О ТИПАХ ВОЗРАСТАНИЯ
«О светлое-пресветлое Солнце!»
Слово о полку Игореве
На этом же титуле написано: «Тифлис, конец июня 1905-го года.
Писано во время разгара бомб и забастовок. Эта редакция закончена 5-го июля 1905 года».На машинописном экземпляре, поданном в редакцию «Богословского вестника», есть помета редактора: «Не лишено интереса, но трудно и весьма математично».
Согласно проспектам «Собрания сочинений...» 1917—1919 гг., статья включалась в «т. I. Черты отрицательной философии». Печатается по изданию 1906 г. Примечания написаны С. С. Половинкиным.
Игумен Андроник
' Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (греч.). — 281.
2 Ср.: «Тот, кто исполнен грехов, не получит благодати духовных видений. Но если ты желаешь иметь прекрасное и замечательное видение, то я укажу тебе на одно из них: когда ты увидишь человека благочестивого, скромного сердцем, чистого, — вот прекраснейшее из видений: ты видишь Бога невидимого в этом видимом человеке. Не спрашивай другого видения, которое было бы предпочтительнее этого» (Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Кн. 9. М.: Синодальная типография, 1908. С. 501 —502). — 281. 3
Плотин признает двойственность существа человека. Человек есть существо, соединяющее в себе низкую, телесную, несовершенную, часть с высшей, духовной. — 282. 4
Данного места у Пл. Соловьева найти не удалось. — 282. 5
Ср.: Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. М.: Путь. 1914.
С. 531. По ангелологии П. А. Флоренским написаны следующие статьи: О терафимах (1904); Учение ветхозаветной апокалиптики об ангелах князьях царств (ок. 1909—1910). Набросок статьи «О возрастании типов» содержится в «Тетради И. Заметки и материалы» за 1904—1905 гг., хранящейся в Архиве свящ. Павла Флоренского. — 282. 6См. прим. 16 к с. 74. — 284. 7
Идея функциональной зависимости в рамках теории множеств Георга Кантора получила новое содержание. Здесь разрывные функции стали общим видом функций, а непрерывные функции — лишь частным случаем разрывных. Теорию разрывных функции разрабатывал и учитель П. А. Флоренского Н. В. Бугаев (см. прим. 27 к с. 78). — 284. 8
«Рестрикторами Флоренский называет функции, заданные на числовой оси, равные нулю (или единице) на некотором интервале (се : ft) и соответственно единице (или нулю) вне ею. Сегодня такие функции называют характеристическими функциями интервалов веіцесівенной прямой» (Историко-математические исследования. Вып. 30. М., 1986. С. 188). «Рестрикторы играли важную роль в построениях П. А. Флоренского, связанных с идеей прерывности» (см. прим. С. С. Демидова к публикации: Лузин И. II. (О реетрикторах]//'Гам же. С. 179—181). — 256. 9
...бежит невозвратное время (лат.). Вергилий. Георгики, III, 284/Пер. С. Шервинского. — 286. 10
Набросок статьи «О любви ко злу» содержится в «Тетради II. Заметки и материалы» за 1904—1905 гг., хранящейся в Архиве свящ. Павла Флоренского. — 287.
Для обозначения миросозерцания, в основе которого лежит идея прерывности, Н. В. Бугаевым был введен термин «аритмология». В узком смысле этого слова аритмология — это теория прерывных функций, в широком смысле — идея прерывности, свойственная всему формирующемуся миросозерцанию, грядущему на смену аналитическим созерцаниям разного рода, в основе которых лежит идея непрерывности. См. также прим. 27 к с. 78. П. А. Флоренский полагал, что аналитическое миросозерцание не способно объяснить свободу, веру, чудо, подвиг, творчество, красоту, целеполагание.
Все эти понятия — аритмологические. — 288. 12См. прим. 27 к с. 78. — 289. 13
См. прим. 127 к с. 124.— 29/. 14
Мф 5, 6. Эти слова включены в Литургию: их поет хор во время Малого входа. — 300. 15
Флоренский резко отрицательно относился к распространившимся в России оккультически-магическим движениям, литературу которых, как писал он, «едва ли у кого будет охота перечитывать» (Флоренский П. А. Отзыв о канд. соч. студента LXVI курса МДА М. Семенова «Типы современных оккультических движений в России»//Богословский вестник. 1912. Т. I. № 3. С. 326). «Большинство исследователей не отдает себе отчета, что оккультическая мистика вовсе не есть только учение, а есть прежде всего деяние, действо, практика; теория же вырастает уже на почве практики. Вот почему, будучи слабой и ничтожной в своем учении, этого рода мистика заразительна, сильна и опасна как непосредственное переживание» (Там же. С. 327). Магия — понятие многозначное у Флоренского: в это понятие он вкладывал смысл, отличный от обще принятого. Магическим будет «всякое воздействие воли на органы тела»; «...граница тела может суживаться, почти до исключения из тела большей части его объема, а может и расширяться неопределенно далеко. Магия, в этом отношении, могла бы быть определенной как искусство смещать границу тела против обычного ее места» (Флоренский П. А. Органопроекция//Декоративное искусство СССР. 1969. № 12. С. 40). В таком предельно широком понимании элементы магии, как орудия воздействия, есть во всякой деятельности человека: сакральной (имена), мировоззренческой (термины, понятия), хозяйственной (орудия техники), художественной (звуковые и зрительные образования). — 301. 16
Данного места у Гейне найти не удалось. — 302. 17
Томас Карлсйль (1795—1881)—английский философ и писатель. — 303. 18
Приводимая здесь первоначальная редакция стихотворения М. Ю. Лермонтова вписана им 4 сентября 1839 г. в альбом М. А. Бартеневой IЛермонтов М. Ю. Собр. соч. Т. I. М., 1964.
