<<
>>

Плоть, дух, тело, душа

«Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше, очистиши наша душы и телеса от всякия скверны плоти и духа...»

(Лит<ургия> св<ятого> Иоанна Злат<оустого>, молитва верных вторая)105 «xaSapicrrjq f^aw taq \|д)Х&<; xai та стюцата аяо RCAVTOQ цоХистцоб aapxoq XAI тгуєицато^» (Euxo^oyiov, EV Pcbjaij, ст.

44).

Итак, с одной стороны, «души и телеса», а с другой— «плоть и дух». «Плоть—состояние», «дух—состояние», и скверна этого состояния может быть и на теле и на душе. Итак, душе противоположна не плоть, а тело. ДУХ

Духовное, одухотворенное тело

Духовная душа

ПЛОТЬ

Плотское тело

ТЕЛО

ДУША

Плотская душа

<С данной заметкой Флоренский соединил скрепкой следующие материалы, судя по почерку, написанные примерно в то же время:}

«И очисти ны от всякия скверны плоти и духа» (мол<итва> утрен<няя> 5-я св<ятого> Вас<илия> Вел<ико- го) 106). Ср. с 1-й мол<итвой> вечерн<ей> св<ятого> Макария Вел<икого> 107.

и тогда душу мою — ны я = душа

вот объект спасения.

Язвы. Тело

«Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми» (ак<афист> Иис<усу) Слад<чайшему). Икос 11108).

Душа, плоть, дух

«И очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа». (Молитвы на сон грядущим, мол<итва> 1-я св<ятого> Макария Велик<ого>, к Богу Отцу 109).

Итак, есть душа, и она сквернится, во-первых, скверною плоти и, во-вторых, скверною духа. И плоть и дух могут губить ее. Забота же о душе, ее очищении.

Сердце

«Святый Лествичник воззвах, рече: Поя всем сердцем моим, сиречь, телом и духом».

Все сердце = тело и дух (О поклонах.— Устав, л<ист> 429)110.

Тело. 9-я светильничная молитва

«Возсияй в сердцах наших... нетленный свет... Ты бо еси освящение и просвещение душ и телес наших, Христе Боже...»111

Христос освящение и просвещение душ.

<Христос освящение и просвещение) телес.

Освящение и просвещение тела.

Следовательно), и воссияние в сердце надо разуметь не душевно только, но и телесно—в сердце—средоточии всего организма.

Ср<авни:> «Душею и телом да освящуся...

да просвещуся, да спасуся...» (кан<он> ко св<ятому> причащению, п<еснь> 9, тр<опарь> 2)112 и многое другое в каноне этом и молитвах ко св<ятому> причащению.

1915.ХJ. Серг(иев> Пос(ад>

Тщеславие есть страсть внешности—украшение одежды в разг<оворном> смысле. Очевидно, она противополагается чистоте в эт<ом> отнош<ении>, т. е. тому, что дает миропомазание— благодати Духа Св<ятого>.

Тщеславие одежды противополагается красоте ( = утешение плетение волос»113). Блуд Тщеславие Объядение Зависть Сквернословие. Ругань. (Злоба) Ненависть. (Убийство) <1 нрзб.) Брак Миропо<ма- зание) Причащение Крещение Священство) Покаяние Елеосвящение) Пол Одежда Питание Омовение Власть Слово Лечение Чистота Скромность Воздержание Смирение Молчание. Терпимость 1915.Х.2

Когда освящаются не самые функции жизни, т. е. не сам человек, а лишь условия его жизни, то мы имеем дело не с таинствами: напр<имер>, храм... Все это подготовляет предстоящее таинство, но само не есть таинство.

Каковы категории общественной) жизни? 1)

Власть. 2)

Пища и питие (питание). 3)

Жилище—освящением храма началось освящ<ение> жилища вообще. 4)

Одежда—освящен<ием> ?из начал<ось> освящ<ение> миропомазания. 5)

Врачевание—елеосвящение. 6)

Искусство. 7)

Наука. 8)

Семья— ) ^ 9)

Деторождение- j Различаются. 10)

Воспитание.

Освящение воды для крещения не таинство.

У С. Н. Булгакова разузнать, каковы категории человеческого бытия. [(NB) Об этом справиться у идеалистов XVIII — XIX вв. Напр<имер>, у Фурье, Сен-Симона и др., у Конта. ]

1915.Х.2. Сергееву Поспаду. Ночь Священство

Сегодня И. В. Попов148 говорил мне о своих родственни- ках-священниках и сказал: «Служить для них—нож вострый. Когда кто умирал и приходилось служить сорокоуст, то они ставили на вид всем, словно делали величайшее одолжение. Я стал теперь служить в других местах».

