут начинается повествование, полное великих чудес: стихии (огонь в особенности) боялись и стыдились Маманта, звери служили ему, голубь приносил ему чудесную пищу и т. д. Пересказывать всего этого нет сейчас времени. Но надо суммировать, что св<ятой> Мамант имел полную власть над всею природою. В частности, замечательно его изречение, что звери, «аще и несмысленни суть, обаче ведят боятися Бога и почитати рабы его»171 (религия животных).

Это житие надо штудировать с разных сторон, оно в высшей степени замечательно по космичности, по наполненности кос- мичностью.

И еще достойно внимания, что космичность сочетается с фактом недоношенности св<ятого> Маманта.

Св. Мамант—недоносок. Звери.

Филарет Московский (Дроздов) был недоношенным младенцем 172.

Лев Михайлович Лопатин 173 1)

Он племянник Чебышева174, математика, и очень похож на него лицом. У него матем<атические> способности (со- общ<ил> И. Ф. Огнев). 2)

Инфантилизм фигуры Л. М. Лопатина. Схематизм его мышления. Острота, но не ощущаемая, темная, <1 нрзб.) подоснова. Инфантильность его мышления. Инфантильность манер, вкусов. Страсть к чудесному. Рассказы про чудесное. Полное отсутствие половой глубины и сочности в писании (и в жизни?) 3)

Не недоносок ли Л. М. Лопатин? Спросить Огневых. 4)

Длинная борода не мешает инфантильности (ср. святых).

<См. также записи 1920.ІІ.8 на с. 338—339 и 1920У Л на с. 123 наст. изд.У

1920.V.20

Месяцеслов

Время должно быть ритмически расчленено, чтобы сознаваться временем. Тогда только время м<ожет> быть рассматриваемо как единое. Но расчленяющие его сроки (каїроі) не были бы таковыми, если бы они были только сроками времени, как однородной среды, т. е. если бы не были качественно индивидуализированными, качественно своеобразными, каждый по-своему. Каждый срок д<олжен> быть единственным в своем роде, предельно своеобразным. Но предельное, своеобразное, индивидуальное в собственном смысле есть лицо. Чтобы быть индивидуальным, срок должен быть связан с лицом, д<олжен> быть заполнен лицом, его характеризующим, наполняющим его своими энергиями и от лица получающим свою определенную качественность.

Однако сроки эти д<олжны> быть вышевременными.

Время, чтобы быть, должно быть пронизано началом вышевременным, сеткою вечности, дающею нам не плыть с временем и тем перестать замечать его, а стоять над временем и потому сознавать его текучесть. И от лица, определяющего собою временной срок, требуется выхождение над временем, уже свершившимся. Это лицо должно свидетельствовать о вечности, быть живым и глаголющим самосвидетельством в них вечности, оно д<олжно> быть свидетелем цартис;.

Оно д<олжно> быть в мире, но не от мира175, трансцендентным миру, отрицающимся от мира, над миром.

Оно д<олжно> быть святым. Связанность сроков времени с памятью святых, с явлениями святых дает твердость (прочность) текучему естеству времени — это и есть месяцеслов.

1920.V.20—21

Месяцеслов

(См. Приложение к VI «Черты феноменологии культа», с. 198—200 наст, изд.)

1920.V.20

Свидетели

Таинства совершаются в чинопоследовании своих обрядов. (Далее следует малоразборчивый текст, почти идентичный началу раздела «Свидетели», с. 354—355 наст, изд.; окончание: «Что возвещалось, свершилось».)

(На оборотел) Что такое пост. Пуст? То же, что и праздник.

1920.V.21

Антроподицея

Богослужебные одежды, по Симеону Солунскому и др., имеют двоякое значение: во-первых, они суть символы Христа—Христова рабьего зрака и служения; во-вторых— символы величия и особых даров Духа Св<ятого>. Это двойное значение одежд соответствует и двойному положению в Церкви священнослужителя. Он Христос—жертва, и Христос—царь,—Христос уничиженный и Христос прославленный.

(См. также записи 1920.III.8 на с. 49—50 и 80—81 и 1920.111.27 на с. 344—346 наст, изд.}

<1921)

1921.V.30

Облачения. Ризы. Маски

Маска в богослужении дает онтологичность, показывает то, что устав требует, не предъявляя личных требований к тому, кто за. Маска избавляет от необходимости лицемерить — казаться, а не быть—того, кто не таков и делает его таким, как надо в той области, в какой он зрится.

Ризы—служат тому же—это род маски для фигуры.

Для голоса такою маскою служит распевное, возгласное произношение молитв, Евангелия и т. д.

Произнося уставно, мы делаем то, что должны сделать, но при этом не лицемерить. Уставное произношение молитв избавляет нас от лицемерия, т. е. делает нас онтологичными, и дважды: в своей немощи, когда мы и сознаем себя таковыми, и в своей маске возгласе, когда мы являемся тем, чем должны являться.

В маске человек есть икона.

Так<овым> же является его голос — при уставном произношении.

(См. также запись 1921.

V.30 на с. 347 наст, изд.}

1921.VI1.23

Индивидуальность служб

Канон ко св<ятому) причащению—густой тон, темно-пур- пурный—как огустевшее пурпурное вино.

Канон Пасхи—алый и подвижный, Алая Пасха.

