<<
>>

ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ

Важнейшее философское сочинение Герцена; впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1845—1846 гг. как серия из восьми статей-«писем»; рукописи неизвестны. Именно к этой работе в первую очередь относятся слова В.
И. Ленина о том, что Герцен «вплотную подошел к диалектическому материализму» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 256).

О содержании «Писем об изучении природы» (далее сокращенно: «Писем...»), их месте в философской эволюции Герцена достаточно подробно сказано во вступительной статье к данному изданию (см. наст, том, с. 3—4, 39—50). Здесь следует добавить, что эту работу редактор и издатель А. Краевский представлял читателям как «краткий очерк истории философии с современной точки зрения» (см. статью «Об издании «Отечественных записок» в 1846 году».— «Отечественные записки», 1845, № 9, с. 2; № 12, с. 2). Большинством современников «Письма...» так именно и воспринимались — как произведение историко-философского характера. Однако следует заметить, что центр тяжести лежит в самом их начале, в первой статье — «Эмпирия и идеализм», представлявшей собой (вместе со вторым «письмом») общетеоретическое введение к последующим очеркам но истории философии. Не случайно работа над этой статьей потребовала от автора значительного времени (около девяти месяцев) и наибольшего творческого напряжения.

Не только общефилософская, но и историко-философская концепция, развернутая в «Письмах...», впитала в себя и рациональные начала гегелевского подхода к истории философии, и опыт историко-философских исследований Фейербаха. Как и Фейербаха, Герцена не вполне устраивала та «обработка», которой Гегель подверг историю философии, превратив ее в «непрерывный интеллектуальный акт, каким она ведь не является» (Фейербах Л. История философии, т. 3, с. 382); в особенности не устраивало обоих то, как освещалось Гегелем развитие философии Нового времени.

Как и Фейербах, Герцен стремился рассматривать историю философии как составную часть развития человечества вообще, находящуюся в тесной, но сложной взаимозависимости с социальными процессами, прогрессом естествознания, эволюцией религии и т. п. При всем том автор «Писем...» видит и собственное содержание философии как науки, развертывающееся, хотя и в противоречивой форме, в ходе ее исторического развития: поиски, выработку правильной, соответствующей действительности методологии научного исследования. И тут, как и в общефилософских своих рассуждениях, Герцен вплотную подошел к мысли о конце старой философии, т. е., собственно говоря, натурфилософии, к мысли о том, что главным делом философии должна быть разработка проблем логики исследования, диалектики как теории познания. С этой точки зрения в «Письмах...» делаются справедливые упреки по адресу материализма XVII —XVII1 вв. в том, что в плане разработки проблемы активности познания, диалектики как метода научного анализа он почти ничего не сделал. В данном отношении положения «Писем...» объективно перекликаются с той критикой по адресу созерцательности метафизического материализма, которая содержалась в первом из «Тезисов о Фейербахе» Маркса.

Обращает на себя внимание, что Герцен, как и Фейербах, будучи материалистом, тем не менее не называет свою позицию материалистической, предпочитая термин «реализм». Особо надо отметить подцензурный характер произведении, необходимость для автора прибегать к эзоповскому языку, практическую невозможность для него — по соображениям, не относящимся к сути дела,— выразить свои взгляды в адекватной форме, не маскируя их, без оглядки на цензорский карандаш, без учета возможности доносов.

При чтении «Писем...» необходимо также иметь в виду незавершенность в реализации их замысла — и в содержательном отношении, и с точки зрения их внешней, формальной незаконченности («Письма» о Спинозе и Лейбнице так и не были написаны).

Несмотря на исторически обусловленные объективно слабые стороны «Писем...», имеющиеся в них несогласованности, свидетельствующие о том, что автору не удалось дать последовательного решения ряда важных философских проблем, «Письма...» сыграли исключительную роль в философии в России.

