<<
>>

Лекция 25. Структура (состав) населения мира:этнолингвистический и религиозный состав

  Прежде чем приступить к рассмотрению этнического состава населения мира кратко упомянем и о его расовом составе. Это тоже вопрос безусловно важный, но и в школьных, и в вузовских курсах он традиционно больше связан с физической, чем с социально-экономической географией. Поэтому здесь мы ограничимся лишь тем, что вспомним о существовании четырех больших рас — европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоид ной, которые подразделяются на многочисленные расовые группы, смешанные и переходные формы.

Вспомним также, что в лекции 20 мы уже касались таких важных понятий, как «этнос» и «этногенез». Углубляя эту тему, добавим, что этнографы обычно выделяют три вида этнических общностей: племя, народность и нацию. Племена и союзы племен были характерны для первобытнообщинного строя, а ныне представляют собой только своего рода реликты той далекой эпохи. С переходом к раннеклассовым обществам появились народности как более консолидированные этнические общности следующего этапа развития, которые и в наши дни представлены несколько шире, например, малыми коренными народностями Севера, еще довольно многочисленными народностями отсталых стран Азии и Африки. Но высшая форма этнической общности — это нации, которые стали возникать на этапе перехода от Средних веков к Новому времени.

Нация представляет собой социально-экономическую общность, возникшую на основе общности территории, экономизм

ческих связей, языка, культуры, этнической психологии и самосознания.

Ныне подавляющее большинство этносов мира — это нации. Поэтому в литературе наряду с более общим понятием об этническом составе населения так широко употребляется и понятие о его национальном составе.

Теперь займемся вопросом о количестве этносов. В литературе на этот счет приводятся разные цифры, но, по-видимому, наиболее достоверная из них 5—5,5 тыс. Однако в подавляющем большинстве это очень небольшие народы численностью до 1 млн человек каждый, которые мы, разумеется, рассматривать не будем. Численность свыше 1 млн имеют примерно 330 народов, составляющих 96% всего населения земного шара. Среди них мы особо выделим 38 народов, имеющих численность свыше 25 млн, 21 народ с численностью более 50 и 11 народов с численностью более 100 млн человек: доля этих крупнейших народов в мировом населении составляет почти 45%. Именно на них мы и обратим свое внимание (табл. 31).

Таблица 31

Крупнейшие народы мира на начало XXI в.

Название народа

Его численность, млн чел.

Главные страны проживания

Китайцы (ханьцы)

1170

Китай

Хиндустанцы

265

Индия

Бенгальцы

225

Бангладеш, Индия

Американцы США

200

США

Бразильцы

175

Бразилия

Русские

150

Россия

Японцы

125

Япония

Пенджабцы

115

Пакистан, Индия

Бихарцы

115

Индия

Мексиканцы

105

Мексика

Яванцы

105

Индонезия

Данные таблицы 31 не нуждаются в каких-либо особых разъяснениях.

Хотя нельзя не заметить того, что 8 из 11 крупнейших народов мира представляют развивающиеся страны.

А еще точнее — ключевые развивающиеся страны: Китай, Индию, Бразилию и Мексику, а также Индонезию, Пакистан и Бангладеш.

После этой общей преамбулы обратимся к наиболее интересному с позиций СЭГ вопросу о типологии национального состава стран мира. Анализ географической конкретики позволяет выделить пять типов стран, различающихся по своему национальному (этническому) составу.

Давайте отнесем к первому типу однонациональные страны, в которых к основной (титульной) нации принадлежит подавляющее большинство жителей, а национальные меньшинства составляют всего от 1 до 6%, почти не нарушая общей однородности национального состава. В качестве примеров такого рода можно привести страны зарубежной Европы, половина которых практически однонациональна. Так, в Исландии и Португалии основную нацию представляют 99% жителей, в Австрии, Албании, Германии, Дании, Ирландии — 98%, в Греции, Нидерландах, Норвегии, Чехии, Швеции — 95%. В зарубежной Азии однонациональные страны — Бангладеш, Иордания, Йемен, КНДР, Республика Корея, Саудовская Аравия, Япония, в Африке — Египет, Тунис, Сомали, Бурунди, Мадагаскар, в Латинской Америке — Бразилия, Колумбия, Куба, Сальвадор, Ямайка.

