<<
>>

Онтология праздников

«Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы; днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается» (служба Рож- д<ества> Хр<истова>, стих<ира> на хвал<итех» 1.

В большинстве песнопений повторяется это «днесь» с настоящим временем в сказуемом:

«Небо и земля днесь пророчески да возвеселятся, ангели и человецы духовно да торжествуют» (id., стих(ира) на лит<ии> 1)2, потому что «днесь видимь есть плотию, естеством невидимый, человека ради» (стих<ира> на лит<ии> 2)3, оттого- то «ликуют ангели вси на небеси и радуются человецы днесь, играет же вся тварь, рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа» (стих<ира> на лит<ии>, «и ныне»)4.

«Рождество Спасителя нашего И<исуса> Х<риста>.

Пасха, праздник тридневен» (Требн<ик>, ч. 1, стр. 329)5.

Тоже—Благовещение, Успение (стих<ира> 1 на 1осп<оди>, возв(ах) и пр.

Ноуменальность праздников

(По аналогии с евхаристией) у нас всегда и неизбежно возникает вопрос: не воскресает ли паки и паки в «светозарную ночь»6 Св<ятой> Пасхи Сам Христос Бог, подобно тому как в евхаристии он паки и паки приносится в жертву?7 Иначе, откуда тот духовный подъем, всеобщая радость и восторг, которые охватывают всех и каждого из нас в этот день? И что означает этот призыв Церкви: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася», и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще»? 8

Как понять это непрестанное утверждение, что именно «днесь», сегодня, воскресает Христос и что именно «сей», этот, настоящий день есть «нареченный и святый... един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств» (п<еснь> 8 Пасх<ального> кан<она»9, почему и приглашаются все просветиться торжеством и обнять друг друга (стих(ира) Пасхи)?10 Если Пасха только воспоминание воскресения и, следовательно), воспоминание только нами, людьми, то что означает призыв Церкви к радости всей твари?—«Небеса у бо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное» (Пасх<аль- ный) кан<он>, п<еснь> 1, тр<опарь> 2)11.

Что означает уверение, что «ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя» (п<еснь> 3, тр<опарь> I)12... (видеть воскресение в Вечности)...

Чем, наконец, объяснить тот факт, что Церковью тотчас же после Святой недели (в «Радоницу») и перед днем Пятидесятницы совершается поминовение умерших? Да, конечно, это поминовение совершается только в силу той же веры в то, что Христос действительно, вот теперь, воскрес, и поэтому молитвы за умерших теперь особенно действенны. Все богослужение Троицкой субботы построено на идее сокрушения ГЪсподом оков смерти... Недаром христиане почитают за счастье умереть в Светлый праздник. Чин погребения... «яко вси о Христе воскреснем... в надежде воскресения...»13 и пр. (Требн<ик>, ч. 1, стр. 143—144 об.).

Молитвы за умерших в это время особ<енно> действенны. (В нед<елю> Пентикостия вечера, мол<итва> 3-я—«Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати»14. В этот день особенно близок Бог: «Сам убо Владыко... в сей день тайну... показавый» (id. мол<итва> 3-я)15 и проч<ие> места службы Пятидесятницы, где подчеркивается сей день.

Евхаристия

«Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Свое- му, присно закапается, освшцаяй причащающаяся» (кан<он> ко св<ятому> прич<ащению>, п<еснь) 9, тр<опарь> I)16.

NB 1) «Присно закалается...», а «принес Себе» «единою»17. Евхаристия, как явление во времени сверхвременного. NB.

2) Приношение Отцу Своему. Но ведь это есть ересь Соти- риха, бывшая по поводу слов «Ты бо еси приносяй и приносимый и приемляй и раздаваемый...»18. Кому было приношение?—Существу Пресв<ятой> Троицы, а не Отцу.—Кем и когда был составлен сей канон? Это было бы важно знать.

У евреев молились дома (Кейлъ,—Библ<ейская> Археология). СПб., 428)19.

Во время утренней жертвы—в 3 <-м> часу (Деян. 2, 15).

В полдень—в 6<-м> часу (полдень—скверное время, и 6— число скверное) (Деян.

2, 15).

Во время вечерней жертвы—в 9-м часу (Дан. 9, 21; Деян. З, 1). л--

і Конечное крупнозернистое строение психической жизни...20

He-мир определяет мир. Не-время—время. He-пространство—пространство.

Вообще все здешнее определяется и вызывается тамошним. Так и праздниками определяются будни, а не наоборот, посему первый день седмицы—воскресение, неделя. Т. е. пустое, не занятое ничем время—пустота.

