ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО САМОПОЗНАНИЯ
А. Т. Казарян
Впервые опубликовано: «Письмо I» в журнале «Христианин». 1907. Т. 1. № 1. С. 205—210. В ответ на это письмо Флоренского в редакцию поступили отклики, которые Флоренский, снабдив предисловием и комментарием, поместил как «Письмо И» и «Письмо» (Христианин. 1907. Т. 2. № 3. С. 635—653; Т. 3. № 10. С. 436—439). Три публикации в журнале «Христианин» бьши объединены Флоренским и изданы под общим заглавием «Вопросы религиозного самопознания» (Сергиев Посад, 1907).
Согласно проспектам «Собрания сочинений...» 1917—1919 гг., работа могла бы быть включена в «т. XIII. Статьи и исследования критические, методологические и педагогические». Печатается по изданию 1907 г.
Примечания написаны А. Т. Казаряном.Игумен Андроник 1
Публикацию «Письма I» в журнале «Христианин» редакция сопроводила следующим примечанием: «Под этим общим заголовком Редакция намерена предложить читателям материалы, выясняющие религиозное сознание современной России. Помещаемое в настоящем номере Письмо I подымает один из вопросов этой области, — вопрос о психологии таинств. Ред.». — 528. 2
Из беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым «о цели христианской жизни» (см.: Нилус С. Великое в малом. Сергиев Посад, 1911. С. 179?)— 529.
^Отрицательное отношение Л. И. Толстого к евхаристии выражено со всей ясностью в ряде художественных, публицистических и религиозно-философских произведений. В частности, этому вопросу посвящено несколько страниц в «Критике догматического богословия». В «Определении Святейшего Синода» от 20—22 февраля 1901 г. особо отмечалось, что Толстой «не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств, святую Евхаристию». В ответ на это «Определение...» Толстой еще раз подтвердил свое неприятие церковных таинств (см.: Толстой Л. И. Полн. собр. соч. Т. 34. М., 1952. С. 250). — 530.
4 Петров Григорий Спиридонович (1868—1925), священник, получивший известность своими публицистическими выступлениями. — 543.
ДОГМАТИЗМ И ДОГМАТИКА
Работа над рукописью прошла три этапа: написание двух черновых и окончательного варианта текста. В сохранившемся первом черновом наброске, датированном 26 сентября 1905 г., реферат имел название «Догматизм» и сопровождался следующим подзаголовком: «Речь на первое, торжественное заседание философского кружка при М. Д. А.». Некоторое представление о первоначальном замысле дает такой фрагмент черновика: «Жизнь не ждет нас, жизнь предъявляет свои требования, и ныне (неразб.] нельзя [неразб.] будет оставаться полу-верующим, полу-православным, каково большинство нас, а надо будет либо нанести недрогнувшей рукой удары православной Церкви и быть беспощадным к самому дорогому (не исключая и краеугольного камня), — либо всеми силами души собраться в одной цели — в служении Церкви, в защите Церкви и, кто знает, быть может в мученичестве».
Замысел реферата, каким он предстает по первому варианту, состоял в описании глубинного разрыва между «школьными» догматиками и идущей своими путями жизнью, а также в обозначении выхода из тупика догматизма через построение «опытной догматики», основанной на индивидуальных духовных переживаниях. В окончательном варианте рукописи появился новый, в значительной степени насыщенный философским содержанием второй раздел, а последний, теперь уже четвертый, дополнился наброском метода построения «опытной догматики». Реферат получил окончательное название — «Догматизм и догматика». К сопроводительным материалам доклада относятся написанные Флоренским «тезисы к реферату»:«1. Опознанность объекта поклонения есть неотделимое от нового сознания требование. 2. Опознание это схематизируется догматикой. 3. Догматика должна связываться с конкретной психической жизнью. Будучи оторвана от таковой, система догматов обращается из догматики в догматизм. 4. Догматизм современности — одна из существенных причин религиозного оскудения. Председатель П. Флоренский».
Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о деятельности философского кружка при МДА, к сожалению, фрагментарны. Ниже публикуемая стенограмма прений по реферату Флоренского позволяет восстановить состав участников первого заседания: девять студентов 1—4 курсов (Н. М. Бабаков, П. П. Борисов, Н. П. Горностаев, В. Н. Маков, В. И. Парнасский, А. Ф. Советов, С. С. Троицкий, П. А. Флоренский, Г. X. Поп-Харалампиев), проф. патрологии (редактор журнала «Богословский вестник» в 1903—1906 гг., автор известного исследования «Личность и учение блаженного Августина») Попов Иван Васильевич (1867—1938) и ректор Академии (1903—1909) архиепископ Евдоким (Мещерский, 1869—1935). Стенограмма прений служит хорошим комментарием к самому реферату Флоренского.
А. Т. Иванов
Прения по поводу реферата П. А, Флоренского на тему: «Догматизм и догматика»
С. С. Троицкий. Я уже слышал твой реферат, и тогда он не удовлетворил меня и теперь то же самое.
Мне пришлось встретиться на 2 к [ypcej с товарищем, приехавшим из семинарии. Он жаловался мне на то, что теперь в Академии ему приходится терять то, что он приобрел в семинарии. Меня смутила эта жалоба, и я старался, как мог, помочь ему. И вот мы теперь хотим создать какую-то новую догматику. Старой догматики у нас, по твоим словам, нет, но и новой также нет. Старая система нас не удовлетворяет; необходима новая система — система переживаний. Но что же такое эти переживания? Христос и Павел говорили, проповедовали, но люди были ли готовы тогда к этим переживаниям? Они слушали и принимали. Если так, то нужно признать — или Бог виновен в том, что сообщал истины, не приготовив к восприятию, переживанию их, или люди — в том, что они не были готовы к слушанию проповеди Христа. Ты нарисовал нам золотую страну какой-то новой догматики, но не сказал, как нам войти в эту страну религиозных переживаний. Итак, я хочу знать, как перейти нам от старой догматики к новым переживаниям.П. А. Флоренский. Ты говоришь, будто этот реферат уничтожает старое и взамен нового ничего не дает. Напротив, то, что теперь есть, отнюдь не уничтожается рефератом, хотя ни для кого уже не секрет, что современная догматика не воспринимается (неразб.) как ценность. Соблазнять и разрушать верования у людей верующих было бы нехорошо и не составляет нашей задачи. Нам нужно только констатировать факт.
И. В. Попов. Я понял так, что в Вашем реферате не старое уничтожается, но проводится та мысль, что догматы суть не что иное, как обобщенные чувствования, и наша задача по отношению к ним должна состоять в том, чтобы разрешить догматические формулы в соответствующие чувствования360. Мне кажется, что отрицания догматики здесь нет, но что здесь утверждается только, что она безжизненна, т. к. не отражается в чувствованиях и вообще в жизни. И я думаю, что в ответе Вы сказали больше, чем в реферате...
П. А. Флоренский. Я только констатирую факт: догматика не есть уже ценность в сознании большинства.
Второе возражение, направленное против меня, — удовлетворяет ли реферат жажде Бога? Конечно, нет; да и не только мой реферат и все рефераты, но и вся жизнь может ли ее удовлетворить? Но, может быть, неопределенные переживания гибнут под гнетом жестких форм. И подобный реферат способен разъяснить наше неуменье приступить к догматике — показать, что догматика тут ни при чем и что нужно не уничтожать чувствования, а культивировать их до сознательного отношения к религиозным истинам. — Что такое переживание? — Всякий момент духовной жизни, как момент, переживаемый именно данною личностью, — вообще всякое чувствование, какое бы то ни было. Ничего темного здесь нет, и я говорю не о мистических только чувствованиях, но обо всех вообще чувствованиях, всем более или менее известных. И каждая попытка в этом направлении — положить в основу религии какое-нибудь чувствование (Кант, Трубецкой; В. С. Соловьёв, Достоевский отчасти), может быть, и есть то, о чем я говорю.Далее, у некоторых, может быть, таких религиозных переживаний будет слишком мало. Но ведь их можно развить. Заразить же новыми истинами — это дело не философии, а проповеди и религиозного воспитания.
