<<
>>

[ИЗ ПЕРЕПИСКИ]

Герцен любил и высоко ценил эпистолярный жанр литературного творчества. «Наши письма — важнейший документ развития...» (22, 100) — так однажды написал он своему ближайшему другу Огареву.
Подобным образом он определял свою переписку и в дневнике, и в «Былом и думах».

И в самом деле, во множестве писем Герцена отразился процесс его духовной эволюции, формирования и развития его теоретических интересов, социально-политических воззрений, философских убеждений и принципов. В них и пространные размышления (либо краткий, но емкий отзыв) по поводу того или иного только что (или уже давно) прочитанного сочинения, принадлежащего такому гиганту мысли, как Гегель, писательнице Жорж Санд или какому-нибудь ныне забытому Рётшеру. В них и напряженный спор или дружеская беседа с кем-либо из корреспондентов о проблемах религии, науки, нравственности, эстетики — коренных проблемах мировоззрения. В них и информация о том, как идет работа над собственными философскими сочинениями, какие возникают трудности творческого характера, как встречает вышедшие из печати статьи и книги читающая публика. В них и ярко эмоциональный, по общему правилу глубоко осмысливаемый в общетеоретическом плане отклик на какой- нибудь пусть незначительный, но затрагивающий те или иные струны души житейский факт либо, напротив, на крупное социально-историческое и политическое событие... Недаром многие из писем Герцена в столь большой степени корреспондируют с его философскими произведениями

В первый том настоящего издания включены (с сокращениями) лишь 23 письма Герцена 1833—1845 гг. — те именно, которые представляются наиболее значительными из его «философской переписки» этого времени.

1. Н. П. Огареву

Написано вскоре после сдачи экзаменов (22 июня 1833 г.) на физико- математическом отделении Московского университета. Впервые опубликовано в журнале «Мир божий», 1906, № 1, с.

52—54. Письмо Огарева, на которое отвечает Герцен, неизвестно. Ответ Огарева неизвестен.

Речь идет об одной из двух книг Э. Лерминье: «Introduction generale a l'histoire du droit» («Всеобщее введение в историю права». Париж, 1829) или «Philosophie du droit» («Философия права». Париж, 1831). Был ли осуществлен замысел Герцена, неизвестно. В письме Огарева от 4 сентября 1832 г. содержится отзыв о второй из названных книг Лерминье я настоятельная рекомендация Герцену познакомиться с этой книгой (см.: Огарев Н. 11. Избр. социально-полития. и филос. произв., т. И, с. 256).-408.

7 Первая часть «Iiistoirc romaine» Ж. Мишле — «Republique» (Париж, 1833).-408. 3

Имеется в виду книга Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций», на которую Герцен впоследствии неоднократно ссылался.— 408. 4

Речь идет скорее всего о сочинении Огюстена Тьерри «Histoire de la conquete de l'Anglcterre par les Normanda» («История завоевания Англии норманнами». Париж, 1825).—408. 5

Речь идет о книге: Сперанский М. М. Обозрение исторических сведений о своде законов; сост. из актов, хранящихся во 2-м отделении Собств. е. и. в. канцелярии. СПб., 1833.— 408. 2.

Н. П. Огареву

Впервые опубликовано в журнале «Мир божий», 1906, № 1, с. 59— 60. Изъятое при аресте Огарева, это письмо фигурировало в Следственной комиссии при допросах Герцена (см. 21, 422; 450). Ответ на письмо Огарева от 10 июля 1833 г. Ответ Огарева от 29—30 июля см.: Огарев И. II. Указ. соч., т. II, с. 262-263, 264-266.

1 involuta — окутанная тьмой, свернутая (лат.); evoluta — развернутая (лат.).—409. *

сен симонизм (франц.). Ответ на рекомендацию Огарева читать сочинения Сен-Симона.—409.

8 Упоминаемое письмо неизвестно.—409. 4

Этот же термин Герцен употреблял в работе «О мосте человека в природе» (см. наст, том, с. 70) и в других сочинениях. См. прим. 24 к с. 70 наст, тома, —409. 5

Речь идет о статье А. Трансоиа «Doctrine dissociation de М. Charles Fourier» («Учение об ассоциации г.

Шарля Фурье»), напечатанной в 1832 г. в февральской и майско-июньской книжках парижского журнала ? Revue Encyclopedique».— 409. 6

Здесь я дома (нем.).—409. 3.

Н. П. Огареву

Впервые опубликовано в журнале «Мир божий», 1906, № 1, с. 60— 62. Изъятое при аресте Огарева, письмо фигурировало при обвинении Герцена в Следственной комиссии (см. 21, 451). Ответ Огарева от 10 августа 1833 г. см.: Огарев Н. П. Указ. соч., т. II, с. 267-268.

1 Это письмо неизвестно. — 409. *

Кого подразумевает здесь Герцен, не установлено.— 409. 3

сам [учитель] сказал (лат.).— 409. 4

Такую характеристику Фихте как «террористического режима» философии Э. Кине дал в статье «Da la philosophic dans ses apports avec l'histoire politique» («О философии и ее связях с политической историей»), 1830. Там говорилось, что Фихте — «это абстрактный гений Конвента; его принцип — это принцип Горы, приложенный к знакомству со вселенной» (см. 21, 452). Из статьи Э. Кине Герцен заимствует также и характеристики Шеллинга и Гегеля, хотя и несколько видоизменяет их. Аналогией между развитием революции во Франции и философией в Германии Герцен многократно пользовался и впоследствии, иногда со ссылкой на Кине (см. наст, том, с. 242 и прим. 33 к ней). Отвечая Герцену на комментируемое письмо, Огарев не согласился с данной Герценом характеристикой Шеллинга: «Одна не бездушная философия последних времен, где высоко поняты требования века,— это Saint Simon» (Огарев Н. П. Указ. соч., т. II, с. 267).— 409. 5

многословность (франц.).— 410. 6

Имеются в виду сочинение A.-P.-JI. Геерена «Ideen iiber die Politik, den Verkehr und den Handel der vornehmsten Volker der alten Welt» («Понятия о политике, отношениях и торговле главнейших народов древнего мира»), работы Мишле, Вико, Монтескьё, Гсрдера.— 410. 7

Вероятно, «Римское гражданское право, изложенное (по Маккель- дею) Николаем Рождественским» (т. I —И, СПб., 1829—1830) — русская переработка книги Ф. Маккельдея «Das Lehrbuch des heutiden Romischen Rechts» («Пособие но современному римскому нраву».

Гиссен, 1818).— 410. 8

исключительно (франц.).— 410.

4. Н. П. Огареву

Впервые опубликовано в журнале «Мир божий», 1906, № 1, с. 64 — 66. Изъято у Огарева при аресте, фигурировало в Следственной комиссии при обвинении Герцена (см. 21, 453). Ответ на письмо Огарева от 29— 30 июля 1833 г. (см. Огарев Н. П. Указ. соч., т. II, с. 264—266). Ответ Огарева от 18—20 августа см.: «Русская мысль», 1888, № 9, с. 1—3. 1

Под влиянием учения Сен-Симона и сен-симонистов о «новом христианстве» Герцен приступает к изучению христианской религии (см. также 21, 22). Даваемый им в данном письме набросок философии истории по основному содержанию соответствует сен-симонистским представлениям об истории общества.— 410. 2

Кимвры и тевтоны — германские племена, совершавшие набеги на Рим.— 410. 3

Свидетельство знакомства Герцена с учением Фурье.— 411. 4

Речь идет, вероятно, о статье Ш. Дидье «Les trois principes.— Romo, Vienne, Paris» («Три принципа.— Рим, Вена, Париж») из «Revue Ency* clopedique» (1832, январь).—411.

5. Н. П. Огареву

Впервые опубликовано в журнале «Мир божий», 1906, № 1, с. 66 67. Не было отправлено адресату, изъято у Герцена при аресте. Фигурировало при допросах Герцена (см. 21, 421—422; 454). Ответ на письмо Огарева от 18—20 августа 1833 г. («Русская мысль», 1888, № 9, с. 1—3). 1

Речь идет о Великой хартии вольностей — первой конституции Англии. — 412. 2

Студенчества, студенческого братства (нем.).—412. 3

Все за одного, один за всех! (нем.). — 412. 4

Компромисс между феодализмом и свободой (франц.). — 412. 5

Исправлено из «контраст» в соответствии с материалами следственных допросов, где говорится о «контракте» (21, 421), и высказыванием из «Былого и дум», где Герцен по памяти привел выдержку из комментируемого письма: «Все конституционные хартии ни к чему не ведут, это контракты между господином и рабами; задача не в том, чтобы рабам было лучше, но чтоб не было рабов» (8, 206). — 412.

в В мае 1831 г.

В. Кузен был направлен французским министерством народного просвещения в Пруссию для изучения системы народного образования. Итогом поездки был «Rapport sur l'etat de Instruction pub- lique dans quelques pays d'Allemagne, et particulierement en Prusse» («Доклад о состоянии народного образования в некоторых землях Германии, и в особенности в Пруссии»). Герцен перевел эту книгу на русский язык в 1834 г., приготовив ее к изданию (см. 21, 414); перевод до сих пор не обнаружен. — 412.

6. Н. А. Захарьиной

Впервые опубликовано в кн.: Сочинения А. И. Герцена и переписка с П. А. Захарьиной в семи томах, т. VII. СПб., 1905, с. 8—9. Написано в Крутицких казармах. Передано адресату, вероятно, неизвестным лицом, имевшим 21 февраля свидание с Герценом. Незадолго перед тем Герцен закончил работу над повестью «Легенда».

