БЫЛОЕ И ДУМЫ Глава XXV
С точки зрения развития философской мысли в России особый интерес представляет герценовское освещение той роли, которую сыграла в этом немецкая классическая философия (Шеллинг, Гегель, Фейербах), и того, как русская мысль «перерабатывала» идеи немецких мыслителей. Проницательность герценовского анализа, меткость и живость данных им характеристик лиц и идей сделали его мемуары одним из основных источников по истории русской философской мысли 30—40-х гг. В таком значении их утвердило, в частности, широкое использование материалов XXV главы (в публикации «Полярной Звезды» на 1855 г.) Чернышевским в. шестой главе «Очерков гоголевского периода русской литературы». Рассказанная Герценом история «переработки» русской мыслью философии Гегеля послужила Чернышевскому основанием для сделанного им вывода: «С того времени, как представители нашего умственного движения самостоятельно подвергли критике гегелеву систему, оно уже не подчинялось никакому чужому авторитету» (Чернышевский Н.
Г. Полн. собр. соч., т. III. М., 1947, с. 224).В некоторых случаях герценовские утверждения и оценки не вполне точны. В первую очередь это относится к характеристике Н. В. Станкевича и его кружка. Следует иметь в виду, что Герцен не соприкасался непосредственно с кружком в наиболее интенсивный период деятельности последнего (1834—1837). Суждения о кружке, высказанные в XXV главе «Былого и дум», основывались преимущественно на впечатлениях от встреч с членами кружка в более позднее время (1839—1840). Сопоставляя кружок, группировавшийся в начале 30-х гг. вокруг него и Огарева, с кружком Станкевича, Герцен верно отметил преобладание в первом интересов политических, во втором — философско-эстетических. Однако в герценовских характеристиках обоих кружков слишком подчеркивались различия между ними и «направление» кружка Станкевича односторонне определялось как «почти исключительно умозрительное». Не вполне точными были и характеристики идейного развития некоторых членов кружка, в том числе самого Станкевича и Бакунина.
Впервые опубликована в «Полярной Звезде» (1855 г., кн. I, с. 81 — 101) в составе «Былого и дум (отрывки из третьего тома «Записок Искандера»)» как глава VIII с названием «Юная Москва» и с подзаголовками: «Круг Станкевича — Философский формализм — Профессор М. Павлов — В. Белинский и М. Бакунин — Гегель — Ссора с Белинским и мир — Новгородские споры с дамой». Как свидетельствует замечание в тексте главы, вариант, опубликованный в «Полярной Звезде», был написан Герценом в 1854 г. Подготавливая отдельное издание своих мемуаров, Герцен дополнил и подверг стилистической правке главу; она была включена во II том «Былого и дум», вышедший в декабре 1861 г., и получила новую нумерацию (глава XXV)в соответствии с общей нумерацией глав I и II томов. Часть главы, дополнившая первоначальный вариант, была опубликована в VII книге «Полярной Звезды» на 1862 г. (выпуск 1, с. 112 — 124) под названием «Юная Москва тридцатых годов (круг Станкевича)» с авторским примечанием: «Из ненапечатанной части «Былого и дум»». 1
3 марта 1838 г.
Герцен тайно приезжал из Владимира в Москву для свидания со своей будущей женой Н. А. Захарьиной. 9 мая —дата приезда Герцена и Н. А. Захарьиной во Владимир и их венчания.— 183. 2Из стихотворения Шиллера «Resignation» («Отречение»).— 183. 3
См. «Дон Карлос» Ф. Шиллера, действ. II, явл. 2.— 184. 4
Дело, занятие (англ.).— 184.
