<<
>>

Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни

«Когда же вкушением от древа познания добра и зла—преждевременно и противно заповеди Божией — узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий «не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен».
Однако это не значит, чтобы Духа Божия вовсе не было в мире, но Его пребывание не было таким полномерным, как в Адаме или в нас, православных христианах, а проявлялось только отвне, и признаки Его пребывания в мире были известны роду человеческому. Так, например, Адаму после падения, а равно и Еве, вместе с ним, были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого. И Каину, несмотря на нечестие его и его преступление, удобопонятен был глас благодатного божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам виде Бога и день Его и возрадовался. Благодать Святого Духа, действовавшая отвне, отражалась и во всех ветхозаветных пророках и святых Израиля. У евреев потом заведены были особые пророческие училища, где учили распознавать признаки явления Божьего или ангелов и отличать действия Духа Святого от обыкновенных явлений, случающихся в природе неблагодатной земной жизни. Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим бесчисленным рабам Божиим бывали постоянные, разнообразные въяве божественные явления, гласы, откровения, оправдывавшиеся очевидными чудесными событиями. Не с такою силой, как в народе Божием, но проявление Духа Божьего действовало и в язычниках, не ведавших Бога Истинного, потому что и из их среды Бог находил избранных Себе людей. Таковы, например, были девственницы-пророчицы, сивиллы, которые обрекли свое девство хотя для Бога Неведомого, но все же для Бога, Творца вселенной, и Вседержителя, и Мироправителя, каковым Его и язычники сознавали.
Также и философы языческие, которые хотя и во тьме неведения божественного блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому этому боголюбезному ее исканию не непричастными Духу Божьему, ибо сказано: «Языки, неведующие Бога, естеством законная творят и угодная Богу соделывают». А истину так ублажает Господь, что Сам про нее Духом Святым возвещает: «Истина от земли возсия, и правда с небесе приниче».

Так вот, ваше боголюбие, и в еврейском священном, Богу любезном народе, и в язычниках, не ведающих Бога, а все-таки сохранялось ведение Божие, то есть, батюшка, ясное и разумное понимание того, как Господь Бог Дух Святый действует в человеке и как именно и по каким наружным и внутренним ощущениям можно удостовериться, что это действует ГЪсподь Бог Дух Святый, а не прелесть вражеская. Таким-то образом все это было от падения Адама до пришествия Господа нашего Иисуса Христа во плоти в мир.

Без этого, ваше боголюбие, всегда сохранявшегося в роде человеческом ощутительно о действиях Духа Святого понимания не было бы людям нипочем возможности узнать в точности—пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве Плод Семени Жены, имеющий стереїь главу змиеву» (Угодник Божий Серафим. Изд. 2-е. М., 1996. С. 101 — 102).—308. 289

Символ веры Православной Церкви // Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. С. 4.— 308. 290

Ср.: 1 Кор. 13, 12.—308. 291

Ср.: Деян. 2, 2; ср.: «якоже носиму дыханию бурну»—стихира «на хвалитех» службы в неделю Пятдесятницы//Пентикостарион, си- речь Пятдесятница (Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 252.—308. 292

В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место.—308. 293

2-й тропарь 1-й песни канона Святой Пасхи // Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1905. Л. 3 об.— 309. 294

Там же. Л. 8 об.— 309. 295

На этом месте оканчивается текст рукописи Огневой и машинописного экземпляра. В рукописи Флоренского (текст собственно лекции VII) имеется продолжение.

Номер параграфа в продолжении не проставлен, но отмечен круглой скобкой.—309. 296

Ин. 1, 46.— 309. 297

В черновых материалах к данному месту в тетради приложены следующие выписки.

Время

«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положи- вый...» (Троп<арь> индикта)82.

Положивый в Своей власти, ибо он—Творец веков, «Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый» (конд<ак> индикта)83.

Объективность времени.

Освящепность всего времени

Христиане воспевают Христа, «Спаса мира», и, «преклонь колена», поклоняются Его «непобедимой силе, вечер и утро и полудне, и на всякое время» благословляют Господа (стих<ира> на Пят- чесятн<ицу>, на «Госп<оди>, воззв<ах>»

«Священные (освященные) времена, места, вещества, предметы и явлення (процессы)

Святой свет (свеча).

Святое пламя.

Святой воздух (в местах определенных) («о благорастворении воз- духов»)84.

Святой звук (голос освященных людей, звон)».

«4 стихии. Фимиам — воздух

Скрижаль, собранная} от иерея Иоант Нафанаила. М., 1656, гл. 9, с. 35—39.

«Еще же и кадилница ту, да приносим Самому Богу огнь, яко раби, с фимиамы. Зане лспо есть от всех стихий приносити дары Оному, Иже сотвори я. В кандиле есть вода [влажное? uypov.— П. Ф.] и огнь. Се две стихии, огнь и вода. Оскудевают еще инии две стихии, земля и воздух. И якоже землю, даем хлеб и в и н о, от них же живем и мы, и, яко воздух, даем фимиамы, иже образуют воздух. Еще же даем огнь, яко палителен, зане палит, и просветителен, зане просвещает и согревает студеныя, ими же образует божественное. «Огнь бо есть Бог наш, поядаяй,— глаголет Павел,— и Бог свет есть». Глаголет бо Давид (псалом 38): «Согреяся сердце мое во мне». Кадилница убо и огнь, егда влагаем фимиам, дается от нас, яко дар благовонный Богу, и в упокоение Его, и во освящение наше. Зане,— якоже, егда погружаемся рукою (креща), еюже погружающеся, очищаемся; и миром, внегда помазуємся, освящаемся,— и фимиамом очищаем ноздри наша и дыхание.

Якоже питаемся Божественным Хлебом и Чашею, душу утверждаем и укрепляем, и зрением, имже зрим святая и красоту, и доброту божественных светов, с светом и невещественным и невидимым Божества, освящаемся и просвещаемся свято.

