IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ

Интерес Флоренского к снам, пробудившийся скорее всего под влиянием детских и юношеских впечатлений (см.: Флоренский 77. Детям моим... М., 1992. Ч. I: Раннее детство. 1л. «Впечатления таинственного»; Ч.
VI: Наука), отразился уже в его статье «Пределы гносеологии» (наст, изд. Т. 2. М., 1996. С. 34—60), где приводится таблица разных видов памяти (прошлого, настоящего и будущего). В дальнейшем мысль о. Павла при анализе сновидений идет по трем направлениям: физическому, символическому и мистическому. Вывод о возможности обратного течения времени, сформулированный в «Мнимостях в геометрии» (1922), аргументируется на примере сновидений в «Иконостасе» (1922); там же говорится и о мистической стороне снов (подробнее см.: Флоренский П. А. Иконостас//Наст. изд. Т. 2. М., 1986. Примеч. 3, 4, 10, 24, 33 и др.). О влиянии натурфилософской мысли на рубеже XVIII—XIX вв., и прежде всего Г. Г. Шуберта, на интерпретацию сна Флоренским см.: Михайлов А. В. О. Павел Флоренский как философ границы//Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 33—69.

Из современной литературы укажем здесь книгу: Rocheterie, Jacques de la. La Symbologie des reves. Le corps humain. Paris: Imago, 1984.

А. Г. Дунаев

Первоначальной авторской рукописью данного раздела следует считать раздел «5. Символика сновидений» (1917.IX.19) из спецкурса 1917 г. «Из истории философской терминологии». Дополнительные материалы вложены в тетрадь спецкурса. Примечаний автора и указаний на них не известно. Заглавие «Символика видений» впервые появляется в плане октября 1919 г. и во второй редакции машинописного текста (ок. 1922 г.), правленного Флоренским. По этой второй редакции и публикуется данный раздел. Впервые работа опубликована: Символ. Сб. 28. Париж, 1992. С. 171 —182. Примечаний Флоренского не сохранилось.

Игумен Андроник

Текст подготовлен игуменом Андроником и А. Г. Дунаевым. Примечания А. Г. Дунаева. 1

Орудия... действия. Термины opyavov... єуєруєіа были применены Вильгельмом фон Іумбольдтом для описания антиномии языка — его вещности и деятельности и использованы и объяснены о. Павлом в первой части труда «У водоразделов мысли», глава «Антиномии языка».— 422. 2

Природа порождающая и природа порожденная (Natura naturans и Natura naturata). Формулировка Бенедикта Спинозы («Этика»), восходящая к средневековой схоластике.— 422. 3

Овидий. Наука любви, III, 397.— 423. 4

Так в машинописи. Может быть, следовало бы читать «мистическим)» или «мистическ<ое>».— 423. 5

Отец Павел цитирует по кн.: Метнер Э. Размышления о Гете. Кн. I: Разбор взглядов Р. Штейнера в связи с вопросами критицизма, символизма и оккультизма. М., 1914. С. 194—195 (письмо к Шуберту от 2 апреля"1818 г. См. также примеч. 118 на с. 501).— 424. 6

Там же. С. 196.— 424. I

Schemer К. Das Leben des Traumes. Berlin, 1861.— 428. 8

Schubert G. Die Symbolik des Traumes. Heidelberg, 1968 (факсимильное переизд. 1814 г.). Idem. Geschichte der Seele. Leipzig, 1839. S. 245—256, 418—423.— 428. 9

Лвсенев Петр Семенович (1812—1851) (арх. Феофан)—ординарный профессор Киевской Духовной Академии и адъюнкт по кафедре философии Университета св.