6 Н. П. Огарев женился в Пензе, где он отбывал ссылку, на М. JI. Рос- лавлевой, племяннице пензенского губернатора А. А. Панчулидзева.— 185. 6
сдержанность (франц.).— 186. 7
сущности (от франц. fond).— 186. 8
власти природы (нем.).— 187. 9
обиды (франц.).— 187. 10
Имеются в виду Н. X. Кетчер и Н. М. Сатин, бывшие членами герцеиовского кружка в начале 30-х гг.— 189. 11
Ко времени возвращения Герцена из Владимира в Москву Грановский уже вернулся в Россию.—190. 12
Станкевич уехал за границу в 1837 г.; умер он в ночь на 25 июня 1840 г. в итальянском городе Нови, недалеко от озера Комо.— 190. 13
Привратником гегелевской философии Г. Гейне назвал А. Руге в предисловии ко 2-му изданию своей работы «К истории религии и философии в Германии» (1852).— 191. 14
На Маросейке жил В. П. Боткин, у которого в то время часто собирались (а иногда и жили) друзья по кружку Станкевича. На Моховой улице расположен Московский университет.— 191.
579
19* 15
в сыром виде (лат.).— 191. 16
Из стихотворения Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во врем бессонницы».— 192. 17
«Фауст» Гёте, ч. I, сцена 4.— 172.
16 Здесь: задушевности, лиризму (от нем. Gem tit).— 192.
наоборот (лат.).— 193.
Имеется в виду заметка Гегеля в «Исторических этюдах» о публичной казни. Герцен был знаком с этой заметкой еще по первой ее публикации в альманахе Р. Прутца «Literarhistorisches Taschenbuch» (1843).— 193.
Эта трактовка Герценом тезиса Гегеля в «Философии права» была подвергнута критике Г. В. Плехановым, справедливо утверждавшим, что начало достаточной причины «несравненно беднее содержанием, нежели г>тот тезис» (Плеханов Г.
В. Избр. филос. произв. в пяти томах, т. IV. М., 1958, с. 721). Однако Герцен не всегда отождествлял тезис о разумности действительного с началом достаточной причины. Так, в статье «Буддизм в науке», критикуя «формалистов» и имея в виду, в частности, русских проповедников «примирения с действительностью», он писал: «...они проповедовали примирение со всей темной стороной современной жизни, называя все случайное, ежедневное, отжившее, словом, все, что ни встретится на улице, действительным и, следственно, имеющим право на признание; так поняли они великую мысль, «что все действительное разумно...»» (3, 77).— 194.Рим. 13, 1.- 194.
испить из самого источника (лат.).— 195.
Имеется в виду книга: Michelet G. Vorlesungen iiber die Perso- iilichkeit (iottes und Unsterblichkeit der Seele (Лекции о личности бога и бессмертии души). Berlin, 1841.— 195.
Знакомство Герцена с В. И. Филипповичем и его женой Л. Д. Филиппович состоялось в конце 1841 г.— 195.
А. И. Тиме.- 197.
Речь идет о книге Ф. Шеллинга «Vorlesungen iiber die Methode des akademischen Studiums». Tubingen, 1803 («Лекции о методе академических занятий»).— 197.
Имеется в виду сочинение К. Бурдаха «Die Phisiologie als Erfah- rungswissenschaft». Leipzig, 1835—1840 («Физиология как опытная наука»).- 197.
дух (ном.).- 198.
«Сущность христианства» (нем.). Н. П. Огарев заехал в Новгород, направляясь за границу, 31 мая 1842 г.— 198.
Во время кратковременного пребывания Герцена в Петербурге в декабре 1839 г. между ним и Белинским происходили те споры, о которых Герцен рассказал выше. «Примирительное» их свидание состоялось в середине 1840 г. —198.
более роялисты, чем сам король (франц.).— 199.
Имеется в виду первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, опубликованное в «Телескопе» в 1836 г., № 15.— 199.
Герцен имеет в виду статью восьмую из цикла статей Белинского «Сочинения Александра Пушкина».— 200.
«О развитии революционных идей в России», гл.
VI.— 200.Вероятно, А. Краевский.— 201.
нижние этажи (франц.).— 201.
в тесной компании (франц.).— 201.
И. И. Панаеву.- 202.
Я. М. Неверов (в 30-х гг.— друг Н. В. Станкевича).— 203.
благопристойную и умеренную (франц.).— 203.
