<<
>>

2.4.4. Города Нового времени

К середине XVII в. всё более ощутимым становится идущее из Италии влияние нового стиля –барокко. Невиданный ранее размах барочных композиций Рима по-своему преломляется на французской почве, давая начало своеобразному, более строгому стилю, получившему названиеклассицизма. Российские зодчие столетием позже, отталкиваясь от французского классицизма, придут к самобытному «русскомуампиру». Но и в петербургских ансамблях XVIII в., и в парижских планировках XVII в. в равной мере проявляется могучее влияние итальянского барокко, положившего начало целостной градостроительной композиции, основанной на осевой перспективе.

Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных планировочных узлов и связей – улиц и площадей – становятся определяющим фактором всей планировки города, обусловливающим не только удобное функционирование города, но его обновленное архитектурное лицо [6].

К началу XIX в. крупнейшим городом мира становится Лондон с населением 865 тыс. жителей. В Париже, втором по величине городе Европы, было 550 тыс., в Неаполе – 430 тыс., Лиссабоне – 237 тыс., Вене – 230 тыс., Амстердаме – 200 тыс. Москва в 1812 г. насчитывала 251 тыс. чел., Петербург – более 330 тыс. В Азии выделялись размерами Пекин и Кантон (сейчас Гуанчжоу) – по 800 тыс., Константинополь – 570 тыс., Эдо (Токио) – 492 тыс., Осака и Киото – по 380 тыс. жителей.

Значительное усиление концентрации населения в городах наблюдается с начала XIX в. За столетие (с 1800 по 1900 г.) при общем росте населения земного шара в 1,7 раза городское население увеличилось в 4,4 раза, набирая всё более значительные масштабы.

Бурный рост больших городов в XIX в. объективно обусловил появление особой категории городских поселений – городов-миллионеров. В 1900 г. самыми крупными были: Лондон (4536 тыс.), Нью-Йорк (3437 тыс.), Париж (2714 тыс.), Берлин (1890 тыс.), Чикаго (1699 тыс.), Вена (1662 тыс.), Токио (1497 тыс.), Петербург (1265 тыс.).  

<< | >>
Источник: Козлова И.В. Геоурбанистика. 2010

Еще по теме 2.4.4. Города Нового времени:

  1. Историки нового времен
  2. 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  3. КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  4. Всеобщая история нового времен
  5. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
  6. Рыцарь нового времени
  7. Лекция 8. Эпоха Нового времени
  8. ЭПОХА РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  9. 13.2 Украинская культура Нового времени
  10. 216. НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  11. Глава 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
  12. Глава 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОТ КАНТА ДО МАРКСА
  13. Глава 5. ЗАПАДНАЯ ІИАОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  14. Глава 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  15. Лекция 7. Эпоха раннего Нового времени
  16. 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  17. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  18. 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  19. Громыко Ю.В.. Мыследеятельность: курс лекций. - В 3-х кн.: Кн. 3. Онтологии нового времени., 2005