С. С. Троицкий. Эти слова дают больше, чем самый реферат. Но опять-таки от тебя требовалось указать те источники, где бы я мог найти удовлетворение в своей жажде. Ты же отсылаешь нас к каким-то смутным переживаниям. Далее, эти переживания надо культивировать, но ты не говоришь, как их культивировать...
И. В. Попов. В реферате нельзя сказать обо всем, это уже подробности. Реферат дает только формулу, но не иллюстрирует ее конкретными фактами. Есть одна главная истина: догматы могут иметь значение только в том случае, если можно их разрешить в сферу чувствований. Многие духовные писатели об этом говорят. Но замечательно,. что это направление никем не проведено еще в подробностях. Это зависит от самого существа дела: не все догматы могут быть разрешены в чувствования.
П. А. Флоренский. Я не говорю, чтобы каждый непременно догмат был разрешен в соответствующее чувствование.
В построении догматики возможно большое разнообразие. Нужно только, чтобы догматы были для нас непосредственно истинны и неотделимы друг от друга361...Н. П. Горностаев. Мне не ясно, как Вы относитесь к существующим догматам. Выходит, что мы должны разложить их на известные чувствования, и притом чувствования тех именно лиц, которые участвовали в составлении самих догматов. Но ведь догматы развиваются. Нельзя поэтому требовать от нас, чтобы мы жили их (?) чувствами и настроениями...
П. А. Флоренский. Я говорю, что исследование ничего не требует. Нужно попробовать, испытать известные системы. Может быть, мы и придем к новым догматам. В том-то и трудности, что здесь надо иметь уверенность в том, что вы сохранили старую ценность, и в то же время быть свободными.
Н. П. Горностаев. Если каждый должен переживать догмат по-своему, то тогда невозможна догматизация, особенно если переводить их на чувства и ничего не давать им I?) из современной жизни.
П. А. Флоренский. Я говорю, — догматы должны быть разрешены в соответствующие переживания, поскольку каждый из них связывается с известным чувствованием, мыслью и т. д.
Н. П. Горностаев. Но тогда, если каждый будет переживать догматы по-своему, невозможна догматика.
П. А. Флоренский. Природа у всех людей приблизительно одинакова.
И. В. Попов. Здесь происходит тот же процесс, что и в образовании общих понятий... Точно также и в области чувствований есть известное единство, т. к. и они допускают обобщение.
П. А. Флоренский. Наука построяется по этому же методу, но только берет другую область переживаний... Если вы сомневаетесь... то стройте догматику только для себя.
Н. П. Горностаев. Тогда церковная догматика недостаточна (?]... Догматика и Церковь исключают друг друга, с вашей точки зрения. Как вы откинете сектантов? Ведь и они переживают по-своему.
П. А. Флоренский. Но может быть, они плохо воспитывают свои переживания.
Н. П. Горностаев. Сектанты могут то же самое сказать о вас.
П. А. Флоренский. По-вашему, не может существовать и нравственности.
И. В. Попов. Каждое общество (Церковь) должно иметь свой цемент. Его надо свести к мистике и символам. Церковный символ вы наполняете своим содержанием...
Н. П. Горностаев. Но ведь это казуистика.
И. В. Попов. Как в теле существуют разные члены, так и в Церкзи мы, каждый по-своему, относимся к ее учению, изложенному в символе.
Н. П. Горностаев. Но тогда символ не имеет объективного значения.
И. В. Попов. Нет, символы — это только намеки, и чем богаче они по своему содержанию, тем больше действия оказывают они. Возьмите, напр[имер], полковое знамя. Здесь каждый солдат по-своему оживляет его, соединяя с ним в своем сознании целую группу индивидуальных представлений, мыслей, чувствований...
Н. П. Горностаев. Но если солдаты действительно так относятся к своему знамени, то они разбегутся...
И. В. Попов. Нет, общее направление, тон, должно же быть и у солдат.