1 См. материалы допросов Герцена (21, 422—424), а также 8, 203 — 218; 27, ill.-412.

7. Н. X. Кетчеру и Н. И. Сазонову

Данное письмо очень характерно для выражения умонастроений Герцена периода ссылки в Вятку. Впервые полностью опубликовано М. К. Лемке (А. И. Герцен. Полн. собр. соч. и писем. Пг., 1915, т. I, с. 325—326), отрывок был напечатан в «Вестнике Ёвропы», 1883, № 3, с 146. Ответ Сазонова и Кетчера от И октября 1834 г.— «Литературное наследство», т. 62, с. 530—532. 1

См. прим. 24 к с. 70 наст, тома и прим. 4 к письму 2.— 413. 2

Данте. Божественная комедия. Ад, песнь 34.— 413.

8. Н. А. Захарьиной

Впервые опубликовано в журнале «Новое слово», 1897, № 4, с. 119 — 122. Ответ на письмо Захарьиной от 17—24 марта 1837 г. (Сочинения А. И. Герцена..., т. VII, с. 245—250). Ответ Захарьиной от 20—28 апреля см. там же, с. 270—277.

1 Произведение Герцена, написанное им в Крутицких казармах, затем перерабатывавшееся (см. 1, 81 —106) .—413.

5 Над этой статьей Герцен работал в Вятке (1836—1838) (см. 30, с. 852—853); напечатана она не была, рукопись неизвестна. — 413.

3 9 апреля 1835 г.— прощальное свидание Герцена и Н.

А. Захарьиной в Крутицких казармах перед отравлением его в ссылку (см. 8, 218; 21, 39).-414.

9. Н. Л. Захарьиной

Впервые опубликовано в Сочинениях А. И. Герцена..., т. VII, с. 446— 449. Ответ на письма Н. А. Захарьиной от 22—25 и 26—28 января 1838 г. (см. там же, с. 434—438, 439—440). Ответ Захарьииой на комментируемое письмо — от 4—6 и 6—8 февраля 1838 г. (там же, с. 451—453, 456- 458). 1

У Н. А. Захарьиной находился стакан, присланный Герценом из заключения; на стакане им было вырезано: «MLCCCXXXIV 24 juillet а та soeur» (1834, 24 июля моей сестре,— франц.) (30, 631).— 415. 2

Отвечая на письмо Герцена от 11 — 18 января 1838 г. с планом биографической повести «О себе», Н. А. Захарьина писала ему 23 января: «Ты упоминал все статьи, а «Легенду»? неужели ты ее пропустишь. Нет, я заступаюсь за нее...» (Сочинения А. И. Герцена..., 1905, т. VII, с. 435).— 415. 3

Экземпляр статьи «I Maestri» (о которой здесь идет речь) с отметками Жуковского не сохранился.—415. 4

20 июля 1834 г.— встреча Герцена с Натальей Александровной на скачках. На следующий день Герцен был арестован. Эта дата расценивалась обоими как поворотный момент их жизни (см. 8, 179; 21, 87, 88, 186; Сочинения А. И. Герцена..., 1905, т. VII, с. 117 и др.). — 415. 6

Работу над «Германским путешественником» («Первая встреча» — см. 1, 108—122) Герцен начал вскоре после ареста.— 415.

® Эти «разборы» до нас не дошли.—415. 7

Очерк «Гофман» (Герцен работал над ним в 1833—1834 гг.) был опубликован в журнале «Телескоп» (1836, № 10) с впервые появившейся в печати подписью Искандер.— 415. 8

См. 1, 494—495. Под двойным «пророчеством» Герцен имеет в виду и свою личную жизнь (любовь к Н. А. Захарьиной), и писательскую деятельность.— 415. 9

См. повесть «Первая встреча» (первоначальное название — «Германский путешественник») —1, 122 . — 416.

10. Н. И. Астракову

Впервые опубликовано в кн: «Неизданные письма А. И. Герцена к Н. И. и Т. А. Астраковым», издание «Нового журнала» (Нью-Йорк), 1957, с. 26-27. 1

«Московский наблюдатель» издавался с 1835 г. под номинальной редакцией В. П. Андросова. С марта 1838 г. перешел под редакцию Белинского. К августу 1838 г. вышло шесть книжек обновленного журнала (см.: «Литературное наследство», т. 57, с. 257—260.). Фактической программой его была статья М. Бакунина «Предисловие переводчика» к «Гимназическим речам» Гегеля (1838, ч. XVI, кн. 1); напечатаны по-русски две речи Гегеля на посту директора Нюрнбергской гимназии — от 29 сентября 1809 г. и [14 сентября 1810 г.].— 416. 2

С января 1838 г. журнал «Сын отечества» перешел под фактическую редакцию переехавшего из Москвы в Петербург Н. А. Полевого (номинальным редактором оставался Н. И. Греч). Журнал стал существенно интереснее.—416.

Статья Э. Литтре о парижском издании работ Гёте по естествознанию. Напечатана в журнале «Сын отечества», 1838, № 5, с. 1—26.— 416. 4

Здесь: всё, всеобъемлющее начало (древнегреч.).— 416. 5

От нем. Gelehrte — ученый; здесь в смысле «ученый, оторванный от жизни, схоласт, начетчик». — 416.

11. Н. X. Кетчеру

Впервьїе опубликовано по копии в 1915 г. М. Лемке (А. И. Герцен. Поли. собр. соч. и писем, т. II, с. 239—241), по автографу — в 1961 г. (см. 22, 10-12).

«Отечественные записки» начали издаваться в Петербурге в 1838 г. А. А. Краевским.- 417.

Речь идет о статье И. К. Гебгардта «Фауст, сочинение Гёте, перевод Эдуарда Губера».— «Отечественные записки», 1839, № 1, отд. VI, с. 1 — ЗА.-417.

Имеется в виду В. В. Пассек.—417.

Жорж Санд (франц.). — 417.

Речь идет о романе Жорж Санд «Spiridion», окончание которого печаталось в январе 1839 г. в журнале «Revue des Deux Mondes», и о статье О. Тьерри «Considerations sur l'Histoire de France.— Des systemes historiques, depuis le XVI siecle jusqu'a la Revolution de 1789. Second par- tie», напечатанной там же.— 417.

Т.е. реставрации (1815—1830).- 417.

«медовый месяц отныне истинной хартии» (нем. и франц.) — Герцен цитирует заключительную фразу из прокламации Луи-Филиппа Орлеанского к населению Парижа от 31 июля 1830 г.: «La Charte sera desormais une verite» («Хартия отныно будет истинной» — франц.).—417.

Роман Ш. Дидье (Париж, 1838). Далео речь идет о путевых очерках Дидье «Calabre» и «Basilicata», опубликованных в «Italic pittorosque», т. II. Париж, 1836. Эту книгу в январе 1839 г. читала Н. А. Герцен (см. 22, 296).- 417.

Barchou de РопНоёп A. Histoire de la philosophie allemande, depuis Leibnitz jusqu'a Hegel. Paris, 1836 (Баршу де Пеноен О. История немецкой философии от Лейбница до Гегеля. Париж, 1836). В письме от 28 февраля —1 марта Герцен писал Кетчеру: «Меня Ьаршу завлек, да не удовлетворил. Дайте нам Жегеля» (22, 13). — 417.

На закуску (франц.) . — 417.

12. Н. И. Астракову

Впервые опубликовано в кн: «Неизданные письма А. И. Герцена... с. 36-38. 1

Очевидно, речь идет о посвященных Гегелю разделах в книге О. де П. Баршу.— 418. 2

По-видимому, намек на политическую позицию Гегеля. — 418.

13. Н. X. Кетчеру

Отрывки впервые опубликованы в журнале «Вестник Европы», 1883, № 3, с. 140—141; № 4, с. 510; полностью по копии — в издании: А. И. Г ер- цен. Поли. собр. соч. и писем. Под ред. М. Лемке, т. II, 1915, с. 244—246, по автографу — в 1961 г. (см. 22, 13—16). 1

К. А. Зедергольм подвергся правительственным репрессиям за свои «истребляющие основания христианства» стихотворения (см.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. II. Погодина, т. V, с. 164). Во Владимире, таким образом, он оказался не по собственному желанию. Позже Зедергольм сблизился с Хомяковым, Киреевским, Ф. А. Голубипским.—418. 2

«Memoires, correspondence et manuscripts de general Lafayettes». Paris, 1837-1838, 6 vol.-418. 3

это человек доброй воли, так воздадим же ему должное в качестве такового (франц.). — 419. 4

Перефразировка евангельских слор «дух бодр, плоть же немощна» (Матф., 26, 41).- 419. 5

Лафайет участвовал в войне североамериканских колоний за независимость от Англии, — 419. 6

в царстве истины авторитетов нет (нем.).—419. 7

«Лициний» («Из римских сцен») был написан Герценом в 1838 г.—

419. 8

Речь идет о заговоре Пизона против Нерона (65 г. н. э.), описанном в «Анналах» Тацита (кн. XV). У Тацита Герцен заимствовал исторические факты, дав им собственное истолкование (см. 1, 506—507). — 419. 9

задней мысли (франц.). — 419. 10

Речь идет о журнале «Revue des Deux Mondes», но-видимому, об исторических трудах Раумера (см. 22, 25) и сочинениях Гегеля и гегельянцев.— 419.