С. 575). — 304. 19Строфа из стихотворения В. Я. Брюсова «Одиночество» (1903). Брюсов Валерий. Urbi et Orbi. Стихи 1900—1903 гг. М., 1903. С. 93.— 305. 20
Из стихотворения Л. Белого «Образ вечности», посвященного Бетховену. Впервые опубликовано в альманахе «Гриф» (М., 1903). Включено в сборник «Золото в Лазури» (М., 1904).
В жизни загубленной
образ возлюбленной — Вечности,
с ясной улыбкой на милых устах.
(Андрей Белый. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966. С. 83). — 305.
Из стихотворения А. А. Фета «Сегодня день твой просветленья», написанного 19 июня 1887 г. См.: Фет А. А. Вечерние огни. М., 1971. С. 290. — 305. 22
Из стихотворения Л. Блока «Брожу в стенах монастыря...» от 11 июня 1902 г. См.: Блок А. Собр. соч. в восьми томах. Т. 1. М.; Л., 1960. С. 198. — 305. 23
Мф 6, 27. — 305. 24
Мф 11, 11. — 300. 25
«Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим» — так названа Богородица на Литургии св. Иоанна Златоуста. См.: Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. М., 1951. С. 111. — 306. 26
Франциск Ассизский (ок. 1181—1226)—святой римско-католической церкви. Преп. Серафим Саровский (1760—1833) — святой русской православной церкви. Преп. Амвросий Оптинский (1812—1891) — святой русской православной церкви. — 307. 27
Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предте- чева Скита (Калужской губернии). Вновь составленное Е(растом1 В1ыторпским|. Изд. Оптиной Пустыни. Св.-Троицк. Сергиева Лавра. 1902. С. 119. — J07. 28
Ср.: Сказания о жизни старца Божия Иеромонаха Серафима пустынника и затворника Саровской обители. Составлены схиигуменом Серафимом {о. Иосаф Тихонов], бывшим настоятелем Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии. Изд. 4. СПб.: Изд. Сераф.-Понет.
женского монастыря. 1885. С. 55—56 (2-е изд. этой книги найти не удалось). — 307. 29
Имеется в виду статья В. В. Розанова «Из житейских и литературных мелочей»//Новое время. 1903. 21 и 22 января.
С. 2. См. также: Розанов В. В. Оптина пустынь//Около церковных стен. Т. 2. СПб., 1906. С. 95—128 (указано В. Г. Сукачем). — 309. 30Из стихотворения В. А. Жуковского «Счастье» (1809): перевод стихотворения Шиллера «Das GUick» (Жуковский В. А. Собр. соч. в четырех томах. Т. I. М.; Л., 1959. С. 95). — 3/0.
З* Отрывок из стихотворения А. А. Фета «Что ты, голубчик, задумчиво сидишь...», написанного 11 февраля 1875 г. (Фет А. А. Вечерние огни. М., 1971. С. 43).— 310.
Из стихотворения В. А. Жуковского «Счастье». См. прим. 30. —
ЗИ.
33 Майков А. II. Полн. собр. соч. Т. 1. СПб., 1914. С. 9. — 311. ЗА «э.» — Сергей Семенович Троицкий. В Архиве свящ. Павла Флоренского сохранился черновик этого «письма». На полях имеется запись: «О мой Сережа. Ни о ком, как о тебе, я столько не думаю. Поймешь ли меня?» В тексте черновика вместо «Э» стоит «С». Черновик несет на себе следы большой работы над текстом. Сохранилась также корректура с надписью рукою Флоренского: «Для отдельного оттиска. 10 на хорошей бумаге и с надписью: Сергею Семеновичу Троицкому — Другу и Брату». Ниже «И» — В. А. Ильинский. — 312.
^Строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел» (1839).—
312. 36
Царица мира (греч.). — 313. 37
Мать богиня (греч.). — 313. 38
Божья Матерь (греч.). — 313. 39
Сплоченная посредственность — выражение из книги английского философа Джона Стюарта Милля (1806—1873) «On liberty» (В русск. пер.: Милль Джон Стюврт. Утилитарианизм. О свободе/Пер. А. Н. Неведомского. Пб., 1866—1869). — 314. 40
Мережковский Д. С. Грядущий хам. СПб., 1906. С. 4. Мережковский вольно, с добавлениями пересказывает содержание «Прибавления» к гл. III части III «Былого и дум» А. И. Герцена, которая называется «Джон Стюарт Милль и его книга «Oil liberty»». Слова, цитируемые Флоренским, по всей видимости, принадлежат Мережковскому. — 314. 41
круг земель; вся земля; весь известный мир (лат.). — 315. 42
Из просительной ектении «Литургии верных» (см.: Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. М., 1951. С. 89).— 317.
Еще по теме О ТИПАХ ВОЗРАСТАНИЯ:
- § 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания Понятие методологии и ее уровней
- 3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА
- 6. МАГИЧНОСТЬ СЛОВА
- III. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСЧЛЕНЕНИЮ ВРЕМЕНИ.
- О ТИПАХ ВОЗРАСТАНИЯ*
- III
- УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
- О ТИПАХ ВОЗРАСТАНИЯ
- ТИПЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛ
- Работа модератора
- Политическое сознание и его типы
- § 8. Актуальность переходана энергосберегающий тип развития городов