<<
>>

О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ

Первое из известных нам оригинальных сочинений Герцена написано в конце 1832 г. Статья ясно свидетельствует о не вполне установившемся мировоззрении Герцена; вместе с тем в ней уже определились или наметились темы, которые станут магистральными в дальнейшем его философском творчестве и найдут наиболее содержательную разработку в «Письмах об изучении природы».
Прежде всего это проблема единства бытия и мышления, эмпирического и теоретического знания. Проявившееся в этой статье внимание молодого Герцена к проблемам научной методологии детерминировано характером его предшествовавших занятий философией и естествознанием, убеждением в том, что «метода важнее всякой суммы познаний» (21, 12). Развиваемая в статье идея о единстве, «сбегании» законов природы с законами мышления свидетельствует о знакомстве Герцена с философией Шеллинга.

Впервые опубликовано М. К. Лемке в 1915 г. (Герцен А. И. Полное собрание сочинений и писем А. И. Герцена. Под ред. М. К. Лемке, т. I. Пг., 1915, с. 71—82) по черновому автографу. Рукоиись статьи была изъята при аресте Герцена в 1834 г., находилась в Следственной комиссии, затем в архиве III отделения. Оттуда она неизвестным образом попала к антиквару, у которого и была приобретена М. К. Лемке (см. там же, с. 525). В настоящее время хранится в Отделе рукописей Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР (Ленинград). На обороте заглавного листа — надпись рукою Герцена: «Не волнуй ты душу вновь». В тексте довольно много исправлений, зачеркиваний. В примечаниях мы воспроизводим лишь наиболее существенные в философском отношении варианты рукописи.

Существовала, по-видимому, копия (или другой рукописный авторский вариант) этой работы. Как свидетельствовал Герцен на допросе в Следственной комиссии 24 июля 1834 г., ого статья «О человеке в зоогно- стическом отношении» была прочитана М. А. Максимовичем и Н.

II. Огаревым и передана Н. А. Полевому (вероятно, для опубликования в его журнале «Московский телеграф») (см. 21, 414—415). О судьбе этой рукописи ничего не известно.

1 Герцен придавал очень большое значение эпиграфам к споим произведениям. Несомненно, что отточие в первом эпиграфе неслучайно. В полном виде цитата из Евангелия от Матфея в переводе с церковнославянского звучит так: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Матф. 23, 25). В рукописи затем следовал второй эпиграф, впоследствии зачеркнутый,— цитата из стихотворения И. Ф. Шиллера «Die Worte des Walins» («Слова безумия»): Es ist nicht drautfen, da sucht es der Tor; Es ist in dir, dii brings! es ewig hervor.

Schiller

(Оно не вне тебя, там ищет его глупец; оно в тебе самом, ты вечно порождаешь его. Шиллер.) (нем.). «Оно» обозначает здесь истинное, прекрасное, святое. Ср. стихотворный перевод: Наруже безумец лишь ищет того, Что вечно таится в груди у него.

(Пер. Д. Цертелева) Вместо этого эпиграфа на полях рукописи был вписан другой, которы" и стал вторым; его перевод: «Подобно физиологам, представители критической философии сделали из вселенной то, что сделали из живого человека,—труп. «Рел[игия] сен-симонизма». Э. Родриг (с. 168)» (франц.). Точный источник цитаты не установлен. В комментарии к 1-му тому академического Собрания сочинений эти слова характеризуются как «эпиграф из сен-си мониста Эжена Родрига» (1, 480), а в указателе имен «Религия сен-симонизма» обозначена как сочинение Э. Родрига (см. 1, 559). На самом деле у Э. Родрига не было такого сочинения. Его перу принадлежит книга «Lettres sur la Religion et la Politique» («Письма о религии и политике»), изданная в Париже в 1831 г. Что касается «Религии сен-симонизма», то под этим заглавием в начале 30-х годов, уже после смерти Э. Родрига, вышел ряд сборников, подготовленных сен-симони- стами, в частности его старшим братом — Б.

