<<
>>

ЗНАМЕНИЯ ЭПОХИ

192LVUL25. Москва

(Эпоха—т. е. начало нового счета времени, а эра—совершенно) нового: средневековая эпоха и христианская) эра. Обычно слово эпоха употребляется неверно.) 1.

Самопреодоление Ренессанса. 2.

Ответ на вопрос, какою силою оно происходит, если средневековью приходится бороться на чуждой почве. Силою Истины (ответ религиозно догмат<ический». Силою пробуждающегося ночного сознания. (Звезды днем видны только из колодезя—самоуединения, transcende te ipsum1. А ночью—из любого окна. Настал вечер, и взошла Звезда Вечерняя. Небо изумрудеет. Вечерний холодок. Септет Бетховена.) 3.

«О, вещая душа моя...» (Тютчев)2. Мы на пороге двойного бытия. [Ср. культ двери.] [Церковные входы. Рождение в иную жизнь. Догматик. Богородица—Дверь Небесная3.] 4.

Из-под шелухи слезающей видна зелень почки и бутоны.

«Банкротство науки», Толстой4 (разочарование в науке).

Карпентер5. Кризис материализма (Фаминцын, Бородин б; жизненная сила...). Бессильная злоба Тимирязева и Ко 186.

<На полях:) [Брюнетьер 187 ]. 5.

Раздробленность знания и специализация—это не случайность, а следствие аналитичности миропонимания. Дисциплины сливаются, образуются промежуточные. 6.

Объект каждый был самодовлеющим, он вырезался из действительности, разложился на свои стороны. И стороны не связывались. Методы не были соизмеряемыми (напр<имер>, прерывное и непрерывное—в учении гидродинамики).

Происходит объединение, организация знания—знание подходит к действительности. 8.

Самый объект дробился на кирпичики, на части, далее якобы уже неисследимые—по абсолютной) простоте. Действительность казалась неглубокой, несложной, нетаинственной. Она переставала говорить сердцу. «Все понятно»—или, по крайней мере, все в принципе понятно. Но потянулись тени—и уголки, казалось, давно знакомые, стали таинственными. Всюду было известное primordia rerum (Лукреций)12: электроны, атомы, ощущения, корни (в языкознании), социальные> функции.

«Все очень просто...»

Протоплазма—слизь, атомы—кусочки. Звезды—сковороды или доменные печи. 9.

Все просто и разложимо. Нет формы. 10.

Но оказалось не просто. Кирпичики обнаружили сложность бесконечную. Атом—не проще вселенной. Клеточка— организма (наследственность, регенерация... форма...). 11.

Все сложно, и все просто—у всего форма.

Форма—реальность, индивидуальность. Форма не построя- ется из элементов, а сама их организует. Целое прежде частей (Аристотель). Не целое из частей, а части—в целом. Нет непрерывных переходов. 12.

Прерывность и непрерывность. 13.

Эволюционизм и антиэволюционизм (теория мутаций. Чистые линии. Менделизм (Мендель)13). (Эволюция есть разложение, а не сложение. Или: эволюция есть простое смешение.)

<На полях:) [Сравн. зоологию: 1) конвергенция, 2) корреляция. Гены. Вражда Тимирязева. И эти точки зрения, которые показать .] 14.

Формы зыблемые оказались устойчивыми. А устойчивое—шатким, «богатии обншцаша и взалкаша, взыскующие же Бога не лишатся всякого блага»14.

Материя, энергия деградируют, разлагаются, распадаются. Все идет к смерти (а не эволюционирует)15.

<На полях:) [Подвижн(ое) равновесие (как колеса Иезеки- иля беспрерывно вращаются) xo.J 15.

А наряду с энтропией—эктропия—подъем целого, накопление. Действует во тьме, в смерти. Иная сила сверх- функц<иональная). Логос, организующий.

Об эктропии.

<На полях:) [Аккумуляция против диссипации17. Все благополучно навечно (идея натальности)18.] 16.

Творчество—идея творчества выдвигается вперед. 17.

