<<
>>

(Приложение к части первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ)

Для Антроподицеи необходимы экскурсы Филологическ<ие> и археологические: 1.

О святости. Термин «святой» на разн<ых> яз<ыках:)

КПр, ayiOQ и др. 2.

О мученичестве. Термины jiapxix; и др. 3.

О таинствах. Термины |xoaxf|piov, sacramentum и др. 4.

О запахах. 5.

О вкусах. 6.

Русск<ая> литература о культе. Подобрать все, с краткими очень отзывами. NB. 7.

Пост, мотивируемость явлениями анафилаксии. 8.

Об облачениях (и масках). 9.

О слове и понятии символа. 10.

О понятии Славы Божией.

[лава... едннозаконие таинств

(единство литургической структуры)

Основные моменты таинств:

а) отрыв от Земли,

б) переход к Небу,

в) соединение с Небом,

г) возврат на Землю чрез простое продолжение по Данте (в Риманновском пространстве)1. (Прямая восхождения смыкается в себе.)

Антроподицея. Става о литургическом творчестве 1)

О. Иоанн Кронштадтск<ий> 2. 2)

О. Давид (Афонский)3. 3)

Незаписанное, но всеобщее предание (воздеяние рук пред херувимской и т. п.). 4)

Когда была записана часть церковного предания (Кипри- ан митрополит)4.

1922.111.28

Литургическое творчество

Архимандрит Давид (Афонский) при замывании уст после св<ятого> Причастия говорит:

«Отмой, Господи, чистоту Твою пречистую от устен моих скверных и нечистых» 5.

В «Столп»

Он же:

««Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася» 6. Разве бездушные горы могут радоваться? Фавор и Ермон—это ум и сердце. Пока ум и сердце не в единстве, не может быть истинной молитвы».

«Идеже два или трие во Имя Мое, ту и Аз посреде их»7 — Два или три — это ум, сердце и тело. Ум, сердце и тело должны быть в единстве, чтобы явился Христос: если в единстве, то м<ожет> быть истинн<ая> Иисусова молитва...»

о. Давид

Благодать сходит на священника, как роса, а с него—на прихожан8. Иначе благодать прихожанам не дается. Отсюда — жертвенность.

Юіава об абсолютности размеров

в пространстве и во времени (храма, дома, города и вообще) Об антропоморфности мер Названия мер от частей тела.

Ілава о мученичестве

Далее: Абсолютная конкретность христианства.

Абсолютная конкретность христианства

Сам Христос совершает Евхаристию.

Златоуст. См. цит<ату> в «Прав<ославном> Догматическом) Богословии» Н. Малиновского, Т. IV, стр. 41 9.

В главу о конкретности христианства

В Философию культа обязательно) включить главу об образовании служб из служб конкретным святыням — напр<имер>, служба Кресту, служба Кувуклии Воскресения10.

Подробно обсудить Туринскую Плащаницу п.

Гіава о религиозном быте и о жизни в релет<ии> 1)

По церк<овным> правилам и св<ятых> о<тцов>. 2)

На древней Руси, особ<енно> см<отри) книжку о воспитании в др<евней> Руси12. 3)

Даже еще во времена позднейшие в XIX в.

а) отзыв митр<ополита> Киевск(ого) Филарета о светской неустойчив<ой> жизни («колотырничать»)

б) молитва перед нач<алом> учения13.

Архиеп<ископ) Казанский Антоний Амфитеатров, осуждая мерительные приборы в психологии, заметил: «На экзаменах видно простым глазом насквозь, что в головушках-то, а тем паче в сердцах студентов, точь-в-точь то самое,— как выражено в каноне св.

Андрея Критского: «Закон Божий изнеможе, празднует Евангелие, Писание же все в тебе, о душе небрежено бысть» (Кан<он> Анд<рея> Кр<итского>, п<еснь) IX, тропарь) З)1*.

(А рхим < андрит} Сергий ( Василеве (кии)),— Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), (архиепископ Казанский и Свияжский). Т. 2. Казань, 1885, стр. 382—<38)3.

Весьма характерно для уклада жизни и сознания крепкого сложившегося быта духовного сословия в XIX в. письмо митр<ополита> Киевского Филарета (Амфитеатрова). Брат его Семен получил в университете фамилию Раича, служил в университете и стал известным переводчиком. Женился он на немке. Вся эта не бытовая обстановка не нравилась м<итрополиту> Филарету, и он обзывал Раичей немцами. «Весьма не нравится мне и самое-то житьишко Семена колотырное... да и ремесло-то его и занятие какое-то журнальное, пиитическое, а главное, все фантастическое... существенного ничего нет. Боже сохрани, ежели пойдет этою же дорогою кто-либо из наших... А мне чуется, что и Павлу-то нашему [племяннику, поступившему в университет и жившему у Раичей] несдобровать на избранном им пути. После университетского-то образования тоже, пожалуй, будет колотырничать...»—пишет м<итрополит> Филарет 2 июня 1832 г.

