СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ 1916.Х.5. Серг(иевУ Поспаду
1916.Х.7, вечер Свойство {
ґотчество корень <и
[сыновство
супружество (муж) (жена) сыновне-отчие отношения идея: последования созерцание: пространство категория: причинность прошедшее, настоящее, будущее брачные отношения
сосуществования
время
взаимодействие \ оо дед, отец, сын (внук) диалектика: тезис, антезис, синтез
три измерения пространства не должно ли рассматривать как возможность чрез жену трояко перейти в не свой род—но в сторону предков (рода) жены, в сторону матери жены, в сторону братьев (брата) жены.
Род (отец, сын) есть время, осуществленное чрез последовательность трех поколений.
Жена есть пространство. Обратите внимание, что во всех филос<офских> учениях пространство понимается как женское, женственное начало, как аоріатод биби;, как бесформенное начало, как женская зачинающая, восп- риемлющая утроба. Припомните, что мы говорили о jj.fi ov, о возможности (о потенции, о биуосцц), которое оказалось пространством. Женское начало и есть потенция порождений времени, рода. Женщина—не род, но потенция рода, пространство, в котором развивается род. Мы тут соприкасаемся с учением об онтологическом месте, как женственной возможности всякой реальности, о существовании в Боге мистического пространства—места (маком Каббалы), о Софии—том Начале, в Котором Бог сотворил небо и землю. Я не имею сейчас времени подробно затронуть далее все эти вопросы; только намечаю их, чтобы Вы видели связь, теснейшую связь вопросов генеалогических с вопросами философскими.Итак, я хочу отметить Вам особую связь генеалогии с вопросами) философскими, т. е. вопросами наиболее глубокого познания. И мы должны apriori предположить, что Св. Писание должно отметить как-то эту связь. Но мы
t/V
V<
сказали о несводимости родства и свойства (отсюда—принципиальный исключительный ужас пред Эдиповскими темами: жениться на матери = обнажить наготу отца, что было бы соединением несоединимого, сочетанием несводимого). Отсюда естественно ждать, что Св. Писание порознь скажет о том и о другом.— Іде же искать таких суждений Св. Писания? Разумеется, не в суждениях о родстве и свойстве вообще, в их эмпирической случайности, а прежде всего там, где они воз- водятся в Св. Писании на высшую, на безусловную ступень. Сыновство по преимуществу мы знаем в Боге. Брак по преимуществу—в первой паре мужчины и женщины—у прародителей. Итак, что же говорит Св. Писание о том и о другом?
За каждым молебном Преподобному, у раки о. нашего Сергия, Вы слышите зачало 43-е от Матф<ея> (11, 27—30): «Вся мне предана суть Отцем Моим; и никто же знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын и емуже аще волит Сын открыта» (Мф.
11, 27—30), параллель чему читаем у Евангелиста Луки, в зач<але> 52-м: «вся Мне предана быша от Отца моего: и ник- тоже весть, кто есть Сын, токмо Отец: и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыта» (Лк. 10, 22). В греческом тексте Матф<ея> стоит для слова «знает» дважды глагол єтсіуіуоктхєі, хотя св<ятой> Иустин Философ передал этот же текст с глаголом eyvco (см. Новый Завет, изд. Нестле). У Ев<ангелиста) Луки стоит глагол уіуюохві. Но обратите внимание на разницу конструкций: у М<атфея> говорится, что «никто не знает Сына»— єтпуусЬстхєі TOV ulov, а у Луки—«никтоже весть, кто есть Сын»— yivcooxei тц ecrciv о vioq. Предлог em, соответствующий приблизительно) нашему «по», указывает на сознательность знания—на познание. Познать Сына это и есть знать, кто Он. Следовательно, оба выражения равносильны.Итак, онтологическое сыновство, абсолютное сыновство И<исуса> Х<риста> характеризуется глубиною взаимного познания Его Отцом и Отца Им. Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына. Итак, познание в высшей степени есть именно познание Отца Сыном и Сына Отцом. Это совершенное любовное познание. Но мы, сыны своих отцов, как И<исус> Христос — Своего, и можем уподобиться Ему в познании Отчества. История и есть познание отцов. И никто, кроме Вас, не может познать отцов Ваших так глубоко, в личности его, как Вы,—никто, кроме тех, кому Вы захотите свое знание открыть. Сынов же—Вас—никто не знает, кроме отцов. Но отцы—прошедшее; им не свойственно открывать свое знание сынов. Чтобы сыны были познаны, они сами должны стать отцами—плотскими и духовными—и тогда сыны их откроют свое знание о них. Бесплодие же (физическое и духовное), одиночество есть неявленность миру лица. Лицо является сыном-образом. Слова от М<атфея>: «по плодам их познаете их».
