<<
>>

Лекция 5. Подходы к теме. Эпоха древнего мира

В начале темы 1 мы рассмотрели историю становления и развития социально-экономической географии, т. е. историю географической мысли, которая структурно входит в общую СЭГ. А говоря о пограничных направлениях СЭГ, назвали и историческую географию, изучающую конкретную историческую географию прошлого.

Вы уже знаете и о том, что метод историзма, исторический подход, — один из классических в нашей науке. Напомню крылатую фразу уже упоминавшегося французского страноведа Э. Реклю: «История — это есть география во времени, а география — история в пространстве». Или высказывание известного нашего географа и методиста А.С. Баркова, назвавшего географию и историю родными сестрами.

Мы уже называли и тех отечественных представителей СЭГ, которые оставили нам образцы классического исторического подхода. К сожалению, интереснейшая книга И.А. Витвера «Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежного мира», изданная еще при его жизни, давно уже стала библиографической редкостью. Так что для расширения своих знаний в этой области вы должны воспользоваться «Исторической географией мира» В.П. Максаковского.

В этой книге я исходил из общепринятой в исторической науке периодизации всемирного исторического процесса, в котором обычно выделяют следующие последовательные исторические эпохи: 1) Древний мир, 2) Средние века, 3) Раннее новое время, 4) Новое время, 5) Новейшее время. Сегодняшняя лекция будет посвящена первой из них.

Эпоха Древнего мира — самая длительная в истории человечества. Говоря о ее хронологических рамках, нужно исходить из того времени, когда зародился человеческий род. После сенсационных открытий английского археолога и антрополога Л. Лики в Олдувайском ущелье (Кения) еще в 30-х гг. XX в. считалось, что первые антропоиды появились 2,5 млн лет назад. Но сравнительно недавние раскопки в Эфиопии увеличи-

ли этот возраст до 4, а в Чаде — до 7,5 млн лет.

А завершилась эпоха Древнего мира в V в. н. э., когда произошел распад Западной Римской империи. Так что ни одна из последующих исторических эпох даже отдаленно не сможет сравниться по продолжительности с Древним миром.

В свою очередь Древний мир принято подразделять на две части — эпоху первобытности и эпоху древних цивилизаций, которые по продолжительности тоже почти несопоставимы.

Эпоха первобытности (дикости, варварства) продолжалась миллионы лет. За это время произошел переход от первых антропоидов, человеко-обезьян, к «человеку умелому» (Homo habilis), и к «человеку прямоходящему» (Homo erectus). За 600—700 тыс. лет до н. э. началась смена архантропов другими древнейшими людьми — палеоантропами (питекантропами, неандертальцами). И только 30—40 тыс. лет назад их стали сменять неоантропы и появился, наконец, «человек разумный» (Homo sapiens). После этого начался процесс сапие- тации, т. е. его совершенствования и распространения.

Прародиной «человека разумного» стали тропические районы Африки и Азии, откуда он затем расселился по всей земной суше (рис. 9). В Северную Америку первобытные люди попали из Азии через Берингов пролив, в Австралию — тоже из Азии, через Зондский архипелаг. Так что к концу палеолои- та, т. е. примерно за 10 тыс. лет до н. э., все материки, кроме, разумеется, Антарктиды, были уже в той или иной степени заселены. В позднем палеолите разобщенность отдельных больших человеческих групп, оказавшихся в совершенно различных условиях обитания, постепенно привели к формированию трех больших человеческих рас.

Основные черты мирового развития в эпоху первобытности сводились к следующему.

Во-первых, общая численность людей в полном соответствии с господствующим тогда архетипом воспроизводства населения росла, чрезвычайно медленно. Ученые считают, что за 15 тыс. лет до н. э. на Земле жило примерно 3 млн за 7 тыс. лет — 10 млн, за 5 тыс. лет — 20 млн человек. Размещение этих людей по поверхности планеты было крайне неравномерным, а средняя плотность населения составляла всего 8—10 человек на 100 км2.