И сия дашася в церковь и в честь Оного, Иже дает я, яко вся от Него быша и явишася, да поем имя святое Его, еже есть виновное всякаго блага, в совершенное просвещение и освящение душ и телес наших. Фимиам убо воздух освящает, и обоняние и дыхание наше. Понеже и преподавательное благоухания и обоняния есть от Единаго Вида, Иже дает всем обоняние огнем. Сего ради образует Святаго Духа, зане и всем токмо есть, яко да даст всем богатая дарования, и помощию Святаго Духа вси приемлют от дарований Его. Сего ради архиерей, внегда благословляет кадилницу с фимиамом и дает и Богу, глаголет: «О, Христе Боже, мы раби Твои, приносим пред Тобою фимиам, егоже приим, воздаждь и низпосли к нам благодать Всесвятаго Духа»».

Итак: четыре стихии Земля—хлеб и вино. Вода—«вода» в кандиле Воздух—фимиамовый дым Огонь — 01 онь.—309.

298 В Архиве священника Павла Флоренского сохранился листок с записью. «К рец<ензии> на Голованенко.

«Первый Шеллинг (Syst d. transc. Idealismus, Wsrke, В. Ill, S. 476.— Ср.: Спенсер, Основания психологии, § 336) обратил внимание на то обстоятельство), что время и пространство собственно не две, а одна форма восприятия, только различно прилагаемая к двум мирам различных явлений»85 (Несмелое (В. И.} Наука о человеке. <Т.) 1. <3-е изд., Казань, 1906,) стр. 31).

Ср. принцип относительности».—309.

2if9 В рукописи Флоренского на этом кончается текст лекции VII. После слова «примерами» поставлено двоеточие и открыты кавычки, что свидетельствует о том, что Флоренский хотел продолжить рукопись. В папке Флоренского «Антроподицея. Наброски и материалы» есть текст под названием «О рассеянии Святых Даров», относительно которого можно предполагать, что он должен был завершить данную главу, так как по содержанию прямо связан с последним абзацем. Помешаем его в конце данной части.—310.

<Приложение 1. Православие и католицизм) 1

См.: Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божии//Последование молебных пений.

М., 1905. JT. 45 об.—46.—311. 2

Флоренский использует ирмос 9-й песни Службы Рождества Христова: «Любити убо нам, яко безбедное страхом удобес молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь»//Миниа. Месяц декемврий. Киев, 1910. Л. 291 об.—311. 3

1 Кор. 6, 12.—311. 4

1 Кор. 14, 40.—311. 5

Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога // Новый путь. 1904. № 2. С. 113.—311. 6

См. примеч. 1 к данному приложению.—312. 7

См. примеч. 31 к разделу V «Семь таинств».—312. 8

сущее разума (лат.).—312. 9

Из библиографических выписок Флоренского.

«Сочинения Ю. Ф. Самарина. Т. 6. М., 1887. Издание Д. Самарина. «Иезуиты и их отношение к России», «первое письмо о. Мартынову», стр. 92—93.

Перечислив многочисленные и тяжкие грехи иезуитского ордена, Ю. Ф. Самарин замечает: «Я готов допустить, что из этих грехов иные могли бы быть прощены и забыты (разумеется, если бы сами иезуиты в них покаялись), но один грех не простится и не забудется; он не может быть ни прощен, ни забыт, потому что в нем заключается вся сущность, весь сок иезуитизма, тайна его успехов в прошедшем и в настоящем, и, вместе, оправдание поразившего его осуждения.

В душе каждого человека таится более или менее сознательное поползновение убаюкать свою совесть, подкупить ее или спрятаться от ее докучливых обличений за каким-нибудь благовидным предлогом. Это поползновение хуже всякого прямого влечения ко злу, потому что ослабляет и стремится подрезать в самом корне всякое живое противодействие злу, начиная с внутреннего смысла для различения добра от зла. Иезуиты угадали, в покушениях человека на чуткость собственной его совести и в уклонениях его от строгих ее требований, присутствие страшной силы, способной сделаться превосходным орудием для порабощения чужой воли. Они изучили эту силу во всех ее проявлениям, овладели ею и на ней, как на незыблемой, всегда присущей психической основе, вывели стройное здание своего учения и своей организации.

Подскоблить раздельную черту между добром и злом, стушевать крайности, заморить в человеке жажду беспримесной правды и приучить его довольствоваться правдоподобием; заменить внутреннюю беседу с совестью и тяжелый процесс самообличения справками в каталогах дел греховных и безгрешных; приискать на все случаи формулы сделок для примирения нравственного закона, отталкивающего своею строгостью, с пороками, возмущающими чуткую совесть; водворить в душе человека не мир и не согласие, а своего рода унию, унию между истиною и ложью, добром и злом, Божьею правдою и человеческою неправдою—такова была задача, в своем роде великая и общечеловеческая, над разрешением которой трудился иезуитский орден.

Нельзя не прибавить, что он действительно разрешил ее и что труды его увенчались успехом, в той мере, в какой вообще дается человеку осуществление сознательной лжи. Этою задачею определяется историческое значение ордена и участие его в развитии христианского человечества»».—313. 10

См.: Паскаль Блез. Письма к провинциалу, или Письма Людовика Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике иезуитов (СПб., 1898. Письмо 5, с. 53—56). Здесь Паскаль вкладывает в уста одного из иезуитов следующие слова: «У них настолько хорошее о себе мнение, что они считают полезным и как бы необходимым для блага религии, чтобы их влияние распространилось повсюду, и они могли бы управлять всякою совестью. И так как строгие и евангельские правила пригодны для управления людьми известного рода, то они и пользуются ими в этих случаях, когда они благоприятны для них. Но так как эти же самые правила не согласуются с желаниями большинства людей, то они не применяют их по отношению к таким людям, чтобы было чем удовлетворить всех» (с. 54).—313. 11

Пьер Лему он (Lemoyne, 1602—1671)—иезуит, богослов и поэт; с ним полемизировал Паскаль в своих «Письмах к провинциалу». См.: La Devotion aisce (1652) = Pierre Le Moyne. La Devotion aisee (Nouv. ed., Paris, 1842).—313. 12

Франциск Ассизский (1182—1226)—святой Католической Церкви, учредитель францисканского нищенствующего ордена. См.: Цветочки славного мессира святого Франциска и его братьев/Пер. А. А. Клестова. СПб., 2(Ю0.—314. 13

Тереза Аеильская (1515—1582)—святая Католической Церкви, испанская монахиня.—314. 14

Игнатий Лойола (1491—1556)—святой Католической Церкви, основатель ордена иезуитов.—314. 15

Фома Кемпийский (1379—1471)—автор книги «О подражании Христу» (1441).—314. 16

Творения святого Амвросия, епископа Медиоланского, по вопросу о девстве и браке/Пер. с лат.; Под ред. проф. Л. Писарева. Казань, 1901. О девстве. Глава 17, § 109. С. 154.—.Ш. 17

Ср.: «Старцу Исаии иноку, безмолвствовавшему в Никифоровс- кой Пустыни, преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из «Подражания». Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: «О! Это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! Тут все—придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Аскетические опыты. Изд. 2-е. СПб., 1886.

