<<
>>

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 1.

Содержание жизни может и должно быть осознаваемо не только как система фактов (явлений), но и как система имманентных ценностей.

Наряду с науками, описывающими и объясняющими явления, существуют дисциплины, предметом которых служат не явления, не факты, а имманентные ценности.

Такие дисциплины нужно называть аксиологическими.

К числу аксиологических дисциплин относится и эстетика, выясняющая существо эстетической ценности. 2.

Эстетическая оценка есть осознание эстетического смысла того или другого образа, состоящее в эстетическом созерцании его.

Эстетическое созерцание не следует понимать как одно только пассивное восприятие данного образа. Эстетическое созерцание имеет место лишь при условии особого подхода со стороны созерцающего к созерцаемому образу. 3.

Эстетическое не должно быть смешиваемо с красивым. Красивость означает лишь то, что к данному объекту легче, чем к другим, подойти эстетически.

Эстетическое не должно быть также сводимо к чувству приятного. Тот или иной образ может вызывать это чувство, будучи эстетическим, но не вызываемое им чувство приятного делает его эстетическим.

Только эстетический подход раскрывает эстетическую ценность образа, — и притом независимо от того, приятные или неприятные чувства с ним связаны. 4.

Эстетический подход к образу характеризуется следующими требованиями:

а) Он должен быть свободным;

б) Движущей силой в нем должен быть Эрос;

в) Он должен быть творческим; 5.

Свобода эстетического подхода выражается в следующем.

Созерцаемый образ должен браться вне его вещности, т.е. вне его роли в системе явлений.

Это требование предполагает ту незаинтересованность вещью, которая выдвигалась (со времени Канта) в качестве основного принципа эстетики.

Созерцаемый образ должен быть взят изолированно.

Сознание созерцающего должно выделить его из обстановки. 6.

Изолированный образ должен быть воспринят как замкнутое в себе целое и как довлеющее себе единство.

Осознание целостности образа возможно лишь при условии сосредоточения внимания на его внутреннем равновесии.

Равновесие образа выражается или в правильном (обнаруживающем определенный закон построения) соотношении значимостей (весов) отдельных составляющих образ элементов, или в более сложном строе, обусловливаемом живым разрешением диссонирующих сочетаний.

Это требование равновесия совпадает в известной мере с принципом гармонии. 7.

Целостность образа обусловливается кроме того обнаружением в нем определенным образом оформленных колебаний напряженности.

Такую оформленность колебаний напряженности в динамических образах называют ритмом.

Ритм имеет место и в образах статических, так как всякий статический образ приобретает эстетический смысл лишь при условии сокрытого в нем движения. 8.

Всякий образ есть составленность, сочетание многих данных. Единство образа есть единство во множественности.

Единство эстетического образа должно быть воспринято как единство органическое, а не как единство механическое, т.е. как целое, а не как сумма или система координированных частей.

Единство во множестве, если оно органично, предполагает, что каждая из составных частей целого пронизывается смыслом и ценностью целого. Целое должно жить в каждой части, а каждая часть должна жить (сиять) целым. 9.

Целостный единый образ должен охватываться в восприятии сразу со всем своим содержанием, без таких переходов от части к части (даже в динамических образах), при которых одна часть вытеснялась бы в сознании другою.

Эстетический подход таит в себе намеки на преодоление закона вытеснения прошлого настоящим, настоящего — наступающим. 10.

Незаинтересованность образом как вещью (свобода эстетического подхода) усиливает заинтересованность им как образом.

Заинтересованность образом означает фиксирование на нем внимания созерцающим.

Всякое восприятие имеет место лишь при условии направленности на объект сознания, т.е.

при условии активного его схватывания. Такое активное движение сознания к предмету восприятия есть интенция. 11.

Эстетический подход к образу предполагает напряжение интенции, направленной на образ, до степени Эроса.

Эрос преодолевает замкнутость отдельного «я» и вводит его в жизнь другого, делает участником единой для обоих жизни.

Эросом обусловливается возможность вчувствования, вживания в образ.

Это вживание означает участие созерцающего в том творческом акте, который дает себя знать в образе. 12.

Наличие творческого содержания в образе есть необходимое условие его эстетической значимости, потому что имманентной ценностью может быть лишь живой акт, а не факт сам по себе.

Присутствие внутренней силы в образе, как в знаке творческого акта, делает образ выразительным.

Выражение в образе творческого акта требует от созерцающего творческого же отклика образу. 13.

Эстетический подход к образу есть подход к нему с таким творческим откликом.

В творческом отклике не отражается данная ценность, а создается новый образ, который, однако, внутренно сливается с данным, образуя единство эстетического созерцания и эстети- ^ ческого — художественного — действия.

і

<24.01.1927, Ленинград)

14. Великий Художник, имена которого Любовь, Творец, Свобода, — сотворил все образы, — и только потому наш творческий, любовный и свободный подход к ним открывает в них подлинные, реальные ценности.

<< | >>
Источник: Мейер А.А.. Философские сочинения. Paris: La presse libre. 471 с.. 1982

Еще по теме ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 1.:

  1. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 1.
  2. Два подхода к рациональности
  3. 8.13. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
  4. Цикл творческих занятий, направленных на развитие у студентов умения эстетического анализа медиатекстов в процессе коллективных обсуждений, дискуссий.
  5. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ
  6. 1.2. Современные теоретические подходы к использованию форм организации обучения, улучшающих восприятие личностной ориентации образования
  7. 1 Красота и эстетические суждения о ней
  8. Общеприемлемость эстетических суждений о красоте
  9. Эстетические ценности
  10. С. Л. Рубинштейн и В. А. Роменец: деятельностный и культурологический подходы в психологии П. А. Мясоед (Полтава, Украина)