Во-вторых, зависимость первобытных людей от природы была так велика, что, по Л !Н. Гумилеву, сам

Рис. 9. Пути древнейшего расселения человечества (поН.Н. Чебоксарову)

палеолитический человек входил в окружавший его «вмещающий» ландшафт в качестве его верхнего звена. Но постепенно люди научились преодолевать многие трудности и приспосабливаться к условиям окружающей среды. Даже если это были условия оледенения огромных пространств в Европе.

В третьих, первобытный человек уже в те времена наносил большой вред природе. Чаще всего — в результате пожаров, как следствия неосторожного обращения с огнем, который он научился добывать трением 60 тыс. лет назад. Так что лесные и травяные пожары в тропических, таежных лесах и саваннах стали распространенным явлением. В эпоху первобытности случались и настоящие экологические кризисы, которые представляют и сегодня большой интерес для изучения. В качестве примеров можно привести наступление ледников в Европе или превращение Сахары из саванны в пустыню.

В-четвертых для эпохи первобытности было характерно очень примитивное хозяйствование. Сначала оно ограничивалось сбором дикорастущих плодов и растений и только позднее появились более продуктивные охота и рыболовство. Такой тип хозяйства получил наименование присваивающего.

В-пятых, в эпоху первобытности социальные отношения также находились на весьма примитивном уровне. В раннем палеолите это было, можно сказать, первобытное человеческое стадо. Постепенно оно преобразовалось в первобытную общину с коллективными собственностью и трудом, которые Ф. Энгельс удачно окрестил первобытным коммунизмом, а Ж.Ж. Руссо назвал «золотым веком» человечества, когда люди еще не знали цивилизации, но не знали и эксплуатации. Заметим также, что при госп одстве собирательства главным добытчиком оказалась женщина, что привело к установлению матриархата, а с переходом к охоте и рыболовству его сменил патриархат.

В-шестых, материальную культуру первобытности фактически определял каменный век, который начался 2—2,5 млн лет назад. По мере перехода от древнего каменного века (палеолита) к среднему (мезолиту) и новому (неолиту) каменные орудия все более совершенствовались. С их помощью в Европе были созданы такие крупные мегалитические (от греч. мега — большой и литое — камень) сооружения как знаменитый Стоунхендж в Южной Англии или мегалиты на острове Мальта.

В-седьмых, крайне примитивной была идуховная культура первобытных людей. Их религиозные верования были политеистическими (многобожие). Зависевшие от многих природных явлений, первобытные люди обожествляли прежде всего Солнце, Луну, землю, воду и т. д. На этом фоне, правда, выделялось первобытное искусство, достигшее довольно высокого уровня. Вы наверняка слышали о наскальных рисунках первобытных художников, найденных в алжирской Сахаре (Тассилин-Адджер), в южной части Франции (пещера Ласко), на севере Испании (пещера Альтамира). Все эти объекты, как и мегалиты, ныне входят в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

После эпохи первобытности началась гораздо более короткая по времени эпоха древних цивилизаций. Добавлю, что само слово цивилизация вошло в научный обиход в XVIII в. для обозначения грани между дикостью и варварством и появлением более развитого общества. Постепенно сложилась и теория цивилизации, большой вклад в создание которой внесли такие западные ученые, как немецкий философ О. Шпенглер, английский историк и социолог А. Тойнби, американский политолог С. Хантингтон и такие русские ученые, как Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, О.Я. Яковец. В их работах упоминается разное количество цивилизаций. Например, А. Тойнби сначала выделял 21 цивилизацию, а затем — 33. У С. Хантингтона вы обнаружите 8 цивилизаций. Такое разночтение объясняется различиями в критериях выделения цивилизаций. Кроме того, цивилизации бывают разных масштабов — региональные, субрегиональные, локальные.

Цивилизации не вечны.

