<<
>>

РЕЗЮМЕ ЧЛЕНА РУКОВОДСТВА — ?| ПРОФЕССОРА) И. В. ПОПОВА

Мы должны быть благодарны П[авлу) А(лександровичу) за его реферат: им поднят очень жгучий вопрос...

К достоинству его реферата нужно отнести то, что П[авел] Александрович] представляет в последнем то, что сам глубоко пережил.

Метод его работы сближается с методом современных [неразб.] писателей (напр[имер], Мережковского): берется некоторое основание и строится большая постройка (напр(имер), на некоторых мыслях в соч[мнениях) Достоевского [неразб.) система Мережковского).

Нужно признать такой метод неудачным для исторического богословия и совершенно необходимым для богословствования систематического.

Здесь заставляются говорить сами тексты св. Писания. Референт показал (?) дух христианского сынопочитания [?) в противовес слишком распространенному у нас подчеркиванию рабского (?) состояния.

Секретарь С. Троицкий

Впервые опубликовано на болгарском языке под заглавием «Догматизм и догматика. Программна речь, четена от автора в заседаниято на философския кружок при Московската Духовна Академия. Написана въ време на московского възстание. Сергиев Посад». «Христианска мисъль» (София), 1907 г. Ч. 1. Кн. 3. Ноемврий. С. 160—1168; кн. 4. Декемврий. С. 252—257. Речь в философском кружке была произнесена Флоренским 20 января 1906 г. На экземпляре Флоренского, вплетенном в «Опыты 1. 1903—1910», имеются библиографические данные об издании и следующая запись: «Перевод с первоначальной (черновой) рукописи. Сделан Георгием Харалампиевичем Поп-Харалампиевым, канд(идатом) бог[ословия! М. Д. А.».

Георгий Харалампиевич — Поп-Харалампиев, болгарин, волонтер Самоковской духовной семинарии—13-й магистрант 62-го курса МДА (1903—1907). Вероятно, Флоренский был связан дружбой с ним по философскому кружку при МДА. Г. X. Поп-Харалампиев скончался 4 ноября 1908 г. в Сергиевом Посаде. Флоренский посвятил другу проповедь, которую произнес во время заупокойной литургии в Академическом храме 6 ноября.

На русском языке статья впервые опубликована по авторской рукописи в кн.: Историко-философский ежегодник. Минск, 1990. Публикация игумена Андроника, П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. Подготовка текста и примечания А. Иванова.

Согласно проспектам «Собрания сочинений...» 1917—1919 гг., статья включалась в «т. XVII. Статьи и исследования богословские».

Печатается по изданию 1990 г.

Игумен Андроник 1

Троицкий Сергей Семенович — см. прим. 1 к с. 250. — 550. 2

Термин антроподицея — оправдание человека — впервые употребляется Флоренским в настоящей работе. Затем он встречается в книге «Столп и утверждение Истины» (М., 1914. С. 638) и получает развернутое обоснование во «Вступительном слове пред защитою на степень магистра...» (Сергиев Посад, 1914. С. 4—7). См. также письмо П. А. Флоренского к В. А. Кожевникову от 27.VIII. 1912 г. (Вопросы философии. № 6. 1991. С. 108—109). — 551. 3

Из стихотворения Вяч. Иванова «Mi fur serpi amiche». См.: Вяч. Иванов. Cor ardens. М.: Скорпион, 1911. С. 93.—551. 4

Речь идет о письме «Триединство» в книге Флоренского «Столп и утверждение Истины». — 552.

s Вяч. Иванов. Тантал//Северные Цветы Ассирийские. Альманах IV. М.: Скорпион, МСМУ (I905J. С. 215.—552. 6

Флоренский приводит слова выдающегося христианского богослова и церковного деятеля Василия Великого (329—378), произнесенные им в ответ на требование префекта Модеста принять арианство, которое исповедовал император Валент. Вероятным источником цитаты является «Слово 45, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския» Григория Богослова. См.: Творения Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. IV. М., 1844. С. 103—104. — 552. 7

Фазис — греческое название реки Риони, упоминаемое в «Теогонии» Гесиода и «Аргонавтике» Аполлония Родосского. Семантика прометеевского мифа была особенно близка П. А. Флоренскому — уроженцу Кавказа. См.: Флоренский П. А. Природа//Литературная Грузия. № 10. 1985. С. 75—76.

— 552. 8

Пелей (Пелион) и Осса% горы в Фессалии, вблизи Олимпа, упоминаются в мифе о братьях Оте и Эфиальте (см.: Нот., Od. XI 313—320/Пер. В. Жуковского). —552. 9

Имеется в виду библейский рассказ о борьбе Иакова с Богом (Быт 32, 24—28).— 552. 10

Деян 9, 3—5. — 553.

шеол (евр. Seol) — в иудаистической мифологии царство мертвых, загробный мир, противоположный небу (Пс 138, 8; Ам 9, 2; Иов 11, 8). — 553. 12

«тьма внешняя» (Мф 25, 30). См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. С. 205. — 553. 13

«взывать из глубины» (de profundis — лат.). «Из глубины взываю к Тебе, Господи» — начальные слова 129-го псалма Библии. — 553. 14

противоречие в определении (лат.).—553. 15

Ср.: Флоренский П. Л. Столп и утверждение Истины. С. 73, 538 (прим.). — 553. 16

в скрытом виде (лат.). —554. 17

Достоевский Ф. Ы. Поли. собр. соч. в тридцати томах. Л., 1972 — 1990. Т. 14. С. 265.-554. 18