С. 254—255. См. также: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 1. М., 2001. С. 238).— 18

Из библиографических выписок Флоренского.

«Петр Рысс,— По Италии (Русск<ая> мысль, 1911, V, VI...).

Июнь, VI. Отд. II, стр. 1 сл. «Рим». Чрезвычайно яркая характеристика современного римлянина, который на самом деле semper idem все тот же языческий, чувственный, наивно-эгоистический и насквозь недуховный римлянин. Ни цивилизация, ни христианство к нему не пристали. Очень хорошо. Специально в религии стр. 2—3 <:) «Восемнадцать веков пыталось здесь христианство одухотворить красоту, обессмертить ее моральной сущностью—и потерпело поражение: понятие о добре есть только производное от «красоты». И Нерон до сих пор сильнее апостола Петра.

Что такое религия? Это—«вещь», и иногда очень красивая, когда прекрасна церковь, когда поют «voci blanche»86, когда гудит орган, когда на улице идет дождь, а в церкви так тепло. А что гнусавит священник на непонятной латыни—так это какая-то сущность, до которой очень мало дела. Религия—дело монахов и священников, которые кормятся от нее, это их «metier»87. Церковь—театр, где даются религиозные представления. В театре дозволяется все: громко беседовать, когда пьеса неинтересна, развалиться в кресле, плевать на пол (по крайней мере, в Италии). И римлянин, так редко забегающий в церковь, главным образом «посмотреть»,—чувствует себя здесь, как в той остерии, где по вечерам пьет фраскатанское вино. Смотрит на статую, делится впечатлениями с соседом или дремлет и в храме сплевывает на юбку близ стоящей старухи. Заботящееся о благоприличии храмов духовенство, зная пасомых ими римлян, умоляет тех «не плевать на пол из уважения к храму Господню». Эту надпись вы увидите в каждой церкви Вечного Города, как и пол всякой церкви, заплеванный, подобно русскому полицейскому участку. Плюнуть, ведь, надо, это «натурально», глотать слюну вредно, пачкать платок—смешно, при чем же тут храм Господень?» И т. д. NB.

«Так интимнейшие чувства заменяются простой, ни к чему не обязывающей формальностью. Нет таинств, а имеются факты. Факт— смерть, факт—рождение, факт—жизнь. Последняя проходит, как совокупность фактов: тогда-то родился, тогда-то увидел Джанетту, тогда-то получил удар ножом за Франческу, тогда-то судился за оскорбление достоинства карабинера. Маленькие, крупные,— но факты, факты и факты, приятные и неприятные, красивые и безобразные. И на созиданис фактов уходит вся их жизнь, пока не наступает смерть, печальный факт, кладущий конец песням в темную ночь, питию вина и обольщению полногрудых красавиц из затибрской части города. И речи приятелей у могилы подводят итоги всей этой жизни мелких фактов, иногда не противоречивших даже уголовному кодексу. Тут насадить религию духа невозможно...» И т. д. и т. д. NB».—314. 19

Рене-Франсуа Гетте (Guettee, в православии Владимир, 1816— 1892)—католический, впоследствии православный священник; пришел к убеждению, что все тексты, цитируемые в пользу папской власти, извращены. Через посредство С. Сушкова и прот. И. Васильева в 1862 г. перешел в православие с сохранением сана священника. В 1875 г. принял русское подданство. В МДА получил степень доктора богословия. Вел полемику с католическими богословами.— 314. 20

Этот вопрос был особо обследован Флоренским в работе «Около Хомякова».

«Или вот еще пример преувеличенной полемики Хомякова с Западом: в лишении мирян Святой Чаши Хомяков видит узурпацию и гордость латинской иерархии. Между тем эта особенность романизма может объясняться иными, более глубокими, причинами, но с гораздо меньшим осуждением Запада, а именно, например, слишком большою (исторически засвидетельствованною) связью Римской Церкви с ветхозаветным культом и ветхозаветным строем мышления.

Отразившаяся и во многом другом, эта связь, чисто исторически, без каких-либо злостных намерений, могла исказить и евхаристийный обряд. Обратим внимание, что никто из духовенства, даже сам Папа, если бы он причащался не как служащий, а, например, на смертном одре, не вкушает Святой Крови совершенно так же, как и любой мирянин. Мало того. При служении нескольких священников испивает Святую Чашу один только старший. Следовательно, Святою Кровию вообще не причащаются у латинян, т. е. она не рассматривается здесь как привилегия духовенства,— вопреки Хомякову,—а имеет какое-то особое значение.

Какое же именно? Припомним, что св. евхаристия свой прообраз имеет в ветхозаветной «жертве хваления». Из разных видов жертв эта именно наиболее подходит к евхаристии и по значению своему, и по литургической обрядности. В литургии же св. Иоанна Златоустого св. евхаристия прямо называется «жертвою хваления—Эиспа awковах;» (в молитве по поставлении даров, так называемой молитве проскомидии). Жертва хваления— О^^Л-ГПТЛ П2}в зева тодат гашламим, или просто ГП1ГП —зева гаттода—была в ветхозаветном культе одним из трех подвидов «жертвы мирной»— ОЧр^рС? ГЇ21 —зева ше- ламим.—И вот, думается, католицизм проводит аналогию евхаристии кровавой и «мирной жертвы» во всех деталях более последовательно, чем это заповедано Христом, принесшим на Тайной Вечери «жертву мирную» же, но бескровную.

