<<
>>

Лекция 6. Эпоха Средних веков

  Если начать с хронологических рамок этой эпохи, то отсчет обычно ведут с V в., когда произошло крушение Западной Римской империи, а концом считают рубеж XV и XVI вв., т. е. начало Великих географических открытий.
Эта хронология относится в первую очередь к Европе, где Средневековье продолжалось тысячу лет. На Востоке оно началось раньше, а закончилось позднее.

В эпоху Средних веков региональные и субрегиональные цивилизации вышли далеко за пределы уже знакомого вам пояса рабовладельческих государств Евразии. Они охватили и другие части этого континента, а также некоторые районы

Африки, Центральной и Южной Америки. Но различия между западной (европейской) и восточной (азиатской) цивилизациями при этом даже увеличились.

Если попытаться выделить, вынести за скобки некоторые общие черты развития мира в эпоху Средних веков, то, по- видимому, к ним надо отнести следующее.

Во-первых, Средние века — это эпоха господства уже не рабовладельческого, а феодального строя, основой которого в Европе являлась монопольная собственность отдельных феодалов (от лат. feodum — земельное владение) на землю при личной зависимости крестьян от феодалов. А в странах Востока, собственником земли, воды и связанных с ними ирригационных сооружений часто выступало и феодальное государство. Заметим также, что народы древних цивилизаций Востока и Средиземноморья пришли к феодализму, пройдя, можно сказать, полный путь рабовладельческих производственных отношений. Народы же остальной Евразии совершили такой переход непосредственно от первобытнообщинного строя.

Во-вторых, феодализм наложил свой отпечаток на характерный для Средних веков государственный строй. В Европе феодальная экономика с преобладанием натурального хозяйства во многом определяла и характер политической надстройки общества, экономическая раздробленность которого обусловливала и его политическую раздробленность.

Крупное феодальное поместье нередко представляло собой фактически самостоятельную административную единицу. А в странах Востока, как и при рабовладельческом строе, в большинстве случаев формы правления отличались значительной централизацией, что было связано и с сохранением государственной собственности на землю. />В-третьих, на протяжении всей эпохи Средних веков в мире почти безраздельно господствовала аграрная экономи- к а. При этом происходило расширение обрабатываемых земель, совершенствование орудий труда (плуг вместо сохи), в качестве основной тягловой силы стали использовать лошадей и волов. Началась специализация сельскохозяйственных районов. Наряду с сельским хозяйством продолжали развиваться различные ремесла, горное дело, мореплавание.

В-четвертых, для феодальной эпохи, как и для рабовладельческой, был характерен традиционный тип воспроизводства населения. Это означает, что сохранялась очень высокая рождаемость как следствие ранних браков и многодетности, но и очень высокая смертность как следствие постоянных войн, эпидемий, недородов в земледелии. В результате среднегодовой прирост населения оставался очень низким (0,1 %). По оценкам российских демографов, в 1000 г. население Земли составляло 265 млн, а в 1500 г. — 425 млн человек. Из этого количества на Азию приходилось почти 70% на Европу и Африку — по 12—13%, а Северная Америка и Австралия отличались очень малой заселенностью.

В-пятых, на протяжении всего Средневековья происходил процесс формирования народностей на базе прежних племен и их союзов. К концу эпохи он в основном завершился, и после этого некоторые крупные народности уже начали трансформироваться в нации. В странах, перешедших к феодализму прямо от первобытнообщинных отношений, подобный этнический процесс начался уже при феодализму и продолжался по мере его развития.

В-шестых, большой прогресс был достигнут в сфере материальной культуры. Средневековые строительство и архитектура оставили поистине огромный след на территориях цивилизационных регионов Европы, Азии, другим частей мира, во многом предопределив их современный материальный облик.

Среди объектов Всемирного культурного наследия и в Европе, и в Азии преобладают именно средневековые города и их достопримечательности.

В-седьмых, далеко продвинулась вперед и духовная культура народов. Средневековье стало временем широкого распространения письменности и, соответственно, образования. Зародилась и национальная культура, нашедшая выражение в особенностях литературы, искусства, архитектуры. Новые успехи были достигнуты и в науке. Кроме того, в Средние века произошла дальнейшая христианизация Европы, и это во многом определило весь характер западной цивилизации. А на Востоке в Средние века возникла еще одна мировая религия — мусульманство (ислам).