К странам второго типа можно отнести двунациональные государства, где явно доминируют две титульные нации. Наиболее яркими примерами такого рода могут служить Бельгия, где живут фламандцы и валлоны, и Канада, где исторически сложились две главные нации: англо-канадцев и франко-канадцев. (По-существу, к этому же типу стран следовало бы отнести Латвию и Эстонию, где очень большую часть населения составляют русские.)

Для стран третьего типа характерно значительное (70—90%) преобладание одной нации, но при наличии более или менее существенных национальных меньшинств. В зарубежной Европе таких стран восемь — Болгария, Великобритания, Испания, Литва, Румыния, Словакия, Франция и Хорватия. В зарубежной Азии их 18, включая Вьетнам, Израиль, Камбоджу, Китай, Кипр, Монголию, Мьянму, Сингапур, Шри-Ланку и арабские страны Юго-Западной Азии. В Африке к странам третьего типа относятся Алжир, Ботсвана, Зимбабве, Мавритания, в Северной Америке — США, в Океании — Австралия и Новая Зеландия.

Как географы, вы не можете не обратить особое внимание на Китай, масштабы которого и здесь дают себя знать. В самом деле, национальные меньшинства составляют всего 9% населения страны, но это соответствует 118 млн человек! Из 56 меньшинств 16 насчитывают более 1 млн человек, а районы их распространения занимают почти 2/3 территории КНР.

Страны четвертого типа хотя и имеют более сложный национальный состав, но при этом относительно однородный в этническом отношении. В качестве примеров такого рода можно привести страны зарубежной Азии — Индонезию, Филиппины, где при очень большом количестве народов и народностей (в Индонезии более 150, на Филиппинах 93) они родственны между собой. Еще больше таких стран в Тропической Африке (ДР Конго, Ангола, Танзания, Мозамбик и др.). Не менее интересна в этом отношении и Латинская Америка, в ряде стран которой счет народам идет на десятки. Однако все эти народы уже давно консолидировались в крупные нации — бразильскую, мексиканскую и т. д. Хотя, конечно, при более детальном рассмотрении можно обнаружить в основе одних наций европейских переселенцев, других — метисов и мулатов, третьих — коренные индейские народы.

Наконец, к пятому типу мы отнесем многонациональные страны со сложным и разнообразным этническим составом населения.

Например, в зарубежной Европе это Швейцария, Босния и Герцеговина, в Африке — ЮАР, в зарубежной Азии — Афганистан, Иран, Таиланд и, конечно, Индия — самая многонациональная страна мира, где ученые выделяют около 850 этносов. Только крупных народов-«миллионеров» здесь более 40.

В какой-то мере сравнивать Индию в этом отношении можно, пожалуй, лишь с нашей страной. В Советском Союзе для учета народов («национальностей») применялась разная методика. Поэтому по переписи 1926 г. их оказалось 190/ а по переписи 1989 г. —¦ 128, включая 22 народа-«миллионера». В современной России, согласно итогам переписи 2002 г., насчитывается 192 народа, но численность более 1 млн человек имеют только семь из них.

С типологией национального состава стран мира непосредственно связан и вопрос об этнических процессах, глубоко разработанный отечественными учеными. Он важен для нас потому, что этнос — динамичное образование. В историческом плане он изменяется, причем не только эволюционно, но в отдельных случаях и скачкообразно. Вы должны представлять себе, что все этнические процессы принято подразделять на разделительные и объединительные. Под влиянием этноразделительных процессов единый прежде этнос может либо разделиться на части, либо из него может выделиться какая-то часть, в том числе и в результате внешних миграций. Примеры такого рода вы найдете преимущественно в историческом прошлом. Взять хотя бы разделение некогда единого древнерусского этноса на самостоятельные народы — русских, украинцев и белорусов. Или переселение в эпоху Великих географических открытий англичан, испанцев, португальцев, французов в Новый Свет и Австралию, которое привело к образованию новых наций.