Н. П. Горностаев. Должно быть строгое соответствие между понятием и чувствованием.
И. В. Попов. Но ведь общие понятия обнимают подчиненные им конкретные... Скажите, Вы стоите за неизменную формулировку догматов?362 Каждый в Церкви должен по-своему относиться к известным формулам вероучения. Это желание вполне естественно и законно: несомненно, запас духовной жизни все растет и требует новых форм для своего выражения.
Н. П. Горн[остаев) [?|. Это верно.
П. А. Флоренский. Вы неправильно представляете себе развитие духовной жизни. Каждая отдельная духовная способность не может развиваться вечно. В своем постепенном развитии она доходит наконец до известного максимума, и дальше его уже не может идти, напр[имер! трагическое у греков.
Н. П. Горностаев. Вы берете единичный факт. В развитии отдельных сил и способностей человеческого духа может существовать известный предел, но в развитии истины Христовой такого предела быть не может, она будет вечно расти и развиваться.
Преосв. Ректор. Каждый народ с одной какой-нибудь стороны подходит к истине (напр[имер], школы Александрийская, Антиохийская и др., культуры греч(еская), римская, христиане из греков, римлян и пр. и мы, наследники Византии, — все мы подходим к истине с одной какой-нибудь стороны). Наши чувства не могут вместить целиком христианские или языческие истины, но развить в них какую-нибудь одну сторону — могут.
Н. П. Горностаев. Церковь универсальна, и нужно говорить о формах
т...
П. А. Флоренский. ВОТ вам конкретный пример — долг, с которым я связываю этическое чувствование. Но может наступить момент, когда он перестанет вызывать во мне это, именно, чувствование... Каждая363 отдельная сторона духа (напр[имер) умственные силы) развивается только до известного предела.
И. В. Попов. ?ще пример. Историческая личность Христа производила известное впечатление на современников. Это впечатление было формулировано в определенный догмат: было сказано, что Он — совершенный (Богочеловек — ?). Но с другой стороны, древних не интересовало отношение к божеству физической природы. Мы теперь, в свою очередь, можем создать новый догмат («богочеловечение природы», — добавляет О. Ректор)...
Н. П. Горностаев. В таком случае не может быть определенной догматики...
И. В. Попов. Нет, отчего же? Если известная формула вполне исчерпывает соответствующее ей чувствование, то она может остаться неизменной.
Н. П. Горностаев. Нет, все здесь изменяется, каждый по-своему понимает...
П. А. Флоренский. Вы признаете науку?
Н. П. Горностаев. Признаю. Но Вы имеете в виду реальный факт, а в религии...
П. А. Флоренский. Я не намерен говорить о реальных фактах. У человека чувствования заключены в известные формы, и вы не можете выйти из этого круга, точно так же, как и в умственной и нравственной жизни существуют определенные законы. Догматы — это законы религиозных переживаний.
С. С. Троицкий. Мне кажется, что Церковь при таком понимании догматов не может существовать: одни так переживают, другие — иначе, одни основываются на внешнем авторитете, другие на свободном исследовании. Но есть ведь и такие, у которых ни того ни другого нет, как, напр[имер], нет этих переживаний у простого народа. Церковь, по-видимому, должна состоять из имеющих переживания, но ведь и у них переживания эти различны.
П. А. Флоренский. У простого народа, может быть, — больше переживаний, чем у...*, но он не может их анализировать. Далее, в Церкви может быть постоянная война (борьба) между пшеницей и плевелами...
И. В. Попов. У всякой церкви существуют члены, связанные с нею только по имени.
П. А. Флоренский. Религиозные переживания должны основываться не на одном только порядке чувствований, а на всей вообще полноте духовной жизни.
С. С. Троицкий. Затем, не нужно забывать, что одни миссионеры так сообщают истину, другой — иначе и т. д. Каждый здесь стоит на различной ступени; нет одинаковой плоскости, которая всех сравняла бы...
П. А. Флоренский. По-моему, задача миссионеров должна состоять в том, чтобы освоиться с человеческой природой, найти нравственные и дріугие] переживания и показать необходимость других переживаний и как их воспитать.
