ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ Г. ГРАНОВСКОГО (Письмо второе)
Сразу же после опубликования в «Московских ведомостях» первой статьи о чтениях Грановского Герцен записал (28 ноября 1843 г.) в дневнике: «Нора приниматься за вторую статью» (2, 318). 2 декабря в письме к Кетчеру он красочно живописал не только о первой, но и о второй и третьей лекциях историка (см. 22, 159—160). О том, что в «газетах» скоро появится новая статья Герцена о курсе Грановского, сообщала 6 декабря в письме к А. А. Елагину хозяйка известного московского литературного салона Е. А. Елагина, мать И. и П. Киреевских (см.: Летопись жизни и творчества А. И. Герцена, с. .293). 15 декабря статья была закончена. Тогда же, вероятно, была снята с нее и писарская копия для «Московских ведомостей». Слова в последнем абзаце статьи: «Позвольте в третьем письме изложить вам превосходную лекцию г. Грановского о проповедовании слова божия в Германии» — свидетельство того, что Герцен предполагал создать единый цикл о публичных чтениях Грановского. Однако 17 декабря стало известно, что С. Г. Строганов запретил печатание данной статьи: «Вторую статью о лекциях Грановского граф Строганов отказал поместить в «Московских ведомостях»,— может он прав: боязнь крика, попов, доносов справедлива» (2, 319). Это привело Герцена к отказу от замысла. Комментируемая статья так и осталась не опубликованной при жизни Герцена.
1 Речь идет о трактате «De civitate dei» («О граде божием»). — 207. 2
Заочно приговоренный к смертной казни якобинцами Ж. Л. де Кондорсе, скрываясь от ареста, написал в 1794 г. труд «Esquisse (Гнп tableau historique des progres de Tesprit humain» («Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»).
В марте того же года он был арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством. — 208. 3См.: Гегель. Философия истории. Введение, раздел «Деление истории».- Соч., т. VIII. М.— JI., 1935, с. 101 .—208. 4
Лекции Гегеля по философии истории были впервые изданы его учениками в 1837 г. с предисловием Э. Ганса. В России об этом издании отозвался Я. М. Неверов («Германская литература».— «Отечественные записки», 1840, № 1, отд. VI, с. 3). О втором издании, вышедшем нод ред. К. Гегеля (сына философа), русский читатель также был информирован (см.: Катков М. Германская литература.— «Отечественные записки», 1841, № 3, отд. VI, с. 4). Герцен читал этот труд Гегеля. Введение в него он перечитал в начале декабря 1843 г. (см. 2, 318) как раз в связи с подготовкой комментируемой статьи.— 208. 5
подъема и упадка (итал.).—209. 6
«Новую науку» (итал.). Речь идет о труде Дж. Вико «Ргіпсірі di scienza nuova d'intor no alia comune natura delle nationi» («Основания ноной науки в связи с общей природой народов», 1725), в котором проводилась идея круговорота в истории человечества.— 209. 7
Работа польского философа А. Цешковского (Чешковского) «Prolegomena /ліг Historiosophie» («ІІролегомена к историософии», 1838) вышла в Берлине. Она была известна Н. Станкевичу, Н. Огареву, М. Каткову и другим русским. Герцен, но всей видимости, первоначально познакомился с ней по рецензии Ю. Фрауэиштедта на нее, опубликованной в «Hallische Jahrbucher» (№ 60 — 61, 11 — 12 марта 1839 г.); прочитав же летом 1839 г. саму книгу, он испытал, по его словам, чувство радости из-за того, что «во всем главном... сошелся с автором до удивительной степени» (22, 38; см. также 22, 307). Более всего Герцену импонировали проповедовавшиеся тогда Цешковским мысли о необходимости обращения теории к будущему, слияния философии с жизнью, реализуемого в практике,— «философии действия». — 209. 8
В источнике пропуск; очевидно, переписчик не разобрал какого-то слова в рукописи Герцена. 11о смыслу, вероятно, «гнет»,—209. 9
Герцен видел гастролировавшую в России М.
Тальони в декабре 1839 г. и в августе 1840 г. (см. 22, 68, 87, 88). См. также запись в дневнике от 1 мая 1843 г. (2, 279), где Герцен сопоставляет талант Тальони и Ференца Листа. 10Декурионы, привилегированное сословие в Римской империи — члены городских советов, курий. Колоны — арендаторы небольшого земельного участка у крупного землевладельца в Римской империи. — 210. 11
Милезийсыие сказки, «Милетские рассказы» — в античности сбор- пики новелл эротического характера. Название жанра — от одноименного сборника, составленного в конце II в. до н. э. греческим иисателем Аристидом Милетским. В этом жанре написаны сочинения Апулея, Иетрония, Овидия, Лукиана. — 211.
О ПУБЛИЧНЫХ ЧТЕНИЯХ Г-НА ГРАНОВСКОГО (Письмо второе)
Впервые опубликовано в журнале «Москвитянин», 1844, № 7, с. 167 — 173 (целзур. разр. 5 июля 1844 г.), отд. «Московская летопись», с примечанием (с. 167): «Первое было помещено в 142 № «Московских ведомостей» 1843 года». Подпись: А. Г. Подзаголовок «Сообщено» указывал на то, что статья не отражает взгляды редакции. Рукопись неизвестна.