Давайте вспомним теорию Л.Н. Гумилева о фазах развития суперэтноса (как синонима крупной цивилизации). По его мнению, каждая цивилизация проходит в своем развитии следующие фазы: 1) рождения, 2) пассионарного подъема, 3) развития, 4) инерции («золотая осень цивилизации»), 5) обскурации (ее «сумерки»), 6) мемориальную. Если говорить о древних цивилизациях, то многие из них уже давно мертвы. Но многие до сих пор живы.

Теперь пришло время сказать о главной движущей силе, которая привела к возникновению древних цивилизаций. Такой силой оказалась неолитическая революция, которая началась за 6—7 тыс. лет до н. э. и продолжалась (в Старом Свете) 2—3 тыс. лет. Эта революция означала грандиозный социально-экономический переворот, затронувший все сферы жизни людей.

Самое главное заключается в том, что неолитическая революция привела к переходу от прежней, присваивающей экономики к экономике производящей, т. е. к земледелию и скотоводству. А это означало формирование первого в истории общественного разделения труда.

О том, что подобное разделение труда между племенами земледельцев и кочевников-скотоводов не происходило мирно, свидетельствуют и некоторые библейские сюжеты. Вспомните хотя бы сюжет о сыновьях Адама и Евы Каине и Авеле. В те времена труд земледельца был гораздо тяжелее, чем труд пастуха. Вот зависть и привела к тому, что земледелец Каин убил своего младшего брата Авеля — «пастыря овец». За это он был проклят Богом и отмечен особым знаком — «каиновой печатью».

Что же касается главных географических очагов неолитической революции, то ими фактически стали те семь очагов происхождения культурных растений, которые, как вам должно быть известно еще со школьных времен, были выделены замечательным русским ученым Н.И. Вавиловым. Древнейшим из них был, очевидно, Юго-Западно-Азиатский очаг, который явился родиной пшеницы, ржи, ячменя, овса, многих видов овощей, фруктов и ягод. Средиземноморский центр стал родиной маслины, льна, Южно-Азиатский — риса, сахарного тростника, Китайский — чая, сои, проса, Абиссинский — кофе, южно-мексиканский — кукурузы, Южно-Американский — картофеля, томата, хлопчатника.

Добавим, что Н.И. Вавилов выделил и главные очаги доместификации домашних животных: еще за 13 тыс. лет до н. э. в их число вошла собака, за 10 тыс. лет — овца, коза, за 9 тыс. лет — свинья, за 8 тыс. лет — корова, за 5 тыс. лет — лошадь.

Наяду с этим неолитическая революция привела к кардинальному усовершенствованию орудий и средств труда. Именно в этот период каменный век сменился медным. Перечитайте «Одиссею» Гомера, и вы почти на каждой странице встретите упоминание о «медно-остром копье», «медно-богатом граде Си- доне» и т. п. В конце IV тысячелетия до н. э. наступил бронзовый век, а в начале I тысячелетия — железный век. Применение железа стало мощным стимулом развития. Оно ускорило распашку земель, сведение лесов, добычу ископаемых. В ту же пору было изобретено колесо, научились использовать энергию воды и ветра (водяные и ветряные мельницы, парусные суда). Было усовершенствовано текстильное и гончарное ремесло. В домашний обиход вошли столы, стулья, тарелки и др.

Производство более сложных и разнообразных орудий материальной культуры уже не могло оставаться побочным занятием земледельцев. В результате произошло второе крупное общественное разделение труда — отделение ремесла от земледелия. Оно привело к значительному по тому времени увеличению материального богатства и, что особенно важно с позиций исторической географии, к зарождению городов.

В качестве еще одного последствия неолитической революции можно назвать своего рода демографическую революцию, которая привела к неолитическому демографическому взрыву. В самом деле, уже за 2 тыс. лет до н. э. численность людей на Земле возросла до 50 млн, а к началу нашей эры — до 200 млн человек. Но при этом нужно помнить и о том, что среднегодовой прирост населения составлял тогда всего 0,1%. Тогда же сложился тот тип воспроизводства населения с очень высокой рождаемостью и очень высокой смертностью, который принято называть традиционным. А средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет.