С. С. Троицкий. Но тогда всякий может заявить: «Я все пережил уж!» Другой возразит: «нет, у меня больше переживаний». Что же тогда получится?
О. Ректор. Самое семя заключает уже в себе возможность роста. Вот почему обыкновенно бывает, что ученик становится со временем больше своего учителя.
П. А. Флоренский. Ты говоришь все о каких-то недобросовестных людях...
С. С. Троицкий. Если у каждого должна быть своя догматика, то получится одно только вечное скитание...
И. В. Попов. Представьте себе, — миссионер приходит к дикарю- язычнику, для которого вся природа — нечто угрожающее, населенное грозными демоническими силами. И вот миссионер говорит ему, что все это пустяки, существует Бог-отец для всех людей. Нужно дать ему почувствовать всю разницу между прошлым его миросозерцанием и предлагаемым ему христианским...
С. С. Троицкий. Чтобы познать вполне (?) Бога, нужно быть Богом... Но нам нужна система, как фундамент для жизни. У нас зиждется нечто и на доверии. Одного основного переживания Бога вполне никогда нельзя достигнуть. Отсюда вечное колебание, скитание...
П. А. Флоренский. Самое это доверие зиждется на известном переживании. Конечно, чтобы познать вполне вещь, нужно быть самому вещью, отождествиться с нею. Так и в познании Бога: чтобы познать Его, необходимо отождествление, причастие Ему. Но вовсе нет надобности стать им всецело.
[В. И.] Парнасский. Идеальная система догматики, о которой Вы говорите, — может ли она быть создана с тем, чтобы ее приняли все, или это только мечта? Нужно переживать догматы, но хватит ли у человечества сил для того, чтобы пережить все догматы и т[аким] о(бразом) образовать стройную философскую систему? Или эта система — нечто условное, или не чисто христианское мировоззрение?
П. А. Флоренский. Я предлагаю только насытить данную систему психологическим содержанием. Хватит ли сил на все догматы, я не знаю. Но нечто в этом направлении уже сделано... Не нужно только забывать, что все здесь стоит в тесной органической связи, напр[имер], христологические догматы. Итак, нужно переживать Христа...
(?| Это так оно [?]364...
П. А. Флоренский [?]. Я не говорю, чтобы каждый догмат отдельно, нужна лестница, прицепка...
[В. И.] Парнасский. Если я могу при этом пользоваться чужими формулами, то будет старая догматика...
П. А. Флоренский. Если будет указано, как вести процесс образования догматов, это уже много. Догматы нужно не сочинять, а облекать их в известное конкретное содержание, связывать их со всей полнотой духовной жизни.
О. Ректор. Догматы родятся из переживаний, чувствований и переживаний...
С. С. Троицкий. Как же на Синае?..
|В. И.) Парнасский. Еще чуточку... По-вашему, сначала — переживание. Но если оно не явилось у меня, я не пойму догмата в чужой формулировке, и так [им] обр [азом] система эта всегда будет рисковать — остаться без содержания...
О. Ректор. Ваша скорбь очень понятна и присуща всем: большинство догматов для нас уже непонятны более. Это свидетельствует о том, что мы вышли из сферы влияния христианства.
[В. И.1 Парнасский. Теперь трудно снова войти в эту сферу, нужно все сначала пережить и усвоить. Тогда нет, значит, и догматики [догматов?]...
И. В. Попов. Никто и не заставляет Вас переживать догматики: можно пережить лишь отдельные догматы, но не всю догматику. Всю систему пережить нельзя...
П. А. Флоренский. Неужели вы думаете, что в догматике Макария все догматы?
[В. И.] Парнасский. Может быть, и новые явятся— тогда это не системы (?]...
[Г. X.J. Харалампиев. Вы говорите о научности догматики...
С. С. Троицкий. Вас[илий] Иванович не понимает того, что фундамент пирамиды может быть очень обширным для слишком острой [?] вершины... Тогда системы не будет... Переживание утверждается на этом основании... В религии наиболее важное — Бог; без Него не может быть никакого догмата... Нам необходимо доверие...
