<<
>>

I. СТРАХ БОЖИЙ

В основу публикации данной части положен первый экземпляр машинописи с авторской правкой. «Лекция I. Страх Божий» находится на 1—29 машинописных страницах и содержит § I—XIII.

Пропуски в машинописном экземпляре, которые образовались из-за того, что машинистка не смогла прочитать некоторые слова в авторском рукописном экземпляре, были восполнены по оригиналу. В рукописном оригинале «Лекция I. Страх Божий» находится на 1 —19 страницах, в которые вложены черновые и дополнительные материалы. Материалы, не вошедшие в машинописный экземпляр, использованы в приложении и примечаниях.

Игумен Андроник

Текст основной части подготовлен к печати игуменом Андроником; текст приложения—игуменом Андроником и А. Н. Харьковским. Примечания игумена Андроника (1, 3, 6—42, 47, 50—68, 71—80; приложение (3)); С. М. Половинкина (2,4, 5,49, 68—70, 81, 82; приложение (1, 2)); иеромонаха Дионисия (Шлёнова) (43—46, 48). 1

Приветственные слова Флоренского «Христос воскресе!» вызваны тем, что первая лекция произносилась им во вторник 3-й седмицы по Пасхе 8 мая ст. ст. 1918 г. (Пасха в 1918 г. приходилась на 22 апреля ст. ст.). В то же время это пасхальное приветствие, исполненное любви, дало запев дальнейшему содержанию лекции.—27. 2

Парменид В I 29. Ср.: Фрагменты раннегреческих философов. Ч. 1 / Пер. А. В. Лебедева. М., 1989. С. 287.—27.

* Первая лекция состоялась в день памяти апостола Иоанна Богослова— 8 мая ст. ст. 1918 г. Упоминая апостола Иоанна Богослова, Флоренский использует форму богослужебного отпуста. Апостола Иоанна называли апостолом любви.—27. 4

Воанергес (сирск.) — Сын Громов; так Господь Иисус Христос назвал апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых.—27. 5

Пушкин А. С. К***. Я помню чудное мгновенье.—28. 6

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 208.— 28. 7

єі (древнегреч.), еси (церковно-слав.)—есть, глагол во 2-м лице настоящего времени.—29. 8

В рукописном и машинописном экземплярах Флоренского ошибочно «Ховар».

Исправлено по Дан. 10, 4.—29. 9

Октоих, сиречь Осмогласник, с 5-го гласа по 8-й. М., 1906. Л. 40.—

30. 10

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 44 об. В среду сырную. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец.— 31. 11

Там же. Л. 45 об. В среду сырную. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец.—31. 12

Там же. Л. 52. В пяток сыроястный на утрени. Седален по 2-м стихословии, глас 7.—31. 13

Там же. Л. 107. В среду 1-я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец.—31. 14

Там же. Л. 127. В пяток 1-я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец.—31. 15

Там же. Л. 164. Во вторник вечера 2-я седмицы. Ина стихира господина Феодора, глас 3.—31. 16

Там же. Л. 166 об. В среду 2-я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин трипеснец.—31. 17

Там же.—31. 18

Там же. Л. 178. В пяток 2-я седмицы. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец.—32. 19

Там же. Л. 208. В среду 3-я седмицы. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец.—32. 20

Там же. Л. 217. В пяток 3-я седмицы. Утреня. Песнь 5. Ин канон.—32. 21

Там же. JI. 217,06. В пяток 3-я седмицы. Утреня. Песнь 8. Ин канон.—52. 22

Там же. Л. 226 об. Неделя 3-я святых постов. Утреня. Канон Феодора Студита, глас 1. Песнь 1.—52. 23

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 151.—32. 24

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 230 об. Неделя 3-я святых постов. Утреня. Канон Феодора Студита, глас 1. Песнь 8.—32. 25

Там же. Л. 231 об. Песнь 9.—52. 26

Там же. Л. 238. В понедельник вечера 4-я седмицы. Ина стихира, глас 8.—52. 27

Там же. Л. 241 об.—242. Во вторник 4-я седмицы. Утреня. Песнь 9. Ин трипеснец.—32. 28

Там же. Л. 317 об. В пяток 5-я седмицы. Утреня. Седален по 3-м стихословии, глас 6.—32. 29

Октоих, сиречь Осмогласник, с 1-го гласа по 4-й. М., 1906. Л. 50 об. Ілас 1. Во вторник вечера, стихира 3-я на «Господи, воззвах».— 52. 30

Октоих, сиречь Осмогласник, с 5-го гласа по 8-й. М., 1906. Л. 142 об. Глас 6. В пяток утра. Седален по 3-м стихословии.—55. 31

Источник не выявлен.—55. 32

Молитва Честному Кресту: «Да воскреснет Бог...»//Иерейский молитвослов.