Очень высокая смертность объяснялась распространением голода, болезней, эпидемий, стихийных бедствий. Огромный урон наносили беспрерывные завоевательные войны, отличавшиеся крайней жестокостью: только при покорении Галлии Юлий Цезарь истребил примерно 1 млн человек. Эти потери в какой-то мере компенсировались очень ранними браками. Так, по древнеримскому законодательству минимальный брачный возраст для девушек установлен в 12 лет, для юношей — в 14 лет. Египетская царица Клеопатра в 22 года имела уже четырех детей. Что же касается средней продолжительности жизни, то, конечно, бывали и исключения. Например, египетский фараон Рамсес II прожил 90 лет, причем от своих жен и наложниц имел более 200 детей (!). Недавно в Долине царей на западном берегу Нила, в окрестностях города Луксора, было обнаружено захоронение 52 сыновей Рамсеса II, который пережил большинство своих наследников.

Рост производительных сил, вызванный неолитической революцией, имел и важнейшие социально-экономические и политические последствия. Дело в том, что он привел к появлению прибавочного продукта и, следовательно, к эксплуатации человека человеком. А это в свою очередь имело следствием постепенный распад первобытной общины и возникновение первого в истории классового общества —рабовладельческого. Первоначально рабовладельческие цивилизации ограничивались небольшими городами-государствами, но со временем они начали охватывать все большие территории. В начале нашей эры пояс рабовладельческих государств уже протягивался от Атлантического до Тихого океана (рис. 10).

Наконец, когда мы говорим о древних цивилизациях, то, естественно, не можем не упомянуть и об изменениях в области духовной культуры. Одним из важнейших, если не важнейшим, признаком перехода от первобытности к цивилизации стало появление письменности, которая открыла совершенно новые возможности хранения и передачи духовного наследия. Древние цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие всей мировой культуры. Важно и то, что с ними же связано зарождение древнейших религий — как мировых (христианство, буддизм), так и национальных (индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм). Влияние этих религий также сильнейшим образом ощущается и в наши дни.

Таковы общие черты древних цивилизаций. Но между ними были и немалые различия, в основе своей и географические.

alt="" />

Рис. 10. Пояс рабовладельческих государств Евразии, Африки и Азии (по Ф.П. Коровкину)

Здесь вполне уместно сослаться на широко известную книгу Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки», которая вышла в свет в Париже на французском языке еще в 1897 г., а затем была переведена на русский язык.

Лев Ильич Мечников, старший брат известного русского биолога Ильи Ильича Мечникова, из-за участия в студенческих волнениях еще в молодости вынужден был эмигрировать из России. В Италии он примкнул к отрядам Гарибальди, был тяжело ранен. Затем жил в Швейцарии, где сотрудничал в многотомном издании Э. Реклю «Земля и люди. Всеобщая география». Помимо нескольких восточных языков он свободно говорил на десяти европейских. Мечников был близок с Герценом и Огаревым, участвовал в работе I Интернационала, но по мировоззрению считал себя анархистом и примыкал к Бакунину.

В своей книге Л .И. Мечников выделил три периода в развитии мировой цивилизации —речной, морской и океанической. Цивилизации Древнего Востока он отнес к речному, а античные цивилизации Средиземноморья — к морскому периоду. И с этим вполне можно согласиться.

Более конкретно под речными цивилизациями Л.И. Мечников имел в виду четыре цивилизации Древнего Востока, которые возникли в бассейнах великих исторических рек. Это

Нильская (Египетская), Тигро-Евфратская (Месопотамская), Индо-Гангская (Индостанская), и цивилизация в бассейнах Хуанхэ и Янцзы (Китайская). Впрочем, Мечников ставил вопрос и о пятой речной цивилизации в бассейне рек Амударьи и Сырдарьи (Среднеазиатской). Не будет ошибкой утверждать, что именно в этих районах зародилась неолитическая революция.

