IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА)
Игумен Андроник
Текст подготовлен к печати игуменом Андроником. Примечания игумена Андроника (1—4, 9—24, 28— 31, 33—44, 46—63; приложение (2, 3)); С. М. Поло- винкина (5—8, 25—28, 32, 45, 52); иеромонаха Дионисия (Шленова) (приложение (1)).
Будь нам в битвах вождем, приблизь исполненье вещаний, Вновь низойди благосклонной стопой к фригийцам, богиня'
(Буколики. Іеоргики. Энеида. М., 1971. С. 307).— 384.
9 Далее в тексте оставлено чистое место, вероятно, для еще одной молитвы. К данному месту в тетради Флоренский вложил записку:
Языческие молитвы 1)
. Молитва Энея Юпитер ' (Vergilii Aeneis, V, 685—692 и сл.). 2)
. Молитва Энея Кибсле X, 251—255). 3)
. Молитва <Энс , Диане (id., <Х1>, 556—560).—384.
16 Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 227.—384. 11
Там же. Ч. 2. Л. 17 об.—18.—385. 12
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.ІХ.З» (ст. ст.).—385. 13
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 58 об.— 59.—386. 14
Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 105.—386. 15
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 14—15.— 387. 16
Чин, бывасмый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов или иных видов//Требник. М., 1906. Л. 159 об.—160 (так называемый большой Требник). Другие редакции этого заклинания см.: Требник митрополита Петра Могилы. Киев, 1646. Ч. 3. С. 405—406; Последования молебная о избавлении от духов нечистых. М., 1999. С. 226—230.—389. 17
Ср.
священнический возглас на литургии: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати прсчестное и великолепое имя, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»// Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 154.— 389. 18Исх. 3, 14.—390. 19
В рукописном и машинописном экземплярах Флоренского оставлено чистое место для двух-трех слов. Греческий текст вписан ред.—390. 20
Ср. выписку Флоренского из подготовленных материалов:
«Ак<афист> Иис<усу> Слад<чайшему>, конд<ак> 9: «Все естество
ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят вопиюще...»89 — Итак, говоря всегда «Свят, Свят, Свят», ангелы славят имя Иисуса. Но «Свят, Свят, Свят» есть песнь троичная; следовательно, имя Иисусово таинственно выражает Пресвятую Троицу. NB (энергия Пресвятой 1роицы).
Ср.: На хвалитех стихиры: «Див<ное> имя Твое... ангели поют»»90.—
390. 21
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.ІХ.5» (ст. ст.).—390. 22
В рукописи Огневой: «...а как на истинном...»—391. 23
Ср.: 1 Кор. 13, в.—391. 24
См.: О поклонах и молитве церковное законоположение//Типикон, сиесть Устав. М., 1906. Л. 416 об.—59/. 25
Понятие, введенное Иоганном Фридрихом ІЬрбартом (1776— 1841). Это накопленный запас представлений, влияющий на вновь воспринятое. См.: Herbart I. F. Psychologie als Wissenschaft... Bd. 2. Koniesberg, 1825. Кар. 5. § 125.—392.
Ср.: Кант. Критика практического разума // Кант. Соч.: В 4 т. Т. 4. Ч. 1. М., 1965. С. 359—360: «Высшее совершенство, представленное в субстанции, т. е. Бога, следует мыслить только посредством понятий разума».
Кант. Метафизика нравов // Кант. Соч.: В 4 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 433: «Единственно этот долг в отношении Бога (собственно, в отношении идеи, которую мы создаем о таком существе) есть долг человека перед самим собой, т. е. не объективный долг—обязательность выполнения определенных услуг другому, а лишь субъективный долг, [служащий] для укрепления моральных мотивов в нашем собственном законодательствующем разуме».— 392. 27
Слова поэта из стихотворения А.
С. Пушкина «Крой» (1830).—392. 28Ср.: Исх. 3, 16. Флоренский приводит слова из так называемого «Амулета» Блеза Паскаля (1623—1662), записки, составленной им 23 ноября 1654 г. и зашитой в подкладку одежды. В книге «Столп и утверждение Истины» в разделе «Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными» пункт XXV посвящен «Амулету» Паскаля. Здесь Флоренский дает перевод и комментарии к тексту:
«Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова,
Не философов и ученых.