[Г. X»] Харалампиев. Мы говорим только о религиозной жизни. В христианстве даны известные истины религиозные... Христос, основатель Церкви, искал ей Духа Святого, имевшего открыть всякую истину. Живые ли личности составляют церковь? Как нам стать истинными христианинами? — Догматы — не логические формулы только, а нечто больше того — религиозные чувствования. Бог — любовь. Надо жить только жизнью Церкви, жизнью Духа Святого, и тогда христианину станет все понятным. Церковь есть тело, и в жизни ее каждый член принимает то или иное участие, сообразно со своим пониманием. Христианская истина обладает истинным членом Церкви, и он обладает ею. О количестве же постижения Бога нам нечего рассуждать: только любя Бога, можно Его постигнуть. В христианской Церкви живет Дух Святый. Кто искренне стремится к истине и она стремится к нему, и он познает истину Христову. — Человек есть индивидуальное существо, организм. Божество есть нечто объективное, но оно живет в человеке. Один лучше будет чувствовать Его присутствие в себе, другой — хуже. Формы этого чувствования, переживания могут быть самые разнообразные...
С. С. Троицкий. Существует только душа... Я молюсь духом и
истиной Иногда чисто интеллектуально... Мы не можем жить без
оп редел...*
И. В. Попов. Вы смотрите на религиозную жизнь с мистической] стороны, но ведь она (эта жизнь) происходит по законам психологическим, и вот этой-то естественной ее стороной мы теперь и заняты.
(П. П.) Борисов. Реферат указывает на безжизненность усвоенной догматики. Это можно понимать или 1) в объективном смысле, т. е. что догматические книги не насыщены никаким содержанием; но тогда вы должны упрекнуть в этом и соборные постановления, — или 2) в субъективном, т. е. что с формой мы не соединяем жизненного переживания, усваивая догматы чисто рассудочно; но тогда вы не вправе упрекать в безжизненности догматику Макария. Найдутся, мож[ет] б[ыть], даже такие ортодоксальные люди, которые... — Чего же у нас нет, — жизненных ли произведений, или у нас нет восприимчивости? («Словом, живые ли мы души или нет?» — резюмирует Преосв. Ректор.)
Кто-то вставляет: «У нас теперь религиозное оскудение». Г-н Борисов протестует против этой прибавки и оставляет свое возражение в прежн(ем) виде.
П. А. Флоренский. Я не буду упрекать опытных [?) лиц, напр[имер] Макария, в недостатках его догматики. Написать другую, значительно лучшую, догматику в ту эпоху, быть может, было невозможно: для этого нужно было бы быть мировым гением. Но если у нас есть известные запросы, и мы не удовлетворяемся Макарием, то... * Не важно недостатки Макария или наши, — важно то, что у нас ощущается нужда в общей богословской пропедевтике. Здесь один главный недостаток — отсутствие известного течения в обществе. Личная же жизнь идет в стороне...
Свящ. [А. Ф.] Советов. В вашу догматику входит и богословие и философия. Вы хотите превратить ее или в нравственное, или в мистическое богословие. Но догматика должна существовать в виде отдельной самостоятельной науки. Она представляет собой консервы известных учений. Когда впоследствии стали иначе понимать, то явилась необходимость в этих трех сортах богословия [?J. Итак, догматизация должна быть, точно так же как нравственное или мистическое богословие 365.
П. А. Флоренский. Догматика должна существовать. Но фактически она не является вершиною других богословских дисциплин, а, напротив, ей приходится вводить другие области богословия.
Преосв. Ректор. Маленькая историческая справка. Сначала догматика, нравственное и мистическое богословие не разделялись. Потом схоластика разбила этот живой [организм?) на части. Эти части стали наслаиваться, и теперь, когда пришли к мысли снова сложить их, то оказалось, что они уже не складываются, не составляют стройного целого. В сущности же, вряд ли между ними есть существенная разница. Это не что иное, как единое органическое целое. В частности, догматика, по отношению к другим богословиям, есть конспект, оглавление, — то же, что математические или физические формулы, не существующие отдельно от физического мира.