Да, служить—нож вострый. Я сперва сказ<ал> И. В. Попову, что это от неверия. Но так ли это? Когда служишь, то нет ничего лучше. И не хочется, чтобы кончалась служба. Но, пока не служишь, за неск<олько> дней до службы, и хочется ее, и боишься, не хочется. Служба требует слишк<ом> много сил, слишком большого внутреннего усилия. И начать делать это усилие не хочется, надо принуждать себя. Это что-то вроде того, как было с Пифией, которую тащили к треножнику силой.

1915.ХЛ9. Серг(иевУ Поспаду

Таинства

+

Из размышлений над Святыми Дарами. Вот конец земной оси, северный полюс Земли. Она—как и все точки земной поверхности. Но около нее вращаются все, а сама она неподвижна. Так и Св<ятые> Дары. Как будто ничего особенного. Но около этой частицы совершает свое течение весь круг Бытия. А сама она недвижна.

1915.Х.21. Серг(иевУ Пос(аду

+

Антифонное пение—на два клироса—как-то развертывает церковную службу, словно лепестки бутона. Песнопение упруго передается от клироса к клиросу, словно волан ракетками57.

И от этого служба сама делается упругой и сильной. Сразу из механического повторения делается творческим воспроизведением, живым телом. Антифонное пе<ние> с церковною службою связано существенно. Это не возможная при-бавка, украшение, а конституитивный момент самой службы, признак характерный, православному служению присущий.

1915.ХІ.З. Ночь

<13 нрзб.)—трансцендентная преграда между двумя мирами. 1915.XI.7—8. Ночь. Серг(иевУ Пос(ад\ При лампаде и свечках

+

Наша полемика є латинством напоминает нередко японскую месть «харакири». Там, чтобы отомстить врагу, распарывают себе, у порога его, живот. Тут, чтобы досадить еретикам— отвергают то, что составляет начало жизни православия— напр<имер>, таинства, почитание Богоматери, единство Церкви, и т. д. Так именно поступает о. Иларион1А5.

1915.XI.9. Серг(иевУ Пос(ад>

+

Младенец во чреве—как в гробе, в мире ином, трансцендентном.

Тонкая стенка живота матери метафизически—бесконечно толста, ибо за нею существование совсем иного типа, чем по сю сторону чрева. Рождаясь, т. е. преходя по сю сторону этой границы, разделяющей два мира, младенец вступает из мира трансцендентного в мир имманентный, в новый мир, в мир иных законов, иных форм восприятия, иной...

Границей, разделяющей рождение со смертью утробно<го> существования, бывает крик, пер<вый> крик, до которого, казалось, совершенно невозможно жить без дыхания матери. Реб<енок) начинает задыхаться, умирать, падая в бессознательное) сост<ояние>, и вдруг вырывается крик, это он родился <6 нрзб.). Тут-то и формируется, вынашивается новая его организация, бесконечно пластичная еще, нетронутая. На этом чистом воске отпечатлевается все, что только коснется его,—имя, звезды, власть, злой или добрый взгляд, молитва или проклятие, первый подарок. Все определяет всю его будущую участь. Вот <2 нрзб.) первому <2 нрзб.) VT|nioix;—младенцев.

1915.XI. 13. Сергееву Пос(ад}

Для Антроподицеи непременно добыть Скрижаль116, где удивительные) вещи для литургики (напр<имер), наименова- ния отдельных частей в кадиле). 117

1915.XI.18. Серг(иевУ Пос(адУ. Совет +

OftN или, на славянских иконах

толкуется «Он Отец Наш».

MP толкуется.., Вот примеры нотарикона118 в нашей церковной мысли. Плохо ли это? Неверно ли? Конечно нет. Хорошо и правильно.

1915.XI.25

Темы для зачета

+ 1)

В чем—связь между учением об идеях и учением о бессмертии души в диалоге «Фэдон»? 2)

Какая связь между категориями и ориентированием в мышлении? 3)

Каковы судьбы Декартова учения о конечных субстанциях у последующих философов? 4)

«Иисус Христос... Имя-то Его было Иисус, звали Его так, а Христос после прибавлено, в воспоминание, на чем Его распяли. Крест—Христос... Он был Ангел, которому Бог велел в плоть войти...

Евангелие-то—это пустяки, а вот в «Потерянном и возвращенном рае» сказано...»

