<<
>>

(Приложение 2. Из черновых материалов)

Кот-Мурлыка. Повести, сказки и рассказы. СПб., 1890. Изд. 2-е. Т. I, стр. 266—289: «Мирра».

На тему о порождении Антихриста чрез соединение всех кровей мира—Антихрист как человек синтетической крови.

Замысел еврейки,—которой было на роду написано...

Апокалипсис как Левиафан истории.

В моих лекциях об истор<ическом) познании должно развить главу об исторических типологиях и рассмотреть с этой точки зрения Апокалипсис как схему истории.

Для лекции о роде. 1918.Х.9.

Проблема незаконности. Что незаконность рождения разрушает.

А,. И. Соболевский (см. Рус<ский> Биогр<афический> Слов<арь> и Воспоминания его)—как примеч<ательные) черты характера.

Сер<гей> Серг<еевич> Глаголев (проф. МДАк.) имеет характер и ведет себя именно как незаконный <нрзб. 1). Почему? Но он язвит <нрзб. 2) naturalis—хотя именно не таков на самом деле.

Естество.

Четверток 5-й седмицы Вел<икого> Поста (Триодь Постн<ая», Великий Канон Андрея Крит<ского>, песнь 7-я, троп<арь> 8-й:

«Слышала еси Авесалома, како на естество воста...» и т. д. Отец называется естеством. Следовательно, естество сына есть отец, природа сына—отец.

Тарзан. 1924. VI. 11 ст. cm. вторник

Уже давно лежит у меня «Тарзан» Берроюза, купленная, когда эта вещь еще не была никому известна. Но книга почти мгновенно сделалась модною, родила многочисленное потомство, и мне было нестерпимо браться за него. Теперь, больше чем через год, если не через два, воспользовавшись своею болезнью, я прочел ее. Нехудожественное, аляповатое и в сущности скучное произведение, держащее всю нервную систему неестественно напряженной, поистине поэзия янки и американских мисс. Вообще она не стоит чтения.

Но вот, что удивительно. Как эта книга была пропущена цензурою? Мало того, издана, кажется, Государственным) Изд(ательством), всюду распространяема и явно вызывая на литературное подражание! Ведь смысл ее—в прямом противоречии со всеми современными настроениями и взглядами.

Вот, как я понял смысл этой книги:

Истинный носитель в себе лордской крови и закрытых прав лорда останется лордом всюду, как его ни воспитать и куда его ни поместить; лорд же—это уважение человеческой доблести и мужской красоты, духовной и телесной, это великодушие, деликатность, рыцарственность, честность, доброта, деликатность, храбрость, бескорыстие и т. д. и т. д.— одним <словом> это предельно взятая и завещанная порядочность. Это норма человеческого благородства, это нечто большее человечности Боковые линии того же рода уже пониже, хотя и они имеют в себе много. родственные связи ранних славянофилов ^ родственные связи ранних славянофилов (продолжение)

км» Пир 1752-1829 осКн.Шр*

1741-1*11 ооКк-Баприм

1181) Андреем Вкткш

/\ /\

Кн. Ам- К*Вф- о» КлАж- Нишей ,

Юрмм Юрмм паи» «рі камдр Т*ом—п

1794.1(79 1788-1829 Петрович Лтром »W* СМрбиш

Р.17В0 1774-1М9 Щербета 1740-1814 * 1778-1817

Юр-Й Фпадкши Самарин 1819-1876

Елапи 11847

ЬЛит ОДдфи Кя.Ешв- -со-Л kmгеи ід- Амкмд* РмАж- ромв ром ксацдром

1800-1824 1608-18S2 1799-1874 1789-1855 2

Алексей Андреевич Елагин, по свидетельству кн. Н. В. Голицына («Дневник Е. И. Поповой». Введение, сгр. XIII), приходится родственником Александру Николаевичу Елагину—свояку Д. Н. и Е. А. Свербе- евых, но мы, к сожалению, не имели возможности установить степень их родства; да и по признанию исследователей, напр. П. Н. Петрова («История родов русского дворянства», СПб., 1886. Т. I. С. 366) сведения о роде дворян Елагиных «очень неполны»: до настоящего времени они ограничиваются родословием, «выданным в 1789 г. статскому советнику Льву Васильевичу Елагину». В письмах Іоголя (изд. под ред. Шенрока, т. 2. с. 310)—близкого семье Елагиных—упоминается «старик Василий Елагин», путешествующий в 1843 г. за границей, но в каком родстве состоит он с А. А. и А. Н. Елагиными нам тоже установить

не удалось. ский. Около Хомякова (критические заметки). С таблицею родственных связей ранних славянофилов, составленною Ф.