Огарев приехал к Герцену в Лондон 9 апреля 1856 г.— 205. Имеется в виду книга «Николай Владимирович Станкевич. Пере- пнска его и биография, написанная П. В. Анненковым» (М., 1857). Герцен прочел ее в 1861 г. 1 марта он писал И. С. Тургеневу: «Не постигаю, каким образом я в свое время не прочитал Анненкова книгу «О Станкевиче». Это чрезвычайно важная публикация. Так и пахнет чистым, родным воздухом — от этой кучки людей благородных, идеалистов. Ну где же в Европе (кроме Италии) вы встретите что-нибудь подобное?» (27, кн. 1, 138). Мысль, заключенная в последней фразе, повторена Герценом в настоящей главе «Былого и дум».— 205.
Имеются в виду «Сочинения В. Белинского», ч. 1 — 12, изд. К. Со- лдатенкова и Н. Щепкина (М., 1859 — 1862). Первые четыре части вышли в 1859 г.- 205.
В действительности появление книги П. В. Анненкова вызвало отклик в журналах того времени. Особенно важное значение имела публикация в «Современнике» (1858, кн. IV) статьи Н. А. Добролюбова «Николай Владимирович Станкевич», полемически направленной против отзыва о книге Анненкова И. Льховского в «Библиотеке для чтения». Статья Добролюбова, в которой содержалась высокая оценка Станкевича, и в частности роли Станкевича в идейном развитии Белинского, была (наряду с «Очерками гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевского) одним из проявлений борьбы революционных демократов 60-х гг. за наследие передовой русской мысли предшествующих десятилетий.— 205.
Использовать Гегеля для обоснования некоторых славянофильских идей пытались, в частности, Ю. Ф. Самарин и К. С. Аксаков.— 207.
мещанину (от нем. Spietibiirger).— 207.
школьник... уже будущий рассудительный мужчина, умеющий воспользоваться положением (франц.).— 208.
Н. П. Сунгуров и члены его кружка были сосланы в 1833 г.— 209.
В действительности «ученые занятия» Н. В. Станкевича в середине 30-х гг. имели гораздо более серьезный и целенаправленный характер.— 211.
Утверждение Герцена неточно. Еще во время военной службы в Западном крае в 1834 г. Бакунин довольно много читал, в том числе книги по истории и философии.— 212.
Не совсем точная цитата из письма Т. Н. Грановского к Я. М. Неверову от 8 августа 1840 г.— 213.
гуманизма (лат.).— 213.
стой, путник (лат.).— 214.
«Былое и думы» (первая часть) вышли в переводе Делаво под заглавием «Le Monde russe et la Revolution. Memoires de A. Hertzen. 1812 — 1835». Paris, 1860. Письмо В. Гюго к Герцену от 15 июля 1860 г. опубликовано в издании Сочинений Герцена под ред. М. К. Лемке (т. 14, с. 796).— 214.
«Исповедь сына века» (франц.).— 214.
Еще по теме БЫЛОЕ И ДУМЫ Глава XXV:
- ГЛАВА2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКЫНОВ XV—XVIII ВЕКОВ
- ГЛАВА 8 КОНСЕРВАТИВНО-БУРЖУАЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЕГО ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
- глава вторая В КОТОРОЙ ТО, ЧТО БЫЛО ДОКАЗАНО В ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ, ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ФАКТАМИ
- ГЛАВА III О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ АБСТРАКТНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Глава семнадцатая О БЕСКОНЕЧНОСТИ
- БЫЛОЕ И ДУМЫ Глава XXV
- Глава XXX НЕ НАШИ
- Глава XXXII
- Глава 2 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВТОРОГО ПУНКТА ОБВИНЕНИЯ: СОКРАТ НЕ РАЗВРАЩАЛ МОЛОДЕЖЬ
- Глава IIО МИФОЛОГИИ И ТЕОЛОГИИ
- Глава 8. Обнаружение Его, дворца
- Глава XXXI Деревянковский фольклор
- ГЛАВА 6 ДУМЦЫ ПОСЛЕ ДУМЫ: ПОЛИТИКА И СУДЬБЫ, 1917-1976
- Глава 10. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА К ШКОЛЕ
- Глава VI ЭПОХА РАСЦВЕТА АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ
- Глава 3g Дж.-Д. Рэй ЕГИПЕТ В ПЕРИОД С 525 ПО 404 Г. ДО Н. Э.
- Государственная Дума