<<
>>

1.1.Исторический аспект развития экономической географии и регионалистики в России.

Социально-эконо­мическую географию принято подразделять на общую, региональ­ную и отраслевые дисциплины.

Первая из них охватывает общие вопросы теории и методоло­гии этой науки, изучает закономерности территориальной орга­низации общественного производства, пространственные про­цессы и формы организации жизни людей; вторая, включающая и экономико-географическое страноведение, исследует под тем же углом зрения конкретные районы, страны и регионы.

Класси­фикация отраслевых социально-экономических географических наук, как и в физической географии, строится по компонентному принципу. В настоящее время правомерно говорить о шести таких науках.

Во-первых, это — география населения, которая стала формиро­ваться в нашей стране с 1940-х гг., а в 1960-х гг. в результате бур­ного роста не просто оформилась в специализированную ветвь со­циально-экономической географии, но и заняла в ней лидирующее место. По определению одного из основателей этого направления В.В. Покшишевского, география населения представляет собой ветвь экономической географии, которая изучает структуру, раз­мещение и территориальную организацию населения, рассматри­ваемого в процессе общественного воспроизводства и взаимодей­ствия с природным окружением. Она устанавливает закономерно­сти (особенно пространственные), которые определяют развитие и динамику всех этих черт населения. В составе географии насе­ления обычно выделяют географию городов, сельских поселений, миграций, трудовых ресурсов. Некоторые специалисты предлагают отдельно вычленять и такое направление, как геодемография, за­нимающееся изучением демографической обстановки на той или иной территории. Особенно большой вклад в развитие либо всех этих направлений, либо некоторых из них внесли В.В. Покшишев-ский, Г.М. Лаппо, Б. С. Хорев и др.

Во-вторых, это — география промышленности, которая изучает территориальную структуру промышленного производства, объ­ективные закономерности и специфические особенности разви­тия промышленности в целом и по группам отраслей.

Она подраз­деляется на общую географию промышленности, региональную ге­ографию промышленности и географию отдельных отраслей. Раз­работкой этих направлений в основном занимались А.Е. Пробст, И.М. Маергойз, М.К. Бандман и др.

В-третьих, это — география сельского хозяйства, которая изу­чает закономерности и особенности территориальной дифферен­циации сельского хозяйства, его производственные типы, клас­сификацию и картографирование сельскохозяйственных земель, сельскохозяйственное районирование. Эта научная дисциплина подразделяется также на общую, отраслевую и региональную ча­сти. В этой области географии плодотворно работали А.Н. Ракит­ников, К.И. Иванов, К.В. Зворыкин, И.Ф. Мукомель и продолжа­ют работать В.Г. Крючков, И.М. Кузина.

В-четвертых, это — география транспорта, которая изучает территориальную структуру транспорта, объективные законо­мерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной освоенности территории, формирование транс­портных сетей и систем, грузо- и пассажиропотоков, занимается районированием этой отрасли. Она подразделяется на общую, отраслевую (по видам транспорта) и региональную части. Из отечественных ученых для развития географии транспорта осо­бенно многое сделали СВ. Бернштейн-Коган, Н.Н. Колосовский, Н.Н. Казанский, С. Б. Шлихтер и др.

В-пятых, это — география природных ресурсов, или географиче­ское ресурсоведение. Данное направление стало развиваться толь­ко в 1960-х гг., но к настоящему времени его можно считать уже вполне сформировавшимся. Оно изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути рационального использования ресурсов, проблемы их экономической оценки, за­нимается прогнозом состояния ресурсной базы. В формировании этого направления большая заслуга принадлежит А.А. Минцу, И.В. Комару, B.C. Преображенскому, Л.И. Мухиной, Г.А. Приваловской, Т. Г. Руновой.

В-шестых, это — рекреационная география, сформировавшая­ся как научное направление в начале 1970-х гг. Она изучает ре­креационную деятельность, рассматривая соответствующие си­стемы, ресурсы, районы, а также вопросы внутреннего и между­народного туризма.