В результате этнообъединителъных процессов, под которыми понимают межэтнические консолидацию, ассимиляцию и интеграцию, напротив, происходит слияние групп людей разной этнической принадлежности и образование более крупных этнических общностей. Примерами такого рода также изобилует история человеческой цивилизации, которую мы с географических позиций рассматривали в теме 2. Но и в современном мире они встречаются гораздо чаще, чем этническое разделение. Один из наиболее ярких тому примеров — формирование американской нации в результате ассимиляции все новых волн иммигрантов.

Этнические процессы, особенно эволюционные, могут происходить в достаточно мирной обстановке, но во многих случаях (особенно в многонациональных, двунациональных странах и странах с большой долей национальных меныдинств) они нередко приводят к острым этническим, а зачастую и этно-кон- фессиональным конфликтам, о которых мы уже подробно говорили в лекции 13.

Чтобы закончить характеристику этнического состава населения мира, нам нужно рассмотреть еще важный вопрос о классификации народов (этносов), особенно необходимой при их таком большом количестве. Обычно применяется генеалогическая классификация народов, при которой за основу берется язык, как главное средство человеческого общения и важнейший признак любого этноса; недаром название народа и языка обычно совпадает. Поэтому не будет ошибкой назвать такую классификацию этнолингвистической.

Как это ни покажется странным, но и при современном уровне развития науки в литературе вы можете встретить весьма противоречивые сведения об общем количестве языков в мире.

По одним данным, их примерно 5000, т. е. столько же, сколько и народов, по другим — около 3000. Такое разночтение связано прежде всего с тем, что зачастую бывает трудно провести достаточно четкую грань между языком и языковым диалектом, которые, случается, обнаруживают очень большие различия. Например, китайцы, говорящие на разных диалектах языка хань, могут совсем или почти совсем не понимать друг друга.

При генеалогической классификации языки объединяют в языковые семьи по принципу родства их словарного фонда и грамматики. В свою очередь семьи делятся на более мелкие языковые группы, объединяющие наиболее родственные языки; иногда они подразделяются еще на подгруппы.

Этнолингвистическую классификацию народов мира вы изучали еще в школьном курсе 10 класса, причем достаточно подробно, если иметь в виду, что на карте народов мира в школьных атласах фигурируют более 180 народов, сгруппированных примерно в 20 языковых семей с добавлением нескольких, так называемых изолированных языков, не имеющих явных генетических связей с другими (например, японский, корейский, баскский). Чтобы не рассеивать внимание, а, напротив, сконцентрировать его на самом главном, давайте ограничимся только шестью ведущими по числу представителей языковыми семьями (рис. 62).

Рис. 62. Доля основных языковых семей в мировом населении

Во-первых, это индоевропейская семья, ареал распространения которой охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее крупная языковац группа в составе этой семьи — индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, французский, итальянский, португальский и некоторые другие языки. То же относится и к германской (английский, немецкий, голландский и др.) и славянской (русский, украинский, белорусский) группам.

Во-вторых, это сино-тибетская семья, второе место которой в общем рейтинге обеспечивает, как вы понимаете, китайский язык. В-третьих, это нигеро-кордофанская семья, к которой относится большинство языков Тропической Африки. В-четвертых, это афразийская семья, основу которой составляют арабские народы Ближнего Востока. В-пятых, это австронезийская семья, представленная народами Юго-Восточной Азии и Океании. В-шестых, это дравидийская семья, которую формируют в основном народы Южной Индии.

