<<
>>

< Приложение 1.) Философская антропология 1

Фудель Иосиф Иванович, протоиерей (1864—1918)—родился в семье делопроизводителя по хозяйственной части Владимирского драгунского полка. После окончания юридического факультета Московского университета в 1899 г.
принял священство. Служил в Белостоке, в 1892—1907 гг.—священник московской Бутырской тюрьмы, в 1907 г. служил в церкви на Арбате. В 1908—1914 гг. издавал «Приходский вестник», опубликовал около 250 брошюр и статей. Был близок к Оптиной и Зосимовой пустыням, дружил с К. Н. Леонтьевым и кругом лиц, входивших в Общество ищущих христианского просвещения (М. А. Новоселов, Ф. Д. Самарин, П. Б. Мансуров, В. А. Кожевников, С. Н. Булгаков, священник Павел Флоренский). Скончался 2 (15) октября 1918 г. Сыну протоиерея Иосифа—Сергею Фуделю—принадлежит целый ряд работ мемуарного характера: Отец Павел Флоренский. Париж, 1972 (под псевд. Ф. Уделов); Фудель С. И. Воспоминания//Новый мир. 1991. № 3, 4.—40. 2

См.: Томсон У. (лорд Кельвин). Строение материи. Популярные лекции и речи. СПб., 1895.—41. 3

когда молчат, громко кричат (лат.).—Цицерон. Первая речь против Катилины 8, 21; здесь в значении «красноречивое молчание».—42. 4

когда молчим — кричим (лат.).—42. 5

Мк. 7, 15. Ср. Мф. 15, 11.— 42. 6

Ср. Еф. 5, 13.— 42. 7

«Языческий и христианский крест. Заметки о его первоначальном существовании в язычестве и последующем приспособлении христианством. Перевод, основанный на втором издании, дополненном и расширенном за счет новых иллюстраций» (фр.).— 43.

8 «Поистине, сколь трогательна должна быть религия, которая по примеру язычества прибегает к подобным возбуждениям благочестия. Вера входит через уши, а не через глаза» (фр.).

Ср.: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).—43.

{Приложение 2.) Заметки по антропологии 1

Пропуск в оригинале.— 44. 2

См.: Аристотель.

Метафизика, 980а—980в {Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 65).— 44. 3

Аристотеля Метафизика/Пер. с греч. подлинника и объяснения П. Первова и В. Розанова. Вып. 1. Книги I—V. СПб., 1895.— Извлечено из ЖМНП за 1891—1895 гг., с. 16.-44. 4

«Природа не подвизается обособлять и уединять, но, действуя и живя, она представляет из себя стремление от целого к частям» (нем.). Взято из кн.: Метнер Эмилий. Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма. М.: Муса- гет, 1914. С. 150.— 45. 5

Там же.—45.

{Приложение 3.) «Философская антропология—в духе Баадера...» 1

Франц Ксавер фон Баадер (1765—1841)—немецкий философ, доктор медицины, горный инженер, развивал идеи христианского социализма.—45. 2

Йоэеф Jeppec (1776— 1848) — немецкий романтик.—45. 3

Хенрик Стеффенс (1773—1845)—профессор минералогии в Галле, профессор физики и естественных наук в Бреслау и Берлине. Первый естествоиспытатель, принявший идеи натурфилософии Шеллинга.—45. 4

Гсйнрихф)—сведений не обнаружено.—45. 5

Карл-Адольф Эшенмайср (1786—1852)—профессор философии и медицины в Тюбингене. Находился под влиянием Шеллинга. Последние его произведения носят мистический характер.—45. 6

Карл Густав Карус (1789— 1869)—один из самых поздних немецких романтиков, художник и эстетик, профессор акушерства в Дрездене.—45. 7

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854)—немецкий фи- лософ.-—45. 8

ІЬттхильф Генрих Шуберт (1780—1860)—медик, горный инженер, естествовед, профессор естественной истории Эрлангенского и Мюнхенского университетов; ученик Шеллинга и друг Баадера.—-45. 9

Гогоцкий С. С. Философский лексикон. Т. 4. Вып. 2. Киев, 1873. С. 213—218: статья «Шуберт».—45. 10

Архимандрит Феофан (Петр Семенович Авсенев, 1812—1841)— ординарный профессор Киевской Духовной Академии и адъюнкт по кафедре философии Университета Св. Владимира, после был настоятелем посольской церкви в Риме. Его лекции в Киевской Духовной Академии «Из записок по психологии» публиковались в «Сборнике из лекций бывших проф. Киевской Духовной Академии... изданных Акаде- миею по случаю пятидесятилетнего юбилея ее» (Киев, 1869). Эти лекции были составлены в основном по книге Шуберта «История души».—45.

11 По всей видимости, так Флоренский перевел название речи немецкого физиолога Эмиля Генриха Дю-Буа Реймона (1818—1896): Goethe und kein Ende... (Leipzig, 1883).—45.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(1) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме < Приложение 1.) Философская антропология 1:

  1. 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ФИЛОСОФИИ XX в.
  2. Философская антропология
  3. 3.) «Философская антропология— в духе Баадера...»
  4. < Приложение 1.) Философская антропология 1
  5. (Приложение 3. Философская терминология)
  6. Философская антропология о сущности человека
  7. Философская антропология
  8. В. А. Карпу шин Философская антропология Габриэля Марселя
  9. 1. О «философской антропологии» неотомизма и ее социальных корнях в современных условиях
  10. 1. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В РОССИИ
  11. 1.4.6. Проблема вины как ключевая проблема философской антропологии: Сопоставительный анализ
  12. 1.4.8. Особенности и парадоксы современной философской антропологии
  13. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
  14. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  15. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ Ю.В. Аленькова
  16. Становление философской антропологии
  17. Глава 8. Философская антропология