[Истина—Личность, исторически являющая Себя, а не отвлеченный принцип; другими словами, Истина—не вещна, а лична]» (Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины// Флоренский 77. А. Соч. Т. 1(2). М., 1990. С. 579). Факсимильное воспроизведение «Амулета» см. в книге: Паскаль Блез. Мысли. СПб., 1995. С. 420.—392. 29
Ср.: Деян. 17, 28. Флоренский соединяет русский и церковнославянский переводы.— 393. 30
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.ІХ.9» (ст. ст).— 393. 31
Ср.: Пс. 33, 11.—393. 32
Пьер Жозеф Прудон (1809—1865)—французский социалист; полагал, что «Бог—это зло».—394. 33
Ср.: «Кто близ Меня, тот близ огня, кто далеко от Меня, тот далеко от Царства» // Лопухин А. 77. Не записанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. Изд. 2-е. СПб., 1898. С. 10.—394. 34
Откр. 3, 20.—396. 35
Ср.: Откр. 15, 3.—396. 36
Мф. 6, 10.—396. 37
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 27.—397. 38
Там же. Л. 29.—397. 39
Там же. Л. 44 об.—397. 40
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.ІХ.10» (ст. ст.).—397. 41
Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 59.—397. 42
3 Цар. 19, 12.—398. 43
См. примеч. 20 к разделу V «Семь таинств».—398. 44
Ср.: Евр. 11, 1.—399. 45
из всего всех (лат.).—399. 46
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.ІХ.12» (ст.
ст.).—400. 47Деян. 17, 28.—400. 48
Исх. 20, 7.—400. 49
Источник цитаты не выявлен.—401. 50
Исх. 20, 7.—401. 51
Ср.: Рим. 10, 1—4.— 402. 52
Ср.: Священник Павел Флоренский. Памяти Феодора Дмитриевича Самарина (+23 октября 1916 г.). Сергиев Посад, 1917. С. 21:
«Далее, наш разговор повернул опять к вопросам литургической метафизики и, в связи с этим,—к некоторым позициям старого славяно- фильства. Отправною и опорною точкою наших обсуждений было понятие пресуществления Св. Тайн. Феодор Дмитриевич высказал характерное соображение против этого понятия, хотя и с большими оговорками, а именно что было бы ужасно, в смысле чувства ответственности, думать о случайно упавшей с престола крошке Св. Тела или о смытых водою с уст частицах Св. Крови—как о продолжающих быть таковыми. Я же полагал, что это ничуть не более страшно, чем величайший священный страх веры — Богоснисхождения и Боговоплощения. Что Святые Тайны могут быть, волею или неволею, попраны и осквернены, оставаясь притом Святыми Тайнами,—это не более ужасно, чем весь подвиг жизни и, в частности, страданий и смерти ІЬспода Иисуса Христа. Более того, возможность уничижения Господа включает в себя и возможность попрания Его Св. Тела и Крови. Можно же, приобщаясь Св. Тайн, дать лобзание «яко Иуда»; почему же нельзя, ведением или неведением, волею или неволею, уронить Св. Тело или пролить Св. Кровь? В нашем разговоре с Феодором Дмитриевичем мне был хорошо понятен страх его пред возможностью «суда и осуждения». Страх этот свойствен всякому верующему, ставящему себя пред лицем Господа,— всякому человеку, не понятие о Господе имеющему в виду, а Его Самого зрящему пред собою очами веры. Но обращаться в бегство от термина и понятия пресуществления на этом основании—не соответствует ли это, как если бы кто, перенесясь во времена земной жизни Иисуса Христа, стал отрицать Его Богосыновство, из боязни, как бы нечаянно, при корабельной качке, например, не толкнуть Сына Божия. Согласиться с Феодором Дмитриевичем, как ни был он умерен и осторожен в своих суждениях, я никак не мог».
О «иудейской закваске» Самариных Флоренский писал: «Вероятно, под влиянием белостокских впечатлений я видел сегодня после обеда, заснув на некоторое время, странный сон.
