<<
>>

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ

Развитие древних цивилизаций происходило не только во времени, но и в пространстве: по соседству с первыми городами-государствами и под их влиянием возникали новые, которые об­гоняли, покоряли, а иногда и уничтожали ста­рые.

Случались и природные катастрофы: пер­вые города Инда и Крита погибли в результате землетрясений. Но главной опасностью стали набеги и нашествия кочевых народов, сильных своей подвижностью и отчаянной жаждой тро­феев и продовольствия процветающих речных долин. Для защиты от них стали образовываться союзы городов, а затем и все более сильные централизованные государства. При этом уже древнейшая история показала, что лучшим спо-

собом защиты является не укрытие за городски­ми стенами, а перенос границы как можно даль­ше от них. Развитие материальной культуры и диффузия инноваций способствовали появле­нию очагов силы и центров экспансии: в про­изводстве — к мускулам человека и животных прибавились водяное колесо и ветряная мель­ница, на основе обмена сложились широкие региональные наборы культур и животных, строились плотины, каналы и водопроводы, бы­стро шли вперед металлургия и кузнечное дело; в военном деле появились сначала бронзовые, а затем и стальные мечи, кинжалы, алебарды, щи­ты, затем арбалеты и метательные орудия, бое-

26 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира

вые колесницы и корабли, латы, кольчуги и шлемы.

Так сформировались на Земле рабовладель­ческие империи, которые, сменяя друг друга, становились все более могущественными и об­ширными. Естественно, в различных очагах ци­вилизаций возникновение империй, как и пер­вых цивилизаций, шло разновременно и имело свои особенности, не в последнюю очередь свя­занные с их географическим положением и ок­ружающей средой.

Египет, например, был хорошо защищен от внеш­них вторжений с одной стороны Ливийской пусты­ней, с другой -— Красным морем.

Ограничив свой очаг долиной Нила севернее его первых порогов, он не вел очень крупных завоевательных войн и до­стиг расцвета своей цивилизации почти без созда­ния империи. Но это привело и к более раннему началу кризиса египетского рабовладения, и к на­раставшему отставанию его войска. В 720 г. до н. э. эфиопские цари легко овладели всем Египтом, и с тех пор до XX в. он не мог восстановить своей не­зависимости, переходя из одних рук в другие. Совсем другая обстановка сложилась вокруг очага Месопотамии. К соперничеству за раздел вод Тигра и Евфрата между городами, расположенными выше и ниже по течению (что было сначала и в Египте), прибавлялась полная открытость равнины Дву­речья для набегов спускавшихся с окрестных гор кочевников. Сравнительно недолгим был век Шу­мера, а потом Вавилона. В VII в. до н. э. центр ме-сопотамской цивилизации переместился в верховья Тигра, в Ниневию, ставшую столицей Ассирии, а затем и первой крупной империей Среднего Восто­ка, охватившей земли от Персии на востоке до Фи­никии и Египта на западе. Но в 612 г. до н. э. вторгнувшиеся с севера халдеи полностью уничто­жили Ниневию, построили свою столицу близ Древнего Вавилона, овладели почти всей Ассирий­ской империей и расширили ее до берегов Черного и Каспийекого морей. А на смену халдеям уже шла персидская цивилизация. Выросшая на юго-вос­точной окраине Месопотамской долины и восточ­ном берегу Персидского залива, она была обделена и плодородными землями, и водой, но полностью использовала свое положение на перекрестке всех караванных путей из Китая и Индии в Месопота­мию и к Средиземноморью, сумела перенять и ши­роко внедрить многие достижения далеких от нее цивилизаций, создала свою особую систему ороше­ния оазисов на плоскогорье, сделала конницу глав­ной ударной силой своей армии. Мощным факто­ром сплочения и дисциплины народа стало созда­ние одной из первых монотеистических религий мира — культа Заратустры. В 539 г. до н. э. персы

овладели столицей халдеев и начали свою энергич­ную экспансию на запад и восток.

На востоке они дошли до долины Инда и включили в свою импе­рию всю Среднюю Азию, а на западе — Египет, Восточное Средиземноморье, всю Малую Азию, Фракию на материке Европы и вторглись в преде­лы Греции. Персидская империя просуществовала три века и была тогда самым крупным региональ­ным образованием.

Рабовладельческие империи покончили с замкнутостью и изоляцией всех предыдущих очагов человеческих культур и цивилизаций. Расширявшиеся границы империй и возрастав­шее воздействие их культурных метрополисов вносили все более весомый вклад в начавшийся процесс формирования региональных цивили­заций.

