<<
>>

Глава XXX НЕ НАШИ

Как уже отмечалось (см. прим. к главе XXV «Былого и дум»), XXX глава четвертой части мемуаров Герцена имеет важное значение как источник по истории общественной мысли в России во второй четверти XIX в.
Значительный интерес в этом плане представляют содержащиеся в главе характеристики славянофильства 40-х гг. и его отдельных представителей. Здесь отразилось отношение Герцена к славянофильству, характерное для того времени, когда он выступал как родоначальник своеобразной формы ранненароднических воззрений — «русского социализма». Как и ранее (в 40-х гг.), Герцен решительно отвергает идеализацию славянофилами допетровских форм русской общественной жизни и славянофильскую религиозно-идеалистическую философию. Вместе с тем Герцен считает теперь, что в славянофильстве имеются скрытые за ошибочной религиозной доктриной верные и глубокие идеи. К ним он относит в первую очередь понимание славянофилами русской сельской общины. Однако при этом Герцен, в противоположность славянофилам, подчеркивает, что развитие зародышей нового общественного устройства, заключенных, по его мнению, в сельской общине, возможно лишь на основе соединения русского «быта» и западной «мысли» (т. е. идей социализма).

Важное значение для истории русской общественной мысли имела герценовская характеристика П. Я. Чаадаева. «Былое и думы» и «О развитии революционных идей в России» положили начало той трактовке идей Чаадаева, которая, не отрицая религиозно-идеалистического характера чаадаевской мысли, связывала историческое место и значение Чаадаева в первую очередь с открыто заявленным им протестом против самодержавно-крепостнических порядков в России. Эта трактовка, получившая свое дальнейшее развитие в трудах Чернышевского, Плеханова и советских историков отечественной философии, противостоит попыткам отделить Чаадаева от истории российского освободительного движения, представить его далеким от освободительных идей мистиком (М.

Гершен- зон, а также ряд зарубежных историков русской мысли). Оставшиеся неизвестными Герцену и выявленные лишь после Октябрьской революции архивные материалы (записи и письма Чаадаева) подтверждают правоту традиции, начало которой положил своей трактовкой Чаадаева Герцен.

Первый раздел главы впервые опубликован в «Полярной Звезде» на 1855 г., кн. I, с. 150—160 в составе главы XI «Еще раз юная Москва» с подзаголовками: «Новый московский круг — Панславизм и П. Я. Чаадаев — Запад и Восток Европы». Второй раздел впервые опубликован в «Полярной Звезде» на 1858 г., кн. IV, с. 133—148 в составе главы III с подзаголовками: «Наши и не наши — Тогдашняя жизнь — И. П. Гала- хов — Славянофилы — Киреевские и Хомяков — Московские литературные вечера — Новое поколение — Начало разномыслия». Перепечатано в издании «Былого и дум» 1861 г. в переработанном виде, с дополнениями и изменением нумерации главы. 1

Цитата из написанного Герценом некролога К. С. Аксакову (см. 15, 9-11).- 215. 2

наши друзья-враги... наши враги-друзья (франц.). Из стихотворения П. Беранже «Мнение этих девиц».— 215. 3

Австрийский канцлер К. В. Меттерних презрительно говорил об Италии, что она представляет собой лишь «географическое понятие».— 216. 4

германизмом (от старонем. Tentschturn).— 216. 5

«Сколь дорога отчизна благородному сердцу» (франц.) — неточная цитата из трагедии Вольтера «Танкред» (акт III, сцена 1).— 217. 6

Герцен иронизирует над псевдонародным языком патриотических прокламаций, выпускавшихся в 1812 г. московским главнокомандующим и военным губернатором Ф. В. Ростопчиным.— 217. 7

Намек на стихотворение Пушкина «Клеветникам России».— 218. 8

«Боже, храни короля» (англ.) — государственный гимн Великобритании.— 218. 9

Имеется в виду статья М. А. Погодина «О прибытии царской фамилии в Москву» («Москвитянин», 1849, № 7, кн. I).— 218. 10

Имеется в виду драма С. А. Гедеонова «Смерть Ляпунова».— 218. 11

Пьеса H. В.

Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» носила монархический и шовинистический характер. Критическая рецензия Н. А. Полевого на эту пьесу послужила поводом для закрытия в 1834 г. журнала «Московский телеграф».— 218. 12

Л. Гай — хорватский политический деятель, один из руководителей иллиризма — общественно-политического и культурного движения в Хорватии 30 — 40-х гг. XIX в. Во время посещения России в 1840 г. JI. Гай сблизился с московскими славянофилами. В 1848—1849 гг. поддерживал И. Елачича, избранного баном (наместником) Хорватии и проводившего политику, направленную против революционной Венгрии.— 219. 13

Имеется в виду С. П. Шевырев.— 219. 14

«Оставьте всякую надежду» (итал.). Цитата из поэмы Данте «Божественная комедия» («Ад», песнь 3).— 220. 15

Неточность Герцена. Пятнадцатая книжка «Телескопа», где было напечатано первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, вышла в свет осенью 1836 г. (ценз. разр. от 29 сентября 1836 г.). — 220. 16

Герцен излагает одно из мест первого «Философического письма».— 221. 17

После публикации в «Телескопе» «Философического письма» Чаадаева Ф. Ф. Вигель послал митрополиту Серафиму возмущенное письмо, имевшее характер доноса. Однако решение о закрытии «Телескопа» состоялось раньше и независимо от письма Вигеля.— 221. 18

знати (англ.).— 222. 19

Из стихотворения А. С. Пушкина «Полководец».— 222. 20

За сражение под Кульмом Чаадаев получил не железный крест, а орден св. Анны,— 222. 21

Неточная цитата из стихотворения Пушкина «К портрету Чаадаева».— 222. 22

Чаадаев жил на Новой Басманной ул.— 222. 23

Имеется в виду возмущение Семеновского гвардейского полка в 1820 г. Генерал Ил. В. Васильчиков был тогда командиром гвардейского корпуса, в состав которого входил Семеновский полк.— 223.

Александр I находился в октябре 1820 г. в Троппау, где был созван II конгресс Священного союза.— 223.

26 Существует несколько версий, объясняющих причины ухода Чаадаева в отставку.

Герцен излагает одну из них, распространенную в его время. Точные причины ухода Чаадаева в отставку полностью не выяснены.— 224. 26

В Северное общество декабристов Чаадаев вступил в 1821 г.— 224. 27

Чаадаев вернулся в Россию из-за границы в 1826 г.— 224. 28

С Шеллингом Чаадаев познакомился в 1825 г. в Карлсбаде, позднее их знакомство поддерживалось перепиской. Философские воззрения Чаадаева периода «Философических писем» в определенной мере связаны с философией раннего Шеллинга, главным образом с «Системой трансцендентального идеализма». Высоко ценя философскую деятельность Шеллинга, Чаадаев в то же время признавался, что движение его мысли далеко не всегда совпадало с построениями и выводами немецкого философа (см. Сочинения и письма П. Я. Чаадаева, т. II. М., 1914, с. 183). Шеллинг отзывался о Чаадаеве с большим уважением.— 224. 29

городу и миру (лат.).— 225. 30

как дети (франц.).— 225. 31

Не совсем точная цитата из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» (1818).- 226.

Цитата из стихотворения Пушкина «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья») (1824). Герцен ошибочно отнес дату написания стихотворения ко времени после вступления на престол Николая /.— 226. 33

«Соборное Уложение царя Алексея Михайловича» 1649 г.— 228. 34

Подразумевается коалиция Англии и Франции в Крымской войне против России в 1853—1856 гг.— 230. 35

к вящей славе Гегеля (лат.).— 232. 36

непринужденности (франц.).— 233. 37

Давно минувшие времена... (итал.).— 233. 38

болтовня (от франц. causerie).— 234. 39

Беришоны — жители французской провинции Берри, где жила Жорж Санд.— 234. 40

Журнал «Европеец» издавался И. В. Киреевским в 1832 г. Издание было прервано на третьем номере. Главным поводом к закрытию журнала послужила статья И. В. Киреевского «Девятнадцатый век» (начало в № 1 журнала, окончание — в № 3, не вышедшем в свет), написанная, по выражению Николая I, «в духе самом неблагонамеренном».— 237. 41

В альманахе «Денница» на 1830 г.

