<<
>>

[НАБРОСКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ] [I]

Стихийное религиозное сознание быстро ослабевало. Злые помыслы сомнения оказывались действенными. Но на это были причины - оскудение. Косые лучи заходящего осеннего солнца целовали с болезненно-кроткой смиренной улыбкой багрянец и пурпур, трепетавшие в вечернем ветерке7.

Пушкин.

Но в одну ночь ветер снес рубиновое пламя и золотые ризы8.

Мы радовались порывам злого ветра, задорно снимавшим последние умирающие уборы. Грудью встречали налеты ветра, ликовали - было что-то нездоровое, будто буйное.

Но делалось холоднее. Сырее. Грязнее. Туманы. Слякоть... Ужасы. Дерева. Взвыл нечеловеческим голосом «великий писатель», за нетронутую цельность народа некритическую схватывался Достоевский. Чего-то не хватало9. Смирялись. Шлепали по грязи в тупом отчаянии. Неврастенически темно-фиолетовые у Чехова. Грязные калоши. Это не иронически, а серьезно10.

Взмолились: «О, Господи, молю тебя...» Тосковали, бросаясь на колени. «Как волны морские...» Плакали горькими, бессильными слезами.

Соловьев. Критицизм.

Брызнул поток драгоценных каменьев. Ярк[ие] цвет [а]. Фонтаны и т. д. Что-то прорвалось.

[И]

Что же случилось? Почему. Один из симптомов. Религиозное прорвалось в сознание. Перспективность. Делят на три разряда. Кроме реальных также образы предыдущего. 1)

символические, 2)

теургические видения, 3)

мифотворческие.

Радость совершенна. И это даже в глубокой тоске. Проходила нейтральная полоса - т. е. по-русски пол[о]са «ни Того, ни Другого» лика Христова.

Ції]

p. 138 «Старинный друг» Древне-немецкое, под А. Дюрера11.

«Разлука» - Н. В. Бугаеву. Это как бы прелюдия к книге, кот[орую] посвятить ему12. «Пир», р. 136. Г. Гольбейн13 «Душа мира», р. 57. Грядой - грядою. Как это вышло14

«Чающие» р. 225 скверно15

«Прощание» р. 70. Это копия (а не стильность)16

р. 72 «Полунощницы» жуткое17

желто-золотой (мужской) + голубо-лазурный (женский) = белый (синтез) См. «Возврат» и «Преданье» р. 154 Преданье - Адонис Золото - Христос Лазурь - София18 р. 48 «Таинство» это под влиянием Фета «С бородою...»19

р. 249 «Осень» - сравни Фета «На Днепре» (т. I, р. 320)20

Андрей Белый, родной сын Афанасия Афанасьевича Фета, по справедливости должен именоваться Андреем Афанасьевичем Белым. Соловьев Влад[имир]. Дух музыки. Теургия (мифотворчество). Повторяемость (карлики, гномы, великаны как признак жизненности)21. Истинный символизм.

Ананас - экзамен эстетический22.

IV 1.

Порывы холодного ветра пронизывали туманом 2.

Между дерев пронизали облачные отрепья - цеплялись за верхушки 3.

и ветви 4.

Поезд подымался все выше - вдоль горного ущелья.

[Внизу той же страницы]

Солнечность: Бальмонту23; Золотое руно24 (видения); Солнце25

Безвременье Закаты (p. 12)26.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 1. 1994

Еще по теме [НАБРОСКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ] [I]:

  1. (Часть шестая.> ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ
  2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ»
  3. «Великое искушение около святейшего Имени Божия
  4. [НАБРОСКИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ] [I]
  5. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  6. V. СЕМЬ ТАИНСТВ
  7. (Часть вторая) АНТРОПОДИЦЕЯ. НАБРОСКИ И МАТЕРИАЛЫ
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ
  9. Миропонимание В. В. Розанова
  10. Превентивные провокации и горькая реальность
  11. Хозяйство
  12. Глава 4. Очерк развития этнологии в России