Вещи противополагается жизнь, организм, живое творческое начало—личность. Философия Ренессанса—философия вещи. Res. Теперь—лицо. Душа—res cogitans. В философии Ренессанса нет места понятию лица.

<На полях:) [Персонализм.] 18.

Антиномичностъ—признаки. 19.

(Кант—вершина Ренессанса, и с ней вниз к новому Средневековью). 20.

Онтология. (Время и пространство. Атомизм их— сверхвременность.) (Преодоление материализма.

Временное и пространственное—из сверхвременного и сверхпространственного.) 21.

Философия (теория и <2 нрзб.».

Коген (начало веры — ориентирование)19.

Бергсон (интуиция) 20.

Джемс (волюнтаризм)21.

Русская философия: Лосский, Лопатин, Соловьев, Трубецкой, Эрн, Булгаков и т. д.11 22.

Эпистемология—теория науки, знания (символичность, человечность знания, антиномичностъ, несвязность).

Логистика (формальность).

Индивидуальные понятия: haecceitas, выдвинутое Дунсом Скотом Теория исторического) знания у Риккерта 24. Отсюда делается возможн<ым> понятие о Свящ(енном) Пис<ании>—как типологии истории. Апокалипсис—книга исторической метафизики, как, равно, Пророки. Библейские Иисус, Авраам роди Исаака—формула истории (Розанов до Риккерта в критике Бокля z5)7

аЬаЬооиндивидуальная форма; отбражение ее.

<На полях:) [Авраам вечн<ый> тип. Канон Андрея Критского.

Нивелировка. ] 23.

История философии и науки. Иррациональные корни филос<офии> и науки—из религии, из культа. Культ, как источник категорий и понятий. Все из культа.

<На полях:) [Марксизм подготовил почву. Три типа культуры философской: идеализм, марксизм и сакральная теория. Источник—не ratio—а бытие, определяющее сознание, но бытие не эмп<ирическое>, а мистическое (культ), полнота. Материнское лоно.

И я—тоже реальность, потусторонняя себя самого.] 24.

Общественные) науки. Ослабление и падение идеи права—идеи contract cocialЕстественное право—jus divinum27. Новые понятия—процессы ведьм, вещей и и. д. (подготовить марксизм). 25.

Физика. 26.

Биологич<еские) науки. 27.

Медицина. Иммунность. Внутренняя секреция. Иммунитет и анафилаксия. Противоиммунитет. Гомеопатия. Биохимия. Орган мист<ической> жизни (hypophys и epiphys **). 28.

Астрономия. Условность астроном<ических> схем (напр<имер>, Птолемея и Коперника). 29.

Искусство. Искание метафизики. Форма как метафизическое начало. Преодоление эмпирии. 30.

Антропология.

Учение о наследственности. Биометрика. Человек—не tabula rasa29. Наследств<енный> грех, fatum30. Родовое проклятие.— Род, как целое. Проклятие до 7-го колена. Ответственность за грех предков. Первородный грех. Биографика—жизнь как целое (намечается). Формы жизни во времени. 31.

Психология. Джемс—поле сознания, психика как prius своих состояний, а не развития (не аниомистическая психика).

<На полях:) [Религиозн<ая> психолог<ия>. Старбек31.

История религии. Сакральн<ая> теория: Грант Аллен, Фрэз<ер>, Роб<ертсон> Смит и др. Соц<иологическая) школа Дюркгсйма. Hubert et Mauss.32] 32.

Формы душевной жизни. Учение о психопатологических конституциях и учение о травмах—близко к астрологии (душевнее) причины душевн<ых> болезней). «Язв души» исповедь = выявить объективную нервозность. 33.

Возрождение тайных наук: а) как факт, б) как правда (астрология, хиромантия... физиогномика). 34.

Нравственность: конец формалистической ( = буржуазной) нравственности. Свобода христианская (А<рхимандрит> Феод<ор> Бухарев33). 35.

