1.5.2.3арубежные теории размещения производительных сил
Теория сельскохозяйственного штандорта И. Тюнена
Книга Иоганна Тюнена «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных расходов на земледелие» была издана в 1826 г., ив ней дается указание на принимаемые во внимание автором факторы размещения сельскохозяйственного производства.
К таковым он относит (см. рис 1.2.): 1)расстояние от хозяйства до города (рынка сбыта), 2)цены на различные видысельскохозяйственной продукции, 3)земельную ренту. В
концентрических поясах, по мере удаления от города, И. Тюнен видит, т. е. считает целесообразным, размещение различных систем хозяйства.
Рис. 1.2. Зоны («кольца») специализацииИ. Тюнена
Штандорты промышленности
Почти через сто лет появилась теория «штандорта» Альфреда Вебера, изложенная в книге «О штандорте промышленности» (1909). Объект исследования А. Вебера - «хозяйственно обособленная территориальная область», как и «изолированное государство» И. Тюнена, не имеющая связей с другими территориями. Согласно его теории, пространственное размещение промышленности (оптимальное) определяется тремя
«ориентациями»: транспортной, трудовых ресурсов и
агломерационной.
В 1882 г. В. Лаундхарт в Германии предложил метод нахождения пункта оптимального размещения промышленного предприятия относительно рынков сбыта и источников сырья. Точка оптимального размещения предприятия находится исследователем в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Предприятие будет находится в точно определенной точке внутри треугольника, в углах которого находятся месторождения сырья (например, руды), уголь (для черной металлургии) и место сбыта.
Многие крупные предприятия в России и мире были спроектированы в соответствии с представлениями В. Лаундхарта (например, ОАО «Северсталь» (Череповецкий металлургический комбинат)).Теории центральныхмест
В 30-40-е гг. XX столетия в Германии были продолжены исследования размещения производства, благодаря появлению теории центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша. В. Кристаллер, ученик А. Вебера, в своей работе «Центральные места Южной Германии» (1933) обосновал «центральность» места по соотношению обеспечиваемых им услуг, а также пространственную иерархию сферы обслуживания. Показатель центральности позволил Вальтеру Кристаллеру выделить уровни иерархии центров (городов и населенных пунктов) в реальной системе расселения Южной Германии. Центральные места и обслуживаемые ими районы могут быть изображены геометрически в виде плотно соприкасающихся шестиугольников, в отличие от окружностей, не оставляющих на территории пустых мест. В «кристаллеровской решетке» (шестиугольниках) городу соответствуют шесть занимающих нижеследующую ступень поселков, которым, соответствуют 36 деревень. Теорию центральных мест В. Кристаллера можно трактовать как равенство спроса и предложения для каждого центрального места по каждому товару и услуге.
Исследования А. Леша обобщают частные теории И. Тюнена, А. Вебера и В. Кристаллера, расширяя предмет теории размещения от микроуровня до уровня экономических районов. Он значительно увеличивает число учитываемых факторов размещения производства. А. Леш рассматривает экономический район в виде рынка, ареал которого обусловлен межрегиональной конкуренцией и в идеальном пространстве имеет, форму правильного шестиугольника, в вершинах которого целесообразно размещение обслуживающих центральное место (город) фирм (см. рис. 1.4).
Географ Б. Б. Родоман предложил теоретическую модель размещения экологически значимых объектов по отношению к городу как центру загрязнения - согласно которой экологически уязвимые объекты должны размещаться на наибольшем удалении от экологически опасных центров, назвав ее концепцией «поляризованноголандшафта» (рис.
1.5).Теория диффузии инноваций (нововведений)
Теория диффузии нововведений (яркий ее представитель шведский ученый Торстен Хагерстрандт, исследования которого приходятся на 50-60-е гг. XX столетия) базируется на том, что экономическое развитие является результатом диффузии (растекания) между странами и регионами нововведений - технических усовершенствований, новых источников сырья и энергии и научно-технического прогресса в целом. Понятия, которыми оперирует теория диффузии нововведений, - расстояние, поле, контакт, информация прекрасно вписываются в ныне
формирующуюся модель информационного общества.
Теория полюсов роста
Теория полюсов роста возникла на основе теории центральных мест, первоначально благодаря трудам французского ученого Франсуа Перру, обосновавшего структурное выделение быстро развивающихся отраслей хозяйства. Центры
сосредоточения таких отраслей он назвал географически агломерированным полюсом развития и разработал модель взаимодействия полюса и окружения. Ф. Перру ввел также понятие «комплекс отраслей», аналогичное понятию ТПК, обоснование которого намного раньше было сделано Н.Н. Колосовским - выдающимся русским ученым-экономистом, создателем знаменитого Урало-Кузнецкого комбината.
Комплексная структура полюсов роста на базе совмещения матриц отраслевого баланса, инвестиций и развития инфраструктуры в дальнейшем развивалась американскими учеными, включая В. Леонтьева, Т. Хартшорна. В США, в 1956 г. вышла монография У. Айзарда «Размещение и экономика пространства», в которой он рассматривает задачу преодоления расхождений между классическими теориями размещения и общей экономической теорией, наряду с формирующейся региональной экономикой. У. Айзард формулирует закон, согласно которому фирмы с максимальной прибылью будут располагаться там, где предельные нормы замещения транспортных затрат на доставку товаров из двух разных пунктов (регионов) были равны величине, обратной отношению их транспортных тарифов. В своих трудах Айзард (Изард) также адаптирует методы макроэкономики для исследований регионов и межрегиональных связей.
Представление о новой экономической географии
Американским экономистом, Нобелевским лауреатом 2008 г. П. Кругманом была предложена в 1970-х гг. так называемая «новая экономическая география», находящаяся на границе собственно экономической географии и мировой экономики. Им предложена система из трех эффектов (местного рынка, стоимости жизни, конкуренции), определяющих устойчивость и равномерность миграции населения и производства. По аналогии с физическими явлениями (преобладанием центростремительных или центробежных сил) перемещение производства зависит от сочетания экономии масштаба производства, эластичности спроса и размера транспортных издержек[4].