Время приносит с собою праздник.

<•••>

Г) 1) intentio и вообще 4 мом<ента> таинств* ІГ) 2) строение молитвы и заклятия. Язычество и христианство» II)

3) освящение времени, III)

4) святость времени, «тварь играет». Здесь, днесь, IV)

5) освящ<ение) пространства (вход, «премудр<ость>», каждение, благослов<ение), культ двери: переход в <1 нрзб.), V)

6) святость праздников. Предуставление мест в культах. Отмирная святость (см. о. Никандра),

ИГ) 7) природа имен,

I) 8) освящение вещества (надо еще: формула силы и действия и т. д.), рассеяние святыни, 9) святость, священность, 10)

освящение стихий 4-х (вставить на стр. 11), 11)

освящение мира: рассеяние святынь, 12)

границы Церкви, 13)

остановка времени по апокрифам, время (см. тетрадь <1 нрзб.», 14)

ступени освящения, 15)

освящение иконы именем, 16)

освящение гражданственности—передвижение, путешествие, начинание, учение, 17)

освящение власти, 1)

молитва над сановником <2 нрзб.), 2)

пострижение власов <2 нрзб.).

В четверг к Нестерову в 11 */2 ч. по стар<ому> времени.

О чуде мироточивых глав. Очищение сосуда.

Затем 1)

о колодезе, 2)

о воде <с копия), 3)

о кампане, 4)

о царском аую<; (Сим(еон) Сол<унский». День рождения мучеников. Красота святых. 13)

рассеяние святыни — освящение мира, 14)

освящ(ение) простр(анства) и времени, 15)

формулы освящения (термины). Крещение = Имя Христ<ово>, Божие (Троица) = Обрезание = имя Иеговы.

4 стихии.

Антиномия Креста (действительности, реальности)

Антиномия Имени (слова, смысла).

Таинства совершаются соединением двух антиномий, смысла и реальности.

Так мы возвратились к исходной точке <не- сколько слов нрзб.).

Антиномия—дважды антиномия антиномически сочетаемых. Я же сказал, что мы будем <4 нрзб.).

Культ—соединение смысла и реальности—происходит в силу соединения в нем деятельности) двух антиномически сопряженных: смысла—Имени и Креста—реальности, кот(орые) сами суть антиномии. Вот пока конечный итог наших размышлений.

Культ. Св<ятая> вода: быт

Для охранения полей от градобитий по углам поля закапывались бутылочки или скляночки с богоявленской водой. «И действительно, у нас градобитий никогда не бывало» (Ив<ан> Сем<енович> Ефимов21, художн<ик>, помещик Тамбовской губ.).

Добавить 1)

грех первородный и грех личный, 2)

сущность трагедии — конфликт героя с хором, 3)

роковая вина, 4)

таинство таинств, 5)

евхаристия (цитата), 6)

о гневе на Бога (чада гнева) ожесточение сердец, 7)

о сто... подробно, 8)

не личная, а родовая вина.

Поляризация благодати «Доми, в нихже положиша камение или древа святых церквей, отнюд растлешася и погибоша или николиже наследника стяжаша» (Скрижаль, гл. 21, стр. 88)22.

«Не пецытеся» 23.

Печься о ком—он пекся о родных, как старший брат. Это не мера добра, а древнее значение слова: печься = душою распаляться. NB.

Современная) религиозность

«ущербленная вера» (автор «Поморских ответов»)24,

«ущербленное православие» («История соловецких страдальцев»25).

<->

Суеверие наз(ывают) «темным», а суеверы «темные люди с омраченным сердцем» (Рим. 1, 21).

Сухой звук замерзших комьев снега, при ударе о них ногой или столкновении их друг с другом, похож на сухой звук раскаленных углей в печи, пересыпаемых или мешаемых кочергой. Там и тут—одна и та же сухая звонкость.

1) Спросил Ф. Д. Самарина: «Какое различие по нему между артосом и Св<ятым) Телом?»16

Артос—изображает Спасителя. Если Св<ятые> Дары иное, то они не изображают, а суть.

Имена. Подражание святым. Посмотреть в 1)

Большом Катехизисе27. 2)

«Сын Церковный» 28.

О табаке, картофеле.

«Книга о вере» 29. Глава о губительном пьянстве.

Золотницкий. Овощи, фрукты и ягоды (поверья народов)30.

О картофеле есть у Барония31.