Таковы главные общие черты мирового развития в Средневековье. Но в эту эпоху, как отмечает И.А. Витвер в начале своего «Исторического введения», мировое пространство было еще сильно разобщено Атлантическим и Тихим океанами на Старый Свет и еще не открытый Новый Свет. Да и в Старом Свете по-прежнему существовали два больших цивилизационных региона — европейский и азиатский. Словом, здесь вполне уместно вспомнить слова Ф. Энгельса о «межевых знаках».

Приступая сначала к рассмотрению Европейского региона необходимо обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство. Эпоху Средних веков в Европе принято подразделять на раннее и развитое (классическое) Средневековье, которые сильно различаются.

Раннее Средневековье (V—X вв.) стало временем глубокого упадка европейской цивилизации. По меткому выражению писателя С. Цвейга, это было время, когда «тяжелый, гнетущий сон сковал Западный мир», когда «все, что люди знали раньше, непонятным образом было ими забыто», когда «разучились читать, писать, считать», когда «науки закостенели, стали мумиями богословия». Производительные силы Европы также находились в этот период в глубоком упадке, полностью господствовало натуральное хозяйство. В отличие от раннего развитое Средневековье (XI—XV вв.) стало временем подъема производительных сил, перехода от замкнутого натурального хозяйства к географическому разделению труда и товарно-денежным отношениям, к росту городов с их более высокой материальной и духовной культурой.

В Средние века, и особенно в развитом Средневековье, заметно расширилась ойкумена Европы. В ее южной части многие новые открытия были сделаны в XI—XIII вв. во время крестовых походов, организованных феодалами и католической церковью в Палестину для отвоевания у неверных Гроба Господня. В северной части Европы роль первооткрывателей выполнили норманны — «северные люди» (датчане, норвежцы и шведы), которые значительно раздвинули ее границы к северу, западу и востоку. А на крайнем северо-востоке новгородцы дошли до Урала.

Для политической карты Европы в Средние века были характерны две главные черты — неустойчивость и раздробленность.

В раннем Средневековье неустойчивость политической карты была связана главным образом с Великим переселением народов, и особенно с нашествием гуннов в V в., образованием и распадом нескольких варварских королевств, а в VIII—IX вв. и империи франков Карла Великого. Кроме того, в VII в. из азиатских степей на Балканы пришли тюрки-бол- гары, которые были ассимилированы местным славянским населением. В VIII в. из Северной Африки на Пиренейский полуостров пришли завоеватели-арабы, а в IX в. из Азии же на Средне-Дунайскую низменность — мадьярские (венгерские) племена, которые сумели сохранить свой язык. К этому перечню нужно добавить многочисленные завоевательные походы воинственных норманнов.

В развитом Средневековье вторжения из Азии продолжались. Все вы наверняка знаете о монголо-татарском нашествии на Русь, а затем и на Западную Европу в XIII в., которое было начато Чингисханом и продолжено его внуком Батыем. Но в Польше и Венгрии Батый пробыл недолго, а Русь подверг полному опустошению.

Такой точки зрения придерживались все ведущие русские историки XIX в. — Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Фактически этому же посвящены знаменитые строки А. Блока:

Для вас — века, для нас — единый час;

Мы, как послушные холопы,

Держали шаг меж двух враждебных рас —

Монголов и Европы.

И только Л.Н.

Гумилев придерживался совершенно иной точки зрения, считая, что нашествие монголов не принесло Руси большого вреда, что они за полвека «растаяли среди половцев и русских». С такой точкой зрения, при всем уважении к автору, трудно согласиться.

Говоря о нашествиях с Востока, назовем еще турок-осма- нов, завоевавших к концу развитого Средневековья весь Балканский полуостров и дошедших до Вены. Но захватнические войны вели и сами европейские народы. Достаточно привести в пример германский «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»), деятельность ордена крестоносцев в Польше, меченосцев в Прибалтике.