М., 1907. Л. 254.—55. 33

Там же. Л. 221 об.— 225.—55. 34

Палестинский патерик. Вып. 16. Житие и мученичество святого Прокопия и бывших с ним. СПб., 1908. С. 8—9.— 34. 35

В рукописи дописано карандашом: «(пример)».—34. 36

єхтіжо<;—в рукописи дописано карандашом: «или аутітіжоу, вместообразный».—34. 37

Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц май. М., 1898. С. 387.—55. 38

Палестинский патерик. Вып. 2. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого. СПб., 1898. С. 51. Ср.: «И вот, когда совершилось возношение, Теревон Саракин, стоя близ жертвенника и опершись руками об его преграду, внезапно увидел, что огнь, сшедший с неба, распростерся поверх жертвенника, как по полотну, скрыл великого Евфимия и блаженного Дометиана и оставался от начала трисвятого славословия до его окончания».—55. 39

Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц априллий. М., 1898. С. 12.—36. 40

Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц октоврий. М., 1897. С. 128.—36. 41

Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц иулий. М., 1898. С. 67.—36. 42

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 223.—36. 43

Источник не выявлен.—36. 44

Место цитаты в источнике уточнить не удалось.—38. 45

Место цитаты в источнике уточнить не удалось.—59. 46

У Тертуллиана в указанном сочинении такие свидетельства не обнаружены.—39. 47

ТЪорения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Изд. 4-е. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. Сергиев Посад, 1900. Ч. 1 (Беседы на Шестоднев). То же. Ч. 2 (Толкование на пророка Исайю. Главы 1 —16).—39. 48

У Августина в указанном сочинении подобных свидетельств обнаружить не удалось.—39.

от человека (лат.).—39. 50

В рукописном и машинописном оригиналах пропуск. Вписано ред.—39. 51

Палестинский патерик. Вып. 16. Житие и мученичество святого Прокопия и бывших с ним.

Память 8 июля. СПб., 1908. С. 16.—40. 52

См.: Святитель Димитрий Ростовский. Минея Четья. Книга житий святых на месяц октоврий. М., 1897. 2 октября.

Начиная с описания явления святому Андрею Юродивому сияющего креста у церкви апостолов Петра и Павла и по настоящее место текст был записан на вложенных в тетрадь листах. К этому же месту в тетрадь вложены следующие выписки, не включенные Флоренским в машинописный текст, возможно, потому, что он переписал и вложил их в тетрадь уже после создания машинописного текста.

«Тоя заступлением (Б(ожией) М<атери», и Честнаго Креста знамением, и всех святых Твоих ради, убогую душу мою соблюди» (мол<итва> 4-я вечерн(яя) Мак<ария> В(еликого)) т. е. знамением Креста и заступлением Б<ожией> М(атери) <4 нрзб.).

«Крест есть скрижаль злострадания».—Скрижаль, стр. 135, глава 4958.

Крест разумный

«Крест за древо разумное, за сладкую же пищу желчь, Спасе мой, приял еси, за тление же смерти кровь Твою Божественную излиял еси» (Октоих, кан<он> в неделю утра, гл<ас> 5-й, п<еснь> 4-я, троп(арь) 2-й59—[Trfe цєррбк;60 та тпкротата уацата, ev eiicovi

TCpOTUTCCDV. ]

Zxaopov ката тои ?6А.ои xr\q ууюаєох;.

Крестное знаменне, имя

«Наипаче,—говорит архиепископ Вениамин (Новая скрижаль. <4. 1-я.) СПб., 1848, стр. 62; § 16),—крестному знамению такая сила приписуется, что чрез оное все таинства и все священные действия совершаются и освящение приемлют». Св(ятой) Златоуств беседе [54-й на Матфея]:

«Никто убо да стыдится честными знаменьми спасения нашего и главизною благих, еяже ради и живем и есмы: но яко венец, тако да обносим крест Христов, ибо вся наша тем совершаются. Аще породитися потребно, крест приходит; аще напитатися таинственною оною трапезою, аще рукоположитися, аще что-либо ино сотворити, везде сие победы нашея предстоит знамение». И Августин в беседе I на Пятьдесятницу о толковании Символа: «Сим знамением крестным освящается Тело Господне, освящается источник крещения, поставляются равно пресвитеры и степени церковныя и всяческая вся очищаются сим знамением креста (Господня с призыванием Христова имени и освящаются)».

