<<
>>

РАССУЖДЕНИЯ О ЧУДЕСАХ (A discourse of miracles)

Не имея возможности поместить в данном Собрании сочинений Джона Локка его труд «The Reasonableness of Christianity» («Разумность христианства», 1695), в котором нашла наиболее полное выражение его концепция христианства, мы заключаем данный том небольшой работой Локка «Рассуждение о чудесах», дающей определенное представление о характере отношения философа к христианской религии.
«Рассуждение о чудесах» Локк написал в 1701 г. в ответ на «An Essay of Miracles» («Опыт о чудесах») одного из идеологов англиканской церкви — У. Флитвуда (William Fleetwood, 1656 — 1733). Свое отношение к чудесам высказывали многие мыслители XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Их понимание этого неотъемлемого компонента христианской веры было одним из показателей их отношения к религии вообще. «Рассуждение о чудесах» показательно тем, что в нем обнаруживается вся компромиссность взглядов Локка в вопросах религии, которую он трактовал и как соответствующую законам разума, и как нуждающуюся, в силу ограниченности всякого человеческого разума, в откровении. Откровение, полагал Локк, не противно разуму; оно являет людям то, что выше их понимания, лимитированного их опытом, знаниями, способностями. Соответствующим образом он стремился трактовать и понятие «чудо». В то время как ортодоксальное богословие принимало чудо как сверхъестественное, сверхра- зумное явление, непосредственное проявление божественного всемогущества, Локк, в принципе не отвергая чуда, изыскивал возможности рационализировать это понятие. Перевод «Рассуждения о чудесах» на русский язык с английского сделан Е. С. Лагутиным с пятого английского издания сочинений Локка (The Works of John Locke. London, 1751, Vol. III. P. 432—436) и вместе со вступительной статьей и примечаниями Б. В. Мееровского впервые опубликован в журнале «Философские науки» (1983. № 4). Эта публикация использована при составлении настоящих примечаний. 1

«Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости». — 616. 2

Моисей, Иисус Христос и Магомет почитаются как основатели соответственно трех религий: иудаизма, христианства и ислама. — 617. 3

Зороастр (Заратустра) — легендарный основатель зороастризма — религии древних иранцев; эту религию до сих пор исповедуют парсы — потомки выходцев из Ирана, живущие в Западной Индии. Брахма — один из высших богов в индийских религиях — брахманизме и индуизме, почитается как бог-творец.— 617. 4

Имеется в виду библейская история о чудесах, которые творил Моисей в Египте (Исх. 7—8).— 619. 5

Яннес и Ямбрес — как очевидно из контекста, египетские жрецы, состязавшиеся с Моисеем в совершении чудес.— 619. 6

Согласно Ветхому завету (Исх. 5), находившиеся в египетском плену древние евреи занимались изготовлением кирпичей.— 622.

<< | >>
Источник: Локк Дж.. Сочинения в трех томах / ТОМ 3. 1988

Еще по теме РАССУЖДЕНИЯ О ЧУДЕСАХ (A discourse of miracles):

  1. Часть III Строение рассуждений
  2. Глава 14. Рассуждения, используемые в гуманитарных областях знания
  3. ГЛАВА ВОСЬМАЯ УТВЕРЖДЕНИЕ. ОТРИЦАНИЕ. СУЖДЕНИЕ. РАССУЖДЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ. РАССУДОК
  4. ГЛАВА IV ПОЧЕМУ МЫ СКЛОННЫ ПРИПИСЫВАТЬ ЗРЕНИЮ ИДЕИ, КОТОРЫМИ МЫ ОБЯЗАНЫ ТОЛЬКО ОСЯЗАНИЮ; ПРИ ПОМОЩИ КАКОГО РЯДА РАССУЖДЕНИЙ УДАЛОСЬ УНИЧТОЖИТЬ ЭТОТ ПРЕДРАССУДОК
  5. РАССУЖДЕНИЕ О СВОБОДЕ
  6. Конец «Рассуждения о свободе». ОТВЕТ НА ОДИН УПРЕК, СДЕЛАННЫЙ МНЕ ПО ПОВОДУ ЗАМЫСЛА «ТРАКТАТА ОБ ОЩУЩЕНИЯХ»
  7. ОБ ИСКУССТВЕ РАССУЖДЕНИЯ
  8. ГЛАВА II РАССУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ, ИЗЛОЖЕННОМ В ПРЕДЫДУЩЕЙ ГЛАВЕ
  9. КНИГА ПЯТАЯ КАК ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И АНАЛОГИЯ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И ОЧЕВИДНОСТЬ ФАКТА И ОЧЕВИДНОСТЬ РАЗУМА - С ДРУГОЙ, СОДЕЙСТВУЮТ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КАКОГО РЯДА ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ, НАБЛЮДЕНИЙ, АНАЛОГИЙ И РАССУЖДЕНИЙ БЫЛО ОТКРЫТО ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЕЕ ФОРМА, ОРБИТА И Т. Д.
  10. ГЛАВА VII ПРИ ПОМОЩИ КАКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И РАССУЖДЕНИЙ УДАЛОСЬ УБЕДИТЬСЯ В ДВИЖЕНИИ ЗЕМЛИ
  11. ГЛАВА VII НАСКОЛЬКО ПРОСТО РАССУЖДЕНИЕ, КОГДА ПРОСТ САМ ЯЗЫК
  12. ГЛАВА VIII В ЧЕМ СОСТОИТ ВСЕ ИСКУССТВО РАССУЖДЕНИЯ
  13. ОБ ИСКУССТВЕ РАССУЖДЕНИЯ DE L'ART DE RAISONNER
  14. 10. ПРОБЛЕМА РЕЛИГИИ И ВЕРОТЕРПИМОСТИ
  15. [О рассуждении посредством идей]
  16. ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ КНИГА IV85
  17. РАССУЖДЕНИЕ О ЧУДЕСАХ
  18. РАССУЖДЕНИЯ О ЧУДЕСАХ (A discourse of miracles)
  19. Сравнение с общей структурой абсолютного духа у Гегеля Гегелевское рассуждение о «трех умозаключениях»
  20. РАССУЖДЕНИЕ ИЗ НАТУРАЛЬНОЙ БОГОСЛОВИИ О НАЧАЛЕ И ПРОИСШЕСТВИИ НАТУРАЛЬНОГО БОГОПОЧИТАНИЯ'