Что касается раздробленности политической карты Европы, то понятие «феодальная раздробленность» давно уже стало нарицательным. Оно было особенно характерно для раннего, но сохранилось и в развитом Средневековье. Прежде всего это относилось к Италии, а также к Германии, которая тогда официально называлась Священной Римской империей, поскольку германские императоры претендовали на роль императоров Древнего Рима. Но еще важнее подчеркнуть, что в течением времени в Европе стали появляться и большие централизованные государства — Франция, Англия, Дания,

Испания, Австрия, а на Востоке — Русское государство (это понятие вместо понятия «Русь» вошло в обиход в XV в.).

Наиболее широко распространенной формой правления в Средние века была монархия, причем во многих ее разновидностях — империи, королевства, герцогства, княжества и т. д. При этом преобладала форма сословной монархии, при которой интересы правящего феодального сословия прежде всего представлял сам монарх, а интересы горожан (бюргерства) — парламент; в Англии парламент существует с XIII в., во Франции — с XIV в. Но существовали также города-республики, примерами которых могут служить Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, Великий Новгород и Псков в России.

Хозяйство Европы в раннем Средневековье переживало полный застой. Но с переходом к развитому Средневековью положение изменилось к лучшему. Как мы уже отмечали, основным занятием людей в Средние века оставалось сельское хозяйство, в котором произошел постепенный переход от двухполья к трехполью при увеличении доли технических культур, огородничества, садоводства, виноградарства, животноводства.

Четче стала специализация сельскохозяйственных районов: зерновых, виноградарских, молочного животноводства (Нидерланды), овцеводства (Испания, Англия).

Наряду с сельским хозяйством развивалось и ремесленное производство (рис. 14). Оно специализировалось в первую очередь на выпуске текстильных (суконных) изделий, причем особенно выделялись два района — Тоскана в Италии и Фландрия в Нидерландах. На второе место поставим металлообработку, включая оружейное дело; в XIV в., когда научились применять порох, произошел переход от холодного к огнестрельному оружию. В металлообработке особо выделялись такие центры, как Нюрнберг, Льеж, Милан. Получило развитие и горное дело, особенно в Германии (медь, серебро), Англии (олово, железные руды, уголь), Польше, Австрии (соль). А по кораблестроению на южном фланге Европы лидерами оставались Венеция, Генуя, Португалия, на северном — Нидерланды, Англия.

Население Европы с 1000 до 1500 г. возросло почти вдвое: с 42 до 80 млн человек. Такому росту способствовало некоторое улучшение условий жизни, сохранение традиционного типа воспроизводства, многодетности. Но вы должны понимать, что прирост населения в средневековой Европе был


Тема 2. Историко-географическое введение (лекция 5—9)

бы значительно большим, если бы не частые неурожаи и голодные годы, если бы не эпидемия разных болезней, если бы не постоянные военные нашествия, о которых мы уже говорили, а также междоусобные (война Алой и Белой розы в Англии), религиозные (гуситские война в Чехии) и другие войны, если бы не инквизиция, проводившаяся католической церковью, по приговору которой были сожжены не только такие известные личности, как Жанна д’Арк, Джордано Бруно, Ян Гус, но и сотни тысяч простых людей. (Симптоматично, что папа Римский Иоанн Павел II не так давно официально извинился за католическую инквизицию Средних веков.) И, конечно, нельзя обойти молчанием тот факт, что пандемия «черной смерти» — чумы — в XIV в. унесла треть жителей Европы, а в Италии и Франции — половину.

Население отдельных стран в ту эпоху было еще сравнительно небольшим. Так, в 1500 г. Франция и Россия имели по 15 мин жителей, Германия и Италия — по 11 млн, Испания — 6,5, Англия — 5 млн. При этом подавляющее их большинство проживало в сельской местности, а горожане преобладали только в Тоскане и Фландрии. Тем не менее роль городов в развитии западной цивилизации Средних веков была уже очень велика. Наверное, К. Маркс не ошибся, когда назвал город «самым ярким цветком Средневековья». По площади и числу жителей города той эпохи были еще, как правило, небольшими, например, население Парижа в XV в. составляло 250 тыс. человек, Венеции — 200 тыс. «Стотысячниками» были Милан, Генуя, Флоренция, Севилья, Брюгге, Вена, Прага. А в Лондоне и Москве насчитывалось 20—25 тыс. жителей.