Вас, конечно, не может не интересовать и вопрос о числе говорящих на крупнейших языках мира. Естественно, что первое место в этом ранжире занимает китайский язык, на котором говорит 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку (520 млн). Но при этом речь идет об английском языке не только как о родном, но и как об официальном, сохранившимся еще во многих странах Содружества (рис. 63). На третьем месте оказывается испанский язык (400 млн) тоже в первую очередь благодаря тому, что он служит официальным для 20 стран Латинской Америки. Четвертое место занимает язык хинди (360 млн), за которым следуют арабский (250 млн), бенгальский (225 млн), португальский (210 млн), русский (200 млн), индонезийский (190 млн), японский (127 млн), французский (120 млн) и немецкий (100 млн). В целом на этих 12 языках говорит примерно 2/3 всех жителей нашей планеты.

Можно упомянуть и проблему многоязычия, которая раньше была особенно актуальна для Швейцарии, а теперь стала таковой для всех стран Евросоюза, после очередного расширения которого в 2004 г. официальными для ЕС были объявлены 20 языков. Поэтому их изучение стало важной межгосударственной задачей, выполнение которой привело к ощутимым результатам, особенно в малых странах. Например, практи-

Рис. 63. Распространение английского языка в мире (по АП. Кузнецову)

чески все жители Люксембурга уже способны принимать участие в беседе на неродных для них языках.

Еще один интересный вопрос, связанный с этнолингвистическим составом населения, это вопрос о системах письменности. Наибольшее распространение в мире получила письменность, сформировавшаяся на основе латыни. Она принята в большинстве стран зарубежной Европы и отсюда в результате завоеваний и миграций была привнесена в Северную и Латинскую (об этом говорит само ее название) Америку, в Африку к югу от Сахары, в Австралию. В странах СНГ и Юго-Восточной Европы преобладает письменность на основе кириллицы. На всем арабском Востоке используется арабская письменность, в странах Индийского субконтинента — письменность на основе санскрита, а в Китае и Японии — иероглифическая письменность.

Каждая из этих систем письменности имеет свои особенности, иногда очень разительные. Например, в латинской и привычной нам кириллической письменности принято писать слева направо, в арабской — справа налево, а в иероглифической — сверху вниз. Арабский алфавит, состоящий из 28 букв, не имеет согласных. А китайское иероглифическое письмо вообще не алфавитное, а слоговое, морфемное. Каждая морфема — это определенное слово, смысл которого к тому же меняется от того, каким тоном оно произнесено. Например, «ма», произнесенное первым тоном, означает «мать», вторым тоном — «конопля», третьим — «лошадь», а четвертым — «ругать». Примерами слов, составленных из двух корневых морфем, могут служить многие китайские географические, названия. Название провинции Хубей — это сочетание морфемы «ху» — «озеро» и «бей» — «север», что по смыслу означает «к северу от озера» (Дунтинху). О чрезвычайной сложности иероглифического письма говорит и то, что в некоторых иероглифах число штрихов достигает 25—30. А ведь грамотный человек должен знать от 4 до 7 тыс. таких иероглифов!

После рассмотрения этнолингвистического состава населения мира перейдем к характеристике его религиозного (конфессионального) состава. Вы понимаете, что между тем и другим существует тесная взаимосвязь, поскольку первые религиозные верования у народов возникли еще на заре развития человечества и затем на протяжении тысячелетий число религий все время увеличивалось, а роль их возрастала. И в наши дни, несмотря на все достижения научно-технического прогресса и культуры, примерно 4/5 всех жителей Земли (а по другим данным эта доля еще выше) следует отнести к категории верующих, исповедующих одну из многочисленных религий.

Однако по числу последователей они далеко не равнозначны. Поэтому при классификации религий ихпринято подразделять на три группы. Во-первых, это мировые религии, которые исповедуют многие народы, живущие подчас в разных частях света. Во-вторых, это национальные религии (иногда их можно назвать национально-региональными), исповедуемые большей частью людьми одной национальности. В-третьих, это местные племенные верования. Количественная характеристика этих групп религий представлена в таблице 32.

