<<
>>

V. СЕМЬ ТАИНСТВ

В основу публикации положен текст рукописи (автограф Флоренского), датированный 19—21 .V. 1918 (ст. ст.). Текст входит в тетрадку, объединяющую V и VI лекции — «Семь таинств», «Черты феноменологии культа».
Текст находится на тетрадных листах (л. 1—34) и имеет свое разделение на параграфы (§ 1—16). В рукописи есть небольшая более поздняя правка Флоренского карандашом. Рукопись не имеет соответствующего машинописного экземпляра по неизвестным для нас причинам, и поэтому данный текст не попал в издание 1977 г. В заголовке цифра «V» отсутствует. Впервые текст напечатан в научно-публицистическом журнале «Энтелехия» № 2 (Кострома, 2000. С. 11 —27). В первой публикации было несколько мест, прочтенных неправильно: в данном издании эти места исправлены.

Игумен Андроник

Текст основной части подготовлен к печати игуменом Андроником и О. Т. Ермишиным, текст приложения— игуменом Андроником. Примечания игумена Андроника (1—8, 10—13, 15, 18, 20, 22, 28, 32—40); С. М. Половинкина (9, 14, 17, 19, 21, 29—31; приложение (1)); иеромонаха Дионисия (Шленова) (16, 23—27).

См. примеч. 11 к приложению 3 раздела Ш «Культ и философия».—155.

См. примеч. 4 к разделу IV «Таинства и обряды».—156.

частное дело (нем.).—156.

Флоренский использует название труда Н. Ф. Федорова (1829— 1903) «Философия общего дела» (Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913).—157.

Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. С. 4.—158. 12

Среди черновых материалов Флоренского находится выписка данной цитаты с заголовком «Объективность таинств». На этом же листке выписана еще одна цитата из писем митрополита Филарета: «Не Порта ли, по сказанию блаженныя памяти Патриарха Константия, заставила греческую иерархию перекрещивать крещеных обливатель- но?» (id., стр. 575, № 375).

Сверху обеих цитат Флоренский написал: «Это противопоставить мнению Антония Волынского («как угодно Церкви признать»), но выражают анонимно его многие—?>».—159. 13

См.

Послания святого Игнатия Антиохийского к Ефесянам (гл. XIII), к Магнезийцам (гл. VI, VII, XIII), к Траллийцам (гл. XII), к Филадельфийцам (гл. Ill, IV, VII, VIII) // (Писания мужей апостольских/Пер. прот. П. Преображенского. СПб., 1895. С. 271, 275, 281, 284, 289, 297, 299.—159. 14

Число степеней свободы механической системы—число независимых возможных переменных системы; например, если система состоит из л материальных точек, на которые наложено т связей, то число степеней свободы системы равно 3rt—т.—163. 15

См. примеч. 47 к разделу IV «Таинства и обряды». У Флоренского в данном случае описка: «недвижном».—164. 16

«не мог не грешить»; теперь же «может не грешить» (лат.).—164. 17

Источник текста в кавычках выявить не удалось.—165. 18

Далее карандашом запись Флоренского: «#ДСП 1-й час», т. е. до сих пор читался текст в течение 1-го часа лекции, а дальнейший текст относится ко 2-му часу той же лекции.—165. 19

См.: Гёте. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957.—

165. 20

Кавасила Николай, архиепископ Фессалопикский. Семь слов о жизни во Христе. М., 1874. С. 39 (слово 2-е, § 81; см. также слово 4-е, § 62—63—с. 88).—165. 21

Джемс Вильям. Научные основы психологии / Пер. под ред. Л. Е. Оболенского. СПб., 1902. Здесь в гл. 11 «Поток сознания» Джемс критикует «синтетический метод», исходящий из «простых идей ощущения», как из атомов, и восходящий к «высшим состояниям сознания». «Аналитический метод» Джемса исходит из «конкретных состояний сознания, взятых в целом» (с. 114).—166. 22

Своеобразная «скрытая» полемика с В. В. Розановым, миниатюрная теодицея в антроподицее. Ср.: Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. М., 2002. С. 17:

«Есть в мире какое-то недоразумение, которое, может быть, неясно « Самому Богу. В сотворении его «что-то такое произошло», что было неожиданно и для Бога. И отсюда, собственно, иррационализм, мистика (дурная часть мистики) и неясность. Мир гармоничен, и это— «конечно». Мудр, благ и красота, и это—Божие.

Но «хищные питаются травоядными»—и это уж не Божие. Сова пожирает зайчонка—тут нет Бога. Бога, гармонии и добра.

Что такое произошло—этого от начала мира никто не знает, ?и этого не знает и не понимает Сам Бог. Бороться или победить это—тоже бессилен Сам Бог. Так, «я хочу родить мальчика красивого и мудрого», а рождается «о 6-ти пальцах, с придурью и непредвиденными пороками». Так и планета наша. Как будто она испугана была чем-то в беременности своей и родила «не по мысли Божией», а «несколько иначе». И вот «божественное» смешалось с «иначе»...