«Тела» Все к феноменологии богослужения 1)

Связность таинств: все одно, и сущность одного переходит другому—при невозможности совершить его,— подобно тому, как от участка луча к другому, 2)

купель: гроб, ложесна (у Филарета, Григ<ория> Наз<иан- зина) — как евхаристия всегда соединяет с Духом), 3)

воскресение есть восстановление естества (Кавас<ила> 40)32 (поэтому целомудрие—воскресение), 4)

организм таинств—и его (различия и распределения?— инварианты—?>, 5)

письмо к Розанову о кадиле, ритме и т. д.33, 6)

запись о Похвале Бож<ией> Матери (NB богослужение есть год, а не отдельный > день), 7)

о кругах вращающихся (в моей тетр<ади», 8)

о запахах, их теплонепрозрачности. 1)

Деление таинств. 2)

Заместительные) функции таинств.

Благодать брака, которая точится (о. Ераст)34.

Благодать крещения (Ник<олай> Кавасила)35, Сер<гей>

Фед<орович> 36, убеленность.

Благодать исповеди, письма Вениамина (письмо монаха)37 и др<угое> из моих материалов.

О богослужебных кругах.

Виды демонов

Духи-

ношные, дневные,

полуденные и вечерние,

земные,

водные,

в дубравах, в трости, в стремнинах, в домех, во дворех, в банях.

(Последование молебн<ого> пения о избавлении от духов нечистых. Треб<ник>, стр. 206—207.)38

Растения

Есть лилия Благовещения, есть масличная ветвь, принесенная голубем Ною во время потопа, есть пальмовая ветвь Успения («вравие»), вайи фиников Входа Господня во Иерусалим, и тернии Спасителя.

И Крест был из трех сортов дерева.

Богородица—«крин райскаго прозябения» [«София» ]39.

Дух Святой—«огнь утешителев» (седален на утрени в Пятидесятницу и в понедельник Пятидесятницы)40.

Христианское) миропонимание

«Когда дело требует защитить христианство, все опускают голову, все коснят и удаляются прочь.— Я хотел принести сюда какую-нибудь книгу, написанную против нас каким-нибудь нечестивым эллинским философом, и другую, древнейшую оной, чтобы чрез то более подвигнуть вас и пробудить вас от такой лености. Если они бодрствовали, чтобы изобресть против нас такие вещи: то чем мы извиним себя в том, что не знает, как отразить пущенную в нас стрелу» (Св<ятой> Иоанн Златоуст, Орр.

Т. 8, р. 102, ed. Bened.)41.

(«Книгу» — вероятно, неоплатоническую, писанную сторонниками языч<еской> реакции, «древнейшую оной»—вероятно, Платона, чтобы при помощи нее отразить первую.—77. Ф.)

О христианском мировоззрении

2 Кор. 11,3 «Боюся, да... не истлеют разумы ваша от простоты, яже о Христе». NB.

Радость твари

Церковь зовет и всю тварь «веселиться и радоваться», ибо и ее «обновити... прииде Христос» (служба Рождеству Христову, стих<ира> стиховн<ы> на Слава)42, возвести и ее «к первой доброте» (канон на утр<ени> 24 дек<абря>, п<еснь) 4, тр<опарь> I)43.

Ср. «солнце играет».

Падение (демонов) идолов — кан<он> на Вознес<ение>, п<еснь> 8, тр<опарь> 2)44.

<Удивляюся и ужасаюся крайнему схождению...» (По- след<ование> Часов в навечерие Крещения, час 6, слава, глас 5)45; троп<арь> «Ко гласу вопиющаго в пустыни»46 на вел<икое> водоосв<ящение> и др.), тварь радуется и дрожит от восторга, чуя на себе всю благодатность этого снисхождения (Крещен<ие>, стих<ира> на литии на «и ныне»47 и мн<огое> др<угое».

Еще более одолевает ее этот трепет и ужас, когда она Владыку и Творца своего узрела висящим на Кресте (Вел<икий> пяток, стих<ири> на стих<овне> 48 и др.).

Как некогда в момент грехопадения Адама «солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися»49 (стих<ира> на лит<ии> в нед<елю> сырн<ую», так теперь «солнце... и луна померкше... рабом благоразумным образовахуся, иже в черныя одежды облачатся» («Непорочны» в Вел<икую> суб<боту>, похвала 107, статия II)50. Но к славе и жизни твари была смерть Владыки ГЪспода («Тварь бо... хотя спасти, изволих умрети» Іосподь. Кан<он> на повеч<ерии> Вел(икого) пятка, п<еснь> 9, тр<опарь> 3 51 и др.), ибо жертва Христова «всю тварь» очистила («Непорочны» в Вел<икую> суб<боту>, ст<атия> I, похв(ала) 40)52. Кровь его очистила всю землю: «Древле убо проклята бысть земля, Авелевою очервленившися кровию... боготочною же Твоею Кровию благословися окроплена» (Воскресный) кан<он> 1 гл<аса>, п<еснь> 7, 2-го канона тр<опарь> I)53.