была помещена статья И. В. Киреевского «Обозрение русской словесности 1829 года», где речь шла и о Н. И. Новикове. Сообщаемые Герценом сведения о конфискации альманаха и об аресте цензора не верны. Однако статья Киреевского вызвала в русской критике того времени весьма громкие споры (см. об этом: Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. XI. М., 1956, с. 59).— 237. 42

Из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»).— 238. 43

Это письмо Белинского Герцену неизвестно. См. запись в Дневнике от 17 мая 1844 г. (2, 354).- 241. 44

Речь идет об изданной М. П. Погодиным книге «Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира», ч. 1—2. М.т 1835—1836.— 242. 45

М. П. Погодин перевел на русский язык трагедию Гёте «Гёц фон Берлихинген».— 242. 46

См. 2, 108-110.- 242. 47

По названию Кучук-Кайнарджийского мира, завершившего в 1774 г. упорную шестилетнюю войну между Россией и Турцией.— 244. 48

Имеется в виду Н. М. Языков. Названием «Не наши» Герцен объединяет три различных, но очень близких по духу стихотворения Языкова: «Константину Аксакову», «К не нашим», «К Чаадаеву».— 244. 49

Выступая против Н. М. Языкова (в стихотворении «Союзникам»), К. С. Аксаков отнюдь не отказывался от славянофильских взглядов.— 244. 50

Говоря о чтеце, Герцеп имеет в виду Ф. Ф. Вигеля.— 244.

61 О Евдокии (Авдотье) Павловне Глинка см. ниже, «Ответ русской даме» и примечания к нему.— 245. 52

Имеется в виду журнал «Современник».— 246. 53

Статья К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» («Современник», 1847, № 1). Ответ Самарина — его статья «О мнениях «Современника» исторических и литературных» («Москвитянин», 1847, ч. II).— 246. 54

Цитата из написанного Герценом некролога К. Аксакову («Колокол», 1861 г., 15 января).— 246. 55

Нет, родная! манит сына На охоту гор вершина!

(Пер. Л. Мея)

Из стихотворения Ф. Шиллера «Альпийский стрелок».— 247.

<< | >>
Источник: АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ / том 2 / ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « мысль » МОСКВА. 1986

Еще по теме Глава XXX НЕ НАШИ:

  1. Глава двадцать первая О СИЛАХ [И СПОСОБНОСТЯХ] (OF POWER)
  2. Глава девятая О НЕСОВЕРШЕНСТВЕ СЛОВ 1.
  3. Глава третья О СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 1.
  4. Глава восьмая О ПОЛОЖЕНИЯХ С НИЧТОЖНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ 1.
  5. Глава двадцатая ОБ ОШИБОЧНОМ СОГЛАСИИ, ИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИИ 1.
  6. Глава XI КТО ЭТОТ НАСЛЕДНИК? 106.
  7. Глава IXО РАЗНООБРАЗИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ — ЭТИ СПОСОБНОСТИ ПОДОБНО НРАВСТВЕННЫМ КАЧЕСТВАМ ЗАВИСЯТ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИЧИН; ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, НРАВСТВЕННОСТИ II ПОЛИТИКИ
  8. Глава 7 Почему на Уолл-стрит произошел крах, а Уоррен Баффет по-прежнему процветает Интроверты и экстраверты по-разному мыслят (и реагируют на дофамин)
  9. ГЛАВА 1 ГОЛ 1786-й. Соседство лвух империй. Курилы. Сахалин. Пекин. Корея
  10. ГЛАВА I ГОЛ 1917-й. Интервенция. Приморье. Приамурье. Забайкалье
  11. ГЛАВА 4 ГОЛ 1945-Й. Лальний Восток. Квантунский финал Второй мировой
  12. ГЛАВА 3 «Мальчик в штанах» и «мальчик без штанов»...
  13. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ СЯО ВЭНЬ БЭНЬ ЦЗИ - ОСНОВНЫЕ ЗАПИСИ [О ДЕЯНИЯХ ИМПЕРАТОРА] СЯО ВЭНЯ
  14. ГЛАВА I
  15. ГЛАВА
  16. ГЛАВА IX
  17. Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