К. Андреевым. Сергиев Посад, 1916 (см. рис. на с. 509—511).

В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранился листок с планом:

«Для Лекций о родословиях. 1)

Родословные связи декабристов — одно гнездо (Малиновские связи). 2)

Славянофилов. 3)

Святых. 4)

Академ<ических> профессоров. 5)

Поэтов русских—нельзя ли установить связи. 6)

Преступников—американские исследования (вообще Tredury...) 7)

«Свои воззрения высказывать демонстративно как программу» (предисловие). 8)

Spuru. 9)

Новые черты сложения родословий как целого—по закону. Что было бы если культура...»

К реализации этого плана относятся несколько фрагментов, найденных в Архиве свящ. Павла Флоренского: 1)

«Семя и кровь. 1918. V1I.22

Родство—связь через кровь (во времени, последование поколений).

Свойство—связь через семя, по семени (в пространстве, сосуществование поколений». 2)

«Вы же род избран» (1 Пет. 2, 9).

Ср. Ис. 43, 20; Исх. 19, 6; 23, 22—LXX.

Христианство как род (или христиане—род?)

См. подробности о тех же предметах у Гарнака в «Сущности христианства» учение христианства <нрзб.> стр. 143 сл. <см.: ІЬрнак Адольф. Сущность христианства //Общая история европейской культуры / Под ред. проф. И. М. Іревса, Ф. Ф. Зелинского, Н. И. Кареева и М. И. Ростовцева. Т. V. Ранее христианство. Отдел I. СПб., б/г. С. 143 и след.

Аристид: «Свой род ведут от И. X.» и т. д. NB

Это духовно определяющие) линии (духовная генеалогия), старчество. 3)

Анна «пронареченная от родов чистыя Девыя мати» NB

(2-й канон на Рождество Божией Матери, песнь 1, троп<арь> 1). 4)

«яра^ієруїбаї, ol—праксиергиды, атт<ический> жреческий род, исполнявший богослужебные обряды Плинтерии и Каллинтерий». 5)

«Святое семя.

В древние времена Германии, когда искусство однажды привилось к одной ветви какого-нибудь рода, оно вместе с нею обыкновенно благородствовало все ее отпрыски, и наследие художества словно золотило узы кровного родства—чему примеры представляют многие благородные поколения художников, происшедшие из древних цветущих городов Южной Германии». [Ваккенродер ] (Об искусстве и художниках: Размышления отшельника, любителя изящного, изданные JI.

Тиком. М., 1826; М., 1914, (стр. 167)».—15.

10* условие, без которого нет (лат.).—15.

п* знать, чтобы предвидеть (фр.).— 75.

12[ Предмет и действие (греч.).—18.

13* Предмет и закон, действие и интерес (греч.).—19.

м* все течет (греч.) — выражение Гераклита.—19.

15[ сила, мощь (греч.).—23.

|6* Парамнезия—нарушение памяти, выражающееся в ложных воспоминаниях.—24.

ll* См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ч. 3 //Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 160.—24.

|8< Строги из стихотворения А. С. Пушкина «Поэт и толпа».—25.

1** Дю-Буа Реймон Эмиль Генрих (1818—1896)—немецкий физиолог.—26.

w Мк. 16, 15.—26.

2і; Мф. 1, 2.-26.

Возможно, это—Вильям Фрей (псевдоним Владимира Константиновича Шшса, 1839—1888). Будучи капитаном Генерального штаба, он эмигрировал в Америку, где основал ферму на коммунистических началах. См.: Рейнгардт Н. В. Необыкновенная личность. Казань, 1889; ІЬршензон М. О. Русские Пропилеи. Т. 1. М., 1915. Флоренский упоминает его в своих воспоминаниях «Детям моим...» (М., 1992). В этой же книге упомянут Виллиям Фрей как одноклассник Флоренского во 2-й тифлисской гимназии.

Крыштановичи—дальние родственники Флоренских, которые переселились в Америку. Флоренские бывали в их Батумском поместье под Чаквой.—29.