О. Родригом. Эти книги полу- чили некоторое распространение и в России. К примеру, один из сборников находился в библиотеке А. С. Пушкина. Под упоминаемой в эпиграфе «критической философией» не следует подразумевать философию И. Канта; хотя с его учением сен-симонисты и были знакомы (см.: Изложение учения Сен-Симона. М,, 1961, с. 173, 237, 415, 546), все же эпитет «критическая» распространялся ими практически на всю философию эпохи Просвещения. В данном случае имеется в виду скорее всего французский механистический материализм XVII—XVIII вв.— 63. 2

Геогония — наука об образовании Земли (от греч. vfj — земля и yovoq — рождение, происхождение). Здесь Герцен имеет в виду библейский миф о сотворении мира. См. также с. 328 наст, тома, где Герцен раскрывает содержание материалистической «геогонии» Лукреция.— 63. 3

Т. е. неживой, неорганической, ископаемой.— 63. 4

Из статьи М. А. Максимовича «О человеке» («Телескоп», 1831, ч. V).-Речь идет об Австралийском материке.— 64. 6

Орниторинх — утконос, обитающее в Австралии яйцекладущее млекопитающее.— 64. 7

Палеотерий — доисторическое животное, похожее на носорога и тапира.— 64. 8

человек — свидетель потопа (лат.).— 64. 9

зеленое вещество (Пристли) (лат.). В 1771 г. Дж. Пристли поставил опыт: воздух, «испорченный» дыханием животных, «исправлялся» растениями.— 65. 10

крайний предел (лат.).— 66. 11

Далее в рукописи следовали зачеркнутые затем слова: ««Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно, существую — лаг.),— говорил великий прародитель новой философии (Р. Декарт.— А. В.). Вот сколь важно мышление: оно — главное назначение человека, оно, неразрывное с самопознанием, и должно определять место человека в природе» (1,461).— 66. 12

Иоанн 20, 21.— 66. 13

Это дело решенное (франц.).— 67. 14

Далее в рукописи зачеркнуто: «Знаете ли, кто это вполне чувствовал и прелестно выразил; не догадаетесь — Вольтер.

Ah! Sans la liberie, que seraiet done nos amesl Mobiles, agitees par d'invisibles flammes. Nos vasux, nos actions, nos plaisirs, nos degouts De notre etre en un mot rien ne sera it de nous».

(Что сталось бы с нашими душами, подвижными, волнуемыми невидимым пламенем, не будь они свободны? От желаний наших, поступков, радостей, огорчений — словом, от существа нашего не осталось бы ничего — франц.) (1, 461).- 67.

Познай самого себя (лат.) — изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлоиа в Дельфах.

В античных источниках автором его чаще всего называется один из семи древних мудрецов — Хилон из Лакедемона, реже — Фалес. Существуют и иные предания относительно происхождения этого изречения. Данное речение было переосмыслено Сократом и потому чаще связывается прежде всею с его именем. См. также наст, том, с. 355 и примечание 5 к ней.— 67. 16

Герцен ссылается здесь на 13-е издание работы К. Линнея «Система природы», т. 1, явно не соглашаясь с линнеевским зачислением человека в отряд приматов. Именно Линней впервые определил человека как homo sapiens — «существо разумное».— 67. 17

«Животное царство» Кювье, том. I, страница 77, изд. 2 (франц.).- 68.

18 Океп. Естественная история для школ, т. II, с. 937 (нем. и франц.). Герцен цитирует сочинение JI. Окена по лейпцигскому изданию 1821 г. (В России издан был только пятый том этого сочинения под названием «Всеобщая естественная история для всех состояний». СПб.,

D рукописи вместо слов Мышление человеческое... в реальном было: «Мышление человеческое, с того времени как человек начал обращать внимание на познающее и познаваемое, раздвоилось. В самом противуположении нашего «я» и природы находим зародыш этой двойственности. Человек, редко умеренный, всегда увлекаемый первою мыслию или первым впечатлением, не стремился соединить противуположно- сти, но исключительно предавался либо внутреннему, либо внешнему, тонул в идеальном или терялся в реальном. В Индии уже видим пример сему; в самом начале философии греческой встречаем элеатиков и ионийцев; в (Афинах) Греции, где все изящно, изящнейшим образом выразилось и раздвоение сие Платоном и Аристотелем» (1, 461—462).— 69. 20

Речь идет о последователях Аристотеля, за которыми закрепилось название «перипатетики» (от греч. леділатео) — прохаживаюсь). Во время преподавания в Лицее Аристотель имел обыкновение прогуливаться со слушателями. — 69. 21

Ср.: «...следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих нор не было) союз этих способностей — опыта и рассудка» (Бэкон Ф.