Произошли большие изменения и в религи­ях: по мере развития империй они становились все более централизованными и по содержанию, и по организации. Из традиционного пантеона богов выделялся один главный, остальные вхо­дили во все более жесткую иерархию. Духо­венство стало полностью профессиональным, иерархизованным и все более активно требовало своей доли светской власти. Конечно, нужно подчеркнуть, что формирующее влияние им­перий и религий ограничивалось тогда почти исключительно их собственными границами, которые, перекрывая друг друга, постепенно формировали границы макрорегионов. Развер­нувшаяся тогда торговля между далекими циви­лизациями уже отражала возникшее разделение труда и проторила немало караванных путей, во­шедших в мировую историю (Великий шелко­вый путь, Янтарный путь, путь «из варяг в греки» и др.). Но все же дальняя торговля тогда была спорадической, рискованной и многоэтапной, проходившей через руки многих посредников и практически исключавшей прямые контакты. В каждой из региональных цивилизаций скла­дывалось эгоцентрическое представление о ми­ре: в центре расположена метрополия, вокруг нее — все составные части империи и места, ку­да доходили воины и сборщики налогов, а на окраинах — неведомые земли, сведения о кото­рых доставлялись торговцами-перекупщиками.

Именно так построена самая совершенная из гео­графических карт древности — карта мира Клавдия Птолемея (II в.

н. э.), впервые четко отражавшая шарообразие Земли. В центре ее — земли эллинов и их колонии. У самого восточного обреза карты

Генезис и формирование региональных цивилизаций

27

обозначены земли, населенные «китайцами». Меж­ду тем китайцы испокон веков называют себя «Чжун-го» — «страна в центре».

Очень важно подчеркнуть, что наследие ве­ликих империй древности вошло в нашу совре­менность не гробницами и руинами, а реальны­ми, действующими компонентами материаль­ной и духовной культуры многих народов, региональных и даже всей земной цивилизации. Размеры наследия, оставленные нам великими империями, были, разумеется, неодинаковыми и зависели как от исторических особенностей развития самих империй, так и от складывавше­гося в дальнейшем соотношения сил на их быв­ших территориях.

Историю империй условно можно было бы разделить на четыре периода: 1) «накопление энергии» в ядрах, метрополиях; 2) «взрыв» этой энергии — завоевания, разрушения, экспансия империи; 3) созидание, распространение культу­ры, организация «отдачи» империи; 4) кризис и падение империи. Чем эффективнее был период накопления энергии, чем больше вмещал он собственных и заимствованных инноваций, тем менее иссякала эта энергия уже во втором пери­оде и тем больше доставалось ее третьему, само­му важному регионоформирующему периоду. Многое зависело и от того, чем кончала импе­рия, разрушалось ли ее наследие силами, исхо­дившими из нового регионального центра, или они ассимилировали это наследие. На каждом новом этапе развития истории происходит вы­движение новых региональных, а затем и миро­вых центров экспансии, которые, в свою оче­редь пройдя зенит своего могущества и влияния, неизбежно втягиваются в кризис. Новые центры цивилизации возникают там, где инновациям нового этапа менее всего мешают пережитки культуры, производительных сил и производст­венных отношений предыдущего этапа. Именно поэтому история не знает случая, когда бы реги­ональный и тем более мировой центр цивилиза­ции возвращался в одно и то же место.

Из всех древних региональных цивилизаций наибольший вклад в мировую цивилизацию внесли греческая и римская. Их языки, литера­тура и афоризмы, искусство и архитектура, фи­лософия и точные науки, греческая демократия и римское право, торгово-банковское дело и во­енное искусство далеко перешагнули свое время и регион Европы и до сих пор продолжают изу-

чаться и использоваться во всем мире. Для нас, россиян, небезынтересно отметить, что основа­тель первого в нашей стране Московского уни­верситета М. В. Ломоносов окончил Славяно-греко-латинскую академию — самое престижное в то время учебное заведение нашей столицы, а свои научные трактаты писал по-латыни.