Крест

Рассуждая о «причинах», по которым Господь был распят на Кресте именно, архиепископ Вениамин (Новая скрижаль.

Ч. 1-я, изд. Кораблева и Сирякова, СПб., 1848, стр. 52—58) четвертою причиною выстав- ляет соображение св<ятого> Иоанна Дамаскина (О вере православной, кн. 4, гл. 11): «Яко имже образом четыре край Креста средним центром придержатся друг друга и состягиваются, сице Божиею силою, и высота и глубина, долгота же и широта, сие есть вся видимая и невидимая, тварь содержится»

В книге апокрифических путешествий святых апостолов содержится чрезвычайно важное место, подтверждающее уже найденное нами в других источниках, о метафизике Креста. Правда, книга эта, как содержащая докетические мысли о воплощении Господнем, была отвергнута отцами Седьмого Вселенского Собора (см.: Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. VII, Казань, 1875, стр. 395—400, Деяние пятое), но данное место ее во всяком случае обрисовывает древнее понимание метафизики Креста, и оно по частям находит себе подтверждение в других, признанных церковных книгах и заслуживает внимания, несмотря на спутанность понятий в нем. Апокрифическая книга, от имени апостола Иоанна Богослова, повествует о распятии ГЪсподнем. Иоанн, будто бы, не вынося страданий Господа, бежал на Масличную гору. Когда в 6-м часе дня разлилась тьма, Господь явился Иоанну. «Господь мой [,—говорит Иоанн,— ], став в средине пещеры и осветивши меня, сказал: «Иоанн! Меня распинает иерусалимская чернь; Меня пронзают копием и тро- стию, напаяют уксусом и жслчию. Тебе же говорю и выслушай, что Я тебе говорю: Я допустил тебя взойти на эту гору, чтобы ты услышал то, чему должен научиться ученик от учителя, а человек от Бога». Сказавши это, Он показал мне водруженный световидный Крест и около Креста великую разнообразную толпу, которая в Кресте получала один образ и один вид. Самого же Господа зрел я на Кресте, не имеющим вида, но издающим только голос, и голос не такой, какой обыкновенно мы слышали, но какой-то приятный, и добрый, и воистину Божий. Голос говорил мне: «Иоанн! Одно ты должен услышать от Меня, потому что Я считаю нужным, чтобы ты из того, что имеет быть, услышал одно: это то, что Крест света Я называл для вас иногда Словом, иногда Умом, иногда Христом, иногда Дверию, иногда Путем, иногда Хлебом, иногда Семенем, иногда Воскресением, иногда Иисусом, иногда Отцом, иногда Духом, иногда Жизнию, иногда Истиною, иногда Верою, иногда Благодатию»

(Деяния, id.

Т. VII, стр. 394—395).

Крест. Обращение ч<елове)ка в Крест

Предание говорит, что давным-давно в церкви, развалины которой и доныне видны на Желтых Горах, хотели венчать благочестивую девушку помимо ее воли. Девушка эта дала обет поступить в монастырь и умоляла родителей не заставлять ее изменить этому обещанию, но мать и отец и слышать об этом не хотели. В день венчания она столько плакала и молилась, распростерши руки, что Бог внял ее мольбам: взял к себе ее душу, а тело ее так и окаменело в виде Креста, который и поныне лежит на Желтых Горах (возле Манглиса). Этому-то Кресту—как туземцы-христиане, так и русские поселяне приписывают чудодейственную силу: стоит только потревожить каменную невесту, чтобы она начала плакать снова, и слезы ее, в виде дождя, оросили бы окрестные поля и нивы. В засуху целая процессия со священником во главе отправляется на Желтые Горы, и, после молебна, народ старается приподнять невесту, ушедшую, от собственной тяжести, в землю.