Наиболее глубокое познание личности возможно только сыну ее и через сына ееПовторяю, история есть в глубочайшем смысле слова знание отцов. А т<ак> к<ак> это знание есть знание хат* e^ox^v, то понятно и древнейшее убеждение человечества, что история и есть знание, наука по преимуществу.
Но именно потому, если вы пренебрежете знанием отцов или не захотите открыть его кому бы то ни было, то отцы останутся непознанными, а стало быть и непоминаемыми—невспоминаемыми. История— поминание отцов и есть ничто иное, как сторона древнейшего из культов—культа предков. Тут мы подходим к кругу идей |Ник<олая> Феод(оровича) Федорова, который признает, что религияа стало быть и вся культура—производное религии— «родилась на кладбище» и что задача человечества—общее дело человечества—воскрешение предков, одним из моментов какового является познание их. История, для него, и есть познание отцов сынами и сохранение памяти их. Вся философия этого загадочного мыслителя есть философия общего дела, т. е. дела воскрешения отцов. И все познание он признает должным и правым тогда лишь, когда оно—ради воскрешения отцов.Я не берусь защищать или оправдывать перед Вами этой удивит(ельной) философии, в которой, как бы мы ни относились к ней в целом, есть глубокая мудрость и значительность (Соловьев гов<орил> о ней как о «первом со времени появления христианства движении вперед человеческого духа по пути Христову»). В сущности около этой мысли ходил О. Конт в его «Положительной религии»—культ человечества, но без смелости и глубины Федорова.—Что древняя религия была культом предков, мертвых см. Спенсера, Тейлора, Фюстель де Куланжа, Іранд Аллена и др.— вообще религ<иозный> анимализм. Я хочу только подчеркнуть Вам, что вопросы, поднятые нами, действительно) чрезвычайно глубоки.
Но прежде чем идти далее, вникнем в самый термин, в слово, употребленное Священ <ными> Писателями. Они употребляют в данном случае глагол yivcoaxeiv и eTtiyvwaxeiv. Но ведь Вам известно, что кроме сего глагола имеются в греч<еском> языке для обозначения познания еще глаголы: 2) 8afivat, eiSevai, ?7tateiv, єтсттосстВаї 3) auvisai с их производными19. Следовательно), возникает вопрос, в чем же особен<ность> этого синонима сравнительно) со всеми прочими. При распределении этих греческих глаголов на группы должны, сколь возможно, быть различаемы степени, согласно которым целый человек принимает участие в познании.
Именно корень TNO или TNQ, из кот<орых) развиваются глаголы первой группы, означают такое познание, при котором субъект и объект познания равн<ым> образом сообщаются между собою, соучаствуют друг в друге. Это наиболее полное познание.Глаголы 2-й группы означают уже некое отдаление субъекта от объекта, и, стало быть, знание с оттенком субъективности. Так, 8af]vai—от Аа—учить, учиться, быть наученным, узнавать, ei8evai— от Fi5—собственно) созерцать, видеть,
єтііатаабаї * ,
> г. — от єтсі и ETA—стоять рядом (т. е. вне
CTtaieiv ^ ч г \
объекта).
Наконец, глаголы третьей группы означают познание, которое основывается на прирожденном взгляде на способность духа, независимую от опыта <5 нрзб.) с сущностью вещи. Это—наши убеждения, т. е. нечто присущее субъекту.
Итак, yivaxjxeiv из всех терминов познания обозначает познание, наиб<олее> глубоко проникающее в сущность познаваемого, наиболее мистическое, наиболее онтологическое познание. Это и есть познание в собственном) смысле слова. И, следовательно), достигнутые нами результаты можно высказать в словах: глубочайшее из познаний—есть познание сына отцом и отца сыном, и получается оно (у других) не иначе как через сына. Всякое иное познание есть познание внешнее и лишь условно заслуживает этого наименования. Таково родство.