Греческая цивилизация (рис. 1.5) начиналась на Крите, а затем перешла на материковую часть Гре­ции и восточный берег Эгейского моря, вокруг ко­торого и сложилось ядро государства эллинов. Пе­риод «накопления энергии» был здесь динамичным и эффективным. Завезенная из Египта иероглифи-ка быстро переросла в слоговое, а затем и в линей­ное фонетическое письмо, которое стало доступно не только жрецам и высшей знати. Здесь впервые в мире были созданы лицеи и гимназии — общедос­тупные и даже обязательные школы для детей всех свободнорожденных и вольноотпущенных, что способствовало выращиванию талантов, развитию наук и ремесел. Здесь же появились и первые граж­данские (не жреческие) высшие школы при первых в мире публичных библиотеках, готовившие рито­ров, философов, медиков, математиков, архитекто­ров, ваятелей. Впервые также возник здесь новый тип городов — без сельского населения и функций, которые стали размещаться на все более отдален­ных землях, вводя их в хозяйственный оборот и умножая богатство страны. В отличие от других империй, Греция не была монархией, это была демократия — неформальное (а иногда и фиксиро­ванное договорами) объединение самоуправляю­щихся городов с выборными властями. Нередко го­рода воевали друг с другом за первенство, за земли, за рабов, но дружно объединились под началом Афин в связи с нашествием персов (500—449 гг.

до н. э.) и одержали победу. Монархией и настоящей централизованной империей Греция стала при Александре Македонском (335—323 гг. до н. э.), раздвинувшем границы греческих завоеваний до Египта и долины Инда и полностью разрушившем столицу персов.

Греческие колонии в основном были созданы в VIII—VI вв. до н. э. на огромном пространстве от Геркулесовых столбов (Гибралтара) до восточных берегов Понта Евксинского (Черного моря). Алек­сандр Македонский добавил к этому еще до семи десятков Александрии и Александрополисов и да­же городов, названных именем его коня Буцефала. Многие из греческих полисов-колоний с удачно выбранным географическим положением много раз сменили хозяев, но продолжают существовать и развиваться, сохраняя следы греческой цивилиза­ции в памятниках архитектуры, названиях улиц и т. п. Таковы Марсель во Франции, Неаполь и То-

28 Развитие цивилизаций и формирование социально-экономической макрогеографии мира

ронто в Италии, Сиракузы на Сицилии, Евпатория, Феодосия и Керчь (Пантикапея) в Крыму, Алек­сандрия в Египте. Колонии были не только воен­ными форпостами Греции и развивали собственное хозяйство, но и обеспечивали метрополию продо­вольствием и сырьем. Из причерноморских степей, например, везли в Афины и Милет пшеницу. Повезло Греции и на последнем этапе истории ее древней цивилизации: Рим, выросший в значи­тельной мере на контактах и соревновании с грече­ской культурой, завоевав Грецию во II в. до н. э., не только не уничтожил эту культуру, но даже влил в нее новые силы и обеспечил продолжение ее ав­тономного развития из нового центра — Констан­тинополя. Кстати, город Афины, хотя и потерял свое значение, в ознаменование его заслуг получил статус свободного города.

Римская империя (рис. 1.6) выросла из ядра циви­лизации, сложившегося в долине Тибра и Средней Италии (область Лацио) значительно позже, чем критско-эгейская культура, — в V—III вв. до н. э. С самого начала ее развитие было связано с влия­нием греческой цивилизации, уже в VI в. до н. э. занимавшей и всю Южную Италию (именно этой области латины дали название Великая Греция, ко­торое позже распространилось и на основную бал­канскую страну эллинов). В основу письменности был положен видоизмененный греческий алфавит, а с введением школ греческого типа в них наряду с латинским изучали и греческий язык. Немалое влияние на формирование римской цивилизации оказала и культура этрусков, чье государство было расположено в Северной Италии. Греческую идею демократии римляне продвинули вперед, впервые в мире создав централизованную республику с парламентом — сенатом, а ополчение греческих полисов заменили профессиональными легионами. Именно с этого времени в европейскую цивилиза­цию вошли муниципии, постепенно распростра­нившиеся на всю Италию. Первые заморские владения — Сицилия, Сардиния, Корсика — были отвоеваны у Карфагена в середине III в. до н. э. В начале И в. до н. э. Рим оккупировал почти всю Испанию, а затем Балканский полуостров. В 146 г. до н. э. Рим штурмом взял столицу своего главного врага на Средиземноморье — Карфаген — и по ре­шению сената уничтожил ее. Далее экспансия про­должалась и на запад — в сторону Галлии, и на восток — в сторону Малой Азии и Сирии. В 45 г. до н. э. Цезарь, внесший немалый вклад в завоева­ния, был провозглашен первым императором Рима. К 138 г. н. э., когда силы экспансии иссякли и на­чалось сооружение крепостей на границах, Рим­ская империя простиралась от Англии и Испании до Египта, Палестины, Колхиды и Великой Арме­нии. В этот период были созданы многие римские