По рисунку 10 можно определить и древнейшие государства, возникшие в районах речных цивилизаций. В долине Нила это был Древний Египет, история которого насчитывает тысячи лет. В долинах Тигра и Евфрата это были Шумер, Ассирия, Вавилон, в долинах Инда и Ганга — древнеиндийские государства. А бассейны Хуанхэ и Янцзы, можно сказать, породили такие древние китайские империи как Цинь (отсюда — англ. «Чайна», франц. «Шин», итал. «Хин»), а затем хань (отсюда — самоназвание китайцев — «ханьцы»). Со временем крупные государства сложились и за пределами великих исторических рек — например, Персидское царство.

По форме правления большинство государств Древнего Востока представляли собой разновидности восточной деспотии. Это относится и к фараонам в Египте, и к «царям царей» в Вавилоне, и к императорам в Китае. О численности населения этих древних государств судить довольно трудно. Но в Древнем Китае предположительно обитало 50—70 млн человек.

Теперь давайте попробуем составить представление о наследии цивилизаций Древнего Востока в области материальной и духовной культуры.

Свидетельствами материальной культуры древнейших цивилизаций могли бы быть города, основанные еще до нашей эры. Но, увы, от большинства из них практически ничего или почти ничего не осталось. Нет ни Мемфиса, ни Фив в Египте, ни Вавилона в Междуречье. И только в Китае древнейшие города еще существуют, хотя и под другими названиями.

Но некоторые, ставшие всемирно известными, объекты материальной культуры того времени сохранились гораздо лучше. Наверное, вы с детства знаете о трех великих пирамидах в пригороде Каира, самая большая из которых, пирамида Хеопса, имеет высоту около 150 м и сложена из 2,3 млн известняковых глыб. Знаете и о построенной при династии Цинь Великой Китайской стене, остающейся и поныне грандиозным памятником строительства той далекой эпохи. Почти наверняка слышали и о случайно обнаруженной в 70-х гг. XX в. гробнице первого императора этой династии Цинь-Шихуанди, загробную жизнь которого охраняют более 8 тыс. терракотовых воинов. Все эти объекты тоже входят во Всемирное культурное наследие.

В области духовной культуры наследие древних цивилизаций также очень велико. Ведь почти все народы Древнего Востока уже имели свою письменность: клинопись у шумеров, иероглифическое письмо у египтян и китайцев, санскрит в Индии. Письменность послужила стимулом к развитию образования, а также науки, в особенности математики, астрономии, географии, медицины.

От древних шумеров и вавилонян до нас дошла шестидесятиричная система — деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд, от древних индийцев — десятиричная система счисления. Они же предложили свою систему цифр, которую затем заимствовали народы Передней Азии, а от них и европейцы. Это те самые цифры, которыми мы сейчас пользуемся, только европейцы не совсем правильно назвали их арабскими. Добавим, что и шумеры, и египтяне, и вавилоняне, и индийцы, и китайцы уже в древности стали делить год на 12 месяцев.

О современных религиях, зародившихся еще на Древнем Востоке, мы уже говорили.

Перейдем теперь к характеристике античных цивилизаций Средиземноморья, которые Л.И. Мечников отнес к морским цивилизациям. И действительно, Средиземное море играло в жизни античных (от лат. anticuus — древний) цивилизаций огромную роль. Отсюда и общее собирательное название прибрежных народов — «народы моря».

Хронологически первым из таких народов были критяне, создавшие свою крито-минойскую (по имени легендарного царя Миноса) культуру. Далее назовем финикийцев, которые жили на восточном побережье моря и, будучи отличными мореходами, основывали свои колонии по его берегам. Самой большой из них был Карфаген в нынешнем Тунисе.

