РОДОСЛОВНАЯ С ГЕРБАМИ
Применение идиологического дерева к изучению лиц и явлений в их духовной и культурной зависимости от прошлого. Несплато тші Августин
Как средство самопознания. Эта таблица незаменима и бесценна. Усиленно и дружески рекомендую Вам применить ее
к исследованию себя—биологическому, генеалогическому и духовному. Усиленно рекомендую и приложить ее к исследованию идей своих, мыслей сочинений. Если Вы хотите приобрести ясность мышления, если Вы хотите отчетливо представить себе окружающее Вас, если хотите понимать самих себя и свои и чужие мысли—почаще применяйте этот прием исследования, и притом именно на листе бумаги: показывает Вам наглядно, чего Вы еще не уяснили себе, и, следовательно), побуждает искать, толкает ignavam rationem31*, ставит его в известные рамки, требует отчетности...
Применение того же приема к исследованию генезиса понятий. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО
Среда 19J6.IX.21.
Сер(гиев> Поспаду. Ночь.
До сих пор мы говорили об изучении отдельного лица, системы, понятия и, в отношении к нему—рода, систем предшествующих, понятий частных или предварительных.— Теперь же мы станем говорить о самой связи отдельных лиц, систем, понятий и т. д., т. е. станем рассматривать совокупность их, преемство их, последовательность их в ее индивидуальности, как единое целое. Раньше мы исходили из единицы и шли в глубь ее строения, так сказать, изучали ее десятичные части
0,1 0,01
Теперь же мы, исходя из той же единицы, рассматриваем десятичные ее кратные, т.
е., другими словами, ее самое последовательно рассматриваем как десятичные части единиц высших порядков.Первичная связь истории, применяемая последовательно по типу софита, образует родословие или генеалогию, схематически представленную в виде всем известного родословного дерева, или дерева генеалогического. Говорить об этой всем известной схеме нет надобности. Но, м<ожет> б<ыть>, не бесполезно заметить о нескольких технических приемах, облегчающих запись и делающих ее более наглядной.
1) Колена должно различать
а) или на горизонтальных, 2
б) или на концентрических
кругах,
в) или на кругах одинакового радиуса, описанных не из
общего центра, а из центра, помещенного каждый раз в точке родителя данного потомства. Каждая из этих схем имеет свои достоинства и свои неудобства. Первая схема особенно наглядно представляет принадлежность членов рода к одному «поколению», разумея это слово в смысле не физическом, идейном или духовном—как обозначение совокупности лиц, систем, понятий, непосредственно зависящих от совокупности, признаваемой нами предшествующей. Удобна эта схема и тем, что, по мере исследования корней генеалогий, допускает занесение в нее и найденных новых результатов исследования. Неудобна же она тем, что в случае потомства (как бы ни разуметь это слово) обильного, оно с трудом умещается на горизонтали или приходится делать неудобно и ненаглядно длинными горизонтали поколений. Тут с особою остротою встает мальтусов закон: в то время как средства удовлетворения растут в арифметической прогрессии16.
Вторая схема, сохраняя поколения неспутанными, в значительной степени ослабляет потребность экономить место и делает соединительные линии не столь длинными; но она, зато, не дает возможности продолжать генеалогию вглубь веков.
Наконец, последняя схема, давая еще более места и еще более сокращающая соединительные линии, страдает недостатком предыдущей и, кроме того, спутывает сопоколенность наносимых при помощи нее членов рода.
Следовательно), в процессе исследования пригодна лишь первая схема; а 2 последние годны лишь для занесения окончательных итогов исследования.
Генеалогическое дерево получает свой смысл и делается полезным по мере того, как таблица эта наполняется конкретным и по возможности легко обозреваемым материалом.—Для этого наполнения служат условные знаки, число которых может быть неопределенно увеличиваемо, в зависимости от тех или иных свойств данной генеалогии и тех или иных целей, ради которых она построяется.
Основные знаки:
О —мужчина, мужск<ого> пола, ? —женщина, женск<ого> пола.
*—родился, f—умер.
оо—в браке.
Следовало бы иметь знаки для разных профессий, для обозначения окончания курса, для разных учебн<ых> заведений, для посвящения, пострижения, для разных санов и должностей (хотя бы, напр<имер>, по табели о рангах) и т.