С. С. Троицкий 366. Я не согласен с вами. Раз существует один Христос.., то не нужно никакой науки... Но для удобства мы расчленяем, напр[имер1, в психологии духовную сущность на ум, волю и чувство...
И. В. Попов. Догматы слагались почти без психологич [еских] элементов. Христос явился и действовал всею Своею личностью на апостолов. У них никаких формул не было. Но впоследствии эти впечатления были формулированы. Догматы, как формулы, не могут одушевлять, и когда они превращаются в переживания, они перестают уже быть догматами. — Далее, не все догматы могут быть превращены в известные переживания. Зажечь наше внутреннее содержание [?1 могут только отношения Бога, как личности, подобно тому как влияние отца на сына обусловливается его нравственным воздействием. В Св. Писании содержится отображение Бога, как личности, и потому оно может воспламенять. Догматы же, поскольку они касаются физической природы Божества, вряд ли могут оказывать такое действие.
П. А. Флоренский. Но ведь аскеты прозревали же иногда вдруг.
И. В. Попов. Они мало говорят о Троице.
П. А. Флоренский367. Не думаю. Западные [?], [неразб.1 церковные мистики [неразб.]. Хотя бы Симеон Нов{ый] Богослов.
Преосв. Ректор. Вы забываете определение Троицы блаж(енным) Августином...
И. В. Попов. Это только аналогия. И всегда, когда хотят более или менее осмыслить этот догмат, прибегают к аналогии, иллюстрации (напр(имер), еп[ископ] Антоний). Этим говорят только так, а не потому-то...
[В. Н.| Маков. В процессе образования догматов дело началось с филологических посылок, и затем известная формула вырабатывалась чисто логическим путем. Какое же тут участие чувства? Известные догматы постигаются |?] только умом...
И. В. Попов. Здесь нельзя брать процесс этот в отдельных моментах: вселенские соборы — это только итоги долгих споров и рассуждений. Правда, вопрос о Троице логически-сотериологического характера...
П. А. Флоренский. Я согласен с тем, что чисто логический элемент в догматах вырабатывался логически, — нужны были логические споры. Но что давало толчок этим спорам? У вас, т[аким] о[бразом], petitio principii: психические переживания несомненно были, с которыми и сравнивались в спорах известные положения. Эти переживания и давали толчок к спорам...
(В. Н.| Маков. Какие же эмоции были, напр[имер], на шестом вселенском соборе?
П. А. Флоренский. Сознание Христа как Христа [?1 логически не вытекает из формулировки... Далее, люди святые могли создавать неверные формулы, но, чтобы был догмат, должны быть импульсы и толчки качественно определенные.
(В. Н.] Маков. Вы нарисовали пустую схему без всякого содержания.
[Г. Х.| Харалампиев. На VI всел[енском] соборе были эмоции...
Секрет [арь] Н. Бабаков
Еще по теме ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО САМОПОЗНАНИЯ:
- 7. Контрольный конспект лекций преподавателя, отражающий содержание и уровень лекционного материала, материала практических (семинарских) занятий, задания на выполнение курсовых работ и проектов, варианты индивидуальных заданий, контрольные вопросы по отдельным модулям и в целом по всей учебной дисциплине
- ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
- 1905 г. ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО САМОПОЗНАНИЯ
- Письмо Iі
- 2
- ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОГО САМОПОЗНАНИЯ
- Наброски о богослужении (рассуждение. Для В. В. Р.)
- § 2. Метафизика веры в восточнохристианском гносисе
- § 5. От метафизики к онтологии веры
- § 1. Генезис понятия сущности человека
- § 3. Творчество как залог человеческого спасения. Антроподицея
- ПИСЬМО ПЯТОЕ СХОЛАСТИКА
- О СОЧИНЕНИЯХ ГАМАНА
- Глава вторая ОБЩАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
- ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ВНЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 2. С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
- РУССКИЕ ВОПРОСЫ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ Мариан Брода