14. Н. П. Огареву

Выдержки были опубликованы в «Литературном наследстве», т. 56, 1950, с. 131 — 132; полностью письмо впервые напечатано там же, т. 61, 1953, с. 386—390. Ответ на четыре письма Огарева, написанные около 4-25 ноября (см.: «Русская мысль», 1888, № 11, с. 7 — 11; 1889, № 1, с. 1—4; Огарев Н. П. Избр. социалыю-политич. и филос. произв., т. II, с. 301-304). 1

Об отношении к Н. И. Сазонову московских друзей в это время см. 10, 321-322.-419. 2

дорогой (итал.) друг. — 420. 3

В письме Огарева, написанном около 4 ноября: «Читал я мало» («Русская мысль», 1888, № И, с. 8).—420. 4

В одном из писем Огарева от середины ноября 1889 г. говорилось: «Я пишу много...» («Русская мысль», 1889, № 1, с. 2).—420. 5

Такое же намерение было высказано Герценом в письме к Кетчеру от 1 марта 1838 г. (см. 21, 309). Привел ли он его в исполнение, неизвестно.— 420. 6

Незаконченная автобиографическая повесть «О себе» (см. 1, 170—182). Герцен писал ее в 1837—1839 гг. (см. «Литературное наследство», т. 63, 1956, с. 9-55).-420 7

«И я художник!» (итал.) — восклицание, вырвавшееся у художника Корреджио при виде картины Рафаэля «Святая Цецилия». Вошло в поговорку как выражение уверенности в своем призвании. — 420. 8

Это письмо неизвестно.—420. 9

новые знакомые — вероятно, М. Бакунин, В. Белинский и другие представители молодой московской интеллигенции, с которыми Герцен познакомился в конце 30-х годов во время поездок в Москву. — 420. 10

Во время обучения Герцена в Московском университете И. И. Давыдов читал курс «чистой математики». Герцен, по-видимому, хотел привести формулу числа перестановок (или числа сочетаний), которыми открывался курс высшей алгебры. — 420. 11

В конце 30-х годов Кетчер находился под сильным воздействием Белинского, разделяя и его философские воззрения в духе «примирения с действительностью» (см. 9, 18—23). В сентябре 1839 г., во время приезда Герцена в Москву, резкий спор Герцена с Белинским по социально- философским вопросам привел к временному разрыву их отношений (см. 9, 21 — 22). О Кетчере см. также 9, 250 и образную зарисовку его портрета в повести «О себе» (1, 171).—420.

Персонаж романа Жорж Санд «Мопра». Этот же образ использован Герценом при характеристике Кетчера в повести «О себе» (1, 171).— 420.

13 Шутливое наименование московской кофейни Бажанова, в которой собирались актеры и литераторы. — 421.

Сатин был на два года моложе Герцена.— 421.

15 Об отношении Белинского к Сатину в это время см.: Белинский В. Г. Поли. собр. соч., т. XI, с. 188; «Литературное наследство», т. 56, с. 224 — 225; сб. «В. Г. Белинский и его корреспонденты». М., 1948, с. 267 — 269. По представлениям Белинского. Сатин тогда являлся олицетворением «прекраснодушия».— 421.

См. письмо Герцена Огареву от 7 августа 1833 г. (21. 23; наст, изд., т. 1, с. 410).- 421. 17

Стремился, устремлялся (от лат. aspiro).— 421. 18

То, что там, не будет здесь (нем.).— 421.

15. М. Н. ГІохвисневу

Впервые опубликовано в сб. «Звенья», кн. II, 1933, с. 363 — 364. С владимирским чиновником Михаилом Николаевичем Похвисненым и его семьей Герцен познакомился, вероятно, в октябре 1839 г. Письмо М. Н. Похвиснева, на которое отвечает Герцен, неизвестно. 1

Неудержимо вперед (нем.).— 422. 2

Точная дата посещения Герценом И. Я. Чаадаева (они познакомились 10 июля 1834 г.) неизвестна. Это произошло приблизительно между 24 марта и 5 апреля 1840 г. Видимо, тогда же состоялось и знакомство Герцена с А. С. Хомяковым (см.: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, с. 221).-422. 3

во многих смыслах (франц.). — 422. 4

Успенский собор на территории Московского Кремли. — 422.

6 26 июня 1840 г. Бакунин выехал в Берлин. — 422. 6

Здесь: одобрение действий, т. е. соглашение с Герценом. — 422. 7

Статья Белинского «О детских книгах», подзаголовок которой начинается фразой: «О воспитании детей вообще» (см.: Поли. собр. соч., т. IV, с. 68—109); напечатана в «Отечественных записках», 1840, № 3.— 422. 8

для себя и в себе (нем.). Ирония Герцена в этом письме по адресу Белннского отражает остроту его резко отрицательного отношения к истолкованию философии Гегеля в духе «формализма», приводившего к идее «примирения с действительностью». — 422.

16. Н. П. Огареву

Впервые в отрывках опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1883, № 4, с. 517 — 518; полностью в 1915 г.— А. И. Герцен. Полн. собр соч. и писем, т. II, с. 414 — 418. Ответ на недатированное письмо Огарева, относящееся, вероятно, к концу января — началу февраля 1841 г. («Русская мысль», 1889, № 4, с. 14 — 15). 1

От нем. Resignation — здесь: отречение, смирение. По поводу предстоящей высылки Герцена из Петербурга Огарев писал ему: «Что тебе сказать, друг? Досада, но не отчаяние. Когда я получил твое письмо, я взбесился, а потом примирился с ходом вещей. Не ты первый, не ты и последний. Частный случай не может навестн уныние за общее» («Русская мысль», 1889, № 4, с. 14).—422. 2

Довольно (лат.).—423. 3

Фраза выражает отрицательное отношение Герцена к мысли Огарева о жизни в Петербурге.—423. 4

по пути (франц.). — 423.

5 Споры эти происходили в Петербурге в январе 1841 г., до 22-го. Тогда же, в январе 1841 г., произошел и острый разговор Герцена и Белинского с «магистром в синих очках» (Я. М. Неверовым) (см. 9, 32—34). Взгляд Герцена на различия Москвы и Петербурга выражен в написанной им вскоре статье «Москва и Петербург» (см. 2, 33— 42).—423.

в двуполой фигуры (нем.).—423. 7

Камергерский ключ на заду. Камергер — почетное придворное звание (выше, чем камер-юнкер). В. Ф. Одоевский был камергером с 1836 г. По положению камергер носил золотой ключ на голубой ленте при левой поясничной пуговице.— 423. 8

из самого источника (лат.). — 423. 9

положение в свете (франц.). — 424. 10

во всяком случае (лат.). — 424. 11

на нет и суда нет (франц.). Эта фраза свидетельствует о зреющем у Герцена замысле политической эмиграции или выезде за границу. 12

Слова Гамлета (Шекспир. Гамлет, акт I, сцена Ъ).—424. 13

В сокращенном переводе приводится сентенция Лютера из книги ?Memoires de Luther ecrits par Iui-meme. Traduits et mis en ordre par J. Mic- helet» («Мемуары Лютера, написанные им самим. Перевод и обработка Жюля Мишле»). Париж, 1835, с. 320: «В гневе мой характер закаляется, ум оттачивается... Никогда я не пишу и не говорю так хорошо, как во гневе». — 424. 14

суперэкзальтация (лат.) — высшая степень экзальтации, возбужденного состояния . — 424. 15

Были ли составлены эти тезисы, не известно. Замысел Герцена о написании «Писем о петровском перевороте» осуществлен не был. — 424. 16

Неосуществленный замысел Герцена. — 424. 17

В письме к Герцену Огарев писал: «Я привязан к этой земле, в другом месте я буду чувствовать свою ненужность» («Русская мысль», 1889, № 4, с. 14).-424. 18

Речь идет о рождении (не раньше 11 февраля) и смерти (не позднее 19 февраля) сына Герцена Ивана. — 424. 19

Имеется в виду работа Г. Т. Рётшера «Die Wahlverwandt-schften von Goethe in ihrer weltgeschichtliehen Bedeutung ihrem settlichen und Kunstlerischen Werte nach entwickelt» (1838). Критический отзыв об этой работе Герцен дал в статье «По поводу одной драмы» (см. наст, том, с. 163).-425.

17. Н. X. Кетчеру

Отрывки впервые опубликованы в журнале «Вестник Европы», 1883, № 4, с. 524 и 526; полностью письмо впервые напечатано в 1915 г. в издании: А. И. Герцен. Полн. собр. соч. и писем, т. II, с. 422—425. 1

и настоящее положение, и будущее положение (лат.). Речь идет, вероятно, не только о смерти младенца-сына, а и о предстоящей высылке Герцена из Петербурга.— 426. 2

В это время Герцен и Белинский пришли к единству в социально- философских воззрениях. Дальше Герцен рассказывает эпизод, о котором иными словами повествуется в «Былом и думах» (там он приурочен к первому свиданию с Белинским после переезда Герцена в Петербург в 1840 г.- см. 9, 27-28).-426. 3

Речь идет о статье «Бородинская годовщина» (1839) либо о статье «Очерки Бородинского сражения» (1840).—426.

«А все-таки она движется!» (лат.) — по преданию, слова Галилея после вынужденного отречения от теории Коперника.—426.

Речь идет о первом издании работы И. И. Голикова «Деяния Петра Великого» (части 1 — 12. М., 1788 — 1791; дополнения — т. 1 — 18. М., 1790—1797). Издание этого труда, подготовленное К. А. Полевым (1837 — 1843), Герцена, как видно, не удовлетворяло. — 426.