В. 77. Желиховская. Любовь правдой крепка. Повесть для юношества. 4-е изд.61 СПб., изд. А. Ф. Девриена, стр. 145, примеч.—40. 53

См. примеч. 42 к данному разделу.—40. 54

Ср.: Канон Честному Кресту, творение Григория Синаита. Песнь 8. «Кресте пребогате, <...) знамение Непостижимыя Троицы, Жизноносче» (2-й тропарь); «Крест трисоставный, честное древо: Троицы бо носит Триипостасный образ» (тропарь на «И ныне») // Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 224 об.—41. 55

Триодион, сиесть Трипеснец [Триодь Постная]. М., 1897. Л. 243 об.—41. 56

Перед данным разделом в рукописном экземпляре Флоренский красными чернилами записал: «(перерыв)».—41. 57

Быт. 28, Х1.—41. 58

Вероятно, Флоренский имеет в виду следующий текст:

«Что, если бы Ты, Господи Боже мой, Иисусе Христе, возблистал свет Божества Своего от пречистых Твоих Тайн, когда они почивают на св. престоле—на дискосе во время литургии, или в дарохранительнице, или дароносице, когда иерей Твой несет их на персех своих, идя к больному или от него! От этого света поверглись бы в страхе на землю все встречающиеся или воззревшие на них из домов своих, ибо и Ангелы от страха неприступной славы Твоей покрываются! А между тем как равнодушно иные обращаются с этими пренебесными Тайнами! Как иные равнодушно совершают страшное священнодействие св. Тайн!» (Полн. собр. сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Т. 4. Моя жизнь во Христе (часть первая). Изд. 2-е. СПб., 1893. С. 230—231).—^7. 59

См. также: Священник Павел Флоренский. Детям моим. М., 1992. С. 263.—42. 60

Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.—42.

" Так в тексте рукописи и машинописи.—43. 62

Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889. С. 600; Он же. Святая Земля. Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. 1873—1874. 4.1. Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875. Глава «Харам-эш-Шариф и остатки храма Иеговы». С. 155. На с. 511 публикуется рисунок из данной книги, с. 151.—43. 63

«Проф. А. А. Олесницкий предполагает, что вся площадь современного Харам-эш-Шариф, равная 17,5 десятины, входила в площадь храма Соломонова (Святая земля, т. 1, 155; Ветхоз<аветный> Храм, стр. 600), и в данном вопросе не соглашается со многими новейшими исследованиями касательно Харам-эш-Шариф, например Уарре- ном, Шикком и др., которые, основываясь на свидетельствах Иосифа Флавия (De bello jud. V. 5, 1; 1,21, 1), ко времени Соломона относят только центральную часть Харам-эш-Шариф, а что касается северной, а также южной, то обстройку их относят к позднейшему времени, преимущественно ко времени царя Ирода. Сделав разбор мнений этих исследователей, Олесницкий говорит, что он не находит таких древних свидетельств, на основании которых можно было бы предполагать расширение храмового мола в период второго иерусалимского храма (Ветхозав<етный> Хр<ам>... 598—663)».— Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913. С. 375.—43.

* б а

Харам-эш-Шариф 1—мечеть Омара, 2—купол цепи, 3—Золотые ворота, 4—трон Соломона, 5—юго-восточное подземелье, 6—мечеть Ель-Акса, 7—Стена плача,

8—мост Робинсона, 9—подземный проход от ворот Барклея А—цистерна духов, В—цистерна, С—цистерна, D—цистерна, Е—цистерна, F—группа трех цистерн, G—Великое море, Н—фонтан а—ворота Собат, б—ворота ІЬтта, в—ворота Аетин, г—ворота Дантар, д—ворота Іуанхил, е—ворота Накир, ж—ворота І&дид, з—ворота Кат- танин, и—ворота Синеле, і—ворота Могарба и Барклея, к—двойные ворота, л—тройные ворота, м—огивная дверь, н—малая дверь с фонтаном 64

Рисунки храма Соломонова из книги А. А. Олесницкого «Отчет по командировке в Палестину и прилегающие к ней страны. 1873— 1874» и план храма Ирода из книги И. Г. Цюицкого «Библейская археология».—43. 65

Расшифровка подписей приводится по машинописному экземпляру. В квадратных скобках слова из рукописи Флоренского, пропущенные переписчицей.

«500 л<октей> (мишна); 187, 136, 135, внутренний) двор, 135 л<октей>, 322, азарат коганим—двор священников; азарат пашим— /дл а по дддд тг^-д * і 1РД R П F Г^ТіУ^ ПЛ.Р ^ двор [женщин]; двор язычников — азарат гоям; [Лев!]; 500 л<октей> (мишна); 4 стадии в окружности (Иос(иф) Флавий). По включении башни Антония — 6 стадий».— 44. 66

Так в рукописном экземпляре. В машинописном экземпляре: « Вообразите запах крови, тука, фимиама слышно было в Хевроне— дыма—трубные звуки — от 21 до 48 во время жертвы всесожжения...» В издании «Богословские труды» JMв 17 ошибочное чтение.— 44. 67

Текст в квадратных скобках приводится по рукописи Флоренского. В машинописном экземпляре пропуск, а в рукописи против данного места Флоренский карандашом написал: «Оставить для этого место». Вероятно, Флоренский предполагал в дальнейшем обработать эту конспективную запись.—44. 68

Ср.: Быт. 9, 4—5; Левит 17, 14: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его».—45. 69

«Столько зол могла внушить религия» (лат.)—слова из поэмы Лукреция «О природе вещей».— 45.