А так как в кровавой «жертве мирной» вкушали только мясо жертвенного животного, кровь же, «в которой жизнь», т. е. самая жертва, приносилась Богу и изливалась в рога жертвенника, то поэтому и католицизм допускает св. причастие, как причастие, и притом решительно всех членов Церкви, от Папы и до последнего мирянина, только под одним видом, под видом Тела, Кровию же, собственно, никто не причащается. Но так как надо же ее куда-нибудь деть, то она потребляется вроде того, как у нас потребляются Святые Дары после литургии, с тою, однако, разницею, что это потребление, равно как и потребление оставшегося Святого Тела, совершается на Западе во время самой литургии, непосредственно после причащения, и притом старшим из служащих, а у нас потребление оставшихся Св. Даров совершается во время окончания литургии, и притом младшим из служащих, обыкновенно диаконом; но это—различие устава, не существа таинства. В обоих случаях уста и внутренности священнослужителя, потребляющего Св. Тайны, уподобляются, по своему литургическому значению, рогам ветхозаветного жертвенника. Думается, таков именно смысл, по крайней мере первоначальный, пресловутого лишения мирян Св. Чаши. Повторяю, я хочу сказать, что у латинян не миряне только, но и решительно все верующие, возглавляемые Папой, лишены Св. Чаши. Вероятно, это еще хуже, чем лишить Св. Чаши одних мирян; но это делается вовсе не злостно» (<Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 307—309).—315.

" Имеются в виду католические симпатии В. С. Соловьева. 19 февраля 1896 г. Соловьев перед литургией прочитал Тридентский символ веры и причастился у католического свящ. Николая Толстого.—315.

22 Из библиографических выписок Флоренского.

«Обоготворение Папы

В католическом приходском листке Semaine religieuse, издаваемом Perigueux, говорится в одной статье, «О плачущем Папе», следующее: «Для нас Папа является таинством, т. е. снова воплотившимся Иисусом, который живет в сердцах своей Церкви, чтобы охранять и направлять ее». «Я с тобою, Петр, до скончания мира». Это слово Иисуса. Бели оно также определенно, то почему не должно быть присуще ему такое же действие, какое производит, напр<имер>, формула евхаристического освящения: «сие есть тело Мое»? Поэтому если Папа плачет, то его слезы—слезы Самого Спасителя.

Подобным же образом проповедовал епископ Mermillod о троекратном воплощении Христа: 1) во чреве Девы Марии, 2) в таинстве св. причащения, 3) в Папе. George Tyrell сообщает в «Medievalism^», стр. 211, в трактате «De la devotion du Раре», опубликованном в 1904 г. французским священником Arsene-Pierre Millet. В этом трактате слова 30-го стиха 12-й главы Марка: «Ты должен любить Его всем сердцем твоим» и т. д.— применяются к Папе. Трактат заканчивается словами другого подобного сочинения: «Все почитание, к которому может побуждать нас свет нашей веры по отношению к Иисусу, как Священнику, Пастырю и Отцу, завершается в действительности в почитании Папы. Если почитаются ангелы, то Папа есть видимый ангел всей Церкви. Если почитаются святые, то Папа является на земле источником святости. Если желают почитать Священное Писание, то Папа является и говорящею Библиею. Если нашею обязанностью является почитать таинства, то не есть ли Папа таинство Иисуса, ибо он является Его наместником». Печатание этого трактата одобрил архиепископ ТУрский, и Папа Пий X объявил автору чрез кардинала статс- секретаря, что книжка проникнута духом того понимания и благочестия, которое характеризует истинного католика и образцового священника.

(«Церковная Правда», год I, № 10, Четверг, 15(2) мая 1913 г., стр. 286)».

«Значение нищенствующих монахов для папского господства прекрасно видно на деле францисканца Иоанна Саррацина, уличенного Парижским университетом в 1429 г. в том, что он открыто учил, что вся церковная юрисдикция исходит исключительно от Папы. Он был вынужден признать, что эта юрисдикция была дана Богом в различной степени духовной иерархии и что авторитет Соборов исходил не от Папы, а от Св. Духа и Церкви» (d'Argentre,—Coll. Judic. de nov. Error., I, II, 227). Стр. 175, прим. 3. Іенри-Чарльс Ли. История инквизиции в Средние века / Пер. с французского А. В. Башкирова под ред. С. Г. Лозинского. Том первый. Изд. «Брокгауз—Ефрон». СПб., 1911. «Нищенствующие монахи».—315.

23 Из библиографических выписок Флоренского.

«Соборы в Нарбоне и Безье в 1244 и 1246 гг., а также Собор в Таррагоне в 1242 г. упоминают о бичевании как о наказании, принадлежащем к разряду легких, налагаемых на добровольно обращающихся и кающихся в течение срока милосердия. Но все же наказание это было далеко не легкое. Кающийся, обнаженный, насколько позволяла благопристойность и температура, всякое воскресение во время обедни, между Апостолом и Евангелием, подходил к священнику с розгой в руке, и священник наносил ему частые удары на глазах у всех верных. Поразительная интермедия среди божественной литургии! В первое воскресение каждого месяца кающийся должен был после обедни обходить все дома, где он видел еретиков, и получать там такие же удары розгой; он должен был в том же одеянии, т. е. полуголый, сопровождать все торжественные процессии и получать удары при каждой остановке и по окончании... Епитимия часто длилась до смерти несчастного...» (Id. В библиографических материалах Флоренского сохранились две записки с указанием следующих книг:

«Дневник католической монахини (в Англии—30 изданий). Ц. 1 р. 50 с перес<ылкой>. Книгоиздательство «Энергия», СПб., Рузовская, 19, кв. 62, отд. 16».

«Бывш<ий> ксёндз Шиники. Католическая исповедь и женщина. СПб., 1900. 2-е изд<ание> на рус<ском> яз<ыке>. Издана и переведена на рус<ский> язык извест<ным) русск<им> деят<елем> в Привисленс- ком крае К. О. де Скроховским (псевдоним Непогрешимый) (см.: «Мис<сионерское> об<озрение>». 1911. №11. Ноябрь, стр. 523). Тут же изложение этой книги». См. также: Свящ. Шиники. Почему я отпал от Римской Церкви/Пер. К. О. де Скроховского (Непогрешимого). СПб., 1899. 31 с. Особое прилож. к № 23 «Русский труд»».—315. 25

Руководитель совести (лат.).—315. 26

Ср.: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе Иисусе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4, 15).—316.

