<<
>>

Русский народ и социализм

С французским историком Ж. Мишле Герцен познакомился в Париже в июне 1851 г. Как показывает их переписка (встретились вновь они лишь в 1864 г.), между ними установились дружеские отношения.
Мишле с большим уважением отзывался об известных ему произведениях Герцена (в особенности о книге «Du developpement des idees revolutionnaires en Russie», которую Герцен подарил ему при их знакомстве). С своей стороны Герцен ценил демократическую и антиклерикальную направленность работ французского историка (см. 12, 227 — 290).

Поводом для выступления Герцена с открытым письмом к Мишле послужили неверные и несправедливые оценки русского народа и его революционных возможностей, содержавшиеся в очерке Мишле «Pologne et Russie. Legende de Kostiuszko» («Польша и Россия. Легенда о Костюш- ко»), напечатанной в августе — сентябре 1851 г. в парижской газете «L'Avenement du Peuple». Открытое письмо Герцена было написано в сентябре 1851 г. и впервые опубликовано на французском языке в той же газете. В конце 1851 г. оно было напечатано в Ницце отдельной брошюрой, которая, однако, не получила распространения во Франции, так как почти весь отправленный туда тираж был конфискован французской таможенной полицией в Марселе. В авторизованном русском переводе оно вышло отдельным изданием в Лондоне в 1858 г.

Цель выступления Герцена отнюдь не сводилась лишь к критике ошибочных мнений Мишле. Открытое письмо к французскому историку было частью задачи, поставленной перед собой Герценом за рубежом,— «знакомить Европу с Русью». Задача эта включала пропаганду идей «русского социализма». Рассматриваемое в этом нлане открытое письмо к Мишле — один из программных документов герценовской мысли, важная веха в развитии идей «русского социализма» как разновидности ранненароднических воззрений. Именно здесь впервые была сформулирована важная и характерная для всего русского народничества мысль: «Человек будущего в России — мужик».

Письмо к Мишле в известной мере было также своеобразным ответом на дошедшие до Герцена критические отзывы его московских друзей о книге «Du developpement des idees revolutionnaires en Kussie» (см. прим. 28 к с. 179).

Мншле принял герценовскую критику с пониманием и уважением. Несколько лет спустя, публикуя в «Полярной звезде» рецензию на «Renaissance» Мишле, Герцен в примечании напомнил читателям о своем письме к Мишле и добавил: «Мишле с величайшим беспристрастием принял мои замечания, требовал серьезных объяснений, согласился с ними и это с той искренностью и простотой, которая только принадлежит людям, страстно любящим истину» (12, 288—289).

Впервые опубликовано в сильно сокращенном виде на французском языке в парижской газете «L'Avenement du Peuple» № 63 (1851 г., 19 ноябри) под заглавием «Le peuple russe. Lettre a M. J. Michelet, professeur au College de France». Первое отдельное издание вышло в Ницце в 1851 г., первое русское издание было напечатано в Лондоне в 1858 г. 1

Инициал «И» в имени Мишле — от русского перевода имени Жюль (Иулий).— 154. 2

быть или не быть (англ.) — слова Гамлета в одноименной трагедии У. Шекспира (акт III, сцена 1).— 155. 3

Шекспир У. «Ричард II», акт 11, сцена 1.— 156. 4

См. прим. 5 к с. 41.— 156. 5

Речь идет о падении в 1849 г. под ударами вторгшихся французских войск Римской республики, провозглашенной в 1848 г.— 158. 6

В январе 1831 г. варшавские повстанцы отслужили панихиду но пяти новешенным декабристам.— 159. 7

Имеется в виду выступление Бакунина 29 ноября 1847 г. в Париже на празднестве в честь годовщины польского восстания 1830 г.— 160.

См. Аристотель. Физика II, 9.— 160. 9

Во французском тексте «apatie etonnante» (см. 7, 280) — удивительную апатию. Возможно, опечатка в русском издании 1858 г.— 161. 10

По библейскому преданию, во время лира Валтасара таинственная рука начертала на стене слова «мене, мене, текел, уиарсин» (исчислено, взвешено, разделено), предвещавшие гибель Валтасару и Вавилону (Дан.

5, 5; 25—28).— 162.

и См. прим. 4 к с. 73.- 163. 12

непременное (лат.).— 163. 13

Суждение Гегеля о хитрости Герцен отметил в 1844 г. при чтении книги Розенкранца «Жизнь Гегеля» (см. 2, 381).— 164. 14

Герцен имеет в виду реформаторскую деятельность Петра I.— 168. 15

Герцен цитирует книгу Л. Теигоборского «Eludes sur les forces productives de la Kussie», v. I. Paris, 1852.— 168. 16

В «Легенде о Костюшко» Мишле упомянул о крестьянском восстании в Поволжье.— 170. 17

И книге «1)н developpement des idees revolutionnaires en Bussie», глава VI (см. 7, 243).- 170. 18

Право первой ночи (лат.).— 171. 19

Олений парк (франц.) — название района Версаля, служившего местом развратных похождений Людовика XV.— 172.

577

19 А. II. Герцен, т. 2 20

ямах ада (итал.).— 173. 21

Не вполне точная цитата из монолога Сальери в «Моцарте и Сальери» Пушкина.— 174. 22

Лермонтов написал стихотворение «Дума», цитируемое Герценом, в 24 года.— 174. 23

Речь идет о картине К. Брюллова «Последний день Помпеи». Аналогичное мнение об этой картине Герцен высказал в 1842 г. в дневнике (см. 2, 229).- 174. 24

Имеется в виду превращение, происшедшее с героем .трагедии Байрона, легепдарным ассирийским царем Сарданапалом.— 175. 25

Во французском тексте «du reste de ГЕигоре» (остальной Европы) (см. 7, 297). Возможно, опечатка в русском издании 1858 г.— 175. 26

сомнения (от франц. scrupule).— 176. 27

золотой серединой (франц.).— 177. 28

О Гакстгаузене см. прим. 8 к с. 12.— 179. 29

В 1851 г. Бакунин находился не в Шлиссельбурге, а в Петропавловской крепости. —181.

<< | >>
Источник: АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ / том 2 / ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « мысль » МОСКВА. 1986

Еще по теме Русский народ и социализм:

  1. 2. Русская идея: проблема национального величия России
  2. МОСКОВСКИЙ ПАНСЛАВИЗМ И РУССКИЙ ЕВРОПЕИЗМ
  3. РУССКИЙ НАРОД И СОЦИАЛИЗМ
  4. Русский народ и социализм
  5. 1.3. Взаимоотношения между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Монгольской Народной Республикой в 1920-е годы
  6. МЕСТО РУССКОЙ НАЦИИ В БУДУЩЕМ МИРЕ
  7. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И РУССКАЯ ИДЕЯ: КОНЦЕПТЫ И ПРАКТИКА В.А. Мельник
  8. 3. Основные журналы русского зарубежья (Г. В. Жирков)
  9. Социальная философия и «русский социализм»
  10. Историософия и русская идея
  11. О своеобразии русского духа и предназначении русской культуры
  12. ДА. Баранов ОБРАЗ СОВЕТСКОГО НАРОДА В РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ЭТНОГРАФИИ НАРОДОВ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.*
  13. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  14. Новые условия, формы и тактика революционной борьбы. Крах системы «полицейского социализма»
  15. КАК БОРОЛИСЬ ПРАВОТРОЦКИСТЫ ПРОТИВ В.И. ЛЕНИНА, ПРОТИВ ДЕЛА СОЦИАЛИЗМА
  16. Глава 25 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