тень будущих вещей (лат.).— 45. 71

Евр. 10, 10 .— 45. 72

Мф. 26. 26. Ср.: Возглас священника на Евхаристическом каноне Божественной литургии святого Иоанна Златоустого // Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 145.— 45. 73

Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.— 45.

Иерейский молитвослов. М., 1907. Л. 263.— 46. 75

Там же. Л. 262 об.— 46. 76

Там же. Л. 271.— 46. 77

Там же. Л. 271 об.— 46. 78

Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 517. Раздел «О прилучаех недостаточества служащаго священника».— 47. 79

Пс. 33, 12.— 47. 80

Текст в квадратных скобках дописан Флоренским карандашом в рукописи и в машинописный экземпляр не вошел из-за того, что не был разобран машинисткой.—48.

противоречие в определении (лат.).— 49.

82 находится в стадии обсуждения (лат.).— 49.

(Приложение) 1

противоречие (лат).— 49. 2

Ср.: «С появлением Сократа греческий вкус изменяется в благоприятную для диалектики сторону; что же происходит тут в су-

План храма Соломонова по Кейлю в горизонтальном разрезе: А — притвор, ааа—стены притвора, вв — колонны Боаз и Иахин, с—завеса притвора. В—святое, ddd — стены здания храма, е—дверь храма, ff—стена, отделяющая святое от святого святых, m—алтарь кадильный, оп-оп—столы и светильники, g—дверь во святое святых. С—святое святых, kkk—камеры боковых пристроек: ДД — внешняя стена боковых пристроек, L—винтовая лестница

Внешний вид храма Соломонова по Кейлю: а — притвор, bbb — этажи боковых пристроек, с — вход к винтовой лестнице, ddd—окна храма, ее — кровля храма

Вид храма Соломонова в вертикальном разрезе: А — внутреннее пространство храма: а—дверь, bb — окна, ссс—боковые камеры, ddd — окна в боковые камеры, ВВ—стены боковых пристроек

17 — 2408 513 ?ft

л щности? Прежде всего этим побеждается аристократический вкус; чернь всплывает наверх с диалектикой» (Ницше. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 565). Диалектика делает из разума тирана. Схематизирование и систематизирование—занятие философов-ремесленников (Там же. Т. 1. С. 669).— 49.

3 Пс. 110, 10; Пр. 1, 7; 9, 10.—50.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Собрание сочинений. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2004

Еще по теме I. СТРАХ БОЖИЙ:

  1. ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ
  2. III Выводы. Характер русского благочестия. Христос страдающий. Разделение Божьего и человеческого. Православный взгляд на милостыию. Иррационализм. Смирение. Интимность в отношениях к Богу, переходящая в фамильярность. Сектантство. Старообрядчество.
  3. I. СТРАХ БОЖИЙ
  4. I. СТРАХ БОЖИЙ
  5. позитивность ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ
  6. Глава XIIIО БЕССМЕРТИИ ДУШИ, О ВЕРЕ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ, О СТРАХЕ СМЕРТИ
  7. Глава IVРАЗБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖЬЕГО,ДАННЫХ КЛАРКОМ
  8. VII. Постепенный переход церковной верык единодержавию чистой религиозной верыесть приближение царства божьего
  9. БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ И БЛАГОДАРЕНИЕ ПО ДАРОВАНИИ ИСЦЕЛЕНИЯ И О ПОЛУЧЕНИИ ПРОШЕНИЯ И О ВСЯКОМ БЛАГОДЕЯНИИ БОЖИЙ (Из чина благодарственных молитв)
  10. I
  11. Благочестие и добродетели
  12. В поисках Божьего мира
  13. Эволюция мировоззрения Страхова
  14. 26. О БОЖИЕЙ ТКАНИ
  15. Ветхозаветное учение о воспитании
  16. Учение мужей апостольских и их ближайших преемников о воспитании
  17. Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского)
  18. ВЕНЧАЮТСЯ РАБЫ БОЖИИ.