д., для разных болезней. Повторяю, чем больше сведений нанесено на таблицу генеалогии, чем более сжаты они, тем таблица целесообразнее.Но всех сведений на таблицу не занесешь. Кроме того, таблица занимает много места. Поэтому в большинстве случаев генеалогические исследования требуют еще и записи генеалогических сведений. Как же осуществить эту запись? Трудность тут та, что разбиваются или поколения, или связи рождения у отдельных линий. Если прослеживать отдельную линию, то некуда девать остальных членов рода; если же сосредоточить внимание на поколениях, то будет неясно, в каком отношении стоят члены одного поколения к членам других поколений.
Итак, трудность соединить порядок родичей сразу, так сказ<ать>, по вертикальному направлению и по направлению горизонтальному, т. е. не разрознивать ни порядка сосуществования их, ни порядка последовательности.
Обычный прием бессознательно основывается на теореме из учения о множествах, согласно которому всякое дважды упорядоченное множество, хотя бы бесконечное, можно привести в однозначное соответствие с единожды упорядоченным, счетовым множеством, т. е. расположить весь линейный ряд так, что прежний порядок может быть всегда восстановлен. Делается это путем диагонального счета и занумерования элементов дважды упорядоченного множества. Применительно к генеалогии это 1 f*'' Iі f г Яг у /6 / •К А? / / \ Л
достигается последовательным за- нумерованием членов каждого поколения, причем номер родителя каждого члена ставится при нем в скобках, что устанавливает возможность находить по потомкам предков и по предкам—потомков. Вот пример такой поколенной записи. А. Потомство Ивана.,
Потомство Николая... 1. Иван II
II 2. Петр (1) 3.
Иван (1) III 4.
Александр (2) 5.
Петр (2) 6.
Николай (2) 7.
Николай (3) 8.
Ефимий (3) IV
9.
Иван (4)
10. Григорий (5) И. ... 12.
III
Всегда при генеалогических исследованиях находится известное число лиц, о которых неизвестно, в какое именно поколение их поместить.
Таковые лица записываются после поколенной записи, один за другим, под номерами особыми. Но этот способ записи удобен лишь там, где исследование закончено и исследователь уже отчаялся найти новые сведения, Он пригоден для опубликования окончательных итогов исследования. Но в процессе работы, там, где могут быть еще звенья, как крайние, так и промежуточные, он непригоден, ибо не допускает поправок и дополнений, а требует написания таблицы заново. Для рабочей записи я предлагаю иной метод, который 1) позволяет делать исправления и дополнения; 2)позволяет дополнять таблицу новыми поколениями, идущими вглубь веков; 3) позволяет соединять поколенные, до поры до времени бывшие несоединимыми, записи; 4) избавляет от номеров в скобках. Это именно буквенная запись, единственный недостаток которой—ее громоздкость (была бы удобна десятичная классификация, но она непригодна, ибо детей м<ожет> б<ыть> более 9-ти). Вот пример такой записи:
Потомство а) (<а можно и не писать: число букв показывает № поколения) а) Иван аа) Петр ба) Иван ааа) Александр баа) Петр ваа) Николай аба) Николай бба) Ефимий абаа) Иван абба) Григорий
Итак: не надо №№ поколений; не надо номеров в скобках. Чтобы узнать, чей кто сын, надо откинуть первую букву и смотреть, кому соответствуют все оставшиеся. Так, Григорий—абба, откидываем а, остается бба. Значит, Григорий—сын Ефимия; Ефимий—сын ба, т. е. Ивана, а Иван—а, т. е. Ивана.
То, что мы говорим здесь о связи по рождению телесному и душевному, относится и к рождению духовному. И тут понять связанных между собою единством духовной жизни лиц, духовных родичей, т. е. изучить духовный род, как одно целое, чрезвычайно важно и интересно. Вы понимаете, конечно, я разумею прежде всего старчество, как сообщение другому, духовному сыну, окормляемому (о слове окормление от корма, а не от корм; окормлять—xupepvao) и єухосОорці^ш J/\ Когда в древней Руси говорили «о посылке воевод на кормление в такой-то город», то это означало вовсе не разрешение им брать себе с жит(елей) города, а обязанность их кормить, окормлять, gubernare33* город: они были губернаторами) умного делания, духовного созерцания, открывающего новые способности и новую жизнь. Вы знаете, что,
по учению аскетов, духовную жизнь можно, вообще говоря, получить не иначе, как от имеющего ее уже старца.
Она, вообще говоря, не м<ожет> б<ыть> самоначальной.Паисий Величковский как-то, путем, пока мне неизвестным, примыкает к потомству духовному Григория Синаита, которое располагается по след<ующей> схеме: ^Сгочі в)**"}О ?