И действительно, Павел Амфитеатров, подобно Семену Ра- ичу, тоже онемечился, женился на англичанке и был чиновником отдела поручений при губернаторе Безобразове. При свидании м<итрополит> Филарет заметил ему: «Ну что тебе, чадо, вздумалось жениться непременно на неправославной-то?!...» На это Павел Амф<итеатров>: «Что Вы, Владыко?! Жена моя, право, славная, такая, что я вполне доволен и рад». Владыка же сказал: «Ну так твоя-то острота уж больно не славная, и я больно не рад и недоволен, что я услышал от тебя ее в глаза мне... Я не знаю, как тебе и благословение-то преподать...» Вскоре Павел Амф(итеатров) скончался, а затем и жена его, детей у них вовсе не было. В этом Антоний (Амфитеатр<ов>), архиеп<ископ> Казанский, видел, что исполнилось не-благосло- вение Владыки...»

А рхим <андрит ) Сергий ( Василевский ),— Высокопреос- в<ященный> Антоний (Амфитеатров), архиеп<ископ> Казанский и Свияжский. Т. 1. Казань, 1885, стр. 40—41.

Еіава. Обычай

Обычай — «обычность», то же, что и «быт». (Алек<сей> Н<нрзб.> Сторожев)15.

Житие ф жизнеописание (это неск<олько> событий, определяющих духовный облик).

Бытие—внешняя сторона жизни (ср. Книга Бытия); узнаем ч<елове>ка по его «обычности»; но «обычности» нет у русского интеллигента. Ч<елове>к «в образе», т. е. «обряженный по-Бо- жьи», не бритый и не остриженный. Обряженный не по-Бо- жьи—«не в образе».

Проповедание обычности: «ходить в законе Господнем»16, т. е. быть в обычности христианской.

Обычность идольская—татарская.

Человек имеет определенную стать.

В Б<олыпом> Катехизисе говорит<ся>, что дом истинного христианина называется Церковью17.

Обеденный стол—тот же престол.

Обед есть продолжение обедни или, точнее, завершение ее.

Нельзя облокачиваться на стол, класть руки на него, смеяться нельзя.

[Не ударять по столу: стол — подножие Христово.]

Детям не дают кусков — чтобы они не обронили крошку на пол и чтобы на них кто-ниб<удь> не наступил.

Нельзя щипать хлеб или ломать одной рукой.

Нек<оторые> считают грехом резать хлеб ножом.

У Бокля есть материал по воздействию пищи и проч(его) на характер отдельных) людей и народов 18.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме (Приложение к части первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ):

  1. (Приложение к частя первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ)
  2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К ЛЕКЦИЯМ
  3. (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К ЛЕКЦИЯМ) 1
  4. Приложения Приложение 1. Зарубежные отзывы об индустриализации и первой пятилетке
  5. РЕЗЮМЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
  7. Параграф I Об определениях первой части «Этики» Спинозы
  8. Параграф III О положениях, которые Спиноза собирается доказать в первой части своей «Этики»
  9. О.Н.Садиков. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный. 3-е издание, исправленное, переработанное и дополненное. КОНТРАКТ, ИНФРА-М., 2005
  10. Глава XVIIИСТИННЫЕ, ИЛИ ОСНОВАННЫЕ НА ПРИРОДЕ, ИДЕИ — ЕДИНСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ БЕДСТВИЙ; ПОВТОРЕНИЕ ИЗЛОЖЕННОГО В ЭТОЙ ПЕРВОЙ ЧАСТИ; ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  11. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  12. ПРИЛОЖЕНИЕ I НЕКОТОРЫЕ АСПEKTbl ВОЕННОГО ДЕЛА ША^ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ XVII- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
  13. Старцев В. И.. Немецкие деньги и русская революция: Ненаписанный роман Фердинанда Оссендовского. 3-е изд. — СПб.: Крига., 2006
  14. Планы лекций
  15. Другие планы
  16. Более сложные планы
  17. Сравнение условий Внутрисубъектные/межсубъектные планы
  18.     Глава 3     ЧТЕНИЕ     Мизансцены успеха