Материальная культура Средних веков в Европе тоже была связана в первую очередь с городским строительством, которое с XI в. велось уже не из дерева, а из камня. Когда говорят о «старых камнях Европы», то едва ли не в первую очередь подразумевают под этим большие романские, а затем готические да и иные соборы, украсившие тогда ее города. На примерах таких, как Собор Парижской Богоматери, Рейм- ский, Кентерберийский, Вестминстерское аббатство, Кёльнский, Миланский, Св. Марка в Венеции, Св. Вита в Праге, которые мне пришлось повидать, могу подтвердить, что они и в наши дни очень впечатляют. А из светских и фортификационных сооружений можно назвать ратушу и Латинский квартал в Париже, крепость Тауэр в Лондоне, Дворец дожей в Венеции, пражский Град. В XI в. каменные здания начали строить и на Руси. Примерами такого зодчества являются Софийские соборы в Киеве и Великом Новгороде, соборы Ростово-Суздальской Руси, а в конце эпохи — Московский Кремль.

Пожалуй, особо нужно сказать о духовной культуре Средневековой Европы, развитию которой способствовало распространение письменности: у романских народов — на основе латыни, у славянских, кириллицы, существующей с IX в.

Вам будет интересно узнать, что в раннем Средневековье в Западной Европе писали преимущественно на восковых дощечках с помощью специальной палочки из кости или металла, которая называлась стило (отсюда — «стиль», «стилистика»). Затем основным материалом для письма стал пергамент, которым пользовались еще в античную эпоху, а еще позднее — более дешевая бумага. Книги сначала писали от руки, потом печатали с помощью наборных досок (ксилография), а в середине XV в. Иоганн Гутенберг из немецкого города Майнца изобрел печатание с помощью наборных букв-литер. Вначале почти все книги были церковного содержания, но понемногу стала появляться и светская литература, часто в форме героического народного эпоса. В этом вы сами сможете убедиться, если прочитаете, скажем, «Легенду о короле Артуре», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», «Легенду о Тристане и Изольде».

Говоря о географии культуры в Средние века, нужно отметить, что самой передовой в этом отношении страной Европы в XIII в. становится Италия, где раньше всего начался переход от средневековой культуры к культуре нового времени, т. е. к эпохе Возрождения.

На географию науки развитого Средневековья в Западной Европе наибольшее воздействие оказало размещение университетов. Первые европейские университеты возникли в XII в. в Болонье, Париже, Оксфорде. А к концу XV в. в Европе было уже более 60 университетов (рис. 15), большинство из которых существует и в наши дни.

Многие средневековые ритуалы в одежде и разного рода процедурах тоже сохранились поныне. Сохранились и ученые степени бакалавра, магистра и доктора философии. Но заслужить их в ту пору было не так-то просто. Например, в парижской Сорбонне курс обучения длился 10 ле-f. А по его окончании студент должен был с б часов утра до 6 часов вечера без перерыва вести диспут с 20-ю профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Зато выдержавший такое испытание получал звание и особую черную шапочку. (Сравните эту систему с вашими экзаменами!)

Чтобы завершить характеристику духовной культуры, остается напомнить о том, что в Средние века христианство распространилось по всей Европе. Но оно уже не было единым,

A PoctoK Трёйфсвальд ^ульм lt;Г\              4419              /1457 л'Зо6

\ N Виттенберг ^ ^ I / 1502V.

"Акел^ 1379amp;92 * Я?4й9ИГ 'Ч-НР?«“

ТРИР "'Av*-1402              ^4?

ч Париж ^473 Гейдельберг^

• XII а.              /              1а8в,..»ольштадт

.Орлеан              |

A09 Bakbf

(Пуатье \              1480

If2 №Гgt;