Сочинения, т. 2. М., 1978, с. 57).— 69. 22

«О достоинстве и приумножении наук», [кн.] 1 (лат.). Ср.: «...чувства служат как бы разведчиками [для человеческого разума]... Бог создал человеческий ум подобным зеркалу, способным отразить всю Вселенную, столь же жаждущим охватить этот мир, как глаз жаждет света, и не только желающим воспринять все разнообразие и чередование времен, но и стремящимся к всестороннему рассмотрению и исследованию неизменных и нерушимых законов и установлений природы» (Бэкон Ф. Соч., т. 1. М., 1977, с. 86-87).— 69. 23

Далее следовали зачеркнутые затем Герценом слова: «Мы ночли за нужное сказать сие для того, чтоб яркою чертою отделить Бакона от большей части его последователей, ибо как было бы горько, ежели бы нас обвинили в неблагодарности к лорду Веруламскому, которого намять должна быть священна для потомства. Может, в философии он поразил смертельным ударом схоластику» (1, 462).— 69. 24

Здесь: векам творческим. Термин «палингенезия» (от греч. rtdXiv — вновь, снова — и ycvcai? — возникновение, зарождение) впервые был употреблен IJI. Бонне в названии его сочинения «Palingenesie philo- sophique» («Философская палингенезия»). В социальную науку его ввел И. С. Балланш, написавший книгу «Essaisde palingenesie sociale» («Опыт социальной палингенезии»). Это свое сочинение Балланш в 1829 г. послал сен-симонистам, которые увидели в нем близкого им но строю мыслей теоретика (см.: Изложение учения Сен-Симона, с. 488 и с. 594, прим. 5). С этого времени начинается широкое использование ими термина «палингенезия» для обозначения положительных, творческих эпох — в отличие от эпох критических, разрушительных — и даже для эпохи окончательного восстановления, возрождения человечества. Вслед за сенсимонистами примерно в таких же значениях использует этот термин и Герцен. О необходимости «создать новое, палингенезическое время» он писал Н. П. Огареву 19 июля 1833 г. (21, 20; см. наст, изд., т. 1, с. 409). В конце 30-х годов Герцен вынашивал замысел написать «фантазию» иод заглавием «Палингенезия» (см.

21, 392), первой частью которой мыслились «сцены из умирающего Рима» [«Лициний») (1838).— 70. 25

Далее в рукописи было (впоследствии зачеркнуто): «Сначала ум человеческий дробит предмет, рассматривает, так сказать, монады его, потом складывает их, обозревает целое и тогда уже имеет отчетливое знание предмета» (1, 462).— 70.

26 Слушая их громкие речи, можно подумать, что они в самом деле покорили невесту. Шиллер (нем.).— 72.

«Ни красного колпака, ни красного каблука» (франц.), т. е. ни якобинца, ни аристократу. — 73. 28

Речь идет о Великой французской революции 1789—1794 гг.— 73. 29

Герцен имеет в виду книгу Шеллинга «Vorlesungen iiber die Methode des akademischen Studiums» («Лекции о методе академических занятий») (1803).— 73. 30

Высшая педагогическая школа. Говоря далее о том, что эта школа возрождает новую школу, более сообразную духу времени, Герцен вычеркнул из рукописи идущие вслед за этим слова: «в лице Ройе-Коллара, Кузеня и их последователей» (1, 462).— 74. 31

Все принять и ничего не исключать (франц.).— 74.

<< | >>
Источник: Александр Иванович ГЕРЦЕН. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ / том 1. 1985

Еще по теме О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ:

  1. 4. "ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?"
  2. 5.4. Человек по своей природе добр
  3. Человек и природа
  4. А. Гглен: неспециализированность человека
  5. О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ
  6. О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ
  7. НАУЧНЫХ СПОСОБАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕГО ОТНОШЕНИИ К НАУКЕ О ПОЗИТИВНОМ ПРАВЕ *
  8. III. ЧЕЛОВЕК ПО ПРИРОДЕ ЗОЛ
  9. ЧЕЛОВЕК ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ДОБР. ДОБРО И ЗЛО ОТНОСЯТСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК НОРМА И ПАТОЛОГИЯ
  10. Деления природы как формы созерцания
  11. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  12. Природа и Человек
  13. Самодеятельность как средство развития личности человека и ее самосознания
  14. АНТРОПОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА* Р.Б.Эдгертон
  15. Доказательства происхождения человека
  16. Человек как субъект жизнедеятельности и внутреннего психологического мира Т. И. Куликова (Тула)