2f подобно трупу (лат.).—316. 28

Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872—1916) был близок святой царской семье Николая II. По слухам, обвинялся в эротико- гипнотическом воздействии на женщин. Насколько справедливы эти слухи или они были сознательно распространяемой ложью для очернения царской семьи, до конца не выяснено.—316. 29

Речь идет о Мариане Моравском (1846—1901)—ксёндзе, иезуите, проф. теологии и философии Ягеллонского ун-та в Кракове, авторе книги «Wieczory nad Lemancm» (1896), которая в Польше многократно переиздавалась. Книга была переведена на немецкий язык, и этот перевод тоже переиздавался: Marian Мог aw ski. Abende am Genfer See. 2 Aufl. Freiburg in Breisgau, 1906. Существует несколько русских переводов: Вечера над Леманом/Пер. Б. Іорд. Лейпциг; Краков, 1899; Религи- озно-философские вечера. 2-е изд. М.: Издание «Религиозно-философской библиотеки», 1913. Последнее издание не включает Вечеров VI и VII: «Католицизм и иноверчество» и «Католическая Церковь и народные Церкви». Флоренский в разделе «К заключению VI вечера» продолжил беседу Вечера VI, а в разделе «Католицизм» продолжил беседу Вечера VII. Вечера VIII у Моравского не было, его хотел написать Флоренский. Собеседники Семенов, мисс Вильсон, ксёндз Іайнберг, Ле- руа у Моравского есть, а Возражатель католик, Другой, Православный, католик иезуит, католик, Друг православия введены Флоренским.—316. 30

См. примеч. 15 к данному приложению.—319. 31

См. примеч. 13 к данному приложению.—319. 32

Екатерина Сиенская (1347—1380)—святая Католической Церкви.— 319. 33

Жанна д'Арк (ок. 1410—1431)—святая Католической Церкви.—

319. 34

См. примеч. 12 к данному приложению.—319. 35

См. примеч. 14 к данному приложению.—319. 36

Имеется в виду: Епископ Феофан [Говоров]. Путь ко спасению. М., 1899. «Главное дело у нас—действительная жизнь в духе Христовом» (Указ. соч. С. V).—319. 37

В библиографических материалах Флоренского сохранилась следующая запись.

Тариф на индульгенции

Julien de Saint Achel, Paris, 1820 = Aicbv (Афинск<ий> журн<ал>, 1857. N 1525, 1526, 1530). (Tocplcpa TCOV стиухюрохартісоу.) В сокращении помещено в «Собр<ании> писем свят<ителя> Феофана». Вып. 5-й. М., 1899, стр. 62 сл. Письмо 791. [С пропусками неприличного.] Вообще см. это письмо: «Папство—легкое со струпами или загноенное». <Там же, с. 63).—319.

8 О видах любви Флоренский пишет в письме 11 «Дружба» своей книги «Столп и утверждение Истины» (М., 1914, с. 396 и далее).— 319. 39

Архим. Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... М., 1903; М., 2002. С. 360.—319. 40

См. примеч. 19 к данному приложению.—319. 41

Адам Зерникав (Zernikaw- Черниговский, 1652—1692) — прозелит Православной Церкви из лютеран. Под влиянием книги иеромонаха Митрофана (Кристопула) «Исповедание Восточной Кафолической Апостольской Церкви» усомнился в лютеранстве. Переехал в Россию, перешел в Православие; позже принял монашество. Поселился в Чернигове и стал звать себя Зерникавом. Написал трактат «De processione Spiritus Sancti a solo Patre» (ок. 1682), где защищал православное учение об исхождении Св. Духа только от Отца. См.: [Автобиографическая записка]//Труды Киевской Духовной Академии, 1860, кн. 3; Православно- богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца/Почаев, 1902; Серов Б. Адам Зерникав//Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 285.—320. 42

И. И. Овербек (Overbeck, ?—1905) — немецкий богослов, живший в Англии, сторонник Православия. Написал книги: Православная Католическая Церковь. Протест против папства и приглашение к основанию католических национальных Церквей (1868); Бесспорные преимущества Православной Церкви пред всеми другими (1882) и др. Эти книги были переведены и опубликованы в журналах «Христианское чтение» и «Чтения общества любителей духовного просвещения». В 1869 г. представил в Св. Синод Российской Церкви проект «Православной литургии западного обряда», первоначально предназначенной для новообразовавшейся общины православных в Англии. Это должно было послужить первым шагом к образованию «национальных православных Церквей Запада», отличных от Восточной Церкви лишь обрядами при полном тождестве догматики. Проект успеха не имел.

Среди библиографических материалов Флоренского есть записка, где указаны книги: Свет с Востока. Взгляд на католическое православие сравнительно с папством и протестантством. Сочин<ение> д-ра богословия) и философии, проф. И. И. Овербека. Пер. с нем. братчиками Елеонским и Демьяновичем. Изд. Виленск<ого> Православного Свято- Духовского Братства. Вильна, 1867. [По катал<огу> Библиотеки) Московской > Дух(овной) Ак<адемии>. Cab. 712]; Положение, назначенное Православной России Божественным Провидением. Овербек. Пер. с нем. Влад. Ладинский. Лейпциг, 1870. Каспрович. [Cab. 716].— 320. 43

Фамилия полностью не прочтена из-за неразборчивого почерка.— 320. 44

Имеются в виду митрополит Московский Макарий (Булгаков, 1816—1822), автор «Православно-догматического богословия» (Т. 1—5. М., 1849—1853), «Введения в православное богословие» (М., 1847), и святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (Дроздов, 1783—1867), автор «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви» (с 1820 г.—более 80 изданий). Труды принадлежат к так называемому школьному или «схоласти- ческому» богословию. Это направление особенно резко критиковалось в русской богословской науке в 1-й половине XX в. Так, Н. Піубоко- вский о труде митрополита Макария писал: «Автор тяготеет к прошлому, живет его традициями и руководится прежними методами... Отсюда все построение неизбежно приобретает характер априорной сухости и книжной безжизненности, а научное раскрытие оказывается прямо схоластическим» (Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 440). Флоренский подвергнул критике схоластическое богословие в работе «Догматизм и догматика» (1906): «Ну, а «Сильвестр», два «Филарета», да «Макарий»?—скажут мне.— Чего же еще надобно референту? Али он ищет новых догматов? <...> Наша догматическая система представляется скучной, настолько скучной, что с нею даже не находят времени полемизировать <...> она существует не для жизни, не для людей, а заготовляется впрок, но для кого — неизвестно <...> Догматика сменилась догматизмом,— вот в чем разгадка нашей холодности к ее прекрасным, но для нас безжизненным формам» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1996. С. 558, 561).