И перед этим «иначе» покорен и Бог. Как тоскующий отец, который смотрит на малютку с «иначе», и хочет поправить, и не может поправить. И любит «уже все вместе»...» —169. 23

по образу Христа (греч.).—169. 24

Точнее: Ad uxorem, lib. 2, cap. 8.—169. 25

Точнее: De baptis., lib. 5, cap. 20, 26.—169. 26

Вероятно: Contra Litteras Petiliani, lib. 3, cap. 35, par. 40.—169. 27

Ссылка не найдена, ср.: Contra Iulianum, lib. 5, 1433, lig. 32.—169. 28

Флоренский цитирует Послание Восточных Патриархов Иерусалимского Собора 1672 г. Ему были доступны издания: Kimmel Е. J. Monumen ta Fidei Ecclesiae Orientalis. Jenae, 1850.— Русский перевод исповедания патриарха Досифея см.: «Костромские епархиальные ведомости». Т. VIII. 1894, № 18 и 19, часть неофициальная; «Собрание грамот Вселенских патриархов». Изд. Святейшего Синода, 1846 г. Прот. А. Горский указывает также на издание перевода догматических определений Иерусалимского Собора Святейшим Синодом Русской Церкви в 1858 г. (Горский А. О Соборе Иерусалимском 1672 г.//Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе. Ч. 24. М., 1871. С. 568—620).

Параллельный греческо-русский текст был издан в «Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи». Т. 3. СПб., 1875 и отдельным изданием: «Послание Восточных Патриархов к епископам Великобритании с изложением веры православной» (без места и года издания, 59 страниц).

В черновиках Флоренского отмечается: «в первонач(альном) тексте «Деяний» Иерусалимского Синода», «в первонач<альном> тексте».—Это свидетельствует о том, что он использовал издание Ким- меля и делал свой перевод. См. также: Около Хомякова (1916) Ц Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 301.—170. 29

под знаком вечности (лат.). Флоренский использует одноименное название книги Н. А. Бердяева (1874—1948) «Sub specie aeter- nitatis: Опыты философии, социологии и литературы. 1900—1906». М., 1907.—171. 30

Источник не выявлен.—172. 31

См.: Платон. Законы 903 b-d = Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994. С. 365; Аристотель. Метафизика 1045а, 9—= Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 231: «целое есть нечто помимо частей»; Аристотель. Политика 125а, 21= Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 379: «ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части».—172. 32

Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 63.— 173. 33

Источник не выявлен.—173. 34

Ин. 6, 55.— 174. 35

У Флоренского, вероятно, описка: «но омовение—истина...» Исправлено по аналогии сходных мест.—174. 36

Ср.: Мф. 23, 37; Лк. 13, 34.—175. 37

бесноватые вонючи (фр.). Ср.: «Есть глубокая, хотя и непонятная связь между органическим ощущением тошноты и тем, что оставляет после себя запретная область темного знания. Сюда же относятся и свидетельства старых экзорцистов, что «les demons sonts puants», т. е. что бесы вонючи, т. е., опять-таки, возбуждают тошноту» (Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 704).—176. 38

Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Изд. 4-е. СПб., 1905. С. 182.—176. 39

1 Тим. 2, 9—10 и 1 Петр. 3, 3—4.—176. 40

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 294 об.— 313 об.—176.

(Приложение.) Дедукция семи таинств

Первоначальные наброски и схемы данного текста на четырех листах датированы Флоренским: «1919.ХІІ.24—25. Ночь». Рукопись текста (автограф Флоренского) надписана: «1919.ХІІ.29. Серг(иев) Пос<ад>. Продумано 1919.XII.24—25. Ночь». Текст написан Флоренским на 12 тетрадных страницах и был вложен в тетрадные листы после лекции V «Семь таинств». Соответствующий рукописи машинописный экземпляр на 9 страницах правлен Флоренским. Судя по некоторым стилистическим отличиям машинописного экземпляра от рукописи, Флоренский сам диктовал машинистке текст, пользуясь своей рукописью. В основу публикации положен авторский машинописный экземпляр, проверенный по рукописи.

Игумен Андроник

Текст подготовлен к печати игуменом Андроником. Примечание С. М. Половинкина.

1 Данный термин в печатных изданиях трудов Н. В. Бугаева не обнаружен. Вероятно, Н. В. Бугаев употреблял этот термин в лекциях, которые слушал Флоренский, или в частных беседах с ним.—183.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме V. СЕМЬ ТАИНСТВ:

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
  2. VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА 1918. V.21. Ночь. Серг(иевУ Пос^ад}. День семилетия моего Васеньки
  3. Органическая связь таинств
  4. О тайнах и таинствах I)
  5. V. СЕМЬ ТАИНСТВ
  6. «43. О том, что таинства преподаются одно чрез другое и одно чрез другое совершаются
  7. Христианская семья прошлых веков
  8. Л. А. Грицай ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
  9. ТАИНСТВЕННЫЕ КОЛОССЫ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ
  10. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ И ТАИНСТВА
  11. Металлургические ритуалы и таинства
  12. ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ Духовные основы православной семьи
  13. Иерархическое устроение семьи