ПРИМЕЧАНИЯ
Все печатающиеся здесь сочинения Герцена 1832—1846 гг.
можно разбить на пять групп: 1.Первые три из включенных в том работ — «О месте человека в природе», [«Развитие человечества, как и одного человека...»], «Двадцать осьмое января» — раскрывают содержание философских интересов, исканий и устремлений двадцатилетнего Герцена в период его учебы в Московском университете. К ним примыкает его капдидатское сочинение «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника» (1833), однако мы сочли возможным не включать его в настоящее издание, поскольку содержащиеся в нем философские идеи по существу, а подчас и буквально совпадают с теми, которые получили выражение в статье «О месте человека в природе». 2.
Созданный спустя десять лет, в начале 40-х годов, цикл статей «Дилетантизм в науке» обнаруживает в первую очередь герценовское понимание предмета, развития, функций научного знания, главным образом философской науки, в тот период эволюции русского мыслителя, когда он переходил на позиции материализма. Критикуя разного рода «друзей-врагов» науки, Герцен опирается в этих статьях на диалектическое учение Гегеля, понимаемое им как своеобразная «алгебра революции». 3.
Второй цикл публикуемых статей, написанных в 1842—1846 гг. и объединенных самим автором в 1862 г. под общим названием «Капризы и раздумье», посвящен главным образом вопросам этики; в центре их находятся проблемы человеческой личиости, ее свободы и ответственности, анализ нравственных отношений людей друг к другу и к обществу, критика лицемерного, антигуманного характера христианско-феодалыюй морали. Только но соображениям объема в том не включена примыкающая но своему содержанию к данному циклу статья Герцена «Несколько замечаний об историческом развитии чести». Написанная в 1843— 1846 гг. и впервые опубликованная в «Современнике» в 1848 г. (№ 3), эта статья сыграла значительную роль в дальнейшей разработке социально- этической проблематики революционного демократизма.
483
16 ? 4. Три статьи 1843—1844 гг., посвященные публичным лекциям Т. Н. Грановского, хотя и не вполне, но все же в известной степени реализуют замысел Герцена изложить в печати — в связи с анализом этих лекций — собственные философско-исторические воззрения, противопоставив их прежде всего формализму и схематизму, свойственным некоторым социальным мыслителям и историкам той поры.
5. Наконец, «Письма об изучении природы», о проблематике и содержании которых сказано во вступительной статье, и тесно смыкающаяся с ними статья «Публичные чтения г-на профессора Рулье» — своего рода вершина в развитии философской мысли Герцена. В этих работах наиболее конкретно реализуется его стремление решить проблему соединения «эмпирии» со «спекуляцией», материализма с диалектикой. Критикуя с позиций естественпоисторического материализма (близкого по тину философскому материализму Дидро и глубоко диалектическим представлениям о природе, свойственным Гёте) идеализм вообще и особенно панлогизм Гегеля, Герцен одновременно пытается усвоить, воспринять, переработать данную этим немецким мыслителем глубокую трактовку проблем диалектики как метода и теории познания, идею об активном характере человеческого мышления.
Вместе с тем «Письма об изучении природы» представляют собой в сущности первый в России оригинальный очерк истории мировой философской мысли от ее зарождения по XVIII в. включительно.Для данного издания впервые произведена выборка — далеко не исчерпывающая, но все же весьма обширная, «репрезентативная» — философских текстов из писем Герцена рассматриваемого периода и из его дневника 1842—1845 гг. При осуществлении этой выборки составитель столкнулся с определенными трудностями. Дело в том, что философскими раздумьями, вплетенными по общему правилу в ткань рассуждений на общежитейские или литературные темы, пронизано подавляющее большинство писем и дневниковых записей Герцена. Воспроизводить их в более или менее полном объеме, но, естественно, с многочисленными купюрами не представлялось ни возможным, ни целесообразным. Поэтому в томе печатаются лишь извлечения из 23 писем Герцена разных лет (с 1833 но 1845 г.) как своеобразные образцы его «философской переписки» различных периодов. Примерно из-за этих же соображений за границами данного издания остался и значительный ряд дневниковых записей Герцена, имеющих определенное философское наполнение.
Все произведения Герцена, извлечения из писем и дневника печатаются по изданию: А. //. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах. Издательство АН СССР, 1954-1965,— с корректировкой в отдельных случаях текста, диктуемой правилами современной пунктуации и орфографии, а также с исправлением выявленных ошибок и опечаток. Наиболее существенные разночтения с текстом Собрания сочинений оговариваются и объясняются в примечаниях. Редакционные вставки в текст даются в квадратных скобках. При воспроизведении в примечаниях отрывков из рукописей Герцена вычеркнутые им слова (если нет иных указаний) заключены в угловые скобки.
При подготовке данных примечаний использованы комментарии к 1, 2, 3, 21, 22 и 30-му томам академического Собрания сочинений Герцена. В тексте, как и во вступительной статье, ссылки на это издание даются в скобках (первая цифра обозначает том издания).
Еще по теме ПРИМЕЧАНИЯ:
- ПРИМЕЧАНИЯ
- УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- Примечания 1.
- Примечания 1.
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ
- ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
- ПРИМЕЧАНИЯ