Освящение твари

«Небокованныя мечи священныя ученики Священный Дух пришед соверши: землю освятиша Богу Творцу, несвященныя посекше, яко исчезнути оружием лукаваго и спастися душам нашим» (вторн<ик> Пятидесяти <ицы>, стих<ира> на «1осп<оди>, возв<ах)»)54.

«ІЬсподи, в памяти святых Твоих вся тварь празднует, небеса радуются со ангелы, и земля веселится с человеки» (Мученичен, 6 гл<ас>, в понед(ельник) на утрени)55.

Небеса—реальность (ср. Земля), и они могут радоваться («твердь»).

Настоящее

«И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий» (молитва утренняя конечная, ко Св<ятой> Богородице)56—т. е. жить ни прошлым (воспоминания), ни будущим (предприятия), а настоящим, это и есть положительность.

Еще: положительность.

Антроподицея) Отрицательное) богословие

'Нстихіа57—путь отрицательного) богословия.

Nesciendo scitur58.

"АфєХг ядуха 59-«—повторяет Плотин слова, взятые из ритуала элевсинских мистерий,—в ответ на вопрос, «как можно узреть Бога?» (Enn. V. 3, 17. Ср. I. 6, 7 и VI. 9, 10—11).

Ср<авни>: «всякое... житейское отложим попечение» 60 = Tjaoxia—покой духа.

«Эти слова о житейском нельзя понимать житейски».

Акт, а не актуализация.

Акт сущности не есть актуализация сущности.

Штейнгардт (Melet et Plot. п. 3) 5-ю книгу 2-й Эннеады назвал «liber exigui voluminis sed gravissimi argument!»61.

Критерий истинности видимой Церкви—всегда невидимый.

Крест сравнивается с древом, к<оторое> сделало воды Мер- ры из горьких сладкими, причем эти воды обычно понимаются, как вода язычества, т. е. как символ всего условного и тварного, всякой вещи и всякого дыхания (см. канон на Воздвиж(ение) Креста, п<еснь> 462, и соответствующее) толкование Никоди- ма Святогорца)63.

Хронология богослужения

Трисвятое.

«Один отрок, во время страшного землетрясения, при [имп<ераторе> ] Феодосии II и Патриархе Прокле, быв восхищен на небо, слышал ангелов, поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Когда потом и на земле воспели песнь сию, то землетрясение тотчас прекратилось. С того времени установлено повсюду петь это ангельское песнопение. К прославлению присоединено и моление: «Помилуй нас»»,— Симеон Солунский, стр. 15064.

Прот. В. Владиславлев,—Объяснение богослужения Святой Православной Церкви. Тверь, 1876, стр. 278—279, прим.

Итак: 1)

«восхищен», 2)

отрок, 3)

сила звука (ср. иерихонские трубы).

Загадки

Изумевает ум всяк 65 (87 обор.), т. е. из ума выходит ум, т. е. из себя выходит.

Христовым апостолом подобник быв 66.

(90 об.) тропарь: кровь—виссон и багряница67.

(90 об.) кондак: Вселенная приносит мучеников, как начатки68. NB.

«Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше...» (Акаф<ист> Бож<ией> Мат<ери>, конд<ак> 8)69

(ср. «превыше мя мирскаго слития сотвори») 70.

«Да молчит всякая плоть»71.

Это поется в Вел<икую> субботу; «спит жизнь, и ад трепещет. Царь веков... во гробе субботствует» 72.

Календарное время.

Трансцендентное время.

Трансцендентное: <3 нрзб.) 73

«Да молчит всякая плоть человеча...»74

Вел<икая> суб<бота>—суббота по преим^уществу), отрешение от мирского, пустая от дел .

Богородица—вход, дверь

(Для «входа».) 1)

«Радуйся двере едина, еюже Слово пройде едино, вереи и врата адова, Владычице, Рождеством твоим сокрушившая: радуйся божественный входе спасаемых, Богоневесто» (кан<он> Бож<ией> Мат<ери>, п<еснь> 3, тр<опарь> 4)75. 2)

«Радуйся лествице, от земли всех возвысившая благо- датию: радуйся мосте, воистинну преводяй всех от смерти к животу поющих тя» (кан<он> Бож<ией> Мат<ери>, п<еснь) 4, тр<опарь> 2) 76.