ложное положение (франц.). — 427.

18. Н. П. Огареву

Впервые опубликовано в отрывках в «Вестнике Европы», 1883, № 4, с. 519—520, полностью — в кн.: А. И. Герцен. Полн. собр. соч. и писем, т. II. Пг., 1915, с. 424—427. Часть письма от 3 марта — ответ на недатированное письмо Огарева, относящееся к концу февраля 1841 г. («Русская мысль», 1889, № 4, с. 15-16). 1

Т. е. царского повеления о второй ссылке,—427. 2

См. прим. 2 к письму П.—427. 3

Есть великое положение (нем.).—427. 4

Энтелехия (греч.) — один из терминов философии Аристотеля, означающий (наряду с «энергией») актуальную действительность предмета, акт в его отличии от возможности, потенции.— 427. 5

Друзья Герцена — Огарев и некоторые другие — первоначально не поняли его замысла заграничной деятельности.—427.

19. А. А. Краевскому

Впервые опубликовано (с пропусками) в «Отчете императорской Публичной библиотеке за 1890 год». СПб., 1893, с. 38, полностью — в кн.: А. //. Герцен. Поли, собр соч. и писем, т. Ill, ІІг., 1915, с. 6 — 7. 1

Речь идет о статье Белинского «Русская литература в 1841 году» («Отечественные записки», 1842, № 1; см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. V, с. 521-588).- 428. 2

второй собеседник (франц.). Статья Белинского была построена в форме диалога между А. и В.—428.

«Сказка для детей» Лермонтова и анонимные (скорее всего К. Л. Михелета) «Воспоминания о Гегеле» были напечатаны в «Отечественных записках», 1842, № 1 .—428. 4

«Феноменологию духа» Гегеля.—428. 5

«Оставь надежду всяк сюда входящий» (итал.) — из надписи на вратах ада в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь третья).—428. 6

Не бойся ничего, Цезаря везешь (лат.) — переложение слов Цезаря, обращенных к испуганному бурей кормчему (но Плутарху: «Вперед, любезный, не бойся ничего: ты везешь Цезаря и его счастье»). Этот образ Герцен использовал в работе «Дилетантизм в науке» — см. наст, том, с. 95.- 428.

20. Н. П. Огареву

Впервые опубликовано в журнале «Голос минувшего», 1913, № 7, с. 190—191. Ответ на письмо Огарева от 28(16) марта 1843 г., адресованное В. П. Боткину («Русская мысль», 1889, № 12, с. 7—12), полученное Герценом 15 апреля 1843 г. (см. 2, 276). 1

индивидуальную особенность (франц.).—428. 2

Дружеская кличка Н. X. Кетчера.— 429. 3

Это письмо неизвестно.—429. 4

Ср. запись в дневнике от 15 апреля 1843 г. (2, 276—277). — 429. 5

10 июня 1842 г. Огарев уехал из Новгорода, а 20 июня 1842 г.— за границу. — 429. 6

Смерть троих детей Герцена: Ивана (февраль 1841 г.), Натальи (24 декабря 1841 г.), Ивана (5 декабря 1842 г.) (ср. запись в дневнике от 9 апреля 1842 г.-2, 248).-429.

После возвращения из Новгорода Герцен поселился с семьей в доме Е. С. Гагариной в М. Власьевском пер., близ Староконюшенной улицы.— 429.

8 Речь идет о четвертой и третьей статьях цикла «Дилетантизм в науке». — 429.

Этот отзыв содержался, но всей видимости, в утраченном письме Белинского к Герцену.—430.

21. Н. X. Кетчеру

Впервые опубликовано по копии в 1915 г.: А. И. Герцен. Полн. собр. соч. и писем, т. III, с. 431—433; по автографу — в 1961 г. (см. 22, 216— 217). Ответ на два письма Н. X. Кетчера, из которых известно одно — от 24 декабря 1844 г. («Русская мысль», 1892, № 9, с. 9—10). 1

13 декабря 1844 г. у А. И. и Н. А. Герцен родилась дочь Наталия. Потеряв уже трех, умерших в младенчестве, детей, Герцен и его жена очень опасались за ее судьбу.— 430. 2

Герцен не вполне точно передает слова Руссо из первой главы его романа «Эмиль, или О воспитании»; у Руссо: «из рук Творца».—430.

22. Н. II. Огареву и Н. М. Сатину

Впервые опубликовано (не полностью) в журнале «Русская мысль», 1891, № 7, с. 21-26; целиком - в 1961 г. (см. 22, 217-222). Ответ на письмо Огарева и Сатина из Берлина от 29—31 (17 — 19) декабря 1844 г. («Русская мысль», 1891, № 6, с. 14-22; № 7, с. 19—21). Ответное письмо Огарева — от 2—10 февраля (21—29 января) 1845 г. (см. там же, 1891, № 7, с. 26-36).

Данное письмо, написанное в разгар работы над «Письмами об изучении природы»,— свидетельство напряженных усилий Герцена при формулировании своего философского кредо — носит характер рефлексии по поводу развития собственных взглядов и не решенных еще проблем. Ряд положений письма перекликается с дневниковой записью от 16 декабря 1844 г. (см. 2, 393 — 395), другие с идеями первого и третьего «Писем об изучении природы». 1

См. прим. 1 к письму 21.— 430. 2

своего рода (лат.). — 430. 3

Гёте. Фауст, часть I, сцена А. —430. 4

От нем. Griibelei — мечтания, раздумья, размышления.— 431. 5

парящего (нем.).—431. 6

становление (нем.). — 431. 7

С октября 1844 г. Герцен посещал занятия по анатомии в Московском университете, которые вел И. Т. Глебов (см. 2, 385, 390, 405).— 431. 8

Можно предположить описку (или опечатку) в этом слове. Позиции Герцена совершенно не соответствует положение о развитии таланта человека в зависимости от его «ума». По-видимому, слово должно быть прочитано «умел», что вполне согласуется с не раз выраженной Герценом идеей о необходимости реализации всех возможностей человека. — 431. 9

Далее следует обращение к Огареву. — 431. 10

...писанного в прошлом — имеется в виду, вероятно, письмо Огарева от 6—7 ноября 1844 г. («Русская мысль», 1891, № 6, с. 8—14) или вообще все предшествовавшее творчество Огарева. — 431. 11

Огарев «нападал», например, на язык статьи Герцена «Буддизм в науке» — см.: Избр. социально-политич. и филос. произв., т. II, с. 344. Письмо же самого Огарева было чрезвычайно насыщено немецкой философской терминологией.— 432. 12

впрочем (франц.). — 432. 13

Огарев писал о негации как внутренней силе духа, которая не дает человеку возможности удовлетворяться эмпирическими истинами (Избр. социально-политич. и филос. произв., т. II, с. 347—348).— 432. 14

справедливость прежде всего (франц.).—432. 15

Огарев писал: «...логика все же абстрактное, а не живое дело. Да кто же дал право вынуть мысль из мира, поставить особо и потом строить прикладную логику, т.е. натурфилософию и философ[ию] истории?.. Мысль с природой aus einem Guss (из одного куска — нем.). Дайте мне не прикладную, а конкретную науку» (там же, с. 348— 349).— 432. 16

В статье «Буддизм в науке» (см. наст, том, с. 142).— 432. 17

первоначальное (лат.).— 432. 18

«Эмпирия и идеализм» — первое из цикла «Писем об изучении природы» (см. наст, том, с. 227). 2 февраля 1845 г. Огарев писал Герцену: «С тех пор, как я писал к тебе, я еще несколько дней мучился сомнением, нрав ли я в понятии отношения логики к натурфилософии, и был уже вполне убежден в истине, когда получил и с радостью прочел твой ответ. Да! реальный мир предшествует логике, как природа предшествует человеку» (Огарев Н. П. Избр. социально-политич. и филос. произв., т. II, с. 360). -432. 19

Не вполне точная цитата из письма Огарева (см. там же, с. 349).—

432. 20

«Энциклопедии философских наук» Гегеля, т. е. о «Философии природы», по поводу которой Огарев писал: «Многое мне темно. Я недавно начал читать ее...» (там же, с. 350), высказывая пространные замечания, в основном но-немецки, о понятиях «вещество», «бытие» и «небытие», «качество», «количество» и т. д.— 433. 21

Аристотель говорит о деятельной форме в «Метафизике» (см., напр.: Метафизика, кн. 2, гл. 1, 2.— Аристотель. Соч. в 4-х томах, т. I. М., 1975, с. 394, 398). -433. 22

Цитата Лейбница взята из сочинения Фейербаха «Изложение, развитие и критика философии Лейбница» (Фейербах Л. История философии, т. 2. М., 1967, с. 158). Герцен использовал ее также в третьем из «Писем об изучении природы» — см наст, том, с. 27Ъ. —433. 23

Намек на профессора К.-Л. Михелета и К. Вердера, которых слушал Огарев.—433. 24

Скорее всего имеется в виду студент Московского университета Иван Васильевич Павлов, с которым Герцен познакомился иа лекциях И. Т. Глебова по анатомии (см. 2, 390; 396). — 433. 25

29 октября 1844 г. Герцен записал в дневнике: «Читал Либиха органическую химию — много хорошего, но много и гипотетического » (2, 387).-433. 26

Огарев высказывал мнение, что на ступени неорганической природа доходит до химии, а на органической «движение вещества» поднимается на более высокую ступень: тут возникает «жизненная сила». Химические процессы не исчезают в организме, а сохраняются в его отдельных частях (см.: Огарев Н. П. Избр. социально-политич. и филос. произв., т. И, с. 352-354). 27