Рекреационные ресурсы — это территории, которые обладают потенциалом, позволяющим использовать их для организации различных видов отдыха. К числу главных «раз­работчиков» рекреационной географии следует отнести B.C. Пре­ображенского, Ю.А. Веденина, АИ. Мухину, Н.С Мироненко, И.Т. Твердохлебова.

Как учебная дисциплина экономическая география и регионалистика — это комплекс научных дисциплин, изучающих эконо­мические процессы и явления в территориальном, географиче­ском аспекте.

Как научная дисциплина экономическая география и регионалистика — это комплекс научных исследований экономики стра­ны в целом и отдельного региона в частности.

Под термином «регионалистика» обычно понимают синтез подходов различных наук к региональным исследованиям (для обозначения комплекса знаний о регионах используют также тер­мины «регионоведение», «регионология», «региональная наука»). В отечественной науке чаще применяли термин «региональная экономика».

Региональная экономика — географическое (региональное) научное направление в экономике, изучающее пространствен­ные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития, а также экономику отдельных регионов, их экономические связи друг с другом внутри страны и с зарубежными государствами. Однако регионалистика — это более общее понятие, полностью включаю­щее региональную экономику и изучающее регионы как целост­ные системы на базе междисциплинарных исследований.

Формирование профессионального мировоззрения будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изуче­ния экономической географии и регионалистики — единствен­ной научной дисциплины в системе экономических знаний, ко­торая занимается конкретной территорией. Актуальность ее из­учения для высшего экономического образования заключается в том, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую и расчетно-аналитическую, происходит на конкрет­ной территории, особенности, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития которой экономист обязан знать досконально.

Ученые на каждой из стадий развития географической науки вновь и вновь пытались давать определения ее содержания. Ни одно из них не удовлетворяет всех без исключения географов, но все они могут усмотреть в существующих определениях некото­рые общие элементы:

• одну и ту же сферу исследования — земную поверхность;

• структуру пространственной организации общества и эколо­гические взаимосвязи человека со средой его обитания;

• проблемы неравенства в достатке и разнообразие условий на Земле.

В связи с дифференциацией этих общих элементов появи­лось большое число различных подотраслей географии, каждая из которых имеет дело с ограниченной областью исследования.

Рис. 1.1. Принципиальная схема географических наук (по Б. Н. Семевскому)

Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» также имеет сложную дифференцированную структуру.

По однородным уровням пространства в экономической гео­графии и регионалистике можно выделить локалистику, регионоведение, страноведе-ние, глобалистику.

По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются география природных ресурсов и природополь­зования, география населения, география хозяйства, география управления и инфраструктуры, коммерческая география, гума­нитарная география, социально-политическая география.

В экономической географии и регионалистике выделяют от­дельные направления, связанные с решением прикладных проблем: территориальное планирование, размещение предприятий, региональное развитие, геополити-ка и геоэкономика, диффузия ин­новаций и др.

По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческую, современную, прогностическую. В.Н.Тати­щевым по принципу историзма рассматривались древняя, сред­няя и современная география.

Экономическая география и регионалистика занимает особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно вза­имосвязана с экономической историей, статистикой, экономикой отдельных отраслей, экономикой природопользования, экономи­кой и социологией труда, экономическим прогнозированием, исто­рией государственного управления, разработкой управленческих решений, региональным индикативным планированием и т.д.

Экономическая география связана с физической географи­ей и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди технических наук можно выделить математику и демографию.

Особенности России — ее огромная территория и разнообра­зие природных, экономических, социальных и других условий — безусловно, требовали развития экономико-географической на­уки.

История экономической географии в России начинается с пер­вой половины XVIII в. В 1727 г. русский географ И.К. Кириллов выполнил экономико-географическое описание России («Цвету­щее состояние Всероссийского государства») и в 1734 г. составил первый атлас.

В российскую науку термин «экономическая география» ввел М.В. Ломоносов, возглавивший в 1758 г. Географический депар­тамент Академии наук. В 1763 г. он приступил к созданию Рос­сийского Атласа и написанию работы «Экономический лекси­кон», которые должны были содержать все важнейшие сведения о природе и экономике России.