города, сыгравшие большую роль в становлении и] развитии западноевропейской цивилизации, в том! числе Валенсия, Лион, Бордо, Белград, Майнц, ] Кобленц, Кельн, Лондон. Римляне же создали и основную сеть европейских дорог к западу от Рей-1 на и к югу от Дуная. Кризис Римской империи был вызван, с одной сто-. роны, разложением рабовладельческого строя, а с другой — вторжением в ее пределы германских пле­мен — варваров. Подорванный заговорами, междо- • усобицами и восстаниями рабов, столичный Рим все больше приходил в упадок, власть в сенате пе­решла к провинциальному большинству, появилась даже целая династия «императоров-иллирийцев», происходивших из провинций на Дунае. В 330 г. Константин I перенес столицу в специально по­строенный им на месте древнего Византия Конс­тантинополь, и фактически с этого времени (фор­мально — с 395 г.) Римская империя разделилась на Западную и Восточную, причем столица первой была перенесена в Равенну. В 410 г. полчища вест­готов взяли Рим и разграбили его.

Греческая и Римская империи сыграли мощ­ную регионообразующую роль в Европе, причем каждая из них заложила основы особого субре­гиона, что отчетливо проявилось при распаде Римской империи и в судьбе ее западной и вос­точной частей. Западная Римская империя пос­ле расцвета европейского рабовладения тяжело переживала кризис и ожесточенно сопротивля­лась всему новому — рождавшимся феодальным отношениям, христианству, наступлению вар­варских культур. Рим еще долго продолжал оста­ваться рабовладельческим и языческим. При этом, правда, он все еще был самой большой культурной силой Западной Европы и оказал ог­ромное влияние на процесс формирования на­ций, которые начали складываться здесь после Великого переселения народов. До IX в. латин­ский язык продолжал оставаться официальным языком образовавшихся на развалинах империи государств и дал жизнь их собственным языкам и письменности (вся романо-германская груп­па). Да и затем латынь, перестав быть живым языком, осталась европейским, а позже и все­мирным языком международных отношений, католической церкви и науки. А когда в X в. во­круг Германии сложилось самое крупное в тог­дашней Европе объединение земель, его для престижа нарекли Священной Римской импери­ей германской нации, и ее императоры отправ­лялись короноваться в Рим, даже если его при­ходилось брать с боя.

Генезис и формирование региональных цивилизаций

29

Восточная Римская империя даже на бывших землях греческого ядра цивилизации не достиг­ла того апогея развития рабства, через который прошел Рим. Тем более рабство не стало трудно­преодолимым тормозом инноваций в новом центре, сложившемся вокруг Константинополя. Уже в 325 г. христианство здесь было объявлено государственной религией, Константинополь стал вселенским центром распространения пра­вославия, а затем и столицей первой могуще­ственной феодальной империи Европы — Ви­зантии, просуществовавшей целое тысячелетие. К середине VI в. власть Византии распространи­лась почти на все территории бывшей Римской империи к югу от Карпат, Альп, Пиренеев.

И Рим, и Равенна стали провинциями Византии и наконец получили полную свободу распрост­ранения христианства. Поначалу под покрови­тельством Константинополя здесь стало вне­дряться православие (в Равенне до сих пор со­хранились православные храмы того времени), но после завоевания Италии франками и посе­ления пап в Риме (VIII в.) консолидировался и порвал отношения с Константинополем католи­цизм. Влияние Византии, православия, грече­ского языка устремилось на придунайские об­ласти, Днепр и Волхов, где складывались новые очаги цивилизаций, как правило, 'миновавших стадию рабовладения и потому быстро набирав­ших силы при феодализме.

<< | >>
Источник: В. В. Вольский. Социально-экономическая география зарубежного мира. 2003

Еще по теме РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ ИМПЕРИИ:

  1. 2.3. Эпоха поздней Древности
  2. Примечания
  3. Империя Цинь (III в. до н.э.).
  4. Империя старшей династии Хань (II в. до н.э. - начало I в. н.э.).
  5. Глава /' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНО-РИМСКОЙ ИМПЕРИИ в начале VI века и. в.
  6. Искусство Римской империи
  7. Кризис рабовладельческих отношений
  8. ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО: МЕРОВИНГИ
  9. Эпоха поздней Древности
  10. ФЕОДАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  11. Лекция 5. Подходы к теме. Эпоха древнего мира