Время подтвердило обоснованность критики схоластического богословия как направления, но конкретные труды ученых богословов, в том числе и перечисленные выше, несомненно, являются значительным вкладом в богословскую науку.—321. 45

Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 5—8.—324. 46

Свято-Смоленско-Зосимова мужская пустынь—монастырь во Владимирской губернии, расположенный в 3 верстах от станции Арсаки Московско-Ярославской железной дороги и в 25 верстах от Сергиева Посада. Находилась в ведении Троице-Сергиевой Лавры. В 1900-е годы в Зосимовой пустыни было около 60 насельников. Члены новоселовс- кого кружка духовно окормлялись старцами Зосимовой пустыни: схи- игуменом Гурманом и иеросхимонахом Алексием. Н. А. Бердяев вспоминал: «Вокруг Новоселова собирались люди истово православные, связанные с монастырями и пустынями, со старцами. Многие подчиняли себя духовному руководству старцев, ездили в Зосимову пустынь, которая приобрела центральное духовное значение и заменила Оптину пустынь» (Бердяев И. А. Самопознание. М., 1990. С. 173). У тех же старцев окормлялась великая княгиня Елизавета Феодоровна. 6 мая 1923 г. Зосимова пустынь была закрыта, в 1992 г. возобновлена. См.: Иеромонах Серафим (Чичагов). Зосимова пустынь во имя Смоленской Божией Матери Владимирской губ. Александровского уезда. Летописный очерк. М., 1899; 2-е изд. М., 1901; 3-е изд. М., 1913; митрополит Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя. Ч. II. М.; СПб., 1993; Новоселов М. А. В тихой пристани (Посвящается братии Зосимовой пустыни). 2-е изд. Сергиев Посад, 1911; Фудель С. И. Воспоминания//Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. Воспоминания... М., 2001. С. 14—15; Игумен Андроник (Трубачев). Священник Павел Флоренский—профессор МДА и редактор «Богословского вестника»//Богословские труды. Сб. 28. М., 1987. С. 309; Старец Алексий и Зосимова пустынь //К Свету. Б. г. № 14; Свято-Смоленско-Зосимова пустынь: История и возрождение. М., 1994.— 324. 47

Схиигумен Герман (20.3.1844—17.1.1923) в юности учился живописи у художника И. И. Иванова, а став монахом, писал иконы. В 1868 г. вступил в число братии Іефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. В 1877 г. пострижен в монахи. С 1880 г.—иеродиакон, с 1885 г.—иеромонах. С 26 сентября 1897 г.—настоятель Зосимовой пустыни Троице-Сергиевой Лавры. Умер и похоронен в Зосимовой пустыни перед самым ее закрытием большевиками (6 мая 1923 г.).—324. 48

Со старцем Іефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры иеромонахом Исидором Флоренский познакомился в 1904 г. Первую характеристику о. Исидора встречаем в письме Флоренского к матери от 8 ноября 1904 г.: «Ходил навестить своего старца Исидора. Пошел к нему с недоумением, а вернулся легко и радостно,—с силами. Он — совсем простой, из бывших крепостных графа Толстого (не писателя), но понимает многое гораздо лучше ученых богословов, так что мысли, самі іе дорогие мне, с радостью выслушиваешь от него,— мысли, которые многие не понимают. ...Отец Исидор весь белый, ласковый и радостный—будто светится... Меня особенно восхищали его детскости. Например, писал Александру III карандашом большое послание о том, что Церковь Единая и Святая, что нам больно видеть, как нашу Мать делят из-за «канцелярщины», из-за одной буквы,—это о том, что мы, православные,—кафолики, а сторонники Западной Церкви—католики...» Старец Исидор скончался 4 февраля 1908 г. и во все время учебы Флоренского в МДА наставлял его в жизни. Значение старца Исидора в жизни Флоренского столь велико, что позднейшие исследователи отмечали: «Сочетание руководств двух старцев, ученого богослова святителя (епископа Антония) и простеца иеромонаха (Аввы Исидора), дало для творчества П. А. Флоренского тот характерный духовный аромат, по которому легко узнаются строки его книг. В жизненном пути эти два духовника составили для него ту единственную благодатную почву, вне которой он, при исключительных дарованиях, мог не устоять. ...С кончиной отца Исидора безвозвратно ушла полоса духовного вскармливания П. А. Флоренского {Игумен Андроник (Трубачев). Павел Флоренский—студент Московской Духовной Академии (рукопись)). Флоренский написал о старце Исидоре книгу: Соль земли, то есть Сказание о жизни Іефсиманского скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским (Сергиев Посад, 1909).—324. 49

Общество Иисуса (Societas Jesu)—иезуиты, было основано Игнатием Лойолой в середине XVI в. для борьбы католицизма против реформации.—326.

56 См. примеч. 14 к данному приложению.—326.

51 Жан-Пьер Гюри (Gury, 1801 —1866)—французский иезуит; ему принадлежит учебник, введенный в католических семинариях и выдержавший множество изданий: Compendium theologiae moralis (1850).

Альфонс-Мария де Лигу ори (.Liguori, 1696—1787)—епископ, основатель ордена редемптористов; канонизирован Католической Церковью в 1871 г. По всей видимости, Флоренский имеет в виду его книгу, которая многократно переиздавалась: Theologia moralis (Napoli, \155).—326.