Из таблицы 32 следует, что самой распространенной из мировых религий является христианство, возникшее в I в. н. э. в Палестине и затем распространившееся по всему миру. В основе его — вера в Иисуса Христа, как Богочеловека, Спасителя и Бога-Сына. Главный источник христианского вероучения — Священное Писание, или Библия. Отсчет новой эры христиане ведут от Рождества Христова, которое произошло более 2 тыс. лет назад в городе Вифлееме. Как мы уже говорили в лекциях по историко-географическому введению, со временем христианство распалось на три основные ветви — католицизм, православие и протестантизм (лютеранство, кальвинизм, анг-

Таблица 32

Распределение верующих по отдельным религиям

Религия

Количество верующих, млн чел.

Религия

Количество верующих, млн чел.

Мировые религии

Национальные религии

Христианство, в том числе:

2100

Индуизм

850

католики

1070

Китайские традицион- ные религии

400

протестанты

780

православные

250

Синтоизм

70

Ислам, в том числе:

1500

Иудаизм

15

сунниты

1300

Местные племенные верования

240

шииты

200

Буддизм

380

ликанство и др.), которые различаются трактовкой некоторых религиозных догм, исполнением обрядов и самой организацией церкви. Так, для Римско-католической церкви характерна жесткая централизация, основанная на фактическом всевластии Папы римского, резиденцией которого служит Ватикан. Православие, напротив, подразделяется на 15 самостоятельных (автокефальных) церквей, одну из которых образует Русская православная церковь (РПЦ). Для протестантизма же характерно наличие многих религиозных течений и сект.

Если вы откроете карту географии религий, которая есть во всех школьных атласах для 10 класса, то увидите, что христианство преобладает в зарубежной Европе, в половине стран СНГ, а также в Северной и Латинской Америке, Австралии и Африке к югу от Сахары как следствие их колонизации европейскими нациями.

Вторая по количеству приверженцев мировая религия — ислам. Она зародилась в начале VII в. в Аравии, а основателем ее стал пророк Мухаммед (Магомет), по имени которого и сама эта религия получила наименование магометанство или мусульманство. Священная книга мусульман — Коран, в котором собраны проповеди, молитвы, наставления, рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом при его жизни. Обращаю также ваше внимание на то, что в таблице 32 указаны два основных течения ислама — суннизм и шиизм возникшие вскоре после смерти Мухаммеда. На первый взгляд, различия между ними не так уж велики (сунниты наряду с Кораном признают мусульманское Священное Предание — сунну), но в реальной жизни они уже не раз приводили и продолжают приводить, например в Ираке, к непримиримой кровопролитной вражде.

Основных догматов в исламе пять. Первый и главный из них — поклонение одному всемогущему и милосердному богу — Аллаху («Аллах акбар!» — «Аллах велик!» — этот возглас вы наверняка не раз слышали в телепередачах о той же Чечне) и почитание Мухаммеда. Второй — ежедневно совершать пятикратную молитву, повернувшись лицом в сторону Мекки. Третий — ежегодно уплачивать налог в пользу бедных единоверцев. Четвертый — в течение месяца рамадан, девятого месяца мусульманского лунного календаря, в светлое время дня не есть, не пить, не курить, не развлекаться и т. д. Пятый — хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хаджж) в священный для мусульман город Мекку в Саудовской Аравии; в последнее время в таком хаджже участвует до 2 млн паломников. Кроме того, мусульманам нельзя есть свинину, пить алкогольные напитки, играть в азартные игры. Священный день у них — пятница. Летосчисление тоже свое, начинающееся с 622 г. христианского календаря, когда пророк Мухаммед вынужден был переселиться из Мекки в Медину.