,              Павия 910 U

/ Турин              з«

I 1405              5

/Авиньон^/ ПиааС *6 X Ч,,^

(ЬьЕ55' 1343 '.7* *пета ^

(Х11в./1289

alt="" />alt="" />

более низком уровне, чем в эпоху античности. С переходом к развитому Средневековью, с возрождением городов и товарно- денежных отношений разделение труда и торговые связи стали развиваться быстрее. Например, в Европе тогда сложились два главных района морской торговли — северный и южный. Северный район охватывал побережья Балтийского и Северного морей с прилегающими к ним областями. В XIII—XIV вв. здесь сформировался большой торгово-политический союз городов, получивший название Ганзейского союза или Ганзы. Во главе его стояли два германских портовых города — Любек и Гамбург. А южный район — это Средиземноморский, где возродились морские торговые связи времен античности. Главную роль в торговле южного района играли две купеческие республики Северной Италии — Венеция и Генуя, все время враждовавшие из-за сфер влияния. Эти два района морскойторговли были связаны между собой несколькими речными торговыми путями по Рейну, Эльбе, Висле, Волхову и Днепру, Волге.

Теперь попробуем кратко охарактеризовать эпоху Средних веков на Востоке, включая Азию и Ближний Восток.

В этом огромном цивилизационном регионе также происходило расширение ойкумены, прежде всего путем освоения уже не только речных долин, но и обширных водораздельных пространств. Этому способствовали продвижение китайцев (ханьцев) на юг, японцев — на север, освоение новгородцами и поморами северных районов Сибири, кочевыми народами — Центральной Азии, Иранского Нагорья, Аравии, Северной Африки. Очень высоко нужно оценить и вклад арабских путешественников, особенно знаменитого Ибн-Баттуты, который в XIV в. побывал в 29 странах Азии и Африки. А из европейских путешественников по Востоку наиболее прославился, как вы знаете, венецианец Марко Поло, совершивший в XIII в. свое длительное путешествие в Китай, описанное позднее в его книге «О разнообразии мира».

Для политической карты Востока, в отличие от Европы, сильная феодальная раздробленность не была характерна. Здесь все было гораздо «крупномасштабнее», поскольку преобладали большие, даже огромные (хотя часто и недолговечные) государственные образования. В западной части региона это была сначала Византийская (Восточная Римская) империя с центром в Константинополе, которая просуществовала с IV по XV в. В какой-то мере ее преемником стал Арабский хали-

Рис. 16. Держава Чингисхана в 1206—1227 гг.

фат, образовавшийся в результате арабских завоеваний, которые начались в VII в. и охватили территорию от Гибралтара до Гиндукуша. А в XIV в. начали свои завоевательные походы турки-османы, создавшие в Европе, Азии и Африке Османскую империю. В 1453 г. им удалось штурмом взять Константинополь, что означало окончательное крушение и без того уже ослабевшей Византии. В Передней Азии в XIV в. возникло такое крупное государство, как держава Тимура (Тамерлана). В восточной части Азии продолжала существовать Китайская (Поднебесная) империя, в которой правили уже другие династии— Суй, Тан, Сун, Цинь, Юань и Мин. А в Центральной Азии еще в XIII в. сложилась держава Чингисхана со столицей в Каракоруме (рис. 16).

Главный наш специалист по истории и географии Великой степи Л.Н. Гумилев в одной из своих работ написал о загадке, как он выразился, Чингисхана: «Как произошло, что нищий сирота, лишенный даже поддержки своего племени, оказался вождем могучей армии, ханом нескольких народов и победителем всех соседних государств?» Сам ученый объясняет этот феномен пассионарным толчком. (В курсе этногеографии вам уже объясняли, что этот термин происходит от латинского passio — страсть — и означает инстинкт самопожертвования ради достижения поставленной цели.) Но нужно учитывать и то, что монгольское государство было построено по чисто военному образцу, а смертная казнь полагалась за малейшую провинность. Кстати, до сих пор неизвестно, где находилась столица державы Каракорум. Не найдена и могила Чингисхана, который был похоронен тайно, хотя ее давно уже ищут с применением самых современных технических средств.

Добавим, что по форме правления большинство из упомянутых выше государственных образований являло собой яркие примеры восточной, зачастую военной или полувоенной деспотии.