Типичным народом моря были и древние греки, заселившие не только южную оконечность Балканского полуострова, но и острова Эгейского моря, побережье Малой Азии, а также завоевавшие остров Крит, колонизовавшие острова Родос и Кипр. Еще в эпоху так называемой гомеровской Греции (XII—VIII вв. до н. э.) греки расширили свою ойкумену благодаря морскому походу на Трою, описанному в «Илиаде», и плаваниям Одиссея («Одиссея»). А в VIII—Vвв. дон. э. началась великая греческая колонизация (рис. 11), имевшая три главных направления: западное — в Южную Италию, Сицилию, Южную Галлию, Испанию, восточное — к берегам Понта (Черного моря) и южное — к берегам Африки. При


Тема 2. Историко-географическое введение (лекция 5—9)

Рис. 121 Территориальный рост Римской империи

этом нужно вспомнить, что Древняя Греция (Эллада) представляла собой конгломерат отдельных полисов-государств, часто враждовавшим друг с другом (Афины и Спарта) и к тому же переживших разрушительное нашествие персов. Но позднее Персидскую державу разгромил во время своего восточного похода Александр Македонский.

Со Средиземным морем была тесно связана и жизнь Древнего Рима. В результате трех пунических войн с Карфагеном (римляне называли карфагенян пунийцами) Римская держава утвердилась в Восточном Средиземноморье. Затем шаг за шагом она подчинила себе и Западное Средиземноморье, после чего все море получило у римлян наименование Mare nostrum («Наше море»). Именно так называет его в своей «Географии» Страбон. В период расцвета Римской империи в начале нашей эры ее границы продвинулись далеко к северу и к востоку (рис. 12), а население достигло 60 млн человек. Но затем началось медленное угасание этой империи, которое завершилось в 476 г. ее крушением. Эта дата и означает конец античной эпохи.

Почти во всех странах Средиземноморья в эпоху античных цивилизаций основой экономики оставалось сельское хозяйство, профиль которого всюду был довольно сходным: оливки, виноград, зерновые, разведение овец и коз. Но наряду с сельским хозяйством продолжало развиваться и ремесло — гончарное, керамическое, текстильное, кожевенное, металлическое. И это не говоря уже о строительстве знаменитых римских дорог. Большие успехи были достигнуты и в кораблестроении, причем наибольшее распространение получили триремы — боевые гребные суда с тремя рядами весел.

Чтобы вы оценили вклад античных государств в мировую цивилизацию, достаточно привести несколько примеров.

Первый пример — из сферы государственного строя. Вспомним, что Древняя Греция стала родиной демократии (Афины при Перикле), олигархии (Спарта), тирании (остров Самос). Древний Рим пережил длительные периоды царской власти, затем республиканской (respublica — общественное дело) и, наконец, императорской.

Второй пример — из сферы международного разделения труда. Уже в ту пору сложились некоторые важные черты международной торговли как между речными цивилизациями Древнего Востока, так и между цивилизациями Средиземноморья. Но наряду с этим сложились и торговые пути между Азией и Европой. Один из них был морским, а другой сухопутным, вошедшим в историю как Великий шелковый путь (рис. 13). В течение тысячелетий он соединял столицу Китайской империи город Чаньань с побережьями Средиземного и Черного морей. Перевозка товаров по этому пути обычно занимала порядка 200 дневных переходов.


Третий пример — из сферы материальной культуры. Все вы с детства знаете о семи чудесах света, в большинстве своем связанных с Древней Грецией, о Микенах и Трое, об афинском Акрополе, об Олимпии. Знаете, что в парижском музее Лувр можно увидеть такие шедевры древнегреческой скульптуры, как «Венера Милосская» и «НикаСа- мофракийская», а в музее Ватикана — скульптурную группу «Лаокоон». Знаете, что в Риме, который называют «вечным городом», от эпохи античных цивилизаций остались Форум, Колизей, Пантеон, триумфальные арки, термы, дворцы. То же относится к сохранившимся еще римским дорогам, мостам, акведукам, «сработанным еще рабами Рима». Не надо забывать и о том, что далеко за пределами современной Италии именно римлянами были основаны такие города, как Лондон, Париж, Лион, Кёльн, Женева, Толедо, Вена, Будапешт, Белград, София.

Четвертый пример — из сферы духовной культу- р ы. Греческий алфавит еще в античную эпоху стал могучим средством культурного прогресса (да и само это слово происходит от его первых букв — «альфа» и «бета»). И в наши дни в театрах идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Древняя Греция дала миру плеяду блестящих ученых в области философии, истории, географии, математики, механики, астрономии, медицины, труды которых сохранили свое значение до наших дней. Не случайно К. Маркс назвал Аристотеля «Александром Македонским греческой философии».

Что же касается латинского языка (латыни), то вы знаете, что в дальнейшем на ее основе произошло формирование многих языков, ныне образующих романскую группу индоевропейской семьи. На латыни писали римские поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Римские ученые внесли свой вклад в развитие астрономии, географии, истории, философии. Еще большее развитие в Древнем Риме получили прикладные науки, связанные с нуждами земледелия, мореплавания, строительства и градостроительства, военного дела. Вспомним также созданный еще в римскую эпоху юлианский календарь.

Особо нужно сказать о греческой мифологии, без знания которой практически невозможно понять классическую живопись. С нею связаны и такие поныне часто употребляемые выражения, как «титаническая борьба», «рог изобилия», «сизифов труд», «прокрустово ложе», «яблоко раздора», «панический страх», «олимпийское спокойствие», «муки Тантала», «ахиллесова

пята» и др. Добавлю, что те из вас, кого зовут Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Аркадий, Варвара, Василий, Галина, Георгий, Григорий, Дмитрий, Евгений, Евгения, Екатерина, Зинаида, Зоя, Ирина, Лариса, Леонид, Лидия, Никита, Николай, Петр, София, Татьяна, Федор имеют имена греческого происхождения, а те, кого зовут Валентин, Валентина, Валерий, Виктор, Виктория, Виталий, Клавдия, Константин, Марина, Наталья, Павел, Роман, Сергей, Юлий, Юлия — римского происхождения.

Вот сколько мостиков можно перебросить от эпохи античных цивилизаций к нашим дням! Но нельзя забывать и о том, что за пределами пояса рабовладельческих государств древности, который показан на рисунке 10, существовал гораздо более обширный «варварский» мир кочевых, полукочевых и оседловых племен. Только в Центральной Америке и в области Анд в Южной Америке сложились три очага ранней цивилизации индейских народов — ацтеков, майя и инков.

Контрольные вопросы Охарактеризуйте основные черты мирового развития в эпоху первобытности. Объясните значение неолитической революции. Что представлял собой тот период развития древних цивилизаций, который Л.И. Мечников назвал «речным»? Какой вклад внесли в мировую цивилизацию античные государства?

<< | >>
Источник: Максаковский В.П.. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях.Часть 1.. 2009

Еще по теме Лекция 5. Подходы к теме. Эпоха древнего мира:

  1. Тема семинарского занятия №8: Культура Древнего Китая.
  2. Тема семинарского занятия № 11: Возникновение полисной демократии в Аттике.
  3. ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
  4. «МИР БОЖИЙ»
  5. ЛЕКЦИЯ 6 ПОЛИТИКА ОБРАЗА. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПОВТОР (по работам В.Беньямино)
  6. Очерк четырнадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ СОЦИАЛИЗМА*
  7. Лекция 1. Становление и развитие социально-экономическойгеографии
  8. Лекция 3. Теоретические и методические основы социально-экономической географии
  9. Лекция 5. Подходы к теме. Эпоха древнего мира
  10. Лекция 12. Формы государственного устройства стран мира
  11. Лекция 16. География мировых природных ресурсов:водные и биологические ресурсы суши
  12. Лекция 21. Численность населения мира
  13. Лекция 32. Управление как подсистема НТР
  14. Лекция 37. Пространственные модели мирового хозяйства.Факторы размещения производительных сил
  15. Лекция 69. Международный туризм: общие вопросы
  16. ЛЕКЦИЯ XVIII
  17. Лекция десятаяОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ БОГОВ
  18. Лекция двенадцатая ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?
  19. Лекция 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