Идею о «двуначальности» химических соединений в неорганической природе и «многоначалыюсти» их в органической Герцен развил в третьем из «Писем об изучении природы» (см. наст, том, с. 276 —277) .— 433. 28

лишь говорится, манера выражения (франц.) .—433. 29

Природа сама себе выбирает пути, а не сообразно разуму (лат.).—

433. 30

Зёммеринг. О строении человеческого тела (нем.).—433. 31

Изложенные тут мысли близки к тому, что Герцен написал в дневнике 16 декабря 1844 г., упоминая о беседе с И. В. Павловым. Огарев не согласился с изложенными в данном месте письма Герцена мыслями. «Пожалуй, не дели химии на орудную и неорудную,— писал он Герцену 9 февраля 1845 г.— Я тоже не вижу надобности делить природы. Но будто только 2 начальные сочетания составляют неорганические тела? Кажется, ты ошибаешься» (Огарев Н. П. Избр. социально-нолитич. и филос. произв., т. П, с. 365).- 434. 32

Подразумевается известное положение П. Ж. Ж. Кабаниса о том, что головной мозг — орган, вырабатывающий мысль, подобно тому как печень вырабатывает желчь, а слюнная железа выделяет слюну.— 434. 33

цельного, из одного куска (нем.). — 434. 34

См.: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975, раздел второй, § 326—336; раздел третий (с. 311 — 582).-434.

23. Н. X. Кетчеру

Впервые опубликовано по копии в 1915 г. в издании: А. И. Герцен. Полн. собр. соч. и писем. Пг., т. Ill, с. 461, но автографу — в 1961 г. (см. 22, 231—234). Ответ на письмо Кетчера из Берлина, написанное в конце февраля 1845 г. и доставленное И. В. Селивановым («Русская мысль», 1892, № 9, с. 10—11) 1

Кетчер писал: «Как Николай [Огарев], так и ты с ума сошли углублением в естественные науки, когда так животрепещуще теперь изучение наук социальных, политической экономии, истории с тех же точек...» («Русская мысль», 1892, № 9, с. 11).—434. 2

потому что (франц.).—434. 3

Jenseits — потустороннее, Diesseits — посюстороннее. — 434. 4

Намек на засилье цензуры. — 434. 5

Тут Герцен говорит об определенном резонансе, вызванном его статьями, в частности об их воздействии на молодежь. 13 января 1845 г. он писал в дневнике: «Иван Васильевич Павлов рассказывал, как были приняты студентами мои статьи в «Отечественных записках»... Юноши тотчас оценили, в чем дело, и гурьбою ходили в кондитерские читать» (2, 404).— 434. 6

человеческое и бесчеловечнейшее (лат.). — 434. 7

Речь идет о К. Э. Боке — авторе книг «Учебник анатомии человека» (1838) и «Карманная анатомия» (1839).—434. 8

Сочинение К. Д. Бурдаха «Phisiologie als Erfahrungswissenschaft» («Физиология как опытная наука») в шести томах вышло в Лейпциге в 1835-1840 ГГ.-434. 9

«О создании порядка в человеческом обществе, или Принципы политической организации» — сочинение ГІ. Ж. Прудона. Герцен читал его в феврале 1845 г. (см. 2, 408).—434. 10

От франц. superflus — излишества. — 434. 11

«Что такое собственность? Изыскания о принципе нрава и государства» (1840).-434.

[Из дневника 1842—1845 гг.]

Дневник Герцена 1842— 1845 гг. был впервые опубликован в 1875 г. в 1-м томе женевского издания «Сочинений» Герцена (с грубыми ошибками).

Начат Герценом в день его тридцатилетия в тетради, подаренной ему женой, Н. А. Герцен; она написала на обороте первого листа: «Да будут все страницы этой книги и всей твоей жизни светлы и радостны! Желание

сердца простого, исполненного любви к тебе. Новгород, 18|у^42».

В этой тетради сделаны все записи, за исключением от 19 июня 1845 г., занесенной в другой альбом. Данная запись впервые была опубликована М. Лемке (А. И. Герцен. Поли. собр. соч. и писем, т. IV. Пг., 1915, с. 186— 187). Получив подлинник дневника от Г. Н. Вырубова и передав его в 1913 г. в библиотеку Академии наук (ныне он находится в Отделе рукописей Пушкинского дома), Лемке напечатал его в III и IV томах этого издания, исправив многие небрежности прежних публикаций, но разбив его по годам.

Дневник отражает не только обстоятельства личной жизни Герцена, его отношение к событиям в России и Европе первой половины 40-х годов, но и его философские представления, их развитие в период создания «Дилетантизма в науке», «Писем об изучении природы» и других произведений тон поры. Примерно треть всех записей в дневнике так или иначе касается проблем философии; они делались Герценом в связи со штудированием различных сочинений, под впечатлением бесед с друзьями и горячих столкновений с идейными недругами, по поводу определенных фактов его собственной жизни и жизни его родных и близких. Особую ценность имеют записи, отражающие процесс критического освоения Герценом сочинений Гегеля, Фейербаха, других выдающихся мыслителей.

Материалы дневника использовались Герценом при написании им ряда сочинений 40-х годов, а также при подготовке некоторых глав «Былого и дум». На последней странице тетради, заключающей этот дневник, карандашная запись рукою Герцена: «Перечитал в Лондоне 24 июня 1856». 1

Имеется в виду грузинский просветитель Соломон Иванович Додашвили (Додаев), сосланный в Вятку «за участие в происшедшем в Грузии между тамошними уроженцами заговоре». Умер от чахотки 20 августа 1836 г. -435. 2

Первое свидетельство работы Герцена над философским сочинением, принявшим впоследствии вид «Дилетантизма в науке».— 435. 3

«Cours de litterature franchise. Tableau du XVIII siecle» — «Курс французской литературы XVIII века», читанный в College de France. Изложение этой работы Вильмена было напечатано в 1840 г. в «Журнале министерства народного просвещения» (№ 9, отд. II, с. 200, 242).- 435. 4

«Патриарх не хочет отказаться от своего вознаграждающего мстителя; он рассуждает об этом, как ребенок» (франц.) — слова Гримма, цитируемые по лекциям Вильмена. Под «вознаграждающим мстителем» имелся в виду бог. — 436. 5

становление (нем.). — 436. 6

И мои руки сплели бы кишки попа за неимением веревки, чтоб удушить королей (франц.) — неточная цитата (в оригинале: «Et ses mains...», т. е. «И его руки...») из стихотворения Д. Дидро «Элевторома- ны, или Одержимые свободой» (1772). Цитируется Герценом по лекциям Вильмена. Ср.:

И вот кишки попов он рвет рукой своей, Чтоб их стянуть петлей на шее всех царей.

(Пер. А. С. Кочеткова) Дидро Д. Собр. соч., т. IV. М.—Л., 1937, с. 527.— 436. 7

потустороннего (нем.). — 436. 8

естественного разума (франц.).—436. 9

Вечный, безмерный, весь во всем и даже сам — всё... п дело it ри роды вещей, и сама природа вещей (лат.).— 436. 10

великим веком (франц.).—437. 11

Горы (франц.). Имеется в виду революционно-демократическая группа в Конвенте времен Великой французской революции XVIИ в.; занимала верхние скамьи (отсюда и название).—437. 12

реабилитация человека (франц.). — 437. 13

силы природы (нем.). — 437. 14

некий долг (нем.). — 438. 15

своего рода (лат.). — 438. 16

В этой записи отразились, очевидно, впечатления Герцена от книги Л. Фейербаха «Сущность христианства», которую ему привез в Новгород Огарев. Не исключено, конечно, что ее содержание связано прежде всего с чтением сочинения «О природе вещей» Лукреция, о чем Герцен пишет далее.—439. 17

«Немецкий ежегодник» (нем.) — орган младогегельянцев в Германии. В журнале сотрудничал Фейербах.— 439. 18

Цитата (в неточном переводе Герцена) из статьи «Два мнения о разладе между церковью и наукой (Христианство и антихристианство)», напечатанной в № 8 — 9 «Deutsche Jahrbiicher» от 11 — 12 января 1842 г. за подписью Философ. Далее — цитата из Евангелия (Матф. 10, 37).-439. 19

«Она движется, она движется!» — слова, якобы сказанные Галилеем сразу же после его отречения от учения Конерннка (см. также наст, том, с. 426 и прим. 4 к ней).—439. 20

бросившаяся (франц.). — 439. 21

«Независимое обозрение» (франц.). Издавалось в Париже, в 1841-1848 гг. П. Леру, Ж. Санд и Л. Виардо.- 439. 22

Не исключено, что эта мысль навеяна знакомством Герцена с брошюрой Энгельса (изданной анонимно) «Шеллинг и откровение». Брошюра эта имелась у В. II. Боткина, он использовал ее при написании статьи «Германская литература», опубликованной в № 1 «Отечественных записок» за 1843 т.—440. 23

существующее (нем.). — 440. 24

В заключение рецензии Руге на брошюру «Шеллинг и откровение», принадлежавшую перу Энгельса, говорилось о Шеллинге: «Судьба его, хотя она и заслужена, все же является для него великим несчастьем. Более того. Если она целиком исполнится, она так своеобразна, что мы во всей истории не найдем ничего ей подобного» («Deutsche Jahrbucher», № 128 от 31 марта 1842 г.).- 440. 25

