ПРИЛОЖЕНИЕ I Слово а у с о? и его история292
Слово ay toy- самый редкий из пяти синонимов: ссроу, б'ог toy, В самом деле, ни одно из рассматриваемых слов:
< / с/ / «/ с /11*7
с epos*, осгсог, (гє/іроу, aytoy, ayvos ничуть не имеет этимологически или по словоупотреблению подобного содержания. Они могут употребляться для обозначения Божественной святости только формально, терминологически (так сказать, согласно заранее поставленному условию, но не сами по себе), и отсюда понятно, что наиболее редкое из них слово, ayios, как наименее связанное с языческими представлениями, послужило «наичистейшим сосудом» (das reinste Gefass) для нового вина Откровения; напротив того, чаще всего встречающееся в классическом греческом слово L epos совершенно исключено из библейской лексики, и причину этого нетрудно видеть в слишком большой крепости связей между словом и его привычным содержанием.
Как редко употребляется слово а у і о? в классическом греческом языке, видно из того, что у трагиков, этого высшего пункта аттического словоупотребления, оно не встречается вовсе, за исключением одного спорного места (Acschyl. и (гє/іубу - предикаты богов, притом в таком смысле и таким образом, которые показывают, что святость в библейском значении не связывается с религиозными представлениями греков. "Оочos говорится о том, что освящено божеским или человеческим правом, употреблением и обыкновением, но вовсе не имеет специфически религиозного значения. 4 lcpos* же относится к божественным, божественно освященным вещам, законам и т. д.
Наконец, (TC/IVOS (от корня <ге/3) содержит основным элементом благоговейный страх, изумляющееся почитание и, соответственно, то, что производит почтительность и изумление. ZeilVOS - эпитет богов и всего того, что богам принадлежит, от них происходит или состоит под их особым попечением. Но это слово совсем не свойственно библейскому языку: у LXX оно не находится, а в Новом Завете встречается только в четырех местах (Фил. 4, 8; 1 Тим. 3, 8, 11; Тит. 2, 2). Итак остаются: серо?, &JLOS и ayvos. 'Іероу, по своему основному значению, относится к «внешнему явлению божественной возвышенности и связывается с санскритским ishiras - свежий, цветущий, по основному значению - сильный, мощный, великий. Это-предикат всего того, что стоит в отношении к богам, от них исходит, им посвящено, но предикат столь мало-определенного содержания, что совершенно в общем и нормальном смысле обозначает то, что божественно, Zov: чрез сера обозначаются даже вещи, которые мыслятся как непосредственное и первоначальное владение богов. Точно так же &ytos не является ни предикатом богов, ни употребляется о людях. Оно связано, по- видимому, с некоторым качеством Lepov (т. е. tfecov), открывая те стороны iepov, которые требуют от людей нравственной почтительности и благоговейного страха; на это же, между прочим, указывают встречающиеся комбинации aytos и Прежде всего должно обратить внимание, что предикат святости, помимо применения к Богу, употребляется только относительно таких людей и вещей, которые или особенно присвоены самому Богу, или присваиваются Ему людьми. Прочим же субъектам этот предикат приписывается только произвольно, из-за особых отношений, в которых они стоят к Богу, т. е. приписывается чисто формально: святость вещей и лиц-от соучастия в святости Божией. Но что же высказывается о Боге чрез предикат святости? Этимологически,_ по-видимому, не выяснено бесспорно значение qados. «Вероятнейший взгляд-тот, _что глагольный _корень gad as, который родствен с hadas (как qasab, qasaph с hacaph и т. д.), приводится к корню dos, от которого происходит также dasa, и основное значение его надо а принять enituit, блистая, выставился вперед» (Ohler в Herzog's R-Encyklop. 19, 618). Напротив, Гофманн находит (Schriftbew. 1, 82 ff), что «qados есть то, что стоит вне общего течения, вне обычного порядка вещей», так что сродство, которое имеется между корнями hadas и qadas, соответствует сходству их значений: «оба обозначают инобытие (Anderssein); одно-в противоположность тому, что было, а другое — в противоположность тому, что обычно». «При позднейшей отвлеченности Бог называется святым, qados, как вполне особый, в Себе Замкнутый, каковой стоит в противоположности миру, к которому Он не принадлежит, - следовательно, в своей сверхмирности есть der Eigne, Само-сущий». Святость Бога есть отрицание всякого пантеистического отношения Бога к миру. Поэтому о сущности святости мы должны стараться заключить из исторического обнаружения и раскрытия ее. О ней заходит речь, когда мыслится присутствие Ягве среди Им избранного народа, историческое отношение к обществу взамен единичных обращений. В водительстве Израиля и спасении его, в милостях ему и праведном суде над ним Бог открывает свою святость. «Коротко говоря, Бог свят своей избирательной любовью, как Бог милости и спасения». Равным образом все то, что люди усвояют Богу, ставят в связь с Ним, определяют для Него, - то освящается, ибо и в этом случае обнаруживается исключающая и опять-таки избирающая святость Божия. Освящение, исходит ли оно от людей или от Бога, всегда заключает в себе обособление, - обособление всегда есть необходимый prius119 или следствие освящения; но отождествление этих понятий повело было к такому опошлению понятий освящения и святости, что необходимо было бы вывести все священно-историческое содержание ее из почти ничего не говорящего основного понятия, не будучи притом в состоянии выставить что- нибудь помимо крайне пустой логической связи. Вообще говоря, «освящать» значит не только «обособлять», но «для Бога обособлять».
Обратимся теперь к новозаветному употреблению aytos\ Тут необходимо различать два случая:
I. ссую? употребляется в Новом Завете о Боге и Духе Божием. Может показаться удивительным, как редко предикат святости высказывается в Новом Завете о Боге. Если исключить точные или приблизительные цитации из Ветхого Завета, то aye о? о Боге находится только в Иоанновых писаниях. Но было бы в высшей степени поспешно и неправильно заключить из этого факта, что идея о святости Божией исчезла на почве Нового Завета. Напротив того, важность ее тут только и раскрывается вполне. Дело объясняется тем, что действие Бога на мир, так сказать, сторона Бога, обращенная к миру, как бы концентрируется в Духе - Освятителе, и «святой» является поэтому epitheton ornans120 этой Ипостаси.
II. говорится о людях и вещах, которые стоят в особых отношениях к Богу и являются либо особым органом Божественной воли, либо воспринимают спасение от Бога. Они же - и это объясняется всем предыдущим - называются «избранными», «возлюбленными», «верными» в своем избрании и т. д.