Видел я именно, что попал в дом Александра Дмитриевича Самарина, который, надо сказать, при отъезде нашем поразил меня совершенно еврейским видом—ушами, носом, глазами, всем. Попал я туда, чтобы отслужить какую-то службу пред началом какого-то общественного дела. В ожидании съезда разных именитых гостей, А-р Дм. предложил мне облачиться и указал на облачение, лежавшее где-то в углу. Я стал облачаться и увидел, что это—не облачение, а костюм медведя, хотя и сшитый по образцу облачений. Я говорю А-ру Дм-чу: «Ведь маски запрещены, таких облачений не бывает». Он сказал что-то вроде «ничего, ничего», причем в словах его мне послышалось оскорбительное пренебрежение к Церкви. Взволнованный, я сказал, что служить в этом не стану; но потом решил просто ради любопытства надеть эти «облачения». Фелонь оказалась с капюшоном, накидывавшимся на лицо и изображавшим медвежью морду; на месте глаз были дырочки. Мне этот капюшон был несколько мал, так что, посмотрев на себя в зеркало, я увидел, что сквозит снизу лицо. Пасть была обшита красной материей и выглядела довольно страшно. Я боялся, что испугаю детей. Юра Самарин испугался меня, но не очень. Я же избегал Васеньки, боясь его очень напугать. А. Д. Самарин на мое недовольство этим «облачением» сказал: «Это что, а вот у меня есть еще облачение волчье!» Действительно, в углу была сложена фелонь с оскаленной волчьей пастью. <...)Мне кажется, этот сон знаменателен и жуток. Еврейство Самариных, их двусмысленное отношение к Церкви, их тайные цели—вот что знаменовало мое сновидение» (Священник Павел Флоренский. В санитарном поезде черниговского дворянства//Новый мир. 1997. № 5. С. 158— 159).—402. 53
Источник не выявлен.—403. 54
Ср. выписку Флоренского.
Полярязацня благодати
Мол<итва) ко св<ятому> прич<ащению> Дамаскина, 5-я: «...ни в тяжесть, ни в муку...»91—405. 55
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «І922.ІХ.16» (ст. ст.).—405. 56
Ср.: Исх.
20, 7.—405. 37Мф. 7, 21.—407. 38
На черновике Флоренского с указанием цитат из Пс. 118, 108 и Ос. 14, 3 заголовок: «К стр. 24. Слово—реальность. Молитва—жертва уст».—408. 59
Пс. 140, 2. Стихи, употребляемые во время вечернего богослужения II Ирмологий, обдержай вся ирмосы Осмогласника, Владычных же и Богоматере праздников и всего лета. М., 1913. JI. 125 об. На черновике Флоренского с выпиской данной цитаты заголовки: «Молитва—жертва <...) Трансцендентность (ср.: «Кадило Тебе приносим» 92)».—408. 60
Предисловие в Часослов//Часослов учебный для начальных сельских училищ. М., 1915. С. 6.—409. 61
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки текста Флоренским: «1922.ІХ.17» (ст. ст.).— 409. 62
Ср.: Кол. 2, 8, 20.—411. 63
Среди черновых выписок Флоренского к тексту «Словесное служение» есть две, помеченные: «К стр. 24»—т. е. к стр. 24 рукописной записи лекции (как выше говорилось, текст лекции обрывается на с. 13 и последующие страницы нам неизвестны, но можно предположить, что с. 24 была последней). Приводим выписку, имеющую самостоятельное значение:
1
«Молю... вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови словесное служение ваше» (Рим. 12, 1), «для разумного служения вашего, rf)v XoyiKTjv XaTpeiav un&v». «И не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтсся обновлением ума вашего — aXXa цєтацорфооадє trj avaicaivri)aet too voo^» (id., 2). He о служении словом идет речь, а о телах одухотворенных: они словесны.
2
«Яко новорождени младенцы, словесное и нелестное млеко возлюбите— то XoyiK6v &6oXov yaka єяіяо?Иґ|сгатє— яко да о нем возрастете во спасение, понеже вкусисте, яко благ Господь» (I Петр. 2, 2-3).
3
«Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я (т. е. Честныя Дары) во святый, и пренебесный и мысленный свой жертвенник — Eiq тд ayiov, каі \5) теє рои paviov каі vocpov аитои Sixnaarfipiov» (ектения на литургии св<ятого> Иоанна Златоустого, пред «Отче наш») . «Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех... яроофєроцєу стої tfjv A.oyikt|v xauxr|v taixpeiav... (Тайная молитва на литургии св<ятого> Иоанна Златоустого после пресуществления и пред «Достойно»1. Под сею xaoxr|v—словесною службою разумеются Св<ятые) Дары. Это—вещь, но она словесна. NB. 5
По словам св<ятого> Андрея Критского, хотя в евхаристии Христос жрется ev avxixonoK; стоцроХоц и вкушается как хлеб, (&<; apxov, но Он— По словам Льва Болгарского, мы приносим в жертву «агнца мысленного2—xov a^vov vot|t6v, умопостигаемого, трансцендентного [умного, Господа нашего И. X., как евреи приносили агнца пасхального].