— Николаевский солдат (из Харьковской губернии), служивший 20 лет на воен<ной> службе119.

1915.XII.24—25.

Ночь. Сергеев) Пос(ад>

На 8-й день отваливается у ребенка пупок—совершенно так же, как отпадает у созревшего плода стебелек. Сначала составляет одно с ребенком, а потом увядает и отпадает. У сливы, у вишни и т. д. место прикрепления стебля и есть пупок. Следовательно), на 8-й день организм впервые дозревает до самостоятельной) жизни. Вот почему и имя дается тогда же. Интересно, у девочек не происходит ли это позже, на 10-й день; ведь имя дается девочке в древности не на 8-й, а на 10-й день.

Как заглавие «Можно ли в возгласах панихиды заменить слово живот словом жизнь./>.

Начало статьи

«С каких пор получает распространение самочинный обычай некот<орых> духов<ников> заменять на панихидах слово живот словом жизнь. Не вижу мотива иного,— кроме угождения бары- шням.

SIN

1) «Как на ладони читаю» (хиромантическое выражение, вошедшее в обиход).

481

16—2408

«Прочел как на ладони».

SIN

Богословие Метафизика Научн<ые> законы

Мистика *" Оккультич<еский> "" Научн<ый) опыт

опыт

SIN

Oppositio—оппозиция, термин астрологический.

<1916)

1916.1.2. Серг(иев} Пос<ад> О рассеянии Святых Даров

<|См. с. 310—311 наст, изд.}

1916.1.2. Серг(иев> Пос(ад>

Антроподицея

Какая разница между славянскими словами живот и жизнь? Одного ли корня они? Не означает ли живот—высшего полюса, а жизнь—низшего? Какая безвкусица заменять одно другим и, в случае правильности соображений этих, какая ошибка. Нельзя ли установить соответствия

живот—?cof|

жизнь—рю??

Проследить по переводам. Это будет экскурсом. Напечатать) отд<ельной> статьей.

1916.1.5. Сергеев} Поспаду.

После всенощной

Богоявленская вода 1

Какой смысл имеют два водосвятия богоявленских,—в навечерие и в самый день Богоявления? И почему вода первого освящения, в навечерие, особенно почитается и считается особенно важным (первое освящение)120.

Естественно было бы думать как раз наоборот—а именно, что вода, освященная в самый праздник, преимуществует пред водою, освященной в день, предваряющий праздник. Но на самом деле как раз наоборот.

Ответ на эти вопросы очень прост, если принять во внимание точное указание устава. Вода освящается в навечерие в храме для освящения храма же, домов и т. д. В праздник же освящается вода в естественных водоемах. Это значит, что первое водосвятие в Церкви обращено ad intra, предназначается для внутреннего употребления в Церкви, для самоочищения и самоосвящения Церкви же, а второе водосвятие обращено в Церкви ad extra, для внешнего употребления, для очищения и освящения природы, мира. Первая вода—для христиан, как равных; вторая вода—для всей твари и, значит, для людей, как членов мира. Отсюда понятно, что первая вода представляет высшую ступень облагодатствования, чем вторая, и, главное, по назначению своему она и должна быть употребляема в домах.

1916.1.5. Серг(иев} Поспаду.

После всенощной

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме Плоть, дух, тело, душа:

  1. VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ 1918. V.3L Вознесение ІЬсподне. Ночь
  2. Плоть, дух, тело, душа
  3. «Символ веры» 1.
  4. ПРОТИВ ДУАЛИЗМА ТЕЛА И ДУШИ, ПЛОТИ И ДУХА12
  5. XII ЕДИНСТВО УЧЕНИЯ О БОГЕ И УЧЕНИЯ О ДУШЕ ДЕКАРТА И ЛЕЙБНИЦА
  6. ГИ'ОТИВ ДУАЛИЗМА ЇЇІЛА И ДУШИ, ПЛОТИ И ДУХА WIEDER DEN DUALISMUS VON LEI В UND SEELE, ELEISCIЇ UND GELST
  7. 18. Есть ли идея переселения душ в буддизме?
  8. 28. Раннехристианская традиция о переселении душ
  9. РАССУЖДЕНИЕ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ '
  10. Лекция 11. Бессмертие и самоубийство: презрение к телу
  11. 1.3. Тело- источник душевных болезней?
  12. I.2. Фольклорная антропология: тело инородца
  13. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭВЕНКОВ О ДУШЕ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ АНИМИЗМА
  14. Глава 1 Мир Душ
  15. Покинутые души
  16. Цвета энергии души Сочетание цветов в группах душ