Богородица

Тропари воскресные с богородичными и кондаки осьми гла- сов . В гл<асах> 1, 2, 3 упоминающ <их) сошествие во ад.

«Радуйся, двере ГЪсподня непроходимая» <глас 5>7В, Акаф<ист, икос 4)79,

id., ик<ос> 8 80,

ик<ос> 1081.

Стена: Ак<афист>, ик<ос> 1282; кан<он> молебн<ый> Пр<есвятой> Богор<одице>83, кан<он> молебн<ый) Феодора Дуки Ласкаря, п<еснь) 584.

Мост и лествица.

Ак<афист>, <стихира 1>85.

Кан<он> молебн<ый> Феод<ора> 86.

Ак<афист>, п<еснь> 487.

Ик<ос> 288.

«На дверях (створах) складен обыкновенно изображалось Благовещение, как таинство, открывшее двери спасения» (г^. А. С. Уваров,— Сборник мелких трудов. Т. 1, М., 1914, стр. 72).

Символы Б<ожией) Матери: «Врата заключенна». Пророчество) Иезекииля XLIV, 2. «И рече Господь ко мне: сия врата заключенна будут».

Богородица—вход 1)

«Радуйся, божественный входе спасаемых Богоневесто» (кан<он> Пресв<ятой> Бог<ородице>, п<еснь> 3, тр<опарь> 4)89. 2)

Дверь.

4) Лествица, мосте (п<еснь> 4, тр<опарь 2» 90.

Царские двери

В древности, в некоторых местах затворяли двери (царские) после херувимской песни и при архиерейском служении (см. Симеон Солунский, Т. III, стр. 39)91.

Символы

Дверь—переход в иную жизнь—пара диада (муж<чина> и жен<щина».

Памятник Aux Morts92 на <кладбшце> P?re-Lachaise в Париже.

А. Бартоломэ93.

«Мужчина и женщина». Т. 2, стр. 658. NB 94.

Дверь покаяния

«Отверзи покаяния ми дверь, человеколюбче Иисусе» (кан<он> Иис<усу> Слад<чайшему>, п<еснь> 1, тр<опарь> 2)95.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»96

D. G. Rossetti

Poem

The blessed damozel leaned out From the gold bar of heaven; Her eyes were deeper than the depth Of waters stilled at even.

Her seemed she scarce had been a day One of God's choristers; The wonder was not yet quite gone From that still look of hers; Albeit, to them she left, her day Had counted as ten years.

It was the rampart of God's house That she was standing on;

So high, thus looking down—ward thence She scarce could see the sun.

«I wish that he were come to me For he will come», she said.

На эту же тему картина Dante Gabriel Rossetti «The blessed Damozel», воспроизведенная, между прочим, в книге Charles Н. Caffin,— How to study picture. London, 1905, p. 379. История этой поэмы и этой картины изложена в той же книге Кэффина.

Порог той жизни, золотой барьер неба

Блаженная Дева, склонившись, Оперлась на золотые перила неба. Ее глаза были глубже, чем глубины вод, Стихших перед вечерней зарей.

Едва лишь день прошел, как, погребенная, Она попала в Божий хор; Мшвление не совсем еще покинуло Тихого взгляда ее спокойных глаз. Хотя для тех, кого она оставила, День этот считался за десятки лет.

Она стоит на пороге Божьего дома, И он так высок, что, если бы она взглянула вниз, Она едва могла б увидеть солнце.

«Хочу, чтобы он ко мне пришел, И он придет»,—она сказала.

Ср. «золотой барьер» в видениях Т. А. Шауфусс97, «черная завеса» в видении Хомякова98, черная «река» (в видении Кач- мара)99, река Стикс100, после которой нет возврата, «дверь» у египтян, «двойной порог» в мистериях и пр.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме Онтология праздников:

  1. 6.2 Дескриптивная метафизика П.Ф.Стросона
  2. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  3. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  4. I. СТРАХ БОЖИЙ
  5. VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ 1918. V.3L Вознесение ІЬсподне. Ночь
  6. Органическая связь таинств
  7. Онтология праздников
  8. Празднества стихий
  9. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  10. 13.2. КЛЮЧЕВАЯ МЕТАФОРА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО МЕТОДА: «ВРЕМЯ КАРТИНЫ МИРА»
  11. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА
  12. НЕБО И КОСМОС
  13. Заключение
  14. Значение идей с. Л. Рубинштейна в эру постнеклассической психологии М. А. Щукина (Санкт-Петербург)