Арсении на Крите
Григорий Синант (в царст»<ование> Андрокюи Палеолога, в конце XIV в.). Герасим ( изЕарипа
Исаи* Климент
Моисеи
Аарон
Иосиф о"- ИакоГ Н» ЕВРНПЛ Лоигнн Игнатии Ксанфопул
Марк
на Клааомея
Кориндий
Николаи)
Калл ист КсІнфопул (при Андронике Палеологе, 1360) Если подняться еще выше, то имеем еще отрывок генеалогии:
Фсолият Филадельфийский ( XIV в.) іроннке it Палео.
Григорий Палама (Фессалоникийский)
Н ( ХіУг; ^
(*1232,11325)
Патриарх Филофей
С^ШЦТПТі
Нектар™
Еще выше—в XI веке находим отрывок:
I 6V>* Симеон Благоговейный
xiv^4
Симеон Новый Богослов (XI в.)
) Н f-Zj-ut P^l fx/{J
Никита Стифат (XI в.)
Варсоиуфин Иоанн
Авва Дорофсй
Еще выше имеем
По-видимому, все эти генерации сходятся на Марке Подвижнике.
Я Вам набрасываю кое-что, о чем можно говорить без специального расследования34*. Вы, конечно, понимаете, что делать таковое не мне; я же хочу Вам выяснить лишь общие приемы работы, пояснить методологию исторической работы, чтобы тем подойти к принципиальным вопросам о природе исторического знания, вопросам, уже касающимся нас с вами прямо. Скажу, лишь в дополнение к сказанному свое убеждение, что все эти разрозненные отрывки духовной генеалогии можно было бы соединить и что над этим стоило бы поработать. Нечто подобное мы имеем и в рукоположении, т. е. в преемственности литургической. Тут прослеживать генеалогию гораздо легче.
Мы указали с вами на полюсы генеалогии—генеалогию телесную и генеалогию духовную. Между этими полюсами располагаются другие виды генеалогий, т. е. связи между поколениями в том или другом отношении своего бытия. Для нас с Вами, по свойству нашего предмета, особенно важно отметить идейную связь, которою устанавливается зависимость одной философской системы — от другой, и одной ступени в диалектическом развитии понятия — от другого. И далее, как по физической наследственности предки кладут свои печати на свое потомство, и как в духовной жизни мы опять имеем дело с своего рода наследственностью, с передачею характерных черт духовному потомству, так же и в области мысли характерные особенности мысли от родоначальника мысли переходят его порождениям, и, как бы многообразно и неожиданно ни преломлялись основные приемы мысли, идущие от данного философа, в какие бы неожиданные комбинации между собою они ни вступали, внимательный взгляд всегда позволяет в этих идейных потомках открыть черты их идейных пращуров. Повторяю, если биологи говорят о непрерывности зародышевой плазмы, а в аскети- ке утверждается непрерывность начала духовной жизни, идущего от духовного предка к его духовному потомству, то в истории мысли мы с полным правом можем говорить о единстве философской закваски, делающей генеалогию в истории мысли не условно объединяемой, а существом дела единою. Вот почему, как о свойствах физической организации мы часто многое узнаем, изучая физическую наследственность, а для нее рассматриваем предков данного лица, и как для понимания особенностей духовной жизни данного лица многое может дать вглядывание в его старца и вообще в его духовных предков, так же точно для понимания философской системы и в особенности для оценки ее элементов весьма часто надо бывает вглядеться в ее корни. А с другой стороны, система может быть понята и оценена по правилу «по плодам их познаете их»35*, т. е. чрез рассмотрение ее идейного потомства. Следовательно, и так, и иначе—а вопрос об исторической связи системы мысли с предшествующими и с последующими есть один из основных, не только потому, что история есть уєуєац, но и для понимания данного звена в уєуєстц'е.—Теперь рассмот- рим пример этой идейной генеалогии: соотношение школ античной философии.