Географический ареал распространения ислама не так обширен, как ареал христианства и в основном ограничен пределами Азии, где проживает 2/3 мусульман, и Африки (рис. 64). Но недооценивать его никак нельзя, поскольку в созданную в 1969 г. Организацию «Исламская конференция» (ОИК) ныне входят около 60 стран и в 20 из них мусульманство является государственной религией. Некоторые из этих стран стремятся подчеркнуть свою приверженность исламу даже в официальных названиях государств: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламское Государство Афганистан. По количеству верующих мусульман в этой группе стран особенно выделяются Индонезия, Индия, Пакистан, Бангладеш, Иран, Турция, Египет, Нигерия, а по доле мусульман во всем населении — Турция, Саудовская Аравия, Кувейт, Алжир (99—100%), Ирак, Пакистан, Ливия, Тунис (97—98%). Почти во всех мусульманских странах, за исключением Ирана, Азербайджана отчасти Ирака, Йемена и Ливана, господствует ислам суннитского толка. Это относится и к мусульманам России, которые по числу верующих занимают второе место после православных.

Третья мировая религия — буддизм — более ранняя по времени возникновения (VI—V вв. до н. э.). Она связана с реальной личностью — царевичем Сиддхартха Гаутамой из

Северной Индии, который затем был наречен Буддой («Просветленным»). Подробнее о сущности буддизма вы сможете прочитать в той литературе, которая вам рекомендована, хотя об основных догматах буддизма — непротивлении злу насилием, стремлении к состоянию полной внутренней свободы (нирване), о своде священных буддийских текстов Трипитака («Три корзины») и о буддийских монахах в ярких одеяниях — вы наверняка слышали. В буддизме тоже различают два основных течения — хинаяну и махаяну, которые вместе образуют довольно компактный ареал, охватывающий страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Самые типичные буддистские страны, где эта религия резко преобладает, — Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, но количественно буддистов больше всего в Китае и Японии. А в Монголии, Тибете, Бутане распространено еще одно течение буддизма — ламаизм.

Из национальных религий самая массовая — индуизм, который исповедуют более 80% жителей Индии. А вот Китай и Япония относятся к числу поликонфеесиональных стран. В Китае обычно сочетаются конфуцианство, даосизм и китайские формы буддизма, в Японии — синтоизм (в буквальном переводе «Путь богов»), буддизм и конфуцианство. И в Китае, и в Японии все похоронные и поминальные обряды совершаются в буддистских, а, скажем, свадебные — в даоси- стских и синтоистских храмах. Что же касается иудаизма, то его приверженцы есть в 80 странах мира, но государственной религией он является только в Израиле.

Вся жизнь ортодоксальных иудаистов регламентируется Талмудом, содержащим сотни строгих предписаний и запретов. Так, по субботам иудаистам запрещено не только работать, но даже зажигать и гасить огонь, готовить пищу, прикасаться к деньгам. Запрещается есть свинину, зайчатину, смешивать в еде молочные и мясные продукты. Мужчины обязаны всегда ходить в головных уборах. Любопытно и то, что летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, так что 2005 год у них 5766-й...

Чтобы закончить анализ таблицы 32, упомянем еще местные племенные верования (фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и мертвых), которые ныне сохранились только у наиболее отсталых народов в таких странах Африки, как Ботсвана, Ангола, Мозамбик, Мадагаскар, Того, Бенин, Либерия, Сьерра-Леоне, ЦАР, а также у папуасов Папуа-Новой Гвинеи.

В заключение затронем еще региональный аспект религиозного состава населения мира (рис. 65). Хорошо вид-

alt="" />

но, что в Европе среди верующих преобладают католики, православные и протестанты. В Азии преобладают мусульмане, индуисты, последователи китайских традиционных религий и буддисты. В Африке 2/5 верующих — мусульмане, за которыми следуют католики, протестанты и представители местных племенных верований. В Америке почти 2/3 верующих — католики, а среди остальных преобладают протестанты. В Австралии и Океании на первом месте — протестанты, на втором — католики.