Для хозяйства Востока, как и для хозяйства Европы, в эпоху Средних веков было характерно резкое преобладание сельского хозяйства, но с тем существенным отличием, что земледелие здесь обычно не сочеталось со скотоводством. Например, Китай, Япония, Индонезия, Индия, Шри-Ланка были в основном земледельческими странами с преимущественно рисовой специализацией. А в районах расселения уже упоминавшихся кочевых народов наблюдалось резкое преобладание скотоводства. По мере роста городов все большее значение приобретало и ремесленное производство — текстильное (но не суконное, как в Европе, а хлопчатобумажное и шелковое), металлообработка (вы, наверное, слышали о дамасской стали), кораблестроение (особенно в устье реки Янцзы). Но некоторые виды ремесла имели и чисто азиатскую специфику: ковроткачество в Иране, обработка драгоценных камней в Индии, производство фарфора и бумаги в Китае, кстати китайцы же изобрели и бумажные деньги.

Легко себе представить, что достоверные данные о насел е н и и стран Востока в Средние века практически отсутствуют, хотя в Китае, как и в Древнем Риме, переписи населения уже проводились. По примерным же оценкам, население Азии увеличилось со 180 млн человек в 1000 г. до 280 млн в 1500 г. В том числе ко второй из этих дат на Китай приходилось, как полагают, 60 млн, на Индию — 50 млн человек. Численность населения Азии была бы значительно большей, если бы не постоянные военные нашествия, междоусобные войны, жестоко подавлявшиеся народные восстания, частые недороды, эпидемии, разрушительные наводнения (например, на Хуанхэ) и другие стихийные бедствия. Несмотря на это, в некоторых рисосеющих районах плотность населения уже тогда достигала 100—200 человек на 1 км2, хотя наряду с этим имелись и обширные почти незаселенные пространства.

Использовав крылатое выражение Н.Н. Баранского, можно сказать, что «командным составом» большей части территории Азии были города, многие из которых возникли еще в эпоху древних цивилизаций. Это, например, Иерусалим, не так давно отметивший свое 3000-летие, столица Византии, а затем Османской империи Константинополь (Стамбул), столицы Арабского халифата Дамаск и Багдад, столица державы Тимура Самарканд, столица Делийского султаната Дети, столица Китая — Чаньань (Сиань), затем Пекин, столицы Японии Нара и Киото. Самые большие из этих городов имели до 1—1,5 млн жителей, что намного превышало аналогичные показатели для Европы.

Говоря о материальной культуре Востока, нужно заметить, что в средневековом строительстве большинства стран резко преобладали культовые сооружения, связанные с буддизмом, индуизмом, исламом, конфуцианством и другими религиями. Многие из них сохранились до наших дней. Это, например, построенный еще византийцами храм Св. Софии в Константинополе, который турки-османы перестроили в мечеть, мечети Аль-Харама в Мекке и Омара в Иерусалиме, многочисленные индуистские храмы в Индии, буддистские храмы Боробудур в Индонезии, Ангкор-Ват в Камбодже, Синтоистский храм Тодайдзи в Киото. Наряду с этими в ту эпоху были созданы и такие всемирно известные архитектурные шедевры не религиозного или не чисто религиозного назначения как комплекс императорских дворцов в центре Пекина, дворец Далай-ламы Потала в Лхасе, площадь Регистан в Самарканде и др.

Что же касается духовной культуры, то нужно иметь в виду, что, говоря о Востоке, мы ведем речь о многих цивилизациях (культурных регионах) и культурах. Например, культура Византии была прямым продолжением культуры Древней Греции и эллинизма, основанной на греческом же языке. Арабская культура сложилась в значительной мере на основе ислама, а язык — на основе Корана. Главным центром этой культуры в Средние века считался Багдад, с которым связаны и знаменитые сказания «Тысячи и одной ночи». Для византийской и арабской науки были характерны особые достижения в области математики, астрономии, медицины, философии, истории, географии. Персидская культура более всего известна своей поэзией (Фирдоуси, Хафиз, Омар Хайям, Саади). В средневековой Индии на санскрите были написаны эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». В Китае, Корее и Японии культура по-прежнему развивалась на основе иероглифической письменности, а главные научные открытия были

достигнуты китайцами и индийцами в математике, астрономии, философии, истории, картографии.

Китайские астрономы определили, что Юпитер совершает свой круговорот примерно за 12, а Сатурн за 30 лет. Вот почему за основу календарного цикла они приняли время двух оборотов Сатурна и пяти оборотов Юпитера, которые равны 60 годам. Так возникло пять 12-летних циклов, причем каждый год получил название животного: мыши, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки, свиньи. Все эти символы, как вы хорошо знаете, существуют и в нашем нынешнем обиходе.

Огромное влияние на все восточные культуры оказали религиозные воззрения народов Азии. В Византии это было христианство (православие), в Арабском халифате, Османской империи — мусульманство, зародившееся в Аравии в VII в., когда жил его основатель Мухаммед, а во время арабских завоеваний распространившееся на большие территории Ближнего и Среднего Востока. В Восточной и Юго-Восточной Азии в эпоху Средних веков господствующей религией был буддизм. Индуизм сохранил свое влияние в Индии, китайцы же продолжали исповедовать конфуцианство и даосизм. Но ислам проник также в Южную, Юго-Восточную и Восточную Азию.

Географическое разделение труда на Востоке привело к развитию и внутренней, и международной торговли. Если иметь в виду только вторую из них, то, как и в древности, здесь сохранились два главных торго'вых пути, которые связывали страны Востока между собой,, а также с Европой и Африкой. Первый из них был сухопутным — тот самый Великий шелковый путь, о котором вы уже знаете. Однако после нападений Чингисхана и Тимура на Китай, Переднюю Азию, да и Европу его значение резко упало. Зато выросло значение второго — морского (так называемого муссонного) пути, который проходил по морям Индийского океана у южных побережий материка.

Теперь, как мы уже делали, остается бросить общий взгляд на весь остальной мир. В Америке в Средние века продолжали существовать индейские цивилизации ацтеков, майя и инков, достигшие весьма высокого уровня материальной и духовной культуры. Об этом свидетельствовали столица ацтеков Теноч- титлан, города майя Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке и другие, столица инков Куско. А майя даже имели свою письменность. В эту эпоху отдельные островки цивилизации появились и в Африке: в Западной — Гана, Мали, Бенин, в Восточной — Зимбабве. Но на остальных пространствах Африки и Америки сохранялись еще родоплеменные отношения. А аборигены Австралии, в течение всей эпохи Средних веков отрезанные от всего остального мира, сохраняли самые примитивные формы хозяйствования и бытового уклада.

Вот какой представляется географическая картина мира в эпоху Средневековья. Вы уже уяснили, что она была далеко не единой. При этом главным географическим фактором, препятствовавшим объединению всей земной Ойкумены, был Мировой океан. Но выход в этот океан совершится уже в следующую эпоху истории человечества.

Контрольные вопросы Охарактеризуйте общие черты мирового развития в эпоху Средневековья. Сравните политическую карту Европы и Востока в Средние века. Сравните развитие хозяйства в Европе и на Востоке в эпоху Средневековья. Сравните население Европы и Востока в средние века. Что представляла собой материальная культура цивилизаций Европы и Востока в средние века. Охарактеризуйте уровень и особенности духовной культуры цивилизаций Европы и Востока в эпоху Средневековья.

<< | >>
Источник: Максаковский В.П.. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях.Часть 1.. 2009

Еще по теме Лекция 6. Эпоха Средних веков:

  1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа)
  2. Рациональное и иррациональное в средневековой теории познания
  3. ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. Культура Средневековой Европы
  5. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (У-ХУ ВВ.)
  6. А.А. Тишкин, В.В. Горбунов, Н.Н. Серегин Алтайский государственный университет, г.Барнаул, Россия МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗЕРКАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ КУЛЬТУР АЛТАЯ ПОЗДНЕЙ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХРОНОЛОГИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ)1
  7. Лекция 1. Становление и развитие социально-экономическойгеографии
  8. Лекция 6. Эпоха Средних веков
  9. Лекция 7. Эпоха раннего Нового времени
  10. Лекция 21. Численность населения мира
  11. Лекция 25. Структура (состав) населения мира:этнолингвистический и религиозный состав
  12. Лекция 27. Городское и сельское население
  13. Лекция 69. Международный туризм: общие вопросы
  14. ГЛАВА 2. РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД. ПЕДАГОГИКАФЕОДАЛЬНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  15. Лекция двенадцатая ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?
  16. Глава 3 ВОЗРОЖДЕНИЕ И АНТИЧНОСТЬ
  17. МЕХАНИКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