Обратимся теперь к свойству. Нам надо искать гносеологических суждений Св<ященного> Писания в повествованиях о том свойстве, которое является типологическим для всех других случаев подобного рода. Понятно, что прежде всего таковым является повествование Св. Писания о браке Адама и Евы. Что же мы читаем здесь
после изгнания из рая 1)
И Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1).
познал—І?'Т — йада. 2)
Точно тактже и Каин, «пошел от лица Господня» после убийства Авеля: «И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха...» (Быт. 4, 17). Познал—. 3)
И еще, после преступления Ламеха: «И познал Адам жену свою, и она родила сына, и нарекла имя ему: Сиф; потому что, говорила она, Бог даровал мне другого сына, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4, 25).
Познал— 1П*1. 4)В 1-й кн. Царств рассказывается, что «Господь заключил утробу Анны», но вот, после посещения храма «И познал Елкана Анну, жену свою, и ГЪсподь вспомнил ее. И было к концу года, Анна зачала, и родила сына, и нарекла ему имя: Самуил» (1 Цар. [(Г Самуила) 1, 19, 20]. Познал—опять ІГР1 . 5)
В 3-й кн. Царств (I Царей по евр<ейскому> счету) рассказывается, что когда царь Давид состарился и не мог согреться, то слуги отыскали ему девственную отроковицу Ависагу Сунамитянку, чтобы согревать престарелого царя. «Но царь не познал ее» (3 Цар. 1, 4): ГШТ 6)
В книге Судей рассказкЬается о дочери Иеффая и подругах ее, оплакивающих ее девство. «И она не познала мужа—
вр» питйЬ» (Суд. и, 39). 7)
Когда Фамарь зачала от Иуды, то он «не познавал ее более»— РТПІЛ*? (Быт. 38, 26). 8)
Когдат Израильтяне поклялись не давать дочерей в замужество колену Вениаминову, а потом, пожалевши решили добыть ему жен, то послали в Иавис Пшаадский 12000 воинов с поручением истребить «всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское»—""ОГ'ЗЭЕМЭ ГШ*!** (Суд. 21, 11). 9)
«И нашли они между жителями Йависа Пшаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан силою "ОТ ПЭфО? ЕГК ПУТ'Ю» (Суд. 21, 12). 10)
В кн<иге> *Е)ытия о своих дочерях Лот говорил Содом- лянам: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа— tf'K WT-tO» (Быт. 19, 8). 11)
Азтжители Содома, вожделея к Ангелам, посетившим Лота, требовали: «Выведи их к нам; мы познаем их — ?ПК П!Л31» (Быт. 19, 6).
IT т ?• :
а) о мужчине (в полов<ом) знач<ении»
б) о женщине (в половом знач<ении». 4)
novit aliquem (aliquid), kennen. 5)
scivit (wissen) aliquid. 6)
scire, sapere в абсолютном) смысле. 12)
Подобным образом и в Нов<ом> Завете говорится об Иосифе: «И не зняше ея, дондеже роди сына своего первенца, и нарече имя Ему Иисус» (Мф. 1, 25)—хосі оих єуіусоахєу auxrjv ЄСО^ ОО ЄТЄХЄУ INOV. 13)
Лк. 1, 34.