7
«Соблюди мя нескверна, раба ТЪоего (Богородице) и непорочна, яко да приемь умнаго бисера, освящуся—onayq Eta5ex6^ievo<; xov vor|xdv царуосрІхт|У ауіб^юцаї» (канон ко св<ятому) причащению, песнь 4, троп<арь> 4)93.
8
Потому, будучи умным, культ, хотя и вещественный, может питать наш ум: «Оум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое» (кан<он> ко св(ятому) прич<ащению>, п<еснь) 6, тр<опарь> I)4.
9
И то же: «Божественное Тело и обожает мя и питает, обожает дух, ум же питает странно», ©єоб хо стшца косі Зеої цє каі хрєфєг Зеої хд ісуебца, xov 6е voov хрєфєі ?evco<;. (Мол<итвы> ко св<ятому> причащению), стихи в сам(ом) конце молитв)5.
«Яко велие и страшное узреся видение днесь: с небесе убо чувственное, от земли же несравненное, облиста Солнце правды мысленное на горе Фаворстей». °Й<; цєуа kai^opepdv с&раЭт] Эеосцос <тт|ц?роу oupavou aiadrjxoq, єк yffc 5є ааиукріхск; e^tjcrxpa\|/ev *'ГШо<; тг\<; 6iKaioa6vr|<; vor|xd<; елі хоО броїх; 0аргі)р.
609
20—2408
Сколь великое и страшное явилось ныне видение! С неба чувственное, а с земли превосходнейшее духовное (!) Солнце правды воссияло на горе Фаворе (Малах. 4, 2).
Второй канон на Преображение
Песнь 6-я, тропарь 1-й (Богослужебные каноны на греч<еском>, славянск<ом> и рус<ском> языках. СПб., 1855. Книга вторая, стр. 35). Канон составлен в VIII в. св<ятым) Иоанном Дамаскином.
«Приидите, мне покоритеся, людие, возшедше на гору святую пре- небесную, невещественно станем во граде живаго Бога, и узрим мысленно Божество невещественное Отца и Духа, в Сыне Единороднем об- листающее».
Дєитє рої, яєЮєсгОє Хаоі, avapdvra; гід то брод то ftyiov, то ercpupaviov, аиХах; атшцєу ev гсоХєі ?<юуто<; вєоб, каі єтсоятєбстсореу, vo'i 0єотт]та &0Xov, Патрос; косі Пуєбцатод, ev Yta> povoyevei аяаатраятооаау.
Внемлите мне, народы, и придите: взыдем на гору святую, небесную, станем духовно во граде живого Бога и будем созерцать умом невещественное Божество Отца и Духа, сияющее в единородном Сыне.
(То же, песнь 9, троп<арь> 2-й—id., стр. 40.)
"Отсох; 6 (piXav&pGMCoq 0єо<; i^pcov, 6 Jipoo5e?ap?vo<; atka [та тіціа Scopa] etq то ayiov, каі orcepoopaviov, каі voepov аотоб Si>criaaTf)ptov. (Ектения на литургии Ио<анна> Зл<атоуста) пред «Отче наш». EuxoXoyiov* ev Ршцт^ 1754, а. 55.)
«Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших, праотцех, отцех...»
(Тайная молитва на литург<ии> св<ятого> Иоанна Злат<оуста> после пресуществления и пред «Достойно»)
'ТІТІ яроофёрореу aoi Tf|v XoyiKfjv Taorr|v XaTpeiav йяєр TWV ev тсісттєі ava7iauaapeva)v... (EuxoXoy Итак, Святые Дары называются словесною службою—таитцу—за почивших в вере. Следовательно, словесным может быть не только мысль, слово, но и тело Христово, вещество.
Словесный, Аюуіко<;—Рим. 12, 1; 1 Петр. 2,2. Нед<еля> Ваий, повечерие, п<еснь> 1, тр<опарь> I94.