Герман Бузенбаум {Busenbaum, 1600—1663) — немецкий богослов, иезуит; автор сочинения «Medulla theologiae moralis» (Мюнстер, 1645), выдержавшего множество изданий. Содержало сомнительные нравственные правила, например разрешало цареубийство. После покушения Дамиена, который руководствовался указаниями книги, на Людовика XV в 1757 г. книга была запрещена.

Гавриил Васкез (Vasquez„ 1551 —1604) — испанский богослов и философ, иезуит.

Марсилий Васкез (Vasquez, tl611) — испанский богослов и философ, цистерцианский монах.

Франциск Суарез (Suarez, 1548—1617)—испанский богослов и философ.

Антонио Эскобар-и-Мендоза (Escobar у Mendoza, 1589—1669) — испанский богослов, иезуит. Он первый высказал и развил мысль, что чистота намерений оправдывает аморальные и противозаконные дейст- вия. Против него выступил Паскаль в своих «Письмах к провинциалу». Его высмеивали Мольер, Буало, Лафонтен. Из его имени было образовано слово escobarderie, обозначающее лицемерие, посредством которого человек разрешает трудные вопросы морали с выгодой для себя.

Фома Санчес (Sanchez, 1550—1610)—испанский богослов, иезуит. Главное его сочинение «Disputationes de sancto matrimonii sacramento» (І?нуя, 1599)—руководство для духовников, в котором самые интимные стороны супружеских отношений рассмотрены с грубой откровенностью, переходящей в непристойность.—326. 53

См. примеч. 10 к данному приложению.—326. 54

См. примеч. 11 к данному приложению.—326. 55

См. примеч. 9 к данному приложению.—326.

<Приложение 2. Праздники. Освящение реальносте.

Символика богослужения)

Миниа. Месяц декемврий. Киев, 1910. Л. 292 об.—327. 2

Там же. Л. 284 об.—327. 3

Там же.—327. 4

Там же. Л. 285.— 327. 5

Цитата (?) и отсылка Флоренского не совсем ясны. Вероятно, имеется в виду месяцеслов какого-то Требника. В современном Требнике соответственное место в месяцеслове читается так: «Месяц декемврий 25. Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа <...) Праздник тридневный и разрешение на вся, подобие и два- надесятодневное разрешение на вся, и упражднение междочасий» // Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 253.—328. 6

Пентикостарион, сиречь Пятдесятница (Триодь Цветная]. М., 1915. Л. 7. Канон Пасхи. Песнь 7, тропарь 3.—328. 7

Вопрос Флоренского не означает, конечно, того, что он сомневается в единократности крестной смерти и воскресения Христа. Флоренский ставит вопрос о «духовной иерархии» праздников и будней, о том, являются ли все дни года равными и однородными по благодати в своей изначальной онтологичности, ноуменальности (а не в силу большей или меньшей степени нравственного усвоения благодати человеком), или праздники и будни разноблагодатны, а праздников праздник—Пасха—являет преизобилующую «благодать на благодать» (Ин. 1,16)? Флоренский подводит нас ходом своей мысли ко второму ответу. Флоренский обосновывает свою мысль (здесь и в других местах) богослужебными текстами как истинным церковным свидетельством незримого чувственными очами. Но еще большим доказательством мысли Флоренского служат так называемые периодические чудеса: схождение Благодатного огня на гроб Господень в Великую субботу, освящение вод, сопровождаемое их движением в полночь праздника Крещения Господня, гроза и дождь в день памяти пророка Илии и т. д. Знаменательно, что все эти явления происходят по так называемому старому стилю, т. е. согласно церковному месяцеслову. Таким образом, Флоренский ставит вопрос о мистичности времени, его духовных основах и путях усвоения благодати праздников. То же должно сказать и о святых местах.—328. 8

Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1915. Л. 3 об. Канон Пасхи. Песнь 1, тропарь 1.—328. 9

Там же. Л. 7. Песнь 8, ирмос.—328. 10

Там же. Л. 9 об. Стихира на Слава, и ныне.—328. 11

Там же. Л. 3 об.—328. 12

Там же.—328. 13

Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 154 об., 158 об. Флоренский соединяет различные тексты из чина погребения священников.— 328. 14

Пентикостарион, сиречь Пятдесятница [Триодь Цветная]. М., 1915. Л. 259 об.—328. 15

Там же.— 328. 16

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 262 об.— 329. 17

Евр. 7, 21.—329. 18

Из священнической молитвы «Никто же достоин...» во время Херувимской песни на литургии // Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 127. См. о Константинопольском Соборе 1156 г. против ереси Соти- риха: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 177—181.—329. 19

Данное издание не выявлено. Ср. из библиографических материалов Флоренского.

«К. Ф. Кейль. Руководство к библейской археологии. Переведено с немецкого студентами Киевской Духовной Академии под редакцией доцента библейской археологии Акима Олесницкого. Ч. 1. Богослужебные отношения израильтян. Киев, 1871, стр. 453—454, пр<имеч.) 3 к § 76.

«...Все праздники в законе обозначаются только двумя терминами: mo'adum и chagim. Первым словом обозначаются все вообще праздники (лев. Z3, 2, 4; ЗУ, 44; Чис. 28, 2; 29, 39), а словом chagim только три праздйика: опресноков, седмиц и кущей... Слово mo'ed от j'ad—устано- влять, когда оно употребляется для обозначения времени, означает известное время, определенное законом для каких-нибудь целей органической жизни, когда говорится о времени, потребном для известных отправлений жизни людей и животных (напр(имер), Иер. 8, 7), или для целей религиозных, когда говорится о времени, назначенном Иеговою для торжественного поклонения. Времена последнего рода называются поэтому mo'adej <1 нрзб.), Лев. 23, 2,4; 37,44; сюда принадлежат: суббота, новомесяцы, пасха, день очищения и три больших годовых праздника, как времена, которые назначены Самим Богом для того, чтобы в них народ приносил ему жертвы, так что в книге «Числа» 28, 1 и 29, 39 сопоставляется наряду с этими временами даже время, назначенное для ежедневного, утреннего и вечернего, жертвоприношения. Имя chag от chagap—вертеться, танцевать, означает радостные праздники, веселые, торжественные дни, в которые Израиль, наслаждаясь земными дарами божественной благости, должен был веселиться и радоваться пред лицом Иеговы (Втор. 16, 11, 14)...»» — 329.

