<<
>>

Письмо пятое Схоластика

Опубликовано в «Отечественных записках», 1845, кн. XI, отд. II, с. 1 — 18 (ценз, разр.— 31 октября 1845 г.). Подпись: И — р.

Авторская дата под статьей отсутствует, но из имеющихся данных следует, что работа над ней велась главным образом в мае — июне 1845 г.

29 мая Герцен пишет А. Краевскому, что «V (письмо.— А. В.) скоро будет готово» (22, 237); 12 июня он сообщает уже: ««Письмо» о средневековой философии готово...» (22, 240). Характерно, что в этом же письме к Краевскому содержится сетование по следующему поводу: «...всё обвиняют в темноте статьи мои» (там же). Неизвестно, кого и что Герцен имел в виду конкретно, но можно допустить, что речь идет прежде всего о втором и отчасти о третьем «письме». Стремление сделать статьи более легко читаемыми сказалось уже на «письме четвертом» и в еще большей степепи на «письме» о схоластике. Заслуживает быть отмеченным и тот факт, что Герцен в сущности одновременно работал весной — летом 1845 г. над четвертым, пятым и последующими письмами. Все в том же письме от 12 июня он писал: «...стараюсь теперь всеми силами, чтоб изложение новой философии сделать как можно популярнее... Тем более постараюсь, что у меня образовался совершенно особый взгляд...» (там

же). Этот «совершенно особый взгляд» отразился уж о схоластике. 1

вольнодумцами (франц.).— 332. 2

Термин «социализм» здесь, как и в ряде других случаев (см. наст, том, с. 333, а также запись в дневнике от 18 июня 1843 г.— 2, 287), употребляется Герценом в значении «социальное устройство». — 332. 3

не будем заботиться о неверном завтра (итал.).— 334. 4

наслаждение (франц.).— 334. 5

Ср. с записью в дневнике Герцена от 20 июля 1844 г.: «Древний мир, умирая, утратил почти все человеческое достоинство; то, что было посеяно всеми цезарями, развилось при Диоклетиане. Диоклетиан делается царем в смысле восточном...» (2, 366).— 335. 6

Гвельфы и гибеллины — политические партии в Италии XII —XIV вв.

Образовались в период борьбы Фридриха I и Фридриха II Гогенштау- фенов с итальянскими городами и папой. Гибеллины, представлявшие преимущественно старую феодальную знать, пытались найти в императорах защитников своих старинных вольностей. Гвельфы — выразители устремлений и интересов растущей торгово-промышленной буржуазии, которая поддерживала панскую власть в ее борьбе против чужеземных государей. — 335. 7

Сокращенное название книги богослова XII и. Петра Ломбардо «Petri Lombardis episcopi parisiensis sententiarain libri quator» («Книга изречений Петра Ломбардского, епископа парижского»).— 337. 8

Речь идет об изобретении книгопечатания. В романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери» архидьякон Клод Фролло в беседе с Людовиком XI — «аббатом [монастыря] блаженного Мартина» (франц.) говорит, указывая на книгу и на собор: «Сесі tuera сеіа», т. е. «То убьет это» (лат.) — книга убьет собор. Это выражение в устах Клода Фролло имеет тот смысл, что книгопечатание убьет религию и, кроме того, принесет гибель зодчеству как выражению человеческого духа, — 338. 9

словопрение — от греч. Хоуо-цахіа.— 338.

9" Герцен цитирует в собственном переводе с немецкого слова Гегеля из подготовительных материалов к его лекционному курсу 1805 — 1806 гг. но книге К. Роле икра н ца «Жизнь Гегеля» (Гегель Г. И. Ф. Работы разных лет, т. I. М., 1970, с. 308). См. также, с. 477 наст, тома.— 340. 10

Здесь и далее Герцен цитирует сочинения Дж. Пру но но «Истории новой философии...» И. Г. Нуле («Geschichte der neuern Pbilosofie seit der Epoche der Wiederstellung der Wissenschaftcn»), т. II, 1800. Цитаты приводятся из сочинений Бруно «О тенях идей», «О причине, начале и едином», «О композиции образов, знаков и идей» (см.: Буле. Указ. соч., с. 726, 779, 760-761, 781-782, 789, 794, 727; ср.: Гегель. Соч., т. XI, с. 175, 183—188).— 341. 11

наисовершеннейших диалектиков (лат.).— 342. 12

тевтонским богословом (лат.).— 342. 13

Вероятно, намек на книгу Фейербаха «История новой философии...», где Бёме была посвящена специальная глава.— 342. 14

См.: Гёте.