Владимира. Его статьи о сновидениях публиковались в «Воскресном чтении», а также в «Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии... изданном Акаде- миею по случаю пятидесятилетнего юбилея ее». Киев, 1869 (Из записок по психологии арх. Феофана Авсенсва). Его лекции были составлены в основном по «Истории души» Шуберта (О сне и сновидениях. С. 149— 166 указан, сб.).—428. 10

Volkelt I. Die Traumphantasie. Stuttgart, 1875. Ср. также: Фоль- кельт И. Артур Шопенгауэр, его личность и учение/Пер. с нем. М. Фитермана. СПб., 1902. С. 89—92 (Шопенгауэр о сне).— 428. II

См., напр.: Вундт В. Физиологические основания психологии/ Пер. В. Кандинского. Вып. 2. М., 1881. С. 911—924 (сон и сновидения), 924—933 (гипнотические состояния).— 428. 12

Имеется несколько работ 3. Фрейда, в которых он касается объяснения сновидений. Как ясно из сравнения имеющихся далее цитат с русскими переводами трудов Фрейда, Флоренский пользовался книгой: Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 1913 (перевод с 3-го, дополнен. нем. издания).—428. 13

Здесь и далее о. Павел использует русский перевод указанной книги Фрейда, излагающего мнения Шернера в истолковании Фолькель- та. См.: Фрейд. Указ. соч. С. 71.— 428. 14

Там же. С. 72. Курсив Флоренского.— 429. 15

Там же. Цитата из Шернера (по Фолькельту), приводимая Фрейдом, в русском переводе у Флоренского не закрыта. Курсив везде Флоренского. Сокращение текста Фрейда, сделанное Флоренским, но не отмеченное им, выделено угловыми скобками, как и исправления по источнику некоторых неточностей.— 430. 16

Там же. С. 73.— 430. 17

Манасеина М. М. Сон как треть жизни человека... М., 1892. С. 217. Курсив везде Флоренского. Отдельные исправления, сделанные нами по источнику, отмечены угловыми скобками.— 431. 18

Эти материалы нам не известны.— 431. 19

Ссылка в скобках вписана карандашом рукой Флоренского на полях машинописи.—431. 20

Цитировано по указанной книге Крепелина. Та часть сокращенной ссылки Крепелина на источник, которая раскрыта о. Павлом, выделена квадратными скобками. Имеется русский перевод: Bleuler Е. Руководство по психиатрии/Пер. с нем. А. С. Розенталь. Берлин, 1920. С. 47 (об экстракампинных галлюцинациях).— 432. 21

Кандинский В. X. О псевдогаллюцинациях. Критико-клинический этюд. СПб., 1890. Рец.: «Вопросы философии и психологии». Т. X. С. 66—67. Переиздание: М., 1952.— 432. 22

О Долинине см. с. 50—51 издания 1952 г.— 432. 23

Весь этот эпизод, дословно пересказываемый далее Флоренским, см. там же, с. 91 —101. Курсив В. X. Кандинского и П. А. Флоренского. Контекстуально революция в Китае, возможно, сопоставлена с цитатой из Крепелина о видении «страшных фигур, чертей, китайских теней». В работе о. Павла «Иконостас», относящейся к тому же времени, что и «Символика видений», имеется пересказ сновидческого переживания Мори в эпоху французского террора. По-видимому, выбор этих примеров не был случайным.— 432. 24

В машинописи: замыкаемых... отмыкаемых. Исправлено по источнику.— 433.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(1) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ:

  1. IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ 161
  2. ГАДАНИЕ И ЕГО СИМВОЛИКА
  3. Приложение E СЕКСУАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА ОГНЯ
  4. (Приложение 2. Праздники. Освящение реальности. Символика богослужения)
  5. ГАДАНИЕ И ЕГО СИМВОЛИКА
  6. Познание и экзистенция в ритуальной символике
  7. ВАВИЛОНСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И РИТУАЛЫ
  8. Символика Петербурга и проблемы семиотики города
  9. «ТЕРНЕР-ВИДЕНИЕ»
  10. Оккультная символика разделения пантеона на группы тэнгриев
  11. ВИДЕНИЕ ХЕФА
  12. ИМЕТЬ ВИДЕНИЕ
  13. О ВИДЕНИИ И ОБРАЩЕНИИ ВНИМАНИЯ