Аскетика (йога, евгеника—вообще стремление к духовному) окультуриванию себя). Тренировка. Т. е. признание уклонения от естества, от природы, т. е. грех, зло в природе. Это открыла гениальн<ая> интуиция Канта—вопреки всему духу Ренессанса, вопреки руссоизму. 36.

В этом смысле характерна борьба со смертью (Федоров, Лёб34. «Омолаживание» 35 и пр.)—в порядке идеологическом: строй природы поврежден, нуждается в культуре. Мы путь Земле укажем новый!(Ведь это уже схождение с рацион<алистичес- ки)-натуралист<ического) мировоззрения, верившего в натуралистические данные человека и природы в Теократичность). 37.

Социализм—как лжецерковь, как церковь наоборот, но все же церковь, а не сплошная организация. 38.

Принцип относительности. 39.

Падение классической механики. Масса энергий. <1 нрзб.) тяготения.

39'. Математика.

Сок мировоззрений, со стороны формальной.

Инфинитезимализм—построение из дифференциалов—«из ничего» (des Nichts, ou6ev37). 1)

фаталистичность, 2)

раздробительность (диф<ференциальные> ур<авне- ни)я—универсальное) орудие XVIII—XIX вв.; неподвижность однозначность, 4)

конечность, 5)

непрерывность,

<На полях:)

[Геометрия неэвклидова изучала формы в геометрическом) пространстве.

]

Iу) Свобода (теория вероятности, статист. <1 нрзб.) всюду).

2 ) отрешение—интегралы (интегр<альные> ур<авнен)ия Фредгольма 19 w, линиевые ур<авнен)ия—fonctions de ligne, Вольтерра 38).

Как целое, не раздробленно.

3') многозначность,

4') идея бесконечности,

50 прерьшность. 40.

Электронная теория—надежда материализма. 41.

Принцип Нернста (III зак<он> термодинамики)39, или опять указание коренных границ, определенность, форма. Недостижимые границы. Химич. конечн<ость>. 42.

Конечность вселенной во времени и в пространстве40.

Проф. У. Ф. Баррэт. Загадочные явления человеческой психики. Пер. М. В. Райх. Под ред. Н. Д. Виноградова. «Московское книгоиздательство». М., 1914. VI+ 229 стр. (МДА 465, 704).

Краткий обзор О-ва Психических Исследований. Оно издало до 1911 г. 25 томов Proceedings, 14 томов журнала41 и множество других работ.

F. W. Н. Myers. Human Personaliti. 2 тома. Работы Оливера Лоджа42.

Президенты О-ва: 1?нри Сиджвик, Бальфур Стюарт (чл. Корол. О-ва), А. Д. Бальфур (чл. Кр. О-ва), В. Джемс, В. Крукс, Майерс, О. Лодж (чл. Кр. О-ва), Баррэт (чл. Кр. О-ва), Ш. Рише, Кральд В. Бальфур (чл. Кр. О-ва), г-жа Сиджвик, Смит, Эндрью Ланг.

Вопросы: бессозн. муск. усилия и мистическ. проявления; бессознат. я; телепатия; явления в момент смерти; гипнотизм; терапевтическ. влияния гипнотизма, ясновидения, проявление скрытых челов. способностей; ясновидение; искание руд, вод при помощи virgula magica—волшебн. прута—жезла; привидения; Poltergeist43 («трелюдиться»). Беспокойные, но безвредные духи (возникновен., формиров.); неизвестные звуки и движения предметов; телекинез; писание планшет, автомат, письмо; действие разумных невидимых агентов; возможность очевидного доказательства посмертного существован. Бетлер: «всем существам весь Нов. Зав. м. казаться столь же естественным, каким видящий известный ход вещей представляется нам» 44.

Чудеса (бл. Августин и др.) не противоестественны, но сверхъестественны.

Всюду Космос, а не хаос.

Дюпрель, Аксаков, Бутлеров...

О. Лодж45.

Мейерс. Die Magie als Naturwissenschaft46.

«От глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междуусобные брани»47—формула эсхатологическая, и свойственная всем светопредставлениям— наверное, крито-микенскому, как известно, египетскому, иудейскому (разруш. Иерусалима), романскому... Это формула конца.