Учениками М.В. Ломоносова были СП. Крашенинников, ко­торый составил подробное «Описание земли Камчатки» (1756 г.), где было исследовано хозяйство коренного населения и дана оценка природных ресурсов края; П.И. Рычков, проанализиро­вавший экономическое и историческое состояние Поволжского региона, особенно Оренбургской губернии, а также Урала и Прикаспия.

В 1760—1780 гг. были проведены географические экспедиции по европейской части России, Уралу и Сибири (И.И. Лепихин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев и др.). В результате появилось четырех­томное сочинение И.И. Лепихина «Дневные записки путеше­ствия по разным провинциям российского государства». В нем впервые были описаны проявления нефтеносности в Поволжье и высказывалось предположение о наличии полезных ископаемых на севере России.

В Х1Х в. было организовано 40 кругосветных плаваний знаменитыми русскими мореплавателями И.Ф. Крузенштерном, В.М. Го­ловиным, М.П. Лазаревым, Ф.П. Литке и др. Они собрали боль­шой материал для экономико-географических исследований.

Экс­педиция Г.И. Невельского позволила изучить огромные просто­ры Дальнего Востока. Русские путешественники П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, В.А. Обручев, И.В. Мушкетов исследовали территорию Средней и Центральной Азии. Большой вклад в раз­витие экономической географии внесли почвовед В.В. Докучаев, А.В. Воинов и климатолог Н.А. Северцов.

В период 1899—1914 гг. вышло 19-томное издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».

Вопросами территориального экономического и государствен­ного устройства в дореволюционной России занимались русские ученые А.Н. Радищев, К.И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Д.И. Рих­тер, Н.Г. Чернышевский и др.

Экономико-географические исследования в СССР ориенти­ровались на задачи планового управления. К наиболее известным ученым в области экономической географии и регионалистики относятся — И.Г. Александров, Н.Н. Баранский, B.C. Немчинов, Н.Н. Некрасов, А.Е. Пробст, Ю.Г. Саушкин, Я.Г. Фейгин, А.И. Су­харев и др.

Отечественные теоретические и методологические исследова­ния в области экономической географии и регионалистики мож­но объединить в три направления:

• экономическое районирование;

• методы планирования и регулирования территориального и отраслево-го развития;

• закономерности, принципы и факторы размещения произ­водительных сил.

Экономическое районирование в своей истории имеет ряд важ­ных моментов. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по этим вопросам были ориентированы на хозяйственные различия отдельных частей страны. В связи с тем что в экономике России в дореволюционные годы доминировало сельское хозяйство, в основу районирования были положены кли­матические и другие зональные природные условия.

Принято считать, что первая научная попытка экономическо­го районирования России была предпринята К.И. Арсеньевым в 1818 г. Он предложил поделить страну на десять «пространств» путем объединения соседних губерний.

В период развития капитализма в России, когда усилилось территориальное разделение труда и хозяйственных связей, перед сельским хозяйством и промышленностью встали новые задачи. Это потребовало углубления работ на основе данных статисти­ки населения, промышленности, сельского хозяйства, транспор­та. Большое значение в области экономического районирования России имели работы известного статистика и географа П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он дважды осуществил районирование европейской части России: первое — в середине XIX в. (выделя­лись 14 естественных областей); второе — в конце XIX в. (выде­лялись 12 районов). В основу районирования им были положены природные и хозяйственные условия территорий.

К концу XIX — началу XX вв. появился уже целый ряд работ по экономическому районированию России. Однако все опыты районирования в дореволюционный период не имели достаточ­ного практического значения, они носили преимущественно по­знавательный характер. Вместе с тем труды ученых того време­ни — А.Н. Челинцева, А.И. Скворцова, П.П. Семенова-Тян-Шан­ского — были использованы при разработке сетки районов в пер­вые годы советской власти.

Начиная с 1920-х гг. комиссии ведущих ученых разрабаты­вали схемы экономического районирования страны, которые ис­пользовались в плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития народного хозяйства.