золотую середину (франц.).— 440. 26 Имеется в виду брошюра правого гегельянца Ф. Мархейнеке «Einleitung in die offentlichen Vorlesungen iiber die Beteutung der He- gelschen Philosophie in der Christlichen Theologie. Nebst einem Separatvo- tum iiber B. Bauers Kritik der evangelische Geschichte» («Введение к публичным лекциям о значении гегелевской философии в христианской теологии. С приложением особого мнения о критике Б. Бауэром евангельской истории». Берлин, 1842). Ср. с мнением Маркса об этой брошюре, высказанном в письме А. Руге от 9 июля 1842 г.: «Старый Мархейнеке счел, повидимому, необходимым подтвердить документально перед всем светом всю импотентность старогегельянства. Его вотум — позорный вотум» (Маркс K.t Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 249).— 440. 27

переносить (франц.).— 440. 28

Эти дневниковые записи использованы Герценом при подготовке заключительных абзацев статьи «Дилетанты и цех ученых». — 440. 29

Г-н Гро, франко-германский философ (франц.). О ком идет речь, точно не установлено. Возможно, упомянутый здесь Гро — знакомый Герцена и Грановского, врач Ново-Екатерининской больницы в Москве Е. Е. Гро. Летом 1847 г. Герцен встретился с ним в Париже (см. 23, 33).— 441. 30

щедрая награда (нем.) — из баллады Гёте «Певец».— 441. 31

потусторонне (нем.).— 442. 32

По этим фразам можно судить о сложнейшем процессе переосмысления Герценом Гегеля, в частности о постепенном «растворении» понятия бога в понятии всеобщего, понимаемом как имманентное творческое начало природы и человека.—442. 33

Далее Герцен цитирует статью К. Розенкранца «Из жизни Гегеля (Гегель и Гёльдерлин. Теологические и исторические занятия Гегеля)», напечатанную в альманахе Р. Прутца «Literatur-historischees Taschen- buch» I «Литературно-историческая карманная книжка»] на 1843 г. У Герцена ошибочно: «на 1842».— 442.

«Мыслью, из которой возникла вся его (Гегеля) система, была мысль о любви. Взгляд же на вещи, которого он как личность держался, был взглядом богочеловека. Уже в тюбинг [ен]ский период он проводил аналогию между любовью и разумом и ставил ее — хотя она и является лишь эмпирическим принципом — бесконечно высоко. Стремление любви самозабвенно погружаться в нечто другое, не в себя, оставаться в этом другом самой собою и снова уходить в себя лишь для того, чтобы снова отрекаться от себя,— это стремление было тем путем, который привел Гегеля к его диалектическому методу» (нем.).—442. 35

Неспособности — от франц. impossibillite.— 443. 36

«Вера — вот в каком виде то, что соединяет принципиально противоречивое, существует в нашем представлении. Соединение же есть деятельность. Эта деятельность, рассматриваемая как объект, есть предмет веры» (нем.). Далее 29 ноября 1842 г. Герцен делает в дневнике большую выписку из заметки Гегеля о смертной казни (ср. 2, 246 — 247 и Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет, т. I. М., 1970, с. 227-229).- 443. 37

Спор Герцена с А. С. Хомяковым произошел 20 декабря 1842 г. в салоне А. П. Елагиной. Она писала 22 декабря А. Н. Попову в Берлин: «Хомяков возвратился из деревни: будет живее. Прошедшее воскресение весь вечер проспорили с Герценом о Гегелевой логике» («Русский архив», 1886, кн. 3, с. 337).- 443. 38

обаяния — от франц. fascination.— 443. 39

задней мысли (франц.).— 443. 40

Личность бога, трансцендентность (нем.). Смысл фразы: из воззрений Гегеля на личность бога трансцендентность (т. е. потусторонний мир) не выводится.— 443. 41

имманентность (нем.).— 443. 42

внутреннее брожение (нем.). — 443. 43

Из контекста и по смыслу следует, что речь идет не о недостатке Хомякова, а о недостатке логического развития у Гегеля в трактовке Хомякова. И далее Герценом излагается мнение Хомякова.— 443. 44

бытия, существования (нем.).— 443. 45

эмбрион, зародыш (греч.).— 443. 46

идеально (лат.).—443. 47

быть остановлен, задержан (нем.).—444. 48

глухое, неясное себе самому (нем.). — 444. 49

индивидуальности, личности (нем.). — 444. 50

это не удовлетворяет (франц.). — 444. 51

Хороша альтернатива (франц.). — 444. 52

«Век» (франц.) — ежедневная политическая французская газета либерального направления, основанная в 1826 г.— 445.

суд присяжных, судопроизводство (франц.).— 445. 54

К этому времени были опубликованы брошюры Прудона: «Qu'est- се que la propriete ou Recherches sur le principe du droit et du gouver- nement» (1840), «Lettre a M. Blanqui sur la propriete» (1841), «Avertisscment aux proprietaires, ou Lettre a M. Considerant sur une defense de la propriete» (1842) («Что такое собственность, или Изыскания о принципе права и государства», «Письмо к г. Бланки о собственности», «Предупреждение собственникам, или Письмо к г. Консидера- ну, редактору «Фаланги», о защите собственности»).— 445. 55

Это не первый разговор-спор Герцена с И. В. Киреевским. Так, 22 ноября 1842 г. он полемизировал с ним (и М. А. Дмитриевым) об «Отечественных записках», о Белинском. На следующий день Герцен сделал такую запись о Киреевском: «Натура сильная и держащаяся всегда в какой-то экзальтации, которая, полагаю, должна быть неразрывна с фанатическою односторонностию...» (2, 245). — 445. 56

Здесь: по своей природе (франц.). — 446. 57

Ср.: Гегель. Философия права. Предисловие: «...философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» (Соч., т. VII. с. 16). Эту мысль Герцен по-своему разрабатывает в первой статье цикла «Дилетантизм в науке». — 446. 58

Речь идет о статье А. Лебра «De la crise de la philosophie allemande. Ecole de Hegel, nouvcau systeine de Schelling» («О кризисе немецкой философии. Школа Гегеля, новая система Шеллинга»). Из дальнейших предложений Герцена видно, что он читал лекции Шеллинга по философии откровения. — 446. 59

«История десяти лет» Л. Блана (франц.) — четырехтомная работа, посвященная французской истории 1830—1840 гг.— 446. 60

разоблачениям — от франц. revelation. — 446. 61

и в хорошем и в плохом (франц.) . — 446. 62

Палата депутатов — представительный орган во Франции.— 447. 63

Орлеанская эпоха — период истории Франции, когда ею правил (с 1830 г.) король Луи-Филипп, бывший герцог Орлеанский. — 447. 64

Сторонники Карла Х. — 447. 65

Здесь: социального устройства, общественного строя. См. также наст, том, с. 332, Ш.-447. 66

высшая ступень (лат.).—447. 67

Имеются в виду крайние славянофилы, к которым в это время Герцен относил и некоторых идеологов «официальной народности» вроде М. П. Погодина и С. П. Шевырева.—448. 68

«Английская революция. Карл I» Гизо (франц.) — речь идет о сочинении Ф. П. Г. Гизо «История английской революции после восшествия на престол Карла I до восшествия на престол Карла II » («Histoi- re de la Revolution d'Angleterre depuis l'avenement de Charles 1 jusqu'a l'avenement du Charles II»).— 448. 69

Антецедент — от лат. antecedens — предшествующий, предыдущий.— 448. 70

в качестве оправдательных документов (франц.). — 449. 71

Имеется в виду Свод законов Российской империи.—449. 72

элективный — избирательный, от лат. electio. — 449. 73

Герцен называет места, куда царское самодержавие ссылало, и крепости, куда оно заточало своих политических противников.— 450. 74

Т. е. переписку с Н. Захарьиной.—450. 75 «История контрреволюции в Англии» Ар. Карреля (франц.).— 76

в собственном смысле слова (лат.). — 450. 77

режим террора (франц.).— 451. 78

Вольная передача слов Ричарда II из одноименной трагедии Шекспира: «И все воды сурового, бурного океана не могут смыть елея с короля-помазанника» (акт III, сцена 2).—452.

9 перехватывающей личности (нем.). Этот же термин Герцен в записи от 9 декабря 1842 г. предельно сближал с понятием «личность бога» (см. 2, 248). В атеистическом истолковании этот термин выражает у Герцена творческую силу действительности, ее способность к созданию новых жизненных форм. Этим же термином Герцен пользуется в четвертой статье цикла «Дилетантизм в науке» (см. наст, том, с. 151 и прим. 35 к этой странице).— 452. 80

Эта запись отражает уже первые впечатления Герцена от книги Ф. X. Шлоссера «История XVIII столетия». — 452. 81

близко к сердцу (франц.).—453. 82

задней мыслью (франц.).—454. 83

Вся эта запись — свидетельство острых переживаний Герцена, связанных с тем, что даже самые близкие из его друзей, в особенности Т. Н. Грановский, так и не смогли пойти путем «трезвых», т. е. перейти на позиции атеизма. — 454. 84

«Об эстетическом воспитании человечества» (нем.). Точное название работы — «Письма об эстетическом воспитании человечества». В статье «Публичные чтения г-на Грановского (Письмо в Петербург)» Герцен определил эту «диссертацию в письмах» как «колоссальный шаг в развитии идеи истории» (см. наст, том, с. 204).—454. 85

Имеется в виду книга Г. Э. Лессинга «Воспитание рода человеческого» («Die Erziehung des Menschengeschlechts»), 1780.—454. 86

Шлоссер. История XVIII столетия (нем.).—454. 87

суматоха (франц.).—455. 88

Современник Петра I курфюрст саксонский, король польский Август (Фридрих) II Сильный (1670—1733) отличался изнеженностью, ленью, страстью к роскоши. — 456. 89

слишком трезва (нем.).—456. 90

божьей милостью (франц.). — 456. 91

они не принадлежат к порядочному обществу (франц.).— 457. 92

«Нужно отречься и отказаться от всяких призраков твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них, поскольку нет иного пути в царство человека, основанное на науках; так же как в небесное царство нельзя войти иначе, чем в образе младенца». Бэкон Вер[уламский] (лат.) — не вполне точная цитата из «Нового органона» Ф. Бэкона (аф. LXVIII). Эта цитата и следующая за ней запись о характере метода Бэкона находятся в совершенно очевидной связи с изучением Герценом книги Л. Фейербаха «История новой философии от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». И цитата, и следующая за ней запись использованы Герценом в его «Письмах об изучении природы» (см. наст, том, с. 365—366 и 3, 276).—458. 93

Речь идет о брошюре Ю. Фрауенштедта «Лекции Шеллинга в Берлине» («Schellings Vorlezungen in Berlin»).—458.