Анализ ее: истощение питающих недр Земли—разрыв с Матерью Землею. Язва. Стихии вырываются. Іубительство от ціастцос48, от заражения воздуха, далее вырывается Земля (трус), вода (потоп и огонь).—«Время вышло из своих пазов» (Екмлет) 49. Разлагаются, распадаются, восстают против человека и культуры истор<ические) силы. Конец есть взрыв природы и культуры.

О большевизме как симптоме. Варвар на пути к обновлению. В сущности, большевизм—завершение буржуазн(ой) культуры.

Федоров—предтеча большевизма. «Общее дело».

Неонтологическая религия.

Большевизм как буря и гроза.

Знамения эпохи.

Кризис науки («банкротство науки», Толстой...), глубочайшая пертурбация в науке, сдвиг. Открылись бесконечные дали, глубины, сложность, а с другой стороны—открылась целостность формы.

Математика... обобщения.

Философия (Бергсон; интуитивизм; мистика; «неомате- мат<ический> период»50. Джемс... Русская философия. <))

Общество. Падение идеи права, идеи contrat social. Естественное право. Категория силы. Крушение механического и рационалистического построения общества—выдвигается идея органичности.

Нравственность. Идея христианской) свободы (Бухарев— родоначальник нового сознания)—в противоположность наст. фарисейству. Живое нравственное) сознание. Идея Аскети- ки и Мистики. Мораль заменена аскетикой+мистикой. Не «честность», не «долг», а воля Божия. Гибкость. Пробуждение интереса и вниман<ия) к догматическим вопросам—афинский) спор51 и мист.В искусстве. Искусство хочет выйти за грань себя, стать синтезом, сверхискусством. (Это частью люциферическая затея—Скрябин52), но по строению своему уже есть возрождение культуры.

Христос сказал в ответ фарисеям и саддукеям, на их просьбу показать «знамение с неба»: «Вечером вы говорите: «будет ведро, потому что небо красно»; и поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете?» (Мф. 16, 2—3).

В эсхатологической беседе: «Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет»; и бывает так; и иногда дует южный ветер, говорите: «зной будет»; и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознать умеете, как же времени сего не узнаете?» (Лк. 12, 54—56).

Средневековое миросозерцание.

Онтологичность (не кажется, а есть). (Не плоскость, а глубина.)

Отсюда иерархизм бытия. Все занимает свое место. Отсюда символизм?—вещи и лица.

Иерархическая связь вещей и лиц. Все во всем, в извести, соотношении. Все многознаменательно, все полносодержательно, полнозвучно. Отсюда—богослужение.

<< | >>
Источник: Флоренский П. А.. Сочинения в 4-х томах: Том 3(2) / Сост. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой; ред. игумен Андроник (А. С. Трубачев).— М.: Мысль.— 623, [1 ] е. 2000

Еще по теме ЗНАМЕНИЯ ЭПОХИ:

  1. Тема семинарского занятия № 12: Государственное устройство Афин в эпоху расцвета демократии (V в. до н.э.).
  2. Менеджмент как основа педагогической деятельности
  3. ЗНАМЕНИЯ ЭПОХИ
  4. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ
  5. ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
  6. 24.1. Русская культура эпохи монголотатарского нашествия
  7. Особенности научной литературы в эпоху Просвещения.
  8. СТРАТЕГИЯ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Новиков С.Г.
  9. МИССИОНЕРСТВО ПОЗДНЕРИМСКОЙ ЭПОХИ (III—V вв.)
  10. КОММЕНТАРИЙ
  11. Глава VI ЭПОХА РАСЦВЕТА АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ
  12. Эпоха викингов — новый поворот в развитии
  13. Эпоха «перестройки» 1987-1991 гг. 
  14. type="1"> Риторика «эпохи красногвардейской атаки на капитал»
  15. ПАМЯТНИКИ МУСТЬЕРСКОЙ ЭПОХИ И ОСТАТКИ НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР