Гл а в а 36 АЛЬТЕРНАТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯЧЕЛОВЕЧЕСТВА И КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО,УПРАВЛЯЕМОГО РАЗВИТИЯ И НООСФЕРЫ
Альтернативы современного мирового развития впервые стали практикой международных соглашений в рамках ООН и были обозначены на конференции ООН по окружающей среде и развитию (КООНОСР), проведенной в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., которая стала знаменательным событием, собравшим вместе глав государств и представителей правительств из разных стран мира, а также и представителей учреждений ООН, международных организаций и многочисленных неправительственных организаций.
Конференция ясно показала, что мы не можем больше рассматривать окружающую среду и социально-экономическое развитие как изолированные области. Декларация Рио содержит «Повестку дня на XXI век», т.е. основополагающие принципы, на которых государства должны основывать свои будущие решения и политику, касающиеся последствий социально-экономического развития для окружающей среды.
Принятый документ — огромная программа работы на следующее столетие — был принят на основе общего согласия, достигнутого представителями 179 государств. Эта программа всемирного сотрудничества направлена на гармоничное достижение двух целей — высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира.
С учетом содержания перелома в развитии человечества, обнаружившегося в XX в., конференция ООН, констатировав возможность достижения предела нагрузки на природу, назвала альтернативы развития:
либо заморозить процесс наращивания промышленного потенциала в мире, увековечив разделение мира на богатые и бедные страны и сопряженные с этим диспропорции в уровне и качестве жизни;
либо найти подход к сбалансированности развития человечества и равновесию состояния окружающей природной среды с одновременной ориентацией на повышение уровня жизни населения всей планеты с целью «удовлетворения основных потребностей человека».
Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, пришла к заключению, что «человечество делает выбор в пользу второго варианта».
В таком случае встает вопрос о концепции устойчивого, направляемого развития, исходя из которой конференция дала свои рекомендации. Понятие «устойчивого развития» в данном контексте подразумевает следующее:
все люди должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
охрана окружающей среды должна рассматриваться как компонента процесса развития человечества;
право на развитие должно реализовываться так, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей как нынешнего, так и будущих поколений;
должно быть предусмотрено уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, преодоление бедности и нищеты. Сегодня на долю трех четвертей населения Земли приходится лишь одна седьмая часть мирового дохода.
Была принята преамбула к «Повестке дня на XXI век»: Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами углубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся детрадации эколотических систем, от которых зависит наше благосостояние. Неравенство между богатыми и бедными сохраняется.
Единственный способ обеспечить себе более безопасное, более процветающее будущее — это решение проблемы окружающей среды и экономического развития в комплексе и согласованным образом. Мы должны удовлетворять основные нужды людей, повышать уровень жизни для всех, и в то же время лучше защищать и сохранять экологические системы. Ни одна страна не может добиться такого будущего в одиночку, но мы можем его добиться совместными усилиями в рамках всемирного сотрудничества в целях устойчивого развития. «Повестка дня на XXI век», принятая на Встрече на высшем уровне в Рио-де-Жанейро, отражает всемирное согласие и политические обязательства по вопросам развития и экономического сотрудничества, принятые на самом высоком уровне. В Повестке дня рассматриваются как насущные проблемы сегодняшнего дня, так и вопросы подготовки к решению проблем следующего столетия. В ней признается, что обеспечение устойчивого развития является в первую очередь обязанностью правительства и что оно потребует разработки национальных программ, планов и политики.
Усилия государств должны координироваться через международные организации, такие, как Организация Объединенных Наций. Следует всемерно поощрять самое широкое участие общественности, а также активное участие неправительственных организаций и других групп.Решение задач, поставленных в «Повестке дня на XXI век», потребует существенной дополнительной финансовой помощи для развивающихся стран. Эта дополнительная поддержка необходима для того, чтобы оплатить возрастающие расходы на решение глобальных экологических проблем и ускорение устойчивого развития. Средства нужны также и для того, чтобы дать возможность международным организациям выполнить рекомендации «Повестки дня на XXI век».
Особое внимание следует уделить государствам, экономика которых в настоящее время переживает переходный период, включая Восточную Европу и бывший Советский Союз, где страны заняты экономическими преобразованиями в обстановке значительной социальной и политической напряженности.
Принятый конференцией ООН документ предусматривает следующие программы.
борьбы с нищетой и изменения структур потребления, используемых в промышленно развитых странах;
усиления внимания к решению демографических и миграционных проблем; охраны и укрепления здоровья человека;
содействия устойчивому развитию населенных пунктов, особенно поощрению развития городов средних размеров;
обязательного учета вопросов окружающей среды в процессе принятия решений в управлении;
защиты атмосферы; рационального использования земельных ресурсов;
борьбы с обезлесением; рационального использования уязвимых экосистем, к которым относятся прежде всего пустыни;
борьбы с опустыниванием и засухой; устойчивого развития горных районов;
устойчивого ведения сельского хозяйства и развития сельских районов;
сохранения биологического разнообразия; экологически безопасного использования биотехнологии;
защиты океанов и всех видов морей и прибрежных районов; сохранения качества ресурсов пресной воды и снабжения ею, экологически безопасного использования токсичных химических веществ и удаления опасных отходов;
усиления роли отдельных групп населения (женщин, детей и молодежи, коренных народов);
усиления роли местных общин и местных властей, местного самоуправления, неправительственных организаций, трудящихся и их профсоюзов;
усиления роли деловой деятельности.
Это все можно считать мировыми проблемами.
Сам перечень приведенных выше программ показывает, что мировые проблемы человечества касаются всех сторон его жизни и всех территорий. Вместе с тем в общем спектре проблем выделяются и особые, касающиеся истощения возможностей территорий как ресурса развития человечества.Развитие должно быть направленным, устойчивым. Решение этих проблем, как и проблем обеспечения устойчивого экономического развития, требует отработки методов экономического и правового регулирования. Мировое сообщество нацеливается на переход от эволюционного, в общем стихийного развития к направляемому, регулируемому как в масштабах национальных, так и в мировом. Намечено создать фонд социальной поддержки развития, в который развитые страны обязались уже к 2000 г. поставлять по 0,7% своего валового национального продукта (не выполнено).
Необходимо прекратить обращаться с окружающей средой как с «бесплатным товаром», перейти к ценообразованию, стимулирующему цели устойчивого развития; учитывать вопросы окружающей среды в процессе принятия решений; осуществлять экономические подходы по принципам «загрязнитель платит» и «платит пользователь природных ресурсов».
Усиление зависимости глобальных процессов от местных особенностей организации жизни человека проявилось в том, что рекомендуется в планировании развития отдавать предпочтение городам средней величины и в усилении внимания к судьбам коренных народов, в пожеланиях повышать роль местных общин в решении проблем сохранения окружающей среды. Однако остаются нерешенными проблемы снятия социальных ограничений в развитии человечества.
В последнее время в географической (и не только в географической) литературе все чаще употребляется понятие и термин «ноосфера» со ссылкой на В.И.Вернадского. Действительно, видя, что под воздействием человеческой деятельности биосфера подвергается качественным изменениям, В.И.Вернадский назвал эту измененную и изменяемую обществом биосферу, ставшую средой общественного развития, ноосферой, т.е. сферой разума.
Говоря иначе, этим понятием и термином он заменил понятие и термин «географическая среда». По Анучину такая замена неправомерна. Термин «ноосфера» заимствован В.И.Вернадским у французских специалистов — математика и философа-идеалиста Э.Леруа и ученого-теолога П.Тейяра де Шардена. Особенно колоритна личность Тейяра де Шардена (1881— 1955). В 1929 г. он вместе с Пэй Вэньчжунем и Д.Блэком открыл синантропа. Антирасист, диалектик-эволюционист, гуманист, католический священник и член «Общества Иисуса», Тейяр де Шарден стремился «включить в христианство наиболее жизненные силы нашей эпохи — науку и деятельность человека по созиданию своего будущего». Он утверждал, что «религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить». Под ноосферой он понимал особую обволакивающую земной шар оболочку, насыщенную мыслью. «Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы». Тейяр де Шарден, будучи абсолютно далеким от материалистической диалектики, оставаясь на позициях идеализма, стремился синтезировать христианство с теорией эволюции.Термин «ноосфера» отнюдь не новый. Ноосфера — это, по утверждениям теологов, природа, сформировавшаяся на Земле в результате воздействия (отражения) божественного разума, духа. Целесообразность, существующая в природе вследствие эволюции, объясняется действием высших, духовных сил. В природе как бы растворен божественный разум, постепенно охватывающий пространство космоса. Экологическая опасность связывается с нарушениями безбожными людьми порядка, установленного высшими силами. «Растворенный в земной природе разум», «космический океан познания», «ноосфера как расширяющаяся космическая область», «общепланетный разум» — все эти определения близки друг к другу.
Однако, по мнению В.А.Анучина (1982), в биосфере идет процесс ее очеловечивания в результате воздействия не разума, а труда.
В природе овеществляется не разум, а труд, происходивший и происходящий в определенных исторических условиях. Подмена понятия «труд» понятием «разум» в применении к проблеме взаимодействия общества с природой означает отрицание в этом значимости производства. Если в природе овеществлен не труд, а разум, то «отпадают» в этом взаимодействии и такие понятия, как способ производства, производительные силы, производственные отношения; все это «растворяется» в понятии «ноосфера». Воздействие общества на природу превращается в некую духовную, чисто интеллектуальную категорию.Конечно, труд без участия разума невозможен, но труд — процесс, определяемый далеко не только одним разумом, а теми или иными общественными, производственными отношениями, и ставить знак равенства между разумом и трудом, на наш взгляд, так же недопустимо, как и абсолютно противопоставлять их.
Но главное — дело даже не в самом понятии, выдвинутом Вернадским, а в том, что в него вкладывается сейчас: ни многоукладнос- ти, ни рыночности никакой Вернадский не предусматривал...
Вместе с тем в концепции устойчивого развития есть и то, что имеет известную прагматическую ценность для стран мира: это касается разработки «Повестки дня на XXI век». По сути это открывает дорогу разумному планированию средне- и долгосрочного экологического развития стран (а экология в свою очередь зависит от экономики).
Заметим, в России разрабатывают, пока безуспешно, «концепцию перехода на модель устойчивого развития», а в прагматичной КНР — свою собственную «Повестку дня XXI века», которая еще 25 марта 1994 г. одобрена Госсоветом республики.
На наш взгляд, единственным научно обоснованным реальным путем развития человечества остается разработанная крупнейшими умами человечества гуманистическая альтернатива. Другое дело, что ее пора бы более подробно изложить не только в плане социально-экономическом и политическом, но и в естественно-научном, и в техническом (технологическом).