в буквальном смысле (франц.).—459. 95

ухищрения (нем.). Содержащиеся в этой записи рассуждения о Бёме, равно как и некоторые материалы записи от 18 сентября 1843 г., имеют своим источником книгу Фейрбаха «История новой философии...».— 459. 96

«...Я вовсе не претендую на то, что открыл наилучшую философию, но я знаю, что постигаю истинную» (лат.) — из письма Спинозы Альберту

Бургу (декабрь 1675 г.) (Спиноза Б. Избр. произп., т. 2. [М.], 1957, с. 638). -460. 97

«Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель» (лат.) — из «Этики» Спинозы: часть IV, теорема 67 и часть V, начало теоремы 42 (см.: Спиноза Б. Избр. произв., т. I, с. 576, 617; ср.: Фейербах Л. История философии, т. I, с. 396).—460. 98

с точки зрения вечности (лат.).—460. 99

«Карету, карету, 50 франков за карету!» (франц.) — 461. 100

В автографе: «очень консеквенты» (см. 2, 473).—461. 101

снятие (нем.). — 462. 102

Речь идет о книге «La Russic en 1839» («Россия в 1839 году». Париж, 1843) французского литератора маркиза А. де Кюстина, в которой резко осуждалось самодержавие. Судя по дневнику, Герцен был знаком не только с I, но и с IV частью книги (см. 2, 311—312). Позже он панишет о ней в работе «О развитии революционных идей в России». — 462. 103

«Бесполезная способность мысли, запавшая в душу, становится ядовитою и разъедает ее за отсутствием другого применеиия» (франц.).— 462. 104

О времени первого прочтения Герценом гегелевских «Лекций НО философии истории» данных не имеется.—462. 105

Раздвоение — от франц. bifurcation. — 106

«Переписку» Г. Форстера Герцен читал, вероятно, в лейпцигском издании 1843 г., подготовленном Г. Гервинусом.— 463. 107

Из заключительной строфы седьмой главы «Евгения Онегина».— 464.

108

«Человек — мягкосердечное животное, он охотно ищет примирения и покоя и так дороден, когда ему кажется, что он их достиг!» (нем.) — 465.

109

«...Я чувственнее тебя и более чувственен, чем когда-либо с тех пор, как я навсегда распростился с мечтательностью, сказав себе, что глупо лишаться реального настоящего ради неизвестного будущего... Я никогда более не поверю, что мы были созданы способными испытывать сладостность приятных ощущений только для того, чтобы почувствовать боль, лишив себя их... Ощущение всегда было первым моим наслаждением, знание — лишь вторым, и мне даже вспомнить страшно, каких усилий мне стоило распять свое чувство во времена меланхолической мечтательности и ханжества» (нем.). — 465. 110

Имеется в виду книга П. С. Балланша «Essais de palingenesie sociale» («Опыт социальной палингенезии») (см. также прим. 24 к с. 70 наст, тома).—465. 111

Гфрёрер. История христианской церкви, т. I (нем.). Герцен знакомится скорее всего с книгой Гфрёрера «Allgemeine Kirchengeschic- hte» («Всеобщая история церкви»); см. также прим. 17 к с. 319 наст, тома.—465.

1,2 Саддукеи, фарисеи, терапевты, ессениане — названия религиозных сект эпохи становления христианства. — 465.

113 разъединенные члены (лат.) . — 466.

1,4 возрождение и приведение всего в первоначальное состояние (греч.).—466.

Малютки — Коли Герцена, сына, родившегося в 1843 г. — 467.

|15* Натальи Александровны Герцен,— 467.

116 Речь идет об «Энциклопедии философских наук», т. II. Философия природы,—468.

земной — от франц. tellurien. — 468.

118 в дурную бесконечность (нем.).— 468.

1,9 смертельный удар (франц.).—469. 120

высокомерное игнорирование (нем.).—469. 121

действующей причины — от лат. agentia.— 469. 122

Ф. А. Тренделенбург выступил с критикой Гегеля в кн.: «Логический вопрос в системе Гегеля». Лейпциг, 1843 («Die logische Frage in Hegel's System». Leipzig, 1843).—469. 123

золотая середина (франц.) . — 469. 124

экстрамундальный — внемировой (от лат. extra — «вне» и mun- danus — «мировой»). — 469. 125

вне-себя-бытие (нем.).— 470. 126

дурная бесконечность (нем.). — 470. 127

бог, дух, перехватывающая личность (нем.). См. также прим. 79 к с. 452 наст, тома.—470. 128

определенная личность, индивидуальность (нем.).—470. 129

личность моральная (лат.). — 470. 130

Свидетельство о созревании замысла «Писем об изучении природы».— 470. 131

4 июня 1844 г. началось восстание силезских ткачей, жестоко подавленное правительственными войсками. — 470. 132

грошей (нем.).— 470. 133

Герцен в это время, по-видимому, уже читает книгу В. Консидера- на «Destinee sociale» («Социальная будущность»), I том которой он дочитал в Покровском 26 июня этого же года, замечая тіри атом: «...хорошо, чрезвычайно хорошо, но не полное решение задачи; в широком и светлом фаланстере их тесновато, это устройство одной стороны жизни—другим неловко» (2, 361).—470. 134

Статья последователя Фейербаха В. Иордана в первой книжке «Wigand's Vierteljahrsschrift» за 1844 г. называлась «Die Philosophic und die allgeineine Wissenschaft, ein Beitrag zur Kritik der Philosophic uberha- upt» («Философия и всеобщая наука, вступление в критику философии вообще»).— 470. 135

первоначальное (лат.).— 470. 136

и тем самым наукой о мире, ибо законы мышления якобы те же, что и законы мироздания; это надо прежде всего перевернуть: мышление — не что иное, как сам мир, каким он сознает себя, мышление — это мир, познающий себя в человеке (нем.).—471. 137

Мужественное стремление к истине, вера в мощь духа есть первое условие философского исследования; человек должен чтить себя и считать себя способным достичь вершин. Нет такой силы в скрытой сущности вселенной, которая могла бы оказать сопротивление мужеству познавания; она должна раскрыться перед ним, обнаружив свои деяния, глубины и свое богатство и дав воспользоваться ими.— Гегель. Обращение к слушателям. Берлин, 1818 (нем.) (ср.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. I. М., 1974, с. 83).-471. 138

Речь идет о «Письмах об изучении природы». Издание журнала под редакцией Грановского не было разрешено.—471.

39 «Geschichte der Naturphilosophie von Baco v. Verulam bis auf unsere Zeit» («История натурфилософии от Бэкона Веруламского до нашего времени») . — 471. 140

Речь идет, конечно, о фейербаховской «Истории новой философии...», проштудированной Герценом в 1843 г. и использованной при написании ряда «Писем об изучении при роды». -^471.

561

19 А. И. Герцен, т. 1 141

Фихте И. Г. Назначение человека (Die Bestimmung des Men- schen). Нижеследующее свидетельство Герцена о том, что он читал эту работу «лет 12 или больше тому назад», дает основания считать, что высказывания Герцена о Фихте в его юношеских сочинениях являются результатом изучения этого первоисточника.— 471.

142 исповедание веры (франц.).—471.

,43 по ту сторону (нем.). — 471.

144 «Кому конечное слишком претит, тот не достигает никакой действительности, а остается в области абстрактного и бесследно истлевает в себе». «Энцикл[опедия]», ч. I, § 92 (нем.) — выписка из I части «Энциклопедии философских наук» Гегеля (см.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, т. I, с. 231).— 472.

,45 Речь идет о статье C.-V. «О некоторых новых палеонтологических работах» в № 193 и 194 газеты «Allgeineine Zeitung» от И и 12 июля 1844 г. Герцен использовал данные этой статьи в первом из «Писем об изучении природы». — 472.

146 Первое из «Писем об изучении природы». Впоследствии Герцен еще продолжал работу над ним.—472.