Канон ко св(ятому) причащению, песнь 4, ирм(ос} 4 (Хоуекбтщо^, a. 27)—07іш<; еІа5єхоцеуо<; TOV VOT|TOV PAPYAPITT|V ауіа?(ораі. Там же, песнь 6, ирмірс> 1 — «умный бисер».
Канон снятому) Кресту, песнь 7, ирм(ос> 2—«умныя очи». То же, молитва—«от волка умнаго исторгая [избавляя]»95.
Канон Ангелу Хранителю, песнь 3, ирм(ос} на «Слава»—«призира- юще умно».
Там же, песнь 6, «И ныне»—«землеретный ум». Ср.: там же, песнь 7, ирм<ос> 4—«солнцезрачный ум». Там же, п<еснь) 7, ирм<ос) 6—«лествица умная»96.
Акафист Иисусу Сладчайшему, ик(ос) 8—«быстрото умная» (в субъективном) значении, а вот «умныя очи»—это в объективном). То же, икос 11 — «ум мой»2.
Канон Ангелу Хранителю}, песнь 1, «Слава» — «ум» (трудно сказать, субъективное или объективное значение). Там же, песнь 3, «Слава» — «умно». Там же, песнь 3, «Ныне» — «ум».
Там же, песнь 6, «И ныне»—«ум... земнаго и вещнаго желания». Там же, песнь 7, ирм(ос) 4—«веселый ум».
Там же, <,песнь} 7, «И ныне» — «умная» (объективнее) знач<ение». Там же, песнь 8, ирм<ос) 1 — «ум» (субъект<ивное». Там же, песнь 9, ирм<ос> 4—«ума» .
Канон Пресв(ятей) Богородице, песнь 7, ирм(ос) 1—«Радуйся, колеснице Солнца умнаго»97 (откуда этот дивный образ? Нет ли параллелей ему? Совершенный Платон!).
Оумно и о^мн, vorfToaq—С<ентябрь>, 26 <нрзб.)
Цумный, woj]xoq—Нояб<рь>, 8, на лит<ии) ст<ихира) ^нрзб.)
«leOe умную, Богородице, пещь разсмотряем вершій...» *
Мысльный—прил<агательное) притяжательное) от сл<ова) мысль—Хоуїстцои: — Мысльныими ошьстии — Изб(орник> 1073 г. (В). Обряштется ч<елове)к дрясел омрачением мысльныим (Хоуюцсоу). Панд(ектыУ Ант^иоха), XI в., 62. Есть оубо естьство мысльно. Иоганн}, Екз(арх) Болгарский), 107. Разделяют же сия силы душевные в мысльно и безмысльно—w<0> ж(е}, 185.— и т. д....
— относящийся к воображению [?—П. Ф.]: Абы ты сиа плъкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу.—Сл<ово> о полк<у> Игор<еве)
— умственный, духовный: Таче оуста мысльная отъврьзъши — Ір(игорий) Наз^иаіізин), XI в., 232.
И тако же потщитися избавити стадо Христово от мысленаго волка.— Соф<ийский> вр<еменник>, 6988 г. (т. II, 213).
(Срезневский. Материалы для словаря, II, столб. 217, 218) 98.—411.
(Приложение)
1 что молитвы называются жертвою уст (Ос. 14, 3). У этого высказывания тот смысл, что молитвы являются некоторыми жертвами и жертвы—некоторыми молитвами. Итак, молитвы—духовные жертвы; и символические жертвы—молитвы (лат.).—412.
2 См. примеч. 59 к разделу IX «Словесное служение».—412.
3 Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 246 об.—412.
Еще по теме IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА):
- ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
- 7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
- (Часть третья. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ)
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТА (ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОДИЦЕИ)»
- Органическая связь таинств
- IX, СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА) 1918. VI.2. Ночь
- IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА)
- ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
- ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ
- IV
- КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
- 33. Эзотерика в раннем христианстве
- 39. Что значит отлучение от церкви?
- 17. О МОЛИТВЕ
- Учение о воспитании в творениях святых отцов IVвека
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский
- ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ ОГНИ личной жизни
- ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯО РЕЛИГИОЗНОЙ ЦЕЛЬНОСТИ
- ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯО МОЛИТВЕ
- § 1. ФИДЕИСТИЧЕСКОЕ СЛОВО В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ И ЖАНР МОЛИТВЫ