Завершая характеристику религиозного состава населения мира, хочу особо обратить ваше внимание на общее культурологическое значение этой темы. Надо ли доказывать, какую большую роль сыграли мировые и национальные (региональные) религии в формировании как всей человеческой цивилизации, так и цивилизационных регионов мира, в основу которых многие ученые кладут именно религиозный признак. С религией, что называется, испокон веку связана духовная культура народов: незнание греческой мифологии очень затруднит вам восприятие поэзии Пушкина, незнание библейских сюжетов — понимание живописи великих художников эпохи Возрождения. То же относится и к произведениям материальной культуры — например, объектам Всемирного культурного наследия, среди которых объекты религиозного, культового назначения занимают одно из первых мест.

Для нас с вами доступнее всего объекты, связанные с православием. В самой Москве — это соборы Кремля и Красной площади, церковь в Коло- менском, Новодевичий монастырь, в ближнем Подмосковье — Троице-Сер- гиева лавра, а в дальнем — памятники Владимира, Суздаля и Ярославля. Многие из вас, наверное, видели также соборы Великого Новгорода, Соловецкий монастырь, погост Кижи, да и Софийский собор и Киево-Печерскую лавру в столице Украины. Возможно, есть и те, кто познакомился с включением во Всемирное наследие церковным зодчеством Болгарии, Сербии, Черногории, Греции. Те из вас, кто побывал в Западной Европе, безусловно обратили внимание на знаменитые католические и протестантские соборы во Франции (в Париже, Реймсе, Шартре и др.), в Италии (в Риме, Флоренции, Пизе и др.), в Испании (в Севилье, Толедо, Бургосе и др.), в Германии (в Кёльне, Шпайере и др.), в Великобритании (в Лондоне, Дареме, Кентер- берри и др.), в Португалии, Чехии, Польше и других странах. Это значит, что теперь у вас на очереди — всемирно известные памятники ислама в Северной Африке и Юго-Западной Азии, буддистские памятники в Непале (Лумбини, родина Будды), в Индонезии (Боробудур), в Камбодже (Ангкор), в Шри-Ланке (Канди), в Китае (Потала), многочисленные индуистские храмы в Индии, синтоистские в Японии.

Контрольные вопросы Расскажите о пяти типах национального состава стран мира. Объясните, какие этнические процессы происходят в современном мире. Охарактеризуйте этнолингвистическую классификацию народов мира. Назовите мировые и национальные религии и укажите ареалы их распространения. Опираясь на знания по истории религий, объясните, почему во Всемирное культурное наследие вошло так много объектов религиозного (культового) характера.

<< | >>
Источник: Максаковский В.П.. Общая экономическая и социальная география. Курс лекций. В двух частях.Часть 1.. 2009

Еще по теме Лекция 25. Структура (состав) населения мира:этнолингвистический и религиозный состав:

  1. Лекция 24. Структура (состав) населения мира:половозрастная структура и трудовые ресурсы
  2. ГЛАВА 8 Антропологический состав народов мира
  3. 6.3. Расовый и этнический (национальный) состав населения
  4. Этнический состав населения Италии к середине I тысячелетия до н.э.
  5. 6.5. Демографическая ситуация, состав и размещение населения, трудовой и научно-технический потенциал России
  6. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЭТНОГЕНЕЗ ЕЕ НАРОДОВ В СВЕТЕ ДАННЫХ АНТРОПОЛОГИИ
  7. Состав, структура, условия возникновения и существования власти
  8. 7.1. Структура и состав программного обеспечения системы оперативно-календарного планирования
  9. Лекция 21. Численность населения мира
  10. Лекция 28. Крупногородское население мира
  11. Н. Б. Алати кандидат исторических наук, доцент СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОСЕТИНСКОГО ОБЩЕСТВА НАКАНУНЕ ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