Тут преднамеренно приведены многочисленные примеры словоупотребления «познать», в применении к браку. Многочисленностью случаев словоупотребления доказывается, что это не случайная метафора, не поэтический оборот, а выражение твердой мысли. О чём именно идет речь во всех приведенных примерах—сомнения быть не может. И скажем более того, во всех тех случаях речи о браке и деторождении, когда требуется особенно подчеркнуть именно половое общение, говорится именно слово познать, yivcoaxeiv, . Итак, мужеженские отношения рассматриваются Св<ященным> Писанием как познание мужем жены. Что же это, метафора? И, если метафора, то на каком основании совершается перенос познавательных отношений субъекта к объекту на брачные отношения мужа к жене? Надо добавить, что в позднейшем иудаизме вовсе нет понятия субъекта и объекта, а есть только понятие мужа и жены в гносеологии. На этом вся Каббала
Что это не метафора, прежде всего может свидетельствоваться аналогичным словоупотреблением других языков20. Начнем с древнерусского и ц<ерковно)-славянского (Дьяченко,— Полный ц<ерковно)-с<лавянский) словарь, М., 1900, стр. 207: «знаю» и 445: «познаваю» = «совокупляюсь с женою или с мужем»). Самая возможность перевести по-русски и по-ц<ерков- но)-сл<авянски) глагол S3*V и yivcbcxxco в указанном смысле чрез познаваю и знаю доказывает, что этим языкам такое словоупотребление не делает насилия. Можно указать еще, в таком же роде, догматик 7-го гласа: «Мати убо позналася еси паче естества», т. е. явилась, оказалась Матерью выше природы, сверхъестественно (Дьяченко, ib., стр. 445). По Митрополиту) Филарету (в «Записках на кн<игу> Бытия», при объясне- нии Быт. 4, 1); слово «позна» в указан<ном> смысле объясняется тем, что дева на священ<ном) языке называется сокровенная. Объяснение это в основе правильное, однако не договаривает, почему же дева называлась сокровенной = не познанной = сокрытой для познания; а жена рассматривалась как несокровенная = познанная = доступная познанию. И это тем более требует пояснения, что дева не покрывалась фатой (= чадрой), а жена — закрывалась, так что бытовая особенность скорее должна была побудить бы деву называть познанной, а жену—сокрытой. Очевидно, тут речь идет не о внешнем познании, не о зрении, а о чем-то более метафизическом.
И. И. Срезневский (Материалы для словаря, Т. 2, стлб. 1088: «познать») среди различных значений интересующего нас глагола «познати», «познаю» отличает и такое: «спознаться, вступить в связь, пожениться». Так, в «Чине избрания епископов 1423 г.» говорится: «Едину токмо жену познати законом».
Даль (Толк<овый> словарь) отмечает, что и в современном словоупотреблении не исключается такое значение глагола «познавать». И ныне говорят о голубях и о животных, живущих четами, «познать дружку свою» или «познаться с нею» (стлб. 1688). То же, добавим, говорится о людях:
Раз архитектор с птичницей спознался, Родился сын—дитя двойной натуры. Сын архитектора—он строить покушался, Сын птичницы—он строил только куры.
Козьма Прутков
По-гречески мы видим подобное употребление глагола yivcbaxei не только в переводе LXX и у Ев<ангелиста) М<атфея>, но и у языческих писателей—особенно у Плутарха в его жизнеописаниях или житиях Эмил Іербия <,этих четьях) — минеях классической древности (Cat. min. 7: ev яоХХоц, o\q єрісоає, xpovoiq jiiav... yvouq yuvaixa. Romul. 5, Alex. 21, Pomp. 36, Moral. Т. II, p. 212, 226.'Heliod. I, p. 629, <6> ЗО).—В таком же значении употребляются еще глаголы уусор(?со и eiSevai, примеры чего см. у Fritzsche в толковании) на Мф., 1. с.
Таково же латинское словоупотребление: глагол cognoscere (Justin. 5, 2: uxor Aegidis regis, quam adulterio cognoverat [Al- cibiades]. Cp. Fesselii adv. sacra II, 14). У Овидия (Heroid. 6, 133: Juppiter ilia virum cognovit adultera virgo), у Требеллия (Trebell. Pollio trig. tyr. 30: Zenobiae ea casnitas fuisse dicitur, ut ne virum suum quidem sciret, nisi tentatis conceptionibus).
В восточных языках—арабском, эфиопском, сирийском— мы опять находим то же словоупотребление слов, означающих познание (см. Gesenii Thes. ling. Hebr. I, p. 521, ІГР).
В новых языках—опять то же. По-франц<узски> слово connoitre (=connaitre) и в галльском conoscere употребляется в брачном смысле.
Итак, это словоупотребление не случайно. Но можно показать даже, что оно есть частный случай более глубокого явления языкознания—а именно многообразного сближения понятий о рождении с понятиями о познании
Прежде всего обращаем внимание, что глаголы gigno и (co)gnosco, уіууоцаї и yi(y)v(bcrxco, и yewaco уушахоэ сближаются. Сюда же относятся
conceptio conceptus
(зачатие) (понятие)
сопсіреге сопсіреге
(зачинать) (понимать)
по(н)имать понимать,
(вступать в брак: понятие
«поял жену») (о познании)
Таким образом, деятельность рождения и деятельность познания—в каком-то соотношении между собою. Далее, обратите внимание на учение всех народов, и в частности и на Евангельское, на слово, как на семя, и на семя—как таящее в себе разумный смысл, Aoyoq, форму бытия. Обратите внимание на сократовско-платоновское учение о познании, как на зачатие и вынашивание духовного плода, об эросе.
ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ <КУРСА> (Чупров, Очерки по теории статистики, очерк первый)21
1916.Х.20
Бесконечность) вселенной. Экстенсивность), интенсивность), изотенсив<ность>. Объяснение всего этого. Вырезывает <2 нрзб.) действительности. Интенсивность: книга ... несоответствие ее геом<етрической) форме, цвет<у>... Нет определенного) типа. Курс недосказан от незнания, а не от знания.
Познаем так же, как делает художник,—не вырисовывая всех деталей. Упрощаем. Стилизуем <нрзб.) "Стиль науки — принцип классификации.
идиографический—номографический (Чупров, Виндельбанд) онтологический и номологический история — естествознание (политеический) лучше для
нормативного) позн<ания> науки о духе
о культуре —о природе
об индивиде —об общес<тве>
Путем естествознания—упрощения. В чем был прогресс Ньютонов(ского) закона сравнительно) с прежн<ими> воззрениями) (солнце притягив(ает) как целое: разные случаи— Пифагоровы табл<ицы> умножения: 36 случаев. Система письма: 35 знаков. Китайская грамота (как бы ни были многочис- лены случаи наблюдений, лишь бы каноны: по А суди об а и по а—об А). Но этим дело не исчерпывается. Надо знать а и A in concreto. Недостаточно законов природы. Идея закона ослепила <1 нрзб.) ученых ) практически: сельск<ое) хозяйство: недостаточно) знать законы <2 нрзб.), надо знать свойства клочка земли.
Недород или недобор хлеба. Недостаточно) знать одни законы, но и частности—как устроить. Паровая машина— надо знать, где достать уголь и железо и воду.
Первоначально) не надо ни номографии, ни идиографии, но потом возникают науки: история, статистика, география... (ср. современную) дороговизну). Даже в астрон<омии> есть идиографич<еский) мом<ент>, даже в механике—начальн<ые) условия, «первоначальное распределение причин» (Милль, ср. Пуанкарэ, <1 нрзб.), Conturut).
Идеал номографич(еского) знания—согласованная формула. Но надо индивидуальное. Что надо изучить?—или что познаем при номографии. А именно:
а) конкретность, сочность, картинность (неповторимость) <1 нрзб.)
б) место и время.
В отнош<ении> природы—последнее особ<енно> важно. Практика <1 нрзб.) как цель для мореплавания; больной—для врача; «это» (право и лево лежащие яйца). Идентификация в уголовном праве. Путь преступника. Точка преступления, alibi.
Математика и <нрзб.).
Понятие о совокупностях—о множествах, как о целых системах, индивидуальных.
Идеал идиограф<ического> знания—знать сост<ояние> мира во всех мом<ентах>. Борьба с бесконечностью) вселенной. Номография борется путем дифференцирования, различения, упрощения. Убивает. Идиография—путем интегрирования, синтеза, объединения в целостные образы, живущие своей жизнью, <нрзб.)...
Савелов «Лекции по генеалогии». Там много интересных цитат и сведений.
Виппер «Об историческом) познании». Изображение генеалогии в Египте. Б. Богаевский. По заветам отцов. (ЖМНП. 1912, Сент., <нрзб.>, ч. XLI.) О положительной стороне консерватизма. Непременно использовать. NB.
Закончить22 <2 нрзб.). К познанию отцов. <7 нрзб.). Сослаться на Лихачева.
Еще по теме СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ 1916.Х.5. Серг(иевУ Поспаду:
- § 1. Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании
- М. Полани
- 1.5 Основные концепции правового образования
- ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ 1916.1Х.28. Ночь
- СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ 1916.Х.5. Серг(иевУ Поспаду
- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА «У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ»
- Глава третья О СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 1.
- 1. Конструктивно-полагающая природа познания и понятие нравственного закона у Хр.Л.Крузия
- § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
- §316 Непрочитанные лекции. Первый опыт феноменологии религии
- 3. ИДЕЯ КУЛЬТУРЫ