,4 «Darstellung, Entwickelung und Kritik der Leibnitzsehen Philo- sophie» («Изложение, развитие и критика философии Лейбница», 1836). Герцен использовал это сочинение при подготовке «Писем об изучении природы» (см. с. 378 и прим. 33 к седьмому из этих «Писем...»). — 472. 148

репульсия — удаление, отражение (от лат. repulsus).—473. 149

Цит. но: Фейербах Л. История философии, т. 2, с. 259—260.—473. 150

Точный источник цитаты установить не удалось. Ср. со сходными мыслями Фейербаха в его книге о Лейбнице (Фейербах Л. История философии, т. 2, с. 242-252).-473. 151

Здесь, как и в ряде других случаев, Герцен пересказывает положения книги Фейербаха (ср.: Фейербах Л. История философии, т. 2, с. 124— 129.-473. 152

Цитата из сочинения Фейербаха «Изложение, развитие и критика философии Лейбница». Ср.: «Спиноза снова выдвинул категорию, забытую в век христианства: отношение предмета к самому себе..л (Фейербах Л. История философии, т. 2, с. 332).— 473. 153

задевать — от франц. heurter. — 473. 154

точки зрения (нем.).—474. 155

Имеются в виду строфы III—XII несни двенадцатой «Дон- Жуана» Байрона.—474. 156

«Они ограничились упорядоченным владением своим имуществом, тем, что могли любоваться и наслаждаться полностью покорным им мирком, а впоследствии и примирились с этим ограничением с помощью самоуничижения и возвышающих мыслей о небе» (нем.). Герцен цитирует Гегеля, вероятно, по книге К. Розенкранца «Жизнь Гегеля...».—475.

,57 Книгу Розенкранца «Жизнь Гегеля...», вышедшую в 1844 г., Герцен предполагал разобрать в особой статье для «Отечественных записок»; намерение это оказалось невыполненным. Еще в марте 1844 г. «Отечественные записки» (т. XXX11I, отд. VII, статья «Германская литература») сообщали о выходе «Literar-historisches Taschenbuch» («Литературно-историческая карманная книжка») Р. Прутца на 1844 г., где внимание русского обозревателя этого альманаха обратила на себя статья К. Розенкранца «Первоначальная система Гегеля 1798—1806 годов1» (с. 20). В следующем, XXXIV томе журнала было помещено подробное изложение этой статьи (отд. VII, статья «Германская литература», с. 20— 24), которая в переработанном виде вошла затем в книгу Розенкранца «Hegel's Leben». См. также прим. 27 к с. 351, а также с. 442 и 443 наст, тома.—475.

158 На с. 99—141 книги К. Розенкранца приводились дословные выписки из рукописей Гегеля франкфуртского периода его жизни (1797— 1800), в которых немецкий мыслитель сделал первую попытку систематически изложить свои представления о логике (метафизике), философии природы и философии духа (этике). Далее Герцен конспективно излагает содержание этого первоначального наброска гегелевской системы (см.:

Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. М.— JI., 1933, с. 36).-475. 159

«Дух» (нем.).—475. 160

«Я спрашиваю теперь себя, какой возврат к вмешательству в человеческую жизнь может быть найден» (нем.). Цитируется (не совсем точно) по указанной книге К. Розенкранца (S. 143). Ср.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет, т. 2. М., 1971, с. 238.-476.

,61 Впервые курс лекций по истории философии Гегель читал зимой 1805/06 г. в Йене в качестве экстраординарного профессора (см.: Фишер К. Указ. соч., с. 50). Гегелевскую характеристику Шеллинга см. в заключительной части его «Лекций по истории философии» (Соч., т. IX, с. 485-512).- 476. 162

Пургаторий — чистилище, от лат. purgatorius — чистить. — 476. 163

эту мировую душу (нем.). — 476. 164

Ср.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет, т. 2, с. 255.— 476. 165

Начиная с Йены, Гегель и Я. Ф. фриз были соперниками, а затем открытыми врагами. — 477. 166

Представления Гегеля о «прекраснодушии» раскрыты в его «Феноменологии духа». В частности, там говорилось: «Оно живет в страхе, боясь запятнать великолепие своего «внутреннего» поступками и наличным бытием; и дабы сохранить чистоту своего сердца, оно избегает соприкосновения с действительностью и упорствует в своенравном бессилии отречься от самости, доведенной до крайней абстракции, и сообщить себе субстанциальность или превратить свое мышление в бытие и довериться абсолютному различию. Пустопорожний предмет, который оно себе создает, оно поэтому наполняет теперь сознанием пустоты; его дей- ствование есть томление, которое, само превращаясь в лишенный сущности предмет, только теряет себя и, превозмогая эту потерю и попадая обратно к себе, обретает себя лишь как потерянное; в этой прозрачной чистоте своих моментов оно — несчастная, так называемая прекрасная душа, истлевающая внутри себя и исчезающая как аморфное испарение, которое расплывается в воздухе» (Соч., т. IV, с. 353—354). См. также прим. 22 к с. 144 и прим. 15 к с. 421 наст, тома.— 477.

107 поведение (нем.). — 477.

563

19*

168 «Возможность раздельного существования смущает любящих, пока оно еще свойственно им, до полного соединения. Это своего рода противоречие между тем, чтобы отдаться полностью,— этим единственно возможным уничтожением, уничтожением противоположного в соединении,— и еще имеющейся самостоятельностью. Эта последняя препятствует первому. Любовь досадует на рознь, на то, что еще есть какая-то собственность. Любовь, гневающаяся на индивидуальность, и есть стыд. Он — не дрожь плоти, не выражение стремления к свободному существованию, к самосохранению. При покушении без любви любящая душа [...] оскорбляется. Стыд ее превращается в гнев, который защищает тогда лишь собственность, право. Если бы стыд не вызывался любовью, словно бы разгневанной одним лишь наличием чего-либо враждебного, но был бы сам но себе, по своей природе, чем-то враждебным, стоящим на страже собственности, на которую покушаются, то о тиранах пришлось бы сказать, что у них стыда больше всех, как и у девушек, отдающих свои прелести лишь за деньги, или у тщеславных, стремящихся очаровать ими. Ни те ни другие не любят. Чувство, которое заставляет их охранять плоть, противоположно тому, которое протестует против существования этой плоти самой по себе. Они придают этой стороне своей личности значение, они бесстыдны. Чистая душа не стыдится любви, она стыдится того, что любовь еще несовершенна. Она упрекает себя за то, что есть еще сила, враждебное начало, препятствующее соединению» (нем.) — фрагмент «Любовь и стыд» из рукописей молодого Гегеля Герцен цитирует по книге К. Розенкранца (S. 499—500). Перевод этого фрагмента Герцен рекомендовал А. Краевскому напечатать в «Отечественных записках» (см. 22, 223), что не было осуществлено. На русский язык этот фрагмент до сих нор не переведен. Цитируемые выше Герценом — в своем переводе — слова Гегеля о хитрости взяты из его материалов к лекционному курсу по философии духа 1805/1806 гг. (см.: Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет, т. 1, с. 308).- 478. 169

Герцен подготавливает в это время статью о греческой философии для «Писем об изучении природы».— 478. 170

научного — от франц. scientifique.— 478. 171

все течет (греч.).— 478. 172

В октябре 1844 г. Герцен начал ходить на лекции И. Т. Глебова по сравнительной анатомии и анатомии человеческого тела. «Читает прекрасно...» — так отзывается Герцен о Глебове 3 октября 1844 г. (2, 385).-478. 173

В статье «Эмпирия и идеализм» — первом из «Писем об изучении природы». — 478. 174

членистые (лат.). — 478. 175

В сочинениях Ю. Либиха (а также К. Ф. Бурдаха и Ф. В. Распайля) Герцен усматривал отражение «большого влияния» (хотя и не сознававшегося самими учеными) «гегелизма» на естествоведение (см. наст, том, с. 247). На работы К). Либиха впоследствии многократно ссылался также Н. Г. Чернышевский (см., напр.: Поли. собр. соч., т. II, с. 731-733).-479. 176

«Метаморфозам растений» (нем.). — 479. 177

Речь идет о работе Прудона «Qu'est-ce que la propriete...». — 479. 178

Герцен познакомился со студентом И. В. Павловым, вероятно, на лекциях Глебова. Мысли Павлова, изложенные далее в дневнике, использовались Герценом и в письме к Огареву и Сатину от 1 — 10 января 1845 г., и в «Письмах об изучении природы» (см. наст, том, с. 276 — 277, 433 — 434).-480. 179

Вероятно, речь идет о «Лекциях по химической философии» («Legons sur la philosophie chimique»).— 480.

,8U «Создание порядка в человечестве...» (франц.). — 480.

181 глупости (франц.). — 481.

<< | >>
Источник: Александр Иванович ГЕРЦЕН. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ / том 1. 1985

Еще по теме [ИЗ ПЕРЕПИСКИ]:

  1. ПЕРЕПИСКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО КАК ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
  2. ТАЙНА ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ
  3. Несет ли журналист ответственность за нарушение тайны переписки?
  4. §14 Переписка Дильтея и Гуссерля
  5. (ИЗ ПЕРЕПИСКИ]
  6. ИЗ ПЕРЕПИСКИ
  7. [ИЗ ПЕРЕПИСКИ]
  8. [ИЗ ПЕРЕПИСКИ]
  9. Список лиц, упоминаемых в переписке Гегеля 3
  10. Приложение Из переписки премьер-министра Испанской республики Ф. Ларго Кабальеро с советским руководством 1936–1937 гг.1
  11. ИЗ ПЕРЕПИСКИ
  12. Глава XII. О измене и переписке с неприятелем
  13. Деловая переписка
  14. ПЕРЕПИСКА С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
  15. Чем солиднее издательство, агент или редакция, тем ниже шансы, что они ведут переписку с авторами по электронной почте.
  16. Обращения в переписке
  17. Особенности электронной переписки
  18. Составление служебных документов и ведение деловой переписки