Мы говорили, что задача генеалогии, генеалогического дерева и генеал<огической> записи, понять род, как целое, т. е. как своеобразную индивидуальность, черты которой сквозят во всех представителях рода (это во-первых) и которая имеет осмысленность, целесообразное) расположение отдель<ных> своих элементов. Жизнь ес^ь энергия целестремительная, осуществляющая цели. Жизнь культуры и, в част<ности> и в особенности жизнь духовная, осуществляет высшие духовные цели. Понимать историю не так, т. е. вне целей, ею осуществляемых, это значит не только изгнать из истории Провидение, но и, более того, сделать историю слепым, фатальным процессом, по закону причинности. Но таковой, как мы уже видели, есть повторение одного и того же, того, что еще бывает, но отнюдь не явление нового, отнюдь не творчество и, стало быть, безличен, не им<еет> в себе лиц. Это, как мы видели, не есть история. Если же мы признаем историю не однообразным только механическим) процессом, то тем самым вынуждаемся признать и существование) лиц, а раз есть лица, то есть и цели. Существование рода (в как<ом> уг<одно> смысле—телесн<ом> и духовном) подразумевает единство того начала, которое делает род единым: телесного—зародышевой плазмы, духовного— дух<овной> жизни, иерархического—благодати, философского)—филос<офские> идеи... А если есть единство жизни, то есть и единство познания. Всякий род потому и род, что имеет TEAOZ36>, над осуществлением которого он призван трудиться и ради которого он существует как род, как одно целое. Наблюдение намечает, а вера утверждает, что отказ от этого теХо^'а (ср. Онана37*) ведет за собою гибель того, кто отказывается. Если род отказывается как целое—то гибель
рода. До поры до времени Промысл не требует от рода окончательного) самоопре<деления>: и даже дозволяет уклоняться от прямого ответа на вопрос, зачем он существует. Но17
Декарт
О
Спиноза
О
учение об 8лектр<нчестве> и
г, Лавуазье Галъванн
Пристли - О
Карзо
Стеффенс
Бурдах Шлегель Новалис
О
(Тик)
Касп<ар> Фр. Вольт О
Работы по морфологии
Гете О
Окев
о
Робинэ0
Лейбниц Q
і Кант
Баиль
О
Шиллер
А Гердер
• О
і Фихте
ОЛессииг
Якоби
о
1 \ натурфилософия
11797—1799
ївстеїшескии идеализм 1800-1801
О Бонна О Кальмеиер
ОВ. фон Гумбольдт ( априоризм языка ) Шлеиермахер
О
абсолютный 1801-1804
О Геллер (раздражительность)
Гегель
о
Q Дж. Браун (уч<ение> о возбудимости) ОКлеин
о Шт. О Act.
ОЗольцер
о
И. Я. Вагнер О Христианство
(м<ожет > б<мть> см. <с«ятме> оо. <отцы> восточные Махс<нм> Исп<окдинк>)
О Мальбранш
О
Q Фр Крау» Арепс
Шопенгауэр
^ Иррационализм
Шульце (впосндем)
о О
Эшенманер Бардин
А. Швейцер («релнгиоз<ныА> гении»)
о
Як. Бо*
о
учение о свободе (религиозный идеализм)
1804-1813
ОФр-фоы Баадер
О Гофман О Сен-Мартен
индусская мистика и философия
тезировать в своем познании прошлое своего рода, закреплять его возможными способами, тогда как ветви дерева, если представить его сознательным, гораздо меньше нуждаются в таком закреплении, ибо там прошлое само собою остается закрепленным, и, покуда жив организм дерева—жива и память о всем его прошлом.
Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки. Каждое время его жизни ценно по-своему; однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, пред ним стоит <В рукописи далее зачеркнуто: «некоторая жизненная цель».—Ред.У заданная ему историческая задача, которую он
Как род делается единым, сохраняя духовное самоопределение отдельных членов?—Тем, что он не мертвое, неподвижное единство, а единство живое, ритм. Этот ритм—в сосуществовании тезиса, антитезиса и синтеза—деда, сына, внука. Жизнь рода, осуществляющего свой xekoq, чрез внуков «возвращает сердца отцов детям — обратити серца отцем на чада» (Лк. 1,17). Поговорить о Федорове
Еще по теме РОДОСЛОВНАЯ С ГЕРБАМИ:
- РОДОСЛОВНАЯ С ГЕРБАМИ
- (Приложение 2. Из черновых материалов)
- Машкины, иногда Машины
- ВВЕДЕНИЕ
- ДМИТРИЕВ-МАМОНОВ
- САБУРОВ
- ХАНЫКОВ
- КОРСАКОВ
- ЧЕРКАОДКИИ
- СУВОРОВ
- АПРАКСИН
- 39. ТЕГЛЕВ
- ЮСУПОВ
- ПОЛИВАНОВ
- МАНКОШЕВ
- ХОТЯИНЦЕВ
- 112. АЛЕЕВ
- БОГАЕВСКИИ
- ПОВСЕДНЕВНАЯ И ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА САМУРАЕВ