Убедительное свидетельство высокой философской культуры, эрудиции и талантливости их творца, его самостоятельности, смелости и оригинальности в рассмотрении центральных проблем философского знания в его отношении к развитию естественных наук и социальной действительности, «Письма...» положили начало материалистической философии русской революционной демократии. На их идеи опирались Чернышевский и другие материалисты из среды демократической интеллигенции России XIX в. «С того времени, как представители нашего умственного движения самостоятельно подвергли критике Гегелеву систему, оно уже не подчинялось никакому чужому авторитету» — эти слова Чернышевского (Поли. собр. соч., т. III. М., 1947, с. 224) относятся в первую очередь к «Письмам об изучении природы».

По мемуарному свидетельству В. В. Тимофеевой (О. Ночинковской), в 1873 г. Ф. М. Достоевский так охарактеризовал «ряд статей» Герцена «но истории наблюдений над природой»: «...это — лучшая его вещь. Лучшая философия не только в России,— в Европе» (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. 2. М., 1964, с. 138).

Об огромном интересе к «Письмам...» в 60-х годах писал один из демократических публицистов той поры: «Трудно было достать полных нумеров «Отечествен[ных] записок 1842—46 годов. Статьи с надписью И — р вырезались, покупались на вес золота, переплетались в драгоценный переплет, читались с чувством чуть ли не религиозным, переписывались друзьями счастливых обладателей этого «священного предании», цитировались при случае и без особенного повода...» (А. И. Герцен в русской критике. М., 1953, с. 181).

И в 40-х годах «Письма...» пользовались большой популярностью среди молодежи, особенно у студентов-естественников и даже у учащихся духовных заведений, что отмечалось Герценом в дневнике тех лет и затем в «Былом и думах». ««Иисьмы» мои здесь (в Москве.— А. В.) находят много доброжелателей»,— писал он в сентябре 1845 г. А. Краевскому (22, 243).

Что касается известных нам отзывоп на «Письма...», то в целом их отличает большая противоречивость.

Некоторые из приятелей-«западников» вроде Н. X. Кетчера упрекали их автора уже за сам факт обращения к проблемам естествознания и общефилософской теории, вместо того чтобы заниматься более актуальными, с их точки зрения, проблемами (см. ответ Герцена Кетчеру в письме от 2 марта 1845 г.— наст, том, с. 434). В. П. Боткин, напротив, сетовал Герцену на то (в письме от 18 августа 1846 г.— «Русская мысль», 1892, № 8, с. 8 — 11), что напрасно он в «Письмах об изучении природы» «не следовал названию их»: «...по крайней мере для меня они имели бы тогда больший интерес» (там же, с. 9). Правда, тут же Боткин признавался, что, «прочтя первое письмо», он «до сих пор не улучил еще времени дочесть их» (там же). Ср. с мнением И. П. Га- лахова из его письма Герцену от 11 (23) августа 1846 г. из Германии: «Эти дни питаюсь твоими письмами об истории философии, увлекательными для меня по любви к предмету и к автору» (цит. по: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, с. 362).

Противоречивым было и отношение к «Письмам...» Белинского: он упрекал Герцена, указывая на его «Письма...», за «абстрактные отношения и к жизни и к науке» (см.: Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1960, с. 278), но вместе с тем горячо защищал их (см.: Белинский В. Г Полн. собр. соч., т. IX, с. 139) от наскоков реакционных журналистов вроде Ф. Булгарина и всячески рекомендовал их читателям в обзорах «Русская литература в 1845 году» и «Взгляд на русскую литературу 1846 года».

Не вполне однозначным было и отношение к «Письмам...» самого их автора в 50 —60-х годах. Так, в одном из писем к детям он писал: «Есть у вас мои ««Письма об изуч[ении] природы» и «Дилетантизм в науке»? — Могу прислать... Разумеется, я во многом тогда ошибался» (29, кн. 1, 84). Эти слова относятся к началу 1867 г. А летом 1853 г. в Лондоне Герцен по своим «Письмам...» и «Дилетантизму в науке» обучал философии итальянского поэта А. Саффи (см. 25, 78—79). В наброске автобиографии, посланном К.-Э. Хоецкому 15 (3) августа 1861 г., Герцен, предельно лапидарно говоря о своем творчестве в России 40-х годов, счел необходимым все же отметить свои «философские комментарии, связанные с Гегелем» (27, 171).