Канон Преображения—льется, как струя расплавленного металла, ослепительная, чисто белого цвета.

1921.VII.25

«Землеретный мой ум земнаго и вещнаго желания превыш- ши покажи, от земли к небесней любви возвысивши».— Канон молебн<ый> Ангелу Хранителю, п<еснь> 6, «И ныне» 176.

Что значит в точности «землеретный»? {Дьяченко,— Ц<ер- ковно)-слав<янский) слов(арь), стр.200177. Землеретный = ревностный к земному.)

Лев<ая> рука горячая, правая—холодная во время службы.

1921.IX. День св. праведной Елисаветы178

Наказание учения

(молебен перед началом учения)179

Наказание, по-казание, о-казание. Каков же истинный смысл слова «наказание»? Отсюда понятно применение слова «наказание» в отношении к Богу—Бог наказал = показал = вразумил.

1921. VIII.8

Свидетели

О возникновении вставки «Г<оспо>ди, Иже Пресвятаго Твоего Духа...» в литургии180—св<ятым> Василием Великим, к<отор)ый не усмотрел сходящего Духа на Дары и потому св<ятой> трижды читал молитву181.

Об отмене явных молитв и введении тайных (и то и другое—свидетельства пресуществления).

1921.Х.16 ст. ст.

Богослужение182

Уже много дней я замечаю одно явление, меня занимающее. Во время литургии (именно литургии, а не вообще службы) правая рука у меня сильно холодеет, а левая—нагревается. Это нельзя объяснять температурой воздуха, ибо охладиться левой руке легче, чем правой, поскольку действовать приходится именно правой рукой—например, благословлять, креститься и т. д. Разница температур весьма заметна. И мне всегда думалось, что она имеет свою причину в каких-либо циркуляциях флюида, исходящего из одной руки и входящего в другую.

<1922)

1922.1.6

Покаяние

+

О том, что исповедь есть именно таинство СЛОВА свидетельствует чинопоследование сего таинства:

В первой молитве как типологические случаи, на которые делается ссылка, приводятся:

«Боже Спасителю наш, Иже пророком Твоим Нафаном (это—орудие таинства) покаявшемуся (это—материя таинст- йа: покаяние, слово покаяния) Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину в покаяние молитву при- емый...»183

Во второй молитве—еще определеннее: «Сам, яко благ и незлобивый, Владыко, сия рабы Твоя СЛОВОМ РАЗРЕШИ- ТИСЯ благоволи...»184—словом их и словом пастыря, взаимодейством того и другого слова, слова покаяния и слова разрешения.

Посему, иерей глаголет к кающемуся: «Не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но, не обинуяся, рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление...»185

Условием оставления является проречение, иерей же—лишь свидетель сего проречения: нельзя прорещи без собеседника — свидетеля, поэтому и нужен иерей, как некий послух: «Аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех има- ши...»186 Дело не в покаянии, а в проречении покаянном, в слове, и словом дается разрешение.

И далее вопрошает: «Рцы ми чадо...», «рцы ми чадо...», «рцы ми чадо...»187 и т.

д. и т. д.

1922.IV. 17. Нед(еля} Жен Миропосіиц)

Запахи и вкусы

+

Запах и вкус мирры вполне соответствует инструментовке словесной на кре, хри, мертв

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ...188 Крестом даровав. (См. также запись 1922.Х.20 на с. 347 наст, изд.}

<1923)

1923.111.17

Обрезание

По-видимому, обрезание запрещено в таком же смысле, как и быть родителям восприемниками от крещения. Не положительно плохо (это не значит, что то и другое плохо).

1923.III. 19 ст(арого} ст(иля) (мысль—1923.111.17)

Обрезание

1. Почему обрезание отменено? Причин много. Одна: не рассчитывать на плотское очищение, на естественные глубины. Пусть хуже, но в искании благодати,—нежели лучше, но самодовлеющее.

2. Родителям запрещается быть восприемниками от крещения, как запрещается и быть посаженными родителями при венчании. Даже присутствовать им запрещено. (Впрочем, это—дело особое.) Худо ли рождение? Скверен ли брак?—Нет.—А разве родители не любят своих детей, крещающихся и брачующихся?— Любят. А восприемниками быть нельзя—дабы не смешивался порядок отношений плотских с таковым же—духовных.

По-видимому, возбранение (запрет) обрезания той же природы. Это—естественное таинство, благое и ценное, отменяется во имя несмешения с благодатным.

(См. также запись 1923.IIIJ9 на с. 348 наст. изд.У

1923.IX.24. Перед службою. (Ночь) ЄЕОІ6ФІА

В стихирах на «1осп<оди>, воззв<ах>» преп<одобный> Сергий именуется богомудрым189. Это, очевидно, есть слово, соответствующее Эсостосрод.

Очень важно, что такой термин применяется к преподобному) Сергию. Выяснить семасиологию слова &е6стофо<; и бого- мудрый в богослужебных книгах и пр.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме МЕСЯЦЕСЛОВ —:

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  2. Черты жизни и характера
  3. МЕСЯЦЕСЛОВ —
  4. VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА
  5. Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни
  6. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  7.    УЧЕБНЫЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ
  8. СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ ДИЛЕТАНТЫ И ЦЕХ УЧЕНЫХ
  9. В любых жизненных ситуациях
  10. Порядок и последовательность, система и история.