Огромную роль в становлении советской экономической ге­ографии сыграл профессор Н.Н. Баранский. Им был написан первый советский учебник по экономической географии СССР, который вышел в свет в 1926 г. В этом учебнике были заложены основы научной школы «районной» экономической географии в соответствии с принципами районирования в 1920-е гг.

Сущность научных идей и направлений экономико-геогра­фических исследований Н.Н. Баранского заключается в следую­щем:

— исследовании влияния пространственных различий в при­родной сре-де на пространственные различия в производственном направлении хозяйства;

— уточнении понятия «географическое разделение труда» как простран-ственной формы общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и ме­стом потребления;

— обосновании положений теории пространственных связей и отноше-ний в экономической географии и их исторических из­менений в процессе географического разделения труда;

— развитии теории экономического районирования;

— создании теории городов как организующих элементов, цент­ров эко-номических районов, узлов транспортной сети.

Многие положения, сформулированные Н.Н. Баранским, по­лучили развитие в последующих исследованиях советских гео­графов-экономистов, i

Позднее наиболее значительными становятся теоретические обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования региональных хозяйственных комплексов, пред­ложенные Н.Н. Колосовским. Ключевым в его теории было поня­тие энергопроизводственного цикла (ЭПЦ) — совокупности про­изводственных процессов, осуществляющихся в экономическом районе на основе сочетания определенного вида энергии и сырья от его первичных форм, т.е. добычи и облагораживания, до созда­ния всех видов готовой продукции, которые можно получить на месте, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и комплексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа.

Разработанная в начале 1960-х гг. сетка из 11-ти экономиче­ских районов сохраняется с небольшими изменениями и до на­стоящего времени.

Методы планирования и регулирования территориального и отраслевого развития составляют теоретическую основу управ­ления размещением и развитием производительных сил. Эти исследования были направлены на осуществление радикальных сдвигов в размещении производительных сил (движение на Вос­ток и Север), разработку региональных программ и крупных ин­вестиционных проектов, создание методических основ системы территориального планирования и управления.

Первым крупным общероссийским научным центром по ре­гиональным исследованиям стала Комиссия по изучению есте­ственных производительных сил (КЕПС), созданная академиком В.И. Вернадским в 1915 г.

К основным прикладным исследованиям, начиная с 1920-х гг., относятся план ГОЭЛРО, разработка пятилетних планов, проек­ты Урало-Кузнецкого комбината, Ангаро-Енисейской програм­мы, программы «Большая Волга» и др.

В 1930 г. была создана научная организация по региональным ис­следованиям — Совет по изучению производительных сил (СОПС), который организовывал экспедиции в малоизученные регионы, проводил конференции по проблемным вопросам.

С 1960-х гг. на основе результатов исследования многих на­учных и проектных организаций начали создавать предплановый (прогнозный) документ— Генеральную схему развития и раз­мещения производительных сил СССР. В 1970-х гг. параллельно стали разрабатывать другой предплановый синтетический доку­мент — Комплексную программу научно-технического прогресса. Оба документа составляли в двух разрезах — отраслевом и терри­ториальном.

Особого внимания заслуживает советская теория территори­ально-производственных комплексов (ТПК), основы которой были заложены в работах Н.Н. Колосовского. Многие ее положе­ния не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

По нашему мнению, в условиях экономического кризиса и деградации основных промышленных производств необходимо рационально сочетать два подхода: формирование территориаль­но-производственных комплексов на основе модернизации и ре­структуризации промышленных и аграрных регионов и создание организационно-экономических условий для обеспечения техно­логических связей между субъектами хозяйствования.

<< | >>
Источник: Калмыков Г.А.. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. 2009

Еще по теме 1.1.Исторический аспект развития экономической географии и регионалистики в России.:

  1. 1.4. Экономическая и социальная география в системе научного знания
  2. 1.1.Исторический аспект развития экономической географии и регионалистики в России.
  3. 2.3. Тематика семинарских и практических занятий.