За рубежом первые упоминания о «Письмах...» появились уже в 1847 г.

и в Германий (см.: Beissner Е. Alexander Herzen in Deutschland. Berlin, 1963, S. 2) и во Франции. 13 (25) апреля 1847 г. в журнале «Hevue Independante» так говорилось о Герцене: «В его «Этюдах об изучении природы» он рассматривает вопрос о том, с какой точки зрения смотрели на природу в разные исторические эпохи, и указывает на связь этих концепции с богословскими и нравственными идеями того же времени» (с. 254). Возможно, что автором этих слов был К.-Э. Хоецкий (см.: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, с. 390). В 1851 г. в предисловии к немецкому изданию романа «Кто виноват?» В. Вольфзон отнес «Письма об изучении природы» к значительнейшим явлениям русской философской мысли (см.: Beissner Е. Указ. соч., S. 7 — 12). Благожелательный разбор «Дилетантизма в науке» и «Писем об изучении природы» был дан в статье А. Делаво «Современный роман в России» в журнале «Hevue des Deux Mondes» (1854, № 7, вып. II.— «Литературное наследство», т. 63, с. 801).

При жизни Герцена «Письма...» не переиздавались. Правда, в 60-х годах напечатать их в составе сочинений Герцена намеревался В. И. Бакст, который даже получил разрешение автора на это. Но с этим изданием ничего не вышло. В начале февраля 1869 г. издать «Письма...» выказал желание петербургский издатель Н. Е. Врангель. По этому поводу Герцен писал Огареву 13(1) февраля 1869 г.: «Что за польза перепечатывать без комментариев) «Письма об изу|чении! природы» — а примут ли комментарии — пожалуй, в 3 лице? «Дилетантизм в науке» лучше...» (30, кн. 1, 34). Через восемь дней: «Как они хотят,— если найду здесь «Письма об изучении природы», постараюсь написать хоть две-три страницы... Не«нашел «Писем об изучении природы» — пусть они не забудут «Дилетантизм в науке». Нет ли в Женеве в книгах «Писем»?..» (30, кн. 1, 44). И еще через шесть дней, 27 (15) февраля, получив «Письма...», Герцен пишет: «Трудно написать предисловие к «Письмам об из[учении] пр[ироды]» в третьем лице — а можно ли сделать примечание «от автора»?» (30, кн. 1, 47). Неизвестно, были ли написаны какие-нибудь примечания или предисловие Герценом, но издание это так и не появилось. Весною того же 1869 г. к Герцену обратился с предложением об издании его «Писем...» А. В. Скалон (см. 30, кн. 1, 84; 118). Ему-таки удалось осуществить это издание (Письма об изучении природы. М., 1870), но уже после смерти Герцена, под фирмой издательства Е. А. Тро- ян, выпустившего также и сборник «Раздумье», в который вошли «Дилетантизм в науке», «Капризы н раздумье» и др. Обе эти книги были вскоре уничтожены

<< | >>
Источник: Александр Иванович ГЕРЦЕН. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ / том 1. 1985

Еще по теме ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ:

  1. ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  2. ПИСЬМО ПЕРВОЕ ЭМПИРИЯ И ИДЕАЛИЗМ
  3. ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
  4. ПИСЬМО ПЯТОЕ СХОЛАСТИКА
  5. ПИСЬМО СЕДЬМОЕ ВЭКОН И ЕГО ШКОЛА В АНГЛИИ
  6. О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ
  7. ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ Г. ГРАНОВСКОГО (Письмо в Петербург)
  8. ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  9. Письмо первое Эмпирия и идеализм
  10. Письмо второе Наука и природа,— феноменология мышления
  11. Письмо пятое Схоластика
  12. Письмо восьмое Реализм