С 15 января по 22 апреля 1844 г. Грановский читал вторую половику курса публичных лекций, по случаю окончания которых и написана данная статья. В сущности первым ее наброском является запись в дневнике Герцена 24 апреля 1844 г. (см. 2, 350—351).
Статья отразила некоторые иллюзии Герцена относительно возможности поддержки славянофилами, такими, как К. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин, выступлений прогрессивного просветительского характера, какими были чтения Грановского. Эти иллюзии подкреплялись «опытом примирения» (9, 166) — обедом в честь Грановского 22 апреля, который был устроен в доме С. Т. Аксакова. Герцен был одним из его распорядителей наряду с Ю. Ф. Самариным и С. Т. Аксаковым. На обеде присутствовал также и С. П. Шевырев, с которым Герцен «слезно целог вался» (22, 183). См. также: Панаев И. И. Литературные воспоминания. [М.], 1950, с. 203 — 206. Предназначенность статьи для «Москвитянина» волей-неволей ограничивала остроту и откровенность выступления Герцена.
Этим, в частности, объясняется и неудовлетворенность статьями о чтениях Грановского, высказанная Белинским в письме к Герцену 26 января 1845 г.: «...мне не понравились твои статьи о лекциях Гр[анов- ско]го» (Полн.
собр. соч., т. XII, с. 250). Известны также отклики на комментируемую статью Н. П. Огарева — в письме от 13(25) сентября 1844 г.: «С радостью я прочел твою статью о Гран[овском]» (Огарев //. П. Избр. социально-политич. и филос. произв., т. II, с. 341) — и И. С. Аксакова — в письме родным из Астрахани, 12 августа 1844 г.: «№ «Москвитянина», который я получил в среду, так же глуп, как и все прочие. Исключая интересной, как кажется, статьи о лекциях Грановского...» (И. С. Аксаков в его письмах, ч. I, т. I. М., 1888, с. 185).Это положение находится в определенной соотнесенности с дневниковой записью 28 ноября 1843 г. по поводу второй лекции Грановского: «Речь шла о философии истории; есть некоторые неясности, от которых люди отделываются словами, которым придают какое-то страстное по содержанию значение, ими себя уверяют, что вопрос уяснен, а он только переведен на другой язык. Читая Гегеля и находясь весь еще под его самодержавной властью, я сам в многих случаях разрешал логическими штуками или логической поэзией не так-то легко разрешимое. С такими вещами я встретился и у Грановского,— он, не имея твердости сделаться свирепым имманентом (как выражается Хомяков) и удерживая своего рода идеализм, необходимо наталкивается на антиномии, которые приходится разрешать поэзией, антропоморфизмом всеобщего etc.» (2, 317 — 318 ).-215.
См. «Гамлет, принц датский» Шекспира (акт V, сцена 2).—216.
Здесь: присяжный человек; в России XV —XVII вв.— должностное лицо по сбору податей и по некоторым судебно-сыскным делам.— 216.
Без гнева и пристрастия! (лат.) — формула из «Анналов» Тацита.—ДО.
6 Цитируется «Уложение», свод законов, составленный при царе Алексее Михайловиче (1640). — 217.
6 Тебе, живущей в настоящем, не тревожат душу ни напрасные воспоминания, ни бесполезные споры (нем.).— Из стихотворения Гёте «Соединенным Штатам». Эта цитата была приведена в № 11 «Allgemeiiie Zeitung» («Всеобщая газета») от 11 января 1844 г. в статье, посвященной военно-морскому флоту США. Приведя в дневнике (18 января 1844 г.) из этой газеты «удивительное место Гёте об Америке (хотя оно и не вовсе к ней идет)», Герцен заметил: «Пора начать и человечеству забывать ненужное из былого, то есть помнить о нем как о былом, а не как о сущем» (2, 327).-217. 7
положительного! (франц.).—218. 8
неявленный бог (лат.) . — 219. 9
Курс 1843/1844 г. напечатан не был.— 219.
Еще по теме ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ Г. ГРАНОВСКОГО (Письмо второе):
- 1. Концепция всемирности исторического процесса в творчестве А.И. Герцена 40-50-х годов XIX века
- II
- БЫЛОЕ И ДУМЫ Глава XXV
- АЛЕКСАНДР ГЕРЦЕН И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ
- ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ г. ГРАНОВСКОГО
- О ПУБЛИЧНЫХ ЧТЕНИЯХ г-на ГРАНОВСКОГО (ПИСЬМО ВТОРОЕ)
- ПРИМЕЧАНИЯ
- [РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, КАК И ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА...]
- II. По разным поводам
- ПУБЛИЧНЫЕ ЧТЕНИЯ Г. ГРАНОВСКОГО (Письмо второе)
- [ИЗ ПЕРЕПИСКИ]
- Социально-философские и философско-исторические идеи либерального западничества
- Комментарии
- Письмо к Н. В. Гоголю
- Библиографический список использованной литературы
- § 3. А.С. Норов - министр народного просвещения. 1854 -1856 гг.