Римские элегии, гл. VII.— 343. 15

Человек от земли (лат.). Герцен хочет сказать, что даже само образование латинского слова «человек» свидетельствует об устремленности гуманизма к земной жизни. «Человечность, больше человечности!» — так переводятся приведенные им в тексте латинские выражения.— 343. 16

memento vivere — помни о жизни (лат.); memento more — помни о смерти (лат.).— 343.

1 в собственном смысле слова (лат.).— 345.

18 Речь идет о французской революции 1830 г. Ее «доктринеры» Ф. Гизо, А. Каррель и др. оказали в юности определенное влияние на

Герцена,о чем он сам писал в «Былом и думах». Но очень скоро он разочаровался в узкобуржуазном попнмании ими свободы.— 345. 19

Пенсильвания — область в Северной Америке, куда из Англии переселялись квакеры и другие противники насилия и где они образовывали коммуны. Главный герой стихотворного сочинения Герцена «Вильям Пен» (1839) — основатель квакерской колонии в Америке.— 346. 20

с точки зрения вечности (лат.).— 346. 21

по когтям узнают льва (лат.).— 348. 22

Герцен дает ниже изложение воззрений Бёме, используя для этой цели главным образом книгу Фейербаха «История новой философии...» (см.: Фейербах Л. История философии, т. I, с. 187 — 223). Этим объясняются и вкрапление в текст некоторых немецких выражений, и многочисленные отточия. В ряде случаев Герцен допускает некоторые отступления и вторгается в фейербаховский перевод; так, бёмевско-фейербахов- ское «обнаружиться природой» он передает столь характерным для него понятием «одействотвориться».— 348. 23

качество (лат.).— 350. 24

великого еврея (итал.). Выражение «великий еврей науки» имеет в данном случае тот смысл, что Спиноза был не кабинетным мыслителем (см. также суждение о Спинозе в письме Краевскому от 29 мая 1845 г.— 22, 237). Об этом свидетельствует и осуществляемое тут же Герценом сближение его с Лейбницем и Фихте. О социальной значимости учений Спинозы и Лейбница писал в своих сочинениях и Фейербах.— 351. 25

вина не человека (лат.).— 351. 26

Герцен указывает здесь страницы третьего тома немецкого издания гегелевских «Лекций по истории философии», полемизируя с изложенными там мыслями о характере философии Нового времени (см.: Соч., т.

XI, с. 213-214).- 351. 27

с копилочками для детей, празднованием дней рождения и т.п. (нем.). Книгу К. Розен к ранца «Hegel's Leben» («Жизнь Гегеля», 1844), о которой говорится в этой сноске, Герцен читал в августе — сентябре 1844 г., отмечая при этом в дневнике, что она очень важна «выписками и приложениями» (см. 2, 375—378, 381—382). Тут же фиксировалось Герценом — как впечатление от знакомства с книгой Розенкранца — и то, что в жизни Гегель был «великий филистер» (2,378). Герцен предполагал написать специальную статью но поводу книги Розенкранца для «Отечественных записок» (см. 22, 202; 213), но вскоре оставил это намерение, не желая прерывать работу над «Письмами об изучении природы». В январе 1845 г. он писал Краевскому: «Если у вас о Розенкранце начал писать кто- нибудь дельный, то лучше бы он продолжал, потому что мне бы не хотелось отрываться от моих «писем»...» (22, 223).

К слову «Розенкранц» в этом письме сделана сноска: «Только чтоб он непременно перевел «Liebe und Scham» («Любовь и стыд») из приложений» (там же). Этот фрагмент из сочинений молодого Гегеля Герцен обильно цитирует в своем дневнике (см. 2, 381—382; см. также наст, том, с. 477—478).— 351.

<< | >>
Источник: Александр Иванович ГЕРЦЕН. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ / том 1. 1985

Еще по теме Письмо пятое Схоластика:

  1. Глава 12. Индуктивная логика Бэкона и Мил ля
  2. Рациональное и иррациональное в средневековой теории познания
  3. Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
  4. ГЛАВА XXV
  5. ПИСЬМО ПЕРВОЕ ЭМПИРИЯ И ИДЕАЛИЗМ
  6. ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
  7. ПИСЬМО ПЯТОЕ СХОЛАСТИКА
  8. Письмо пятое Схоластика
  9. Письмо шестое Декарт и Бэкон
  10. 1.3. Томистская метафизика и вызов модернизма
  11. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  12. эпоха комментариев
  13. МИССИОНЕРСТВО ПОЗДНЕРИМСКОЙ ЭПОХИ (III—V вв.)
  14. Глава 2. Формирование научной культуры средневековья
  15. § 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики
  16. Лекция 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
  17. § 4. ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО.
  18. БИБЛИОГРАФИЯ.