230 Иван Николаевич Ельчанинов—сотрудник Архива Департамента Крольдии; помог Флоренскому составить родословие архим. Серапи- она (Машкина). См.: Свящ. Павел Флоренский. Наст. изд. Т. 1. М., 1994. С. 236—249.—30.

Строки из монолога монаха Пимена из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов».—31.

Фламмарион Камиль (1842—1925)—французский астроном.

ІЬршель Уильям (1738—1822)—основоположник звездной астрономии, построил первую модель Галактики, открыл планету Уран.

Глаголев Сергей Сергеевич (9.10.1865—10.10.1937) в 1889 г. окончил МДА; с 1892 г. преподавал там на кафедре основного богословия, член Правления МДА, член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 гг.

Проходил по Сергиевопосадскому делу 1928 г., приговорен к высылке в г. Пензу, в 1929 г. досрочно освобожден, жил в Вологде, в 1937 г. арестован и вскоре расстрелян.—32.

*** См.: Список лиц рода Корсаковых, Римских-Корсаховых и кн. Дондуковых—Корсаковых. СПб., 1890.—33.

Витольд Владиславович Руммель (1855—1902)—генеалог. Совместно с В. В. ГЪлубцовым издал «Родословный сборник русских дворянских фамилий» (в 2 т. СПб., 1886—1887). Много писал для «Энциклопедического словаря» Брокгауза—Эфрона.

Кн. Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1824—1896)—государственный деятель, любитель русской старины, генеалог, автор «Русской родословной книги» (в 2 т., 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб., 1895).

Кн. Петр Владимирович Долгорукий (1816—1868)—генеалог, автор книг «Российский родословный сборник» (СПб., 1840—1841) и «Российская родословная книга» (СПб., 1854—1857) и др.

Петр Николаевич Петров (1827—1891)—писатель, генеалог, автор книг «История родов русского дворянства» (СПб., 1886) и «Для немногих: Сборник заметок по генеалогии, геральдике и пр.» (СПб., 1875).—33.

сифилис (лат.).—34.

*** Август Вейсман (1834—1914)—немецкий зоолог и генетик.—35.

Лукомский В. К. и барон Тітольт Н. А. Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов. Пг., 1915. С. 38. Ткбл. «Родословная с гербами» на с. 516 и описание ее публикуются по данному изданию. «Существует тип родословных таблиц, т. н. восходящего-смешанного родословия, который обычно состоит из гербовых щитов, располагаемых в известном порядке, а именно: внизу помещается герб лица, от которого ведется родословие, несколько выше, налево (от зрителя) герб его отца и направо—рода его матери, еще выше—ряд гербов, начиная слева, первым герб деда, вторым герб рода бабки, т. е. матери его отца, третьим герб отца его матери и четвертым герб рода матери его матери; выше—новый ряд восходящих родственников, щиты родовых гербов которых располагаются налево—со стороны отца и направо—со стороны матери. Достаточным принято расположение восьми или 16 гербовых щитов в верхнем ряду, но, конечно, последовательно оно может иметь их 32, 64 и т. д.».

В черновых материалах Флоренского сохранилась машинопись А.Ларионова «О символике родовых гербов» (27 апреля 1922 г.: 3 м. с.).—38.

31[ рассуждение, парализующее волю (лат.).— 39.

32Ф управлять и водить корабли (греч.).—43.

33< править (лат.).—43.

344 В черновых материалах к лекциям сохранилась также схема «Генеалогическое древо обителей», вычерченная неизвестным лицом по просьбе Флоренского по кн.: Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894. Название схемы, вероятно, принадлежит Флоренскому (см. рис. на с. 512—513).—46.

Мф. 7, 16.—47.

364 цель, результат (греч.).— 47.

37Ф См.: Быт. 38, 4—10.—47.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(2) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме (Приложение 2. Из черновых материалов):

  1. (Приложение 2. Из черновых материалов)
  2. (Часть шестая.> ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ
  3. II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ
  4. 3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА
  5. 7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
  6. IV. СМЫСЛ ЗАКОНА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ.
  7. Ш. КУЛЬТ И ФИЛОСОФИЯ
  8. V. СЕМЬ ТАИНСТВ
  9. VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА
  10. Преподобный Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни
  11. IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА)
  12. (Приложение к частя первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ)
  13. «ИСКРА» И «ЗАРЯ»