io На этой отдельной странице выписки из «Толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля», относящиеся к словам «праздный», «праздновать», «празднование», «празднователь», «празд- нественный» и другим однокоренным.— 329. 21

Иван Семенович Ефимов (1878—1959)—скульптор. Флоренский познакомился с ним осенью 1921 г., когда начал преподавать во ВХУТЕМАСе. Жена И. С. Ефимова, Н. Я. Симонович-Ефимова, много рисовала Флоренского и записывала их совместные беседы. См.: Ефимов И. С. Об искусстве. М., Х911.— 331. 22

Скрижаль. М., 1656. С. 88.—331. 23

Мф. 6, 25; Лк. 12, 22.— 331. 24

«Поморские ответы»—рукописная книга, в подлиннике называемая «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита». Это совместный труд иноков старообрядческого Выговского общежительст- ва, выполненный с конца 1722 по июнь 1723 г. Первое нелегальное издание вышло в 1887 г. В 1911 —1913 гг. «Поморские ответы» были изданы в трех типографиях: в Москве, в тип. ІЬрбунова и тип. Рябу- шинского, и в Уральске, в тип. Симакова.—331. 25

«История о отцех и страдалъцех соловецких, иже за благочестие и святыя древыецерковныя законы и предания великодушно пострадаша в лето 7184» — книга Симеона Денисова, описывающая осаду царскими войсками в 1676 г. Соловецкого монастыря, не принявшего новопечатные книги. Книга выдержала множество нелегальных изданий. Флоренский пользовался книгой, изданной в Москве в 1913 г.—331. 26

Федор Дмитриевич Самарин (1858—1916) — общественный, государственный и церковный деятель славянофильского направления. Один из руководителей Кружка ищущих христианского просвещения, к которому принадлежал Флоренский. См.: Феодору Дмитриевичу Самарину (f23 октября 1916 г.) от друзей. Сергиев Посад, 1917; Свящ. Александр Дубинин. Самарин Федор Дмитриевич // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. С. 458—459.

Ср.: «После того беседы наши происходили устно. Очень жаль, что не было своевременно записано содержание разговоров того времени, наиболее горячих и существенных, касавшихся по преимуществу вопросов догматических и канонических.—Зимою 1913 г. Феодор Дмитриевич был избран в почетные члены Московской Духовной Академии,— как гласит официальная формулировка, «во внимание к деятельности на пользу Св. Церкви как путем литературным, так и прямым участием в работах Предсоборного Присутствия». В апреле того же года, лишь только дозволили погода и здоровье, Феодор Дмитриевич приехал в Посад, лично благодарить Преосвященного Феодора, Ректора Московской Духовной Академии, и сделать визиты членам корпорации.— Меня он не застал дома, оставил карточки и, на всякий случай, поручил сказать мне о приезде. Помнится, это было в Фомино воскресенье, т. е., следовательно, 21 апреля. Возвращаясь домой из церкви, я узнал от извозчика, возившего его ко мне, о нахождении его в новой Лаврской гостинице и направился туда. С первых же слов свидания завязался живой разговор о таинствах,— продолжение беседы, начатой когда-то в Москве. Поясняя свою мысль, я сослался на св. артос. Тут Феодор Дмитриевич с благоговением берет со стола сверток: «Вот, как раз сегодня я получил от Преосвященного Феодора артос, но, к стыду своему, не знаю, что это такое». Думаю, его «не знаю» надо понимать не в литургическом, а в догматическом и метафизическом смысле.— Мы продолжали обсуждать разные литургическо-метафизические вопросы, Феодор Дмитриевич видимо увлекался» (Свящ. Павел Флоренский. Памяти Феодора Дмитриевича Самарина. Сергиев Посад, 1917. С. 17—18).—332. 27

Вероятно, имеется в виду Катехизис, составленный протопопом Лаврентием Зизанием, западнорусским книжником, приехавшим в Россию в 1626 г. Катехизис был переведен на церковно-славянский язык и исправлен лично Патриархом Филаретом с целью усиления антилатинской направленности. Напечатан в небольшом количестве экземпляров, так как вызвал много споров у московских справщиков.— 332.

2Ь «Сын церковный»—катехизическое сочинение (1620-е годы?), приписываемое в рукописях справщику московского печатного двора протопопу Иоанну Наседке. Сочинение адресовано некоему Иоанну, выходцу из Литвы, желающему обратиться в православие. Вероятно, то же: Сын Церкви. М.: Тип. единоверцев при Свято-Троицкой церкви, 1907. Цер.-слав. 8°; 116 л.—332. 29

Книга о вере единой истинной Православной. М.: Тип. единоверцев при Свято-Троицко-Введенской церкви, 1907. 4-е изд. 289 л. Перепечатана с изд. 1648 г.— 332. 30

Золотницкий Н. Ф. Наши садовые цветы, овощи и плоды. Их история, роль в жизни и веровании разных народов и родина: Культурно-исторический очерк. М., 1911.— 332. 31

Цезарь Бароний. Деяния церковные и гражданские от Рождества Христова до 1198 лета. М.: Ткп. П. П. Рябушинского, 1913. XII; 416 с. (бесплатное приложение к журналу «Старообрядческая мысль» за 1913 г.).—332. 32

Кавасила Николай. Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 40.—332. 33

Вероятно, имеется в виду следующее письмо Флоренского к В. В. Розанову.

«Суббота 1912.XII. 1. Серг<иев> Пос(ад.у Ночь

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни:

  1. «Великое искушение около святейшего Имени Божия
  2. ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО САМОПОЗНАНИЯ
  3. СОЛЬ ЗЕМЛИ, то есть Сказание о жизни Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским
  4. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  5. VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ 1918. V.3L Вознесение ІЬсподне. Ночь
  6. Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни
  7. § 1. Генезис понятия сущности человека
  8. 2. Секта или «синтез всех религий»?
  9. Православное понимание личности
  10. Основы христианского воспитания детей в семье
  11. Призвание учителя