Гюйо М. Стихи философа/Пер. Ив. Тхоржевского. СПб., 1901. С. 85.—556. 19

Nietzches Werke. Abt. I. Bd V. Leipzig, Naumann, 1899. S. 228 (в рукописи ошибочно— 298). Вероятно, автор дает свой перевод по указ. нем. изданию. Ср. перевод со 2-го нем. издания А. Николаева: Нищие Ф. Собр. соч. М., 1901. Т. VII. С. 181 —182. — 556. 20

Ориентировка — фундаментальный принцип гносеологии Флоренского, позволяющий ему рассматривать познавательный процесс как «часть бытия» («Столп...», с. 160). Ориентировка, или ориентирование, осуществляется на основе определенной смыслонесущей очевидности, которая, став предметом веры, выступает в роли центра развертывания «основных углов зрения» — категорий. — 556. 21

Соборный разум — центральное понятие гносеологии славянофилов, противопоставляемое ими «отвлеченному разуму». Соборный разум («волящий разум», «живознание» — у А. С. Хомякова, «верующее мышление» — у И. В. Киреевского) является, по словам И. В. Киреевского, «средоточием умственных сил, где все отдельные деятельности духа сливаются в одно живое и высшее единство» (Киреевский И.

В. Соч. в двух томах. М., 1911. Т. 1. С. 201).— 557. 22

Сильвестр (Малеванекий) — епископ, в последней четверти XIX в. профессор Киевской Духовной Академии, автор труда «Опьгг православного догматического богословия» (Т. 1—5. Изд. 2. Киев, 1892—1897). Два Филарета — по-видимому, речь идет об архиепископе черниговском Филарете (Гумилевском, 1805—1866), авторе «Православно-догматического богословия» (Ч. 1—2. Изд. 2. Чернигов, 1865), и митрополите Московском и Коломенском Филарете (Дроздове, 1783—1867), авторе «Пространного Христианского Катихизиса Православной Кафоли ческой Восточной Церкви» (начиная с 1820 г. — более 80 изданий). ..М а карий (Булгаков, 1816—1882) — митрополит Московский и Коломенский, видный православный богослов и историк русской церкви, автор «Православно-дог- матического богословия» (Т. 1—5. М., 1849—1853).

О критическом отношении Флоренского к «школьному богословию» говорит следующий отрывок из второго чернового варианта рукописи: «[...] существуют верующие атеисты, как существуют неверы православные. Насколько последние, не имея религиозного содержания, в тупом равнодушии готовы принять всякую схему, лишь бы не утруждать себя умственной работой, будь то символ веры или отсебятины Макария (...1». — 558. 23

Ин 17, 3. Подчеркнуто П. А. Флоренским.—559. 24

Одобрено и пользуется дарованными королем привилегиями (франц.). — 560. 25

По-видимому, имеется в виду статья Jl. Н. Толстого «К духовенству», впервые опубликованная в Лондоне в 1903 г. См.: Толстой JI. Н. Полн. собр. соч. в девяноста томах. Т. 34. М., 1952. С. 310. —560. 26

Храмовый остиарий — одна из низших должностей в католической и православной церкви. — 562. 27

«палочного» довода (лат.), убеждения силой; в переносном смысле — осязаемого доказательства. — 562. 28

Пелагианство — распространенная в V в. христианская доктрина, основателем которой принято считать кельтского монаха Пелагия (род. ок. 360 г.). Для теологических взглядов Пелагия характерно представление о незатронутое™ человеческой природы адамовым грехом, а также преуменьшение значения благодати для спасения, — 563. 29 Розанов В.

В. Около церковных стен. Т. И. СПб. С. 97—98. — 30

См.: Кашпор Г. Труды по теории множеств. М., 1985. С. 80. — 565.

31

по преимуществу (греч.). — 565. 32

вероятностная (от лат. probabilitas — вероятность). — 566. 33

Имеется в виду евангельский рассказ о встрече Христа с самаритянкой (Ин 4, 21—24).—566.

^4 Флоренский использует это понятие в бэконовском смысле, возвращающем ему первоначальное значение греческого термина «призрак», «тень умершего», «видение». — 569. 35

Здесь: аргументы, апеллирующие к человеческим качествам; к человечности (лат.). — 569. 36

Здесь: аргументы, апеллирующие к свойствам Бога (лат.).—569. 37

Иустин (Юстин) Мученик (Философ) — христианский апологет II в. Вероятно, Флоренский дает свой перевод по изданию: Л С. Th. Otto. Corpus Apolagetarura Christianorura Saeculi Secundi. Bd I. Jena, 1847. — 570.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 1. 1994

Еще по теме РЕЗЮМЕ ЧЛЕНА РУКОВОДСТВА — ?| ПРОФЕССОРА) И. В. ПОПОВА:

  1. г'еферзты и сочинения
  2. РЕЗЮМЕ ЧЛЕНА РУКОВОДСТВА — ?| ПРОФЕССОРА) И. В. ПОПОВА
  3. 3. Внутренняя политика СССР в последние годы жизни И.В. Сталина
  4. ГЕГЕЛЬ. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
  5. Театр теней. Акт первый
  6. ТИПЫ И ТИПОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП В ПОЛИТИКЕ
  7. Кто виноват?
  8. Харизматический вождь и великий человек: Ленин и Людовик XIV
  9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 11 СЕНТЯБРЯ 1973 г. И УСТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОЙ ДИКТАТУРЫ (1973—1989)
  10. 1. Типологические особенности журналистики русского зарубежья (Г. В. Жирков)
  11. Дождев Д.В.. Римское частное право. Учебник для вузов. Д 61 Под редакцией члена-корр. РАН, профессора В. С. Нерсесянца. — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА — 704 с., 1996
  12. Основные участники философского процесса
  13. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  14. ГЛАВА 8 Германия: путь к третьему рейху
  15. В поддержку Белого движения